Профессор взял большую жестяную банку. Полная банка. Сочиняем сказку «Видеть страдания»

что-то больше похожее на оригинал: В одном небольшом процветающем селении жил мудрец по имени Прашанти. И был у него ученик, который под руководством мудрого учителя постигал мир окружающий и мир запредельный. Звали ученика Кшанти. Много у него было достоинств, но и недостатков не меньше. И один недостаток ну очень не нравился его мудрому учителю. Любил Кшанти разменивать жизнь свою по пустякам. "А! - часто говорил он. - Важное дело я всегда сделать успею, на то оно и важное, а если не сделаю, то и дело это было не важное, так зачем же его делать?" Думая так, жил Кшанти беззаботно, словно птаха небесная. Но с птахи небесной и не требуется ничего, а человек - дело другое. Вот Прашанти и задумался, как бы ученику своему показать лучше истину одну… Долго думал учитель и вот, однажды, позвал он ученика и сказал: - Принеси мне большой стеклянный сосуд. Кшанти пошел в деревню, и в одном богатом доме ему дали замечательный прозрачный кувшин с широким горлышком. - Хорошо, - сказал Прашанти. - А теперь собери перед домом три кучи. В одной должны быть крупные камни, в другой речная галька, а в третьей - песок. Весь день работал Кшанти. Кучу песка нагреб он быстро, ведь река была рядом, да и гальки речной насобирал легко, отборной такой, прямо загляденье. А вот с камнями провозился долго, много мест обойти пришлось, пока выполнил указание учителя. Уж солнце клонилось к закату, когда три кучи были готовы. В одной были камни, в другой - галька, а в третьей - песок. Вышел Прашанти, посмотрел на собранное и сказал: - Хорошо потрудился, молодец. Сейчас уже поздно, поэтому отправляйся спать, а завтра я тебе кое-что покажу. Кшанти попытался уснуть, но все время думал о кучах, которые нагребал целый день. "Зачем это?.." - недоумевал он и ворочался с боку на бок. Но пришло утро, и Кшанти с нетерпением ждал, что будет дальше. Прашанти не торопился. Только когда взошло солнце, позвал он ученика: - Неси стеклянный сосуд и пойдем к твоим кучам… Вышли они во двор и остановились около груды камней. Учитель присел на соломенную подстилку, поглядел на солнце, прочел молитву и сказал: - Положи камни в сосуд! Удивился Кшанти, но приказание выполнил. Наполнил стеклянный сосуд доверху. - Можешь еще положить камни? - спросил учитель. Попытался Кшанти, но не влезло больше ни одного камня. - Нет, учитель, сосуд полон, - сказал он наконец. - Да, сосуд полон… - задумчиво сказал учитель. - Сколько же там камней? - Не больше десятка, наверное… - Видишь, десять камней, а сосуд полон… Но полон ли он? - Да, полон. - Возьми гальку и заполни сосуд! Кшанти стал брать по несколько галек и бросать поверх камней. Они проскальзывали между ними и падали на дно. Так он положил много речной гальки, пока вновь не заполнил сосуд доверху. - Полон ли теперь сосуд? Кшанти с трудом втиснул еще несколько галек и ответил: - Да, теперь полон. - Сколько речной гальки поместил ты в сосуд? - Много! Сто, наверное, а то и двести штук… - И сосуд полон? - Теперь уж точно полон! Посмотрел Прашанти укоризненно на ученика и сказал: - Возьми песок и заполни сосуд! Кшанти стал брать горсти песка и сыпать поверх камней и гальки. Легко проходили песчинки между ними; много горстей ушло, пока заполнился сосуд. Разгладил Кшанти песок по уровню горлышка, полюбовался на свою работу и сказал: - Вот теперь-то сосуд точно полон! - Да, теперь он полон, - ответил учитель. - Высыпь все сюда! И учитель указал на одну из двух, приготовленных заранее, подстилок. Кшанти высыпал, и получилась небольшая горка из камней, гальки и песка. - А теперь, снова заполни сосуд, но начни с песка. Прямо сосудом зачерпнул