Формула расчёта налоговой нагрузки. Формула расчёта налоговой нагрузки Размер налоговой нагрузки по отраслям

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Виды показателей

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

Источник информации о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности на 2018 год – официальный

Выездная проверка ФНС – не самая приятная процедура, в первую очередь для плательщиков. Одним из главных критериев для её проведения является нагрузка по налогу, на которую ориентируются налоговики, чтобы сделать вывод о необходимости контроля. Как рассчитывается и какова налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году можно узнать из этой статьи.

Налоговая нагрузка – это средний отраслевой коэффициент для оценки финансовой стабильности компании. Она бывает двух видов и может выражаться как:

  • Абсолютная величина, которая является обременением из-за уплаты налогов на прибыль.
  • Относительная величина, исчисляемая в процентах, и отражающая, сколько из выручки компания выделит на налоговые платежи долги по ним.

Для того чтобы оценить платёжеспособность какого-либо юридического лица, необходимо провести исследование и использовать около 80 разнообразных признаков. Но среднеотраслевая налоговая нагрузка является одним из основных видов, поэтому на неё стоит обратить особое внимание.

Важно, чтобы нагрузка была меньше допустимого значения, потому что чем она больше, тем ниже рентабельность проверяемой компании. Информация для помощи налоговикам, на которую стоит ориентироваться и владельцам организаций, выдаётся ФНС. Она находится в отчетах в виде таблиц со среднеотраслевыми коэффициентами, разделенными по видам деятельности, на сайте .

Экономический уровень окажет влияние на базу, которая будет использована в расчётах. А также при изучении параметров налоговой нагрузки смотрят на эффективную налоговую ставку.

Экономические уровни

Ранее было сказано, что расчет налоговой нагрузки зависит от видов экономических уровней. Среди них:

  • Макроэкономика, опирающаяся на изучение государственной экономики в глобальном значении.
  • Мезоэкономика - анализирует более мелкие подсистемы, будь то территориальные или отраслевые.
  • Микроэкономика, занимающаяся работой с отдельными единицами - от предприятий до физических лиц.

Тогда налоговая нагрузка будет представлять собой данные для:

  1. Исследования экономики страны и составления прогноза. Государственные структуры, в первую очередь Министерство Финансов, могут на основе полученной информации планировать работу на будущее.
  2. Оценки необходимости улучшений в налоговой системе и внесении предложений на эту тему в правительство.
  3. Планирования проверок.
  4. Оценки рисков в финансово-кредитных организациях.
  5. Анализа результатов работы и прогнозирования её развития – важно всем налогоплательщикам для снижения риска проверок.

Последним особенно необходимо обращать внимание на эти показатели, потому что вовремя обнаруженные и исправленные недочеты, а также анализ ситуации целиком, помогут плательщикам:

  • Оптимизировать свою работу в существующей системе налогообложения, чтобы суммы выплат снизились.
  • Выбрать другую при возможности.

Федеральная Налоговая служба гарантирует, что если параметры компания будет держать в норме, то это поможет ей:

  • Избежать включения в план контроля.
  • Получить послабления и содействие при решении мелких вопросов, связанных с их службой.

Чтобы разобраться с налоговой нагрузкой, помимо расчётов не будет лишним ознакомиться с нормативно-правовыми актами, связанными с этой тематикой:

  1. Приказ ФНС России о концепции, по которой происходит планирование проверок. Чтобы ежегодно оценивать свою налоговую нагрузку правильно, до 5 мая на сайте ФНС выкладываются показатели по отраслям.
  2. Письмо ФНС о том, как работает комиссия, которая оценивает верность расчетов, здесь же и формулы.
  3. В этом приказе есть перечень всех признаков, на основе оценки которых оценивается необходимость проверки. Помимо налоговой нагрузки основных ещё 11, на них обращают особое внимание. А и – прямые значения и сравнительные показатели, которые также пригодятся в оценке. Последние особенно важны для ИП.

Перед сравнением уровня налоговой нагрузки с существующими значениями, необходимо правильно его посчитать. Расчет налоговой нагрузки в 2019 году производится с помощью формулы, которая выглядит как соотношение всех налогов за год к сумме выручки (по Росстату), умноженное на 100%.

А также можно воспользоваться калькуляторами онлайн для расчета налоговой нагрузки, к примеру, этим или этим . Однако лучше научиться пользоваться формулой, чтобы перепроверять вычисления при любой необходимости и на случай, если калькулятор окажется не эффективным.

