Отличительные особенности государственных и негосударственных пенсионных фондов. Пенсионный фонд российской федерации Пенсионный фонд и т д

целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово- кредитная организация в соответствии с Законом о государственных пенсиях в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Правовой режим ПФР определяется Положением о нем. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Руководство ПФР осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные ПФР. Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Источниками формирования ПФР являются: страховые взносы работодателей и граждан; ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и другие поступления. Размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями в ПФР, определяется ежегодно по представлению правления Фонда представительными органами государственной власти. Средства ПФР расходуются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое, материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, на другие мероприятия. Л. И. Булгакова

Источник: Юридическая энциклопедия

Пенсионный фонд РФ

ПФР) — финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющее отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством. Основными его задачами являются: обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов (части единого социального налога); организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования; осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др. Территориальные органы ПФР осуществляют также функции назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий получателям. Средства ПФР образуются за счет страховых взносов (части единого социального налога) следующих страхователей: 1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в т.ч. — организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты; 3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям). Для каждой категории страхователей применяются «свои» тарифы страховых взносов. Размер страховых взносов в ПФР дифференцируется в зависимости от группы страхователей и по уровню дохода (налоговой базе) на каждого работника. При налоговой базе на каждого отдельного работника 1966 года рождения и старше до 280 тыс. руб. (нарастающим итогом с начала года) на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 14, 0 %. Для лиц 1967 года рождения и моложе эта ставка «расщепляется» на 2 части: 8,0 % идет на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 6,0 % — на накопительную часть трудовой пенсии. При большем заработке снижается тариф страхового взноса, т.е. применяется регрессивная шкала. Для страхователей, выступающих в качестве работодателей, организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств установлен пониженный размер страховых взносов. Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Финансирование служащих системы государственной службы и приравненных к ним категорий работников, как и социальных пенсий, осуществляется за счет средств государственного бюджета. В ходе своей деятельности ПФР взаимодействует с органами федерального казначейства, налоговыми и иными органами.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

Относятся ли государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в частности, к категории государственных заказчиков, если относятся, то почему?

Пенсионный фонд Российской Федерации действует на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.

Пенсионный фонд России. Госорган или нет?

N 2122-1, пунктом 1 которого установлено, что ПФР создан в целях управления финансами государственного пенсионного обеспечения.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что средства ПФР являются федеральной собственностью и входят в состав государственной казны Российской Федерации, а сам Пенсионный фонд отнесен к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ N «Об основах обязательного социального страхования» государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в том числе, отнесен к некоммерческим организациям. Организационно-правовая форма, в которой создан и действует ПФР — учреждение. ПФР создан и действует на основании Положения, утвержденного законодателем, в Положении законодателем определены цели деятельности ПФР — управление финансами государственного пенсионного обеспечения, в оперативном управлении у ПФР находится федеральная собственность, следовательно, перечисленные выше критерии соответствуют критериям, установленным статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволяет утверждать, что ПФР создан и действует в организационно-правовой форме «учреждение». ПФР имеет бюджет, который утверждается федеральным законом, федеральным законом утверждается также и отчет об исполнении бюджета, из изложенного следует, что деятельность ПФР финансируется из его бюджета, средства, поступающие в бюджет за счет страховых взносов работодателей и граждан, относятся к федеральной собственности. Кроме того, с учетом норм принятого законодателем Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего критерии отнесения учреждений к бюджетным (бюджетный кодекс вступит в силу с 1 января 2000 г.), ПФР относится к бюджетным организациям. А с учетом норм постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 «О делегировании полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» ПФР отнесен к федеральным государственным учреждениям.

Как любое другое юридическое лицо ПФР имеет правоспособность (статья 50 Гражданского кодекса), то есть имеет гражданские права, предусмотренные его учредительными документами, и обязан нести связанные с его деятельностью обязанности. Действующее законодательство позволяет отнести ПФР к организациям, действующим в рамках специальной правоспособности, то есть для нас в рамках рассматриваемой проблемы важно, что права ПФР как участника гражданского оборота ограничены его учредительными документами. Таким образом, ПФР, являясь участником гражданского оборота (при заключении договоров гражданско-правового характера), обязан согласовывать свои действия не только с нормами гражданского права, но и со специальными нормами, ограничивающими его права как участника гражданского оборота (то есть для ПФР как и для других государственных социальных внебюджетных фондов принцип диспозитивности и свободы договора следует применять только с учетом специальных норм, которыми данные принципы ограничены).

