Хозяйство россии. Что такое экономика В каких отраслях работают ваши родители
1. Разгадай кроссворд и ты узнаешь, что такое экономика.
С помощью учебника допиши определение.
Экономика – это хозяйственная деятельность людей.
2. Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.
3. Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.
- Лесное хозяйство — отрасль экономики, которая занимается лесом: изучает леса, заботится об их воспроизводстве, охраняет лес от вредителей и пожаров, регулирует использование лесов в хозяйственных целях.
- Связь — отрасль экономики, которая развивает и регулирует средства связи: радио, телевидение, Интернет, телефония и т.д.
- Общественное питание — отрасль экономики, занимающаяся производством и реализацией кулинарной продукции: рестораны, кафе, столовые, буфеты, кондитерские, булочные, кафетерии, пельменные и т.д.
- Жилищно-коммунальное хозяйство — отрасль экономики, обеспечивающая работу инженерной инфраструктуры в населённых пунктах: системы горячего и холодного водоснабжения; подачу в дома тепла, электричества, газа; системы уборки мусора и благоустройства территорий.
- Банковский сектор — отрасль экономики, обеспечивающая работу банков и финансовой системы страны. В него входят государственные и частные банки, Центральный банк Российской Федерации и другие учреждения.
- Бытовое обслуживание населения — отрасль экономики, отвечающая за предоставление различных услуг для населения: услуги по ремонту (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), транспортные услуги (такси, перевозка мебели и крупных предметов), услуги химчистки и прачечной, услуги по ремонту и отделке квартир, услуги парикмахеров, маникюрные услуги, услуги проката велосипедов, мопедов и самокатов, прочие услуги.
4. Наш предприимчивый Попугай предлагает задание. Собери на с. 69 маленькую коллекцию монет. Для этого положи под страницу разные монеты и с помощью простого карандаша сделай их отпечатки.
5. Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.
Моя мама работает преподавателем в отрасли экономики «Образование», а папа работает программистом в отрасли экономики «Информационные технологии».
6. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).
Страны |
Денежные единицы |
Венгрия | Форинт |
Бразилия | Реал |
Индия | Рупия |
Китай | Юань |
Польша | Злотый |
Швейцария | Швейцарский франк |
Япония | Йена |
Дополнительная информация: сообщение о денежных единицах мира.
План сообщения:
- Что такое денежная единица и для чего она нужна
- Доллар
- Евро
- Фунт стерлингов
- Российский рубль
Самые известные денежные единицы мира
Когда то давно люди ничего не знали о деньгах. Они обменивались товарами: молоко меняли на яйца, муку на одежду, а мясо на глиняные горки. Со временем разнообразие товаров стало так велико, что меняться товарами стало неудобно и люди придумали универсальное средство сравнения стоимости вещей и услуг — деньги.
Деньги, или денежные единицы, — это эквивалент, при помощи которого можно измерить и сравнить стоимость любых товаров и услуг. В каждой стране приняты свои денежные единицы: в России рубль, в США доллар, в Чехии крона, в Италии лира и т.д. При этом денежные единица (валюты) разных стран можно обменивать между собой по специально установленной цене (валютному курсу) и покупать на них товары из других стран.
Самыми распространёнными в мире считаются пять денежных единиц: доллар США, европейский Евро, английский фунт стерлингов, японская Йена и швейцарский франк. Эти валюты легко обмениваются на любую другую валюту мира.
Доллар США — довольно старая денежная единица. Он стал официальной валютой Соединённых штатов Америки ещё в 18 веке, а до этого долларами называли разные монеты во многих европейских странах. Сейчас доллар является национальной валютой более 20 стран, а также считается международным платежным средством.
Евро — это очень молодая валюта. Полноправным платежным средством Евро стало только в 2002 году. Придумана Евро было специально в качестве единой денежной единицы стран Европейского союза. Сейчас Евро является официальной валютой 29 стран, большинство из этих стран входят в Европейский союз.
Фунт стерлингов — это национальная денежная единица Соединённого Королевства Великобритания. Эта монета появилась в 12 веке и изначально её название обозначало «фунт чистого серебра». Монеты действительно чеканились из настоящего серебра и 240 штук таких монет должны были весить ровно фунт (примерно 350 граммов). Так что фальшивые фунты стерлингов можно было легко определить с помощью весов. Сейчас фунт стерлингов является самой дорогой валютой мира и, к тому же, одной из самых стабильных.
