Современный демографический кризис в развитых странах и странах с переходной экономикой. На тему: Демографическая ситуация в экономически развитых странах

В 70-90-е гг, проявился демографический кризис, затронув- ший экономически развитые страны и страны с переходной экономикой. Этот кризис заключается в резком уменьшении темпов роста численности населения в обеих группах стран и даже естественной убыли (в России, Украине, Венгрии, Германии, Швеции), а также в демографическом старении, сокращении или стабилизации трудовых ресурсов.

Демографическое старение (когда доля населения старше 60 лет составляет более 2% общей его численности) - это закономерный, исторически обусловленный процесс, имеющий необратимые последствия. Вместе с тем этот процесс ставит перед обществом серьезные социально-экономические проблемы - прежде всего увеличение экономической нагрузки на занятое население.

В связи с тем, что отмеченные страны (включая Россию) находятся на стадии демографического развития, свойственной всем индустриальным странам, большой естественный прирост населения на современном этапе невозможен.

В России снижение смертности и повышение рождаемости в пределах, в которых они реально возможны в нашей стране при самом благоприятном развитии событий, способны несколько уменьшить естественную убыль по сравнению с ситуацией 90-х гг. (но нс преодолеть ее). Единственным источником роста населения или хотя бы поддержания его неубывающей численности может служить только иммиграция. Что касается демографического старения, то ожидается, что в России в 2000-2015 гг. откроется «окно демографического благоприятствования». За этот период практически не изменится доля населения пенсионных возрастов и одновременно значительно вырастет доля населения трудоспособных возрастов. Этот период необходимо использовать для снижения смертности населения, особенно младших и средних возрастов (это несколько замедлит старенне), а также для реформирования системы социальной защиты и существенного повышения эффективности экономики.

Экономически развитые страны

Экономически развитые страны мира давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественного прироста населения (см. таблицу 1). До недавнего времени каких-либо очень существенных различий в этом отношении между ними почти не наблюдалось. Однако в последнее время в этой группе стран также стала происходить довольно сильная дифференциация, и ныне эту группу тоже можно подразделить на три подгруппы.

Таблица 1. Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения

В первую подгруппу входят страны, где еще сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка, для которой характерны, по крайней мере, средние показатели рождаемости и естественного прироста, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения. Примером страны такого рода могут служить США, где формула воспроизводства (рождаемость - смертность = естественный прирост) в конце 90-х годов сохранялась на уровне 15‰ - 9‰ = 6‰. Соответственно среднегодовой прирост населения составлял 0,6%. К этой же подгруппе можно отнести Канаду, Францию, Нидерланды, Норвегию, Ирландию, Швейцарию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне хотя бы 0,3--0,5%. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100--200 лет, а то и более (в Швейцарии -- через 250 лет).

Ко второй подгруппе нужно отнести страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения. К ним относятся в основном страны Европы, где суммарный коэффициент рождаемости еще в середине 90-х годов снизился до показателя 1,5. Некоторые из этих стран (например, Польша) еще имеют минимальное превышение рождаемости над смертностью. Другие же, которых гораздо больше, стали странами с нулевым приростом населения. Это Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Хорватия, Ирландия.

Наконец, третья подгруппа объединяет страны с отрицательным естественным приростом населения, или, проще говоря, с его естественной убылью (депопуляция). Суммарный коэффициент рождаемости в этой группе стран также предельно низкий. Число таких стран с «минусовым» приростом населения только в 1990--2000 гг. выросло с 3 до 15. Все они находятся в Европе.

Не будет ошибкой утверждать, что страны третьей (а фактически и второй) подгруппы уже вступили в полосу демографического кризиса, который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, а иногда прямо-таки обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению в населении доли лиц молодого возраста. Это явление демографы называют старением снизу. Далее, увеличение средней продолжительности жизни людей в условиях повышающегося уровня материального благополучия также привело к более быстрому, чем предполагалось, увеличению в населении доли лиц старшего («невоспроизводящего») возраста, то есть, как говорят, к старению сверху.

Однако пытаться объяснить наступивший кризис только демографическими причинами было бы неправильно. На его возникновение повлияли также многие социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные факторы, которые вызвали, в частности, такое явление, как кризис семьи. Средний размер семьи в странах второй и третьей подгрупп в последнее время уменьшился до 2,2--3 человек. Да и стала она гораздо менее прочной -- с увеличением числа разводов, широкой практикой сожительства без оформления брака, резким ростом числа внебрачных детей.

Если в начале 60-х годов число разводов на 1000 браков в странах зарубежной Европы колебалось в пределах от 100 до 200, то в конце 90-х годов оно возросло до 200--300. Еще более вопиющие данные о внебрачных детях, доля которых за это же время увеличилась в 5--10 раз. В Великобритании и Франции, например, доля внебрачных детей превышает 30%. Еще выше она в Дании -- 40%. Но «абсолютными чемпионами» в этом отношении были и остаются Швеция, Норвегия и Исландия с показателем свыше 50%.

Все эти причины и факторы в странах, перечисленных в таблице 2, сочетаются по-разному. Так, в Германии и Италии, по-видимому, действительно преобладает влияние демографических факторов. В постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и др.) сказалось то, что в 90-х годах им пришлось пройти через довольно мучительный этап реформирования политического строя и перехода от командно-плановой к рыночной экономике. То же относится к Литве, Латвии и Эстонии. А в странах -- членах СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) естественное ухудшение демографической обстановки совпало с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом 90-х годов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Р азмещено на http :\\ www . allbest . ru \

План

Введение

1. Демографическая ситуация в развитых странах, проводимая государством политика

2. Практическое задание

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящей работе предлагается к рассмотрению вопрос демографической ситуации, сложившейся в развитых странах, а также политику, проводимую государствами.

