Роль фармацевта в 21 веке здравоохранение. Опыт персонификации обслуживания и концепция нап. Плюсы и минусы

Каткова А.Д., Кирщина И.А., Солонинина А.В.

УДК 614.2:615.1:613.6.01

Каткова Анастасия Давидовна, аспирант
Кирщина Ирина Анатольевна, канд. фармац. наук
Солонинина Анна Владимировна, д-р фармац. наук, проф.
Пермская государственная фармацевтическая академия Минздравсоцразвития России

Обоснована целесообразность включения аспектов фармацевтической помощи в государственные программы в сфере здравоохранения для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения.
Ключевые слова: фармацевтическая помощь, охрана здоровья граждан

The usefulness of the integration of pharmaceutical care in public programs in the health sector to address key issues of public health is substantiated in this article.
Keywords: pharmaceutical care, health protection

Одной из главных концептуальных задач социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Современное здравоохранение представляет собой систему, состоящую из множества звеньев, отлаженная работа которых обеспечивает сохранение трудовых резервов страны, а также во многом определяет качество и уровень жизни населения. Важной составляющей эффективной государственной политики в сфере здравоохранения является использование и координирование возможных ресурсов, обеспечение консолидации усилий всех отраслей, напрямую или косвенно связанных с охраной здоровья населения. Одной из ведущих отраслей данной сферы является фармация, значимость которой зачастую не находит должной оценки при разработке систем реализации социальных гарантий граждан.
Данная проблема неоднократно обсуждалась в ходе совещаний и съездов Всемирной Организации Здравоохранении (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерацией (МФФ - FIP). Начиная с 1988 года на региональном и международном уровнях, регулярно поднимались вопросы недостаточного применения знаний, навыков и ресурсов фармацевтической науки. Итогом многочисленных совещаний, посвященных формированию нового направления практической фармации стала разработка и внедрение руководства по Надлежащей аптечной практике, цель которого - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении: укрепления здоровья и профилактики заболеваний; безопасного, эффективного и экономичного самолечения; выявления и решения проблем, касающихся применения лекарственных средств. Таким образом, исходя из доказанной роли фармацевтического работника в системе здравоохранения следует, что для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения должны активно привлекаться фармацевтические специалисты, а консолидация усилий практической медицины и фармации может быть вполне продуктивной.
Тем не менее, существующее нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в Российской Федерации не закрепляет в ключевых документах должной роли фармацевтических специалистов в реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяет фармацевтического работника исключительно как «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка», т.е. ограничивает функции фармацевтических работников лишь сферой обращения ЛС и не определяет роль фармацевта в реализации программ по улучшению показателей общественного здоровья.
Кроме того, Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", дает определение фармацевтической деятельности как «…деятельности, включающей в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов», а аптечной организации - как организации, осуществляющей лишь «…розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения». Таким образом, данные документы ограничивают фармацевтическую деятельность областью обращения лекарственных средств, а фармацевтического работника - как специалиста по реализации данного товара, при этом в Образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) ФАРМАЦИЯ (Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 38) в характеристике профессиональной деятельности специалистов среди прочего указываются: «проведение мероприятий по квалифицированному информированию населения о безрецептурных лекарственных средствах, биологически активных добавках к пище, изделиях медицинского назначения»; «оказание консультативной помощи специалистам медицинских организаций, фармацевтических предприятий и организаций и населению по вопросам применения лекарственных средств»; «проведение санитарно-просветительной работы»; «формирование мотивации пациентов к поддержанию здоровья».
Исходя из вышесказанного следует, что фармацевтический специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Фармация», должен быть готов к осуществлению фармацевтической помощи согласно правилам Надлежащей аптечной практики, но современное российское законодательство не предусматривает реализации его функций в этом направлении.
В настоящее время одним из ключевых направлений современного здравоохранения Российской Федерации является снижение уровня заболеваемости, а также увеличение средней продолжительности жизни больных социально-значимыми заболеваниями, перечень которых сформирован на основе анализа структуры заболеваемости и причин смертности населения Российской Федерации и утвержден Распоряжением Правительства № 1706-р от 11 декабря 2006 года. В этой связи, Постановлением Правительства № 280 от 10.05.2007 определена Федеральная целевая программа предупреждения и борьбы с социально-значимыми заболеваниями в разрезе конкретных нозологий. Целью данной Программы является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных. Одной из задач Программы определено совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, при этом в предлагаемых мероприятиях по реализации данной задачи не нашли отражения вопросы фармацевтического менеджмента и фармацевтической помощи.
Зарубежная практика показывает, что консолидация усилий медицинских и фармацевтических работников в области персонифицированной помощи больным хроническими заболеваниями оказывает положительное влияние на течение болезни. Так, в Великобритании пациентам, страдающим сахарным диабетом, который включен в России в Перечень социально значимых заболеваний, предоставляется дополнительная помощь, включающая анализ лекарственной терапии с учетом лабораторных показателей, а также индивидуальное консультирование пациента по многим вопросам, связанным с данным заболеванием. Анализ эффективности прописанных мер показал, что ни один из пациентов, получавших данные услуги, не был госпитализирован в результате возникновения и/или обострении осложнений диабета, в то же время 25% пациентов контрольной группы были госпитализированы по этим причинам.