Коэффициенты для проверки данных в 2018

Число в результате расчетов не должно оказаться меньше, чем установленный коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. За 2017 год они таковы:

  • Разведение животных и растений, охота, услуги подобного характера — 3,5%.
  • Разведение лесной растительности и заготовки из дерева — 7,5%.
  • Ловля и разведение рыб — 7,9%.
  • Добыча полезных ископаемых, исключая используемые для топлива и энергетической сферы — 18,8%.
  • Производство пищи, напитков, табачной продукции — 28,2%.
  • Изготовление одежды и прочего текстиля — 8,1%.
  • Создание продукции из кожи и самого материала для них — 7,9%.
  • Обработка дерева в соломку, пробку и другие материалы для изделий, исключая мебель — 2,0%.
  • Изготовление изделий из бумаги и её самой — 4,4%.
  • Полиграфия — 9,2%.
  • Разработка нефтепродуктов и каменноугольного кокса — 5,1%.
  • Изготовление химической продукции — 1,9%.
  • Создание лекарств и материалов для медицинской сферы — 6,9%.
  • Производство пластмассы, резины и предметов из них — 6,3%.
  • Создание продукции из стекла, керамики и т. д., а также их самих — 8,9%.
  • Металлургия и изделия из металла, исключая машины и оборудование — 4,4%. Для последних нагрузка в два раза больше — 8,8%.
  • Производство компьютеров, электроники и устройств по типу фотоаппарата, микроскопа и т. д. - 12,5%.
  • Создание электрического оборудования — 6,7%.
  • Изготовление автомобилей, прицепов — 5,1%.
  • Конструирование остального оборудования и транспорта — 4,7%.
  • Производство, передача и распределение электроэнергии — 8,1%.
  • Такая же работа, только с газом — 1,3%.
  • Использование в тех же целях горячей воды и её пара, а также очистка воздуха — 6,5%.
  • Услуги в строительной сфере — 10,2%.
  • Любая торговля автотранспортными средствами, мотоциклами, их ремонт — 2,7%.
  • Оптовая реализация товара, кроме автотранспортных средств и мотоциклов — 3,1%.
  • Те же условия, что и в предыдущем пункте, только с розницей — 3,6%.
  • Работа транспорта на железной дороге — 8,5%.
  • Транспортировка сырья по трубам — 4,5%.
  • Водная транспортировка — 9,3%.
  • Сделки по недвижимости — 21,3%.
  • Почта и курьеры — 14,4%.

Если направление деятельности у плательщика связано с описанными выше тематиками не напрямую, а косвенно, то для подобных случаев также есть средние данные по видам для контроля:

  • Всё, что связано с сельским и лесным хозяйством, охотой и рыбной ловлей — 4,3%.
  • Разработка месторождений — 36,7%.
  • Также добыча, только ископаемых для топлива или энергии — 45,4%.
  • Обработка чего-либо — 8,2%.
  • Компании, деятельность которых сопряжена с изготовлением электроники, компьютеров, фотоаппаратов и т. д. - 12,5%.
  • Всё, связанное с кондиционированием воздуха, а также обеспечением газом, водой, электричеством — 6,8%.
  • Снабжение водой и её отведение, любая утилизация отходов, чистка — 8,4%.
  • Торговля, ремонт авто и мототранспорта — 3,2%.
  • Хранение и транспортировка товара — 6,8%.
  • Гостиницы и общепит — 9,5%.
  • Всё, связанное со связью и передачей информации — 16,4%.

В случае когда и такая классификация не помогает, используется ещё одно значение. Оно меняется вместе с прочими и относится ко всем остальным отраслям, не упоминаемым в таблице. Для 2017 этот показатель составил 10,8%.

Для 2018 коэффициенты появятся до 5 мая 2019. А также в ежегодном документе есть справки о том, что изменилось с прошлого года, а также данные для контроля фискальной нагрузки по страховым взносам. Таблицы обычно находятся на сайте ФНС, но их можно скачать и по ссылке .

Детали и исправление ошибок

Чтобы правильно проанализировать данные о финансовой стабильности в своей организации в 2019, необходимо также обращать внимание на такие моменты:

  1. Показатели для производства считаются низкими от 3% и меньше, а для юридических лиц из сферы торговли - от 1% и меньше.
  2. Величина доли вычетов по НДС в налоге из базы не должна оказаться выше 89%. Рассчитывается это значение как результат деления вычетов по НДС на начисления по НДС, помноженный на 100%.
  3. Проанализировать нужно отраслевые коэффициенты не только за 2017 год, но и их динамику с 2014, потому что налоговая может назначить проверку из-за слишком сильных отклонений. При расчетах за 2018 нужно будет учитывать и страховые взносы тоже.

Если недочеты найдёт сам плательщик, ему важно тщательно изучить, нет ли в документах ошибок и подготовить для ИФНС аргументацию получившихся значений нагрузки. К примеру:

  • Подтвердить погрешность в кодировке.
  • Представить доказательства трудностей с реализацией продукции или её изготовлением.
  • Инвестирование.
  • Создание отложенного товара в запас.
  • Экспорт.
  • Повышение цен поставщиками, из-за чего возросла стоимость производства и т. д.

Налоговая нагрузка – это основной индекс для анализа работы всех организаций, поэтому к нему стоит относиться с особой внимательностью, контролируя и сверяя с необходимыми нормами. Рассчитать налоговую нагрузку нетрудно, и это стоит того, чтобы исключить вероятность выездной налоговой проверки, которая может парализовать нормальную работу компании на продолжительное время.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные при инвентаризации, не включаются в доход

В период с 1 января 2018 по 31 декабря 2019 года можно не признавать для целей налогообложения доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных при инвентаризации (новый пп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ).

