Показатели ввп франции промышленность. Экономика франции. сельское хозяйство франции, промышленность франции, сфера услуг франции. Особенности экономики Франции

Французская экономика является одной из самых сильных в Евросоюзе, уступает по ее объему лишь ФРГ. Аналитики даже признали Францию 6-ой развитой в экономическом плане страной во всем мире. Но существуют и проблемы. Вступление в Евросоюз сказалось на многих экономических индикаторах. Франция зачастую не выдерживает конкуренции с Германией в рамках одного валютного союза, поэтому ее вклад в общую европейскую экономику серьезно уменьшился до 13% к 2016 году

Общая характеристика и описание «слабых сторон»

  1. Главенствующую роль в экономике играет сфера услуг, именно в ней работают более 3⁄4 всего экономически активного населения страны.
  2. Также для страны характерна высокая доля госсектора.
  3. Уже почти 18 лет торговый баланс демонстрирует отрицательную динамику, поэтому потребительский спрос постоянно стимулируется через предоставление дешевых кредитов населению.
  4. Еще одной проблемой является чрезмерный рост населения, во многом благодаря постоянно прибывающим в страну мигрантам, что создает дополнительную нагрузку на экономику.
  5. Из-за введения евро и относительного качества производимой во Франции продукции страна продолжает терять конкурентоспособность среди стран еврозоны.
  6. К слабым местам французской экономики относят не только большую зависимость от государственного сектора и огромный внешний долг, но и высокую безработицу, дефицит бюджета с восьмидесятых годов прошлого столетия.
  7. По сей день технологии мало внедрены в промсектор, проблем прибавляет слабая экспортная база.

ВВП и ключевые показатели

Максимальный его уровень был достигнут в 2007 году. Но разгоревшийся годом позднее мировой экономический кризис и наплыв страну мигрантов привел ВВП к стагнации. Только за 6 лет с 2007 по 2013 годы население Франции увеличилось на 2 000 0000 человек, что привело к заметному снижению общего уровня доходов. Из-за этого правительство взяло курс на повышение налоговых ставок. Конечно же, население негативно восприняло данное решение. Периодически во Франции проходят многочисленные забастовки и стачки. А из-за высокого налога на роскошь именитые французы стремятся сменить гражданство (как это сделал Жирар Депардье)

Область сельского хозяйства

Французские власти проявляют немало заботы о сфере сельского хозяйства, хотя для него характерно именно частное землевладение. С 80-х годов ХХ века общая численность населения, занятого в с/х, сокращалась, а вот крупных хозяйств с площадью свыше 50 га становилось все больше и больше.

Государство занимает первую позицию во всей Западной Европе по объему выпущенной с/х продукции, уступая в мире только США и Канаде. Во Франции производят не только говядину и сливочное масло, но и свыше 400 сортов сыра, активно выращивают и экспортируют за границу пшеницу. По оценкам специалистов, на экспорт идет больше 50% произведенного во Франции зерна. Развито и животноводство.

Нельзя не упомянуть и традиционное для Франции на протяжении веков выращивание винограда и производство вин. Французские вина всегда ценят за их непревзойденное качество, поэтому фермеры категорически выступают против использования любой модифицированной на генном уровне продукции.

Промышленный сектор

Промышленность даёт значительную часть французского ВВП (на уровне 20%). Более 30% рабочих заняты в промышленном секторе, на него же приходится 40% всех инвестиций. Но общая тенденция такова, что количество занятых снижается.

Страна богата полезными ископаемыми: здесь моно найти и калийную соль, и бокситы, и железную руду. Страна лидирует в мировом рейтинге развития «цветмета».

Больше всего здесь развиты хим. промышленность, машиностроение, авиакосмическая, электротехническая, пищевая и автомобильная отрасли. Не отстает от них и судостроение. Производится большое количество предметов роскоши.

Энергетическая сфера

На ядерную энергию приходится почти 39%, на нефть — около 32%, на природный газ — 15,5%. 5% и 6% занимают уголь и гидроэнергия соответственно. На альтернативные возобновляемые источники остается чуть больше 2 процентов нефтяного эквивалента.

