Пореформенная эпоха донбасса 19 век. Промышленное освоение донбасса

Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. В широком смысле Донбассом (Большой Донбасс) называют обширный регион, включающий в себя территории современных Донецкой и Луганской областей Украины, отдельные районы Днепропетровской области, и небольшую полосу вдоль украинской границы Ростовской области РФ с городами Шахты и Миллерово. Но обычно под Донбассом имеют в виду территорию двух украинских областей с населением в 8 миллионов человек (Малый Донбасс).

В настоящее время северная половина Донецкой и южная половина Луганской областей, тесно связанные между собой, представляют из себя один сплошной семимиллионный мегаполис - один из крупнейших в Европе. Мегаполис, протянувшийся на 250 км. с запада на восток и на 200 км. с юга на север, имеющий обширные предместья, сельскохозяйственные и рекреационные зоны, развитую сеть коммуникаций, включая крупный морской порт и несколько аэропортов. Третья часть больших городов Украины с населением более 100 000 чел. входит в состав этого мегаполиса. Всего в составе мегаполиса порядка 70 городов с населением более десяти тысяч человек в каждом.

В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место.

Основным богатством края является каменный уголь. Именно уголь, который вплоть до середины XX века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил этот край, превратив его в один из важнейших промышленных центров России. Но именно уголь, когда он в определенной степени утратил свое значение, стал причиной экономической депрессии Донбасса.

Этот регион сложился на стыке Слобожанщины и Новороссии в историческом смысле сравнительно недавно - на рубеже XIX-начала XX вв. Хотя обитаемым этот край был с глубокой древности, и в состав России вошел еще в XVII столетии, но по-настоящему всероссийское и мировое хозяйственное значение приобрел значительно позднее. Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.

С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами.

С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До нашего дни дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, подчиненного Крымскому хану, в профессионалов набегов на Русь, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью. В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев.

В 1571 после очередно-го татарского набега здесь по распоряжению Ивана Грозного побывали с инспекционной поездкой князь Тюфякин и дьяк Ржевский, установившие в истоке Миуса пограничный знак в виде креста. В 1579 году правительство сформировало специальные подвижные конные части для патрулирования степных шляхов от реки Миус до реки Самары.

Впрочем, уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укрепленные зимовники. В начале XVII веке здесь стали оседать русские служилые люди Изюмской черты, а также черкасы (малороссы, ушедшие от польского господства с территории польских владений на Украине). В 1600 возникли Алексеевка, Чернухино, слобода Старая Белая (ныне Луганской обл.), в 1637 - Осиновый острог, в 1644 для защиты солеварен от набегов крымцев был построен острог Тор (названный так по одноименной реке). Не отставали и донские казаки: в 1607 после разгрома восстания Болот-никова его соратник атаман Шульгейко ушел в Дикое Поле и на Айдаре заложил Шуль-гин-городок. В 1640 на реке Борове возник Боровской городок, в 1642 - Старый Айдар, затем Трехизбянка, Луганский, и другие казачьи городки.

Во второй половине XVII века началась масштабная миграция малороссов на восток, в Слободскую Украину. Северная часть нынешнего Донбасса стала в те времена частью Слобожанщины. На Торских озерах выросли Маяцкий (1663), Соляной (1676), Райгородок (1684), и еще ряд поселений, что свидетельствовало о быстром росте населения. Здесь вперемешку селились донские и запорожские казаки, беглые крестьяне из Левобережной Украины и Южной Рос-сии. В 1668 в Маяках, например, жили 100 русских московских «людей» и 37 «черкасс» (укра-инцев).

В северной части края, в районе нынешнего города Славянска, еще в 1625 году русским поселенцами началась добыча соли. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке - притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут (известен с 1663 года). Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле, который применяли для разжигания костров. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды, выплавляя металл в особых ковшах. Тем не менее, близость к Крымскому ханству, превращавшая условную степную границу России и Крыма в постоянное поле боя, отнюдь не способствовала развитию края.

Однако развитие края не останавливалось. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.

В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения.

По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев). Как видим, темпы заселения были слабыми, что вызывало определенную озабоченность в Петербурге. Именно в этом крае впервые в России были предприняты попытки создавать поселения иностранных колонистов.

В царствие Елизаветы Петровны большие размеры приняло переселение южных славян. В край с 1752 года стали прибывать сербские переселенцы. Они основали ряд военно-земледельческих поселений, делившихся на полки, роты и шанцы и составивших Славяносербию в северо-восточной части Екатеринославской губернии (Славяносербский уезд).

Число сербов среди поселенцев было не велико, к 1762 году все население Славяносербии составляло 10 076 чел. (2 627 молдаван, 378 сербов, остальное население состояло из болгар, великороссов - старообрядцев, малороссов и поляков). Впоследствии это пестрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным малорусским населением и приняла его язык и внешний облик.

После русско-турецкой войны 1768-74 гг. в состав России вошло побережье Азовского моря. Теперь край мог развиваться в мирных условиях. Как и во всей Новороссии, началось быстрое возникновение новых городов. Так, 1795 году появился поселок при заводе, вскоре ставший городом Луганском.

Систематическое заселение края иноземцами продолжалось: еще в 1771-73 гг., в условиях продолжавшейся войны с турками, здесь рассе-лили 3 595 молдаван и волохов, сдавшихся в плен во время очередной русско-ту-рецкой войны (они основали селение Ясиноватая, ныне железнодорожный центр).

Уже в 1778 году, как уже говорилось, на южном берегу поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на тер-ритории от реки Берды до реки Кальмиуса. Центром греческих поселений стал город Мариуполь. Впрочем, и в дальнейшем к крымским грекам стали добавляться греки из Анатолии и Фракии, основавшие ряд поселений.

В 1788 году стали селиться немцы-колонисты. Первая группа переселенцев-меннонитов (так называлась пацифистская протестантская секта) из 228 семей (910 чел.) осела на р. Конке и под Екатеринославом. В 1790-96 в Мариупольский округ переселилось ещё 117 семей. Каждому ко-лонисту выделялось 60 десятин земли. Кроме меннонитов в Россию прибыло более 900 душ лютеран и католиков. В Приазовье к 1823 возникло 17 немецких колонии, центром, которых стал Остгейм (ныне Тельманово).

В 1804 правительство разрешило выезд 340 000 евреев из Белоруссии. Часть их осела на этих землях, образовав в 1823-25 здесь 3 колонии. Новая волна еврейского расселения относится к 1817 году, когда было создано Общество Израильских Христиан для «обращения евреев в христианство и к земледельческим занятиям». Несколько сотен евреев из Одессы вос-пользовались этим призывом и осели между Кальчиком и Мариуполем на землях, незанятых греками.

Наконец, в 60-х гг.XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.

Итак, к середине XIX века Донбасс развивался наравне с остальными регионами Новороссии. Все резко изменило начало промышленной добычи донецкого угля, а также развитие черной металлургии.

В 1696 году, возвращаясь из Азовского похода, Петр I познакомился с донецким углем. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»- сказал Петр. В его правление добыча угля начинает приобретать достаточно большие масштабы. Русский рудознатец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 г. открыл каменный уголь близ притоков Северского Донца и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 г. Петр именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. Казалось бы, что это открытие послужит толчком для развития угольной и металлургической промышленности, но после смерти Петра о донецком угле в Петербурге надолго забыли.

Интерес к донецкому углю возродился в XIX веке. В 1827 году под руководством Е. П. Ковалевского, крупного ученого и организатора промышленности, в дальнейшем ставшего министром финансов России, были организованы три геологические экспедиции. По результатам экспедиций Е. П. Ковалевский опубликовал статью, в которой впервые упомянул название «Донецкий бассейн», в сокращенной форме ставшее названием края.

