Мальтус опыт о законе народонаселения краткое содержание. Теория народонаселения т. мальтуса. Отрывок, характеризующий Опыт закона о народонаселении

Для многих экономистов XVIII в. земля была первичным фактором производства, в то время как рабочая сила и средства производства были второстепенными факторами, которые эндогенно доставляла экономика. Для того, чтобы объяснить это в случае с рабочей силой, они опирались на теорию народонаселения. Малтус был тем, кто продвинул вперед их наработки, применив закон уменьшения доходности в динамической теории факторной предложения. Эта теория стала общеизвестной в значительной мере благодаря демографическому взрыву, который сопровождался промышленной революцией. В течение столетия после смерти Малтуса рождаемость в Англии более чем в десять раз превышала смертность. Уменьшение детской смертности стало тормозом в совершенствовании жизненных стандартов. Это было время, когда социальные условия имели неоспоримое влияние на историю экономической теории.

Томас Роберт Малтус родился в 1766 году, шестым из семи детей, в загородном доме, который построил его отец в Воттані. Отец отказался от юридической деятельности, чтобы иметь возможность вести жизнь загородного джентельмена с литературными интересами. Он знал и любил Же. -Же. Руссо, которого тщетно приглашал пожить в его доме именно накануне рождения Роберта. Отец был также эксцентричным и неугомонным человеком, и никогда надолго не оставался на одном месте. Роберт родился с "заячьей губой" и "волчьей пастью" и очень страдал от пожизненного речевого дефекта.

Молодой Малтус учился в домашнего учителя и в частной школе в 1784 г. а потом его отдали в колледж Иисуса в Кембридж. Он вступил широких знаний в обычной философии (так тогда назывались общественно-гуманитарные науки) и в математике, одновременно читал Гиббона и труд Ньютона "Принципы математики" на латинском языке. Курс математики он закончил девятым в своем классе. Следовательно, он мог бы быть хорошим математиком, однако, судя по его трудов, очень трудно поверить, что он владел математическим талантом. Отец хотел, чтобы сын стал инспектором, однако Малтус, несмотря на свою физическую слабость, решил стать священником. Он был рукоположен в 1788 году и стал Превелебним Робертом Малтусом.

Очень мало известно о следующие десять лет его жизни, за исключением того, что 1793 года был избран членом совета колледжа Иисуса. Это обеспечило ему небольшой доход до тех пор, пока он оставался холостяком. Малтус был назначен викарием небольшой церкви в Воттоні. Крещения, свадьбы и похороны его прихожан, возможно, дали ему непосредственное и яркое свидетельство необходимости упреждающего контроля, ограничения морального и нищеты.

В "Очерке о законе народонаселения" половое поведение признавалась залогом социального совершенствования, что немедленно сделало Малтуса знаменитым. Он стал одним из крупнейших вихрей дискуссий XIX ст. Длительные поездки в Скандинавии и Европы дали ему возможность собрать разнообразный материал относительно населения. В 1803 г. Малтус стал ректором Вейлесбі (в Лінконширі), получая доход на жизнь без никаких других обязательств, кроме как уплаты вікарієві в церкви. В следующем году, в тридцативосьмилетнему возрасте, он женился с дальней кузиной, которая родила ему троих детей.

В 1805 г. Малтуса назначили профессором всеобщей истории, политики, торговли и финансов в новом колледже Ост-Индийской компании. Он стал первым британским профессором политической экономии.

Следующие тридцать лет жизни Малтуса были беспрецедентной историей успешных переизданий "Очерка о законе народонаселения", а также других работ. Его главной обязанностью было обучение (порой непокорных) будущих служащих Ост-Индийской компании. Колледж не был храмом обучения, и это оставляло Малтусові достаточно энергии, чтобы быть членом многочисленных клубов, иметь широкую корреспонденцию и ездить в Лондон на посещение многих друзей, ближайшее из которых был Рикардо. Малтус умер в конце 1834 года, очевидно, от сердечного приступа.

