Государственный и муниципальный сектор экономики. Экономика государственного и муниципального сектора: Учебное пособие Ключевые функции государственного и муниципального сектора

Государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;

· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;

повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциямигосударственного сектора являются:

стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

· реализация государственной структурной политики;

· поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

· поддержание определенного уровня цен;

· решение проблем занятости;

· обеспечение внешнеэкономического равновесия;

· обеспечение приоритета социальных целей.

Общественный сектор экономики

Сущность, функции и структура государственного и муниципального сектора экономики

Общественный сектор - важнейшее звено смешанной экономики, ее неотъемлемая составная часть - представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и муниципалитетов.

Общественный сектор (включающий относительно самостоятельные государственный и муниципальный блоки,) в узком смысле - это комплекс предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих различные виды социально-экономической деятельности (предпринимательскую, управленческую, гражданской защиты, социального обеспечения и услуг, культурную и др.), находящихся в государственной или муниципальной собственности и управляемых соответствующими органами, или назначаемыми (нанимаемыми) ими лицами.

В более широком смысле в состав его структурных элементов включают всю совокупность объектов общественной (государственной и муниципальной) собственности - земли, природных ресурсов, предприятий, имущественных комплексов, денежных фондов, ценных бумаг, золотовалютных ресурсов и т.д. Важнейшей частью общественного сектора экономики является система государственных и муниципальных бюджетов и фондов социального страхования, а также федеральные, региональные и местные органы власти, управляющие всеми элементами сектора и осуществляющие государственное регулирование экономики. В этом случае функции общественного сектора в экономике отождествляются с государственными функциями регулирования экономики.

Таким образом, государственный (муниципальный) сектор в экономике - многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, посредством которого государство выполняет следующие функции:

Формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества;

Мобилизация и перераспределение денежных средств;.

Регулирование экономической деятельности, улучшение сбалансированности хозяйства и ликвидация диспропорций, выравнивание экономического цикла (с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, налоговых льгот и кредитов, создания и реконструкции предприятий инфраструктуры и т.д.);

Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;

Поддержка занятости населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

Организация производства общественных благ: развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация отдельных видов

экономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций;

Обеспечение экономической безопасности.

В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в его составе можно выделить три основных блока.

1. Государственные (муниципальные) предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и др.), муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные банки и страховые общества, государственные (муниципальные) коммерческие торговые и предоставляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, "Рособо-рон-экспорт", "Российский кинопрокат", Новосибирсквнешторгбанк, Муниципальный банк, Новосибирскснабсбыт, НГТС и др.).

Государственный сектор экономики представляет собой часть национальной экономики, в которой государство является собст­венником и реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям с далей государствен­ной собственности. Государство получает доход от налогообложе­ния и других источников и воздействует на экономику путем расхо­дов на потребление и инвестиции, а также осуществляя контроль с помощью денежно-кредитной и фискальной политики на доходы и расходы других секторов экономики.

Муниципальный сектор экономики представляет собой часть национальной экономики, в которой собственником является му­ниципальное образование и реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям с долей муниципальной собственности.

Государственной собственностью в Российской Федерации явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности Россий­ской Федерации, - федеральная собственность и имущество, при­надлежащее на праве собственности субъектам Федерации, - соб­ственность субъектов РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо му­ниципальных образований, являются государственной собственно­стью. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образо­вания выступают в финансовых отношениях на рапных правах с другими участниками этих отношений - физическими и юридиче­скими лицами.

От имени Российской Федерации и ее субъектов могут приоб­ретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной вла­сти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности органы ме­стного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

По специальному поручению при принятии финансовых и дру­гих решений от имени Российской Федерации, ее субъектов и му­ниципальных образований могут выступать государственные орга­ны, органы местного самоуправления, а также юридические и фи­зические лица.

В Российской Федерации имеется семь федеральных округов, 89 субъектов РФ, 12 215 муниципальных образований, из них 625 го­родов, 1404 района, 516 поселков, 9314 сельских округов, 203 сель­ских населенных пункта, 153 городских района и округа. Отмечает­ся тенденция сокращения числа муниципальных образований и их укрупнение. В настоящее время муниципальную собственность имеют 11 160 муниципальных образований.

