Кто уже заплатил налог на тунеядство. Налог на тунеядство: кто и как должен будет платить? Российский рубль падает и тянет за собой белорусский. Как долго это будет продолжаться

С мая 1961 по апрель 1991 года по всей территории СССР активно действовал закон о тунеядстве. В стране проводилась жесточайшая борьба с бездельниками, иждивенцами и безработными. За нарушение закона предусматривались административная или уголовная ответственности. Только в первые три года по решению суда было сослано 37000 людей в специально отведенные государством места, где осужденные были обязаны заниматься общественно полезным трудом, принося пользу государству.

Налог на тунеядство: в каких странах есть, на кого распространяется?

На данный момент только Белоруссия решилась прибегнуть к возврату понятия «тунеядец» и ввести новый закон (декрет №3, подписан А. Лукашенко в первых числах апреля 2015 и уже вступивший в силу, кстати, нарушающий некоторые пункты конституционных прав граждан).

Он обязывает каждого белоруса или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории страны (имеются ввиду лица, не работающие на ее благо более 183 дней, то есть 6 мес.) ежегодно вносить в государственную казну 20 «базовых величин» (одна величина = 13$), что составляет 245$ (3 млн.600 тыс. белорусских рублей). Вышеупомянутые граждане обязаны сделать добровольную оплату в гос. казну не позднее 15.11.2018. При этом штраф за неуплату налога составит миллионов 800 тыс. рублей.

Президент Казахстана поддерживает идею А. Лукашенко . Как и белорусские коллеги, он не планирует вводить уголовную ответственность (по аналогии СССР). Его идея – административное наказание. При этом фрилансер (коих в странах бывшего союза огромное количество) будет иметь возможность оплатить определенную сумму государству, и продолжать свою деятельность.

Кто освобождается, кто будет платить?

Действие декрета не распространяется на:

  • Родитель/опекун занимающийся воспитанием детей в возрасте до 7 лет;
  • Родитель/опекун ухаживающий за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • Родитель/опекун воспитывающий от 3 и более несовершеннолетних детей;
  • Инвалиды (недееспособные);
  • Несовершеннолетние (до 18 лет или учащиеся на дневном обучении);
  • Пенсионеры (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет);
  • Иностранцы, проживающие на территории государства мене указного декретом срока (6мес.);
  • Люди признанные декретом участниками финансирования страны (творческие люди, ремесленники,срочники (армия), участники сезонных работ, сельские жители занимающиеся подсобным хозяйством, официальные безработные, священнослужители и т.д.).

Конечно, никто не собирается заходить в каждую квартиру и выискивать неплательщиков. Будут отслеживаться лишь крупные покупки, совершенные гражданами.

Как оплачивается?

Если гражданин страны (или иностранец, проживающий на ее территории более 182 дней) обратится в соответствующие органы и признается в том, что он не работал дольше положенного срока, государство дает 10% скидку на налог.

Для оплаты необходимо обратиться в налоговый орган, заполнить декларацию и произвести оплату не позднее ноября 2018 года. Следует отметить, что оплату необходимо производить за будущий, а не текущий год.

Как обойти закон, избежать наказания?

Возможностей избежать уплаты и наказания масса:

  • 1. Трудоустроиться хотя бы на минимальную ставку, например на 0,2%.
  • 2. Стать родителем.
  • 3. Заняться творчеством или стать ремесленником.
  • 4. Зарегистрировать ИП на едином налоге.
  • 5. Переехать в сельскую местность и завести подсобное хозяйство.
  • 6. Поступить в ВУЗ.
  • 7. Стать священнослужителем.
  • 8. Уехать из страны на срок более полугода.
  • 9. Наняться на сезонную работу.
  • 10. Оформиться официально на бирже труда (стать официально безработным).

Как видите, здесь есть над чем задуматься. Есть варианты которые пригодны для обычных домохозяек (матерей, например), для молодежи, и даже для людей предпенсионного возраста, которые в силу обстоятельств никому не нужны в качестве сотрудников.

