Теневая экономика таблица. Теневая экономика. Структура и природа возникновения. Стабилизирующее и дестабилизирующее влияние теневой экономики

Теневая экономика создается в результате серьезных упущений в управлении экономикой и законодательного хаоса.

Теневая экономика как сложное социально-экономическое явление порождена разными факторами. Их можно классифицировать в зависимости от типа экономических отношений, возникающих в условиях реформирования экономики. Одни из них связаны с ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорировании их нужд и потребностей. Другие- обусловлены корыстными интересами участников рынка за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования. Наконец, можно выделить причины, обусловленные развитием так называемой “черной” экономики .

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность официальной экономики, неполнота и противоречивость законодательного регулирования, неэффективность налоговой политики государства, взяточничество чиновников. Другими причинами больших масштабов “теневой экономики” являются значительный объем расчетов наличными деньгами, прозрачность государственных границ со странами СНГ, незаконная миграция граждан .

Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.

Причиной отказа от участия в формальном секторе может быть отсутствие доверия к институтам формальной занятости. Люди могут опасаться, что пенсии, пособия в будущем не будут выплачены в оговоренном объеме из-за возможного кризиса финансовой системы или неплатежеспособности государства .

Важное влияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности.



Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительного установления государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги.

Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

В России наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1.Экономические факторы:

· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

· несовершенство процесса приватизации;

· деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

· несовершенство законодательства;

· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Расмотренные факторы формирования теневой экономики свойственны в основном для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для которых характерен относительно назкий уровень благосостояния населения.

Для стран с развитой экономикой они имеют несколько иную направленность. В классическом варианте к ним можно отнести большие масштабы официальной безработицы, высокие издержки производства, укороченная продолжительность рабочего дня увеличение средней продолжительности жизни, проблемы пенсионного обеспечения. В развитых странах теневое производство связано в основном с ильпользованием неконкурентной рабочей силы: иммигрантов, домохозяек, студентов, пенсионеров. Для этой категории лиц особую значимость приобретает получение любой работы, которая не связывается со степенью ее правомерности.

Причины роста теневой экономики весьма подвижны и динамичны. Их многоплановость обусловлена существованием и одновременно возникновением множества новых внутренних и внешних отношений в недрах теневой экономики, что позволяет проследить намечающиеся сдвиги в ее структуре.

Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуют следующие факторы:

1) Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличным средствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.

2) До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовная ответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и проведением кассовых операций, включая:

3) За осуществление наличных расчетов с другими организациями, если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры

4) За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией, касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использование без согласования с кредитной организацией

5) За препятствование проведению проверок кредитными организациями по соблюдение установленного порядка использования денежных средств

6) За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие, ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.

7) Дополнительной возможностью нарушения установленного порядка платежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные, бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).

8) Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залога под кредит земли и другого недвижимого имущества

9) В условиях развития электронных платежных систем имеет место отсутствие регламентированной процедуры по ее проведению

10) Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям

Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений в финансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансового сектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходится на махинации с валютными выплатами, а одна пятая - проведением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений Банка России.

Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействие теневой экономике, используя свои функции, такие как: валютное регулирование, валютный надзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействие незаконным сделкам. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталов на финансовый рынок страны. С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектов финансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческие банки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведения проверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальные важнейшие элементы функционирования банка.

Глава 2.Практическая

Теневая экономика

Теневая экономика (скрытая экономика) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики . Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики , но не ограничивается ими.

Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

«Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика - это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

Структура теневой экономики. Масштабы и характер деятельности в сфере ТЭ варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой “награждают” водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к “белой” (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ: 1) вторая (“беловоротничковая”) теневая экономика, 2) серая (неформальная) теневая экономика и 3) черная (подпольная) теневая экономика.

Причины и особенности существования

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным - от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания .

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке », тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм - ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

Россия

Объем теневой экономики на 2010 год оценивается в 50% от ВВП . Объем теневой экономики на 2011 год оценивается в 52.6% от ВВП

См. также

Примечания

Ссылки

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Теневая экономика" в других словарях:

    В узком смысле социально экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. См. также: Экономика Финансовый словарь Финам. Теневая… … Финансовый словарь

    - (black economy) Экономическая деятельность, о которой не сообщается в органы социального обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения. Термину намеренно придается несколько уничижительное значение, так как участие в теневой… … Экономический словарь

    - (black economy) Подпольная экономическая деятельность, обнаружение которой влечет за собой налогообложение доходов и даже тюремное заключение тех, кто ею занимается (если эти люди пользуются государственными льготами и пособиями, скрывая свои… … Словарь бизнес-терминов

    Теневая экономика - (англ. shadow/black economy) в криминологии противоправные, неучтенные государством виды экономической деятельности, включающие производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также производные от нее социально экономические… … Энциклопедия права

    Хозяйственная, коммерческая и иная экономическая деятельность, скрытая от официального учета и контроля … Юридический словарь

    ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП … Современная энциклопедия

    Термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕНЕВОЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    теневая экономика - Экономическая деятельность, оплачиваемая наличными или товарами, не декларируемыми налоговой службе … Словарь по географии

    Теневая экономика - ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Теневая экономика и экономическая безопасность государства. Учебное пособие , Дадалко Василий Александрович , Авдийский Владимир Иванович , Синявский Николай Григорьевич , Учебное пособие подготовлено по программе одноименного курса. Рассматриваются истоки и условия формирования структур теневой экономики, причины их широкой распространенности в современных… Категория: Экономика Серия: Высшее образование. Бакалавриат Издатель:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность теневой экономики. Основные причины появления теневой экономики в России. Анализ структуры теневой экономики, ее составляющие. Факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России. Система мер по борьбе с теневой экономикой.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Понятие теневой экономики, ее структура и институционализация. Теневая экономика: причины и последствия, масштабы, регулирование. Размеры теневой экономики России. Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2011

    Теневая экономика: сущность и причины возникновения. Проявления теневой экономики в мире. Группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики. Наиболее значимые сферы теневой экономики в современной России. Пути выхода из теневой экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Теневая экономика в современном мире. Определение и виды теневой экономики. Закономерности развития различных видов теневой экономики. Причины возникновения и развития. Теневой сектор экономики в Украине, его формирование, особенности и методы борьбы.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Причины появления теневой экономики, ее структура. Основные причины коррумпированности экономики. Определение теневой экономики и формы проявления. Просчеты государственного управления экономикой в 90-е годы. Борьба с теневой экономикой.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2004

    Изучение понятия и сущности теневой экономики, ее видов, форм, причин и последствий. Рассмотрение взаимосвязи с легальным и реальным сектором. Ознакомление с основами деятельности "беловоротничковой", "неформальной" и "подпольной" теневой экономикой.

    контрольная работа , добавлен 31.07.2014

    Структура, причины возникновения теневой экономики, формы ее проявления. Теневая деятельность в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности в современной России. Предложения по повышению эффективности борьбы с организационной преступностью.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Изучение понятия, происхождения теневой экономики и основных форм ее проявления. Описания функций и масштабов теневой экономики в современной России. Анализ фиктивной экономики, экономики приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.

    Введение

    ………………. 3

    1.1. Определение теневой экономики ……………………………………… 5

    1.2. Структура теневой экономики ………………………………………… 5

    1.3. Факторы развития теневой экономики ……………………………….. 8

    Глава 2. Влияния «теневой» деятельности на экономику России ……. 12

    2.1.Основные причины ухода предприятий в теневую экономику …….. 12

    2.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики ………………… 13

    2.3. Стабилизирующее и дестабилизирующее влияние теневой

    экономики …………………………………………………………….... 16

    ………………………… 18

    3.1. Практикуемые подходы к нейтрализации теневой экономики …… 18

    теневой экономики …………………………………………………………… 21

    Заключение ………………………………………………………………… 26

    Список литературы ……………………………………………………….. 27

    Введение

    Проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

    Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

    Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

    Цель данной работы – это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    · определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;

    · рассмотреть влияние «теневой» деятельности на экономику России;

    · определить пути ослабления теневой экономики.