Речь идет о правах на (п. 1 ст. 1225 ГК РФ):

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • исполнения и фонограммы;
  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Необлагаемые налогом на прибыль доходы, полученные от акционеров или участников

Уточнены нормы статьи 251 НК РФ в части необлагаемых налогом на прибыль доходов. Поправки внесены Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. Напомним, что в статье 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

С 1 января 2011 года действует подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, исключающий из налогооблагаемой базы доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы учредителями обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов (ЧА).

Это относится и к случаю такой передачи путем формирования добавочного капитала и (или) фондов.

Также данное правило распространяется на определенные случаи увеличения ЧА с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства перед соответствующими учредителями, а также на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли невостребованных дивидендов, либо части распределенной прибыли общества (товарищества).

С 1 января 2018 года в новой редакции подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ будет говориться только о доходах в виде не востребованных участниками общества дивидендов либо части распределенной прибыли общества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли общества. Такие ситуации, как правило, встречаются у крупных акционерных обществ (АО), которые не имеют достоверных данных о местонахождении, банковских счетах некоторых своих акционеров – физлиц и по этой причине не могут выплатить им дивиденды.

Взносы участников «переезжают» в новый отдельный подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ, но несколько в скорректированном виде. С 2018 года не облагаются налогом доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. То есть, взносы участников (независимо от размера доли в УК), как и ранее, не облагаются налогом на прибыль при условии, что будут оформлены как вклад в имущество общества. Оговорки о чистых активах в НК РФ больше нет.

Вклад в имущество не связан с увеличением уставного капитала предприятия, он не изменяет долей учредителей (участников).

Однако, согласно законодательству об ООО, АО, ГК РФ, чтобы оформить вклад в имущество необходимо соблюсти определенную процедуру.

Например, согласно ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников вносить вклады в имущество общества. Вклады в имущество общества вносятся всеми его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов не предусмотрен уставом общества. Вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников ООО.

Особые нормы, регламентирующие внесение вкладов в имущество предусмотрены и для акционерных обществ (ст. 32.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Таким образом, с 1 января 2018 г. только при соблюдении соответствующей процедуры помощь акционеров (участников) признается в целях налогообложения вкладом в имущество и освобождается от налога на прибыль по подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Например, если один из пяти участников ООО решил подарить обществу основное средство или товарно-материальные ценности (ТМЦ), то в целях освобождения от налогообложения необходимо рассматривать подпункт 11, а не подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения при условии, если:

  • получено от физического лица, имеющего долю в уставном капитале ООО более чем 50%;
  • получено от материнской организации с долей в уставном капитале ООО более 50%;
  • получено от дочерней организации (не зарегистрированной в оффшорах), уставной капитал которой состоит более чем на 50% из вклада ООО;
  • в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

То есть безвозмездная помощь, отличная от вкладов в имущество, не образует дохода только при соблюдении ряда условий, в частности, размера доли в УК, владения имуществом не менее 1 года.

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ вводится новый вид вычета — «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения содержится в новой статье 286.1 НК РФ.

С 2018 года организация сможет уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств 3 – 7 амортизационных групп).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т.е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств (ОС), либо изменена его первоначальная стоимость в результате реконструкции, модернизации.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик использовал инвестиционный вычет в дальнейшем не амортизируются.

В случае продажи такого имущества после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство реализуется до истечения срока его полезного использования, компании придется восстановить неуплаченный из-за применения вычета налог, а также уплатить пени. При продаже в расходах учитывается первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Уточняются правила расчета сомнительных долгов

Напомним, что с 1 января 2017 года при расчете размера резерва по сомнительным долгам учитывается встречная кредиторская задолженность перед контрагентом. Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом будет считаться только сумма, превышающая размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

С 1 января 2018 года в пункте 1 статьи 266 НК РФ будет также прописано, что в целях расчета сомнительного долга при уменьшении дебиторской задолженности на встречную кредиторскую задолженность нужно начинать с самой «старой» «дебиторки».

Например, у компании есть три задолженности:

  • «дебиторка» сроком возникновения свыше 90 календарных дней - 200 тыс. руб. (резерв формируется на полную сумму);
  • «дебиторка» сроком возникновения свыше 45, но до 90 календарных дней - 100 тыс. руб. (резерв формируется на 50% от этой суммы);
  • встречная «кредиторка» перед тем же контрагентом - 100 тыс. руб.

По новым правилам для расчета сомнительного долга организации нужно будет уменьшить «старую» дебиторкую задолженность в 200 тыс. руб. на 100 тыс. руб. Т.е. в сумму резерва будет включен сомнительный долг со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумме 100 тыс. руб., а также 50% от суммы «дебиторки» сроком возникновения свыше 45, но до 90 календарных дней – 50 тыс. руб.. В 2017 году аналогичные разъяснения давал Минфин РФ (Письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-03-06/1/23835).