Налог на тунеядство отменили: последние новости

Новостные издания пестрят заголовками: «Налог на тунеядство в Беларуси отменен», но на сегодняшний день они несколько преувеличены. Действительности отвечает тот факт, что граждане недовольны нарушением своих конституционных прав и собирают подписи на подачу петиции для отмены декрета (на сегодня количество подписей превысило 30 тыс.). В ответ на это Президент страны заявил, что декрет еще будет доработан, то есть в него будут внесены некоторые изменения, однако об его окончательной отмене речь пока не идет.

Власти России готовы взять на вооружение «передовой опыт» Белоруссии и обложить налогом граждан, у которых и так нет доходов.

«Налог на тунеядство», введение которого готовит правительство РФ, должен учитывать все возможные доходы людей, находящихся в трудоспособном возрасте, но не имеющих официальной работы, заявил министр труда Максим Топилин.

По его словам, при обложении налогом самозанятых граждан власти намерены учитывать имущество, которое находится в их собственности.

Размер налога может составить 25 тысяч рублей с человека в год, рассказал Топилин.

Налог на любимых жен

Администрирование такого налога в первую очередь обойдется дороже, чем средства, которые можно будет с его помощью собрать. А во-вторую очередь это вызовет массовое недовольство населения, которое накануне выборов властям совсем ни к чему, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.

«Введение такого налога непонятно как согласуется с существующей на данный момент в России конституцией, в которой, в отличие от конституции советской, право на труд не упомянуто. А если не предусмотрено некое право, то не надо быть юристом, чтобы понять, что невозможны никакие репрессии за неиспользование этого права. Ибо только право порождает обязанности», - сказал он «Ридусу».

С практической точки зрения взимание такого налога тоже вызывает множество вопросов, главный из них - как налоговые власти намерены разделять тех граждан, которые «тунеядствуют» злонамеренно, и тех, кто имеет источник существования совершенно легитимный, но не связанный с зарабатыванием денег путем ежедневного хождения на завод?

«Найти „тунеядцев“ можно только по базе данных ПФР. Но огромное количество людей живет за счет своих супругов, „работая“ родителями малолетних детей, бабушками-дедушками своих внуков или, в конце концов, любимыми женами своих работящих супругов. За это родственники их содержат. Этих людей тоже предлагается обложить налогом на тунеядство?» - говорит Гудков.

Причем «любимая женщина механика Гаврилова» может не состоять с ним в официальном браке, и доказать, что ей нет нужды каждое утро отправляться на работу, документально она не сможет.

«В конце концов, на российских просторах можно найти примеры, когда в отдаленных деревнях их жители живут натуральным хозяйством. Баба Маша выращивает картошку и обменивает ее у тети Веры на огурцы, а та меняет их у дяди Васи на самогон. В денежные отношения они не вступают, и формально, по букве предполагаемого закона, должны будут платить 25 тысяч - больше, чем все их огурцы и картошка стоят вместе», - указывает эксперт.

Опыт Белоруссии продемонстрировал, что даже в этой спокойной и «советской» стране попытки введения «налога на тунеядство» вызвали массовые протеста в Минске. В России тем более подобное нововведение станет подарком несистемной оппозиции, предупреждает он.

В Белоруссии с 2015 года неработающие граждане обязаны платить в казну 20 минимальных зарплат в год (около 200 долларов) «в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов».

Сам себе работодатель

В мае Минюст России разработал законопроект о самозанятых гражданах в РФ (неблагозвучный советский термин «тунеядство» в документе, конечно, не применяется).

Самозанятость как понятие появилась в России (в последние годы существования СССР) почти одновременно с ликвидацией статьи УК «Тунеядство».

Самозанятыми является большое количество граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников и регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, репетиторы, сиделки, няни).

Разница между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми лицами на сегодня сугубо номинальная, и критерий отличий между ними всего один, говорит бывшая сотрудница Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Тодэ.

«Этот критерий заключается в том, что и ИП, и самозанятое лицо делают одну и ту же работу, оказывают одну и ту же услугу, с той лишь разницей, что первый это делает с уплатой налогов, а второй - теневым образом. И власти уже далеко не первый раз предпринимают попытки вывести вторую категорию из тени, но каждый раз талантливые экономически активные россияне находят способы, как оставаться в теневом секторе», - сказала она «Ридусу».