    Курсовая работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Глава 1. Теневая экономика. Сущность, виды и формы

    1.1. Определение теневой экономики

    Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует по сей день. Рассматриваются ее масштабы, она выступает во все более разнообразных формах. Несмотря на многовековую историю, теневая деятельность пока еще не стала предметом специального и при этом всестороннего экономического исследования. Изучая общие закономерности экономики, экономическая теория практически никогда не заостряла внимание на проблемах теневой экономики: она ею либо пренебрегала, либо считала, что теневая экономика функционирует с использованием тех же экономических механизмов, что и легальная. Согласно, общепринятому пониманию, теневая экономика использует те же ресурсы и рынки, что и легальная, с тем лишь отличием, что все это происходит «вне поля зрения» государства . Такой упрощенный взгляд на теневую экономику привел к тому, что, к сожалению, экономисты до сих пор не очень отчетливо понимают механизм теневой экономики, вследствие чего часто неэффективными являются те шаги, которые часто предпринимаются в целях ее искоренения. Не удивительно, что среди экономистов пока не существует единой точки зрения по поводу определения теневой экономики.

    Теневая экономика – явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различались как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономики отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с причинами идеологическими. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

    Понятие «теневая экономика» базируется на общем понятии «экономика» (термин «экономика» происходит от греч. oikonomike – искусство управлять хозяйством) . В сущности, экономика отражает совокупность производственных отношений, которые соответствуют конкретной общественной среде. Так что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы.

    В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

    Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

    Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

    Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

    Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

    1. Неофициальная экономика . Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

    2. Фиктивная экономика . Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

    3. Подпольная экономика . Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

    1.2. Структура теневой экономики

    Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

    Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

    Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

    Согласно официальной статистике, уровень жизни населения в России в 1998 году относительно 1993 года составил 60%. Причем только в 1998 году реальная зарплата снизилась на 25%. Между тем количество легковых автомобилей в частном владении не уменьшилось, а число иномарок - увеличилось: только в 1998 году в Россию было ввезено 400 тысяч автомобилей. Эту статистику можно объяснить только наличием теневого фактора.

    В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%.

    Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. (Приложение 1)

    Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые “разборки”.

    Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.

    На ее вершине сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

    В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.

    Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектульного труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

    Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.

    Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием - от шантажа до наемного убийства.

    Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.

    Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?

    1.3. Факторы развития теневой экономики

    Традиционно к основным факторам развития теневой экономики ученые относят следующие:

    Высокий уровень налогообложения. Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

    Официально доля всех налоговых поступлений в России была в пореформенное время на уровне 33 % ВВП. Это было почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции на тот момент - 61 %). В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

    Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор.

    Завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

    Значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

    Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ.

    С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

    Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

    Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

    Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

    Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

    Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения",но и по причине элементарного свертывания деятельности"до лучших времен".

    В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

    Экономическая безопасность. Фактор, на наш взгляд, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

    Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

    Глава 2.Влияния «теневой» деятельности на экономику России

    2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику

    Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

    Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“ являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).

    Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы:

    · 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.

    · 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.

    · 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

    2.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики

    Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей. Переход способствует росту сферы “агрессивной координации”, когда сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.

    В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений властью никаких санкций не применяется. Все это способствует распределению собственности и бюджетных денег криминальными структурами.

    Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной криминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место некий вариант феодализма, при котором не действуют механизмы экономического роста. Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, к лидирующей роли государства. Далее приведены некоторые доказательства:

    В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же году Центробанк России распре­делял в условиях высокой инфляции кредиты под высокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получили колоссальные доходы.