Во Франции очень хорошо развита атомная энергетика. Она покрывает примерно 77% всех потребностей потребителей в электроэнергии. Также страна выступает крупнейшим экспортёром атомной энергии во всем мире.

Транспортная сеть Франции

Во Франции существует развитая транспортная сеть, причем именно автодорожный транспорт становится еще более важным. К началу нашего тысячелетия примерно 75 процентов от общего объема грузов, перевезенных по стране, приходилось именно на автомобили. Одновременно сократилась доля перевозки грузов трубопроводным, железнодорожным транспортом, а также водным.

Огромное значение для экономики играет сеть ж/д. Города страны связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей. Ж/д ветка имеется и в знаменитым тоннеле, находящимся под Ла-Маншем. Как известно, этот объект связал Великобританию и Францию.

Туристическая сфера

Наверное, каждый турист на планете Земля хочет побывать во Франции, посетить Лувр и Эйфелеву башню. Туризм приносит немало денежных средств в госбюджет. Ницца, Прованс, Альпы, сыродельные мастерские, виноградники, старинные замки — все это манит гостей их других стран. Страна считается едва ли не самой посещаемой в мире (оставив позади Испанию и Соединенные Штаты)

Занятость на предприятиях и трудовые конфликты

В период с 1998 по 2008 г. во Франции была на официальном уровне введена 35-часовая рабочая неделя, которая стала «революцией в мире трудовых правоотношений» (на тот момент она являлась самой короткой в Европе). Но реформа продержалась недолго. В 2008 норму «о 35 часах» отменили на общегосударственном уровне. Но за компаниями оставили право заключать соглашения с профсоюзами для определения длительности рабочей недели и количества «сверхурочных».

Страну хвалят за одну из самых высоких степеней соцзащиты населения. Приблизительно 1/3 ВВП идет на соцнужды. Но на фоне большого количества мигрантов это приводит к новым проблемам. Производители вынуждены закладывать в стоимость продукции расходы на социальную сферу (взносы, налоги, перечисления), что приводит к низкой ценовой конкурентоспособности выпускаемой во Франции продукции.

В середине прошлого столетия в этой стране часто проходили массовые забастовки. Но к концу XX века их число резко ослабло. На то время только во Франции насчитали лишь 141 тысячу забастовщиков, тогда как в Италии их было 1,7 миллиона.

Ведение внешней торговли

Компаниям и предприятиям из Франции еще в восьмидесятые годы удалось до 6,5% немного увеличить собственную долю в мировом экспорте, а также слегка сократить импорт. Для стабильности французской экономики очень важно ведение успешной внешней торговли. К 2010 г. объем импорта лишь немного превышал объем экспорта.

Что экспортирует страна?

Важно обратить внимание на структуру экспорта. Страна вывозит много с/х товаров. Также лидирует продукция машиностроения, технологическое оборудование. Государство занимает 2 место по объемам экспорта вооружения (уступая лишь США).

Какие товары ввозит Франция?

Рост импортного компонента беспокоит правительство. Доля ввозимых товаров дошла до 20% валового внутреннего продукта. Виной тому проблемы с конкурентоспособностью продукции из Франции.

Более половины всего экспорта идет в страны Евросоюза. Ключевым партнером на рынке традиционно выступает Германия. Из года в год объем экспорта ФРГ находится на уровне около 15%. Налажены торговые связи с Испанией, Италией, Бельгией и Нидерландами, США. Тенденция такова, что доля «вторых» (т.е. развивающихся) стран во внешней торговле сокращается. Задача правительства — выйти на расширяющиеся рынки.

В данный момент многие французские предприятия и компании стараются усилить свою внешнеэкономическую экспансию. На долю страны выпадает примерно 5% от всего объема прямых иностранных инвестиций. Французские инвесторы доверяют капитал Германии и Великобритании. Особое место занимает Африка. Как мы помним из истории, там было много французских колоний. На ее долю выпадает примерно половина всех инвестиций из стран «третьего мира».