В попытке провести черту между индивидуальным предпринимательством и самозанятостью государство сейчас тоже балансирует в очень зыбком правовом поле, соглашается Тодэ с Гудковым.

«Возьмите для наглядности разницу между самозанятостью и, извините, попрошайничеством. Вот стоит человек на тротуаре с шапкой в руке и клянчит подаяние. Формально он подпадает под действующую статью УК „Попрошайничество“. Но если он будет делать то же самое, но при этом читать вслух стихи, то формального состава преступления в его действиях уже не будет: он ведь оказывает вам услугу! Другое дело, что вам эта „услуга“ совершенно не нужна, но чисто юридически разница огромная», - поясняет она.

Санкция за попрошайничество перекочевала в УК РФ из УК РСФСР, а вот понятия «самозанятость» не было ни в советском КЗоТ, ни в нынешнем российском Трудовом кодексе.

Итак, это случилось, налог на тунеядство введен. Если Вы трудились в течение года меньше 183 дней, вы обязаны до 15 ноября 2016 года оплатить 20 базовых величин или 3 600 000 бел. руб.

5. Для целей настоящего Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
5.1. работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
5.2. осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по таков деятельности;
5.3. выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
5.4. осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой
деятельности;
* Для целей настоящего Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.
5.5. в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, воеинообязаиньпи1 во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
5.6. осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;
5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
5.8. осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
5.9. осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
5.10. в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
5.11. в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи* которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
5.12. в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
5.13. временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
* Для целей настоящего Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее
ХОЗЯЙСТВО.
5.14. воспитания в семье* матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до. 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
5.15. получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
5.16. отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;
5.17. получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
5.18. получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.19. привлечения к труду в течение срока отбивания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Самый простой способ не платить налог - устроиться на работу на 0,2 ставки например. Но что делать беременным женам, безработным женщинам в возрасте до 55 лет, людям с болезнями по которым нет инвалидности но и на работу они никому не нужны? В статье приведем самые бюджетные способы обойти налог на тунеядство.
Будем использовать пункты 5.3, 5.4, 5,8 декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Способ 1. Устроиться на работу на 0,1 ставки от минимальной заработной платы (далее МЗП) к знакомому ИП, ЧТУП, ООО. Нужно заключить трудовой бессрочный договор (гражданско-правовой договор, он же договор подряда не подойдет) Либо договор на 183 дня, т.е. 6 мес.

В этом случае налоги которые нужно будет уплатить за работу с учетом минимальной заработной платы в 2017 году 265 руб. в мес (по ссылке актуальная МЗП):

1) ФСЗН 35% от 0,1 ставки МЗП. В нашем случае 265/10*0,35= 9,275 руб.

2) Подоходный налог 13%. В нашем случае 265/10*0,13= 3,445 руб.

3) Белгосстрах 0,6%. В нашем случае 265/10*0,006= 0,159 руб.

За 6 мес работы уплачиваем - 77,274 руб. , что значительно меньше 20 базовых величин. Само собой способ подойдет только если вы реально будете работать у вашего знакомого.

Способ 2.
Стать ремесленником согласно пункту 5.8
Оплата составит всего 1 базовую величину в год.
Итого 180 000 за год.
Ремесленником стать также просто (инструкция от министерства по налогам и сборам). Идем в налоговый орган, становимся на учет, заводим книгу учета доходов и расходов. Плетем лапти и вяжем крючком изделия продаем на досках объявлений в интернете:)

Способ 3.

Можно зарегистрироваться в сельской местности с выделением участка для ведения хозяйства. Обратите внимание, дачные кооперативы на данный момент не попадают под даннй пункт. Т.е. вы должны быть зарегистрированы (прописаны) именно в деревне. Также ваш участок должен быть оформлен именно для ведения личного подсобного хозяйства. Т.е. если у вас есть домик и 6 соток земли выделенные под строительства этого дома - такой вариант не подойдет.

Способ 4. Можно уйти в монастырь. Монахи в нашей стране - не тунеядцы.