    В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было разрешено хватать государственное имущество по принципу “кто первый”. В результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

    В конце 1993 г. произошло, свертывание демократических институтов контроля власти над обществом. И после этого началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали преимущественно в неле­гальных формах, то, начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легаль­ного предоставления незаконных льгот “придворным” коммерческим структурам. Соответству­ющие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в денежно-бюджет­ной сфере легализация криминальных отношений - факт свершившийся.

    Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла в “теневой” сектор. Ис­кусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.

    В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству и государствен­ной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая система погрузилась в “квазико­лумбийское” состояние: в 1995 г. фактически уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства.

    Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие “теневой” экономики - прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устра­нением которой и переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не реги­стрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из “тени” в “свет”. Сегодня наивность подобных надежд очевидна.

    В 1992 г. , когда руководители предприятий требовали от российского правительства индек­сации оборотных средств, на многих из них имелись значительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в наследство от административной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-материальных ценностей составляли большие трети валового общественного продукта СССР в 1991 г. , и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж, осуществлялась весьма бойко. Факти­чески имело место массовое “поедание” предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя “стабилизация” - это “поедание” уже средств основных: на большинстве предприятий о создании амортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровня производственных мощно­стей ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет “бесплатного” использования основных средств представляет собой главную особенность новейшего этапа эволюции “теневой” эко­номики.

    2.3. Стабилизирующее и дестабилизирующее влияние теневой экономики

    Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.

    Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. Теневая экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.

    Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой экономики проявляется в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания населения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

    В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из “теневой” экономики.

    В настоящее время теневая экономика является также мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления его воздействия следующие.

    Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Именно это явилось одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г. Этот кризис - следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения (плата “крышам“, прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.

    Во-вторых, “теневая” деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых» экономических организаций.

    В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, “теневая” экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия.

    В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к “размытости“ социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия.

    Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики состоит в том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов.

    Глава 3. Пути ослабления теневой экономики

    3.1. Практикуемые подходы к нейтрализации теневой экономики

    В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреж­дениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

    Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производствен­ных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей теневой экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испы­тавших все 2прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и жела­ющих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

    Второй - репрессивный - подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразде­лений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

    Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут, прежде всего, мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не конт­ролируемых государством доходов). Причем поведение этих «накрывае­мых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что, безусловно, снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными - наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответ­ствующей информации от чиновников уголовному миру.

    В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

    Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преиму­щественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым “теневая“ экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Под­держка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не поз­волит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям - как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

    Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

    Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом» , причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».

    Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

    Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая» сфера в большей или меньшей степени криминализирована (это, как говорится, следует «по определению»). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман - не вор».

    3.2. Создание правовых экономических условий по сокращению

    теневой экономики

    Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

    Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

    Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

    Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.

    Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.

    В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.

    Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

    Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

    Благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

    Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

    Формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

    Укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

    Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

    Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

    Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.

    Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.

    В большинстве развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предупреждению и пресечению использования финансово-кредитных институтов в преступных целях. Новый законопроект “О предупреждении легализации («отмывании») доходов, полученных незаконным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику. В законопроекте закладывается подробная схема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий спектр доходов, ускользающих от налогов и пополнить бюджет.

    Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.


    Заключение

    Преступность в России все больше охватывает сферу экономики. Переходный период к рыночным структурам вызвал качественные изменения в содержании и структуре экономической преступности, в наносимом ею экономическом ущербе обществу. Ведущей причиной криминализации экономических отношений в стране явились деформации в экономической сфере, связанные с разрушением механизмов прежнего хозяйства, для становления нового, основанного на частной собственности и рыночной структуре хозяйства. Факты говорят о том, что происходит изменение главного вектора реформ: движение от идеи создания социально ориентированной рыночной экономики в сторону реального коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. В этой ситуации, несмотря на все усилия органов, общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. Экономическая преступность в России ныне представляет собой асоциальную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. Вот почему на повестку дня выдвигается задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с экономической преступностью и ее материальной базой - теневой экономикой.