Таким образом, доказанная роль фармацевтического работника и положительный зарубежный опыт позволяют говорить о целесообразности включения аспектов фармацевтической помощи для достижения целей и задач, поставленных Программой по борьбе с социально значимыми заболеваниями. В этой связи нами рассмотрена подпрограмма «Сахарный диабет» с позиций эффективного участия фармацевтических специалистов в помощи больным данной нозологией. В обозначенной подпрограмме выделено такое направление, как «Совершенствование оказания специализированной помощи при сахарном диабете», для реализации которого, безусловно, существенное значение имеет бесперебойное рациональное обеспечение лекарственными и диагностическими средствами таких больных в рамках реализации государственных гарантий, являющееся важной составляющей поддержания качества жизни пациентов и профилактики осложнений сахарного диабета. Решение обозначенных задач находится в компетенции фармацевтических специалистов, что закреплено соответствующими нормативными правовыми актами.
Так, согласно «Образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) фармация», «организация деятельности по обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на социальную помощь», а также «организация и проведение закупок лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является одной из характеристик деятельности фармацевтических специалистов. Очевидно, что разработка современного эффективного механизма управления и контроля закупками, управление движением лекарственных и диагностических средств, оптимизация лекарственного обеспечения и информирования потребителей должна осуществляться с активным привлечением фармацевтических специалистов и использовать ресурсы не только медицинской, но и фармацевтической науки.
Основополагающая задача организации системы реализации государственных гарантий - составление перечня лекарственных препаратов для закупок, с целью эффективного обеспечения больных своевременной лекарственной помощью, решение которой, по нашему мнению, целесообразно осуществлять при активном участии специалистов фармацевтического профиля. Так, фармакоэкономические критерии выбора лекарственных препаратов могут быть рассчитаны по существующим методикам, разработанным учеными Пермской государственной фармацевтической академии, которые активно работают в этом направлении и в настоящее время.
Известно, что существенно уменьшить человеческие потери, расходы на систему здравоохранения и социально-экономическую нагрузку на общество от социально значимых заболеваний, в частности сахарного диабета, могут адекватная информированность населения о потенциальных опасностях заболевания, ранняя диагностика и качественный мониторинг состояния здоровья. Данный аспект в подпрограмме «Сахарный диабет», обозначен как «Реализация обучающих программ для населения по вопросам сахарного диабета, в том числе в школах для больных диабетом», но, к сожалению, только в контексте мероприятия «Совершенствования оказания специализированной медицинской помощи при сахарном диабете». Исходя из регламентированных международными требованиями Надлежащей Аптечной Практики и российским образовательным стандартом видов профессиональной деятельности специалистов с фармацевтическим образованием, сфокусированных на сохранение и укрепление здоровья граждан, реализация данного аспекта должна осуществляться не только в рамках медицинской помощи, но и путем оптимизации фармацевтического обслуживания больным сахарным диабетом, что также не предусмотрено данной Программой.
С целью совершенствования фармацевтической помощи больным сахарным диабетом
мы предлагаем включение в программу мероприятий по борьбе с сахарным диабетом разработку и внедрение определенных профилактических мероприятий на уровне аптечной организации, а также подключение фармацевтических специалистов к созданию и проведению тематических семинаров для больных диабетом (например, по вопросам применения лекарственных средств для лечения легких расстройств здоровья). Другой аспект совершенствования фармацевтической помощи - оптимизация информационно-консультационной деятельности работников аптечных организаций. Но, как показал проведенный нами анализ, профессиональная компетентность фармацевтических специалистов по вопросам выбора препаратов для лечения легких расстройств здоровья на фоне сахарного диабета недостаточна и требует дополнительного обучения специалистов, которое успешно реализуется в фармацевтической практике некоторых зарубежных стран. Так, например, в Великобритании для консультирования больных сахарным диабетом при наличии у них таких состояний, как аллергический ринит, обстипация, боль в ухе, цистит, созданы специальные обучающие программы для фармацевтических специалистов, включающие теоретические и практические занятия.
Следующим направлением оптимизации фармацевтической помощи больным сахарным диабетом может стать участие фармацевтического работника в повторном выписывании лекарственных средств в рамках социальных гарантий. Известно, что больные инсулинозависимым сахарным диабетом вынуждены пожизненно производить ежедневные инъекции инсулина, получение которого в рамках реализации своих прав на государственные гарантии требует ежемесячного посещения врача с целью оформления рецепта на данный препарат. В этой связи, создание механизмов, позволяющих фармацевтическим работникам выписывать лекарственные средства (после специального обучения, сертификации и юридическом закреплении данного права), может существенно облегчить процедуру получения жизненно-необходимых лекарственных средств, благоприятно сказаться на психоэмоциональном состоянии больных сахарным диабетом, а также значительно уменьшить нагрузку на врачей. Отметим, что такая практика уже существует в Великобритании, и, как выяснено в ходе опроса, большинство пациентов предпочли данную систему традиционной.
По нашему мнению, включение фармацевтических аспектов в государственные программы в сфере здравоохранения и реализация запланированных мероприятий будет способствовать улучшению качества фармацевтического обслуживания наиболее уязвимых слоев населения, повысить эффективность профилактических мероприятий, а также оптимизировать экономические затраты на решение стратегических задач государства в области охраны здоровья граждан.