Способ 5. (Не актуален, платить все же придется больше чем 360 руб., стоит рассмотреть только если на самом деле собираетесь оказывать услуги)
Используем пункт 5.3 Регистрируем ИП на оказание любых услуг связанных с консультированием. 1 базовая + 2 фотографии. Выбирайте система налогообложения УСН без НДС. Открываем расчетный счет в банке на 1-2 мес. (10 бел. руб./мес).
Потом положим на него через кассу банка 70 базовых величин как физическое лицо, или попросите знакомого - якобы он платит вам за консультацию.
Потом вы перечисляете эти средства себе на карточку. Теряете 1-2% комиссии (в зависимости от условия банка). И потом в следующем квартале уплачиваете 5% налога с дохода.
Итого получается:
23р - открыть ИП
20р - оформить счет в банке
1-2% - комиссия банка за операции
налог 5%
В сумме: 130-150 руб что значительно меньше установленного налога на тунеядство.

Способ 6. (Не актуален, платить все же придется еще и ФСЗН раз в год, более 900р.)
Используем пункт 5.4. Согласно нему ИП, плательщики единого налога освобождаются от уплаты. Смотри какими видами деятельности можно заниматься для уплаты единого налога.
Спойлер с статьей налогового кодекса

Виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог
1. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:

  • оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
  • оказание услуг по дроблению зерна;
  • выпас скота;
  • репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
  • чистка и уборка жилых помещений;
  • уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
  • музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;
  • предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
  • реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
  • услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
    предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
  • предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
  • ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
  • реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных промыслов (ремесел), созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).

Теперь смотрим ставки единого налога. Например для Минска смотрим их например :
Актуальные ставки лучше узнать в Налоговой по месту жительства.
Так предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста будет стоить вам 150 000 в мес. Чтобы делать это официально даже не нужно регистрироваться как ИП, достаточно просто встать на учет в Налоговой инспекции по месту жительства.
Итого получается 1 800 000 в год, что в 2 раза меньше.
Если живете близко к сельской местности можно выбрать «выпас скота», оплата всего 110-150 000 в мес. в зависимости от места жительства.

Если же ни один из пунктов выше не подходит для вас, а извещение о поступлении на вас письменной корреспонденции вы уже получили, можно и нужно бороться с абсурдным налогом всеми доступными способами. Будем тянуть время, обжаловать действия гос. органов всеми доступными способами.

Информация с сайта ИМНС: "Извещение считается врученным по истечении 10 дней с его отправки заказным письмом. При этом НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, получил гражданин лично извещение или нет". Само собой, уже этот факт можно обжаловать в суде. Т.к. в Беларуси нет обазанности по проживанию по месту регистрации. Т.е. вы банально можете не знать о том, что вы являетесь плательщиком сбора. Но ввиду того, что это Беларусь, презумпция невиновности здесь не работает.

Образец извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов

Обратите внимание на те извещения, которые приходят людям. Без печатей, без подписей: неизвестно кто, требует уплатить 360 руб.

Соответственно после получения извещения пишем жалобу в налоговую инспекцию:

Делать это нужно в 30 дневный срок с момента получения почтового извещения (а момент получения - это 10 дней с момент отправки), т.к. согласно пункту 11 декрета:

11. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:
о подтверждении ранее врученного извещения;
о внесении изменений в извещение;
об аннулировании извещения.
На период рассмотрения документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.
В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Образец жалобы в налоговую инспекцию

В случае получения извещения из налоговой инспекции, вы можете подать жалобу в электронном или в письменном виде на имя руководителя инспекции или лица, подписавшего уведомление.

В Налоговую инспекцию

Шкловского р-на

ЗАЯВИТЕЛЬ:

Иванов Иван Иванович

г. Минск, ул. Маяковского, 102-18

(на нарушение конституционных прав)

Согласно Вашему извещению я обязан оплатить налоговый сбор «за тунеядство».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ПРОШУ:

1.Освободить меня от уплаты налогового сбора «за тунеядство».

2.Исключить меня из базы персональных данных лиц, не участвующих в финансировании государственных расходов, и не применять ко мне положения Декрета№3.

3. Дать мне письменный мотивированный ответ по существу моей жалобы.