В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами.

В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе. Добыча угля выросла с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе.

Бурный рост промышленности вызвал также и быстрый рост населения. К концу XVIII в. население Донецкого края составляло 250 тыс. чел. К середине XIX века в Донбассе уже существовали большинство (около 500) современных населенных пунктов с населением около 400 тыс. чел. Во второй половине ХIХ в. население территории современного Донбасса увеличивалось в 5 раз быстрее, чем в других регионах Российской империи. Согласно переписи 1897 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии проживало уже 333 478 чел., а в Мариупольском - 254 056 человек. В начале XX века крупными промышленными центрами Донецкого края становятся: Горловка - 30 тыс. жителей, Бахмут (ныне Артемовск) - более 30 тыс., Макеевка - 20 тыс., Енакиево -16 тыс., Краматорск -12 тыс., Дружковка - более 13 тыс. Только с 1900 по 1914 численность работного населения Донецкого региона увеличилась вдвое.

Показателен рост Юзовки, возникшей в 1869 году. В 1884 году в ней проживали 6 тысяч жителей, в 1897 году - 28 тысяч, в 1914 - 70 тысяч. При этом только в 1917 году Юзовка получила статус города!

Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного развития рубежа XIX-XX вв. принял в себя сотни тысяч переселенцев самых разных национальностей.

К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:

Русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1 136 361 чел.

В Юзовке в 1884 году, согласно городской переписи, из числа 6 тысяч жителей:, 32,6% составляли «местные» - жители Бахмутского и других уездов Екатеринославской губернии; 26% - жители центральных губерний (Орловской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тамбовской и др.); 19% - выходцы из южных и юго-западных губерний (Донской области, Воронежской, Курской, Киевской, Черниговской, Таврической, Харьковской, Полтавской и др.); 17,4% - жители других губерний; 5% - иностранцы (англичане, итальянцы, немцы, румыны и др.) . К началу ХХ века Юзовка не изменила своего интернационального характера: «Этнический состав населения поселка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пестрым: русские - 31 952, евреи - 9 934, украинцы - 7 086, поляки - 2 120, белорусы - 1 465» .

Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту.

Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл и продолжает играть языковой фактор. Его характерные черты формировались в период динамичных качественных и количественных изменений населения Донбасса последних веков. Результатом стало доминирование русского языка, несмотря на большую численность говорящих на суржике малороссов, поселившихся в крае в первой половине ХХ века, и политикой украинизации, которую проводили, начиная с 20- гг различные власти..

Итак, за каких-нибудь 30-40 лет, между 1860-ми и 1900-ми годами, вследствие гибкой протекционистской политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, иногда называемый «русским Руром».

Именно в это время Донбасс складывается в единый взаимосвязанный экономический регион, охватывающий Екатеринославскую, Харьковскую, и частично Херсонскую губернии и Область Войска Донского.

В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой - за невиданный динамизм развития, предприимчивость менеджеров и смешение народностей в едином «плавильном котле».

Впрочем, быстрое развитие края осуществлялось за счет беспощадной эксплуатации местных шахтеров. В отличие от «старомодных» предпринимателей Урала или «ситцевого пояса» вокруг Москвы, сохранивших патерналистские отношения к своим рабочим, донецкие предприниматели никаким сентиментальными чувствами к рабочей силе не отличались. При этом донецкие рабочие, в большинстве своем грамотные, почти оторвавшиеся от деревни, несмотря на достаточно высокую заработную плату, отличались весьма боевым духом и организованностью. Не случайно Донбасс стал одним из центров забастовочного движения в Российской империи. Партия большевиков пользовалась значительным влиянием в крае еще в 1905 году. После Февральской революции влияние большевиков выросло особенно значительно, что сделало Донбасс одним из оплотов большевизма в стране. К маю 1917 г. большинство местных советов перешли на сторону большевиков, оставив эсеров и меньшевиков в меньшинстве. При этом буржуазные партии и украинские самостийники вообще не имели никакого успеха. О влиянии местных большевиков свидетельствовали итоги муниципальных выборов. Председателем Луганской городской думы в августе 1917 года избрали большевика Климента Ворошилова. Таким образом, большевики взяли власть в Луганске еще до октябрьского переворота в Петрограде. Впрочем, в сельской местности большим успехом пользовались анархисты, лидером которых стал Нестор Махно, который уже в конце марта 1917 года возглавил совет в Гуляй-Поле. В области Всевеликого Войска Донского, на землях которого существовали ряд шахтерских городов, успехом пользовались монархисты, что превратило Дон в оплот белого движения.

В годы Гражданской войны Донбасс стал ареной жестоких боев, поскольку все противоборствующие силы стремились овладеть этим промышленным краем. С февраля по май 1918 года здесь существовала Донецко-Криворожская республика в составе РСФСР, управляемая большевиками. Затем был период немецкой оккупации, и хаотичной сменой самых разнообразных властей. Боевые действия в крае завершились лишь в 1921 году после поражения махновского движения. Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Донбасс оказался в составе советской Украины.

В результате в Донбассе, как и во всей республике, началась украинизация. Украинский язык стал в регионе, где преобладало русское население, и где большинство людей, считающих себя украинцами, говорили на суржике, стал языком делопроизводства и печати уже к началу 1925 года. Если в 1923 году украинских школ было 7, в 1924 -129, то в 1928 - уже 181 школа. В 1932 году в Мариуполе не осталось ни одного школьного русского класса.

Современный исследователь истории края Ю. Носко только в Артемовске насчитал 54 различных комиссии по украинизации. Тут уже не только переводились на другой язык документация, вывески, газеты, но даже разговаривать в учреждениях запрещали на русском языке. И просто увольнениями уже не ограничивались. В июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации», при этом прокуратуре поручалось проводить показательные суды над «преступниками». В те времена «привлечение к ответственности» могло привести к самым строгим мерам наказания.

В Донбассе украинизация вызвала всеобщее отторжение. Даже в сельской местности жители предпочитали учить своих детей русскому языку, а не «ридной мове».

Сопротивление украинизации, расцениваемое как «контрреволюционное», могло быть только пассивным. Выглядело оно по-советски: критические выступления на партсобраниях, письма в центральные газеты. Так, учитель из Славянска Н. Тарасова написала в газету: «В школе идет двойная трата времени в связи с украинизацией - учитель проводит беседу сначала с учениками по-украински, а потом по-русски, чтобы дети лучше поняли». Но чаще люди шли на глухой протест: они не посещали принудительных курсов украинского языка, не слушали украинского радио, не выписывали навязываемых газет. Многие донецкие газеты вынуждены были идти на хитрость, печатая всё заголовки по-украински, а статьи по-русски. Не удивительно, что при малейшем послаблении в системе репрессивных мер цифры «украинизированных» школ, газет, учреждений региона резко падали вниз. В результате всеобщего неприятия украинизация в Донбассе в основном была свернута в конце 30-х гг.

Впрочем, история советского Донбасса не сводится только к украинизации. Донбасс сохранил, а скорее, даже приумножил свое значение одного из важнейших промышленных центров страны. В годы предвоенных пятилеток в Донбассе продолжалось масштабное промышленное строительство, вступали в строй новые угольные шахты, строились металлургические заводы на криворожской руде. Появились машиностроение и химическая промышленность, ранее отсутствовавшие в крае.

В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в стране чугуна (6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали и проката (соответственно - 4,5 и 3 миллиона тонн). Многие предприятия Донбасса снискали себе мировую славу. Один только гигант тяжелого машиностроения - Ново-Краматорский завод ежегодно направлял во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования.