Вся история медицины характеризуется тесным партнерством врача и провизора. Этот тандем в значительной мерс сохраняется и в наши дни. Поэтому аптека не может рассматриваться как простое предприятие розничной торговли, подобно тому, как эго делается на рынке потребительских товаров. Несмотря на то что на Rx-рынке выбор препарата для лечения заболевания делает врач, провизор оказывает существенное влияние на то, какой препарат будет в конечном итоге использован. Аптека и се сотрудники оказывают влияние на потребление медикаментов тремя основными путями: 1) формированием ассортимента;

2) предложением замены препарата-аналога в случае отсутствия выписанного лекарственного средства; 3) осуществлением консультационной и информациоииой деятельности.

Формирование ассортимента. Каждая аптека формирует свой ассортимент. Этот процесс опирается главным образом на экономические аргументы - будучи предприятием торговли, аптека стремится извлечь из своей деятельности максимум прибыли и мало заботится о том, чтобы в ее ассортименте были все медикаменты, необходимые для лечения всех заболеваний. Главная особенность аптеки по сравнению с большинством предприятий розничной торговли состоит в огромном ассортименте товаров. Причем многие из этих товаров имеют аналоги как в виде того же самого лекарственного препарата, произведенного другой фирмой под другим торговым названием, так и в виде другого лекарственного препарата, близкого по своей фармакологической активности. И если замена одного препарата на другой во втором случае может быть сделана далеко не во всех случаях, то в первом является почти общей практикой. Такая ситуация создает для аптеки большую свободу в формировании своего ассортимента. Аптека может не включить в список приобретаемых препаратов любое средство, не входящее в третью или четвертую сотню товарных позиций своего ассортимента, и при этом не почувствует этой потери. Для исключенного же препарата такое решение многократно повышает вероятность замены. Поэтому производитель обязательно должен учитывать, что опасность невключения почти каждого отдельно взятого препарата в закупочный лист аптеки весьма велика, и только целенаправленная работа маркетинговых подразделений фирмы-производителя с аптеками может гарантированно предотвратить это.

Замена препарата. В соответствии с законом работникам аптек разрешено осуществление генерической замены отсутствующих в продаже лекарств. Генерической называется замена препарата на его аналог - препарат с тем же действующим веществом, в адекватной форме и дозировке, чтобы быть используемым вместо заменяемого лекарства. В мире существуют три системы генерической замены.

Система полной генерической замены. Позволяет фармацевту без всяких ограничений при необходимости выдавать вместо прописанного препарата его синоним.

Система запрещающих пометок в рецепте. В бланке рецепта может быть предусмотрено поле, в случае пометки врачом которого фармацевт не имеет права выдавать никакой препарат, кроме прописанного. Во всех остальных случаях (т. е. если поле осталось незаполненным) фармацевт имеет право на замену. Легко понять, что при этой системе именно дозволенность замены является нормой.

Система разрешающих пометок в рецепте. В этом случае особое поле должно быть заполнено врачом, чтобы разрешить замену. Нормальным же (пометки нет) считается ее запрет. Система разрешающих пометок наиболее жестко ограничивает право фармацевта на замену.

Кроме того, в ряде стран широко распространена практика выписки рецепта с указанием в нем МНН. В этом случае фармацевту фактически передается право даже не замены, а выбора данного препарата из всех имеющихся синонимов.

В современной России фактически действует система полной генерической замены, дающая максимально широкие полномочия работникам аптеки. Между тем известно, что эта система вызывает повышенные риски, связанные с побочными эффектами от неодинакового воздействия на пациентов разных препаратов с одним и тем же действующим веществом. В некоторых случаях эти различия могут быть весьма значительными. Например, согласно проведенным исследованиям, терапевтически эквивалентные дозы присутствовавших на российском рынке синонимов известного АПФ-ингибитора эналаприла дали трехкратный (!) разброс значений: от 12 до 36,6 мг в сутки но разным препаратам (АЛО. Юдин с соавт., 2008). Когда выбор конкретного препарата из ряда синонимов осуществляет врач, он сознательно учитывает подобные различия. Если же выбор проводит фармацевт, не имеющий опыта врачебной работы с препаратами, он ориентируется только на указанные на упаковке данные о содержании действующего вещества и, следовательно, может допустить серьезные ошибки. Сходным образом фармацевт нс может знать клинических отличий действия разных синонимов, большей или меньшей степени проявления побочных эффектов.