В качестве практического задания предлагается сравнительная характеристика двух экономических районов России - Центральной России и Северо-Западной России по следующим критериям:

Размер территории;

Природные ресурсы;

Народонаселение;

Хозяйство;

Агропромышленный комплекс;

Транспорт.

1. Демографическая ситуация в развитых странах, проводимая государством политика

Самая опасная демографическая угроза для демографической ситуации в мире -- это резкое снижение численности населения в развитых странах. Указанная глобальная негативная тенденция будет иметь наиболее существенное значение для мирового сообщества. Надвигающийся демографический кризис, обусловленный достаточно стремительным старением населения без компенсации новорожденными, прогнозируется для следующих стран:

Страны Евросоюза;

Китай (необходимо оговориться, что данная угроза достигнет значимого показателя только на рубеже 2030-2035г.г. и то, только в том случае, если текущие действия китайского руководства в рамках политики по стимулированию рождаемости не дадут какого-либо значимого эффекта);

Рисунок 2.1 - Негативные тенденции будущего населения мира (млн. чел.)

Рисунок 2.2 - Численность мирового населения (млрд. чел.)

Становится очевидным, что обладание ключевым и самым ценным ресурсом развития мирового сообщества - многочисленным населением трудоспособного возраста - будет монополией развивающихся стран. Даже низкое качество, с точки зрения критерия «профессиональной квалификации» (при том, что данный негатив может быть достаточно стремительно устранен), указанного ресурса в группе стране с низким уровнем доходов не девальвирует его значимость и ценность.

Наиболее важным является то, что обладатели ресурса не смогут поднять уровень доходов указанного населения и обеспечить нормальные условия функционирования в рамках своих национальных границ. Таким образом, социальная неудовлетворенность спровоцируют «выход» данной человеческой волны. Сценарий прекращения роста населения земли не изменит статус развивающихся стран как «монополистов человеческого капитала».

Тенденция снижения количества детей в семье затронули практически все индустриальные страны.

Рисунок 2.3 - Количество детей в семье (на одну женщину)

Рисунок 2.4 - Прогнозируемое ежегодное изменение численности населения (до 2020 г.), %

На протяжении последней четверти ХХ века Секретариат Организации Объединенных Наций неоднократно проводил опросы правительств всех государств мира - членов ООН об отношении к демографической ситуации в их странах: как правительства оценивают соответствие различных демографических процессов интересам их стран и считают ли они нужным проводить политику, направленную на сохранение или изменение существующего положения дел.

Суждения о главных тенденциях изменения позиций правительств выполнены на основании анализ ответов на вопросники ООН, выполненный сотрудником Отдела населения ООН Анатолием ЗУБАНОВЫМ и представленный на организованном этим Отделом совещании экспертов по теме "Ответ политики на старение и сокращение численности населения" (Нью-Йорк, 16-18 октября 2000 года).

Особое внимание в этом анализе было уделено странам с низкой рождаемостью. Даже в этих странах одни и те же или, во всяком случае, близкие по характеру процессы нередко по-разному оцениваются как общественным мнением, так и государственными институтами. А в зависимости от этих оценок формируется и разное отношение правительств к демографическим реальностям в их странах, их взгляды на то, нужно или не нужно проводить специальную политику, направленную на изменение или сохранение положения в демографической области, на возможные и допустимые меры такой политики.

Как известно, в мире есть страны, где население растет очень быстро, и страны, где, напротив, оно растет медленно, а то и вовсе сокращается. Неудовлетворенность испытывают правительства в обеих группах стран. Во все годы, когда выяснялось их отношение к темпам роста населения, меньше половины ответивших правительств считали положение с ростом населения в их странах удовлетворительным (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1 - Мнения правительств о темпах роста населения (1974-1999 г.г.), в процентах от общего числа ответивших стран

Слишком высокие

Удовлетворительные

Слишком низкие

Всего

Число стран

Мир в целом

Более развитые страны

Менее развитые страны

Особенно велика доля правительств, не удовлетворенных темпами роста населения, в менее развитых регионах мира. Здесь правительства обеспокоены, в основном, высокими темпами роста населения. Что же касается более развитых стран, то в них беспокойство связано, напротив, со слишком низкими темпами роста, но это беспокойство в 1999 году выразили всего 35% ответивших на вопросы ООН правительств, а в 1993 году их было и вовсе 12,5%, тогда как доля удовлетворенных все время остается довольно высокой.

Резкое изменение взглядов на динамику численности населения между 1993 и 1999 годами в развитых регионах обеспечили прежде всего страны Восточной Европы и бывшего СССР. В настоящее время все страны Восточной Европы (кроме Чехии) и две трети стран, бывших недавно республиками СССР, рассматривают темпы роста своего населения как слишком низкие. Показатели в этих странах и в самом деле - среди самых низких, в большинстве случаев там происходит убыль населения. Из остальных же европейских стран только Греция, Португалия и Австрия оценивают темпы роста своего населения как слишком низкие. Если же говорить о восьми крупных промышленных странах, то в 1999 году неудовлетворительными считало темпы роста своего населения только правительство России (см. таблицу 2.2).

Таблица 2.2 - Оценка темпов роста своего населения правительствами 8 развитых стран (1974 -- 1999 г.г.)