Продолжался быстрый рост населения, достигшего к 1940 году 5 миллионов человек, из которых 3,5 миллионов проживали в городах. В целом Донбасс стал самым урбанизированным регионом в СССР.

Показателем может служить рост населения бывшей Юзовки, переименованной в 1924 году в Сталино. Со 106 тысяч человек населения в 1926 году Сталино выросло до 507 тысяч жителей к началу 1941 года! За эти же годы в 4,5 раза выросло население Мариуполя (который стал называться Ждановым). Аналогичный рост был характерен для большинства населенных пунктов края. Миграции способствовал голод 1932-33 гг., когда многие голодающие украинские крестьяне перебирались на стройки Донбасса. В результате к началу Великой Отечественной войны украинцы, согласно официальной статистике, стали преобладать в населении.

В 20-30-ые годы в Донецкой области в целом сформировалась система образования. Начинает развиваться система высшего образования. В 1939 году насчитывается уже 7 вузов. Правда, политика украинизации принесла значительный вред развитию высшего образования в Донбассе (как и во всей республике), поскольку достаточно долго преподавание шло на «мове». Поскольку при этом отсутствовала разработанная научная украинская терминология, то вместо международных геологических терминов «гнейсы» и «сланцы» студенты учили на украинском термины «лупаки» и «лосняки».

В годы Великой Отечественной войны все предприятия Донбасса были полностью разрушены. С большим трудом происходило восстановление структуры народного хозяйства региона. Этот процесс значительно усложнялся сильной засухой, которая охватила Донбасс, голодом 1946-1947 гг.. Но благодаря упорному труду донбассцев хозяйство региона было быстро восстановлено. В дальнейшем промышленный рост региона продолжался.

О размерах индустриализации Донбасса свидетельствовало то обстоятельство, что в Донецкой в городах к конце советской эпохи проживало 90% населения, в Луганской - 88 %. При этом фактическая урбанизация края была еще более значительной, поскольку многие жители сельской местности работали в городах. Впрочем, сельское хозяйство Донбасса также было высокоэффективным, урожайность вдвое превышала среднереспубликанский уровень, Донбасс полностью обеспечивал себя хлебом и другими сельхозпродуктами. К концу XX века Донбасс давал свыше четверти промышленного производства Украины.

В целом население Донбасса к 1989 году достигло 8 196 тысяч жителей (в Донецкой области - 5 334 тыс., Луганской - 2 862 тыс.). В шахтерских районах Ростовской области также проживало еще около одного миллиона человек.

Быстро росли города. Донецк (как стал называться с 1961 году Сталино, прежняя Юзовка), в 1959 году имел уже 700 тысяч жителей, в 1979 году - 1 020 тысяч, в 1989 году - 1 109 тысяч. В Макеевке, одном из городов Донецкой агломерации, в 1989 году было 432 тысячи жителей. Луганск достиг 524 тысячи жителей.

Советский период истории Донбасса завершил процесс создания в его рамках особой региональной общности. Как отмечает исследователь из Луганска В. Ю. Даренский, «Статистический факт численного доминирования «украинцев» (южноруссов) и великороссов среди населения Донбасса, при наличии здесь весьма крупных неславянских этнических групп, имел место примерно до середины ХХ века. Во второй половине ХХ века на Донбассе происходили интенсивные процессы этногенеза, обусловленные последней «волной» урбанизации и развития массовых коммуникаций... Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует... Традиционные этнические идентификации имеют на Донбассе реликтовый и маргинальный характер. Этнические украинцы и великороссы, сохранившие свои языковые, ментальные и поведенческие особенности в настоящее время здесь не превышают численно представителей других «национальных меньшинств» (кавказских народов, греков, евреев, цыган и др.)...Донбасс - полностью моноязычный регион, в котором количество реальных носителей украинского языка не превышает количество представителей кавказских диаспор» .

Именно благодаря влиянию стабилизирующего русского этнического компонента в Донбассе, где проживают более ста национальностей, никогда не было серьезных этнических конфликтов.

Многих выдающихся сынов подарил русскому народу Донбасс. Это и композитор Сергей Прокофьев, и филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, военный и политический деятель Климент Ворошилов, политический деятель Никита Хрущев, советский украинский политический деятель Николай Скрыпник, актер Василий Быков, певцы Юрий Гуляев и Юрий Богатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков, Герои Социалистического Труда Прасковья (Паша) Ангелина, Алексей Стаханов и Никита Изотов, тяжелоатлет четырехкратный чемпион мира и писатель Юрий Власов, украинский поэт Владимир Сосюра и сотни тысяч других достойных людей.

В 60-80-х гг. Донбасс имел репутацию одного из самых развитых регионов СССР с весьма зажиточным населением. Выходцы из Донбасса были обильно представлены в советской хозяйственной и политической элите. Однако постепенно в Донбассе стали все более обостряться проблемы. Стали истощаться минеральные запасы, что делало все более сложной и при этом нерентабельной добычу значительной части угля. Сам уголь постепенно уступал нефти свое значение как «хлеба промышленности». Наконец, экологические проблемы, на которых ранее не обращали внимания, невероятно обострились. Годовые выбросы вредных веществ в металлургических центрах достигают 200-300 тыс. т. На каждого жителя в Макеевке, например, приходится 1 420 кг загрязненных и ядовитых веществ, Мариуполе-691, Донецке- 661 кг. Концентрация пыли в воздухе превышает предельно допустимые нормы в 6-15 раз, сернистого газа - в 6-9 раз, фенолов - в 10-20 раз. Карьерные выемки и отвалы превращены в лишенные жизни территории с измененными гидрогеологией, структурой почв. Азовское море стало превращаться в зону экологического бедствия. Это все сделало Донбасс одним из самых экологически «грязных» мест в СССР.

С таким грузом достижений и проблем Донбасс вступил в смутную эпоху распада СССР и провозглашения «незалежности» Украины.

Мало где на территории исторической России кризис 1990-х гг. вызвал такие тяжкие последствия. Разрыв хозяйственных связей с предприятиям, оставшимися в РФ, намеренная политика деиндустриализации, проводимая украинскими властями по требованию западных суфлеров, криминальные захваты и переделы собственности - все стало причиной глубочайшего экономического кризиса в Донбассе. При этом местные региональные политики, несмотря на сохранявшееся экономическое значение Донбасса, долгое время оставались на периферии украинской политики. О донбасских «диких 90-х» говорят такие факты - общее количество людей, убитых в крае, исчислялось тысячами. Только в книге Сергея Кузина «Донецкая мафия», вышедшей в 2006 году перечислены имена и даты гибели более 60 представителей уголовного мира, бизнесменов и журналистов, погибших в период с 1992 по 2002 год в одном Донецке. Был убит брат губернатора Донецкой области, не скрывавшего своих президентских амбиций. Только в первые годы XXI века, после того, как область возглавил Виктор Янукович (да-да, когда-то он отличался жесткости и решимостью), Донбасс перестал быть «диким востоком Украины».

В целом годы «незалежности» привели к жестокому демографическому кризису. Численность населения Донбасса на 1 января 2009 г. составляла 6 832,3 тыс. чел. (Донецкая обл. - 4 500,5 тыс. чел.; Луганская обл. - 2 331,8 тыс. чел.). Проведенный анализ демографической ситуации в Донецком регионе показал, что численность населения за 1995 - 2009 гг. уменьшилась на 1 261,7 тыс. чел. или на 15,6%.