Что вы знаете про экономику Франции? Делитесь информацией!

Экономические показатели Франции по итогам 2015 года
  1. Национальная валюта: евро, EUR
  2. Данные на 30 июня 2016 г.
  3. Население: 66 259 012;
  4. Примечание: выше цифра для метрополии и пяти зарубежных регионов;
  5. Население континентальной Франции: 62 814 233 (июль 2014 оц.)
  6. Общая площадь: 643 801 кв. км;
  7. Континентальная Франция: 551500 кв. км;
  8. Общая площадь суши: 640 427 кв. км;
  9. Общая площадь суши континентальной Франции 549 970 кв. км;
  10. Общая площадь водной поверхности: 3 374 кв. км;
  11. Общая площадь водной поверхности континентальной Франции 1 530 кв. км;
  12. Примечание: зарубежные регионы - Французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта и Реюньон
  13. Природные ресурсы.
  14. Континентальная Франция: уголь, железная руда, бокситы, цинк, уран, сурьма, мышьяк, поташ, полевой шпат, плавиковый шпат, гипс, древесина, рыба
  15. Столица: Париж (географические координаты: 48 52 N, 2 20 E);
Французская экономика диверсифицирована во всех секторах. Правительство частично или полностью приватизировало многие крупные компании, в том числе Air France, France Telecom, Renault и Thales. Государство поддерживает сильное присутствие в некоторых других секторах, в частности, энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности.
Франция является самой посещаемой страной в мире и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма, в среднем страну посещает 82 млн. иностранных туристов в год.
Лидеры Франции по- прежнему привержены капитализму, в котором они поддерживают социальную справедливость с помощью законов, налоговой политики, а также с помощью расходов на социальные нужды для смягчения экономического неравенства.
Реальный ВВП Франции был стабилен в 2012 и 2013 годах.
Уровень безработицы (в том числе зарубежных территорий) увеличился с 7,8% в 2008 году до 10,2% в 2013 г. Безработица среди молодежи в метрополии Франции снизилась с уровня 25,4% в четвертом квартале 2012 года до 22,8% в четвертом квартале 2013 года.
Дефицит бюджета резко вырос с 3,3% ВВП в 2008 году до 7,5% ВВП в 2009 году, понизился до 4,1% ВВП в 2013 году, в то время как государственный долг Франции вырос с 68% ВВП до 94% за тот же период.
В соответствии со своими обязательствами ЕС, Франция нацелена на дефицит бюджета в размере 3,6% ВВП в 2014 году и 2,8% в 2015 году.
Администрация президента Франсуа Олланда осуществляет значительную государственную поддержку занятости.

Правительство увеличило ставки корпоративных и личных налогов, в том числе временный налог 75% на заработную плату свыше один миллион евро.

Таблица экономических показателей Франции по итогам 2015 года:

№ п.п.
Показатель
Значение
1 Рост ВВП (в постоянных ценах, национальная валюта) 1,137%
2 ВВП (в текущих ценах, национальная валюта) EUR 2 182,32 млрд.
3 ВВП (в текущих ценах, в долларах США) US $ 2 421,56 млрд
4 Дефлятор ВВП 104,703 (индекс, базовый год в соответствии со счетами страны = 100)
5 ВВП на душу населения (в постоянных ценах, национальная валюта) EUR 32 427,87
6 ВВП на душу населения (в текущих ценах, национальная валюта) EUR 33 952,92
7 ВВП на душу населения (в текущих ценах, в долларах США) US $ 37 675,01
8 Разрыв, в процентах потенциального ВВП минус 2,223%
9 ВВП (по ППС), долларах США US $ 2 646,89 млрд
10 ВВП на душу населения (по ППС), долларах США US $ 41 180,70
11 Доля ВВП в общемировом ВВП (по ППС) 2,332%
12 Коэффициент конверсии ППС 0,824
13 Инвестиции (% ВВП) 21,479%
14 Валовые национальные сбережения (% от ВВП) 21,353%
15 Индекс потребительских цен (индексированный по 2000 год) 99,998 (индекс, базовый год 2000 = 100)
16 Инфляция (средняя потребительская цена, изменение,%) 0,086%
17 Инфляция, конец года (индексируемый до 2000 года) 100,15 (индекс, базовый год 2000 = 100)
18 Инфляция (на конец года изменение,%) 0,3%
19 Объем импорта всех товаров, включая товары и услуги (процентное изменение) 6,503%
20 Объемы импорта товаров только (процентное изменение) 5,83%
21 Объем экспорта всех товаров, включая товары и услуги (процентное изменение) 6,055%
22 Экспорт, товары только (процентное изменение) 5,305%
23 Уровень безработицы (% от трудовых ресурсов) 10,35%
24 Занятость 24,946 млн
25 Население 64,275 млн
26 Общий доход государства (национальная валюта) EUR 1 161,65 млрд
27 Общий доход государства (% от ВВП) 53,23%
28 Органы государственного управления - общие расходы (национальная валюта) EUR 1 241,24 млрд
29 Общие государственные расходы (% от ВВП) 56,877%
30 Чистое кредитование / заимствование правительства (национальная валюта) EUR -79,589 млрд
31 Чистое кредитование / заимствование правительства (% от ВВП) минус 3,647%
32 Сектор государственного управления, баланс (национальная валюта) EUR -47,133 млрд.
33 Сектор государственного управления, баланс (% Потенциальный ВВП) минус 2,112%
34 Валовой внутренний продукт, в текущих ценах EUR 2 182,32 млрд
35 Сальдо счета текущих операций (в долларах США) US $ -3,041 млрд
36 Сальдо счета текущих операций (% ВВП) минус 0,126%

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста, %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Машины и оборудование

Потребительские товары

Продукты и напитки, прошедшие обработку

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Потребительские товары

Машины и оборудование

Франция в настоящее время находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности. Франция - наиболее посещаемая страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно) и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма.

Лидеры Франции остаются преданными капитализму, при котором они поддерживают социальную сферу посредством законов, налоговой политики и социальных расходов, которые уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние. Франция выдержала мировой экономический кризис лучше чем большинство других крупных экономик ЕС из-за относительной устойчивости внутренних потребительских расходов, большого общественного сектора, и меньшей зависимости от падения спроса на экспорт, чем в некоторых других странах.

Тем не менее, реальный ВВП Франции сократился на 2,5% в 2009 году, но отчасти восстановился в 2010 году, в то время как уровень безработицы увеличился с 7,4% в 2008 к 9,5% в 2010 году. Активное стимулирование экономики государством и инвестиционные меры в ответ на экономический кризис, однако, способствовали ухудшению финансового состояния Франции. Бюджетный дефицит Франции увеличился с 3,4% ВВП в 2008 году до 6,9% ВВП в 2010 году, в то время как государственный долг повысился с 68% ВВП до 82% за тот же самый период.

Велика во французской экономике доля иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20% трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50%). В настоящее время Париж свертывает мероприятия по стимулированию экономики, отменяя налоговые льготы и замораживая большинство правительственных расходов, чтобы привезти бюджетный дефицит до уровня 3% в соответствии с нормами Еврозоны к 2013 году. Правительство выдвинуло на первый план приверженность Франции финансовой дисциплине в период роста долгов в других странах Еврозоны и нестабильности на финансовых рынках. Президент Н.Саркози - тот кто обеспечил проведение пенсионной реформы в 2010 году - как ожидают, будет искать возможность для проведения некоторых налоговых реформ, однако он может задержать дополнительные, более дорогостоящие реформы до окончания выборов 2012 года.

Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля - 20%, сфера услуг - 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998-2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных.

В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.

История развития и основные черты экономики Франции

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом.

Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция). Франки ассимилировали с кельтами.

Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование е собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т.ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию. Франция высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны.