Относительно населения Малтус как ученый имел много сторонников, но как экономист он всегда оставался одиноким, в оппозиции к Рикардо и рікардіанців. Политически он принадлежал к крылья Тори, которое настаивало на введении закона о торговле зерном, который бы запрещал свободной торговле. Малтус обладал особой способностью возбуждать собеседника, он был дискуссионным и претенциозным, в то же время дружественным и приветливым. Он и Рикардо подали экономической истории яркий пример того, как научные оппоненты могут оставаться друзьями.

Своим признанием Малтус обязан книге "Очерк о законе народонаселения в связи с предстоящим усовершенствованием общества", которая была впервые издана 1798 года. Ободренный дискуссиями с отцом он показал, что вопреки утопическим теориям Маркиза де Кондорсе и Уильяма Годвина технический и социальный прогресс, каким бы значительным он ни был, не сможет обеспечить улучшение для большого количества человечества до тех пор, пока поведение населения будет оставаться такой, какой она есть. В частности, законы о бедных не делают бедных богаче, а только увеличивают их численно. Все, что является важным для современного экономиста, можно найти в первом разделе. Второе издание труда, датированное 1803 годом, было, по сути, новой книгой. Блестяще написанный первый очерк теперь становится тяжелым трактатом. В более поздних изданиях книга увеличилось до трех томов.

Собственно законы о бедных и привели Малтуса в экономику. В брошюре "Исследование причины существования высокой цены на пищевые продукты" он доказывал: если социальные выплаты растут в соответствии с ростом цены на зерно (хлеб), то это способствует увеличению величины прожиточного минимума. Пятнадцать лет прошло, прежде чем он сделал существенный вклад в экономическую науку благодаря брошюре "Исследование природы и прогресса ренты и принципов, которыми она регулируется" (1815 г.). Теория ренты, предложенная в этой труда, не была новой; ее ввел Адам Смит и разъяснил Джеймс Андерсон. Однако пересмотр Малтуса, а также очерк Эдварда Веста является исторически значимыми том, что направили Рикардо от денег к общей экономики и обеспечили его важным конструктивным блоком.

Второй важной трудом Малтуса является "Принципы политической экономии, рассмотрены с целью их практического применения" (1820 г.), которая была претенциозным попыткой получить преимущество над Рикардо, который с его "Принципами", написанными в 1817 году, стал ведущим політекономістом того времени. Малтус, в частности, пытался показать, что экономический рост может нести потери от недостаточности "эффективного спроса". Он соглашался с Адамом Смитом (вопреки лорду Лаудердалу), что никогда не бывает "слишком много" капитала и что все сбережения инвестированы; проблема, которую он видел, не была результатом чрезмерного накопления. Малтус однако считал, что чрезмерная экономия может ослабить стимул к инвестированию через недостаточность потребительского спроса. Следовательно, представляется на то, что он искал некоторое золотое правило накопления капитала, однако не смог четко осознать его значение. Вследствие этого его попытка оказалась неудачной, и второе издание (опубликовано в 1836 г.), которое нашло своего издателя уже после смерти Малтуса, не исправил этот недостаток. Итак, Джон Мейнард Кейнс в "Общей теории" справедливо назвал Малтуса своим предшественником, однако фактически они оба имели в виду совершенно разные вещи. Последняя книга Малтуса "Определение в политической экономии" (1827 г.) есть собственно собранием каламбуров.

Малтус суммировал свою теорию народонаселения тремя такими утверждениями:

1. "Население, если оно не контролируется, растет в геометрической прогрессии".

2. "Средства для существования растут только в арифметическом соотношении".

3. "Это требует пристального и постоянного контроля за населением, ввиду сложности с обеспечением его средствами для существования".