Расходы на НИОКР признаются по новым правилам

С 1 января 2018г. перечень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы дополняется новыми видами затрат (Федеральный закон от 18.07.2017г. № 166-ФЗ). К ним отнесены:

  • начисления стимулирующего характера работникам, участвующим в выполнении НИОКР, в т. ч. производственные премии и надбавки к тарифным ставкам и окладам (п. 2 ч. 2 ст. 255, пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • страховые взносы, начисленные на зарплату работников, выполняющих НИОКР (пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и лицензий на их использование. Эти расходы можно учитывать при налогообложении с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 при условии, что приобретенные результаты интеллектуальной деятельности используются исключительно в НИОКР (пп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Одновременно увеличивается лимит на признание иных расходов, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 262 НК РФ, связанных с выполнением НИОКР. Лимит составляет не более 75% расходов, указанных в новой редакции подпункте 2 пункта 2 статьи 262 НК РФ. Т.е. норматив зависит не только от расходов на оплату труда, но и от суммы страховых взносов.

Также уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее — Перечень), которые можно признавать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Однако с 1 января 2018 года налогоплательщикам предоставлено право включить данные расходы в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5:

  • либо в состав прочих расходов с учетом положений пункта 9 статьи 262 НК РФ;
  • либо в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в пункте 9 статьи 262 НК РФ, в порядке, предусмотренном НК РФ.

Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

С 1 января 2018 года нужно по-новому отчитываться перед инспекцией по расходам на НИОКР, признаваемым с применением коэффициента 1,5. Не придется сдавать отчет о выполненных НИОКР, если разместить его в определенной Правительством РФ государственной информационной системе. При представлении декларации по налогу на прибыль нужно будет подать в ИФНС в формате и по утвержденной ФНС форме сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие его в государственной информационной системе (п. 8 ст. 262 НК РФ). Если отчета в системе нет или сведения о нем в инспекцию не поданы, то применить повышающий коэффициент для признания расходов на НИОКР не получится.

Расширен список объектов для начисления ускоренной амортизации

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

Повышающий коэффициент может применяться к объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

Если у компании есть такие объекты и она собирается применять повышающий коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

Как видим, изменений достаточно и многие из них положительны для налогоплательщиков. Ну и, как обычно, ждем обновленной формы декларации, учитывающей нововведения.

Безопасный налог на прибыль в 2018 году

У государства нет денег. Чтобы наполнить бюджет, власти усиливают борьбу со схемами, с помощью которых предприниматели уходят от уплаты налогов. С 2018 г., после передачи ФНС функций администрирования страховых сборов, налоговики получили еще больше стимулов для выявления таких схем. Это означает, что ранее безопасные приемы оптимизации налогов могут привести к серьезным негативным последствиям для компании – не только уголовной ответственности, но и потере имущества. Больше всего претензий ФНС сейчас вызывают следующие схемы.

Фиктивные поставки. Например, компания закупает товары и услуги у фиктивного контрагента, но на самом деле сама производит эти товары или услуги (или закупает их у третьей фирмы). Затем компания заявляет к вычету якобы выплаченный НДС, а также завышает свои расходы, чтобы заплатить налог на прибыль не в полном объеме.

Риски: с 2017 г. реальность сделки – основной критерий для налоговиков (ст. 54.1 Налогового кодекса). Если инспектора докажут, что у контрагента не было возможности исполнить сделку (нет ресурсов, сотрудников, транспорта и т. д.), в вычетах вам откажут. Важно, что отказ может последовать и в том случае, если вы, на ваш взгляд, проявили должную осмотрительность. Последствия: доначисление НДС и налога на прибыль, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК (наказание – до 6 лет лишения свободы).

Формальное дробление бизнеса. Суть в том, что собственники делят крупную компанию на несколько юридических лиц, затем переводят на единый налог на вмененный доход либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и платят меньше налогов.

Риски: даже если вы избежали явных признаков незаконного дробления (один и тот же директор у всех юрлиц, одинаковый адрес и т. д.), налоговики могут доказать ее незаконность по менее очевидным признакам: совпадающим IP-адресам, доверенностям, результатам допросов сотрудников и др. – и доначислят налоги. Более того, ФНС может также не засчитать уплаченные ранее налоги по УСН в счет погашения недоимки. В конечном счете вам придется заплатить налоги в двойном размере.

Перевод штатных сотрудников или руководителя в индивидуальные предприниматели (ИП). Работник фирмы регистрируется как ИП на УСН и выполняет ту же работу, но уже не за зарплату, а по договору оказания услуг. Он за свой счет платит 6%-ный налог с доходов и страховые взносы (27 990 руб. + 1% дохода). По трудовому договору с сотрудником вы из своего кармана платили бы страховые взносы, отчисляя 30% зарплат во внебюджетные фонды и еще 13% – как НДФЛ.

Риски: эта схема привлечет повышенное внимание, поскольку ФНС теперь администрирует и страховые взносы, с 2018 г. начнутся совместные проверки. Инспектора опросят сотрудников, проанализируют документы, переписку и докажут, что фактически работники состояли в трудовых отношениях с вашей организацией, а целью их перевода на ИП было уклонение от уплаты налогов и страховых взносов. Виновным грозит доначисление НДФЛ и страховых взносов, штрафы, а также уголовная ответственность для руководителей по ст. 199 и 199.1 УК.