Страна

Слишком низкие

Слишком низкие

Удовлетворительные

Слишком низкие

Слишком низкие

Слишком низкие

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Германия

Удовлетворительные

Слишком низкие

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Южная Корея

Слишком высокие

Слишком высокие

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Великобритания

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Удовлетворительные

Высокие или низкие темпы роста населения обусловлены прежде всего уровнем рождаемости. Неудивительно, что правительства, не удовлетворенные темпами роста населения, выражают озабоченность и уровнем рождаемости в их странах. Но нередко эту озабоченность высказывают и те страны, которые темпами роста удовлетворены. В мире в целом доля правительств, рассматривающих уровень рождаемости в своих странах как слишком низкий, возросла с 11% в 1976 до 17% в 1999 году.

На примере 8 крупных стран с низкой рождаемостью, которая к тому же везде имеет тенденцию к дальнейшему снижению, можно видеть, что оценки правительств имеют тенденцию становиться все более тревожными. Если в 1976 году только Франция и Германия оценивали свою рождаемость как слишком низкую, Россия, Великобритания, Италия, США и Япония были удовлетворены ее уровнем, а Южная Корея даже считала свой уровень рождаемости слишком высоким, то в 1999 году уже пять из восьми стран оценивали свою рождаемость как слишком низкую (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3 - Оценка уровня рождаемости в своих странах правительствами 8 развитых стран (1976-1999 г.г.)

Страна

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Слишком низкий

Слишком низкий

Слишком низкий

Слишком низкий

Слишком низкий

Слишком низкий

Германия

Слишком низкий

Слишком низкий

Слишком низкий

Слишком низкий

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Слишком низкий

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Слишком низкий

Слишком низкий

Южная Корея

Слишком высокий

Слишком высокий

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Великобритания

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Удовлетворительный

Если страна выражает неудовлетворенность своим уровнем рождаемости, но ее не тревожат низкие темпы роста населения, то можно предположить, что в этой стране существует источник пополнения населения, иной, нежели рождаемость. Таким источником может быть только иммиграция.

Иммиграция действительно стала заметным явлением последних десятилетий ХХ века во многих странах и помогла поддерживать темпы роста населения, более высокие, чем позволял установившийся в них уровень рождаемости. Но при этом в развитых странах все время нарастала обеспокоенность объемом иммиграции. В 1976 году 17% правительств развитых стран оценивали уровень иммиграции как очень высокий, в 1999 - уже 27%. Внутри группы стран с низкой рождаемостью 30% (17 стран, в том числе Россия) считали в 1999 году, что уровень иммиграции слишком высок и только 2 страны (Молдавия и Украина) оценивали его как слишком низкий, остальные признавали этот уровень удовлетворительным.

В мире в целом выросло число стран, в которых правительства считают необходимым влиять на темпы роста населения. Но в основном это увеличение произошло за счет развивающихся стран, где правительства все чаще высказываются в пользу снижения темпов демографического роста. Одновременно росло и число стран, ответивших на вопросник ООН, и доля тех из них, в которых правительства считали нужным проводить политику замедления роста населения (см. таблицу 2.4).

Таблица 2.4 - Политика, которую правительства считают нужным проводить в своих странах в отношении темпов роста населения (1974-1999 г.г.), в процентах от общего числа ответивших стран

Снизить

Поддержать на данном уровне

Повысить

Не вмешиваться

Всего

Число стран

Мир в целом

Более развитые страны

Менее развитые страны

В развитых же странах с низкими темпами роста населения положение несколько иное. Здесь явно росло число сторонников невмешательства. Правда, в 90-е годы произошло некоторое увеличение числа стран из более развитых регионов (с 16% в 1993 году до 23% в 1999), которые высказались за политику, направленную на повышение темпов роста населения. Россия и большинство других стран Восточной Европы, Словения, Хорватия, а также Армения и Казахстан провозгласили политику, нацеленную на изменение существующей демографической ситуации, предотвращение уменьшения численности населения.

Вместе с тем доля государств, декларирующих необходимость повышения темпов роста населения, меньше доли государств, рассматривающих эти темпы как слишком низкие. Некоторые западные страны в 1990-е годы, в противоположность бывшим социалистическим странам Европы, перешли от политики стимулирования прироста населения к политике невмешательства. Характерен пример Франции, издавна известной активной позицией государства по отношению к демографическим процессам. Заполняя опросники ООН в 1976, 1983 и 1993 годах, ее правительство отвечало, что проводит политику по повышению темпов роста населения и рождаемости, а в 1999 объявило о позиции невмешательства в ситуацию.

Среди 8 крупных промышленных стран сейчас только Россия декларирует, как это было и в 70-е, и в 80-е годы (но не в первой половине 90-х), проведение политики, направленной на повышение темпов роста населения (см. таблицу 2.5).

Таблица 2.5 - Политика в отношении темпов роста населения, которую считают нужным проводить правительства 8 развитых стран (1974-1999 г.г.)

Страна

Повысить

Повысить

Не вмешиваться

Повысить

Повысить

Повысить

Повысить

Не вмешиваться

Германия

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Сохранять существующие

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Южная Корея

Понизить

Понизить

Понизить

Не вмешиваться

Великобритания

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Позиция невмешательства распространяется и на политику развитых стран в отношении рождаемости, а может быть и продиктована именно отказом большинства правительств пытаться повысить уровень рождаемости. Этим ситуация в развитых странах сильно отличается от ситуации в третьем мире, где главная причина беспокойства - высокая рождаемость.