Из изложенного следует, что ПФР является государственным заказчиком и размещает на конкурсной основе заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, поскольку финансируются данные заказы за счет бюджета государственного социального внебюджетного фонда.

Начальник Договорного отдела

Главного правового управления ПФР Г.С.Перова

Кратко об истории государственного пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд России (иначе - ПФР или ПФ РФ ) является крупнейшей системой в сфере оказания социальных услуг гражданам Российской Федерации. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

пенсионный фонд это государственный орган

Свою деятельность Государственный пенсионный фонд начал с 22 декабря 1990 года. Он был основан постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Предполагалось, что после принятия ряда документов, данное направление работы финансового обеспечения будет выделено в самостоятельный внебюджетный фонд, как, собственно, и произошло.

Бюджет ПФР утверждается отдельным законом одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Средства для выплаты пенсий формируются за счет поступлений страховых взносов граждан, а также работодателей. Данные взносы носят обязательный характер.

Структура Пенсионного фонда и его руководство

В состав ПФР входит 8 управлений по Федеральным округам, а также 83 отделения в соответствующих субъектах РФ. Сейчас подразделения Пенсионного фонда есть в каждом регионе и районном центре страны. Помимо этого в структуру ПФР входят Казахстанское ОПФР в г. Байконур, а также более 2,5 тысяч территориальных управлений. ПФР обслуживают более 133 тысяч соцработников.

Руководит ПФР правление и исполнительная дирекция. Правление отвечает за выполнение надлежащих функций фонда, определяет вектор его дальнейшего развития и ставит текущие задачи. С июля 2008 года по настоящее время председателем правления является Антон Викторович Дроздов. Руководители ПФР по республикам, а также руководители ведомств, министерств РФ и Банка России обладают правом совещательного голоса.

Во всех цивилизованных странах государство берет на себя проблемы, связанные с ограничением трудоспособности граждан, достигших пожилого и преклонного возраста либо же оказавшихся нетрудоспособными.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Каждая страна решает эти вопросы по-своему, выстраивая свою собственную систему пенсионного обеспечения.

Пенсионная система России представляет собой совокупность юридических норм, специально созданных государственных, а также частных структур, призванных обеспечивать регулярность периодических выплат гражданам, достигшим пенсионного возраста.

Так что же такое пенсия, какие виды пенсий предусмотрены в России, как рассчитывается пенсии и каков размер пенсий в 2018 году?

Как устроена пенсионная система в России

До 2001 года у нас использовалась только распределительная модель, доставшаяся «в наследство» от пенсионной системы СССР. Её основу составляло государственное пенсионное обеспечение, в котором размер базовой части пенсии был фиксирован и не зависел ни от зарплаты, ни от трудового стажа работника.

В дальнейшем государство отменило базовую часть пенсии, обязав всех работодателей уплачивать за своих сотрудников страховые взносы, поступающие непосредственно в Пенсионный фонд РФ.

Размер отчислений составляет 22% от заработной платы работников предприятия или организации, при этом все они делятся на две части:

  • страховую, составляющую 16% от всей суммы отчислений;
  • накопительную, на которую приходится оставшиеся 6% взносов.

Страховые части фиксируются на индивидуальных лицевых счетах граждан и регулярно индексируются государством. Именно из этих денег производятся выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть пенсии обязательно формируется для работающих граждан РФ, родившихся в 1967 году и позже, а также добровольно участвовавших в Программе софинансирования, проводившейся с 2009 по 2013 год.