Произошло уменьшение численности населения практически всех городов Донбасса. Так, Донецк перестал быть городом-миллионером.

Исправление демографической ситуации маловероятно. Коэффициент естественного прироста Донецкой области составляет минус 8,3%. В 2008 г. число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза. За один 2010 год население Донецкой области сократилось почти на 9,5 тыс. человек (стало 4 млн. 423 тыс.). Увеличился миграционный отток из области.

Регион удерживает одно из первых мест на Украине по коэффициенту детской смертности (12 человек на 1 тыс. рожденных). Процент населения старше трудоспособного возраста в городах составляет почти 25%, а в селах - 28%. Трудоспособное население региона в среднем составляет более 53%, молодежь - 21%, пенсионеры - 26%. В половой структуре людности женщины количественно преобладают. Так, на 1000 женщин приходится 846 мужчин, тогда как на Украине в целом эта величина достигает 862.

Официальный Киев все годы «незалежности» был занят только очередной украинизацией. Кроме того, переживавшая кризис Донецкая область стала главным плательщиком налогов на Украине, содержа за свой счет депрессивные, но зато населенные «национально-мыслящими» украинцами области запада республики.

И после всего этого закономерен вопрос: сколько Донбассу быть в составе этого химерического территориально-политического образования «Украина»?

Сергей Викторович Лебедев , доктор философских наук, профессор, политолог


В. Степкин, Иллюстрированной истории Юзовки-Сталино. Донецк, изд. "Апекс", 2002 год, стр. 50-51

Юз и Юзовка. Донецк, изд. "Кардинал", 2000 г., стр. 55

Http://nationals.elco.ru/print-version/D3021EFADF3D2A16C32574C0001F6AF2.html

чАСТЬ ПЕРВАЯ. «Три Донбасса»/ Р.В.Манекин. Донецк Forever . ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ

Очерк второй. "То над степью пустой загорелась/

мне Америки новой звезда" (Донбасс от Хьюза до Ленина)

История промышленного Донбасса – Донбасса заводов, шахт, портов и городов, а не курганов, табунов и набегов – начала зарождаться в период модернизации российской экономики на рубеже XIX - XX вв. Эта история прорастала, одновременно,в сухих отрогах солнечного Донецкого Кряжа, в промозглых кабинетах петербуржского Зимнего дворца, на скрипучих стапеляхсоленых лондонских доков и в брызжущих раскаленными искрами плавки цехах сталелитейных заводов Ньюпорта и Рура. А еще - в мельтешащейсуете римских, брюссельских, парижских, мюнхенских, берлинских, чуть позже - и петербуржских банковских контор. Родовые схватки новейшей истории Донбасса протекали в горячке роста российского террористического революционного движения, а потому ее протяженное будущее с самого начала выглядело хрупким, призрачным, почти эфемерным.

Природа не приспособила Донбасс для проживания человека.Политическая ситуация и общественные настроения вт.пол. XIX – нач. XX вв. – борьба «славянофилов» и «западников», «традиционалистов» и «модернизаторов», самодержавия, «черносотенцев» и «народовольцев», «эсеров», марксистов, «анархо-синдикалистов» и «социал-демократов» - мало способствовали становлению промышленного Донбасса. И все же Донбасс возник. Возник из ничего. Из раскаленного степного воздуха. Из пары пустяков. Из хозяйственного интереса и человеческой активности, подкрепленных, со временем, последовательной государственной политикой . На этих опорах – интересе, активности и государственной политике - и держится история промышленного Донбасса.

Еще в 1721-1722 гг. ландратом Никитой Вепрейским и комендантом Бахмута Семеном Чирковым были проведены пробные варки донецкой соли с применением открытого ими в балке Скелеватой, на берегу реки Беленькой, каменного угля. В 1722-1723 гг. в Бахмутской провинции, у Лисьей балки на берегу речки Курдючьей, в районе будущего города Шахты, уже работала экспедиция петербуржской Берг-коллегии, под руководством подьячего Григория Капустина. В 1827 году - горный инженер, а в последствии - томский губернатор, Евграф Ковалевский составил первую геологическую карту Донецкого каменноугольного бассейна, на которую нанес 25 известных ему месторождений минерала, названного в 1980-х гг. Владимиром Высоцким «черным надежным золотом ». В 1827-1828 экспедиция горного инженера подполковника А.И. Оливьери обнаружила угольные пласты в районе Старобешево в современной Донецкой области. В 1841 году, по приказу губернатора Бесарабии графа Михаил Воронцова, для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, инженером А.В. Гурьевым была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта Гурьевская, а затем еще и Михайловская, и Елизаветинская. С этих пор донецкий угольный бассейн, равный по площади всем угольным месторождениям Западной Европы, приобрел мировую известность, а донецких инженеров и геологов начали привлекать на работы и для консультаций в Тулу, на Урал, Западную Сибирь, Амур и Сахалин. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Великого Петровским. Однако в 1850 гг. наладитьплавку чугуна в Донбассе еще не удалось. В 1869 году выходец из Южного Уэльса Джон Хьюз, перекупив у председателя Петербургского Императорского технического общества, потомка казаков, князя Петра Кочубеяконцессию на чугунное и рельсоизготовительное производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, вблизи имения помещицы Смоляниновой, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка. Через 58 лет, в июне 1917 года указом Временного Правительства поселок Хьюза получил статус города, в 1924 году был переименован в город Сталино, а с 1961 года - известен, как столица донецкого шахтерского края, город Донецк.

А в посл.тр. XIX -нач. XX вв. в северном Петербурге, в многолетних бюрократических склоках российских «традиционалистов»: обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева (1837-1907 гг.), министра внутренних дел Вячеслава фон Плеве (1846-1904 гг., убит эсерами в 1904 году), российских «либералов»: министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского (1857-1914 гг.), министра внутренних дел Александра Булыгина (1851-1919 гг.)и «модернизаторов»: министра финансов Николая Бунге (министр финансов - с 1881 по 1887 гг.), министра финансов Ивана Вышеградского (министр финансов – с 1887 по 1892 гг.), министра финансов, затем – премьер-министра графа Сергея Витте (1849-1915), министра внутренних дел (с 26 апреля 1906 г.), затем (через два месяца) – премьер-министра Российской Империи Петра Столыпина (1862-1911 гг., убит террористом-провокатором в 1911 году), возобладало мнение о неизбежности реформирования экономики государства Российского.

Модернизация экономики России, да и вообще – коренное переустройство российской жизни во вт. пол. XIX в., по большому счету, явилось следствием поражения государя Николая I Павловича (1796-1855 гг.) в Крымской кампании 1853-1856 гг. Катастрофа 1856 года, в свою очередь, была вызвана стадиальной технической отсталостью империи по сравнению с большинством стран Западной Европы и, в частности, была связана, с невозможностью быстрой перегруппировки крупных воинских эшелонов в бескрайних имперских масштабах. «У России две беды: дураки и дороги » - говорил в XIX веке бессмертный классик. Эту фразу приписывают Николаю Гоголю, Николаю Карамзину, Александру Радищеву и даже германскому канцлеру Отто фон Бисмарку. И это понятно: в во вт.пол. XIX в. так думали многие. В том числе, Александр II Николаевич (1818-1881, убит «народовольцами» 1 марта 1881 года), Александр III Александрович (1881-1894 гг.) и – отчасти – Николай II Александрович (1894-1917, расстрелян большевиками 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева, в Екатеринбурге). И поэтому техническое перевооружение Российской империи началось с самого больного, из числа решаемых, вопроса – транспортного. В течение 1860-1870-х гг. министру иностранных дел Александра II Николаевича Горчакову (1798-1883 гг.) путем блестящих дипломатических маневров, не ввязываясь в вооруженные европейские конфликты, удалось добиться отмены наиболее унизительных статей Парижского договора 18 марта 1856 года и восстановить утраченное в Крымской войне 1853-1856 гг. влияние России наЕвропейском континенте. Эффективная внешняя политика Горчакова создала благоприятные условия для продвижения реформ внутри страны.

