Госдолг беларуси к ввп. Госдолг Белоруссии: рефинансировать или объявить дефолт. Власть сохраняет спокойствие

Даже той информации, которая есть в открытом доступе, достаточно, чтобы понять – с долгами у нас все плохо. И если призрак дефолта еще не бродит по Беларуси, то как минимум уже подбирается к нашим границам.


Государственный долг есть у подавляющего большинства стран. Его отсутствием могут похвастаться разве что отдельные автономные территории и далекие острова в Тихом океане, но...

Больше половины ВВП

Экономика каждой страны уникальна. Чтобы сравнить страны между собой по размеру государственного долга, обычно применяется такой показатель, как отношение госдолга к ВВП.

Если исходить из национальной статистики, госдолг Беларуси по итогам 2015 года составил 53,2% ВВП. Оценка МВФ почти такая же: 53,7% ВВП, из которых 39,2% приходится непосредственно на долг правительства, а еще 14,5% – на долю займов, за которые правительство поручилось.

Бесспорным лидером тут является Япония, госдолг которой достиг 248,1% ВВП. На втором месте – Греция с показателем 178,4% ВВП. Третья позиция досталась Ливану – 139,1% ВВП. Нашумевший госдолг США составляет 105,8% ВВП, это 12-е место в мире.

Может показаться, что в Беларуси с госдолгом все прекрасно, но на самом деле картина не столь радужная. Многое зависит от способности страны обслуживать свои обязательства перед кредиторами .

Кроме того, нужно учитывать не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Например, та же Япония, мировой лидер по объему госдолга, является одним из крупнейших кредиторов США. Если произойдет взаимозачет, положение Японии может оказаться лучше, чем в Штатах.

Беларусь не является активным кредитором других государств, зато входит в число активных заемщиков.

Наиболее обширное понятие, охватывающее все обязательства перед внешними кредиторами, – это внешний долг государственного сектора в расширенном определении. Он включает в себя долг непосредственно правительства, а также долги Нацбанка, банков и предприятий с долей госсобственности свыше 50% и даже займы частных компаний, привлеченные под гарантии правительства.

Больше всех должно правительство

Внешний долг частного сектора, гарантированный государством, с июля текущего года составляет ровно 0 долларов. А вот долги самого государства гораздо более внушительны. По состоянию на 1 октября 2016 года, в структуре внешнего долга государственного сектора 62% задолженности или 13,9 млрд долларов приходится на долг непосредственно правительства.

Еще 20% долга или 4,44 млрд долларов задолжали государственные предприятия. Банки с государственным капиталом должны внешним кредиторам 3 млрд долларов или 13% общей задолженности. Самые скромные аппетиты у Национального банка, задолженность которого составила 1,1 млрд долларов или 5% от внешнего долга.

Совокупный объем внешнего долга государственного сектора в расширенном определении по итогам 3-го квартала 2016 года составил 22,5 млрд долларов. Это примерно 2370 долларов на каждого жителя страны или 5110 долларов на каждого работающего белоруса.

Исходя из того, что средняя зарплата в Беларуси по итогам октября составила 378 долларов, белорусам пришлось бы трудиться целый год и еще полтора месяца для того, чтобы заработать на полную выплату валового внешнего долга.

Впрочем, есть и хорошие новости. За последние два года внешний долг госсектора не показывал значительного роста. Текущие 22,5 млрд долларов – это примерно столько же, сколько было в начале года (22,6 млрд долларов), и даже чуть меньше, чем было в начале 2015 года (23,2 млрд долларов).

Долг сокращается благодаря усилиям банков и предприятий. С начала 2015 года больше всех сократил свою задолженность Национальный банк – почти в два раза или на 48,9%. Долг государственных предприятий за неполные два года уменьшился на 8,6%, долг государственных банков – на 1,4%. Наращивало долги только правительство – с января 2015 года показатель прирос на 6,3%.

Оплачивать валютные долги все сложнее

Высокий интерес государства к зарубежным займам во многом объясняется необходимостью расплачиваться по старым кредитам. Ежегодно Беларусь тратит на обслуживание валютной составляющей госдолга несколько миллиардов долларов. Например, по итогам 2016 года сумма платежей превысит 3 млрд долларов, в 2017 году составит 3,1 млрд долларов.