Виды пенсий в Российской Федерации

В настоящее время Пенсионный фонд РФ отвечает за формирование, назначение и выплату пенсий следующих видов:

  • страховая пенсия (её старое название — трудовая пенсия)
  • государственное пенсионное обеспечение
  • негосударственная пенсия

Трудовая пенсия

Трудовой пенсией называются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации застрахованным гражданам зарплаты и других вознаграждений, утраченных из-за наступления нетрудоспособности. А также нетрудоспособным членам их семей, в случае смерти этих застрахованных граждан.

Законом о трудовых пенсиях установлены следующие их виды:

Пенсия по старости в 2018 году представляет собой ежемесячную денежную выплату, назначаемую лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим определенный трудовой стаж. Она является компенсацией зарплаты или другого дохода, получаемого этими гражданами во время трудовой деятельности.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Пенсии, назначаемые по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячные государственные выплаты, предоставляемые гражданам, утратившим заработок из-за прекращения их федеральной гражданской службы, а также нетрудоспособным гражданам, не имеющим средств к существованию. Это могут быть:

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по какой-либо причине прав на трудовые пенсии.

Негосударственные пенсии

Свои пенсионные накопления любой гражданин имеет право формировать как через Пенсионный фонд России, так и в любом негосударственном пенсионном фонде – НПФ. Негосударственными пенсиями называются денежные средства, регулярно выплачиваемые по условиям пенсионных договоров.

Таким договором считается соглашение, заключенное между вкладчиком и негосударственным пенсионным фондом – НПФ. Соответственно ему, вкладчик подтверждает свои обязательства по уплате пенсионных взносов в НПФ, А Фонд – по выплате вкладчику негосударственной пенсии.

Право на пенсию по старости получают женщины, достигшие 55 лет, и мужчины – 60 лет, при наличии у них страхового стажа не менее пяти лет.

Право на пенсию по инвалидности получают лица, признанные инвалидами в порядке, который предусматривает закон о защите инвалидов РФ.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей умерших граждан, которые состояли на их иждивении.

  • Федеральные государственные служащие
  • Военнослужащие, кроме тех, кто проходил срочную службу в качестве старшин, сержантов, матросов и солдат;
  • Космонавты;
  • Работники, входившие в летно-испытательный состав.

Контакты и адреса Главных управлений ПФР и Управлений ПФР по г. Москве и Московской области:

ГУ - Главное управление ПФР № 1 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Зеленоградский административный округ г. Москвы, городской округ Солнечногорск Московской области, городской округ Клин Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-717-21-75

ГУ - Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Западный административный округ г. Москвы, Одинцовский муниципальный район Московской области, городской округ Руза Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Краснознаменск Московской области, городской округ Звенигород Московской области, закрытое административно - территориальное образование посёлок Власиха Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-445-04-38

ГУ - Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Юго-Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Люберцы Московской области, городской округ Дзержинский Московской области, городской округ Лыткарино Московской области, городской округ Котельники Московской области, Воскресенский городской округ Московской области, городской округ Жуковский Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-679-92-51

ГУ - Главное управление ПФР № 4 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания:Юго-Западный административный округ г. Москвы, Новомосковский административный округ г. Москвы, Троицкий административный округ г. Москвы, городской округ Подольск Московской области, городской округ Домодедово, г. Климовск, г. Щербинка, г. Апрелевка) - телефон "горячей линии" 8-495-679-47-76

ГУ - Главное управление ПФР № 5 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Северный административный округ г. Москвы, городской округ Химки Московской области, городской округ Долгопрудный Московской области, городской округ Лобня Московской области, Талдомский городской округ Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-987-09-19, 8-495-987-09-20

ГУ - Главное управление ПФР № 6 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Северо-Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Мытищи Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-987-09-26 (по Северо-Восточному административному округу г. Москвы), 8-498-680-34-48 (по городскому округу Мытищи Московской области)

ГУ - Главное управление ПФР № 7 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Восточный административный округ г. Москвы, городской округ Балашиха Московской области, городской округ Реутов Московской области, Щелковский муниципальный район Московской области, городской округ Фрязино Московской области, городской округ Лосино-Петровский Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Звездный городок Московской области) - телефоны "горячей линии" 8-499-461-07-96 (по пенсионным вопросам), 8-499-461-07-09 (по вопросам ЕДВ), 8-499-461-07-32 (по вопросам материнского (семейного) капитала)