Все мы понимаем, что скорее всего придет формальная отписка, однако +30 дней к сроку уплаты вы получите. После получения ответа из налоговой его можно обжаловать в вышестоящей налоговой инспекции. После ответа из вышестоящей инспекции вы можете обжаловать решение в суде. Да, для этого уже понадобится 1 базовая величина для подачи искового заявления.

UPD 17.01.2017 Пришел ответ из местной налоговой который можно и нужно обжаловать в вышестоящей инстанции.

О рассмотрении обращения

Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по... району, в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», рассмотрено Ваше обращение от 26.12.2016 года. В пределах своей компетенции инспекция сообщает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов.

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь 02.04.2015 года издан Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет № 3).

Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, ст. 52 Конституции Республики Беларусь, каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

В соответсвии с Декретом № 3 граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее - граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор).

Налоговым периодом сбора признается календарный год.
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:
в налоговом периоде:
являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;
являлись лицами пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;
были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности); были признаны или являлись недееспособными;
прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
в году, следующем за налоговым периодом, были признаны: инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);
недееспособными.
Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности; выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
осуществления видов деятельности, указанных в п.1 ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;
в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
осуществления адвокатской или нотариальной деятельности; осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Действие Декрета № 3 не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.

Извещение, на уплату сбора на финансирование государственных расходов, по форме, установленной постановлением Министерством по налогам и сборам от 01.07.2015 № 16 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой сбора на финансирование государственных расходов» (приложение 2), вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом.

Сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком, п.п. 1.1 п. 1 ст. 22 НК РБ плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

В соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 43 НК РБ местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения;
отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК РБ (или) иными законами.

На основании с ч. 1 п. 1. ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» данный ответ на обращение может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган - инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области или Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Образец жалобы в суд

В случае, если ответ налоговой инспекции на вашу жалобу вас не удовлетворил, вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию (областную, Минскую городскую), затем (в месячный срок со дня получения ответа) в суд в порядке Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” (ст. 20) и в соответствии со статьями 353-357 ГПК Республики Беларусь - жалоба на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В суд (района, города, района в городе)

по территориальности ИМНС,

приславшей уведомление

Заявитель: Иванов Иван Иванович

прож. (адрес, место регистрации

или фактического проживания)

Заинтересованные лица:

  1. ИМНС района, города, района в городе, приславшей уведомление,

адрес (см. на бланке уведомления или ответа);

2.Минская городская (областная) ИМНС

адрес: (см. на бланке ответа)

(в порядке п. 5 ст. 335 ГПК Республики Беларусь)

В связи с получением из ИМНС (района, города, района в городе) уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов от (дата, № исх.) я обратился(лась) с просьбой об исключении меня из базы персональных данных без моего письменного согласия как лица, являющегося плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет №3).

Считаю данное требование незаконным по следующим основаниям:

1.Декрет “о тунеядцах” вводит новую форму принудительного труда, что противоречит Конституции (ст. 41) ст. 13 ТК и международным обязательствам страны

2. Беларусь, как и многие страны мира, формирует свой бюджет и осуществляет государственные расходы в основном за счет налогов (прямых или косвенных), которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Таким образом, участие граждан в этих договорных и иных отношениях в полной мере отвечает требованиям ст. 56 Конституции об обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов “путем оплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.”

3. Полагаю, указанные несоответствия Декрета, коллизии его норм с Конституцией и иными законодательными актами состоят в том, что он является несистемным актом, изданным с нарушением основных принципов нормотворческой деятельности (ст.ст. 7, 9 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”).

4. Статья 32 Конституции закрепила обязанность детей заботиться о своих родителях. Статья 100 Кодекса о браке и семье уточнила данную конституционную норму, закрепив, что содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Декрет ”о тунеядцах” не предусматривает случаев освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов детей, которые исполняют свою конституционную обязанность по заботе о своих родителях и осуществляют уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи родителями, в том числе, с инвалидностью (за исключением инвалидов 1 группы, лиц в возрасте 80 лет и старше).

5.Декрет “о тунеядцах” посягает на мое личное достоинство и неприкосновенность частной жизни.

Меня, признают по Декрету “социальным иждивенцем”.