На фоне растущей обеспокоенности низким уровнем рождаемости почти парадоксальным кажется, что число правительств - сторонников политики, направленной на повышение рождаемости, не только не росло, но даже убывало. Это видно, в частности, и на примере крупных промышленных стран. В 1976 году правительство России заявило о необходимости проводить политику, направленную на поддержание существующего уровня рождаемости, правительство Франции рассчитывало с помощью мер политики добиться его повышения, а правительство Южной Кореи - понижения. К 1999 году число правительств, не считавших нужным проводить политику, направленную на изменение уровня рождаемости, увеличилось с 5 до 7, и только правительство России заявило о поддержке политики в пользу роста рождаемости (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6 - Политика в отношении уровня рождаемости, которую считают нужным проводить правительства 8 развитых стран (1974-1999 г.г.)

Страна

Сохранять существующий

Повысить

Не вмешиваться

Повысить

Повысить

Повысить

Повысить

Не вмешиваться

Германия

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Южная Корея

Сохранять существующий

Не вмешиваться

Великобритания

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Декларируемое "невмешательство" большинства западных государств в вопросы рождаемости, отказ от политики воздействия на темпы роста или возрастную структуру населения не означает полного самоустранения государства из области демографической политики. Подчеркивается только отказ от преследования определенных количественных целей (что, возможно, связано с неэффективностью всех прежних попыток достичь таких целей).

"Правительство Великобритании не проводит политику в области населения в смысле активных попыток повлиять на численность населения, его возрастную структуру или компоненты её изменения, за исключением иммиграции... Оно также не выражает мнения, какая численность и структура населения желательны для Великобритании. Основная его забота - это благосостояние населения, хотя правительство и отслеживает тенденции демографического развития- Решения о рождении детей люди принимают сами, но задача правительства - обеспечить их информацией и средствами, чтобы решения были эффективными. В частности, правительство предоставляет услуги по планированию семьи- Правительство учитывает вопросы населения при выработке экономической и социальной политики".

Позиция правительства Великобритании , представленная на Каирской конференции по народонаселению и развитию 1994 года

Для стран с низкой рождаемостью иммиграция служит важным источником пополнения населения. Тем не менее все они сохраняют настороженность по отношению к иммиграции. Страны, которые принимали иностранцев на постоянное жительство, проявляют все большую селективность по отношению к иммигрантам, вводя те или иные ограничения.

Комиссия Европейского Союза в своем документе 1994 года отметила необходимость ограничения приема иностранцев, обосновывая это экономической ситуацией и положением на рынке труда.

В 1999 году из 57 стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства только 3 страны (Россия, Молдавия и Сингапур) сообщили, что имеют политику поощрения иммиграции, 46% (26 стран, среди которых большинство стран Восточной и Северной Европы, США и Канада) проводят политику поддержания существующего уровня иммиграции, 32% (18 стран, среди которых Белоруссия, Словения, Греция, Франция, Германия и др.) проводят политику снижения иммиграции и 18% (10 стран, в частности, Грузия, Хорватия, Нидерланды) не вмешиваются в этот процесс.

На примере 8 крупных промышленных стран видно, что, как правило, они предпочитают не расширять легальную иммиграцию, которая сейчас довольно строго контролируется, и противодействовать нелегальной иммиграции.

В то же время в 1999 году ни одна страна, за исключением Германии, не ставила задачи снижения количества мигрантов всех видов (см. таблицу 2.7).

Таблица 2.7 - Политика в отношении иммиграции, которую считали нужным проводить правительства 8 развитых стран в 1999 году

Страна

Политика по отношению к:

Иммиграции на постоянное жительство

Повысить

Германия

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Южная корея

Сохранять существующее

Великобритания

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Въезду лиц с разрешением на непостоянную работу

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Германия

Повысить

Сохранять существующее

Южная корея

Сохранять существующее

Великобритания

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Въезду иждивенцев лиц, имеющих разрешение на работу

Не вмешиваться

Сохранять существующее

Германия

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Южная корея

Сохранять существующее

Великобритания

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Въезду беженцев

Сохранять существующее

Германия

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Южная корея

Сохранять существующее

Великобритания

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Въезду вынужденных переселенцев

Останавливать

Сохранять существующее

Германия

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Южная корея

Сохранять существующее

Великобритания

Сохранять существующее

Сохранять существующее

Въезду нерегистрируемых или нелегальных мигрантов

Останавливать

Останавливать

Германия

Останавливать

Останавливать

Останавливать

Южная корея

Останавливать

Великобритания

Останавливать

Останавливать

Интеграции граждан других национальностей

Германия

Не вмешиваться

Южная корея

Не вмешиваться

Великобритания

Заявления правительств по поводу миграционной политики нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических дискуссий, и правительствам, формулирующим свою позицию в отношении иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение. Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических реальностей.

Значение иммиграции все лучше осознается в связи с процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации убывающих трудовых ресурсов. Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции, правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы, в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого вовлечения женщин в производство.

Тем не менее, они не могут отказаться и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения, расширяя селективную или временную иммиграцию.

2. Практическое задание

население рождаемость демографический

Провести сравнение экономических районов России (Центральная Россия и Северо-Западная Россия).

Таблица 2.1

Экономический район

Центральная Россия

Северо-Западная Россия

Размер территории

483 тыс. км 2

212 тыс. км 2 (самый небольшой по территории район России.

Природные ресурсы

Бурый уголь, торф, строительные материалы и фосфаты, соль.