Искать средства на оплату валютных долгов государству непросто. Белорусская экономика не генерирует для этого достаточный объем валюты, да и иностранные инвесторы к нам не спешат. Включить печатный станок и напечатать недостающую сумму не выйдет – Нацбанк может эмитировать только национальную валюту, а речь идет об иностранной.

Значительных сбережений, которые помогли бы рассчитаться с долгами, у государства тоже нет. Объем ЗВР (это и есть валютная «заначка» правительства) сейчас составляет 4,8 млрд долларов ­– в 3 раза меньше, чем внешний долг государства. Это очень мало, и допускать дальнейшего снижения резервов нельзя.

Поэтому правительство вечно в поиске валюты. Большая часть старых долгов рефинансируется за счет привлечения новых займов.

Сначала стулья – потом деньги

Впрочем, не всегда внешние кредиторы готовы щедро распахнуть кошельки. Дело в том, что в мировой практике кредиты часто выдаются не просто так, а на конкретные цели. Например, на реформы. В кредитной программе четко прописываются условия, которые должен выполнить кредитополучатель.

Беларусь за последние годы успела заработать славу нарушителя оговоренных условий. Именно по этой причине мы до сих пор не получили последний транш кредита от ЕврАзЭс, который должен был поступить еще в 2013 году. И по этой же причине затруднены переговоры с МВФ относительно новой кредитной программы. Наученный горьким опытом фонд занял позицию: сначала реформы, а потом уж кредит.

Поскольку до реальных реформ правительство еще не созрело, приходится вертеться. В этом году хорошую поддержку оказал Евразийский фонд стабилизации и развития, который уже выделил 800 млн долларов и в будущем предоставит еще 1,2 млрд.

Однако этого тоже недостаточно: как мы помним, общий объем платежей по итогам 2016 года – больше 3 млрд долларов. Поэтому значительную сумму Минфину пришлось занять на внутреннем рынке. С помощью валютных гособлигаций правительство за январь-октябрь привлекло еще почти 1,4 млрд долларов.

Призрак дефолта приближается к границам

Практически вся остальная валюта выкупалась Национальным банком на внутреннем рынке в ходе биржевых торгов. В этом году из-за упавших зарплат белорусы активно продают валютную "заначку". По итогам января-ноября чистая продажа валюты со стороны населения составила 1,8 млрд долларов. А если учесть предприятия и нерезидентов, то «избыток» валюты достиг 2,25 млрд долларов.

Эти деньги скупил регулятор, но есть подозрение, что и этого оказалось недостаточно: при профиците валюты на внутреннем рынке и позитивной динамике нефти и российского рубля белорусский рубль с начала года упал к корзине на 13,7%. Давление на валютный курс – прямое следствие закредитованности государства.

К слову, помимо внешнего, существует еще и внутренний госдолг. Его объем по состоянию на 1 ноября составил 9,8 млрд рублей. Несмотря на то, что внутренний долг исчисляется в белорусских рублях, часть его тоже формируется в иностранной валюте – например, за счет облигаций, которые размещает на внутреннем рынке Минфин.

О том, какова на самом деле валютная составляющая внутреннего долга, можно только догадываться – государство о таких вещах предпочитает скромно умалчивать. Впрочем, и той информации, которая есть в открытом доступе, уже достаточно для того, чтобы понять – с долгами у нас все плохо. Призрак дефолта если еще не бродит по Беларуси, то как минимум подбирается к границам.



Внешний долг государства — это абсолютно все обязательства ее субъектов перед зарубежными кредиторами. Как формировался внешний долг Беларуси?

Формирование внешнего госдолга страны началось после распада СССР. Республика Беларусь в отличие от России не перебрала на себя долговые обязательства СССР, поэтому долговая нагрузка на экономику государства в течении 1996-2006 годов была весьма низкой и составлял менее 10% от ВВП.

В первой половине 1990-х государство практически совсем не брало кредиты у РФ и Европы. А в 1996 году президент России и вовсе списал даже те небольшие задолженности, которые были у страны.

Как правильно? Белоруссия — название на русском языке. Беларусь — название страны на белорусском языке. Официальное название - Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь).

Благодаря льготным ценам на энергоносители, предоставляемые от Российской Федерации, и быстро растущий рынок, у экономики Белоруссии появилась возможность в 2000-е годы развиваться без займов. По данным Министерства Финансов Беларуси на начало 2007 года внешний долг равнялся 6,5%.