"Мы, - твердил Малтус, - имеем все основания оценить рост численности человеческого рода через каждые 25 лет относительными числами 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, а увеличение количества средств к существованию - соответственно как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Итак, за два века население вырастет в 256 раз, а количество средств к существованию - в 69. За три века это соотношение составит уже 4096 до 13, а за тысячу лет разница почти не поддающийся исчислению".

Эти утверждения можно сформулировать примерно так.

1. Когда средств для существования есть много, население растет в геометрическом соотношении, которое можно еще назвать биологическим соотношением.

2. В то время как население растет в биологическом соотношении, средства для существования растут только в арифметическом соотношении.

3. Когда средства для существования становятся менее богатыми, прирост населения постепенно уменьшается ниже соотношение биологического и в результате превращается в прогрессивное снижение.

Динамическая модель, что содержится в этих утверждениях, изображена на графике (рис. 1).

Рис. 1

Вертикальная шкала измеряет реальную заработную плату (W). Горизонтальная шкала правой панели измеряет темп прироста населения (g = Г/Г). Если заработная плата находится на уровне достатка (W*) , население растет в биологическом соотношении (g*) . Если заработная плата ниже, темп прироста положительно связан с величиной заработной платы кривой роста, которая отклоняется влево. На уровне W население становится постоянным (стационарным), и этот уровень заработной платы называется прожиточным минимумом. На низших уровнях W прирост населения становится отрицательным. В этом и заключается аналитический содержание приведенных выше первого и третьего утверждений.

Силы, которые подталкивают прирост населения до уровня более низкого, чем биологический, и является тем, что Малтус называл контролем. Положительная контролирующая сила побуждает движение вдоль этой кривой роста под давлением снижения реального дохода или, употребляя терминологию Малтуса, под давлением "нищеты и пороков". Меры препятствия возникают через предвидения трудностей, сопровождающих содержание семьи и, следовательно, смещают кривую слева, как показано пунктиром на рис.1. Чем сильнее эти препятствия, тем выше жизненный уровень за любого темпа прироста и высший прожиточный минимум. Главной особенностью второго издания "Очерка" является ударение на "моральные ограничения" как на разновидность профилактического контроля, который мог бы постепенно уменьшать нищета (несчастье) и беды.

Второе утверждение (из трех) было попыткой Малтуса выразить закон уменьшения доходов в терминах его соотношений. Если входящие затраты рабочей силы, как это предусматривает утверждение, является показательной функцией производства продуктов питания, тогда это производство является логарифмической функцией затрат рабочей силы. Для такой функции предельный (и средний) продукт снижается. Если рабочие получают свой предельный продукт (это не есть предположение Малтуса), то размер заработной платы уменьшается с увеличением населения. Эта ситуация изображена на левой панели графика (рис. 1).

Нужно отметить, что Малтус принимал во внимание арифметическое соотношение не как точное правило, а как верхний предел колебания вероятных реакций выпуска продукции на рост (вход) рабочей силы. Арифметическое соотношение часто было предметом насмешки. В то же время значение этого соотношения представляется, на самом деле, как довольно оригинальный способ формализации динамики убывающей доходности.

Динамика народонаселения определяется взаимодействием обеих панелей графика. Если экономика находится изначально в точке А, рост является высоким, как показано точкой А". Это будет смещать населения справа, неизбежно снижая при этом уровень заработной платы вдоль левой кривой. Сначала величина if будет все еще положительной, хотя и будет снижаться. Стационарного состояния будет достигнут в точке В, где уровень заработной платы будет соответствовать прожиточному минимуму.

Если благодаря техническому прогрессу и социальным преобразованиям эффективность экономики будет расти, кривая предельного продукта на левой панели графика сместится вверх, как это обозначены пунктиром. Однако реальный доход в новом стационарном состоянии будет не выше, чем в предыдущем; те же нищета будут разделены между большим количеством людей. Это утверждение было основным в Малтуса, которое он противопоставлял Одвіну и Кондорсе. Путь к счастью, утверждал Малтус, может быть найден только на правой панели, а именно, он заключается в моральном ограничении. Впоследствии эта мысль стала лозунгом малтузіанців.