    Теневая экономика поставила под угрозу безопасность и целостность России. Под воздействием криминальных структур в экономике происходят качественные изменения, свидетельствующие о трансформации типа экономического устройства России. В то же время, государственная система, обладающая инстинктом сохранения системы экономической, в состоянии навести порядок в обществе, загнать преступность в терпимые рамки. От решимости государственных органов в борьбе с преступлениями в экономической сфере зависит судьба реформ, переход страны к рыночной экономике.


    Список литературы

    1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО. – 2004. – № 8. – с. 21-37;

    2. Барсукова С.Ю. Возможно ли в России уменьшить теневую занятость? // Вопросы статистики. – 2004. – № 7. – с. 40-46;

    3. Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики. // Вопросы статистики. – 2003. – № 5. – с. 14-23;

    4. Бекряшев А.К. , Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. М., 2003;

    5. Величенков А., Куликов В. "Теневые пирамиды реформируемой экономики. РЭЖ. № 8-9, 1996;

    6. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999;

    7. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003;

    8. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь развития. М., 1997;

    9. Крашаков А. Теневая экономика «цветет и пахнет» // АиФ. – 2002. № 18-19;

    10. Круглов Д. Теневой бизнес в Беларуси: некоторые тенденции. // Главный бухгалтер. 2002. № 21;

    11. Ларьков А.Н., Кривенко Т.Д., Куранова Э.Д. Расследование новых видов экономических преступлений: Методические рекомендации для сле­дователей и прокуроров. М., 1995;

    12. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект. // Общество и экономика. – 2004. – № 2. – с. 100-106.

    13. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России. // Вопросы экономики 1998. № 3;

    14. Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест". М., 1996;

    15. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики. 1995. № 1;

    16. Новик С. Методы оценки теневой экономики. // Банковский вестник. – 2004. – № 10. – с. 25-32;

    17. Организованная преступность и частные инвестиции /Под ред. В.И. Попова. М., 1998;

    18. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика", РЭЖ. № 4. 1996;

    19. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005;

    20. "Теневая экономика", Бунич А.П., Гуров А.И. и др., М.: Экономика, 1991.

    Недостаточный уровень развития экономических отношений в обществе, механизмов государственного управления приводит к негативному явлению — теневой экономике.

    Желание скрыть доходы (или их часть) от контролирующих органов присутствует у множества субъектов предпринимательства и граждан по всему миру. Но в одних странах существуют благоприятные условия для процветания теневого бизнеса (массовая коррупция, слабая система управления и контроля, завышенные ставки налогов и сборов), в других такие условия пресекаются жёсткой системой наказаний, отсутствием системного взяточничества, гибкой, разумной системой налогообложения.

    Ещё одним важным фактором развития теневой экономики является тяжёлая социальная обстановка. Человек, у которого не хватает элементарных средств для существования, вынужден соглашаться работать неофициально на нечестного работодателя.

    Основные виды и составляющие теневой деятельности от статистических, контролирующих органов:

    • «Вторая» экономика. Сокрытие части совершаемых хозяйственных операций, товарооборота и финансов. Осуществляя официально разрешенные виды экономической деятельности, субъекты предпринимательства не отражают в бухгалтерском, статистическом, налоговом учете и отчетности определенную долю отгруженной продукции, выполненных услуг, скрывают часть выручки, реальной заработной платы от налогообложения;
    • «Чёрный» бизнес. Незаконное занятие запрещенными видами деятельности (контрабанда, наркобизнес, скрытый оборот поддельных спиртных и табачных изделий, продажа оружия);
    • «Серая» экономика. Получение доходов мошенническим путем (обсчёт покупателей в местах торговли, приписки, хищения, взятки), организация подпольных цехов. Сокрытие от учета трудовых ресурсов, их реального размера зарплаты и обязательных отчислений в социальные фонды и бюджет. Сомнительные финансовые операции с целью вывода денежных средств в офшорные зоны;
    • Коррупционные доходы в бюджетной сфере (взятки за «решение вопросов» чиновникам, представителям контролирующих органов, а также в сферах здравоохранения, образования, коммунальных и государственных услуг).