Кшанти песок и в мгновение ока заполнил его. - Быстро работаешь, - усмехнулся учитель и спросил: - А сейчас, полон ли сосуд? Задумался Кшанти, но ответил утвердительно: - Да, он полон. - Попробуй поместить в сосуд гальку. Несколько галек погрузилось в песок. - Это все, - сказал Кшанти. - А войдет ли теперь в сосуд хотя бы один камень? - Нет, - уверенно ответил ученик. - Не войдет. - Высыпай! - И рядом с первой кучкой из камней, гальки и песка, появилась вторая, но только из песка. - Смотри и слушай, - сказал тогда Прашанти. - Наша жизнь подобна этому стеклянному сосуду; камни подобны большим делам, большим желаниям и большим стремленьям; галька подобна не таким важным, но необходимым делам и желаниям; а песчинки - это мелочи жизни. Если мы заботимся только о мелочах, думая, что большое подождет, то наша жизнь заполняется мелочами, подобно тому, как сосуд заполняется песком, и в нашей жизни не останется места для действительно важных вещей. А ведь их не так много, подобно тому, как совсем не много больших камней в маленьком сосуде. Всегда в первую очередь заботься о важном. Познать себя, познать мир, познать Бога - вот "камни" для мудреца. Чистая жизнь, поклонение святыням, счастливая семья - вот камни для благочестивого мирянина. Друзья, богатство, благотворительность и возвышенное общение - вот "камни" для обычного человека. - Не превращай свою жизнь в песок! - сказал учитель ученику, повернулся и покинул двор, оставив ученика одного. Для Кшанти слова учителя прозвучали, словно удары грома. Он остолбенел и, глядя на две насыпанные им кучи, произнес: - Да, это так. Я собирал песчинки, оставляя камни напоследок. Но жизнь ограниченна, подобно этому сосуду… Он присел рядом с песком и стал пересыпать его из одной ладони в другую: песок постепенно просачивался сквозь пальцы, и вскоре из ладони в ладонь падало лишь несколько песчинок. Он взял камень, но сколько бы он не перебрасывал его, тот оставался прежним. "Он не будет потерян, пока ты сам его не бросишь", - подумал Кшанти. Весь день просидел он около груд камней, гальки и песка. Грустно ему было, потому что истина, показанная учителем, была очевидна, но ум не хотел принимать ее. Ведь мелочи жизни кажутся ценными, пока они недоступны. Лишь получив их, понимаешь, что это всего лишь бесполезный песок. Кшанти взял стеклянный сосуд и стал крутить его в руках. Вдруг он что-то заметил и внимательно вгляделся сквозь стекло. "Да! Все это так, но…" - он вдруг заулыбался и быстро стал проводить новые эксперименты с песком, гальками и камнями. * * * На следующее утро Кшанти смиренно подошел к учителю и сказал: - Учитель, я очень благодарен вам за вчерашний урок, но позвольте мне показать вам одну вещь… Они снова вышли во двор к трем кучам. Кшанти поставил перед ними два сосуда - один вчерашний и один новый, точно такой же. - Посмотрите внимательно, о учитель! - сказал Кшанти и протянул учителю вчерашний сосуд. Прашанти посмотрел. - Хорошо, объясни! - наконец произнес он. - Вчера мы начали с камней, но они большие, тяжелые и острые, подобно большим делам, которые требуют больших усилий, знаний и аскез. Но что же стало с сосудом? Посмотрите, о учитель, его дно и стенки поцарапаны! Хорошо еще, что он не разбился, когда я помещал в него большие камни!.. А теперь, смотрите же, о учитель… С этими словами Кшанти взял новый сосуд и насыпал на его дно небольшой слой песка, а затем немного гальки и только затем, сверху, положил камень. Потом он снова насыпал песка, гальки и опять положил камень. Так он заполнил весь сосуд. Он показал учителю полный сосуд, а затем осторожно высыпал его содержимое рядом с двумя вчерашними горками. Получилась еще одна, из камней, гальки и песка. Кшанти