Российская Федерация, се субъект, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, за­крепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствую­щего бюджета и другое государственное имущество, не закреплен­ное за государственными предприятиями и учреждениями, состав­ляют государственную казну и казну субъектов РФ.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственноетш. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного само­управления и другие лица Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имущест­во, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреж­дениями, составляют муниципальную казну соответствующего муни­ципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муниципаль­ной собственности, может быть передано его собственником в соб­ственность физических и юридических лиц, т.с. приватизировано.

К государственному сектору экономики относятся:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственно­го ведения;

Государственные учреждения;

Федеральные казенные предприятия;

Акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находится в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации;

Дочерние предприятия, головная компания которых имеет государственный пакет голосующих акций, превышающий 50%;

Предприятия, входящие в холдинг, головная компания кото­рого имеет государственный пакет голосующих акций, превышаю­щий 50%.

Доля промышленной продукции государственного сектора в общем объсмс продукции составляла в 2000 г. около 16%, доля за­нятых в организациях государственного сектора экономики в об­щей численности работников, занятых в экономике, - до 22%. До­ля государственного сектора в общем объсмс инвестиций в основ­ной капитал составляла 21%, в общем объсмс внутренних затрат на научные исследования и разработки - 31%, в общем количестве организаций, выполняющих научные исследования и разработки, - 32%, в общей численности работников, выполняющих научные ис­следования и разработки, - 31%.

Предприятиями государственного сектора экономики топливно­энергетического комплекса (ТЭК) в 2000 г. произведено промыш­ленной продукции окало 35% общего объема продукции комплекса. Доля продукции государственного сектора в электроэнергетике со­ставила 81% общего объема продукции отрасли.

6 государственном секторе экономики химического комплекса имеется около 90% государственных унитарных предприятий.

В оборонном комплексе из общего числа предприятий и орга­низаций 43% относится к государственному сектору. В основном это государственные унитарные и казенные предприятия.

Удельный вес продукции государственного сектора в общем объсмс продукции сельскохозяйственных предприятий составил 10,5%.

В транспортном комплексе удельный вес перевозок предпри­ятиями государственного сектора экономики в общем объеме пере­возок составил 65 %.

Доля государственного сектора в общем объсмс услуг организа­ций связи и доля в общем объсмс услуг населению была 59 и 77%.

При рассмотрении структуры инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования становится очевидным сокра­щение доли государственного сектора в общем объсмс инвестиций. На долю предприятий государственного сектора экономики в 2000 г. при­ходился 21% общего объема инвестиций в основной капитал.

Анализ структурных преобразований в государственном секторе экономики свидетельствует, что его доля будет уменьшаться за счет дальнейшей приватизации государственной собственности.

Основными направлениями в области повышения эффективно­сти использования государственной собственности и совершенство­вания структуры государственного сектора экономики является реа­лизация государством функций активного собственника по отно­шению ко всем государственным объектам, оптимизация их коли­чества, а также повышение уровня информированности о характе­ристиках и параметрах объектов, что необходимо для принятия управленческих решений.

Рассмотрим далее муниципальный сектор экономики. Доля за­нятых в организациях этого сектора в 2000 г. достигла почти 25% общей численности работников, занятых в экономике. Доля муни­ципального сектора в общем объеме инвестиций в основной капи­тал составила 4,6%.

Муниципальный сектор представлен в основном предприятия­ми местного хозяйства, в том числе жилищно-коммунального, и учреждениями социальной сферы. По видам объекты муниципаль­ной собственности распределяются следующим образом: предпри­ятия - в 4917 муниципальных образованиях; учреждения образова­ния - в S792 образованиях; учреждения здравоохранения - в 7916 образованиях; учреждения культуры и спорта - в 7950 образованиях; жилой фонд и нежилые помещения - в S510.

В состав муниципальной собственности входят также средства местного бюджета и внебюджетных фондов. Местный бюджет име­ется более чем в 10 000 муниципальных образований.

Статистические данные показывают, что около 1/3 муници­пальных образований не имеют основных объектов муниципальной собственности (жилищного фонда, объектов коммунального хозяй­ства, образования, здравоохранения и т.п.). В основном это бывшие территориальные единицы районного подчинения - сельсоветы, поселки, города районного подчинения.

Экономическую базу муниципального сектора составляют пред­приятия, находящиеся в муниципальной собственности и необхо­димые для удовлетворения бытовых и социально-культурных по­требностей населения (как правило, это производство с высокой степенью локализации рынка сбыта).

Основными отраслями муниципальной экономики являются жилищно-коммунальное хозяйство, организация общедоступного среднего образования, здравоохранения.