    Основными сферами теневой экономики являются подпольное производство, оказание услуг, розничная торговля. Как правило, «чёрной» экономикой занимаются субъекты организованной преступности. Этот теневой сегмент представляет наибольшую опасность для дальнейшего развития государства. Благодатная почва для «чёрного» бизнеса подпитывается в правоохранительных органах, взаимосвязью теневой экономики и организованной преступности. Эти два негативных фактора требует от представителей государственного управления принципиальной и нещадной борьбы, применения суровых наказаний для защиты экономики страны от разрушения.

    На «серую» и «вторую» (или «беловоротничковую») экономику возможно осуществление косвенного влияния с помощью финансовых рычагов. Субъектам предпринимательства должно стать невыгодно рисковать бизнесом ради сокрытия налогов при соответствующем снижении налогового бремени, улучшении экономических показателей, деловой атмосферы на территории страны.

    Признаки теневой экономики

    Основными индикаторами, высвечивающими масштабы теневой экономики на территории государства являются:

    • несоответствие уровня фактического потребления официальным доходам;
    • завышенный спрос на деньги по сравнению с методологическими расчётами центральных банков стран;
    • расхождение размеров потребления электроэнергии, других необходимых ресурсов, используемых в производственной деятельности, сфере услуг;
    • несоответствие статистических показателей трудовой занятости их размерам, установленных путём проведенных выборочных наблюдений, социологических опросов населения.

    Значительные отклонения показателей свидетельствуют о большой доле укрывательства от государства совершаемых сделок между предпринимателями, занижении реального уровня доходов.

    Причины теневой экономики

    Любой здравомыслящий бизнесмен ведя дело, просчитывает размер своих вложений, расходов, доходов и ожидаемую прибыль. Если он при нормальных условиях финансово-хозяйственной деятельности не получает прибыль, начинается поиск законных или незаконных путей достижения положительного финансового результата. Нерациональная система налогов, сборов, тотальный надзор и контроль, системная коррупция не дают возможности честным предпринимателям успешно конкурировать с «нечистыми на руку», приводят к значительному росту доли теневой экономики в создании общего валового продукта на территории страны.

    Ещё одной причиной ухода части экономики в тень являются финансовые кризисы, рост безработицы, инфляция.

    Серьёзным социальным фактором, опасным для сохранения целостности государства, является потеря доверия его граждан к органам управления. Если люди чувствуют, что представители органов власти, собирая налоги не занимаются надлежащим образом обеспечением достойных социальных услуг в сфере медицины, образования, коммунальных услуг, не развивают экономическую сферу, у них пропадает желание платить отчисления в государственный бюджет.

    Несоответствие экономических, юридических нормативных правовых актов реальной ситуации в стране также значительно влияет на уровень развития теневой экономики.

    Возрастание доли сокрытия доходов и ресурсов неразрывно связано с ослаблением государственной системы. При снижении уровня социальной защищенности населения к постоянной группе представителей организованной преступности, присоединяются ранее законопослушные граждане, предприниматели, вынужденные любыми средствами бороться за свое выживание и сохранение собственного бизнеса. Ярким примером роста «тени» являются девяностые годы прошлого века на постсоветском пространстве. Новая законодательная база, чёткая структура правоохранительных органов отсутствовала, и реальная власть во многих местах переходила к субъектам организованной преступности.

    Негативные последствия теневой экономики выражаются в не получении государством необходимых средств для наполнения бюджетов всех уровней, потере способности своевременно выполнять свои обязательства перед жителями в социальной сфере (выплаты пенсий, пособий, обеспечение надлежащего уровня здравоохранения, образования).

    В конечном итоге, когда в стране на базе накопления огромных теневых капиталов реально управляют бандитские группировки, официальные властные структуры полностью теряют своё назначение во внешней и внутренней политике, что приводит к разрушению государственного управления.