В 2018 году внешний государственный долг РБ продолжает расти и превысил отметку в 40%. Правительством определен критический максиму, который не должен превышать внутренний и внешний государственный долг – его размер 45% от ВВП.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. );
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO - BYN, до 1 января 2000 года - BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года - BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Интересные факты:

  1. Внешний госдолг Республики Беларусь за 20 лет увеличился практически в 20 раз с 946 миллионов до 16,6 миллиарда $.
  2. Беларусь занимает 77 место в рейтинге стран по размеру внешнего госдолга.
  3. По данным на 2018 год внешний долг на душу каждого белоруса составляет свыше 4 тысяч $.

23.09.2019

Внешний долг страны - это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг - складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг - сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси - остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в , подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные - мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.

По данным Министерства финансов РБ можно составить следующую картину изменения и внешнего долга Республики Беларусь в текущем году:

Состояние государственного долга Республики Беларусь

Государственный долг, всего

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

млн. долл. США

* Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура валового внешнего долга Беларуси

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления - 33,9%;
  • Заимствования - 4,6%;
  • Долги - 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики - 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики - 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования . Как правило, обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

Было получено:

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая - 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Динамика внешнего госдолга

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

С начала 2016 года погашение внешнего государственного долга составило $ 892,4 млн.:

В январе-декабре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 4 040,7 млн.:

Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило $1 029,4 млн.:

За 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 2 353,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга в 2018 году составило $1 997,3 млн.:

В январе-июле 2019 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 559,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга январе-июле 2019 года составило $1029,4 млн.:

Внешний долг в Беларуси в 2019

Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году. Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от . Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 - начале 2017 года.

По итогам первой половины 2017 года госдолг Белоруссии достиг максимального показателя за четверть века независимости республики. Его размер составил 40,4% ВВП. В то же время правительство привлекает новые заёмные средства из-за рубежа. До 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития сэр Сума Чакрабарти. Ожидается, что стороны обсудят условия новых кредитов. Финансовые власти Белоруссии сохраняют спокойствие. Поводов для оптимизма несколько: это и рост золотовалютных резервов, и обнадёживающие объёмы экспорта товаров за границу. Как государству расплатиться по долгам без потрясений.

Символический визит

С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию - то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.

Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.

В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.


Самое примечательное в этом визите - упоминание о новых кредитах от ЕБРР. Дело в том, что всего несколько дней назад - 5 сентября - Совет министров Белоруссии утвердил соглашение с правительством России о предоставлении очередного государственного финансового кредита. Соответствующее соглашение было подписано 30 августа в Москве.

В конце августа российский кабмин одобрил выделение Белоруссии кредита в $700 млн на рефинансирование прежних заимствований. То есть для того, чтобы официальный Минск смог рассчитаться с Москвой по старым долгам перед ней же. Предварительное соглашение об этом было достигнуто в ходе переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года.

Но этот российский кредит «на возвращение старых долгов» оказался лишь одним из многих, взятых белорусскими властями в нынешнем году. Необычайно высокие темпы роста внешней задолженности вызывают тревогу у экономистов самого разного толка - как оппозиционных, так и поддерживающих политику властей.

Долги ставят рекорды

По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.

По состоянию на 1 июля величина внешнего и внутреннего госдолга, по данным Минфина, составила 40,4% ВВП. Это максимальное значение за все 25 лет белорусского суверенитета.

Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.

Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.


Всё начало меняться в 2007 году, когда после остановки процесса союзной интеграции в Москве пересмотрели цены на энергоносители для Белоруссии. Именно тогда, желая сохранить высокие темпы экономического роста и стабильность обменного курса белорусского рубля, официальный Минск начал активно привлекать кредиты.

В период с 2007 по 2011 год долговая нагрузка на экономику сильно выросла: если на начало 2007-го внешний и внутренний госдолг по отношению к ВВП составлял 6,5%, то в начале 2012-го - 27%.

Внешний госдолг за этот период вырос более чем в 20 раз: с менее $600 млн в начале 2007-го до более $12 млрд на начало 2012-го.