Еще в первые годы царствования Александра III Александровича (1881- 1894 гг.) Россия приступила к широкому заключению международных концессий о железнодорожном строительстве. И к началу 1880 гг. строительство железных дорог оказались самым эффективным способом приумножения капиталов в империи Романовых. Еще в 1868-1872 гг. прибыль от строительства 500-600 верст железной дороги составляла от 25 до 30 млн. руб. Не случайно, в конце XIX в. проектированием и строительством железных дорог в Донбассе и Приднестровье занимались такие крупные предприниматели, как Самуил Поляков, Савва Морозов, Александр Поль, Джон Хьюз. В конце XIX в. широкий размах принимает акционирование предприятий. (В 1900 г. в АО объединились 75% всех донецких предприятий). При этом министры финансов Александра III (1881-1894 гг.) и Николая II (1894-1917 гг.) - Николай Бунге, Иван Вышеградский, а затем, и Сергей фон Витте – проводили политику стимулирования притока в страну иностранного капитала. В 1897 году фон Витте организовал успешные финансовую и налоговую реформы, в результате которых российский рубль стал конвертируемым. Конвертируемость рубля в сочетании со стабильностью российской финансовой системы, на фоне катаклизмов мировой системы денежного обращения, сотрясаемой войнами эпохи колониального раздела мира, привлеки на финансовые рынки России многочисленных иностранных инвесторов. Только с 1890 по 1990 гг.ежегодное поступление иностранных инвестиций на финансовые рынки Российской империи увеличивалось с 200 до 900 млн.руб. соответственно. В 1891 году министром Вышеградским был учрежден новый таможенный тариф, облагающий налогом импорт сырья и продукции машиностроения. Повышение таможенных пошлин на импортные товарысделало выгодным для иностранных предпринимателей не ввозить товары в Россию, а изготавливать их внутри страны. В свою очередь, активное строительство железных дорог обусловило необходимость развития чугунолитейного и рельсоизготовительного, а следом за ними – и металлургического, машиностроительного и химического производства. В последнем десятилетии XIX века массовая скупка российским правительством акций частных железных дорог, на фоне благоприятного инвестиционного климата, обусловило перемещение иностранных капиталов из железнодорожного строительства в другие отрасли промышленности. В 1990 г. на лондонской и парижской биржах достаточно было добавить к названию ценной бумаги прилагательные «донецкий» или «днепровский» и ее котировки тут взлетали вверх. Между тем, для плавки руды потребовалось дешевое и качественноетопливо, а именно: коксующийся уголь. Вот в этот момент предприниматели и вспомнили об изысканиях русского инженера Григория Капустина (1721 год),о неудачном опыте строительства Луганского металлургического завода под Бахмутом в сер. XYIII в.,об угольных шахтах в Лисичанске (построенных еще в Екатеринославском наместничестве после 1783 года), о геологической карте Евграфа Ковалевского (1827 год), о технических разработках харьковского профессора Мевиуса (1867 год), об угольных копях донецких помещиков Рутченко, Карпова, Рыкова, др. (поселки Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, Александровка, Ларино, Любимовка, Ливино, Николаевка), проч. Как следствие, в Донецком бассейне, в котором до 1887 года было только два железоделательных завода, к концу 1890 гг. действовали уже двенадцать, а в 1900 году - семнадцать.

За каких-нибудь 30-40 лет, вследствие гибкой протекционистской политики министров, как сказали бы сегодня – «экономического блока» Александра III Александровича, усилиями предпринимателей из многих стран мира, но в значительно части, - и россиян (прежде всего, конечно, Джона Хьюза,Дарена, барон де Маккара, И.Боннарделя, А.А.Фредерикса, А.А. Нева, Боссе, Генефильда, др., но и И.Л.Уманского, Г.И.Рубинштейна, и Н.С. Авдакова, А.К.Алчевского, П.А.Карпова, И.П. Прохорова, Я.И. Древицкого, братьев Рутченко, семьи Иловайских, Горлова, Ханжонкова, С. Полякова, огромного числа петербургских и московских инженеров и технических специалистов, др.) обширная область от Северского Донца до Приазовьяпревратилась в крупнейший промышленный центр Европы, иногда называемый «русским Руром».

К 1913 г. в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольном промышленности страны возрос до 74%, причем, почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология - бессемеровские и томасовские конвертеры, мартеновские печи - нашли с самого начала свое применение в сталелитейном производстве, в совершенствовании которого участвовали выдающиеся инженеры тех лет М. Павлов, В. Грум-Гржимайло, М. Курако и др. Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса выделялись Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди которых выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

К концу XYIII в. население Донецкого края составляло 250 тыс. чел. К сер. XIX в. в Донбассе уже существовали большинство (около 500) современных населенных пунктов с населением около 400 тыс. чел., главным образом, крестьян. Согласно переписи 1897 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии проживало уже 333 478 чел., а в Мариупольском 254 056 чел., по преимуществу, рабочих. В начале XX века крупными промышленными центрами Донецкого края становятся: Горловка - 30 тыс. жителей, Бахмут (Артемовск) - более 30 тыс., Макеевка - 20 тыс., Енакиево -16 тыс., Краматорск -12 тыс., Дружковка - более 13 тыс. Только с 1900 по 1914численность работного населения Донецкого региона увеличилась вдвое. (Для сравнения - в 1987 г. Донбасс населяло 5314 тыс. чел.). Причем, во тр.чет. XIX в. заселение степного Донбасса происходило не в приказном или протекционистском порядке, как это было в XYII - XYIII вв., на основе предпринимательского интереса, как и в далекой Северной Америке. Так, в 1891-1892 гг. Центральную Россию поразила сильнейшая засуха, начался голод, унесший жизни свыше 600 тыс. чел. и на рубеже XIX - XX вв. в Донецкие степи хлынули потоки почти даровой рабочей силы. Среди российских крестьян (первоначально – отходников: 82,5% рабочих донецких шахт), волнами прибывающих в Донбасс в поисках устойчивых шахтерских заработков, был и один из прадедов автора, Павел Князев.

Исторически Донбасс формировался, как целостный промышленно-хозяйственный комплекс, основанный на замкнутых производственных циклах: от криворожской руды и никопольского марганца, по Константиновской и Донецкой каменноугольным железным дорогам, через рутченковский кокс к юзовскому металлу и далее – в мариупольский порт и горловский (никитовский) и славянско-святогорский транспортный узел. К концу XIX века правления 19 донецких АО находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, но из 11 металлургических заводов всего 5 действовали на основании иностранных уставов. Финансовые потоки промышленного Донбасса рубежа веков проходили, главным образом, через римские, брюссельские и немецкие банки. Но и через учрежденные после 1860 года Государственный, «Азово-Донской», «Северный», «Петербуржский международный» и «Земельный» банки. Деловой Донбасс возник из миротворческой, но твердой внешней политики князя Александра Горчакова, взвешенных экономических реформ графа Сергея фон Витте, колоссальных международных инвестиций (в 1900 г. 74% иностранных капиталов, вложенных в российскую угольную промышленность действовали в Донбассе), жесточайшей эксплуатации трудовых резервов и природных ресурсов Донецкого края и всей России, и интернациональной экономической - промышленной и финансовой - активности англичан (валлийцев), французов, бельгийцев, американцев, германцев, евреев, русских и украинцев (наследников казаков).