По Декрету “социальное иждивенчество” носит неодобрительную окраску и фактически представляет категорию людей, которые стремятся обеспечить для себя приемлемые условия существования в нашем обществе за счет других. Они рассчитывают получать блага за счет работающих, за счет государства в целом, которое распределяет определенные услуги бесплатно: образование, лечение, жилье, содержание территориальной инфраструктуры, услуги по обеспечению безопасности и т.д.

По факту создается представление о том, что кто не работает, тот ведет себя противоправно и в качестве наказания “за неучастие в финансировании государственных расходов” обязывается к уплате сбора в 20 базовых величин, неуплата которого влечет административное наказание вплоть до 15 суток ареста.

6. По закону декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Парламентом Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Поскольку полномочия на издание Декрета Парламент не предоставлял Президенту, данный Декрет является временным.

Согласно части 3 ст. 101 Конституции временные декреты издаются лишь в силу особой необходимости. Однако в преамбуле Декрета не указано, какой особой необходимостью продиктовано его принятие.

Президент не имеет права своими актами ограничивать конституционные права и свободы граждан. Декретом “о тунеядцах” введены очевидные для всех ограничения, которые фактически являются принудительным или обязательным трудом, то есть основанным не на добровольном предложении гражданином своих услуг по труду, а на его принуждении к труду под стахом применения репрессии в виде дополнительного налога, неуплата которого влечет наказание в административном порядке (штраф в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест).

Палата Национального собрания Республики Беларусь, как указывалось выше, в установленном порядке не делегировали Президенту полномочия на издание Декрета №3, который ограничивает конституционные права и свобода граждан.

Очевидно, что нормы Декрета №3 вступили в коллизию (противоречие) с предписаниями Конституции Республики Беларусь. Применение его норм ущемляет мои права.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ст. ст. 6, 353 -357 ГПК Республики Беларусь,

1.Признать настоящую жалобу обоснованной, а обжалуемые действия (бездействие) налоговых органов - заинтересованных лиц - неправомерными, ущемляющими мои права;

2.Обязать их принять меры по исключению (аннулированию) меня из числа лиц, которые признаны не участвующими в финансировании государственных расходов, и обязываются к уплате сбора, предусмотренного Декретом от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества»;

3.Взыскать с инспекции МНС (района, города, района в городе) в мою пользу расходы по оплате госпошлины в размере одной базовой величины (указать сумму), а также - на оплату труда адвоката (если они были произведены).

Приложение: копии уведомления, ответов из налоговых инспекций, квитанция об оплате госпошлины, 2 копии жалоб (по числу заинтересованных лиц).

2016г. Иванов И.И.

После всего прочего вы можете написать обращение в исполком о тяжелом материальном положении и может быть даже получить освобождение от уплаты налога в индивидуальном порядке.

Если же платить все же нужно, т.к. пришли уже субедные исполнители - платите по 1-2 рублю в мес. Т.е. вы не отказываетесь от уплаты сбора, просто сейчас нет денег - соответственно применить к вам меры принудительного взыскания будет очень непросто.
Всем успехов!

"О предупреждении социального иждивенчества" ("декрет о тунеядцах"). Документ призван стимулировать участие трудоспособных белорусов в трудовой деятельности, в финансировании государственных расходов.

Когда начинает действовать декрет

Отсчет трудовой или безработной деятельности согласно Декрету начинается с 1 января 2015 года. Это означает, что если с Нового года вы нигде не работали, то осталось всего 3 месяца, чтобы устроиться. Налоговый сбор - 20 базовых величин (3,6 миллиона рублей).

Кто считается тунеядцем и должен уплатить налог

Все граждане Беларуси и лица с видом на жительство в нашей стране трудоспособного возраста (18-55 лет для женщин, 18-60 для мужчин), кто не работал полгода и 1 день - тунеядцы. В их число попадают:

- Безработные , которые имеют неофициальный доход и не платят налог

- Домохозяйки (если они не многодетные мамы, или не воспитывают ребенка до 7 лет или ребенка-инвалида до 18 лет)

- Студенты-заочники , если они нигде не работают

- Ипэшники и ремесленники , которые не ведут никакую деятельность и не платят налог. Либо заплатили налог менее 20 базовых. В таком случае они должны будут доплатить до 20 базовых.

