Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская). Южнокорейская модель рыночной экономики Развитие южной кореи

Южнокорейская модель экономики является одной из самых успешных в мире. Она показывает пример того, как беднейшая страна мира, к тому же истерзанная войной, за несколько десятков лет превратилась в одну из самых богатых и высокотехнологичных держав.

Сегодня Южная Корея – один из лидеров в производстве бытовой и компьютерной техники, торговых судов, автомобилей, компьютерных игр, однако старшее поколение корейцев ещё помнит времена, когда приходилось работать в буквальном смысле за еду, а цветных телевизоров (разумеется, импортных) насчитывалось всего несколько штук на всю страну.

Принципы экономики

  • Экономика Южной Кореи базируется на нескольких уникальных принципах, возникших в условиях восточного менталитета:
  • Невероятное трудолюбие;
  • Крупные корпорации – чёболи – как основа экономики;
  • Немногочисленность и слабость малых предприятий;
  • Высокая социальная сплоченность;
  • Авторитарный стиль правления, заметный даже при нынешнем, формально демократическом режиме.

Чёболи

Чёболь – это жёсткий костяк экономики, культуры и всей жизни Южной Кореи. Он представляет собой конгломерат формально независимых, но подчинённых единому руководству предприятий. Одно такое мегапредприятие производит десятки и сотни видов товаров. Рабочие в чёболях получают зарплату, а также во многих случаях общежитие или квартиру. Однако большую часть суток работник проводит на предприятии, возвращаясь домой только чтобы переночевать.

Отпуск если и существует, то очень непродолжительный – всего несколько дней. Впрочем, трудолюбие корейских рабочих не стоит переоценивать: в полную силу они работают только несколько часов в сутки, а остальное время обедают, развлекаются, общаются – в общем, живут полной жизнью, не выходя за пределы организации.

Чёболи настолько вошли в сознание корейцев, что о них даже сочиняют анекдоты. Чёболь даёт простому корейцу практически всё – деньги, карьеру, жизнь по высоким стандартам, а вне чёболей жизни нет. Первые чёболи появились в Корее в 60-х годах с лёгкой руки генерала Пак Чон Хи, ставшего диктатором и теперь признанного отцом нации.

В тогда ещё нищей Южной Корее он объединил тридцать самых успешных предпринимателей и велел им развивать те или иные отрасли производства, взамен предоставив налоговые льготы и другие преимущества. Всего за 10 – 15 лет страна превратилась из импортёра всего, на что только хватало скудных средств, в экспортёра товаров лёгкой промышленности, обуви и строительных услуг.

Прошло ещё немного времени, и Южная Корея превратилась в то, что она представляет собой сегодня – в крупнейшего производителя различного оборудования. Одновременно с этим японские чёболи (дзайбацу), процветавшие с XIX века, после Второй мировой войны исчезли.

Экономическая модель развития Южной Кореи

«Чудо на реке Ханган» - подобным аллегорическим выражением были названы международным сообществом просто удивительные экономические успехи в Южной Корее. На заре становления государственности эта страна являлась одной из самых бедных аграрных государств этого региона. Приблизительно в 1962 году правительство Республики Корея взяло курс на усовершенствование и развитие экономического потенциала страны, прежде всего, изменив направленность основных производств с аграрных на промышленные, причем очень технологичные и высокоинтеллектуальные. Учитывая неподражаемое трудолюбие корейского народа, грамотную экономическую политику правительства, менее чем через четыре десятка лет страна превратилась в одного из лидеров мирового рынка высокотехничных, высокоинтеллектуальных товаров.

На сегодняшний день страна занимает 12-ое место в мире по объему торговли. Республика Корея на сегодняшний день является, и это общепризнанно, одним из мировых лидеров в производстве электронной аппаратуры и приборов, автомобилей, кораблестроении. Но останавливаться на достигнутом южнокорейцы не собираются. К 2020 году Корея планирует стать основным блоком в азиатском экономическом союзе. Учитывая потенциал этой страны - все возможно. Для достижения поставленных целей, учитывая реалии сложившегося экономического кризиса, правительство предприняло ряд эффективных мер по изменению ситуации в лучшую сторону. Были проведены реформы в корпоративной, финансовой и государственной части экономики, на рынке труда.