С первых дней своего существования промышленный Донецкий бассейн выделялся из других регионов Юга России интернациональным населением (местные славяне, казаки, греки, немцы, молдаване, армяне, румыны, отчасти - татары и евреи и, совсем мало, - цыганекруто перемешались с выходцами из всех пределов Российской империи), его высокойплотностью (в XIX - XX вв. в разные времена на 26,5 тыс. км. Донецкого экономического района проживали от 2,1 до 5,3 млн.чел.), значительной урбанизацией (по переписи 1793 года доля городского населения Донецкого края составляла 1%, а в 1990 году до 95% жителей региона расселились в заводских поселках, развившихся со временем в крупные города) и высокой концентрацией производства (на рубеже XIX - XX вв., в различные периоды - от 200 до 800 промышленных предприятий), жесткими технологическими и организационными требованиями к труду и быту, не самыми благоприятными географическими, а потому – и технологическими (энергетическими) условиями (в Донбассе мало воды и Углегорская, Старобешевская, Кураховская, Славянская, проч. ГРЕС были построены уже в годы советской власти), а также сравнительно молодой (с самого конца XIX века) культурной традицией.

Древнейший и средневековый ирано-тюрский Донбасс, пролистнув страницу Донбасса казачьего - Донбасса «донцов»-«запорожцев», - к началу Новейшего времени превратился в Донбасс интернациональный, так и не успев стать украинским.

В конце XIX века Донбасс представлял собой то, к чему Америка стремилась в его начале .

С первых десятилетий своего существования, Донбасс претендовал на особую роль в политических и экономических коллизиях Юга России. Эта установка была заложена в самой логике возникновения развитого промышленного региона в малоосвоенных степях бывшего Половецкого поля. Судите сами: только в 1857 году в Петербурге было учреждено Главное общество железных дорог, а к началу 1870 –х гг. бывший станционный смотритель Самуил Поляков, занявшись железнодорожными концессиями, стал владельцем Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железнодорожных магистралей, ставших основными транспортными артериями Центра и Юга России; в 1870-1890 гг. открылось движение по Константиновской (Никитовской), Донецкой каменноугольной и Екатериненской железным дорогам, соединившим внутренние районы Донбасса и Донецкий каменноугольный - с Криворожским железорудным и Никопольским марганцеворудным бассейнами; только в 1867 г. в Лондоне было создано «Новороссийское общество каменноугольного, железногои рельсового производства» (Джона Хьюза и Джона Гуча),18 апреля 1869 г. общество заключило контракт с правительством империи на организацию производства в Донецком бассейне, а к 1900-му году в Донбассе уже выпускали продукцию Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий металлургические заводы; в 1872 г. было образовано французско-бельгийское АКО «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности»,а 1878 г. в Донецком бассейне выдавали «на-гора» уголь 142 горное предприятие; в начале 1880 г. есаул войска Донского Иван Иловайскийначал разработку рудника из пяти шахт, добывающих коксующийся уголь (шахты, кстати, были названы по именам детей Иловайского: помните песню о коногоне? - «о, шахта, шахта ты, Мария, зачем ты душу отняла? » – так эти слова о руднике предприимчивого есаула!), в середине 1880- х гг. Иловайский построил Макеевский трубный завод, а в 1895 году его сын Дмитрий уже выступал инициатором создания «Российского Донецкого товарищества каменноугольной и заводской промышленности»; только в 1870 г. новороссийский генерал-губернатор Павел Коцебу предложил заложить в устье Кальмиуса морской порт, способный принимать крупнотоннажные суда, а уже 29 августа 1889 г. в районе бывшей Зинцевской балки близ Мариуполя пароход «Медведица» принял на борт до 1000 тонн груза угля и металла для поставок на рынки Константинополя и Петербурга. В результате, к началу XX века горнопромышленный Юг вытеснил демидовский Урал с позиций главной промышленной базы Российской империи и превратился основной центр металлургической, чугунолитейной, сталепроволочной и рельсоизготовительной, химической (включая производство кислот и соды компанией Любимова и Сольвея недалеко от Лисичанска и киноварной ртути – на предприятии Александр Ауэрбаха близ Никитовки)и угледобывающей промышленности страны.

В 1901 году, на XXYI съезде горнопромышленников Юга России была сформулирована программа по созданию синдикатов в сфере «железоделательной промышленности». В ее исполнение, в 1902 году в Донбассе было создано акционерное общество «Продамет», центральная контора которого находилась в Петербурге. «Продамет», в конечном счете (впрочем, без жесткой системы управления), объединил до донецких 30 обществ, занимающихся изготовлением металла и металлоконструкций, с основным капиталом в 900 тыс. руб. А в 1906 году возник трест «Продуголь» (во главе его стояли предприниматели Авдаков и Олоньин; правление находилось в Париже, финансовые средства треста проводились через «Азово-Донской банк»), контролировавший добычу 75% каменного угля в Донецком бассейне. И в первые десятилетия XX века «Продамет» и «Продуголь» фактически монополизировали ключевые отрасли экономики Российской империи.

В 1917 рабочие лидеры Донбасса во главе с Федором Артемом-Сергеевым (сын его -воспитанник Иосифа Джугашвили-Сталина – Артем Сергеев, и в 2000-е годы проживал в Барвихе, часто навещая места революционной славы отца), - быть может, не вполне отдавая себе отчет, в русле какой экономико-социальной установки они действуют, - предприняли первую попытку реализовать амбициозные претензии Донбасса на особую роль в отечественной истории политическими методами.