Ведение бизнеса через офшоры. Многие компании используют офшорные фирмы в низконалоговых юрисдикциях для разных целей: экспорта и импорта; в качестве холдинга; для выплаты дивидендов; для владения авторскими правами, торговыми марками и получения лицензионных выплат (роялти); для выдачи кредитов и т. д.

Риски: налоговые органы активно используют правила о контролируемых иностранных компаниях, руководствуются концепциями налогового резидентства организаций и бенефициаров, а также задействуют международные инструменты обмена информацией, чтобы определить окончательного получателя необоснованной налоговой выгоды. Виновным грозит доначисление налогов, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК.

Незаконное использование льготных режимов, предназначенных для инновационных организаций. Суть схемы в том, что компания использует налоговые льготы для инновационных организаций (например, освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских работ и т. д.). Но компания является инновационной только на бумаге и не создает никаких новых продуктов.

Риски: сейчас ФНС очень тщательно изучает соответствие компаний критериям, установленным для претендентов на льготный режим. Она проверит, занимается ли компания реальной инновационной деятельностью. Скорее всего, схема будет раскрыта, а организации доначислят НДС и налог на прибыль, а также штрафы и пени.

Итак, схемы, которые работали раньше, теперь стали весьма опасными. И если раньше налоговая служба работала довольно шаблонно, расследуя банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, то теперь она глубоко прорабатывает материалы во время налоговых проверок и находит гораздо больше уязвимых мест, чем прежде. Формальное наличие документов, подтверждающих, что вы проявили должную осмотрительность, и подготовленные показания сотрудников сейчас не гарантируют безопасности для бизнеса. Лазеек остается все меньше, и к этому бизнесу нужно привыкать.

Опубликованы показатели безопасной налоговой нагрузки за 2017 год

Возможности: провести сравнение результатов деятельности компании за 2017 год со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки и фискальной нагрузки по страховым взносам, опубликованными ФНС.

ФНС опубликовала среднеотраслевые значения показателей налоговой нагрузки за 2017 год (смотрите обновленное Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Оно пригодится для сравнения показателей своей организации за 2017 год со среднеотраслевыми, чтобы понять заинтересует ли организация ИФНС в качестве кандидата на выездную налоговую проверку.

Отметим, что в 2017 году среднеотраслевая налоговая нагрузка составляет 10,8% (это на 1,2% больше по сравнению с 2016 годом). По большинству видов деятельности наблюдается повышение налоговой нагрузки, в частности, это касается следующих сфер:

  • оптовая и розничная торговля (с 2,8% до 3,2%);
  • обрабатывающие производства (с 7,9% до 8,2%);
  • сельское хозяйство (с 3,5% до 4,3%).

В сфере строительства налоговая нагрузка снизилась (с 10,9% до 10,2%), а в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания налоговая нагрузка не поменялась и по-прежнему составляет 9,5%.

ИФНС признает налоговую нагрузку организации низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание, впервые ФНС включила в Приложение 3 фискальную нагрузку по страховым взносам. Самая высокая нагрузка зафиксирована для сфер почтовой связи и курьерской деятельности – 11,6%; а самая низкая – при производстве кокса и нефтепродуктов – 0,2%

На заметку: налоговая нагрузка — это процентное отношение суммы уплачиваемых организацией налогов к сумме выручки по данным бухгалтерской отчетности.
В расчете налоговой нагрузки учитываются все налоги, начисленные и в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента, в том числе НДФЛ (Информация ФНС). А вот суммы ввозного НДС, таможенных пошлин и страховых взносов в расчете не участвуют (Письма Минфина от 11.01.2017 N 03-01-15/208, ФНС от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Безопасная доля вычетов НДС за 3 квартал 2018

Заявлять крупные вычеты НДС теперь еще опаснее. За три месяца их средняя доля в начисленном налоге по стране снизилась с 87,1 до 86,5 процента. Поэтому прежде чем сдавать декларацию по НДС сверьтесь с безопасной долей вычетов за 3 квартал 2018 в своем регионе.

Налоговики уже опубликовали сведения с безопасными показателями на 1 августа 2018 года. С данными налоговиков стоит сверить вычеты, когда будете готовить декларацию по НДС за 3 квартал 2018 года. Если налоговикам покажется слишком большим ваш показатель, они могут вызвать на комиссию.

Безопасная доля вычетов по НДС за 3 квартал 2018 по регионам

Мы подсчитали, какой порог нежелательно превышать организациям в каждом субъекте. В таблице ниже смотрите безопасную долю вычетов для декларации по НДС за 3 квартал 2018 года по регионам.

Безопасная доля вычета НДС за 3 квартал 2018

Из региона в регион показатель меняется. В Ханты-мансийском АО, например, самая низкая доля - 60,1%. А в Ненецком АО этот показатель составляет 119,8%, то есть компании получили больше налога из бюджета, чем заплатили. Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году за 3 квартал в Москве составила 88,2%. Мы уточнили в региональных управлениях, насколько для них важно превышение показателя по региону.

В некоторых инспекциях налоговики спокойно относятся к тому, что показатель оказалась выше нормы. Инспекторы считают, что нельзя использовать один показатель для всех компаний. К каждой нужно относиться индивидуально. Если в остальном компания не вызывает вопросов, то не стоит беспокоиться. Такую позицию занимают, например, налоговики в Пензе.