При этом рекомендации аптечных работников весьма действенны. По данным опросов Финансовой академии (ныне Государственный финансовый университет при Правительстве РФ), в московских аптеках в конце 90-х годов покупатель примерно в 45 % случаев соглашался с предложенной ему фармацевтом/провизором генерической заменой (А.Ю. Юданов и соавт., 2008).

Помимо генерической существует и терапевтическая замена. В этом случае препарат заменяется лекарством, применяемым при том же заболевании, но имеющим другое действующее вещество. Фактически в этом случае меняется способ лечения, выбор которого, как известно, является исключительной прерогативой врача. Поэтому фармацевтам терапевтическая замена рецептурных препаратов запрещена.

Консультативная деятельность. Профессиональный уровень работников аптек в России чрезвычайно высок. Около 20 % от общего числа работников (включая уборщиц, шоферов и кассиров и т. п.) в аптеках составляют специалисты с профильным высшим образованием. А работниками первого (рецептурного) стола по закону могут быть исключительно провизоры. Высокая профессиональная подготовка фармацевтов позволяет им выполнять функцию адаптации предписаний врача к реально имеющемуся выбору лекарств, а также помогать в выборе ОТС-препаратов. Консультационная деятельность фармацевта имеет наибольшее значение для ОТС-рынка. Именно при выборе безрецептурного препарата фармацевт компенсирует своей помощью недостаточную информированность пациента о свойствах препарата. С просьбой о консультации к фармацевту обращается до половины посетителей аптек, что свидетельствует об исключительно важной роли фармацевта в выборе лекарственных средств.

Кроме консультаций покупателям, фармацевты часто информируют врачей о наличии препаратов, появлении их аналогов (синонимов) и о прочих поступлениях.

1

В научном обзоре обоснована необходимость участия специалистов фармацевтического профиля в социальной деятельности общества. Авторами рассмотрена роль фармацевтических специалистов в системе здравоохранения и общества в целом с позиций мировых тенденций, показана значимость фармацевтической профессии в формировании общественного мировоззрения и подтверждена актуальность развития социальноориентированных компетенций у фармацевтических специалистов. В публикации рассмотрены различные аспекты фармацевтической деятельности, обуславливающие неоднозначное положение специалистов (между медициной и бизнесом) в современном обществе и показана необходимость нравственно этического воспитания провизора на этапе получения базового образования. Авторы рекомендуют реализацию социальной функции специалистов посредством внедрения социальных технологий и предлагают собственную дефиницию определения «социальная технология при осуществлении фармацевтической деятельности». В качестве примера разработки социальной технологии авторы рассматриваю метод социальных проектов, описывают реализацию социального проекта среди молодежи при участии студентов и преподавателей высшего учебного заведения фармацевтического профиля и подтверждают значимость участия фармацевтических специалистов в социальной деятельности общества.

социальная фармация

социальная технология

фармацевтические специалисты

здоровье

1. Брумэрел, М.Д. 10 лет социальной фармации в Молдове / М.Д. Брумэрел, В.Н. Сафта, С.Б. Адаужи, З.А. Безверхни // «Социальная фармация: состояние, проблемы, перспективы» Сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции (Харьков, 17-20 марта 2014год). – С. 78-84.

2. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение (Европейская серия по достижению здоровья для всех, № 5), Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро. – Копенгаген, май 1998.

3. Каткова А.Д. Обоснование роли фармацевтической помощи в развитии современного здравоохранения /А.Д.Каткова, И.А.Кирщина, А.В.Солонинина // «Проблемы и пути развития современного здравоохранения» Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (Киев, Лондон, 21-26 декабря 2011 года). – Одесса: In Press, 2012. – С. 171-173.

4. Кирщина И.А. О перспективах фармацевтического обслуживания населения с позиций профессиональной бдительности специалистов/ И.А.Кирщина, А.В. Солонинина, А.Д. Каткова // Биозащита и биобезопасность. – 2013.- № 4 (17). – С.21-26.

5. Кирщина И.А. Теоретические основы обоснования профессиональной деятельности специалистов аптек в охране здоровья населения/ И.А. Кирщина // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2014. - № 3. – С. 14-18.

6. Кузьменко Я.Г. Распределение социальных ролей в современной фармации: авто-реф. дисс. социол.наук: 14.00.52/ Кузьменко Яна Григорьевна. – Волгоград, 2004.