На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах умелыми руками французских рабочих создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.

Франция морская страна. У северных границ ее холодные, со свинцовым отливом волны плещутся у крутых берегов, вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Людям пришлось много потрудиться, чтобы создать удобные для морских судов порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в орт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

Столица Франции Париж - огромный, многоликий город. Население Парижа вместе с пригородами достигает 7 млн. человек. “Большой Париж” раскинулся а площади в 1500 км2. Он возник 2000 лет назад из небольшого поселка Лютеции а острове Сите, посредине Сены.

По уровню экономического развития уступает Германии и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 1980-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%.

В 1990 годы французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата была связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

В тоже время во Франции активно протекали процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” - почти все производство автомобилей. “ПешинеЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” - почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” - в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений (1961 г. - 2).

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики.

Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.

Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Темпы роста промышленного производства во Франции, % к предыдущему году

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г. - 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производ- ственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей.

Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство Франции

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его - частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2008 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 1980-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта соствил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.

Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование. Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения.

В 1980-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Кроме того, за последние 20 лет снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров- третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают “массовые” продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах. Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последние два десятилетия в экономике Франции значительно возрос импортный компонент (до более 20% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе по данным на 2008 год выступает Германия, на которую приходится 15% экспорта и 19% импорта. На втором месте Испания (9% экспорта и 7% импорта), далее Италия (8% экспорта и 8% импорта), Бельгия (7% экспорта и 11% импорта) и Нидерланды (4% экспорта и 7% импорта). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6% экспорта и 4% импорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 1980-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 1980-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 1960-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта.

Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

В 1990-2000-х гг. правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Основные макроэкономические показатели Франции

Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг страны в рассматриваемый период возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее.

Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Нулевой рост ВВП, по мнению экспертов, может заставить президента Николя Саркози пойти на значительное сокращение бюджетных расходов и отказаться от отмены налогов. Падение потребления домохозяйствами во II квартале 2011 года на 0,7% - стало основной причиной отсутствия роста ВВП.

Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты прогнозировали, что в июне показатель снизится на 0,7%. В мае промпроизводство во Франции увеличилось на 1,9%.

На сегодняшний день Франция переживает серьезные структурные проблемы, - говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта.

Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать - до 3,2% в 2010 году.

Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг. Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП - 12 млрд евро.

Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», - говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям - 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.

Европы и мира. Она играет важную роль в мировой политике, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, «Большой семерки» и многих международных организаций, а с 2009 года снова и НАТО. Тесное сотрудничество и кооперация с ЕС и Германией в частности обеспечили высокие темпы роста ВВП Франции в последние десятилетия.

Краткий обзор

Французская экономика является хорошо диверсифицированной по всем секторам. Правительство частично или полностью приватизировало большинство крупных компаний, включая Air Telecom, Renault, и Thales. Однако роль государства остается значительной в энергетическом секторе, сфере общественного транспорта и ВПК. Несмотря на террористические акты, забастовки рабочих и плохую погоду Франция остается самой туристически привлекательной страной в мире. В 2016 году ее посетило 83 миллиона иностранцев, причем 530 тысяч из них приезжали на Евро-2016.

Современная ситуация

Политический курс президента Франции направлен на увеличение конкурентоспособности национальной промышленности и уменьшение безработицы. Ожидается, что на выполнение данных задач будет дополнительно выделено около 50 миллиардов долларов США. Пока результаты реализации программы еще не видны. В бюджете на 2017 год Франции также заложено уменьшение подоходных налогов для домохозяйств, малого и среднего бизнеса. Франсуа Олланд уже успел провести две крайне непопулярные экономические реформы, что привело к широкомасштабным протестам.

«Закон Макрона» разрешил предприятиям работать в некоторые воскресенья месяца и гораздо свободнее устанавливать оплату за труд. «Закон Эль Хомри» также был нацелен на данную сферу, что вызвало бурный протест профсоюзов.