Основным из направлений выхода страны из кризиса правительство видит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Что означает дальнейшую либерализацию финансового рынка что страны. Таким образом Южная Корея планирует увеличить эластичность рынка труда, снизить безработицу, поддержать конкурентоспособность транснациональных корпораций, импорт продукции которых составляет большую часть доходов страны.

Большим подспорьем для привлечения иностранных инвестиций в страну является людской ресурс страны. Более 100 тысяч высококвалифицированных специалистов разных направлений промышленности выпускают высшие учебные заведения, многие из которых стараются получить ученые степени. Этот фактор позволяет инвесторам разных стран открывать производство новой высокотехнологичной продукции. Кроме того, в предвыборной программе президента страны Ли Мён Бака заложены тезисы о создании на территории Республики Корея города высоких технологий, что будет способствовать увеличению рабочих мест, росту товарооборота со странами-партнерами и, как следствие, притоку новых капиталовложений в экономику страны.

Кроме всего прочего, Южная Корея является одним из ключевых транспортных узлов азиатского региона, что позволяет использовать эту страну как экспериментальную площадку по производству новой продукции, поскольку возможности грузоперевозок здесь достаточно неограниченны - морем, по суше, воздухом.

Модель экономического развития Южной Кореи с ее главными параметрами - ориентация на экспортное производство, мобилизация финансовых источников накопления, развитие науки, техники, подготовка рабочей силы может успешно функционировать только при определенных макроэкономических условиях. Ими являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, развитие сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием, а также политика справедливого распределения доходов. Исследования развития Южной Кореи позволяют выделить причины экономического успеха этой страны. Это - своевременный переход к осуществлению стратегии экспортоориентации на основе достижения определенного уровня импотртозамещения и тщательного анализа сравнительных преимуществ страны. Для стимулирования экспортоориентации были предприняты различные меры, например создание специальных организаций по содействию экспорту, изменение курса обмена в пользу экономического производства, освобождение фирм, производящих продукцию для экспорта, от налогов и выдача им субсидий или кредитов на льготных условиях и т.д. В процессе развития экспортного производства произошли радикальные перемены в самом составе товарного экспорта и в структуре национальной экономики. Наблюдается тенденция уменьшения удельного веса первичной и обрабатывающей продукции и увеличение доли продукции отраслей тяжелой промышленности.

1. Эффективная мобилизация различных финансовых источников накопления, создание в стране хорошего инвестиционного климата.

На практике иностранные займы представляются наиболее эффективной формой привлечения иностранного капитала.

  • 3. Долгосрочная государственная политика в области науки, техники и подготовке кадров. В самом начале индустриализации правительство приняло ряд мер по осуществлению долгосрочной национальной стратегии в этой области - были созданы органы по развитию науки, техники, контроля над качеством промышленной продукции и подготовки кадров. В этой сфере Корея во многом заимствовала опыт Японии, в частности механизм взаимодействия между государственными и частными НИИ.
  • 4. Нормальное обеспечение населения продовольствием посредством необходимого импорта и развития национального сельского хозяйства
  • 5. Приостановление инфляции и сдерживание ее роста в процессе индустриализации
  • 6. Обеспечение социально-политической стабильности и политике справедливого распределения доходов населения
  • 7. Трансформация страны от застойного «азиатского» способа производства в рыночно-еврокапиталистический.

Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.

Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям. Основная отрасль промышленности: военная промышленность. Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный бюджет. В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи, сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи, опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике, ориентированной на восстановление экономики. Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил. Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения, сокращению внутреннего производства и импорта.

Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность экономики страны.

Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов военного назначения. Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой партии Кореи в 1967 году. Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях, когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает дефицит невоенной продукции.

В Северной Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-промышленного комплекса. Остальные отрасли промышленности - это машиностроение, электричество, химическая промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда, магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия, текстильная промышленность, пищеперерабатывающая промышленность и туризм. Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое; сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. Однако за последние годы улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.

северная корея экономика

Заключение

Южная Корея опережает КНДР по основным макроэкономическим показателям. По данным 2003 г., темпы экономического роста Северной Кореи в 10 раз ниже темпов развития Южной Кореи. Так, ВВП Республики Корея составил 625,7 млрд. долл., превосходя данный показатель Северной Кореи в 27 раз. Данная ситуация характерна и для показателей благосостояния населения: несмотря на то, что численность населения КНДР в два раза ниже, показатель ВВП на душу населения значительно отстает. Уровень же военных расходов Северной Кореи превышает уровень Южной Кореи в 10 раз, что подтверждает высокую милитаризацию производственного сектора экономики.