7. Маторина, В.В. К вопросу о путях и способах формирования социально значимых качеств у студентов фармацевтических учебных заведений (на материале метода учебных проектов) /«Педагогика и психология: проблемы и решения»: материалы международной заочной научно-практической конференции (29 апреля 2013 г.).

8. Приказ Минздрава России от 13.02.2013 N 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».

9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

10. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 N 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

11. Роспотребнадзор: армия курильщиков в России пополняется за счет женщин и подростков [Электронный ресурс] // newsru.com – самые быстрые новости. - Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/31may2008/rft.html.

12. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. От 25.11.2011) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

13. Developing pharmacy practice. A focus on patient care.Handbook-2006 edition. // World Health Organization and International Pharmaceutical Federation. 2006.

14. Good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services // World Health Organization and International Pharmaceutical Federation. 2011.

15. Kostriba J, Alwarafi A, Vlcek J. Social Pharmacy as a field of study in undergraduate pharmacy education, Indian Journal of Pharmaceutical Education and Research 2014: 48-1:6-12.

Важнейшим критерием и основным законом развития цивилизованного общества выступает принцип сохранения здоровья граждан, т.к., по мнению международных экспертов в вопросах охраны здоровья, «...степень успешности государственной политики определяется ее воздействием на здоровье людей» . В соответствии с определением, предложенным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) еще в 1946 году, «здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия , а не только отсутствие болезни или немощи». Из определения следует, что решение задач социального характера находится в плоскости здоровьеопределяющих технологий, что обуславливает необходимость участия специалистов системы здравоохранения в их разработке и реализации. Одной из важнейших характеристик специалиста системы здравоохранения является комплекс социально значимых качеств, позволяющий ему качественно осуществлять профессиональную деятельность. Под социально значимыми качествами принято понимать набор характерных черт специалиста, которые определяют его жизненную позицию, место и роль в обществе, связь с другими члена общества и характеризуют человека как носителя морально-нравственных принципов . В соответствии с глобальной стратегией ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке», определяющей основы политики достижения здоровья, для полной реализации всеми людьми «потенциала здоровья» необходимо укрепление и охрана здоровья людей в течение всей их жизни; снижение распространенности и уменьшение тяжести основных болезней, осуществление которых возможно путем участия в здравоохранительной деятельности отдельных людей, групп, населения и организаций. Безусловно, определенные профилактические задачи, направленные на оздоровление общества, должны взять на себя фармацевтические специалисты, т.к. их профессиональные компетенции и объективная доступность для населения обуславливают реальные возможности положительного влияния на общественное сознание и предусматривают необходимость активного участия в формировании национального здоровья. Известно, что фармацевтические работники, наряду с организацией лекарственного обеспечения, выступают профессионалами и в других сферах здравоохранения, оказывающими населению помощь в поддержании состояния здоровья, профилактике заболеваний, являются экспертами в использовании лекарственных препаратов. Перечисленные профессиональные задачи обуславливает особую роль социально значимых качеств личности в профессиональной деятельности фармацевтического работника как одной из наиболее социально значимых профессий (специальностей).

Международными требованиями к организации фармацевтической помощи определено участие фармацевтических специалистов в пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья нации, что предполагает формирование у специалистов фармацевтического профиля социально ориентированных компетенций .

Однако следует заметить, что возможность реализации морально-этических функций специалистов в контексте современной фармацевтической практики неоднозначна. Проблематичность и противоречивость социальной направленности фармации заключается в том, что, с одной стороны, предпринимательская деятельность фармацевтических организаций преследует цель получения прибыли, а с другой - эта цель недостижима без соблюдения ряда этических норм, поэтому роль фармацевтического работника должна рассматриваться, как с точки зрения бизнеса, так и с позиций нравственности торговли товарами для поддержания здоровья. К сожалению, с момента перехода к рынку фармация стала в большей степени торговой деятельностью, нежели медицинской. Изготовление лекарственных препаратов по рецепту врача свелось к минимуму. На рекламу стали тратить больше средств, чем на научные исследования. Работодателями особое внимание в настоящее время уделяется торговому персоналу как важному составляющему успеха фармацевтической организации на рынке . Двоякое положение фармацевтической профессии (между медициной и бизнесом), безусловно, накладывает отпечаток на понимание и соблюдение этических норм, которыми зачастую руководствуются специалисты этой сферы. В этой связи в условиях постоянного расширения фармацевтического рынка товаров и услуг исключительно важную роль приобретает нравственно этическое воспитание провизора, направленое на соблюдение ими деонтологических норм, определяющих степень доверия к профессии. И, если все медицинские работники, начиная трудовой путь, дают клятву и многие из них воспринимают свою работу как призвание в альтруистическом служении обществу, то фармацевты, как правило, выпадают из этого контекста. Однако статус и роль фармацевтического работника достаточно давно является объектом внимания мировой фармацевтической общественности и определение статуса фармацевтического работника как равноправного участника системы здравоохранения закреплено в многочисленных международных документах . Еще в 1997 году мировой фармацевтической общественностью в лице Международной фармацевтической федерации (МФФ) был принят Этический кодекс фармацевтов («Code of Ethics for Pharmacists»), который служит моделью для написания национальных фармацевтических кодексов. Основная идея кодекса определена цитатой: «...обязанность фармацевта - заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта ставить здо-ровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых». Следует отметить, что в структуре некоторых зарубежных учебных заведений, занимающихся подготовкой фармацевтических специалистов, предусмотрена кафедра социальной фармации, что, на наш взгляд, адекватно отражает суть фармацевтической профессии и дает возможность студентам уже на этапе базового образования осмыслить свою роль в системе здравоохранения. Согласно исследованию, проведенному Kostriba J et al, в 41% из 51 фармацевтических учебных учреждений, участвовавших в опросе, есть кафедры социальной фармации и отдельная дисциплина . В европейских странах кафедра социальной фармации присутствует в гораздо большей доле учебных учреждений - 52,6%. В 83% учебных учреждений Европы и развивающихся стран дисциплина «социальная фармация» является обязательной, а в Северной Америке - в 96% .