ГУ - Главное управление ПФР № 8 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Южный административный округ г. Москвы, Ленинский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-499-258-39-39

ГУ - Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Северо-Западный административный округ г. Москвы, городской округ Красногорск Московской области, Волоколамский городской округ Московской области, городской округ Лотошино Московской области, городской округ Шаховская Московской области) - телефоны "горячей линии": 8-498-568-80-42 (Главное управление), 8-499-196-09-17, 8-499-196-09-75 (вопросы материнского (семейного) капитала), 8-495-948-79-90 (вопросы заблаговременной работы с застрахованными лицами, выходящими на пенсию), 8-499-190-98-10 (по пенсионным вопросам), 8-498-568-80-56, 8-498-568-80-57, 8-498-568-80-47 (вопросы приема отчетности), 8-498-568-80-36 (вопросы регистрации страхователей и застрахованных лиц) .

ГУ - Главное управление ПФР № 10 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Центральный административный округ г. Москвы) - телефоны "горячей линии": 8-495-987-88-65 (пенсионные вопросы); 8-499-235-29-59, 8-499-235-11-65, 8-499-235-32-68 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №1); 8 - 925-981-29-21, 8-495-618-58-43, 8-495-618-39-82, 8-495-618-61-01 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №2); 8-499-235-17-90, 8-499-235-07-75 (Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями №3)

ГУ - Управление ПФР № 11 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Серпухов Московской области, городской округ Пущино Московской области, городской округ Протвино Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-735-29-88

ГУ - Управление ПФР № 12 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-549-21-04

ГУ - Управление ПФР № 13 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Ногинский муниципальный район Московской области, городской округ Черноголовка Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-511-99-33

ГУ - Управление ПФР № 14 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Коломенский городской округ Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-615-54-54

ГУ - Управление ПФР № 15 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Раменский Московской области, городской округ Бронницы Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-461-77-85

ГУ - Управление ПФР № 16 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Пушкинский муниципальный район Московской области, городской округ Красноармейск Московской области, городской округ Ивантеевка Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-580-73-93, 8-496-533-63-00

ГУ - Управление ПФР № 17 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Королёв Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-511-55-52

ГУ - Управление ПФР № 19 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Электросталь Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-576-34-40, 8-496-576-31-78

ГУ - Управление ПФР № 20 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Наро-Фоминский городской округ Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Молодёжный Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-343-43-39

ГУ - Управление ПФР № 21 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Дмитровский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-495-993-91-50, 8-496-227-90-52

ГУ - Управление ПФР № 24 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Орехово-Зуево Московской области, городской округ Ликино - Дулёво Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-413-39-19, 8-496-413-39-20

ГУ - Управление ПФР № 25 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Ступино Московской области) - телефоны "горячей линии" 8-496-644-32-89 (для граждан), 8-496-644-12-94 (вопросы персонифицированного учета)

ГУ - Управление ПФР № 27 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Истра Московской области, закрытое административно - территориальное образование городской округ Восход) - телефон "горячей линии" 8-498-319-69-00, 8-498-319-68-02

ГУ - Управление ПФР № 29 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Егорьевск Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-402-41-54 (пенсионные вопросы), 8496-402-41-57 (вопросы администрирования страховых взносов), 8-496-402-41-56 (вопросы персонифицированного учета)

ГУ - Управление ПФР № 30 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Павловский Посад Московской области, городской округ Электрогорск Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-432-33-90

ГУ - Управление ПФР № 32 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Шатура Московской области, городской округ Рошаль Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-453-20-10

ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Чехов Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-727-78-18, 8-496-727-78-19

ГУ - Управление ПФР № 34 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: Можайский муниципальный район Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-382-00-85

ГУ - Управление ПФР № 35 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Кашира Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-693-16-44

ГУ - Управление ПФР № 36 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Дубна Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-212-48-77

ГУ - Управление ПФР № 37 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Луховицы Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-632-16-34, 8-496-632-17-56

ГУ - Управление ПФР № 41 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Зарайск Московской области, городской округ Серебряные Пруды Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-662-49-02

ГУ - Управление ПФР № 42 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания: городской округ Озеры Московской области) - телефон "горячей линии" 8-496-702-30-44

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой самый мощный государственный институт. В зону ответственности организации входит начисление и выплата социальных пособий и выплат гражданам, попадающим под категорию людей, находящихся на социальном обеспечении. Это пенсионеры, матери, инвалиды и т.д.