После крушения династии Романовых в пассажирском вагоне близ белорусского местечка Глухова (недалеко от Могилева), в Киеве, в марте 1917, львовско-киевский историк Михаил Грушевский, вместе с бывшим бухгалтером, «уклонистом»-дезертиром и социалистом по убеждениям, Симоном Петлюрой, создали украинскую Центральную Раду (Совет). А в это время в Бахмуте, донбасский рабочий, и в недавнем прошлом, австралийский эмигрант, Федор Сергеев отказался признать власть Грушевского-Винниченко-Петлюры на Юге России. В ночь с 11 на 12 (с 24 на 25) января 1918 года Грушевский объявил Украину «самост i йным (самостоятельным) и суверенным государством», и уже 28 января (9 февраля) 1918 года, после оглашения Львом Троцким (Бронштейном) знаменитой формулы «ни мира, ни войны», порученец Грушевского, студент, бывший «большевик» П. Севрук, от имени ЦРУ (Центральной Рады Украины) подписал Брест-Литовский договор, по условиям которого на Украину были введены войска Четверного союза. Далее события развивались по нарастающей. В конце января 1918 годакрасные полки Михаила Муравьева, вместе с боевыми донецкими шахтерскими отрядами, выгнали Грушевского и Петлюру из Киева. Но 18 февраля 1918 года 450-тысячная германская армия заставила Муравьева отступить в глубь страны. 3 марта 1918 года делегация ленинского СНК была вынуждена присоединиться к Брест-Литовским соглашениям, по которым ЦРУ была признана субъектом международного права (ч. 6 Брест-Литовского договора). Однако еще раньше, в январе 1918 года донецкие большевики объявили о создании Донецко-Криворожской республики со столицей в Харькове (в 1905 Артем руководил восстанием в Харькове; напомним, что в феврале 1917 Юзовка еще только получила статус города). В январе 1918 года ДКР была провозглашена частью Российской Советской Федерации. Однако, 16 марта 1918 года, по настоянию Ульянова-Ленина, СНК ДКР передал Донецкий бассейн в состав Украины. (Ленин в тот момент действовал в рамках Брест-Литовских договоренностей и во имя сохранения советской власти в Петербурге и Москве). 29 апреля 1918 года ЦРУ приняла Конституцию УНР и избралаМихаила Грушевского президентом Украины. Военным министром в правительстве Грушевского стал Симон Петлюра. Однако, в этот же день на, так называемом, «Съезде хлеборобов», гетманом Украины с неограниченными полномочиями был «выкликан» генерал (как говорят, скрытый монархист) Петр Скоропадский. 29 апреля 1918 года в помещение, где заседала Центральная Рада, ворвался отряд вооруженных германцев и распустил собрание. Тем временем, в Донбасс вступиличасти Четверного Союза, и с апреля по ноябрь 1918 года город Юзовка (будущий Донецк) оказался оккупированным австрийскими войсками. После начала революционных событий в Германии в 1918 году немецкие формирования, прихватив в обозенеудачливого гетмана Скоропадского, оставили Юг России.И, вплоть до 3 января 1920 года, власть в регионе переходила от «белых» к «зеленым», от «батьки» Махно к атаману «Маруське». Примерно в эти годы на Восточной Украине был убит курский крестьянин Павел Князев, прадед автора, отправившийся с обозом за хлебом. В октябре-январе 1919 года в ходе Донбасской операции Красная Армия изгнала из региона деникинцев. В сентябре–октябре 1920 гг.- отстояла край от врангелевцев. Еще раньше из Донбасса были выгнаны петлюровцы. 12 июня Михаил Тухачевский и Александр Егоров выбили из Киева пришедших якобы на подмогу Грушевскому-Петлюре поляков Юзефа Пилсудского (польская оккупация Киева продолжалась с 6 мая по 12 июня 1920 года). И, наконец, 23 марта 1920 годаСовнарком РСФСР одобрил выделение Донбасса в отдельную губернию с передачей– по мнению некоторых, для ослабления сепаратистского движения в Киеве - в состав Украинской советской республики.

Первая попытка заявить об особой роли Донбасса в политической истории Евразии закончилась неудачей. Монополизация промышленности в условиях царского режима, и конкретно: на фоне беспощадной эксплуатации трудовых и природных ресурсов и вследствие беспомощной внешней и внутренней политики «позднего» Николая II (1894-1917 гг.), привела к эскалации рабочего движения. Затяжной позиционный характер Первой Мировой войны, монополизация промышленности, беспорядок и хищничество в тылу, невыносимо тяжелые условия труда и быта революционизировали российское рабочее движение. Волна революции и Гражданской войны, в конечном счете, смела с политической арены финансово-политическую элиту Донбасса, уничтожила результаты ее трудов. Вместе с тем, само рабочее движение, распропагандированное марксистской идеологией, оказалось не готовым противопоставить насущные жизненные интересы заманчивым теоретическим формулам и перспективам. В результате, к концу Гражданской войны в Донбассе из трех с половиной тысяч действующих шахт в рабочем состоянии остались только 893, т.е. 15%; 2376 угольных предприятия нуждались в капитальном ремонте. Вследствие прекращения откачки подземных вод к сер. 1920-х годов в Донецком бассейне под завалами оказались 1,8 миллиардов пудов угля, 3,3 млд. – были затоплены. На начало 1921 г. добыча угля по сравнению с довоенным уровнем сократилась в 1,5 раза. В 1921 году в регионе не работало 46% промышленных предприятий. Подвергся деформации и сам инициатор социальных перемен, донецкий рабочий класс: из 295 тысяч шахтеров в 1916 году к началу 1921 года в Донбассе осталось всего 130 тысяч, в основном инвалиды и старики. В заводских поселках и портовых городах созидательный труд уступил место бандитизму; степная вольница пришла в районы, где еще вчера калились домны и жужжали станки. До середины мая 1921 года в Донецкой губернии оперировали 2000 конников и 500 пехотинцев армии Махно. Только на перегоне Лиман-Ямполь, под Бахмутом (совр. Артемовск), ежедневно спускались под откос несколько пассажирских и транспортных поездов. В 1920-1921 годах, в результате действий Нестора Махно, железнодорожное сообщение Донецкого бассейна с центральными районами РСФСР прервано. Регион охватил топливный голод. Вслед за топливным, в Донбасс пришел голод хлебный.

Главным итогом российской революции 1917 года для Донбасса стало административное оформление созданного поколением «иловайских», «горловых» и «ханжонковых» промышленно-хозяйственного комплекса региона (с прилегающими украинскими сельскохозяйственными районами) в Донецкую губернию (в 1920 году), правда, - по странной революционной логике - в составе УССР. В 1924 г.Таганрогский и Шахтинский округа Донецкой губернии (848 тыс. чел.) были возвращены РСФСР. 2 июля 1932 года была образована Донецкая область. В июне 1938 года украинскую Донецкую область разделили на Ворошиловградскую (ныне Луганскую) и Сталинскую (ныне Донецкую). Спустя еще полтора десятилетия греческий Мариуполь превратился в сталинский Жданов, а хорвато-сербский Бахмут – в«радяньск i й» Артемовск. В условиях советской командно-административной системы, ни о какой самостоятельной политической роли донецкой региональной элиты в постимперских политических «раскладах» говорить, разумеется, не приходилось. Вместе с тем, положение «донецких» в советской партийной и хозяйственной иерархии, несомненно, было очень высоким. Номинально советский Донецк (собственно, город Сталино) подчинялся Киеву, фактически - управлялся непосредственно из Москвы.

К середине 1921 года «американский Донбасс», Донбасс энтузиастов-пионеров горной и металлургической промышленности канул в историческое небытие. | | | | | Почта | Гостевая книга

История Донбасса

ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ДОНБАССА

Вторая половина XIX - начало XX века характеризуются качественными изменениями в экономике страны, бурным развитием промышленности, культуры, социальной сферы общества. В этот период Донбасс в промышленном отношении начинает занимать одно из ведущих мест в России, и, естественно, в Украине.

Можно утверждать, что на протяжении 40 пореформенных лет в Донецком регионе были заложены необходимые условия для его лидирующего положения в промышленном производстве Украины..

Одним из важнейших заданйй правительства после 1861 г. было создание железнодорожной сети. В России к этому времени насчитывалось до 3,5 тыс. верст железных дорог, тогда как во Франции и Германии - по 14 тыс. км., в Англии - 22 тыс., а в США - 56 тыс.

Богатейшие месторождения полезных ископаемых в районе Донецкого кряжа и в Приднепровье практически не эксплуатировались из-за отсутствия потребителей и надежных связей с рынками сбыта.

Именно взрыв железнодорожного строительства послужил стимулирующим толчком для роста промышленности Донбасса. Огромную роль в развитии экономики края сыграли Донецкая железная дорога, Константиновская, Екатерининская, Северо-Донецкая, а также меридианальные магистрали, которые пересекали с севера на юг центральную и восточную части Донбасса и принадлежали одному из выдающихся железнодорожных "королей" пореформенного периода - С.С.Полякову. Большую роль в проектировании и финансировании железных дорог в Донбассе сыграли также С.И.Мамонтов, Д.Юз и О.М.Поль.

Кроме магистральных железных дорог исключительное значение для развития тяжелой индустрии Юга России имели подъездные пути, при наличии которых значительно уменьшились потери на транспортировку минерального топлива на станции и практически полностью ликвидировалась зависимость предпринимателя от погодных условий.

Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе.

В связи с бурным развитием экономики и ростом городов, а также более интенсивной работой транспорта заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе.