На севере - лес и водные ресурсы. Железорудные ресурсы Курской магнитной аномалии.

Земельные ресурсы велики, благодаря умеренно континентальному климату с достаточным увлажнением, при правильной мелиорации и агротехнике позволяют получать хорошие урожаи зерновых, льна, картофеля, сахарной свеклы (на юге).

Бокситы, фосфориты, огнеупорные глины, известняки, сланцы, торф, биологические и лесные ресурсы.

Народонаселение

Резко преобладает городское население, в сельской местности наблюдается резкий недостаток трудовых ресурсов. Около 1040 городских поселений (в т.ч. 364 города). Важнейшее место среди городов занимают города - «миллионеры»:

Население района составляет 9,2 млн. человек (6,2% от числа жителей России). Основу населения составляют горожане. Национальный состав неоднороден: большая часть населения - русские, среди других наций преобладают коми,

Москва (8,8 млн. чел.), Нижний

Новгород (1,4 млн. чел.), вокруг которых сформированы городские агломерации.

В северной части региона есть небольшие селения, в южной - крупные села.

карелы, саами, ненцы.

Хозяйство

Специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении и (в меньшей мере) на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (химической, металлургической и лесной промышленности), исторически сложившейся легкой (текстильной) промышленности.

Особое место занимает наука и научно-техническое обслуживание, управление, высшее образование, культура и искусство, туристско-экскурсионная деятельность (недавно).

Машиностроительный комплекс выделяется наличием производственных и научно-производственных объединений на базе крупнейших машиностроительных заводов, а также тесной связью с научными,

Специализируется на многоотраслевом машиностроении. Здесь произведено 2/3 турбин и генераторов России и значительная доля оборудования для АЭС. Строительство морских судов, производство оптического и электронного оборудования (оборонный комплекс, в настоящее время проходит конверсию).

С машиностроением тесно связаны цветная металлургия и передельные заводы черной металлургии.

Химическая, текстильная, деревообрабатывающая, рыбная и фарфоро-фаянсовая промышленность, производство обуви и меховых изделий.

Многоотраслевой экономике соответствует многоотраслевая наука - имеется 400 научно-исследовательских институтов,

конструкторскими и проектными институтами и организациями.

Выделяется химическая промышленность, производящая каучук и шины, пластмассы, удобрения.

Топливно-энергетический комплекс использует, главным образом, топливо и энергию других районов. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС, АЭС.

занятых работами в области техники, энергетики, обороны, геологии, проблем Арктики и Антарктики, охраны природы, культуры и искусства.

Агропромышленный комплекс

1. Южная часть региона. Черноземные почвы, на которых производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы и 8-9% животноводческой продукции (мясо, молоко, яйца). На базе сельского хозяйства создана мощная пищевая промышленность (мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная).

2. Междуречье Оки и Волги. Сельское хозяйство носит, в основном, пригородный характер. Имеется мощная пищевая промышленность.

3. Север и запад региона. Льноводство и молочное животноводство.

Специализируется на мясомолочном животноводстве и льноводстве. В пригородных районах - на производстве овощей, картофеля, птицеводстве. Выращивается овес, ячмень, яровая пшеница, озимая рожь (основная зерновая культура региона).

Собственной сельскохозяйственной продукции региону не хватает.

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная сети, отходящие от Москвы, имеют радиальный характер, что обеспечивает эффективность внутрирайонных связей по перевозкам грузов и пассажиров. Направление Москва - Санкт-Петербург оснащено скоростной железной дорогой.

Главные водные перевозки осуществляются по Волго-Балтийской системе и каналу им. Москвы (западная часть региона).

Система авиалиний из аэропортов Москвы является крупнейшей в стране.

Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал (через Череповец-Вологду), Белоруссию и Украину (через Витебск-Оршу-Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (С-Петербург-Петрозаводск-Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (С-Петербург-Таллин, С-Петербург-Псков-Рига, С-Петербург-Псков-Вильнюс и далее - на Калининград).

Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её южными морями.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение

отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).

Заключение

В настоящей работе рассмотрен вопрос демографической ситуации, сложившейся в развитых странах, приведено официальное мнение правительств разных стран по этому вопросу, изменение этого мнения с течением времени, а также политика, которую правительства считают целесообразной для решения демографического вопроса.

В рамках практического задания проведено сравнение экономических районов России - Центральной России и Северо-Западной России по предложенным критериям.

Список используемой литературы

1. Симоненко, Н.Н. Экономическая география: Учеб. Пособие / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко, И.С. Меркушева, Н.Н. Онучина. - 3-е изд. перераб. и доп. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2010. - 105 с.

2. Сайт Организации Объединенных Наций URL: http://www.un.org (дата обращения: 01.03.2011).

3. Ресурс аналитического центра Фонда Инвестиционных Программ Investment Programmes Foundation URL: http://collaps2031.org (дата обращения: 24.02.2011).

4. Демографическая ситуация в развитых странах глазами их правительств. Статья на портале ПОЛИТ.РУ от 13.06.2001 URL: http://www.polit.ru/country/ 2001/06/13/464284.html (дата обращения: 01.03.2011).

Размещено на allbest.ru

...

Подобные документы

    Современное демографическое состояние социально-экономических систем в развитых странах. Повышение рождаемости в России. Причины невысокой рождаемости. Пособия по рождению детей. Варианты решения демографической проблемы и резервы повышения рождаемости.