Также стоит отметить факт, на волне вливания огромных средств в финансовые вены Южной Кореи ее авторитарная власть смогла не только сохранить достигнутый рост, но и консолидировать и приумножить его по средствам создания и стимулирования к развитию чеболь или конгломератов.

Чебо́ль - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи возникли в Южной Корее в конце Корейской войны и существуют до сих пор.

Именно благодаря данному феномену 1980-х и 1990-х экономический рост продолжился, и Республика Корея превратилась из экспортера текстиля и обуви в крупнейшего в мире производителя электроники, судостроения, автомобилей, стали, а также высокотехнологичные продукты такие как мобильные телефоны, цифровые мониторы и полупроводники. Все это стало фундаментом для создания южнокорейской модели развития поощрения роста крупных, конкурентных на международном рынке компаний через целевое финансирование и налоговые льготы и привело к созданию таких всемирно известных корпораций как Hyundai, LG, SK, Samsung, KIA. И уже в 2004 году Корея присоединилась к триллионодолларовому клубу мировых экономик. В 2000-х экономика Республики Корее пострадала от глобального экономического спада, это обнажило ряд проблем и рост экономики замедлился в среднем до 4% в год. Последствия мирового кризиса сильно ударили по ряду корейских корпораций, так второй по величине чеболь с начала 90-х Daewoo и вовсе обанкротился.

Начиная с 2010-го и по сегодняшний день наблюдается слабый экономический рост ввиду рыночных спадов в Китае, Еврозоне и США, а посему Южная Корея столкнется с проблемой сильной зависимости от экспорта. При все при этом правительство страны ставит перед собой задачу увеличение роста экономики с прогнозных 4% пункта до 7%.

Корейская модель с 1960-х по 2010 г. имеет четыре отличительных особенности:

  • невероятное трудолюбие;
  • мощные конгломераты;
  • относительно слабые мелкие фирмы;
  • высокая социальная сплоченность.

Корейцы работают порядка 2200 часов в год, это в полтора раза больше чем у голландцев или немцев, но качество при этом ценится выше чем количество. Образовательные школьные стандарты здесь идут в сравнение со стандартами Финляндии и Сингапура, а на высшее образование приходится большая часть расходов ВВП, даже больше чем в таких богатых странах, как США.

Мощность корейских конгломератов крайне велика, так Samsung Electronics продает больше смартфонов чем Apple, а Верфи Кореи строят самые большие суда-контейнеровозы в мире.

В Южной Корее действует протекционистская политика в отношении корпораций, которая призвана усилить международное влияние таких фирм путем финансового стимулирования и льготного налогообложения со стороны государства. Но у данной политики есть и обратная сторона, мелкий бизнес фактически не имеет шансов развиваться в средние и крупные формации, так как на этом рынке уже присутствуют большие игроки.

Социальная сплоченность выражается в справедливом распределении доходов среди населения, уровень Джини в этой стране отстает от стран Скандинавии, но обгоняет такую страну к примеру, как Канада, данный коэффициент в стране равняется 0,31.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Хотя Южная Корея географически расположена на другом полушарии, но ее опыт может быть отчасти перенесен в нашу с вами действительность. В первую очередь необходимо предоставить надежные гарантии защиты прав инвесторов путем изменения правового поля в отношении частной собственности, уменьшить налоговое бремя, исключить изымание сверхприбыли у крупных промышленных предприятий страны, позволить свободно развиваться малому и среднему бизнесу. Имея высокий уровень подготовки кадров, в частности в IT-сфере, необходимо и дальше создавать благоприятные условия для их развития, путем целевого субсидирования и льготного налогообложения.

2. Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская).

Рассмотрим японскую и южнокорейскую модели одновременно, так как они очень похожи. Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральное место в мировой политике и экономике. Но в начале 20 в. эти два государства в основном были аграрными, у них не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, эти государства проводят серию реформ. После чего эти две аграрные страны к концу 20 в. выходят на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становятся главными импортерами ее. Сейчас эти государства называют «молодыми тиграми». Но что же стоит за экономиками этих стран. , .

Главной особенностью экономик Японии и Южной Кореи является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества, но существуют также и определенные отличия.

Вмешательство государства в экономике Японии осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952-1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса.

Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику).