Кроме регионального показателя инспекторы обращают внимание на показатель, который установила ФНС в приказе от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. По этому документу доля вычетов НДС от суммы начисленного налога не должна быть больше 89 процентов. Этих рекомендаций придерживаются контролеры.

В регионах говорят, что, если показатель оказалась больше 89 процентов, компании стоит ждать проверку. Тем более если организация возмещает налог. Пусть в остальном организация добросовестная и не вызывает подозрений.

Причины, из-за которых компания может лишиться вычетов НДС

Компания может лишиться вычетов, даже если она формально выполнила все требования кодекса. В УФНС рассказали, из-за чего ревизоры потребуют заплатить больше налога.

Проверьте контрагентов поставщика, выручку компании и долю вычетов НДС. Иначе есть риск их лишиться. Контролеры двух регионов рассказали, что учесть в отчетности, чтобы избежать доначислений и выездных ревизий налоговиков.

Высокие вычеты НДС

Не превышайте региональный показатель безопасной доли вычетов по ндс за 3 квартал 2018г, если не хотите внимания ИФНС. Еще надежнее не заявлять больше 89 процентов. Такой лимит установила ФНС в приказе от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Если показывать больше, ревизоры могут запросить больше пояснений.

Инспекторы сравнивают показатель компании с предыдущими периодами. Например, ревизоры заподозрят схему, если доля в 3 квартале стала резко больше показателя 2 квартала.

Но высокие показатели налога автоматически не означают, что компания получила необоснованную налоговую выгоду. Например, у организации с сезонным характером работы в одном из кварталов вычеты могут быть значительно больше.

Сделки поставщика с однодневками

Компания рискует вычетами, если ее поставщики проводили сделки с однодневками. При этом ревизоры их снимут, даже если найдут однодневки в третьем-четвертом звене цепочки. Это подтвердили в региональных УФНС. Тем более налоговики придумали 22 новых признака однодневки

Соберите досье на контрагента перед сделкой. Для этого можно воспользоваться сервисом от УНП «Проверка контрагентов». С помощью сервиса можно получить электронное досье и экспертное заключение по подрядчику, убедиться в наличии у него необходимых лицензий, неотнесении компании к банкротам и т.д. Подобная информация свидетельствует об осмотрительности при выборе партнеров.

Компании могут застраховаться от налоговых рисков, если контрагент работает с однодневками. Попросите его написать гарантийное письмо о том, что он осмотрительно выбирает бизнес-партнеров. Образец есть в УНП № 7, 2018Тогда компания сможет взыскать убытки с поставщика, если ей доначислят налоги.

Инспекторы не вправе снимать вычеты только из-за того, что контрагент поставщика - однодневка. Ревизоры должны доказать, что сделка нереальная (п. 1 ст. 54.1 НК). Если заключили сделку ради прибыли, а поставку выполнил сам контрагент, ревизоры не вправе снимать расходы. Но часто реальность сделки доказывают лишь в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.09.2017 № Ф07-9158/2017).

Налоговики будут пытаться снять вычеты, если у компании низкая выручка или не было налогооблагаемых операций. Но в НК нет такого ограничения. Поэтому организация вправе заявить налог на добавленную стоимость к вычету, даже если у нее не было выручки (письмо Минфина от 19.11.2012 № 03-07-15/148).

Если компания сдает декларацию с налогом к возмещению, будьте готовы представить в ИФНС большое количество бумаг. Если вы готовы к запросам инспекции и сможете подтвердить право на вычеты, не стоит от них отказываться.

Как не превысить в безопасную долю вычетов по НДС за 3 квартал 2018: рекомендации

Чтобы уложиться в безопасную долю, можно исключить сомнительные вычеты. Налоговики рассказали УНП, когда их не стоит заявлять.

Контролеры не рекомендуют принимать налог к вычету по кассовому чеку с выделенным НДС. На проверке в них отказывают, если есть только чек, но нет счета-фактуры (письмо Минфина от 12.01.2018 № 03-07-09/634). Исключение только у командировочных и представительских расходов.

Налоговики подозрительны к операциям с поставщиками на спецрежимах. Можно принять налог к вычету по сделкам с такими контрагентами, но только при двух условиях:

  1. Поставщик должен выставить счет-фактуру с НДС. Если контрагент оформил документ с пометкой «без НДС», налоговики вычет не примут.
  2. Если продавец выставил счет-фактуру с налогом, то он должен заплатить налог (п. 5 ст. 173 НК). В этом случае вычет можно заявить. Но прежде стоит убедиться, что контрагент перечислил НДС. Для этого стоит попросить у него копию платежки.

Компании безопаснее перенести часть вычетов, если в 3 квартале у нее не было выручки или она была минимальная. Инспекторы считают, что вычеты без выручки - признак схемы. В этом случае у компании будут просить пояснения или же могут прийти с осмотром. Если тесно общаться с налоговиками нет желания, тогда достаточно перекинуть часть вычетов на другие налоговые периоды.