    реферат , добавлен 28.09.2011

    Оценка демографической ситуации и сокращения численности населения в России и Свердловской области. Показатели рождаемости, смертности и старения. Демографическая политика государства. Демографическая ситуация в Байкаловском районе и селе Ляпуново.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района России. Оценка демографической ситуации в Поволжском экономическом районе. Численность населения, динамика рождаемости и смертности. Характеристика современного населения.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2009

    Анализ основных теоретико-методологических подходов к изучению факторов рождаемости. Рассмотрение особенностей динамики и современных тенденций изменения рождаемости в развитых странах. Пространственный анализ факторов, влияющих на ее интенсивность.

    дипломная работа , добавлен 22.05.2017

    Основные направления демографической политики Европы. Причины снижения рождаемости, естественного прироста и возрастания смертности и ухудшение здоровья в России. Процессы развития народонаселения в странах третьего мира и в наименее развитых странах.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Ознакомление с данными, отражающими реальную демографическую ситуацию в России в 1914-2004 гг. Исследование динамики показателей рождаемости и смертности населения с учетом региональных различий. Выявление причин миграции работоспособных жителей страны.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Методы исследования в демографии. Демографическая ситуация в Российской Федерации: причины и сущность демографического кризиса. Исторические причины развития массовой малодетности семей. Закон о базовом материнском капитале, налог на бездетность.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Рождаемость как один из важнейших демографических показателей, определяющий, режим воспроизводства населения. Снижение брачности – одна из характерных тенденций для развитых стран. Методика определения показателя доли мигрантов в структуре населения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Демографическое развитие России, прошлое и настоящее страны. Россия - страна низкой рождаемости. Роль внутренних миграций в становлении демографической ситуации. Рождаемость в постиндустриальном мире. Смертность в странах с переходной экономикой.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Особенности формирования населения Урала. Статистика роста населения городских поселений. Индустриальное развитие в годы войны, темпы роста населения в 60-70-е гг. Диагностика проблем демографической ситуации в регионе. Качественный состав населения.

Демографический кризис в современном мире*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

Экономически развитые страны мира, как уже было отмечено, давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественного прироста населения. До недавнего времени каких-либо очень существенных различий в этом отношении между ними почти не наблюдалось. Однако в последнее время в этой группе стран также стала происходить довольно сильная дифференциация, и ныне эту группу тоже можно подразделить на три подгруппы.

Таблица 1
Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения

В первую подгруппу входят страны, где еще сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка, для которой характерны, по крайней мере, средние показатели рождаемости и естественного прироста, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения. Примером страны такого рода могут служить США, где формула воспроизводства (рождаемость – смертность = естественный прирост) в конце 90-х годов сохранялась на уровне 15‰ – 9‰ = 6‰. Соответственно среднегодовой прирост населения составлял 0,6%. К этой же подгруппе можно отнести Канаду, Францию, Нидерланды, Норвегию, Ирландию, Швейцарию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне хотя бы 0,3-0,5%. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100-200 лет, а то и более (в Швейцарии - через 250 лет).

Ко второй подгруппе нужно отнести страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения. К ним относятся в основном страны Европы, где суммарный коэффициент рождаемости еще в середине 90-х годов снизился до показателя 1,5. Некоторые из этих стран (например, Польша) еще имеют минимальное превышение рождаемости над смертностью. Другие же, которых гораздо больше, стали странами с нулевым приростом населения. Это Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Хорватия, Ирландия.

Наконец, третья подгруппа объединяет страны с отрицательным естественным приростом населения, или, проще говоря, с его естественной убылью (депопуляция) . Суммарный коэффициент рождаемости в этой группе стран также предельно низкий. Число таких стран с «минусовым» приростом населения только в 1990-2000 гг. выросло с 3 до 15. Все они находятся в Европе (табл. 1).

Не будет ошибкой утверждать, что страны третьей (а фактически и второй) подгруппы уже вступили в полосу демографического кризиса , который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, а иногда прямо-таки обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению в населении доли лиц молодого возраста. Это явление демографы называют старением снизу . Далее, увеличение средней продолжительности жизни людей в условиях повышающегося уровня материального благополучия также привело к более быстрому, чем предполагалось, увеличению в населении доли лиц старшего («невоспроизводящего») возраста, то есть, как говорят, к старению сверху .

Таблица 2
Динамика численности населения и его естественное движение в России

Однако пытаться объяснить наступивший кризис только демографическими причинами было бы неправильно. На его возникновение повлияли также многие социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные факторы, которые вызвали, в частности, такое явление, как кризис семьи . Средний размер семьи в странах второй и третьей подгрупп в последнее время уменьшился до 2,2-3 человек. Да и стала она гораздо менее прочной - с увеличением числа разводов, широкой практикой сожительства без оформления брака, резким ростом числа внебрачных детей.

Если в начале 60-х годов число разводов на 1000 браков в странах зарубежной Европы колебалось в пределах от 100 до 200, то в конце 90-х годов оно возросло до 200-300. Еще более вопиющие данные о внебрачных детях, доля которых за это же время увеличилась в 5-10 раз. В Великобритании и Франции, например, доля внебрачных детей превышает 30%. Еще выше она в Дании - 40%. Но «абсолютными чемпионами» в этом отношении были и остаются Швеция, Норвегия и Исландия с показателем свыше 50%.

Все эти причины и факторы в странах, перечисленных в табл. 2, сочетаются по-разному. Так, в Германии и Италии, по-видимому, действительно преобладает влияние демографических факторов. В постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и др.) сказалось то, что в 90-х годах им пришлось пройти через довольно мучительный этап реформирования политического строя и перехода от командно-плановой к рыночной экономике. То же относится к Литве, Латвии и Эстонии. А в странах - членах СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) естественное ухудшение демографической обстановки совпало с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом 90-х годов.