Наиболее серьезным вопросом, требующим решения, является ликвидация нерациональных механизмов формирования объектов муниципальной собственности и неэффективное управление мест­ным хозяйством.

Важнейшие проблемы становления и развития местного само­управления связаны с формированием его финансово-экономи­ческой основы. В настоящее время за счет местных бюджетов фи­нансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85% - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, на коммунальные услуги.

Через органы местного самоуправления обеспечивается защита совместных интересов граждан, проживающих на локальной терри­тории (местных сообществ).

В 339 муниципальных образованиях отсутствуют местные бюд­жеты, но если учитывать, что в ряде субъектов РФ муниципальные образования имеют только сметы расходов, устанавливаемые им органами государственной власти, то общее число безбюджстных муниципальных образований увеличивается до 3 тыс. В результате этого органы местного самоуправления не имеют достаточных средств для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, возможности планирования. В дальнейшем предполагается переход от финансирования по сметам к собственным бюджетам муници­пальных образований.

В связи с изменениями в области налогообложения доля собст­венных доходов местных бюджетов уменьшилась за последние годы в 4-5 раз и составляет 5-6% местного бюджета. Снижаются также поступления от местных неналоговых доходов.

Местные бюджеты формируются на 80% за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Это влияет на самостоятель­ность органов местного самоуправления, препятствует нормальному экономическому планированию.

Серьезной проблемой современного состояния муниципального сектора является крайне высокая социально-экономическая и фи­нансовая дифференциация субъектов местного самоуправления. Она во многом обусловливается объективными факторами: природ­но-климатическими условиями, распределением многочисленных ресурсов, полиэтническим разнообразием народов и их культурно­историческим прошлым. Укрепление единства экономического пространства России требует выравнивания муниципальных обра­зований, цель которого - не допустить чрезмерного разрыва между уровнями развития различных регионов, способного негативно вли­ять на целостность государства.

Основным направлением в области повышения эффективности муниципального сектора экономики является реализация органами местного самоуправления функций активного собственника по от­ношению ко веем муниципальным объектам, повышение финансо­вой самостоятельности местных бюджетов. В ближайшие годы предполагается:

Завершить передачу отдельных категорий объектов, относя­щихся к федеральной собственности и государственной собствен­ности субъектов РФ, в муниципальную собственность муниципаль­ным образованиям всех типов;

Передача земель в муниципальную собственность;

Создание условий для рационализации муниципального хо­зяйства, включая: оптимизацию состава муниципальной собствен­ности за счет отчуждения объектов, не связанных с осуществлением функций местного самоуправления, в том числе муниципальных предприятий и учреждений; оптимизацию структур управления му­ниципальным хозяйством; внедрение современных методов управ­ления бюджетным процессом, муниципальной собственностью.

Таким образом, государственный и муниципальный секторы, несмотря на тенденцию их сокращения, занимают ключевое место в социально-экономической жизни России.

  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.

    1) Определение политики макроэкономической стабилизации с помощью кредитно-денежной политики. Проведение этой политики направлено на то, чтобы : а) сгладить промышленный цикл, б) предупредить хроническую безработицу, стагфляцию экономики, в) снизить инфляцию.

    2) Воздействие на размещение экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности.

    Необходимость такого воздействия связана с тем, что рыночный механизм производит недостаточное количество определенных товаров и услуг или вообще не выделяет на них ресурсов. Такие ситуации обусловлены потребностью в социальных благах и побочными эффектами.

    3) Создание правовой основы: государство устанавливает правила «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах : а) определяются форма и права собственности, б) условия заключения контрактов, в) правила функционирования коммерческих предприятий, г) взаимные обязательства профсоюзов и администрации и т.д.

    4)Выработка программы воздействия на расходование доходов с целью их перераспределения. Эта функция обусловлена : а) необходимостью уменьшения социального неравенства, вызванного дифференциацией доходов в процессе функционирования рыночного механизма, б) наличием нетрудоспособного населения. Выполняя эту функцию государство : а) устанавливает «потолковые» цены и цены поддержки, б) минимум заработной платы, в) вводит прогрессивное налогообложение, г) выплачивает трансфертные платежи и субсидии нуждающимся гражданам.

    5) Защита конкуренции включает: а) контроль над монополиями посредством антимонопольного законодательства, б) установление стандартов, в) регулирование цен естественных монополий, где в силу технологических причин конкуренция невозможна.