НК не считает большие вычеты нарушением. Компания не обязана соблюдать безопасную долю. Если уверены, что сможете подтвердить их, переносить вычеты не нужно. Если у инспекторов появятся вопросы, представьте договоры, акты, пояснения.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году

Новости по теме

Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности в 2018 году ФНС позволяет рассчитать на своей официальном сайте. Компании могут посчитать свою налоговую нагрузку по взносам, налогам и сравнить показатели с данными от ФНС.

Расчет нагрузки по взносам

(сумма взносов: выручка) х 100% = нагрузка по взносам

ФНС рекомендует для расчета брать сумму взносов, начисленную и уплаченную в 2017 году. Взносы, начисленные ранее, не учитываются, т.к. рассчитывались еще по Закону № 212-ФЗ. Налоговики же считают взносы по главе 34 НК. Данные о выручке берутся из бухгалтерского Отчета о финансовых результатах. Если показатель компании ниже среднего по отрасли, это может вызвать интерес у специалистов ФНС.

Расчет налоговой нагрузки

Можно посчитать и налоговую нагрузку по видам экономической деятельности. Для сравнения представлены данные по видам деятельности в том же разделе, где и информация по взносам. Налоговая нагрузка считается по формуле:

налоговая нагрузка = (сумма налогов: выручка) х 100%

Для расчета нагрузки нужно брать уплаченные налоги. Поэтому можно взять перечисленные суммы в 2017 году. Обязательно включается НДФЛ. Данные по выручке следует взять из Отчета о финансовых результатах.

В 2018 году компании могут сравнить свою нагрузку только с федеральной, которая не всегда совпадает с данными по регионам. Если региональные показатели выше федеральных, то налоговики могут потребовать пояснения.

Инспекции проводят анализ налоговой нагрузки в динамике. Если показатели снижаются, могут возникнуть подозрения в уклонении от налогов.

Определение нагрузки по налогу на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается следующим образом:

(сумма налога сумма строк нагрузка из строки 180 листа 02: 010 и 020 х 100% = по налогу декларации листа 02 декларации) на прибыль

Ранее при проверке бралось за ориентир безопасное значение по налогу на прибыль. Сейчас нагрузка компании сравнивается со средним значением по региону для данного вида деятельности. При заниженных показателях налоговики направляют запрос и требуют пояснения. Не исключен и вызов на комиссию.

Можно пояснить ситуацию увеличением расходов на рекламу или закупку сырья. Но оставлять без внимания запросы и комиссию нельзя, так как велика вероятность выездной проверки. По предварительным расчетам будут оценены возможные нарушения компании и сумма доначислений. При возможности взыскания налогов будет проведена выездная ревизия.

Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС

Налоговая нагрузка по видам деятельности - это относительный показатель, который используется инспекторами ФНС для определения своеобразного минимума по уплате налогов, сборов и иных фискальных платежей. Если компания не «дотянула» до минимального предела, жди выездную проверку. В статье расскажем, как определить налоговую нагрузку по основным видам деятельности. Также напомним критерии, по которым можно точно сказать, приедут ли к вам инспекторы ИФНС?

Камень преткновения

Фискальные платежи - это основная доходная составляющая государственного бюджета. То есть от суммы собранных налогов, сборов, пошлин и иных платежей зависит благосостояние страны в целом. Следовательно, снижение фискальных поступлений в бюджеты отрицательно сказывается на российской экономике. Чтобы исключить неблагоприятные обстоятельства, налоговики занимаются планированием. То есть представители ФНС устанавливают определенный минимум по уплате фискальных платежей в бюджеты. Исходя из данного экономического показателя, для всех налогоплательщиков устанавливается налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.

Иными словами, чиновники регламентируют минимальный лимит, сколько должен уплатить налогов в бюджет конкретный хозяйствующий субъект в зависимости от вида осуществляемой деятельности, объемов производства, масштабов компании, размера штатной численности и прочих критериев.

Если компания не выполнила установок ФНС, то есть заплатила меньше налогов, чем нужно, такая ситуация не останется без внимания. Инспекторы пригласят руководителя на беседу, если отклонения незначительны. А вот при существенных недоплатах, будет инициирована выездная проверка.

Отметим, что речь идет о снижении сумм налоговых отчислений. Например, в компании существенно снизился налог на прибыль (снизилась налогооблагаемая база). Недоимки и задолженности к данной теме относить не следует.

Для определения минимального значения фискальной нагрузки применяется специальная формула:

Если полученный коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности ниже утвержденных значений, жди проверку ФНС.

Утвержденные значения регламентированы в отдельных приказах ФНС. Отметим, что налоговики систематически корректируют показатели налоговой нагрузки. Последние действующие показатели были закреплены в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

С 2016 года были отмечены повышения среднеотраслевой налоговой нагрузки по некоторым ВЭД. Например, в деятельности по добыче полезных ископаемых значение было увеличено с 11,9 % до 18,9 %.

Полный перечень актуальных значений

Другие критерии для проверки ФНС

Конечно, снижение показателя налогового обременения субъектов - не единственный критерий, по которому может быть инициирована внеплановая ревизия ИФНС. Всего этих критериев 12 - «волшебная дюжина», и особенности ее применения закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ .

Все критерии «волшебной дюжины» значительны, однако уровень фискальной нагрузки и уровень рентабельности (критерий № 11) налоговики выделяют отдельно. Так, при снижении уровня рентабельности по данным бухгалтерской отчетности более чем на 10 % вызовет особый интерес инспекции.

Отметим, что представители фискальной службы контролируют показатели рентабельности продаж и активов также по видам экономической деятельности. Порядок исчисления данного критерия представлен в Приказе № ММ-3-06/333@. Значения коэффициента для сравнения представлены в Приложении № 4 данного приказа ФНС.

Помимо расчетных коэффициентов, налоговиков могут заинтересовать налогоплательщики, которые заявляют большие вычеты по налогу на добавленную стоимость. Руководителя такого субъекта как минимум пригласят для беседы в ИФНС, но могут и не приглашать, а приехать с проверкой.

Безопасная доля вычетов по НДС за 2 квартал 2018: проверьте свой регион

Данные в среднем по России на практике инспекторы не используют. Ориентироваться надо на региональные показатели. Именно на них будут смотреть, «камераля» вашу декларацию за 2 квартал 2018 года.

Посмотрите безопасную долю вычетов по НДС за 1 квартал 2018 года

Мы приводим безопасную долю вычетов по регионам России. Расчет проводился на основании формы 1-НДС с сайта Федеральной налоговой службы.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны требования пояснений, комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Но эксперты говорят, что больше налоговых комиссий в привычном нам виде уже не будет, останутся только комиссии по легализации налоговой базы для выплаты заработной платы и страховых взносов. Их задачи и методы работы закреплены письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@.

Скачайте образец пояснений о доле вычетов НДС.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году

Что такое налоговый вычет по НДС?

Налоговый вычет по НДС – это сумма входного налога, на которую налогоплательщик вправе уменьшить рассчитанную к уплате сумму НДС.

Налоговые вычеты регламентированы ст. 171 НК РФ.

В каком случае нельзя заявить?

Не во всех случаях можно заявить вычет по НДС. Если Вы не выполняете следующие условия, то вычет нельзя применить:

  • Приобретенные ресурсы, по которым был заявлен вычет, должны использоваться в дальнейшем при операциях с НДС.
  • Товарно-материальные ценности приняты к учету.
  • НДС подтвержден корректно заполненным счетом-фактурой.

Что такое безопасный вычет по НДС?

Безопасная доля вычетов - это критерий, по которому налоговая может затребовать пояснения, организовать комиссию, провести выездную проверку. Если организация превысит указанные пределы, то, скорее всего, ее ждет углубленная проверка документации.

Безопасная доля вычетов НДС по регионам

Как рассчитать вычет?

Для расчета размера безопасного вычета по НДС необходимы значения строк 190 (НДС к вычету) и 110 (НДС начисленный) из раздела 3 декларации по НДС.

ПРИМЕР

Вычет = 900 000/1 000 000*100% = 90% — эти проценты входят в безопасную зону вычета, например, Белгородской области (см. таблицу выше), но находится выше порога «безопасности» во Владимирской области. Соответственно, налоговики с бОльшей долей вероятности проверят предприятие Владимирской области, а организацию Белгородской области оставят без внимания.

ПРИМЕР

Верхняя граница безопасного вычета по НДС во Владимирской области — 85,4%.

Сумма НДС = 1 000 000 * (100 — 85,4)/100 = 146 000 руб. — именно эту сумму НДС (и более) необходимо уплатить, чтобы у налоговой не было к Вам вопросов.

Если вычет по НДС превысит безопасный порог, то не факт, что налоговая придет с проверкой или потребует объяснений, поскольку оценка налоговых рисков у ФНС состоит из, примерно, 40 пунктов. Однако, чем выше этого порога вычет, тем больше вероятность проверки. Так же невыход организации за пределы вычета в регионе не означает, что проверки не будет, но ее вероятность в этом случае ниже.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году - опубликованые ФНС России данные о налоговой нагрузке, на основании которых налоговая служба определяет, кого будет проверять. Данные налоговой нагрузки публикуются ежегодно в Приложении 3 к .

В 2018 году публикуются данные о налоговой нагрузке за 2017 (и более ранние годы). Данные по налоговой нагрузке за 2018 году публикуются в мае 2019 года.

Комментарий

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности ежегодно рассчитывается Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и публикуется в Приложении 3 к .

Налоговая нагрузка используется ФНС РФ как один из критериев для назначения выездной налоговой проверки. Так, если фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган считает это как подозрительный признак и может провести налоговую проверку (см. ).

Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

В 2018 году известна налоговая нагрузка за 2017 год. Дело в том, что налоговая нагрузка рассчитывается после обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности за календарный год. Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за календарный год ФНС получает к концу марта следующего года. Затем ФНС РФ обрабатывает эти данные и к началу мая следующего года публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности за календарный год (например, в мае 2018 года публикуется налоговая нагрузка за 2017 год).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2017 год

Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году*
Справочно:
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2017 год
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых - всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства - всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение -всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи - всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц


Похожие публикации