- Дачники , которые нигде не работают, а живут с урожая.

Кто не считается тунеядцем и не должен платить налог?

Все, кто официально работал в течение года более 183 дней, занимается предпринимательской деятельностью и заплатил налог более 20 базовых. А также:

- Подростки, которым еще нет 18 лет . Если 18 стукнуло в этом году, то можете не работать до конца года.

- Пенсионеры . В том числе те, кто достиг пенсионного возраста в этом году.

- Студенты дневной формы обучения .

- Безработные , состоящие на учете в службе занятости (но на бирже можно состоять не более 3 месяцев).

- Владельцы агроусадеб . Тот, кто официально занимается агроэкотуризмом (это должен подтвердить местный исполком) и платит налоги - не тунеядец.

- Жители села и других населенных пунктов, имеющие участок и занимающиеся сельским хозяйством. Этот факт должен подтвердить сельсовет.

- Женщины или мужчины , воспитывающие детей до 7 лет или детей-инвалидов до 18 лет.

- Фрилансеры , творческие люди, заработавшие за год минимум 70 базовых величин (на сегодня это 12,6 миллиона). При этом не важно, сколько дней они работали. Если такую сумму они заработали хоть за 1 час - тунеядцами уже не считаются.

- Художники, музыканты, писатели , скульпторы, дизайнеры и др. Но они обязательно должны быть членами соответствующих творческих союзов.

- Монахи, священники и члены монастырской общины

- Адвокаты и нотариусы

- Владельцы квартир , которые официально сдают свое жилье и платят с этого налог.

- Больные , находящиеся на больничном. При этом должна быть соответствующая справка.

- Осужденные , отбывающие наказание в тюрьме, ЛТП или колонии более 183 дней.

- Военнослужащие , резервисты и военнообязанные во время сборов

- Инвалиды , независимо от группы или те, с кого сняли инвалидность в этом году.

- Недееспособные

- Люди, которые получают выплаты по потере кормильца.

- Путешественники и гастарбайтеры из Беларуси , которые находились в стране суммарно менее 183 календарных дней, - не тунеядцы.

- Сезонные рабочие , кто отработал в течение полного сезона на сезонных работах (список таких работ определен Советом министров). Например, сельскохозяйственные работы в период сбора урожая.

Какие периоды деятельности суммируются и влияют на то, чтобы вас не причислили к тунеядцам?

Если вы 1 месяц воспитывали ребенка в возрасте до 7 лет, 1 месяц работали по договору, 1 месяц были на военных сборах, 1 месяц вели адвокатскую деятельность, 1 месяц отсидели в тюрьме, после этого 1 месяц были временно недееспособны - и в сумме это больше 183 дней, то тунеядцем вы уже не считаетесь.

Кто будет ловить тунеядцев

Согласно Декрету, искать, отслеживать и собирать деньги с тунеядцев будут налоговые органы. Налоговая будет проверять расходы и доходы граждан и отыскивать безработных. Кстати, если в налоговой признаться, что ты тунеядец до 1 июля 2016 года, сделают скидку на налог в 10%.

Что делать, когда вам пришло извещение о том, что вы тунеядец?

У вас есть 30 дней, чтобы доказать, что вы не тунеядец. Потом налоговая еще 30 дней будет проверять ваши документы. На этот период налоговая приостанавливает взыскание сбора. А дальше принимает решение взять с вас сбор, уменьшить его или не брать ничего вообще.

Когда нужно платить налог

До 15 ноября следующего года (например, за 2015 год нужно будет заплатить налог до 15 ноября 2016-го)

Как могут наказать тунеядца

За неуплату сбора или неполную уплату будут штрафовать - от 2 до 4 базовых величин (от 360 тысяч до 720 тысяч рублей). Предусмотрен и административный арест. В этом случае вас обязательно направят на общественно-полезные работы. И платить налог вам не придется.

Последние годы активно обсуждается вопрос о принятии закона о безработице в России. Таковой предполагает введение налога на отсутствие работы. Для граждан возникает актуальный вопрос, в чем суть законопроекта, кто попадает под его действие и о каких суммах идет речь. Проект закона о тунеядстве призван перенять опыт Белоруссии и адаптировать его к Российской Федерации.