протянул учителю пустой сосуд: - Смотрите, "жизнь" осталась не поцарапанной! Сосуд такой же, как был вначале! Все усилия и аскезы были смягчены мелочами жизни… Прашанти взял сосуд и внимательно осмотрел. Действительно, он выглядел, как новый. - Что скажете, учитель?! - Кшанти с нетерпением ждал ответа. - Иди, тебя ждут твои ежедневные обязанности! Я подумаю… - сказал Прашанти, а когда ученик ушел, стал перебирать песок, гальки и камни. Он не ожидал такой находчивости от ученика, но прекрасно понимал, что его пример с поцарапанным сосудом - лишь уловка ума для… ума. Прашанти прекрасно понимал это. Надо было что-то придумать, иначе ученик, ухватившись за свою выдумку, так ничего бы и не понял… * * * Следующим утром Кшанти с трепетом ожидал ответа своего учителя. И не зря. Прашанти вышел во двор и остановился около холмиков с песком, речной галькой и камнями. Он твердо поставил два сосуда рядом с холмиками. Затем торжественно сказал, обращаясь к ученику: - С сегодняшнего дня ты не должен пить воду, пока я не разрешу! - Прашанти сурово посмотрел на ученика. - За это время я тоже не прикоснусь к воде! Сказав это, учитель вернулся в дом, оставив озадаченного Кшанти во дворе одного. "Ничего себе…" - только и сумел подумать Кшанти. У него даже на секунду закралось подозрение, а не наказывает ли меня учитель за "излишний ум", но, зная своего наставника, Кшанти с легкостью отогнал такие глупые мысли. Он послушно принял указания и начал пост. Прошло два дня. Кшанти еле передвигался от жажды и давно уже не мог думать ни о чем, кроме воды. Он забыл и о сосудах, - как поцарапанных, так и не поцарапанных, - и о песке, и о камнях. Наконец, на утро третьего дня, учитель позвал Кшанти. Они вышли во двор. Прашанти тоже ослабел от жажды, но внешне это не было заметно. Во дворе стоял колодец с прохладной чистой водой. - Принеси ведро воды! - сказал Прашанти, и ученик, несмотря на слабость, поторопился выполнить указание. - А теперь заполни "сосуд жизни" так, как ты мне показал, а я заполню по-своему… Кшанти, с вожделением поглядывая на ведро с водой, выполнил указание: песок - галька - камень; песок - галька - камень… Пока сосуд не заполнился до верху. Тем временем Прашанти тоже заполнил сосуд, но лишь камнями и галькой. Без песка. - Хорошо, - значительно произнес учитель. - Сейчас налей в свой сосуд воды, а потом - в мой. Кшанти направил тоненькую струйку воды из ведра в свой сосуд. Вода просачивалась сквозь песок, но вскоре стала переливаться через край кувшина. Тогда Кшанти наполнил и сосуд учителя. - Отлично! - сказал Прашанти. - Теперь можешь прервать пост. Пей из своего сосуда! Кшанти с жадностью набросился на воду. Но вместе с водой его рот наполнился мокрым песком. Кшанти давился и отплевывался, но песок все сильнее забивал ему рот. Он скрипел на зубах и старался проникнуть в горло. Вскоре вода в сосуде кончилась, но Кшанти продолжал высасывать ее из мокрого песка. - Напился? - спросил Прашанти. - Нет! - продолжая отплевываться и кашляя, ответил Кшанти. - Подожди немного, - учитель стал пить из своего сосуда. Опустошив половину, Прашанти протянул сосуд ученику. Тот выпил остатки. - А теперь? - Да. Моя жажда прошла. - Слушай же! Помимо больших и малых дел, наша жизнь имеет сок. Подобно этой воде. Сок жизни - это ее суть. Она не доступна простым собирателям гальки, песка и камня. Что такое сок жизни, ты должен будешь еще понять. Я научу тебя, но в твоем "сосуде" не должно быть "песка"!.. - А почему бы тогда не обойтись и без гальки, и без камней, наполнив весь сосуд только водой? - Что ж, - рассмеялся учитель. - Раз ты спрашиваешь, у тебя есть шанс понять это!.. Но сначала пойми то, что я показал тебе в первый день!..