Роль главного управления пенсионного фонда РФ

Структура организации включает 2460 клиентских служб фонда, рассредоточенных по всех территории России. Разброс таков, чтобы житель каждого городка имел возможность беспрепятственно лично явиться в отделение.

Местные клиентские службы подчиняются региональным отделениям, которых насчитывается 84. Они располагаются в крупных городах, областных и районных центрах. Верховным органом правления является главное управление пенсионного фонда России .


Связаться с ним может и рядовой граждан. Такая необходимость может возникнуть, если будут выявлены нарушения в работе местных служб при бездействии отделений фонда. Чтобы иметь возможность обратиться в главное управление достаточно зайти на официальный сайт, и во вкладке «Контакты и адреса» выбрать «Дирекцию».

Удобство сайта еще и в том, что можно подать обращение в онлайн приемную. Форма для заполнения откроется после нажатия на соответствующий баннер. Услуга доступна для зарегистрированных пользователей с активированным

Пенсионные накопления значительно облегчают жизнь в старости, когда силы уже не те, здоровье ослабело, и работать получается не так легко, как раньше. Государство заботится о социально незащищенных слоях населения, включая и пенсионеров.

Поэтому будущий капитал складывается из двух частей: накопительной и страховой. Последний компонент – это обязательная доля, положенная абсолютно каждому без исключения гражданину. Пускай, он даже не работал в своей жизни, тогда пенсия будет равна установленному по региону . А накопительная часть формируется путем отчисления 6% от заработной платы работника. Взносами для своих сотрудников занимаются работодатели.

Пенсионный Фонд России – это государственная пенсионно-накопительная организация, занимающаяся обеспечением социальных гарантий гражданам. Существуют также , которые не являются коммерческими организациями. С их помощью можно не только сохранить, но и преумножить свои заработанные за всю жизнь средства. в России очень много, хоть за последний год рынок покинули приблизительно треть всех участников.

Набежавшей за долгие годы суммой можно воспользоваться только по достижении пенсионного возраста, для некоторый категорий работников этот возраст отличается от стандартного по стране – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Либо можно разделить весь капитал на ежемесячные выплаты, добавив его к . Для того чтобы определить, куда все-таки направить свои накопления, чтобы не прогадать и, возможно, даже заработать, необходимо разобраться в сути государственного и негосударственного пенсионных фондов.

Негосударственные учреждения

Рынок негосударственных пенсионных фондов нашей страны достаточно молодой, поэтому еще не окончательно сформирован. Резкие метаморфозы, слияния, отзыв лицензий, банкротства – все это пока случается довольно часто. Однако существуют сильные участники рынка, стабильные и надежные фонды с известными именами и громкими рейтингами. Но все по порядку, начнем с нормативно-правовых основ.

НПФ появились по Указу Президента РФ №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года. Этот документ вступил в силу как закон, потому что принимался в период проведения экономических реформ в рамках чрезвычайных полномочий Президента. В последующие 2 года было создано порядка 350 подобных организаций, а для контроля и лицензирования их деятельности была учреждена Инспекция негосударственных пенсионных фондов. На сегодняшний день она уже упразднена.

К 1997 году на российском рынке функционировало 252 НПФ. Десять лет эта сфера была относительно стабильна, но с приходом 2008 года фонды стали поспешно самоликвидироваться, происходили слияния и прочие процессы, резко сокращающие численность участников рынка. Все дело было в мировом экономическим кризисе, накопления граждан не увеличивались, а иногда даже уменьшались вследствие неудачного инвестирования фондами.

После этих событий, в 2016 году российским Правительством был рассмотрен законопроект о возмещении клиентам НПФ убытков вследствие вложения в некачественные и ненадежные фирмы. Компенсации ложатся на плечи акционеров, которые должны докладывать на счета вкладчиков потерянные средства.