Важно отметить, что повышение статуса фармацевтического работника в социальной среде, его место в формировании общественного сознания достаточно давно является предметом дискуссии не только международных экспертов, но и отечественных специалистов в области фармации и на сегодняшний день заметно появление позитивных тенденций в решении этой задачи . Некоторые авторы считают, что кадровая работа в фармацевтической сфере должна приобретать социальную направленность, а обучение студентов необходимо вести в социально ориентированной плоскости, что предполагает приобретение будущими специалистами морально-этических норм поведения в обществе, воспитание в них качеств ответственных собеседников, советников, инструкторов . Так, в настоящее время выпускники Пермской государственной фармацевтической академии дают клятву провизора, которая произносится на торжественном собрании выпускников при вручении дипломов. Каждый выпускник получает текст клятвы и произносит слово «клянусь» после каждого фрагмента текста клятвы (который зачитывает один из выпускников), подтверждая тем самым свою приверженность профессии. Лист с текстом клятвы и подписью выпускника вкладывается в диплом (или личное дело).

В церемонии клятвы выпускников принимают участие известные учителя, обозначая фармацевтическое сообщество, представители фармацевтической общественности (фармацевтической ассоциации), преподаватели вуза. Описанная церемония предполагает осознание молодыми специалистами профессиональной деятельности с позиций морально-этических норм и социализации фармацевтической помощи, что обуславливает возрастание значимости фармацевтической профессии в системе здравоохранения, повышение доверия в обществе к фармацевтам и расширение границ реализации их профессиональных знаний. Рассмотрим некоторые практические подходы к реализации фармацевтического дела с позиций его социализации и полифункциональности профессиональных ролей специалистов. Особую значимость социальная направленность профессиональной деятельности специалистов приобретает в разрезе профилактики общественных проблем, влияющих на качество здоровья населения и его потомства. Известно, что в условиях экономической и социальной нестабильности современного общества наблюдается усугубление медико-социальных проблем, пагубно влияющих на уровень здоровья нации. В настоящий период в мировой практике делается упор на усиление медико-санитарной помощи, смещение акцентов деятельности работников здравоохранения на профилактику, укрепление здоровья и интегрированный подход к решению проблем отдельного человека, семьи и общества в целом . Вышесказанное предполагает объективную необходимость в развитии эффективных технологий решения проблем медико-социального характера с учетом современных возможностей развития общества, достижение которых возможно посредством реализации новых востребованных ролей специалистов системы здравоохранения, включая специалистов фармацевтического профиля. Среди таких технологий существенную роль выполняют технологии социальной работы в общедоступных организациях системы здравоохранения в рамках профессиональной медико-социальной деятельности специалистов. В целях настоящего исследования, по нашему мнению, под социальными технологиями в фармации следует понимать «совокупность приемов и методов при осуществлении фармацевтической деятельности, позволяющих влиять на социальные ориентиры, привычки и мировоззрение людей с позиций здоровьесберегающих принципов поведения в обществе и улучшения показателей общественного здоровья». Одним из примеров реализации социальных технологий является организация социальных проектов, которые предоставляют будущим специалистам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Под методом проектов понимается способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Автором данного метода является американский педагог А. Килпатрик, который определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Ниже представлен опыт организации преподавателями и студентами Пермской государственной фармацевтической академии (ПГФА) совместно с некоммерческой организацией при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края социального целевого проекта для молодежи «Пермский край без никотина. Студенты - школьникам».