Однажды на паре преподаватель философии решил наглядно продемонстрировать свой материал. Он взял трехлитровую банку и доверху насыпал в нее булыжников.

– Как вы думаете, сосуд наполнен? – ехидно спросил преподаватель.

– Наполнен, – дружно подтвердила аудитория.

После этого преподаватель отправил к большим булыжникам горсточку мелкой гальки.

– А сейчас банка полна? – повторил он вопрос.

– Да, сейчас она и в самом деле полна, – ответила аудитория.

Но препод достал кулек с песком и высыпал кристаллики между крупных и мелких камушков.

– Наполнен ли сосуд?

– Вот теперь он действительно полон, – рассуждали студенты.

Хитрый преподаватель достал бутылку пива, откупорил крышку и вылил содержимое в ту же банку. Удивленные студенты слушали завороженно, что же им хотел показать своими манипуляциями преподаватель.

– Представьте, будто данный сосуд – это ваша жизнь. Крупные камни – это ваша семья, круг друзей, родные и ваше здоровье. Галька – второстепенные, но тоже значимые категории: дом, карьера, машина. Тогда как песок – это все те мелочи жизни, которые можно приобрести за деньги. Если вы начнете заполнять банку галькой или песком, то не хватит места для крупных камней. Всегда помните, что для вас важнее. Цените близких, уделяйте им больше времени и внимания, чем карьере или материальному достатку. Иначе ваша жизнь окажется суматошной, но пустой и бессмысленной.

– Профессор, а что в вашей метафоре значила жидкость из бутылки? – спросил самый внимательный студент.

– Я доволен, что от вас не укрылся этот момент, – обрадовался преподаватель. – Я хотел сказать, как бы ни была полна ваша жизнь, в ней непременно отыщется место для пары стаканчиков пива.

Как сделать свою жизнь полной и насыщенной? Возможно ли это, если просто, особо не думая, делать то что хочется, что в голову взбредёт? Или нужно для этого соблюдать какие-то законы жизни? Каждый, кто достиг успеха, каждый известный бизнес тренер говорит о правильных приоритетах. Так вот, эта притча именно для того, чтобы наглядно увидеть, как работают и что дают правильно выстроенные приоритеты и ценности.

Притча “Полная Банка” о расстановке жизненных ценностей и приоритетов

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка?

Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Те ответили: полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, на этот раз однозначно полна.

Тогда из-под стола он ещё вытащил две баночки пива и вылил их в большую банку до последней капли. Студенты смеялись.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что большая банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие цели и ценности вашей жизни (её смыслы): ваша душа, ваше развитие, самореализация, семья, здоровье, друзья, дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полноценной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: хобби, дом, автомобиль, отдых. Песок - это все остальные приятные, мелочи жизни.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для самых важных вещей и она полностью утратит смысл. Занимайтесь тем, к чему зовёт вас ваша душа и тем, что вам приносит вам счастье: постоянно развивайтесь, растите профессионально и приносите пользу обществу, вкладывайте в ваших детьми, делайте свою семью счастливой, уделяйте время друзьям. Всегда будет ещё время на ваши любимые хобби, отдых и выбор нового автомобиля.

Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными ценностями в жизни. Определите ваши приоритеты! А остальное - это только песок, если есть главное, для остального всегда найдётся время и место:).

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво? Профессор улыбнулся. - Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива:)

Профессор философии принес как-то на одну из своих лекций большую пятилитровую банку. Он показал ее студентам, после чего поставил на стол и начал заполнять камнями. Каждый камень был достаточно большим, но таким, что мог пройти через горлышко банки.

Когда все камни оказались внутри, и свободного места больше не осталось, профессор спросил студентов: «Полна ли банка?»

Студенты ответили: «Да, конечно, она полна!»

Тогда профессор достал жестяную баночку с горошком и, открыв ее, начал аккуратно пересыпать его в большую банку с камнями. Время от времени он ее встряхивал, чтобы горошек заполнил все свободное пространство между камнями.

Закончив, профессор снова спросил своих студентов: «Полна ли теперь банка?»

И студенты еще раз ему ответили: «Да, банка полна.»

Теперь профессор вытащил коробку с песком и принялся засыпать его в свою банку. Маленькие песчинки без труда проходили между большими камнями и мелким горошком и постепенно заполняли все свободное место, которое между ними оставалось. Наконец, песок закрыл собой все щели и пустоты до самого верха.

И профессор еще раз спросил аудиторию: «Полна ли на этот раз его банка?»

И студенты сказали: «Да, сейчас она совершенно точно полна!»

И тут профессор достал из-под своего стола кружку с водой и стал переливать ее в банку. Вода просачивалась сквозь песок и утекла в него вся, до последней капли. В руках преподавателя осталась лишь пустая кружка.

Студенты смеялись.

На это их профессор сказал:

Я хочу, чтобы вы все сейчас поняли: банка - это не просто сосуд, это ваша жизнь. А ее содержимое - это то, чем вы ее заполняете.

Камни, которые я сейчас сюда сложил - самые важные ценности в вашей жизни. Это все то, что делает ее полной и придает ей смысл, что поддерживает вас, даже если вы потеряете все остальное, не такое важное и ценное. Камни - это семья и ваши дети, здоровье, друзья.

Горошек - это те вещи, которые имеют значение лично для вас. Ваша работа, дом, машина или дача, деньги или престиж в жизни…

А песок - это все остальные мелочи, которые могут быть для вас приятными и интересными.