Российский рубль — официальная денежная единица нашей страны. Рубль имеет почти такую же долгую историю, как и английский фунт стерлингов — рубль известен с 13 века. За многие века своего существования рубль много раз менял и свой облик, и свою стоимость. Например, в 16 веке на 1 рубль можно было купить живую корову или лошадь, в 80-е годы прошлого века на рубль можно было купить пол килограмма колбасы или отлично поесть в столовой, а сейчас на на 1 рубль можно купить разве что коробок спичек, да и то не во всех городах России.
Рубль используется в качестве национальной денежной единицы не только в России, но и в некоторых других странах: в Белоруссии используется белорусский рубль, в Молдове — приднестровский рубль. Сейчас наше государство стремиться к тому, чтобы сделать российский рубль такой же мировой валютой как и доллар евро или фунт стерлингов.
Каждая семья имеет свое хозяйство. Это хозяйство может расти и увеличиваться, но не потому, что члены семьи получают какие-либо прибыли, а только благодаря повышению заработка членов семьи и семейной экономии.
Ребенок есть член семьи, значит, участник семейного хозяйства. Хозяйственное воспитание детей должно заключаться в воспитании не только хозяйственные члена семьи, но и в воспитании хозяина гражданина.
Многие родители думают, что воспитательная работа происходит только во время бесед и разговоров с детьми, во время управления их игрой или их отношение к людям. Во всех этих областях действительно много можно сделать педагогически полезного, но эта польза будет ничтожна, если ребенок не воспитывается и в хозяйственной области.
Семейное хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина хозяина.
С помощью правильного руководства в области семейного хозяйства воспитываются: коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентированию, оперативная способность.
Итак, мы рассмотрим отдельно каждую из этих важных качеств характера.
Коллективизм. В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом. Противоположностью коллективизма является индивидуализм. В некоторых семьях за недостаточного внимания родителей к этим вопросам воспитываются такие индивидуалисты. Если ребенок до самого детства не знает, откуда берутся средства семьи, если она привыкает только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если она не связывает свою семью со всем обществом, если она растет жадным потребителем, - это является воспитание индивидуалиста, который затем может нанести много вреда и всему обществу, и себе самому.
Это очень ошибочный и вредный путь воспитания, и больше и быстрее от этой ошибочности страдать родители. Только воспитание коллективиста может быть правильным воспитанием в нашей стране, и родители должны регулярно проводить это воспитание. Для этого есть следующие рекомендации: как можно раньше ребенок должен узнать, где работает отец и мать, и в чем заключается эта работа, насколько она тяжелая, которое в ней напряжения, достижения. При первой возможности родители должны познакомить ребенка с некоторыми своими коллегами и сотрудниками, рассказать о значении их работы. Вообще как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, составляют не только удобную вещь, которую можно потратить, но и составляют заработок на основе большого и полезного общественного труда. Родители всегда должны найти время и простые слова, чтобы рассказать ребенку о случившемся.
Быстрее ребенок должен ознакомиться с семейным бюджетом. Она должна знать заработок отца и матери. От нее не надо скрывать финансовый семейный план, а, наоборот, постепенно привлекать ее к обсуждению семейных финансовых заметок. Она должна знать, в чем нуждается родитель, насколько это требование большая и неотложная и должна научиться отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей, чтобы лучше удовлетворить потребности других членов семьи.
Если семья живет в очень хороших материальных условиях, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этими условиями перед другими семьями, чтобы она привыкала хвастаться своим костюмом, своей квартирой. Она должна понимать, что в семейном богатстве нет никаких оснований для чванства.
Но если семья по разным причинам едва удовлетворяет свои потребности, следует добиваться, чтобы ребенок не завидовала другим семьям и не хотела перейти к ним. Ребенок должен знать, что в упорной борьбе за улучшение жизни больше гордости, чем в излишней копейке.
Честность. Честность не падает с неба, она воспитывается в семье. Родители должны внимательно следить за развитием честности у ребенка. Они ничего не должны умышленно скрывать от ребенка, но и должны приучать ребенка ничего не брать без разрешения, даже также это лежит перед глазами, не замкнутый, не закрыт. Можно специально оставлять на виду всякие соблазнительные вещи и приучать ребенка относиться к ним спокойно, без жадного желания. Еще раз обращаем внимание родителей на то, что честность надо воспитывать с самого раннего возраста.
Заботливость. Кстати, составляющих хозяйство семьи, постепенно стареют и должны заменяться новыми. Новые вещи надо купить, значит, потратить определенное количество заработанных родителями или другими членами семьи денег. Надо, чтобы ребенок с детства приучалась разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили ею. Самая главная черта заботливости: она не похожа на жадность. Надо, чтобы ребенок заботилась больше о других членах семьи, чем о себе, а особенно, чтобы она заботилась о совместных вещи семьи.