Краткое содержание Закона о тунеядстве сводится к тому, что граждане будут платить за социальное обеспечение. Д. Медведев указал, что формулировка с использованием слова “тунеядство ” не является верной. Речь идет не о том, чтобы выявить безработных и заставить их платить. Закон о безработице в России направлен на те категории граждан, которые не платят налог, но пользуются социальной поддержкой государства.

Согласно данной формулировке, налог определяется как социальный платеж за возможность пользоваться теми социальными услугами, которые рассчитаны на официально трудоустроенных граждан. Если уплата налога гражданину покажется обременительной, предполагаются следующие альтернативы :

  • приобретение медицинского полиса;
  • покупка патента;
  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • официальное трудоустройство.

Назначение закона о тунеядстве рассчитано на устранение социальной несправедливости, когда одни категории граждан выплачивают налоги, а другие пользуются теми же социальными услугами без оплаты. Предполагается тщательный анализ тех категорий граждан России, которые попадут под действие налога на тунеядство. Действие закона не будет распространяться на всех безработных.

Кто платит?

Закон о тунеядстве в России рассчитывается на тех граждан, которые не уплачивают налоги с доходов, но продолжают пользоваться социальной инфраструктурой государства. Законопроект о безработице предполагает при этом ряд исключений — те категории населения, на которых его действие не распространяется :

  • официально трудоустроенные граждане, с которых уже взимается налог;
  • пенсионеры вне зависимости от занятости;
  • женщины, которые воспитывают детей до 14 лет;
  • лица, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами;
  • граждане, состоящие на учете в Центре занятости;
  • несовершеннолетние, нетрудоспособные, студенты;
  • жители деревень, получающие заработок от продажи сельскохозяйственных продуктов.

Отдельным вопросом становится учет тех граждан, с которых актуально взимание налога на тунеядство. Предполагается, что если человек не пользуется бесплатными социальными услугами, то и платить ему не нужно. Как этот аспект закона о безработице будет реализован в России на практике, эксперты пока затрудняются ответить.

Сумму налога на тунеядство предполагается рассчитывать от 20 тыс. рублей в год . Если она и будет пересматриваться, то в большую сторону. Оплачивать ее придется всем безработным, не входящим в указанные категории граждан.

Налог на тунеядство в России

Свежие новости про закон о тунеядстве в России показывают, что споры вокруг отдельных моментов до сих пор продолжаются. Эксперты выявляют следующие недостатки данного проекта:

  • сократятся официальные заработки — если раньше работника удерживала высокая заработная плата, то с принятием закона о тунеядстве работодатели сократят зарплату;
  • не меняется процедура снятия с учета в Центре занятости — если безработный отказывается от трех предложенных вакансий, то он вновь получает статус безработного тунеядца;
  • введение законоположения о безработице коснется людей творческих профессий и фрилансеров, занятость которых не определяется договорными отношениями — таковым придется оформляться индивидуальными предпринимателями или искать официальную работу в ущерб своей деятельности;
  • отдельные эксперты указывают на несоответствие закона о тунеядстве положению статьи 37 Конституции РФ о том, что труд в России является добровольным и каждый вправе самостоятельно решать вопрос о своей занятости (на помощь придет );
  • в Трудовом кодексе РФ (читайте все о законе о труде в ) также указывается на неприемлемость принудительного труда, таковой противоречит и некоторым международным конвенциям;
  • мнения экспертов сводятся к тому, что закон о тунеядстве не решит проблему с безработицей, но значительно снизит уровень жизни отдельных категорий граждан;
  • выгода от поступлений нового налога будет нивелирована снижением доходов и, соответственно, официальных налоговых отчислений.

Отдельно эксперты высказываются по поводу аналогичного закона о тунеядстве в СССР . Указывается, что в то время государство регламентировало уровень заработка своих граждан, а также обеспечивало рабочие места на законодательном уровне. На текущий момент в России таких возможностей не имеется.

Согласно последнему заявлению министра труда М. Томилина на 2017 год, в ближайшее время закон о тунеядстве не будет приниматься . Проект на неопределенное время отложен.



Похожие публикации