Так поймите теперь: если заполнить банку сначала песком, то в ней совсем не будет места, куда можно было бы положить камни и горошек. Также и в жизни - если вы впустую будете тратить все свои силы на мелочи и пустяки, пусть и приятные, у вас не останется достаточно сил и энергии для других занятий. В вашей жизни не будет места для более важных вещей. Поэтому уделяйте свое внимание и время тому, что действительно делает вас счастливыми: играйте со своими детьми, будьте заботливы и нежны к своим возлюбленным, оставляйте время для встреч с друзьями, занимайтесь также тем, что поддерживает и укрепляет ваше здоровье и душу.

У вас всегда останется еще время, чтобы вы могли зарабатывать деньги и убираться в доме, мыть посуду и чинить свою машину, делать то, что вам не очень хочется, но от чего зависит ваш статус и положение среди знакомых.

Запомните, что главное - это камни, занимайтесь прежде всего ими, это самые важные вещи в вашей жизни. Найдите и то, что цените вы лично и отведите время для этих дел тоже. А все остальное - всего лишь песок.

Студенты внимательно слушали и были задумчивы, размышляя над словами своего преподавателя.

И тут одна девушка подняла руку и спросила профессора: «А почему же он ничего не говорит о воде? Какое она имеет значение?»

Он улыбнулся и ответил:

Я рад, что вы догадались спросить меня об этом. Я налил в банку воду для того, чтобы показать вам, что как бы вы не были заняты и какой бы насыщенной и полной не была ваша жизнь, в ней всегда будет место для праздного проведения времени и обычного безделья.

Кто из нас не мечтал о том, чтобы в сутках было больше 24 часов? Чтобы кто-нибудь научил волшебному тайм-менеджменту и секретам, как все успеть и добиться успеха. У каждого из нас сотни задач, мечт и планов, мы теряемся в поиске себя, своего места и все равно боимся замедлиться. Но на больших жизненных скоростях невозможно без потерь. К сожалению, часто мы отказываем во внимании самым главным жизненным приоритетам.

Нам никогда не хватит и жизни, чтобы решить все проблемы и добиться всех побед. Но ее должно хватить на то, что делает каждый наш день осмысленным и прекрасным. И каждый раз, когда вам будет казаться, что вы не успеваете в погоне за счастьем, – вспомните об этой небольшой притче.

Притча о том, чем мы заполняем свои сутки

Профессор философии стоял перед слушателями, а на столе перед ним лежало несколько предметов. Когда лекция началась, он, не говоря ни слова, взял очень большую пустую банку из-под майонеза и начал заполнять ее мячиками для гольфа. Затем он спросил студентов, заполнена ли банка?

Они ответили: “Да”.

Затем профессор взял коробку с галькой и высыпал ее в банку. Он немножко потряс банку. Галька забила пространство между мячиками. Он снова спросил студентов, полная ли банка. Они подтвердили, что это так.

Затем профессор взял коробку с песком и высыпал его в банку. Конечно же, песок заполнил все пустоты. И он снова спросил студентов, полная ли банка. Студенты ответили: “Да”.

Профессор взял две чашки кофе, которые стояли под столом и вылил их в банку, заполнив все свободное место между песком.

Студенты рассмеялись.

“Итак!, – сказал профессор, когда все успокоились. – Я хочу, чтобы вы представили, что эта банка – ваша жизнь.

Мячики для гольфа – это важные вещи. Это ваша семья, дети, вера, здоровье, друзья и ваши любимые увлечения. Даже если все остальное потеряно, но остались эти вещи, – ваша жизнь все равно будет полной.

Галька представляет собой остальные вещи, которые имеют значение. Ваша работа, дом, машина.

Песок – это все остальное. Это мелочи”.

“Если вы сперва заполните всю банку песком, – продолжил он, – в ней не останется места для гальки и мячиков для гольфа. То же самое происходит и в жизни. Если вы потратите все свое время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые действительно важны для вас.

Обратите внимание на те вещи, которые важны для вашего счастья!

Играйте со своими детьми. Заботьтесь о своем здоровье. Пригласите спутника жизни в ресторан. Станьте снова 18-летним. У вас всегда будет время на уборку дома. Позаботьтесь сразу о мячиках для гольфа, о том, что действительно важно. Расставьте приоритеты. Остальное – это песок”.



Похожие публикации