Бережливость. Бережливость есть особый вид заботливости, только заботливость оказывается больше в мыслях, в рассуждениях человека, а бережливость оказывается в привычках. Можно быть очень рачительным хозяином и одновременно совсем не иметь привычек бережливости. Эти привычки надо воспитывать с самого раннего. С самого раннего возраста ребенок должен уметь есть, не пачкая скатерти или костюма, она должна уметь пользоваться вещами, не загрязняя и не ломая их. Эти привычки даются с определенными трудностями, и все-таки надо добиваться во что образование этих привычек. Привычка образуется благодаря многократным упражнениям.
Бережливость должна распространяться не только на вещи своей семьи, но и на вещи людей и особенно на предметы общественного пользования. Поэтому никогда не позволяйте небрежно относиться к вещам на улице, в парке, в театре.
Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, но еще и в том, что человек и без наказания чувствует себя неловко, когда по его вине испортилась или уничтожена вещь. Именно такую ответственность надо воспитывать у гражданина, и именно поэтому не следует наказывать за порчу вещей, а надо, чтобы ребенок сам увидела ущерб, который она нанесла небрежным обращением с вещью, и пожалела о своем халатность. Об этом ребенку нужно, конечно, сказать, надо объяснить ей все результаты нерадивости, но еще полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует эти результаты.
Крайне важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагивают интересы других членов семьи или даже интересы общественные. Если в семье есть правильный коллективный тон, это воспитание осуществлять очень трудно.
Способность к ориентированию. Это важнейшая способность, без которой не может быть хорошего хозяйственника. В чем она заключается? Она заключается в умении видеть и понимать все подробности, окружающих данный случай. Когда человек что-то делает, она не должна забывать и о том, что за ней и рядом с ней тоже есть люди и тоже чем-то заняты. Ориентирования невозможно, если человек привык видеть только то, что происходит вокруг, не видит и не чувствует. В хозяйственной деятельности способность к ориентированию имеет большое значение. Делая одно дело, ребенок не должен забывать и всех других своих дел и дел окружающих людей.
Оперативная способность. Такая способность нужна для воспитания длительных хозяйственных работ, выходящих за пределы одного короткого поручения. Уже с семи-восьми лет, а часто и раньше, надо давать ребенку такие длительные задачи, например: поливать цветы, содержать в порядке книги, кормить кошку, смотреть за младшим братом. Особенно важная отрасль денежных затрат. Здесь автор настойчиво советует каждой семье дать ребенку определенную самостоятельность в расходовании денег для удовлетворения его собственных, а в некоторых случаях и общих семейных потребностей. Для этого надо один или несколько раз в месяц выдавать ей определенную сумму денег с точным указанием, на что эти деньги нужно тратить.
Надо при этом следить за тем, как выполняет мальчик или девочка порученные задания, не злоупотребляют ли они свободой на развлечения, а не на деле. Иногда такие ошибки бывают из-за того, что сумма предназначена неправильно, но бывает и так, что мальчик просто недостаточно серьезно относится к своему права и своих возможностей. В таком случае следует надоедать ребенку постоянными проверками, а тем более постоянным недоверием. Надо просто уметь видеть поведение ребенка в порученной ей отрасли.
Хозяйственная деятельность семьи - это важнейшая арена для воспитательной работы. Именно в семейном хозяйстве воспитываются:
Коллективизм, то есть реальная солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества. Коллективизм воспитывается методом приближения ребенка к условиям деятельности родителей, методом участия ребенка в семейном бюджете, скромностью во время изобилия и достоинством при нужд в семье;
Честность, то есть откровенное, искреннее отношение к людям и вещам;
Заботливость, то есть постоянная внимательность к семейных нужд и плана их удовлетворения;
Бережливость, то есть привычка беречь вещи;
Ответственность, то есть чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;
Способность к ориентированию, иначе говоря, умение охватывать вниманием группу вещей и вопросов;
Оперативная способность, то есть умение распорядиться временем и работой.
Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервозности.
1. Какие предприятия расположены в вашем районе, городе? Когда они возникли? Какие виды продукции и какого назначения они выпускают?
Предприятие — это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в ус-тановленном законом порядке. Как пра-вило, это юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью, акци-онерное общество и т. п.), т. е. имеет в соб-ственности, полном хозяйственном веде-нии или оперативном управлении обособ-ленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и вы-ступает в суде от своего имени.