«Проценты и выплаты по кредитам легли тяжёлым бременем на экономику Белоруссии, которая уже не росла прежними темпами. С 2013 года ежегодные выплаты Беларуси по внешнему и внутреннему госдолгу превышают $3 млрд, - рассказал RT белорусский политолог Антон Платов. - Одалживать деньги прежними темпами уже не получалось, многие кредиторы перестали работать с Минском по политическим причинам, например, МВФ. Пришлось срочно подружиться с Китаем - Пекин выдавал кредиты, правда, только «связанные» (когда сами деньги остаются в Пекине, а белорусские власти могут их потратить на закупку китайских же товаров), зато без оглядки на такие вещи, как права человека».

В 2015 и 2016 годах произошла заметная девальвация белорусского рубля, из-за чего экономика страны в долларовом выражении «ужалась», а госдолг, номинированный преимущественно в валюте, заметно вырос по отношению к ВВП. Если в начале 2015-го внутренний и внешний госдолг по отношению к ВВП составлял 22,3%, то в начале 2016-го - уже 31,5%, а в начале 2017-го - 39,4%.


В начале нынешнего года Белоруссия частично рассчиталась по иностранным кредитам, но получила новые транши от России и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), а в июне разместила евробонды на $1,9 млрд.

Как результат, внешний госдолг вырос до рекордных $15,6 млрд, а уровень госдолга по отношению к ВВП достиг максимального значения за всю историю страны - 40,4%.

«Интересный момент: никто не может сказать, что Белоруссия должна столько-то, то есть назвать одну цифру. Потому что можно считать долги по множеству методик, - объяснил Антон Платов. - Например, нередко договорённости о кредитах достигаются главами стран или правительств, но оформляются, как кредиты от одного банка другому. Плюс банковские гарантии по сделкам - как их учитывать? Плюс кредиты, взятые за рубежом белорусскими госпредприятиями, по которым поручилось государство. Нюансов здесь множество, и цифры, соответственно, получаются разные».

Как расплачиваться

Ещё в 2015 году руководство Белоруссии озаботилось снижением уровня долговой нагрузки на экономику. Тогда правительство утвердило Стратегию управления государственным долгом на 2015-2020 годы, которая предполагала, что не менее половины внешнего долга будет погашаться за счёт внутренних ресурсов, а вторая половина - рефинансироваться (то есть выплачиваться за счёт новых займов).


План был хорош тем, что предполагал постепенное снижение уровня долговой нагрузки. Однако продолжавшиеся почти год (с весны 2016-го по весну 2017-го) нефтегазовые противоречия Минска и Москвы подкосили доходы белорусского бюджета, и республике вновь пришлось залезать в долги. Как результат, величина госдолга и в денежном выражении, и по отношению к ВВП пока продолжает расти.

Сейчас только на обслуживание госдолга идёт 10% расходов республиканского бюджета. В результате государство вынуждено существенно ограничивать в том числе социальные расходы, чтобы рассчитаться по накопленным долговым обязательствам.

Долговую нагрузку на экономику Белоруссии получится снизить тогда, когда эффективно работающие предприятия смогут обеспечить достаточные темпы экономического роста. Но для этого нужны реформы в реальном секторе - те самые, на проведение которых белорусское правительство уже брало деньги и у МВФ, и у ЕФСР.

Ещё один вариант, прямо связанный с предыдущим, - снижать фискальную нагрузку на экономику. Но решение вопросов о сокращении налогов и вообще о значительном стимулировании бизнес-активности в стране белорусский президент пока отложил на октябрь.


Власть сохраняет спокойствие

Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.

Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) - более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, - это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.

При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.

По данным Национального банка, международные резервные активы (золотовалютные резервы, ЗВР) Белоруссии на 1 сентября 2017 года составили $6,994 млрд в эквиваленте, увеличившись за август на $328,8 млн, или на 4,9%. Это максимальный объём ЗВР с октября 2013 года. За январь-август прирост резервов составил $2066,4 млн долларов, или 42%.

Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.

Ещё один повод для оптимизма белорусских властей - хорошие показатели по экспорту. В январе-июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года - до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе-июле прошлого года, сообщает Нацбанк.


Экспорт товаров за семь месяцев вырос на 20,8% - до $15,608 млрд, сальдо торговли услугами по итогам января-июля - $1,630 млрд. Показатель аналогичного периода прошлого года удалось превзойти на 37,7%.