    Экономические функции муниципального сектора:

    1) развитие муниципального бюджета на основе роста доходных ресурсов; 2) распоряжение бюджетными средствами на выполнение плана социально-экономического развития муниципального образования (формирование структуры муниципальной собственности и оценка результативности управления ею).

    17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.

    1. Правительственные закупки являются фактором роста рынков ресурсов и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства. 2. Трансфертные платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.

    3. Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент.

    4. Дотация – это безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Субсидия является финансовым расходом правительства для целей покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Субсидия может выступать в виде дотации и субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.

    5,6. Федеральные финансы определяются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов федерального правительства и расходов федерального правительства. Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет - это план доходов и расходов федерального правительства.

    Сальдо ресурсов и их использование может быть как положительным, так и отрицательным. Если ресурсов меньше (имеются в виду доходы), чем расходы бюджета, то говорят о дефиците федерального бюджета . Дефицит частично или полностью покрывается главным образом размещением обязательств государства перед участниками рынка либо эмиссией бумажных денег (этот путь опасен из-за выхода из-под контроля инфляционных процессов).

    7.Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

    8.Финансы субъектов Федерации -это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов этих субъектов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

    9.Местные финансы это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов.

    10. фискальный федерализм- принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Должен обеспечивать политическую стабильность, экономический рост и справедливость в отношениях между различными территориями страны.

    11.Государственное предпринимательствоинициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора.

    12. Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.\

    13. Национализация - переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Приватизация как особая форма преобразования собственности – это процесс передачи государственной собственности в частные руки и передача управления сервисом от государства в частный сектор.

    УТВЕРЖДАЮ

    Начальник кафедры

    полковник внутренней службы

    Е.Н. Бардулин

    «____»_____________201_

    Тема 1. Общая характеристика экономики государственного сектора

    лекция по дисциплине

    «Экономика государственного и муниципального сектора»

    (080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»)

    СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

    Рассмотрена на заседании

    кафедры УиИМК протокол № _____

    от «____»_________ 201_ г.

    Санкт-Петербург

    1. Учебные цели лекционного занятия по 1 теме

    Дать студентам целостные знания о закономерностях и этапах формирования экономики государственного сектора.

    Научить использовать полученные теоретические знания при решении практических задач, поставленных перед организациями и службами системы МЧС России.

    Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

    2. Воспитательные цели

    Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

    Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

    3. Расчет учебного времени

    Время, мин

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Учебные вопросы:

    1. Понятие и границы экономики государственного сектора.

    1.1 Понятие экономики государственного сектора

    1.2 Экономика государственного сектора и экономика сектора государственного управления. Их границы.

    1.3 Факторы, предопределяющие необходимость государственного сектора экономики.

    2 . Основные виды деятельности и общественные блага, предоставляемые государственным сектором экономики.

    2.1 Оказание общественных услуг общего назначения. Оборона. Общественный порядок и безопасность.

    2.2 Деятельность сектора государственного управления по развитию экономики и обеспечению воспроизводства.

    2.3 Виды деятельности сектора государственного управления в социальной сфере.

    2.4 Экономическая деятельность предприятий, принадлежащих государству или контролируемых им.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    4. Литература

    Основная

      Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.

      Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2008.

      Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.

      Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 464с.

      Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебн. пособие. СПб.: Питер, 2004.

    Дополнительная

      Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.

      Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.

      Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М.: Наука, 2006.

      Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по спец. «Гос. и муницип. упр.» / Н.И.Глазунова; Гос. ун-т упр-я. – М.: Проспект, 2006.

      Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. М.: Наука, 2006.

    АННОТАЦИЯ

    Учебное пособие является электронной версией книги:
    Экономика государствненного и муниципального сектора. Учебное пособие/ Алехин Э. В. Пенза, 2010.

    Введение
    Тема 1. Теоретические основы общественных финансов.
    Тема 2. Экономические функции государства.
    Тема 3. Государственный и муниципальный сектор экономики.
    Тема 4. Государственная финансовая политика России.
    Тема 5. Финансирование и производство в общественном секторе.

    Введение
    Современная система управления общественными финансами является результатом длительного развития государственных институтов. Минувшее
    столетие, и особенно послевоенный период, характеризовались значительным расширением государственного сектора в странах с рыночной экономикой, который в своем росте опережал динамику частного рыночного сектора, что обусловливалось усложнением государственных функций, применением новых методов макро- и микроэкономического регулирования, направленных на компенсацию «провалов» рыночного механизма.