ВВП

Франции является третьей экономикой Евросоюза. На первом и втором расположились такие страны, как Германия и Великобритания соответственно. Последняя находится в процессе выхода из Евросоюза, однако пока еще является официальным членом данного объединения. ВВП Франции по паритету покупательной способности составляет, по данным на 2016 год, 2,699 триллионов долларов США. По данному показателю страна находится на одиннадцатом месте в мире. ВВП по официальному курсу. - 2,448 триллионов долларов США. За гранью бедности находится 7,7% населения.

В структуре ВВП Франции ключевую роль играет сфера услуг. Она дает 79,8% ВВП. Ключевой сектор - туризм. Высокая доля сферы услуг в ВВП Франции во многом обусловлена как раз данной отраслью. На промышленность приходится 18,3% Ключевыми секторами является машиностроение, химическая отрасль и металлургия. Сельское хозяйство дает 1,9% ВВП. Экономически активное население, по данным на 2017 год, составляет 30 миллионов человек. Из них в сфере услуг занято 71,8%, на промышленность - 24,3%, сельское хозяйство - 3,8%. Средняя зарплата 34800 евро, после вычета налогов - 26400. Государство находится на 29-ом месте в рейтинге легкости ведения бизнеса.

ВВП на душу населения Франции

В конце 2000-х большинство стран мира накрыла рецессия. Однако Франции удалось быстро прекратить падение экономических показателей. На душу населения, по состоянию на 2016 год, приходится 42400 долларов США. Это 330% от среднемирового показателя. Это рекордно высокий ВВП Франции на душу населения, если рассматривать период с 1960-го по 2016-ый год. Эксперты прогнозируют, что в 2018-ом данный показатель еще больше увеличится.

Рост экономики

В первом квартале 2017 года ВВП Франции увеличилось на 1%. Это на 0,2% меньше, чем в прошлом, однако больше прогнозных показателей. За период с 1950-го по 2017-ый средний рост ВВП Франции по годам составил 3,19%. Самое большое увеличение показателя было зафиксировано во втором квартале 1969 года. Тогда рост ВВП Франции составил 12,5%. Что касается рекордно низкого показателя, то это значение пришлось на недавнюю рецессию. Во первом квартале 2009 года ВВП Франции уменьшилось на 3,8%.

Внешний сектор

В 2016 году объем экспорта Франции в различные страны мира составил 505,4 миллиарда долларов США. Это меньше, чем в предыдущем. На вывоз идут такие товары, как машины и оборудование, летательные аппараты, пластмассы, химикаты, фармацевтическая продукция, чугун и сталь, а также напитки. Среди главных экспортных партнеров Франции на первом месте находится Германия. На нее приходится 16,7% от общего объема.

Среди других экспортных партнеров такие страны, как Бельгия, Италия, Испания, Великобритания, США и Нидерланды. Объем импорта Франции в 2016-ом составил 525,4 миллиарда долларов США. Данный показатель также снизился по сравнению с предыдущим годом.

Сальдо торгового баланса является отрицательным и составляет 20 миллиардов долларов США. Ввозятся из-за рубежа такие товары, как машины и оборудование, транспортные средства, сырая нефть, летательные аппараты, пластмассы, химикаты. Ключевым партнером рассматриваемого государства по импорту является опять же Германия. На нее приходится 19,5% от общего стоимостного объема.

Среди других партнеров по импорту можно выделить такие страны, как Бельгия, Италия, Нидерланды, Испания, Великобритания и Китай. Одним из ключевых пунктов нового является диверсификация рынка сбыта, поэтому эксперты ожидают расширения сотрудничества рассматриваемого государства с Азией. Объем прямых иностранных инвестиций в декабре 2016-го составил 1,1 триллиона долларов. Это больше, чем годом ранее. Совокупный внешний долг - 5,6 триллионов долларов. К сожалению, данный показатель также увеличился в 2016-ом.

Франция остается одной из самых быстро развивающихся стран мира. Но покажут ли результат запланированные правительством и президентом реформы остается под вопросом.



Похожие публикации