Прирост в первом полугодии обеспечил многолетний драйвер белорусского экспорта (в прошлом году заметно падавший, а теперь восстанавливающийся) - калийные удобрения. Также значительно выросли поставки за рубеж белорусского масла, сыра, творога и ряда других традиционных для республики продуктов.

Будь в курсе актуальных событий.

На 1 ноября государственный долг Беларуси составил 41,9 млрд. рублей, и по сравнению с началом года он увеличился на 4,9 млрд., рассказали в Минфине . Больше всего у страны внешних долгов: сейчас зарубежным странам и партнерам мы должны 16,6 млрд. долларов. Причем с учетом курсовых разниц увеличение за год получилось немаленькое - 2,9 млрд. долларов.

При этом внутренний госдолг на 1 ноября составил 9,2 млрд. рублей. Он, надо заметить, за год уменьшился на 1 миллиард.

Долг очень большой, причем уже не только внешний, но и внутренний. Мы решили поинтересоваться у экспертов, это предел? Нам есть еще куда брать деньги? Или уже все, пора затянуть пояса и обходиться тем, что есть?

Брать можно сколько угодно. У нас долг занимает не такой большой процент от ВВП , разве что внешний равен где-то 40%. Но есть страны, где этот показатель равен и 200% ВВП, - рассказала «КП » Жанна Кулакова, финансовый консультант компании «ТелетрейдБел». - Но очень важно учитывать способность страны обслуживать свои долги. Уже сейчас очевидно, что в Беларуси собственных средств для обслуживания такого валютного долга нет. Почему госдолг Беларуси начал расти такими быстрыми темпами? Потому что в год нам надо платить 3 - 4 млрд. долларов, а наша экономика таких средств не генерирует. Вот и приходится брать новые долги, чтобы рассчитаться со старыми, - объясняет Жанна Кулакова. - Какие у страны есть ресурсы? Например, экспорт. Теоретически со всего, что экспортируем, мы должны получать валютную выручку. Но ведь есть еще импорт. А импорт и экспорт у нас примерно равны. И по большому счету внешняя торговля валютной выручки нам не приносит. Есть экспортные пошлины, которые также зачисляются в иностранной валюте. Но это небольшая сумма. Например, на 2017 год в бюджете было запланировано около 500-600 млн долларов экспортных пошлин. Еще один источник - это Нацбанк, который выкупает излишки валюты, которую сдает население. В прошлом году у населения, иностранцев и предприятий выкупили 2 млрд. долларов, в этом году за январь-октябрь – около 1,3 млрд. долларов. То есть по итогам года явно будет меньше, чем в 2016-м.

Вот и все валютные источники, которыми располагает правительство. А заплатить надо почти 4 млрд. долларов. Очевидно, что денег не хватает. Вот и приходится влезать в новые долги.

- Неужели нет других вариантов, кроме как рефинансировать старые долги?

Есть. Надо наращивать внешнюю торговлю, чтобы экспорт приносил выручку. Надо привлекать иностранные инвестиции, чтобы в Беларусь приезжали люди с валютой и развивали бизнес. Но все не так просто. Нельзя просто написать указ и поставить подпись. Надо серьезно работать над бизнес-климатом, общей экономической ситуаций, над имиджем страны за рубежом. Это долгий и тернистый путь. И пока ничего другого не остается, кроме как брать новые кредиты и отправлять их на погашение старых. Думаю, в ближайшее время этот подход сохранится.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Евро обновил годовой максимум

В пятницу, 1 декабря, по курсу Нацбанка доллар США был равен 2,0123 рубля. Это был годовой максимум американской валюты с начала 2017 года. Правда, до исторического максимума (2,2069 рубля), который был 11 февраля 2016 года, доллару еще далеко. К слову, после пятничных торгов на бирже доллар немного подешевел. Так, официальный курс американской валюты на выходные и понедельник установился в размере 2,0114 рубля.

Евро на последних торгах на неделе обновил годовой максимум - 2,3974 рубля. Напомним, что исторический максимум в 2,4956 рубля у европейской валюты был 13 февраля 2016 года.

А вот российский рубль в пятницу стоил больше всего за всю свою историю. Курс валюты страны-соседки составил 3,4356 белорусского рубля за 100 российских. Но на последних на неделе биржевых торгах российский рубль подешевел. Официальный курс на сегодня такой: за 100 российских рублей - 3,4351 белорусского.



Похожие публикации