Что же касается России, то в ХХ в. с демографической обстановкой ей, можно сказать, не повезло. Первая фаза демографического перехода завершилась в ней к началу ХХ в., но настоящего демографического взрыва за этим так и не последовало. Более того, на протяжении полувека Россия испытала три демографических кризиса: во время Первой мировой и Гражданской войн, в годы коллективизации деревни и жестокого голода и, наконец, в период Великой Отечественной войны. В 60-80-е годы демографическая обстановка в стране в целом стабилизировалась. Однако в 90-х годах разразился новый, причем особенно сильный, демографический кризис (табл. 2).

Из данных табл. 2 вытекает, что в 70 - начале 80-х годов демографическое положение России было относительно благоприятным. Так, в 1983 г. в РСФСР родилось 2,5 млн детей. Затем на рождаемости и естественном приросте населения благотворно сказались начало перестройки и борьба со злоупотреблением алкоголем. Однако с началом социально-экономического кризиса 90-х годов демографическая ситуация резко ухудшилась. Начиная с 1992 г. в России происходит абсолютная убыль населения. Можно добавить, что в РСФСР в 1988 г. на одну женщину приходилось еще 2 ребенка (в СССР в целом - 2,2 ребенка), а к концу 90-х годов фертильность женщин в стране снизилась до 1,24 ребенка, тогда как для устойчивого роста населения необходимо более двух. Согласно имеющимся прогнозам, численность населения России будет продолжать уменьшаться и в первые десятилетия XXI в., когда в зрелый возраст вступит малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы, а выходить из рабочего возраста будет самое многочисленное поколение, рожденное в 50-х годах. В результате к 2015 г. число жителей в России может уменьшиться до 138 млн чел.

По-видимому, обе демографические крайности - и взрыв и кризис - имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. Поэтому некоторые ученые выдвигают понятие демографического оптимума, который при единой его трактовке для разных регионов и стран может быть количественно неодинаковым.

* Очерк из готовящейся к переизданию книги «Географическая картина мира». - Прим. ред.

Мировые (глобальные) демографические проблемы затрагивают интересы всего человечества, поэтому их урегулирование возможно только общими усилиями. Понятие "глобальные демографические проблемы", подчеркивающее особое значение проблем народонаселения, стало использоваться в научной литературе в конце 1960-х - начале 1970-х гг.

В настоящее время внимание ученых многих стран направлено на изучение проблемы региональной дифференциации мировых процессов народонаселения и их воздействия на мировую экономику. Противоречия между тенденциями демографического развития отдельных стран усиливают ее неустойчивость, увеличивают разрыв в уровнях экономического развития между развитыми и развивающимися странами.

XX в. (особенно вторая половина) характеризуется значительным ростом населения Земли. Так, если в 1980 г. оно составляло 4,4 млрд чел., в 1985 г. - 4,8, в 1990 г. - 5,3, в 2000 г. - 6,1, в 2013 г. - 7,1 млрд, то к 2025 г. может составить более 8 млрд чел. Столь высокий рост численности населения Земли определяется темпами его увеличения в развивающихся странах. Современный "демографический взрыв" по своей силе и значимости существенно превосходит подобный "взрыв", произошедший в Европе в XIX в.

Резкий рост численности населения в развивающихся странах Африки, Азии, Южной Америки объясняется снижением (с помощью мирового сообщества) смертности и сохранением высокой рождаемости. Такое увеличение численности населения в этих странах осложняет решение стоящих перед ними социально-экономических задач, приводит к распространению опасных заболеваний, росту вооруженных конфликтов в них, снижению уровня жизни, превращению положительных явлений миграции и урбанизации в негативные и т.д.

Отрицательные последствия стремительного роста населения обусловливают необходимость постепенного перехода от его стихийного, неуправляемого роста к сознательному упорядочиванию воспроизводства населения. Для решения этой задачи требуются совместные действия всего мирового сообщества и, следовательно, создание международного механизма воздействия на процессы народонаселения. Однако основное условие достижения поставленной цели представляют собой социально-экономическое переустройство всех областей жизни населения развивающихся стран, разработка региональных моделей демографической политики.

Для экономически развитых стран Европы, Северной Америки, Японии и ряда других характерны иные проблемы - сокращение численности населения, обусловленное низкой рождаемостью и сопровождающееся старением населения.

Мировая демографическая ситуация требует серьезных научных исследований по таким вопросам, как: допустимые пределы численности населения Земли с учетом естественных ограничителей; вероятные сроки прекращения роста численности мирового населения; возможные пути сдерживания роста населения развивающихся стран; меры, направленные на снижение темпов сокращения численности населения экономически развитых стран.

В 1960-х гг. была сформулирована концепция пулевого роста населения , согласно которой уже к 2000 г. предполагалось завершение демографического взрыва в развивающихся странах и стабилизация численности всего населения Земли. Для достижения этих целей предлагался всеобщий контроль рождаемости. Разработчики концепции (например, Д. Дж. Боуг, Д. Медоус, Я. Тинберген) считали, что проводить политику сокращения рождаемости развивающиеся страны могут и при отсталой экономике без решения социальных вопросов, развития просвещения, образования и культуры.