Малтус отвергал любую претензию относительно новизны своих утверждений и подчеркивал, что они были широко освещены и доступны в тогдашней литературе. В главе 3 упоминается Джовіані Ботеро, в главе 4 - Ричард Кантільон. Своим вкладом он считал детальный анализ различных сил, которые определяют наклон и смещение кривой прироста населения. Именно благодаря этому он стал знаменитым. "Что же является кратким рефератом Вашего успеха?" - спросил его критик и предложил свою же ответ: "Это то, что он взял очевидную и знакомую истину, которая в его время казалась бесплодным трюїзмом, и показал, что она полна последствиями". Кроме того, очевидна возможность применить модель Малтуса к растений и животных, как отмечал сам Малтус, помогла стимулировать размышления Чарльза Дарвина. С более узкого точки зрения экономической теории вклад Малтуса заключался в сочетании убывающей доходности и прироста населения в динамической модели трудовых ресурсов, которая была достаточно универсальной, чтобы быть применимой к таким факторам, как капитал или средства производства, в частности, здания. Это, однако, не делает его равновеликим с Ричардом Кантільоном или с Адамом Смитом, но ставит на уровне, скажем, Давида Г"юма ли Жака Тюрґо.

Часть 1. Проблема перенаселения.

В книге первой Т.Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения обществ», Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения».

Особенно отчетливо позиция Мальтуса обнаруживается в полемике с пастором У.Годвином. Годвин считал, что или наука сумеет найти неограниченные ресурсы для обеспечения народонаселения продовольствием, или человеческий разум сможет ограничить, обуздать увеличивающийся рост населения. Но всё же основным их постулатом была святая вера в то, что какие бы проблемы не стояли перед человечеством, будь то перенаселённость или истощение ресурсов, люди всегда найдут решение и ключ к бесконечному процветанию. Согласно обычному ходу дела, как в области истории учений, так и в области фактов такой ярый оптимизм неизбежно должен был вызвать реакцию. Она не заставила себя ждать и появилась в форме «Опыта о законе народонаселения» Мальтуса.

Как уже упоминалось выше, по мнению Годвина, богатства хватило бы на всех, если бы оно распределялось равномерно. Да, соглашается Мальтус, если все национальное богатство разделить поровну, бедность действительно исчезнет…. но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможности его прокормить. Возникнет такой голод, которого еще не было. Воцарится беспросветная нужда, «чувство взаимной любви исчезнет, дурные страсти вновь обнаружатся, проснется присущий людям инстинкт самосохранения, и личный интерес станет опять царить между людьми, заглушая всякие другие побуждения» 2 . Следовательно, проблема бедности никак не связана с социальной системой. Особую остроту этой полемике придавал тот факт, что, как и Годвин, Мальтус являлся священником, выполняя эти обязанности даже после того, как получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

По поводу вышеуказанных утверждений, что прогресс человеческого рода к богатству и к счастью бесконечен и что опасность, как бы не наступило время, когда будет на земле слишком много людей, химерична или, во всяком случае, отодвигается в такое далекое будущее, что едва ли стоит беспокоиться, - по поводу всех этих утверждений Мальтус отвечает, что, как раз, наоборот, в этом именно и заключается почти непреодолимое препятствие, и не в отдаленном будущем, а в настоящее время, сейчас, и во всякое время оно висит над головой, тормозит прогресс человеческого рода, - это скала Сизифа, которая постоянно грозила падением и разрушением. Природа вложила в человека инстинкт, который, будучи предоставлен самому себе, обрекает его в жертву голоду, смерти и порокам. От этого инстинкта страдают люди, не зная причины своих страданий, которая дала бы им в руки ключ к истории обществ и их бедствий.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - известный английский экономист, священник, прославившийся своими работами в области демографии.
Наиболее известная работа Мальтуса - «Опыт о законе народонаселения...» вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а «вечными» законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал «естественный закон», согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законам арифметической прогрессии. От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.