Актуальность выбора объекта социального проекта обусловлена тем, что табакокурение является одной из самых серьезных проблем современного мира, так как пристрастие к табаку приводит к развитию различных заболеваний, что отрицательно влияет на здоровье курящего человека и нации в целом. Известно, что в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно. Опрос среди школьников подтверждает, что подавляющее большинство из них курили хотя бы один раз в жизни, а к старшим классам курит 50-70% мальчиков и 30-40% девочек .

Важность проблемы противодействия потреблению табака подтверждена Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы и планом мероприятий по ее реализации, утвержденными Правительством Российской Федерации в 2010 году, Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в которых значительное внимание уделено необходимости просвещения и информирования населения о вреде потребления табака путем реализации различных мероприятий, способствующих профилактике табакокурения, включая подготовку работников здравоохранения, образования и социальной сферы для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье.

Исходя из социальной функции фармацевтического работника в решении ключевых вопросов охраны здоровья населения, конкретная роль в профилактике табакокурения и противодействия потреблению табака должна быть отведена специалистам, оказывающим фармацевтическую помощь населению. По нашему мнению, важнейшим направлением в решении данной проблемы является участие специалистов сферы фармации (включая преподавателей фармацевтических учебных заведений), в информационной работе с населением и проведение различных мероприятий, призванных привлечь внимание общественности к негативным последствиям курения табака.

В рамках указанного выше проекта разработана и внедрена инновационная методика профилактики и формирования негативного отношения к табакокурению путем проведения курса лекций, семинаров, конкурса презентаций и информационных буклетов, волонтерских акций. Лекции и семинары проводились студентами в средних школах, вузах и СУЗах Пермского края, что позволило создать особую педагогическую атмосферу, обусловленную взаимодействием студенческого и школьного сообществ. Материалы для лекций разрабатывались специалистами совместно с психологами, преподавателями и студентами ПГФА. Студенты и школьники Пермского края приняли участие в конкурсе презентаций и информационных буклетов на тему: «Я знаю, что сигареты убивают». В период реализации проекта совместно с аптеками Пермского края проведена волонтерская акция «Поменяй отраву на здоровье», в ходе которой населению раздавались информационные буклеты и предлагалось обменять сигареты на витамины. Данная акция проходила по 5 дней в каждом из летних месяцев, и приурочена к международному «Дню отказа от курения» 31 мая. Участники социального проекта отметили важность и необходимость проведения таких тематических мероприятий и выступили с предложением ежегодной организации подобных социальных проектов.

Таким образом, изучение и использование в профессиональной деятельности основ социальной фармации, разработка и реализация социальных проектов является эффективным способом познания сути фармацевтического дела, способствующим формированию новых возможностей решения профессиональных задач и развития социально значимых качеств личности у студентов и специалистов фармацевтического профиля.

Рецензенты:

Ростова Н.Б., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь;

Алексеева И.В., д.фарм.н., профессор кафедры фармацевтической технологии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Кирщина И.А., Солонинина А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17453 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение

Несмотря на то, что любой рынок (в том числе фармацевтический) живет по определенным правилам, нацеленным на увеличение прибыли, в фармацевтике, как в одном из важнейших разделов медицинской науки, первое место отводится охране здоровья пациентов. Экономическая составляющая, безусловно, важна, однако она не должна выходить на первый план.

Аптекарь - это прежде всего медицинский консультант, который поможет разобраться в большом ассортименте лекарственных препаратов, БАД, изделий медицинского назначения и аптечной косметики, проведет грамотную консультацию и предотвратит возможные ошибки при лечении. Особенно эта функция фармспециалиста важна при быстром темпе современной жизни. Сегодня люди предпочтут сразу пойти в аптеку, чем сидеть в очереди на прием к врачу. К тому же многие терапевты в районных поликлиниках порой не успевают следить за новинками фармацевтического рынка или назначают препараты, активно продвигаемые медицинскими представителями фармкомпаний, что не всегда целесообразно и доступно пациентам по цене.

В связи с этим на плечи аптечного персонала ложится еще большая ответственность за здоровье приходящих к ним людей. И даже если приходящий в аптеку покупатель знает, препарат какой группы ему необходим, зачастую ему не хватает специфических профессиональных знаний (например, о противопоказаниях или о режиме приема), и помощь специалиста аптеки будет ему очень кстати.

Нередко фармацевтам и провизорам приходится брать на себя и другие роли - кассира, фасовщика и даже психолога, учитывая, что в аптеку приходят нервные и расстроенные своим заболеванием пациенты, которых надо успокоить, убедить в благополучном исходе лечения, приободрить.

Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения

Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

* врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

* фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

* фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

* предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

* участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

* разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

* разработку систем распределения ЛС.

В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

* ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

* снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

* на всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

* обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

* фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

* специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

Управлять аптекой.

Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.

Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:

* первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;

* основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;

* составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

* каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

«Фармацевтическое обслуживание, предоставляемое фармацевтами, направлено на оптимизацию результатов для пациентов и является основой эффективного, рационального и безопасного использования лекарств. Это руководство является своевременным и доступным ресурсом для фармацевтов, преподавателей и студентов во всем мире, предназначенным для развития служб, нацеленных на пациентов, и навыков в области удовлетворения потребностей местных пациентов», - заявил Тон Хоек, Генеральный секретарь и Главный исполнительный директор Международной фармацевтической федерации.

Должностные обязанности фармацевта и провизора в аптеке:

Осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Изготавливает лекарства, проверяет их качество простейшими методами внутриаптечного контроля.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения.

Оказывает консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств.

Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях.

Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Более того, в своей работе аптекари должны руководствоваться не только собственными этическими нормами и моральными качествами, но и законодательными актами, постановлениями и приказами правительства, которые регулируют деятельность фармспециалистов. Например: Федеральный закон «О лекарственных средствах», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и многими другими.

Фармацевты и провизоры должны помнить, что их место работы - аптека - это не только особая специализированная организация системы здравоохранения, но и своеобразное торговое учреждение. И здесь зачастую неизбежен конфликт интересов - коммерческой выгоды и удовлетворения истинных потребностей покупателей. Чтобы предотвратить его, специалистам всегда надо соблюдать баланс и помнить о том, что главная задача - сохранить здоровье пациентов.

Роль фармацевта в последнее время возрастает, т.к. изменились экономические условия. Решение вопросов в выборе и приобретении ЛС находится в сфере отношений врач-фармацевт-пациент. Врачи не успевают следить за обновляющимся ассортиментом ЛС, проявляют консерватизм, пользуются в среднем 20-30 препаратами в ежедневной практике. Повышается ответственность людей за свое здоровье, в моде здоровый образ жизни, возрастает роль самолечения. Пациент сегодня грамотный, требовательный потребитель, меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, либо занимается самолечением, фармацевт наиболее доступный член команды работников здравоохранения. Фармацевты имеют обширные знания об использовании лекарств. Фармацевты могут давать рекомендации для возможного решения проблем или отправляют в необходимых случаях к врачу. Фармацевты могут принимать ответственные решения.

Аптека наиболее подходящее место для продвижения ЗОЖ и информировании о факторах риска. В России существует концепция фарм.обслуживания - правила надлежащей аптечной практики. Данная программа существует и в других государствах: укрепление здоровья и профилактики заболевания, безопасное, эффективное и экономическое лечение, выявление и решение проблем касающихся применения лекарств.

Влияние на прописывание и использование ЛС

В настоящее время основным источником информации о ЛС в лечебной практике врача является мед.представитель – представитель производителя.

Основная деятельность направлена на продвижение ЛС на рынок. В некоторых МО запрещено во время работы врача общение с мед.представителями, это связано с тем, чтобы врачи не продвигали определенного производителя. Об этом говорится в Приказе №1175н, где все ЛС выписываются и назначаются по МНН, торговому и группировочному наименованию. При отпуске препарата безрецептурного отпуска посетитель аптеки внимательно подходит к выбору ЛС за счет квалифицированной консультации фармацевта. Фармацевт должен предоставить информацию о товаре, его свойствах и совет покупателю.

Квалификация фармработников. Подтверждение профессиональной компетенции

Фармацевт, являющийся специалистом в обеспечении эффективности и безопасности ЛС, обязывает государство организовать систему регулирования поддержания и подтверждения уровня профессиональной квалификации фармацевтов.

В современных условиях фармацевты проходят непрерывное образование, непрерывное профессиональное развитие и обучение через всю жизнь.

Непрерывное образование – процесс, предназначенный для повышения профессиональной подготовки фармацевтов. Непрерывное профессиональное развитие - обязанность фармацевта систематически поддерживать развивать и расширять свои знания, чтобы гарантировать свою постоянную компетентность в процессе работы.

Обучение через всю жизнь - действия с целью повышения уровня знаний в профессиональных областях.

После окончания вуза, в течение первого года обязательно прохождение интернатуры - в течении года провизор работает, получает з\п, через год получает сертификат специалиста. Затем по желанию - аспирантура, защита кандидатской, докторантура - защита докторской диссертации.

1 раз в 5 лет обязательное повышение квалификации (для провизоров и фармацевтов) и аккредитация специалиста - документ единого установленного образца, подтверждающий соответствие уровня подготовки фарм.работника образовательным стандартам 1 раз в 5 лет.

Для получения квалификационных категорий: второй, первой и высшая, специалист подает заявление в аттестационную комиссию МЗ ЧО и отчет за последний год работы. Квалификационные категории необходимы для получения надбавок к должностному окладу в муниципальных и гос.аптеках.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи



Похожие публикации