    В настоящее время многие высокоразвитые страны используют новые формы бюджетного планирования, исполнения бюджета и оценки результатов управления общественными финансами, имеют современные системы бюджетного учета и финансовой отчетности, институты внешнего и внутреннего аудита, управления ликвидностью и государственным (муниципальным) долгом, широко применяют контрактные отношения и конкурсный отбор поставщиков общественных товаров и услуг. Внедрению лучшей практики и современных методов управления общественными финансами посвящено огромное число руководств, подготовленных национальными и международными организациями. Они исходят из того, что при всех отличиях между системами управления общественными финансами разных стран сохраняется значительное сходство между ними в постановке основополагающих задач управления и их решении. Это делает возможным сформулировать общие принципы, стандарты и методы лучшей практики управления, которые могут быть с успехом внедрены в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

    Данное учебное пособие посвящено общим вопросам теории общественного сектора и общественных финансов, эволюции, организации и функционирования государственного сектора, принципам бюджетного устройства и современным тенденциям децентрализации налогово-бюджетных полномочий, а также основным методологическим источникам, способствующим распространению лучшей практики управления общественными финансами.

    В первой теме представлен краткий обзор теоретических представлений об общественных финансов как части экономики общественного сектора, дана характеристика основных теорий, касающихся налогообложения, оказания общественных услуг, финансовых взаимоотношений между органами власти разных уровней. В нем рассматриваются следующие вопросы: В чем заключается специфика общественных благ? Почему государство выполняет задачу предоставления общественных товаров и услуг? Какие могут быть способы предоставления общественных товаров и услуг? Обязательно ли государство должно само производить общественные блага, или они могут производиться в частном секторе? Ответы на эти вопросы во многом определяют масштабы государственного сектора, характер и механизмы управления общественными финансами. Так, привлечение к производству общественных товаров и услуг негосударственных предприятий способствует сокращению государственного сектора, развитию контрактных отношений и существенному изменению функций органов публичной власти, которым приходится приобретать несвойственные им навыки корпоративного управления.

    Вторая тема начинается с определения государственных функций, анализа эволюции роли государства в рыночной экономике и особенностей государственных функций в условиях переходного периода. Поскольку важнейшим инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет, анализ затем смещается к вопросам, связанным с формированием и функционированием государственных бюджетов. Анализируются динамика государственных расходов в послевоенный период, факторы, оказывающие влияние на рост бюджетных расходов, структура государственных бюджетов ведущих стран мира в сопоставлении с Россией.
    Это подводит к важному вопросу определения границ государственного сектора и его подсекторов различных уровней власти. В учебнике анализируются рекомендации международных статистических систем по формированию государственного сектора на основе включения институциональных единиц, отвечающих определенным критериям. Эти рекомендации широко применяются во многих странах мира, которые адаптируют общие принципы международной статистики к особенностям национальной экономики и права. Оценка масштабов государственного сектора является предпосылкой организации управления общественными финансами и осуществления государственных функций. На этой основе, в частности, определяются финансовые возможности государства по предоставлению общественных товаров и услуг.

    Анализ государственных функций, определение масштабов и границ государственного сектора, особенности общественных товаров и услуг и способы их предоставления, которые являются предметом исследований первого раздела, имеют большое значение для понимания механизмов управления общественными финансами. Государство обеспечивает нормативное правовое регулирование экономики, предоставляет общественные блага, осуществляет перераспределение доходов между индивидами, оказывает стабилизационное воздействие на экономику и финансовую систему, способствует экономическому росту. Реализация этих функций осуществляется прежде всего на основе формулирования государственной политики и управления общественными финансами. Цели государственной политики определяют выбор необходимых для реализации функций форм и методов регулирования, налогово-бюджетных инструментов и технологий. Так, постановка долгосрочных задач, как правило, требует применения методов многолетнего бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, особых методов управления долгом и т. д.

    При этом управление общественными финансами практически в любой стране осуществляется на основе распределения налогово-бюджетных полномочий и взаимодействия различных уровней власти. В свою очередь, характер бюджетного устройства и межбюджетных отношений во многом определяют эффективность реализации государственных функций. Поиск оптимального соотношения между централизованным и децентрализованным управлением - одна из центральных задач в любой национальной системе управления общественными финансами.

    Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 1.12 МБ ].

    Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.



    Похожие публикации