КНИГА ПЕРВАЯ. О препятствиях к размножению населения в наименее цивилизованных странах и в древние времена...... 5 I. Изложение предмета. Отношение между размножением населения и возрастанием количества пропитания...... 5 II. Общие препятствия, задерживающие размножение населения, и способ их воздействия...... 14 КНИГА ТРЕТЬЯ. О различных системах, предложенных или принятых обществом против действий, порождаемых законом народонаселения...... 26 III. Системы равенства...... 26 КНИГА ЧЕТBEPТАЯ...... 52 IV. О надежде, которую можно возлагать на будущее, относительно излечения или смягчения бедствий, порождаемых законом народонаселения...... 52 V. О влиянии на общество нравственного обуздания...... 63 VI. О единственном, находящемся в нашем распоряжении средстве для улучшения участи бедных...... 74 VII. Какое влияние на гражданскую свободу оказывает знакомство с главной причиной бедности...... 84 VIII Продолжение о том же...... 93 IX. О постепенной отмене законодательства о бедных...... 98 Х. Какими способами можно содействовать разъяснению заблуждений относительно народонаселения...... 107 XI. О направлении нашей благотворительности...... 114 XII. Исследование проектов, предложенных для улучшения участи бедных...... 125 XIII. О необходимости установить общие принципы в вопросе об улучшении участи бедных...... 135 XIV. О надеждах, которые мы можем питать относительно улучшения общественного устройства...... 151 КНИГА ПЯТАЯ...... 161 XV. Учение, изложенное в этом сочинении, не противоречит законам природы; оно имеет в виду вызвать здоровое и крепкое население и размножение, не влекущее за собой порока и нищеты...... 161 XVI. О праве бедных на прокормление...... 168 XVII. Опровержение возражений...... 183 XVIII. Заключение...... 193 Примечания и комментарии...... 196

Издательство: "Директ-Медиа" (2014)

ISBN: 9785445800262

Мальтус Т. Р.

Минусы теории с современной точки зрения:

  • Мальтус использовал некорректную (не учитывает ).
  • Мальтус не принимает во вниманиние естественные биологические механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к .
  • Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление , ни не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

Последователи и развитие

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение ведет к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Английский экономист Томас Мальтус, который по совместительству был священником, в 1798 г. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения…». В своем научном труде ученый сделал попытку объяснить закономерности рождаемости, брачности, смертности, социально-демографической структуры населения мира с точки зрения биологических факторов. Идеи Мальтуса используются в других науках, в том числе в экономической теории и политической экономии. Теория, которая возникла на основе научных трудов и концепции исследователя, получила название мальтузианство.

Основные тезисы теории

Концепция народонаселения, разработанная Мальтусом, основывается не на социальных законах, а на биологических факторах. Главные положения теории ученого из Англии заключаются в следующем:

  • Количество населения нашей планеты растет в геометрической прогрессии.
  • Производство продуктов питания, денег, ресурсов, без которых невозможна жизнь людей, происходит в соответствии с принципами арифметической прогрессии.
  • Рост численности населения планеты напрямую связан с законами размножения, существующими в природе. Именно рост определяет уровень благосостояния общества.
  • Жизнедеятельность человеческого общества, его развитие, функционирование подчиняются законам природы.
  • Физические ресурсы человека необходимо использовать для того, чтобы увеличивать количество продовольствия.
  • В своем развитии и существовании жители Земли ограничены средствами существования.
  • Остановить рост численности населения на планете могут только война, голод, эпидемии, болезни.

Последний тезис Мальтус пытался развиваться дальше, утверждая, что перенаселения все равно не избежать. Голод и эпидемии, по утверждению ученого, не способны полноценно справиться с проблемами роста населения. Поэтому необходимо создавать дополнительные инструменты регуляции увеличения численности жителей на планете. В частности, предлагалось максимально регулировать рождаемость и регламентировать количество браков, игнорировать потребность пар в детях, создании собственных семей. На конец 18 – начало 19 вв. подобные заявления были довольно радикальными и не увязывались с декларируемыми семейными принципами в большинстве стран мира. Первоочередная проблема заключалась в том, чтобы ограничить количество детей, которые рождаются в семьях. Консервативные общества Англии, Франции, США, России не особо ограничивали число детей в создаваемых семьях. Но такой принцип был взят на вооружение правительством Китая в 1970-х гг., когда была провозглашена политика «один ребенок – одна семья». Такое контролированное планирование рождаемости только через 20 лет стало приносить результаты, но проявились диспропорции в половой структуре. Мальчиков рождалось больше, а девочек все меньше. Из-за этого мужчины не могли найти себе пару для создания семьи. С 2016 г. было разрешено иметь двое детей в одной семье, но не больше. Исключением являются случаи многоплодной беременности.

Что не учитывал Мальтус?

При разработке своей теории, ученый не учел много факторов, которые влияют на количественный и качественный показатели процесса народонаселения. К таким факторам относятся:

  • Неверные статистические данные, касающиеся миграционных процессов. В частности, во внимание совсем не принимались эмигранты, которые оказывали значительное влияние на миграцию.
  • Отбрасывались существующие механизмы саморегуляции количества жителей на планете Земля, которые позволяют осуществить демографический переход.
  • Закон, который характеризует убывание плодородия почвы
  • Уменьшение территории, которая возделывается, чтобы производить ресурсы и продовольствие. Например, в традиционных обществах собирателей и охотников площадь для поиска еды больше, чем у крестьянина, который обрабатывает огород.
  • Участие государства в процессе регулировании демографических процессов отбрасывалось. Ученый считал, что подобное вмешательство будет иметь негативные последствия, поскольку произойдет разрушение существующих механизмов саморегуляции.

Дальнейшее развитие взглядов Мальтуса

  • Был сделан акцент на демографических проблемах.
  • Была отброшена возможность того, что принятие социального законодательства способно контролировать рост численности населения.
  • Стали разрабатываться экономически-социальные доктрины, которые касались вопросов народонаселения.
  • В дальнейших работах Мальтус пытался дальше обосновать влияние демографических изменений на стабильность социального и общественного развития.
  • Ученый связывал и искал взаимозависимость природных и экономических факторов. Британский ученый считал, что народонаселение влияет на экономическую стабильность и равновесие общества, вызывая проблемы с ресурсами и их производством.
  • Мальтус соглашался с тем, что большое количество жителей – одно из условий общественного и экономического богатства. Но делал при этом акцент на то, что население должно быть качественным, здоровы и сильным по многим показателям. Получению трудоспособных жителей мешают желание воспроизводить род, рожать. Это природное желание идет вразрез с количеством еды, воды, ресурсов, которые есть в распоряжении человечества.
  • Главным механизмом саморегуляции является ограниченность средств и ресурсов. Если их количество будет расти, тогда и должна увеличиваться численность населения на планете.
  • Также Мальтус утверждал, что рост численности жителей на Земле вызывает развитие аморальности, снижается уровень моральности, появляются пороки, возникают ЧП и другие несчастья.

Эволюция теории

Выделяют классическую концепцию, делающей акцент на том, что все попытки преумножить средства для существования людей, закончатся провалом, поскольку потребители все равно будут появляться снова и снова; и неомальтузианства. Течение возникло в конце 1890-х гг., и было представлено союзами, обществами и различными лигами. Главными положения обновленной концепции Мальтуса были:

  • Семьи можно создавать, но без детей.
  • Признается социальное воздействие социальных факторов на демографические процессы.
  • На первый план выведена биологическая составляющая в рождаемости и воспроизводстве населения.
  • Экономические и социальные преобразования отброшены на второй план.

Томас Роберт Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической науки благодаря разработке нескольких важных проблем: теории воспроизводства, теории стоимости, а также закона, которому подчиняется динамика заработной платы («железный закон заработной платы»). Однако наиболее широкую известность ему принесла книга – «Очерк о законе народонаселения» (1798), где им был сформулирован и обоснован указанный закон. Книга была выпущена анонимно и вызвала «неисчислимые нападки» научной общественности. Через пять лет он выпустил второе издание своей книги, которое, по словам А. Маршалла, было построено «на таком большом количестве фактов и на столь тщательном их подборе, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».

Мальтус обосновал тезис о том, что бедность является не результатом плохого правления, неправильного распределения богатства и т. д., а следствием объективной причины – действия вечного естественного закона, согласно которому производство продуктов питания растет в арифметической пропорции, а население – в геометрической (удваиваясь каждые двадцать пять лет). Недостаточный рост производства продуктов питания Т. Мальтус связывал с действием «закона убывающего плодородия». В результате этого закона перманентно обнаруживается разрыв между потребностями общества в продуктах питания. Иными словами, все бедствия необеспеченного населения, нищета вытекают из естественных законов природы и не могут быть устранены на основе реализации тех или иных проектов переустройства общества. Т. Мальтус считал, что человечество стоит перед альтернативой: либо оно противопоставит инстинкту продолжения рода, естественному для всех животных, добровольное воздержание (добровольное самоограничение), либо рост численности населения будет сдерживаться губительными последствиями бедности – эпидемиями, болезнями, войнами, недоеданием, увеличением смертности. Выход из создавшегося положения Т. Мальтус видел в одном – сокращении роста численности населения. Идея Мальтуса подсказала Ч. Дарвину идею естественного отбора в животном мире. Однако применительно к человеческому обществу она, естественно, была оценена общественностью как антигуманная.

Разрешение противоречия между слишком быстрым увеличением численности населения и медленным ростом производства продуктов питания Т. Мальтус видел в сокращении рождаемости на основе либо соблюдения людьми нравственных принципов, добровольного самоограничения, либо ограничительных мер со стороны государства.

Оценивая теорию народонаселения Т. Мальтуса, следует обратить внимание на то, что, во-первых, как показывает исторический опыт, с повышением материального и культурного уровня народов рождаемость снижается без введения каких-либо ограничительных мер или нравственных запросов и, во-вторых, технический прогресс в производстве продуктов питания позволяет значительно повысить темпы их роста.

. «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ» Т. МАЛЬТУСА

Мальтус вошел в историю экономической науки рядом выдвинутых им теоретических положений (о динамике народонаселения, о стоимости, о воспроизводстве и др.). Среди них важное место занимает вытекающий из закона народонаселения «железный закон заработной платы».

Уровень заработной платы наемного работника, согласно Т. Мальтусу, меняется в зависимости от численности населения (числа людей, которые выступают на рынке рабочей силы в качестве продавцов своего труда).

Цена труда (Мальтус исходил из того, что наемный работник продает свой труд), т. е. заработная плата постоянно колеблется. Если численность населения возрастает, заработная плата одного работника снижается. Тенденция снижения заработной платы свидетельствует о «перенаселении» – появлении «излишнего населения». Заработная плата одного работника снижается до прожиточного минимума, т. е. такого уровня, который позволяет наемному работнику удовлетворять свои потребности (и потребности своей семьи) на минимальном уровне. Если уровень заработной платы оказывается ниже и работник не может обеспечить себе и своей семье даже нищенского существования, численность населения снижается в силу естественных причин. Падение численности населения приводит к снижению предложений на рынке труда, и начинается рост средней заработной платы. Таким путем происходит автоматическое регулирование ее величины на основе «железного закона заработной платы».



Похожие публикации