    Вместе с тем, в периоды финансовых кризисов, «беловоротничковая» и «серая» виды теневого сектора экономики частично способствует сохранению субъектов предпринимательства. Сохранение скрытых рабочих мест, неучтённых доходов, позволяет им выжить в тяжелейших финансовых условиях, что стало бы невозможно при полном объеме выполнения обязательств перед государственным бюджетом.

    Методы оценки теневой экономики

    Ученые экономисты многих стран изучили основные факторы влияния и разработали методики определения размеров экономической «тени».

    Прямые методы основаны на анализе информации, полученной путем специальных опросов, наблюдений, проверок в сфере доходов и расходов субъектов предпринимательства, трудоспособных граждан и их реальной занятости.

    Косвенные методы включают в себя тщательный анализ расхождений в расчётных и фактических данных товарных потоков, расходовании основных видов производственных ресурсов.

    Монетарные методы основаны на сопоставлении и анализе использования наличных денежных средств в обороте.

    Структурные методы направлены на изучение доли скрытых оборотов в основных сферах теневой экономики.

    Авторитетные австрийские эксперты Ф.Шнайдер и Д.Энсте провели подробные расчёты, анализы уровня теневой экономики в различных странах по состоянию на конец 20 столетия. Оказалось, что наиболее высокая доля сокрытия доходов и занятости существует в бывших странах Советского Союза. Главная причина этого негативного факта – слабость, недостаточное развитие государственного управления, массовое нежелание соблюдать правовые нормы и реально побороть коррупцию:

    • В России и Армении доля теневых доходов составила до 45%, теневых трудозатрат 40%;
    • В Азербайджане соответственно 60 и 50%;
    • На Украине в тени 50% ВВП и 41% трудовых ресурсов.

    В странах Центральной и Восточной Европы со стабильной устойчивой государственной и экономической системой уровень теневого ВВП в среднем составил 29%, трудовой занятости «в тени» — 23%. В США « тень» составляет по разным оценкам до 10%, в Германии, Великобритании – 12%.

    При определении размеров теневых хозяйственных операций в России в 90-е годы прошлого года использовалась «итальянская система» расчётов, основанная на определении трудоспособных граждан.

    Примеры теневой экономики

    Показательны некоторые результаты исследований российской экономики за последние годы:

    • За 2015-2016 годы около 600000 индивидуальных предпринимателей прекратили свою официальную деятельность;
    • По данным Центробанка в 2016 год оборот сомнительных банковских операций турфирм и сопутствующих транспортных агентств составил 80 млрд.рублей;
    • Летом 2017 года представители Центробанка огласили три основных направления отмывания денег, общим объёмом превышающие десятки млрд.рублей – розничная торговля, обналичивание корпоративных платежных карт, услуги туристических агентств.

    Для сокращения объемов сомнительных операций регулирующие надзорные банковские органы вводят ограничительные меры наличного обращения для субъектов предпринимательства.

    1. Расчётные показатели по скрываемому хозяйственному обороту на территории России свидетельствуют о постепенном снижении доли «тени» в общем объеме ВВП до 25-30%. Но при этом уровень коррупции не падает. Вероятно, современный госаппарат не стремится к реальной борьбе с коррупцией.
    2. Расчётные показатели и банковская информация свидетельствуют о ежегодном сомнительном выводе из России до 30 млрд. долларов финансовых ресурсов. Общий ВВП России в 2016 году составил 1,28 трлн. долларов.
    3. В благополучной экономике США объём «тени» составляет 10 процентов ВВП. Но в абсолютных размерах это огромная цифра более 2 трлн. долларов!

    Вероятно, полностью изжить сокрытие доходов даже в развитых странах не представляется возможным. Задача государства — сделать ее влияние минимальным, не допустить ослабления системы управления, снижения уровня бюджетного финансирования .

    Познавательная литература по теневой экономике

    1.Учебное пособие «Теневая экономика». Автор Привалов К.В.

    2.Учебник по теневой экономике под редакцией Латова Ю.В.

    3.Статья «Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой». Журнал «Налоговая политика и практика» №6 за 2010 г.



Похожие публикации