Эта концепция была подвергнута резкой критике со стороны других исследователей (К. Кларк, П. Кууси, Дж. Саймон и другие). Опыт многих

стран показал, что без одновременных экономических, социальных и культурных преобразований смена типа воспроизводства населения невозможна .

В экономически развитых странах во второй половине XX в. отмечалось резкое сокращение темпов роста численности населения (в отличие от демографического взрыва в развивающихся странах). Это было связано с тем, что компенсаторный послевоенный всплеск рождаемости довольно быстро сменился ее падением до уровня, не обеспечивающего простое воспроизводство населения. Демографическое положение в развитых странах постепенно переходило в кризисное, что проявлялось в сокращении рождаемости, естественной убыли титульного населения, кризисе семьи и т.п.

Однако наиболее существенной проблемой развитых стран стало старение населения и все связанные с ним экономические и социальные трудности. Причины старения населения заключаются прежде всего в снижении рождаемости и смертности и увеличении продолжительности жизни.

К глобальным проблемам народонаселения относится и неконтролируемая урбанизация в развивающихся странах, кризис крупных городов в ряде развитых стран.

В экономически развитых странах с высоким уровнем урбанизации темп роста удельного веса городского населения можно характеризовать как незначительный. Этим странам в настоящее время свойственны процессы субурбанизации (опережающий рост населения пригородной зоны) и образование новых форм городского расселения - мегаполисов (слияние многих городов в один громадный), городских агломераций (скопление населенных пунктов).

В развивающихся странах ведущими являются количественные стороны процесса урбанизации, внешние его формы. Темпы роста городского населения в этих странах с громадными людскими ресурсами выше, чем в промышленно развитых государствах.

С одной стороны, в развивающихся странах урбанизация способствует прогрессу общества. Однако в большинстве из них урбанизация значительно опережает развитие экономики, а приток сельского населения превышает потребности городов в рабочей силе.

Урбанизация в развивающихся странах, при недостатке многих ресурсов, сопровождается рядом отрицательных явлений: скученностью населения, загрязнением окружающей среды, нехваткой питьевой воды, благоприятной почвой для распространения эпидемий и т.д.

Важнейшее следствие урбанизации - повышение территориальной подвижности населения, т.е. миграция.

Миграция населения - сложный и противоречивый социальный процесс, связанный с уровнем развития экономики, социально-экономической привлекательностью отдельных территорий, особенностями и неравномерностями размещения производительных сил в разных частях мира.

С одной стороны, миграция населения способствует формированию численности и возрастного состава населения промышленно развитых стран путем миграционного обмена населением с развивающимися странами, оказывает определенное положительное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение вновь прибывшего населения, способствует приобщению рабочей силы развивающихся стран к современной промышленной культуре, воспитанию экономических, технических и научных кадров для их растущей экономики.

С другой стороны, массовый неуправляемый приток мигрантов может обострить проблему занятости населения, порождая безработицу, оказывать сильное давление на социальную инфраструктуру стран приема, снижая тем самым уровень жизни коренного населения. Кроме того, массовая стихийная миграция может вызвать резкую неравномерность в распределении населения по территории. Это приводит в ряде случаев к всплескам социальной и политической активности населения, направленной против мигрантов, ужесточению миграционного законодательства принимающих стран.

Вышеприведенные отрицательные последствия неуправляемой миграции относят ее к числу мировых проблем народонаселения, оказывающих влияние на развитие демографических процессов.

Для оказания содействия в решении демографических проблем мира в 1969 г. был организован специальный Фонд ООН для деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). Им была разработана программа ООН в области народонаселения, проведен ряд исследований в области рождаемости, осуществлена поддержка международных и национальных учебных заведений по подготовке специалистов по демографии и т.д.

Фондом был организован и проведен ряд Всемирных конференций по народонаселению. Отличие этих конференций от ранее проводившихся (1954 г. - в Риме, 1965 г. - в Белграде) состояло в том, что в них принимали участие правительственные делегации, тогда как на предыдущих конференциях специалисты по народонаселению выступали только от собственного имени.

Первая конференция, проведенная ЮНФПА, состоялась в Бухаресте (1974). На ней был принят Всемирный план действий в области народонаселения на 20 лет.

Вторая Международная конференция но народонаселению состоялась в Мехико (1984). На ней были подведены итоги выполнения Всемирного плана за прошедшие 10 лет и принята Декларация по проблемам населения и развития.

Третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию была проведена в Каире (1994). Здесь была принята Программа действий в области народонаселения и развития на последующие 20 лет. Каирская конференция еще раз показана, что решение мировых демографических проблем возможно при объединенных усилиях всего мирового сообщества.

Впоследствии Комиссия по народонаселению и развитию ООН неоднократно обращалась к оценке и прогрессу в деятельности по выполнению рекомендаций Международной конференции по народонаселению и развитию.

В январе 2004 г. в Женеве состоялся Европейский форум по вопросам народонаселения, проводившийся по теме "Демографические проблемы

и политические меры в целях их решения". Форум был организован Европейской экономической комиссией Организации объединенных наций (ЕЭКООН) и ЮНФПА. На Форуме была дана оценка хода осуществления Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию, состоявшейся в Каире.

Насущность и необходимость проведения форума в Европе была вызвана тем, что она стала единственным континентом, где численность населения сокращалась на протяжении 1999-2005 гг., а затем показатель естественного прироста застабилизировался на нулевой отметке. Дальнейшее сокращение численности населения и трудовых ресурсов может помешать процессу устойчивого развития Европы.

  • См.: Демографическая статистика / под ред. М. В. Карманова. Гл. 11.


Похожие публикации