Все предприятия выпускают какую-ли-бо продукцию или оказывают услуги (которые тоже можно считать продук-том). Размер предприятия может быть различным, начиная с одного сотрудника. В таблице 1 приведены сведения о десяти самых крупных (по числу работающих сотрудников) предприятий России. Запол-ните подобную таблицу для предприятий своего района (информацию о них можно найти в местных газетах, справочниках, на интернет-сайтах).
2. Попытайтесь провести классификацию пред-приятий вашего города, района: по отраслям хозяй-ства, по секторам. Какая из этих классификаций вам кажется более подходящей: для изучения; для выяв-ления проблем: для прогнозирования развития хо-зяйства?
Предлагается определить принадлежность к отраслям и секторам восьми предприятий. Вы можете заполнить подобную таб-лицу для предприятий вашего города или района. Например, для десяти крупней-ших предприятий г. Москвы и Москов-ской области эта таблица будет выглядеть так:
Трудовые ресурсы во многом зависят от спроса и предложения рабочих мест. По-рой изменения промышленной ориен-тации регионов приводят к трагедиям. Так, в угледобывающих районах (Воркута) закрытие нерентабельных угольных раз-резов оставляет не у дел и без зарплаты ог-ромное количество шахтеров. Они вынуж-дены переквалифицироваться и искать себе другую работу или уезжать в дру-гие районы. Сильно отразилась пере-стройка на занятости, а следовательно, и на уровне жизни специалистов. Закры-тие большого числа научнопроизводствен-ных предприятий военно-промышленно-го комплекса заставило ученых и людей редких профессий искать новую работу. Началась так называемая «утечка моз-гов» за границу.
Предприятие | Местопо-ложение | Отрасль специализа-ции | Количе-ство за-нятых | Виды продукции |
«ГАЗ» | Нижний Новгород | Автомобиле- строение | 96 000 | Автомобили «ГАЗ», «Волга» |
«ВАЗ» | Тольятти | Автомобиле-строение | 93 000 | Автомобили «Жигули» |
«КАМАЗ» | Набереж-ные Челны | Автомобиле-строение | 90 000 | Автомобили «Камаз», «ОКА» |
«ЗИЛ» | Москва | Автомобиле-строение | 79 000 | Автомобили |
Магнитогорский металлургический комбинат | Магнито-горск | Черная металлургия | 52 000 | Сталь, прокат |
Норильский горно-металлургический комбинат им. А. П. Завенягина | Норильск | Цветная металлургия | 50 000 | Никель, кобальт, медь и др. |
«ИЖМАШ» | Ижевск | Автомобиле-строение | 47 000 | Легковые автомобили, мотоциклы, охот-ничьи ружья, станки и др. |
«Северсталь» | Череповец | Черная металлургия | 39 000 | Сталь, прокат |
«Уралтракт» (Челябинский тракторный завод) | Челябинск | Тракторо-строение | 38 000 | Тракторы, мотоциклы |
«Северное машпредприятие» | Северо-двинск | Судостроение | 38 000 | Морские суда, подводные лодки |
Материал с сайта
Предприятие | Отрасль хозяйства | Примечание |
«ЗИЛ» | Машино-строение (автомобилестроение) | Тяжелые и мини-грузовики, бытовая техника |
Воскресен-ский химком-бинат | Химическая промыш-ленность (производ-ство мине-ральных удобрений) | Одно из крупней-ших в России предприятий по производству минеральных удобрений. Выпускает супер-фосфат, микро-удобрения, фос-форно-калийные удобрения, серную кислоту (самую дешевую в стране) |
Петелинская птицефабрика | Сельское хозяйство (птицевод-ство) | Яйца и мясо птицы |
МГУ им. М. В. Ломо-носова | Просвеще-ние (наука) | Крупнейшее в России учебное заведение |
Электрометал-лургический завод им. И. Ф. Тевосяна | Черная металлургия | Сталь, прокат |
3. Оказывают ли изменения в структуре хозяйства влияние на трудовые ресурсы? Как вы думаете, ка-кие требования выдвигаются к трудовым ресурсам по мере развития хозяйства?
В общем случае по мере развития хозяйства требуются все более квалифи-цированные рабочие кадры, свободно вла-деющие современной техникой и обла-дающие широким кругозором. В боль-шинстве случаев многим специалистам для того, чтобы соответствовать современ-ным требованиям, приходится периодиче-ски повышать свою квалификацию.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском