Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики. Денежно кредитная политика Методы и инструменты денежно кредитной политики

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Основная цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. Конкретные цели:

1) укрепление денежной системы

2) воздействие на процесс инвестирования капиталов

3) воздействие на потребительский спрос и

4) на ценообразование.

Основная задача - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.

Существует 2 типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) - направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций в коммерческих банках, на повышение процентных ставок. Такая политика может сопровождаться ростом налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями сдерживающими инфляцию.

2. Экспансионная денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) - с опровождается расширением объемов кредитования, ослаблением контроля за приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок (в общем стимулируют спрос в экономике).

В основе современной денежно-кредитной политики большинства стран лежит теория монетаризма, в основе которых лежат идеи Таргетирования , то предполагает не только планирование, определение количественных параметров денежной массы, но и превращение этих действий в публичный процесс. Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные отношения. Оно реализуется через денежно-кредитную политику. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит ЦБ.

Задачи денежно-кредитной политики :

1) реструктуризация банковской системы;

2) совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

3) сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

4) пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

5) усиление таможенного контроля.

Согласно статье 35 ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Ставка рефинансирования влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше процент, тем дороже кредит для клиента. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности банков и их клиентов получать кредит, что сокращает денежную массу и повышает уровень рыночного процента.


2) нормативы обязательных резервов , депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

3) операции на открытом рынке - купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ц.б., облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Эти операции регулируют ликвидность и кредитные вложения банков путем размещения государственного долга;

4) рефинансирование кредитных организаций - кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;

5) валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов КО, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий ЦБ. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

К эк. методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие . В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций ЦБ (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Кроме того, методы денежно-кредитной политики делят на 2 группы :

1. Общие методы : процентная или учетная политика; операции на открытом рынке; политика обязательных резервов.

2. Селективные (выборочные): прямое ограничение размеров банковских кредитов, для отдельных банков (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредита (установление размеров кредитной маржи).

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.

Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация цен. В условиях, когда цены растут скачкообразно, а уровень инфляции изменяется "лавинообразно", приобретая характер галопирующей, у центрального банка может не быть достаточной информации о факторах, влияющих на цены. Кроме того, факторы инфляции могут носить немонетарный характер (например, структурные и административные факторы, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном счете они могут способствовать дезинтермедиации банков, снижению их конкурентных преимуществ по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не находятся под прямым жестким контролем центрального банка.

Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к резкому уменьшению уровня монетизации валового внутреннего продукта (ВВП), к деформациям в выполнении деньгами функции средства обращения и платежа, "натурализации" экономических отношений, появлению денежных суррогатов, к расширению "теневой экономики".

В свою очередь, расширение "теневой экономики" означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам. В рамках макроэкономики происходит падение совокупного спроса, что сдерживает в целом развитие национальной экономики. Применение прямых жестких монетарных методов со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики и более или менее продолжительную рецессию. Экономика может при этом попасть в так называемую инфляционную или ликвидную ловушку, а именно: резкое сокращение денег в обороте ведет к столь же резкому падению спроса и доли оборотных средств в общей структуре фондов предприятий. Следствием последнего является свертывание производства и неплатежи, а затем возникновение новой инфляционной волны при более низком уровне производства. Таким образом, временная финансовая стабилизация может достигаться за счет дальнейшего "умирания" производства.

Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в "раскручивании" инфляции преобладают немонетарные факторы (например, административный рост цен, результаты фискальной политики, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса и рынков капиталов), то снижение инфляции за счет прямого сокращения денежного предложения - явно неэффективная мера борьбы с инфляцией.

Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае "неблагоприятного" с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.

Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому центральные банки стран с развитой рыночной экономикой с 1980-х годов практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять "быстрые меры реагирования", например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Такая же тенденция наблюдается и в развивающихся странах, и в странах с реформирующейся экономикой. В частности, в крупнейших иберо-американских странах (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) в 1990-х годах отменена практика субсидируемых кредитов частных банков, хотя и продолжается субсидирование ставок на кредиты государственных банков, ликвидированы лимиты на суммы кредитов, отменены обязательные ранее инвестиции коммерческих банков в приоритетные для государства отрасли хозяйства и приобретение государственных ценных бумаг по ставкам ниже рыночных.

В странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) в условиях реформирующихся экономик в начале экономических реформ применялось прямое и относительно дешевое рефинансирование банков. Однако оно не увязывалось с объемом собственных средств и активов кредитных организаций, не стимулировало их к перестройке своей деятельности, приводило к формированию финансово неустойчивых институтов денежного рынка. По мере развития реформ центральные банки стран ЦВЕ с середины 90-х годов отказались от прямых методов денежно-кредитной политики.

Характерной чертой первого этапа развития банковских систем стран СНГ было преобладание прямых методов проведения денежно-кредитной политики по причине институциональных ограничений. В первые годы реформ происходил экстенсивный рост банковских систем, не сопровождавшийся, однако, улучшением качественных показателей их деятельности. Дальнейшее реформирование банковских систем стран СНГ, внедрение в их деятельность рыночных принципов привели к тому, что ныне коммерческие банки этих стран как субъекты (проводники) денежно-кредитной политики в достаточной мере свободны от административного вмешательства (за исключением Белоруссии и Туркменистана, где банковская деятельность находится под достаточно жестким административным контролем).

В России также происходил постепенный отказ от прямых методов проведения денежно-кредитной политики (с 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики, были отменены ограничения на объемы вкладов населения, уменьшилась "политизированность" российских банков, центральный банк отказался от подавления инфляции только одним способом - сжатием денежной массы в обращении). Но в условиях кризиса 1998 г. Банк России опять перешел к административным методам. Так, проведение операций по рефинансированию банковской системы стало осуществляться двумя способами.

Первый способ заключался в предоставлении ломбардных кредитов только на аукционной основе по американскому способу (рыночный метод). При этом срок предоставления ломбардных кредитов был ограничен 7 днями. В период с 17 августа по 21 сентября 1998 г. Банк России предоставил коммерческим банкам ломбардные и однодневные кредиты на общую сумму 56 млрд руб. (для сравнения: за первые 7 месяцев 1998 г. было предоставлено 47 млрд руб. ломбардных кредитов).

Второй способ состоял в административном предоставлении кредитов на поддержание ликвидности коммерческим банкам в соответствии с принятой программой реструктуризации банковской системы.

Согласно этой программе все коммерческие банки подразделялись на 4 группы:

  1. стабильно работающие банки, не испытывающие больших затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;
  2. региональные банки, которые должны были стать "опорными" в будущей региональной банковской системе страны;
  3. отдельные крупные банки, не имевшие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно было закрывать из-за слишком высоких социальных и экономических издержек;
  4. банки, испытывавшие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала).

В соответствии с упомянутой выше программой наибольший объем кредитов Банка России был предоставлен банкам третьей группы. Так, по решению Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и повышению финансовой устойчивости Банк России в период с 17 августа по 21 сентября 1998 г. предоставил шести банкам - Инкомбанку, "СБС-Агро", Банку Москвы, Сбербанку РФ, Уралвнешторгбанку и банку "Ак-Барс" - кредиты на общую сумму 10,6 млрд руб. сроком погашения от 7 до 180 дней. Что касается эффективности действий Банка России, то этот вопрос можно рассматривать с разных точек зрения. Накануне кризиса ситуация на российских финансовых рынках характеризовалась как нестабильная. Наблюдался повышенный спрос на деньги, сильно опережавший их предложение. Характерной чертой рынка государственных ценных бумаг являлось последовательное снижение котировок. Доходность портфеля ГКО выросла с 33% в январе до 71% в июле, в отдельные дни достигая 110-120%. При этом торговые сессии по государственным бумагам проходили практически при полном отсутствии спроса по любым ценам, рынок терял свою ликвидность. Таким образом, спрос на государственные ценные бумаги значительно отставал от предложения. При такой завышенной ставке государство оказалось не в состоянии обслуживать ГКО и вынужденно было объявить дефолт. В результате спрос на деньги еще больше увеличился. Возникла необходимость в установлении равновесия на денежном рынке посредством увеличения предложения денег.

Банк России осуществлял данные меры путем предоставления некоторым системообразующим коммерческим банкам кредитов на поддержание ликвидности и снижением нормативов обязательных резервов до 10% по депозитам в рублях (28 августа 1998 г.), а потом до 5% (1 декабря). Очевидно, эти меры увеличили предложение денег, но вместе с тем дали толчок развитию инфляции. С ростом темпов инфляции произошло падение совокупного спроса, а следовательно, сократился объем ВВП и повысился уровень безработицы. Так, в сентябре 1998 г. численность безработных возросла на 5% и составила 8,4 млн человек.

Таким образом, рассматриваемый метод денежно-кредитной политики не выполнил своего стимулирующего назначения. Главными факторами, которые снижали эффективность применения данного метода, были высокие темпы инфляции и большие инфляционные ожидания в обществе. Вероятно, это был наилучший выход из сложившейся ситуации, но предъявляемый спрос практически невозможно было удовлетворить применением инструментов денежно-кредитной политики, и в связи с этим меры, предпринятые Банком России, не принесли должных экономических результатов.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за рядом банков (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки.

Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это - методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе - деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП) .

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "перегрева" экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую активность за счет увеличения инвестиционного спроса.

Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне.

Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что "сильнее" воздействует на экономику - спрос на деньги или их предложение, а фактически - процентная ставка или количество денег.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере, в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.

С 2004 г. Банк России отмечал, что для повышения эффективности денежно-кредитной политики он переходит к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы Центральный банк Российской Федерации учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и использует процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике возрастает. Эти положения отражают переход к активному использованию рыночных методов проведения денежно-кредитной политики в России. Но на практике данные методы плохо работают из-за недоступности уровня ставок по кредитам и ставки рефинансирования.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на решение следующих задач:

Регулирование экономического роста;

Сдерживание инфляции;

Обеспечение занятости населения страны;

Выравнивание платёжного баланса.

Денежно-кредитная политика, направленная на увеличение де­нежной массы в экономике,называется экспансионистской, на сокращение денежной, массы - рестрикционной.

В соответствии с выбранной стратегией Банк России проводит следующие виды политики:

Денежную;

Учетную;

Депозитную;

Валютную.

Каждое направление политики Центробанка время от времени (в зависимости от ситуации в экономике) является приоритетным.

Денежная политика - выпуск (эмиссия) денег и регулирование денежного обращения в стране.

Учетная политика Центрального банки основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Цен­тральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учет­ный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране. При его повышении проводится жесткая политика "до­рогих денег", при понижении - политика "дешевых денег".

Дополнением учетной политики служит ломбардная или зало­говая политика, основанная на предоставлении Центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение вексе­лей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке ка­питалов.

Учетная и ломбардная политика Центрального банка - это ме­ханизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений косвенного воздействия на экономику в целом.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Центральным банком, тем самым оказывая влияние на состояние резервов кредитных институтов.



При проведении экспансивной депозитной политики денеж­ные средства государственного сектора экономики, размещен­ные в Центральном банке, уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы коммерческих банков. Однако при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что приводит к снижению процентных ставок и инфляции. При проведении контрактивной депозит­ной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политики - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений. На­ правление и формы валютной политики, проводимой Цен­тральным банком, зависят от внутриэкономического положе­ния данной страны.
В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменение пари­тетов (девальвация и ревальвация), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика. Одним из средств реализации валютной по­литики является валютное регулирование, направленное на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем кущи-продажи иностранной валюты:

В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает иностранную валюту;

А для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика проводится главным образом в форме валют­ной интервенции, т. е. вмешательства Центрального банка в опе­рации на валютном рынке с целью воздействия на курс нацио­нальной валюты. Особенностью валютной интервенций являет­ся относительно крупные масштабы и короткий период времени.

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ яв­ляются:

1. административные методы - к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как:

Квотирование отдельных видов активных и пассивных опе­раций;

Введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

Ограничения на открытие различных филиалов и отделений;

Лимитирование процентных ставок, тарифов и т. д,;

2. экономические методы - к ним относят использование меро­приятий, не предполагающих установления прямых запретов, на­пример таких, как:

налоговые меры;

Нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кре­дитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточно­сти банковского капитала, а также другие виды отчислений).

Основными инструментами денежно-кредитной политики Бан­ка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии (резервные требования);.

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование кредитных организаций;

Валютные интервенции;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения;

Эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фик­сации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой мини­мальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обяза­тельных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хра­нятся на беспроцентном счете в Центральном банке. Как инструмент денежной политики минимальные резервы вы­полняют двоякую роль: служат текущему регулированию лик­видности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифферен­цированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на 5 пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк Рос­сии имеет право списать в бесспорном порядке с корреспон­дентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кре­дитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Операции на открытом рынке - купля-продажа Банком Рос­сии казначейских векселей, государственных облигаций, про-> чих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные, операций с указанными ценными бума­гами с совершением позднее обратной сделки. Воздействие Центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на от­крытом рынке, Банк создает выгодные условия кредитным ин­ститутам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на откры­том рынке - это наиболее гибкий метод регулирования лик­видности и кредитных возможностей банков путем размеще­ний государственного долга.

Рефинансирование кредитных организаций - кредитование Бан­ком России кредитных организаций. В современных условиях рефинансирование используется как инструмент оказания фи­нансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им
свести до минимума запас ликвидных средств.
Валютные интервенции - купля-продажа Банком России ино­странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в ис­ключительных случаях в целях проведения единой государст­венной денежно-кредитной политики только после консульта­ций с Правительством РФ.

Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одного иди нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направле­ний единой государственной денежно-кредитной политики.

Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуще­ствлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стои­мости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения Советом директоров об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между мак­симально возможной суммой обязательных резервов кредит­ных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего нормати­ва обязательных резервов.

Центральный банк РФ

Центральный банк (Банк России) является основным проводни­ком денежно-кредитной политики, направленной на стабилиза­цию денежного обращения.

Роль ЦБ РФ в экономике заключается: в защите и обеспечении устойчивость рубля; регулировании совокупной денежной массы в экономике; развитии и укреплении банковской системы; воздействии на активность коммерческих банков; установлении единых правил банковской деятельности разъ­яснении отдельных вопросов банковской практики; содействии бесперебойному функционированию системы расчётов.

По мере развития экономики роль ЦБ усиливается и возраста­ет, поскольку именно через денежно-кредитный механизм обес­печивается основа развития денежной системы страны,

Банк России - главное звено современной банковской системы России. Его отличительные особенности:

  • уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью;
  • Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;
  • Банк не регистрируется в налоговых органах;
  • Банк России является юридическим лицом;
  • государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;
  • полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России без его согласия не допускаются.

Для ЦБ РФ характерен принцип независимости - ключевой элемент статуса Банка Рос­сии - проявляется прежде всего в том, что он не входит в струк­туру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом:

Денежной эмиссии;

Организации денежного обращения.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает и освобождает от должности:

Председателя Банка России;

Членов Совета директоров Банка России;

Аудитора Банка России.

Также Государственная Дума утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

1. функцию эмиссионного центра - заключается в том, что ЦБ обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резерв в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижен так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

2. функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, Что главными его клиентами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

3. функцию банка правительства. Независимоот принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и совет­ником правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими по­ставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управле­ние государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним.

Центральный банк использу­ет следующие методы управления государственным долгом:

  • покупает или продаёт государственные обязательства с це­лью воздействия на их курсы и доходность;
  • изменяет условия продажи государственных обязательств;
  • различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов.

4. функцию валютного центра. Исторически сложилось; что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путём учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в Международных и региональ­ных валютно-финансовых, учреждениях.

5. функцию денежно-кредитного регулирования, котораяна совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса.

6. функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения.

Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

Обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

Способствовать проведению более эффективной денежной политики;

Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денеги органи­зует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правша осуществления расчетовв Российской Федерации;

устанавливает единые для всей страну правилапроведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы российской Федерации,если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов; .

Осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервамиБанка России;

Принимает решение о государственной регистрации кредитных
организаций,выдает кредитным организациям лицензии на осу­ществление банковских операций, приостанавливает их дейст­вие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организацийи банковских групп;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­мив соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительст­ва РФ все виды банковских операцийи иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контрольв соответствии с законодательством РФ;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами,а также с юри­дическими и физическими лицами;

Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской
системы РФ;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранныхва­лют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
РФ и организует составление платежного ба­ланса РФ;

Выполняет иные задачи.

Операции ЦБ

1. Пассивные операции Банка России отличаются тем, что источ­ником образования их ресурсов служат преимущественно не соб­ственные капиталы и привлеченные вклады, а. эмиссия банкнот.

К основным пассивным операциям Центробанка относятся:

Эмиссия банкнот;

Прием вкладов коммерческих) банков и казначейства.

Главным Источником ресурсов центральных банков в большин­стве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Повсеместно отменено официальное золотое содержание де­нежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан:

На кредитовании коммерческих банков, государства;

Увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот при кредитовании банкой обеспечена вексе­лями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранных валют -золотом и иностранной валютой. Отсюда следует, что обеспечением банк­нотной эмиссии служат активы Центрального банка. Размеры эмиссии банкнот зависят от активных операций Центрального банка.

Однако не все ссуды Центрального банка кредитной, или государству связаны с новым выпуском банкнот. Кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейст­ва, открытые в Центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия Центрального банка. Источником ресурсов центральных банков также служат вклады казначейства и коммерческих банков. Часть средств коммерче­ские банки обязаны хранить в виде кассовых резервов. Кор­респондентский счет коммерческого банка в Центральном равно­значен по своей ликвидности денежной наличности. Как прави­ло, коммерческие банки имеют определенный остаток на своем корреспондентском счете в Центральном банке, который ста­новится сосредоточением денежных резервов коммерческих банков. Центральный банк не уплачивает процентов по депо­зитам, однако бесплатно осуществляет расчетные операции.

Наряду с банковскими вкладами большое место в пассивах эмис­сионных банков занимают вклады государства. На долю собствен­ного капитала обычно приходится не более 4% пассива ЦБ.

2. Активными операциями называются операции по размещению банковских ресурсов. К основным активным операциям банка относятся:

1. учетно-ссудные операции

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами операций:

Учетными операциями;

Краткосрочными ссудами государству и банкам.

Главными заемщиками центрального банка выступают КБ и государство. К ссудам центральных банковкоммерческие банки прибегают для целевого кредитования своих клиентов, а также в период на­пряженного положения на денежном рынке. Такие ссуды принимают следующие формы:

Переучет и перезалог векселей;

Перезалог ценных бумаг;

Целевые ссуды Центрального банка на инвестиционные цели.

Переучет и перезалог векселей заключается в том, что ЦБ переучитывает векселя, предоставляемые коммерческими банками. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленных стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства. Перезалог векселей - это кратко­срочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческим банкам.

Перезалог ценных бумаг - выдача, банковских ссуд под государ­ственные ценные бумаги, однако в некоторых странах допус­кается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг. Методом покрытия кассовых резервов могут быть прямые бан­ковские ссуды правительству сроком не более одного года. Крат­косрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

2. вложения в государственные ценные бумаги осуществ­ляться банком с различными целями. Покупка центральными банками государственных облигаций служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покры­тия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства практически отсутствует или ограничено законом,

вышеуказанных мер.

3.операции с золотом и иностранной валютой практикуются, как правило, в условиях крайней необходимости для государства и применяются реже вышеуказанных мер.

Методы денежно-кредитной политики -- совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей .

На рисунке 1 представлена классификация методов кредитно-денежной политики.

Рисунок 1. Классификация методов кредитно-денежной политики

Прямые методы -- административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги -- это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы (рисунок 2).


Рисунок 2. Общие и селективные методы кредитно-денежной политики

Операции на открытом рынке. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью .

Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Таким образом, методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные. Общие методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом, а селективные методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики.



Похожие публикации