Разновидности и принцип работы

По характеру разновидностей фондов можно выделить 4 основных типа :

Что касается принципов работы НПФ, то здесь все довольно прозрачно. Привлеченный клиент заключает договор пенсионного страхования, затем фонд, аналогично государственному, в течение какого-то оговоренного в контракте времени аккумулирует на счету гражданина денежные средства. Накопления вносятся периодически, ежемесячно, добровольно самим клиентом либо через нанимателя. Средства инвестируют в различные проекты, фирмы, корпорации, мероприятия и прочие экономически выгодные явления. А прибыль (в оговоренном договором количестве) регулярно поступает на индивидуальный лицевой счет вкладчика.

Так как конкуренция между НПФ довольно богатая, и фирм на отечественном рынке немало, многим трудно удается сделать правильный выбор, не прогадать.

Поэтому стоит кратко обозначить основные критерии наиболее успешного и привлекательного фонда:

  • надежность (долгое существование на рынке);
  • прибыльность (данные ежеквартально публикуются на официальных сайтах);
  • публичность (регулярное освещение событий, динамика деятельности фонда, имена учредителей, акционеров, вкладчиков);
  • удобство сервиса (наличие горячей линии, эргономичного сайта, компетентных консультантов в офисах и т.п.);
  • репутация (наличие крупных финансово-промышленных организаций в качестве учредителей, динамика деятельности которых в течение многих лет оценивается как положительная).

Преимущества и недостатки

В качестве плюсов НПФ можно перечислить такие его особенности:

Без минусов тут, к сожалению, не обошлось:

  1. Выдача всех накоплений одномоментно невозможна. НПФ выплачивает деньги поквартально или каждый месяц.
  2. Валюта вклада – рубли, выдача тоже производится только в них. Для предотвращения обесценивания накоплений, лежащих в фонде продолжительное время, доход организации должен быть не меньше текущего уровня инфляции.
  3. Накопительная часть подлежит налогообложению.
  4. Неопытность и недостаточный уровень надежности многих НПФ.

Государственная организация

Единственным государственным пенсионным фондом в нашей стране является ПФР.

Он ведет свою деятельность, опираясь на Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года . Датой основания ПФР считается 22 декабря 1990 года, тогда было принято Постановление Верховного Совета РСФСР.

Сотрудники ПФ РФ ведут персонифицированный учет в системе . Это значит, что все данные о работодателей в адрес конкретного работника отражены на индивидуальном лицевом счете гражданина, что регламентировано ФЗ №27. Для идентификации будущему пенсионеру при начале трудовой деятельности (а то и раньше, в самом детстве) выдают .

Функции , которые выполняет ПФР:

Плюсы и минусы

Конечно, у Пенсионного Фонда РФ как у полноценного федерального учреждения имеются неоспоримые преимущества :

  1. Накопительная система дает возможность постепенно увеличивать объем своей будущей пенсии.
  2. Высокая степень надежности фонда: он не исчезнет, не закроется, не прогорит, не разорится. Государство всегда будет поддерживать ПФР на плаву, в независимости от состояния экономики и наличия каких-либо кризисов.

Однако здесь имеют место и некоторые недостатки :

Отличительные особенности

Первоочередное отличие ПФР в том, что он подотчетен исключительно государству и входит в бюджетную систему России. А НПФ напротив – является частной организацией, однако может наблюдаться такой парадокс, когда контрольный пакет акций определенного НПФ находится у госкорпорации. Именно этот фактор является определяющим при инвестировании пенсионных накоплений.

Цели, задачи и пути их реализации у НПФ и ПФР идентичны, причем кроме обеспечения пожилых граждан, негосударственные структуры могут обеспечивать и другие категории населения.

Учредителем ПФР является Государственная управляющая компания, инвестирование происходит благодаря ей одной. А НПФ вправе взаимодействовать хоть с единственной, хоть с несколькими управляющими компаниями. Имя учредителя в большинстве случаев является решающим фактором для клиентов при определении подходящего кандидата для формирования будущих пособий.

Различие в работе государственных и негосударственных организаций рассмотрены в следующем видеосюжете:



Похожие публикации