В 90-х годах происходит расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным его потребителем становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью.

Эти же годы были началом расширения поставок топлива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом.

Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892г., когда одна из крупных акционерных компаний Донбасса - "Горное и промышленное товарищество на Юге России" - отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии.

Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финансов С.Ю.Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Кабинете министров он сумел настоять на предоставлении ряда льгот владельцам шахт.

Это позволило предпринимателям продавать на Константинопольском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-95 гг. неоднократно снижались железнодорожные тарифы для всех станций отправки угля до Мариуполя с целью вывоза его в порты Азовского и Черного морей, а также за границу.

С середины 90-х годов начинается постепенное оживление российско- болгарских связей. В конце мая 1896 г. снова открывается болгарская линия Русского товарищества пароходов и торговли с заходом в Бургас и Варну. Основным продуктом экспорта в Болгарию стала донецкая каменная соль. Последние десятилетия XIX века характеризовать попыткой владельцев шахт освоить и румынский рынок. В 1890 г. они отправили туда первую партию минерального топлива -10 тыс. пудов.

Одновременно с развитием угольной промышленности зарождается черная металлургия.

В 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение - в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу, который начал переговоры с правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.

Завод "Новороссийского общества"

Согласно договору с царским правительством Дж.Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельсов - в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта, и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 года, после продолжительного ремонта, был проведен первый выпуск чугуна.

С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества работал уже по законченному металлургическому циклу, а с середины 70-х годов превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX века. За это время было основано 17 металлургических доменных заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций - американских, английских, бельгийских, французских и немецких.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна возросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX века опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства. На металлургичесих заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работающие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология - бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи - нашли с самого начала свое применение в сталеплавильном производстве. И в дальнейшем продолжалась механизация и совершенствование металлургического производства, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М.А.Павлов, В.Е.Грум-Гржимайло, М.А.Курако и др.

Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке и Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Донбасс давал стране и поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуге, а также - кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие А.А.Ауэрбаха по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).

Одновременно существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья - мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и т. д.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

В 1913 г. число работающих в Донбассе составило примерно 262 тыс. человек, из них 168,4 тыс. шахтеров, 54,2 тыс. металлургов, 20 тыс. железнодорожников, около 19 тыс. рабочих других отраслей промышленности.

На предприятиях региона трудилось немало квалифицированных рабочих - выходцев из старых промышленных центров России: Москвы, Петербурга, Брянска, Сормова, Тулы и др. Основные же кадры для промышленности Донбасс продолжал черпать из деревень центральных губерний страны (Орловской, Курской, Воронежской, Тульской, Тамбовской, Калужской, Рязанской), ряда украинских - Екатеринославской, Харьковской, Черниговской, а также из области Войска Донского и Могилевской губернии.

Донецкий бассейн стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, где к началу XX века переплетаются и мирно соседствуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностранных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших стремительному развитию экономики региона, созданию первых в стране монопольных объединений и организаций промышленников для защиты своих интересов.

В.НЕСТЕРЦОВ, С.НЕСТЕРЦОВА,

кандидаты исторических наук,

доценты.

Приложение 2

Андрей Шептицкий

Войцеховский А.А., Ткаченко Г.С.

/ukrstor/bezprava-kniga1-3.10.htm

А.Шептицкий (1865-1944) – митрополит греко-католической (униатской) церкви, ставленник Ватикана, идейный и политический наставник украинских националистов. Светское имя – Роман-Марий Александр. Родился на Львовщине в семье богатого польского помещика. Был младшим братом будущего военного министра в правительстве Пилсудского.

Закончил Краковскую гимназию, изучал право в Ягеллонском университете, в вузах Мюнхена и Вены, а теологию и философию – во Вроцлаве.

Свою карьеру Шептицкий начал в 80-х годах XIX в. в качестве офицера австрийской армии. В 1888 г. с благословения папы Льва XIII он постригся в монахи и принял украинскую национальность. При поддержке Ватикана Шептицкий проделывает головокружительную карьеру – в 34 года становится епископом Станиславским, а через год – митрополитом Галицким и Львовским.

Упущения в деятельности III отделения (его противодействие политическому террору в лице “Народной воли” оказалось несостоятельным) предопределили серьезные изменения центрального аппарата министерства внутренних дел.

Император Александр II, обеспокоенный безопасностью собственной персоны и порядком управления государством, 12 февраля 1880 года утверждает в Санкт-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.[ Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998. 32 с.]

Одним из результатов работы деятельности комиссии была убежденность царя в возможности усилений позиций самодержавия, при условии расширения функций и компетенций министерства внутренних дел.

В августе 1880 года III отделение упраздняется, а все дела передаются образованному в составе МВД Департаменту Государственной Полиции.

Одновременно с закрытием Верховной комиссии на министра возлагается заведование Корпусом Жандармов.

Благодаря реформе 1880 года МВД отводилось ведущая роль в структуре государственного управления вплоть до падения самодержавия в 1917 году. А министр являлся ключевой правительственной фигурой с уникальным набором компетенций и полномочий. По совместительству министр МВД являлся председателем Совета министров.

После реформы в составе МВД выделен департамент Полиции, который состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части.

Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу.

Законодательное - ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, “разврата”). Третье - занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников. Четвертое - контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях. Пятое - наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников. Шестое - наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими. Седьмое - руководило деятельностью сыскных отделений.[ Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. - 120 с.]

В результате реформы 1880 года все дела и функции третьего отделения передавались в Отделение по охранению порядка и общественного спокойствия, которое было основано в 1866 году при градоначальнике Санкт-Петербурга. Позднее данные ведомства учреждаются и в других городах России. Основная функция отделения предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и не гласных розыскных мероприятий.

Основное внимание в работе ведомства уделялось рабочему движению, учебным заведениям, клубам, центрам общественной жизни, собраниям и демонстрациям.

Деятельность карательных органов в течении XIX века усложнялась регулярными изменениями в структуре аппарата и возрастанием народного недовольства с вязи с реформистской деятельностью государственного аппарата.

Малочисленный штат сотрудников, отсутствие четкого законодательного обеспечения, низкий уровень оплаты труда (военная профессия была престижнее) - препятствовали совершенствованию деятельности политической полиции.

Важен тот факт, что в первую половину XIX века больше внимание уделялось не разоблачению и тайному внедрению в кружки заговорщиков, а реакция на уже свершившееся противоправное деяние.

В связи с расширением агентурной сети во второй половине XIX века, преступления стали раскрываться более эффективно, но эффективность деятельности карательного аппарата, несмотря на многочисленные реформы, уступала требованиям той эпохи.

Карательный аппарат не справлялся с возложенными на него функциями.

В итоге 19 февраля 1917 года восставший народ сверг самодержавие, 19 марта был распущен Отдельный корпус жандармов. Это означало прекращение деятельности политической полиции в Российской империи.

Исследование развития карательного аппарата России в XIX веке нельзя будет назвать полным, без рассмотрения изменений произошедших в системе исполнения наказаний, под влиянием развитых стран и внутренних реформ России.

Стоить отметить, что до конца XVIII века целью являлось возмездие, наказание преступника: широко применялась практика проведения публичной смертной казни на эшафоте.

Но с начала XIX века происходит процесс гуманизации пенитенциарной системы, отчасти это происходило под влиянием западных стран, которые под влиянием эпохи инквизиций, повсеместно отказывались от такого вида наказания, как смертная казнь.

Поэтому в третьей части работы мы рассмотрим, каким образом изменились карательные меры, способы исполнения наказаний, условия содержания осужденных в России XIX века.



Похожие публикации