Что же касается Южной Кореи степень государственного влияния на экономическую и на социальную жизнь со стороны государства на много выше чем в Японии. Правительственный контроль над развитием хозяйственно сферы был предусмотрен основным законам страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решении, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. Для урегулирования отношений широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960-1989 гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.

Еще одной из особенностей японской и южнокорейской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов - план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Что касается Южной Кореи, то процесс хозяйствования страны связан на прямую с государственным планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

В сфере предпринимательства в японской и южнокорейской моделях наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торго­вых и деловых традиций, коренящихся в истори­ческих и культурных особенностях развития об­щества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы». Рассмотри их ниже. .

В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. От­дельные авторы характеризуют японскую систе­му как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного раз­решения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопо­ниманию и согласию.

Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объ­ясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу»(«группирование») в виде "объедине­ний", охватывающих разные сферы экономики.

«Объединение» представляет собой группу хо­рошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожи­дания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, кото­рый действует невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В «объединении» посред­ством тесного человеческого общения формиру­ется взаимное доверие и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате примене­ния разных санкций повышается денежная ответ­ственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нару­шение морали.

Теперь рассмотрим такую особенность южнокорейской экономика как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития. Ярчайший пример этого – корпорация “Эл Джи”.

Несколько десятков чеболов (крупнейшие из которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”, “Эл Джи”, “Эс Ка Глобал”) контролируют почти все отрасли экономики. Им принадлежит большинство крупных и средних компаний. На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП и около 70% экспорта.

Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить:

    быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности;

    использование новейших иностранных технологий;

    большое внимание подготовке управленческих кадров;

    межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов;

    более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость.

Но все-таки основой их существования и процветания являлась поддержка со стороны государства. Крупнейшие чеболы возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях – производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, строительстве. Рост чеболов во многом происходил благодаря созданной для них системе льготного финансирования. Чеболы получили около 75% банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х – начале 80-х годов. Во многом это предопределило не только сильную кредитную задолженность южнокорейских корпораций и низкую долю собственного капитала в активах, но и коррумпированную структуру, приведшую к слиянию интересов государства и бизнеса.

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской и южнокорейской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность это длительный рабочий день он составляет приверно57,7 часов в неделю. Плюс для этих моделей характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских и южнокорейских производителей высока. Также наблюдается особенность разницы оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения стоятся на философии «фирма – наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. . Последняя особенность этих моделей которую я хотел бы отметить – это протекционистская политика государства которую вели Япония и Южная Корея долгое время.

Перейдем к следующей азиатской модели: китайской модели рыночной экономики. Китайская Народная Республика (КНР) - одна из крупнейших стран мира. На ее территории - 7,2% мировой суши - проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель.

Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам. Что стоит за успехами Китая и как ему это удалось? Ответим на этот вопрос ниже.

Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

    гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;

Введение............................................................................................. 3 - 4

Глава 1. Типы экономических систем. .................................................... 4 - 5

1.1 Смешанная система и ее модели. Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.................................................................. 6 - 13

2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг.........

2.5 Программа стабилизации: 1979-1988 гг.

2.6 Стимулирование научно-технического прогресса.

2.7 Финансово-промышленные группы.

Глава 3. Банковская система Республики Корея................................... 14 - 18

3.1 История складывания банковской системы.

3.2 Деятельность кредитно-банковских институтов. Заключение 19

Список литературы.................................................................................... 20

Введение.

Тема выбранной мною курсовой работы не случайна. Меня сразу же привлекла эта тема, “Экономическое развитие Южной Кореи” , я посчитала ее актуальной, особенно на сегодняшний день, когда наша страна стоит на перекрестке двух дорог: какую из них выбрать - социально- ориентированную, присущую Западной Европе или же восточноазиатскую? На мой взгляд, именно сейчас необходимо рассмотреть все оптимальные варианты во избежание всевозможных кризисных ситуаций. Южная Корея всего лишь три десятилетия назад находилась в бедственном положении: высокий уровень инфляции и безработицы. Что же произошло? Как раз этот вопрос я задала себе при выборе этой темы. В чем же скрыт секрет южнокорейского чуда? Кто же повлиял на столь благоприятный исход? Какова была и есть роль государственного аппарата в развитии экономики, рыночных отношений?

Ответы на эти вопросы должны раскрыться в моей работе, которая построена следующим образом.

Первая глава посвящена типам экономических систем, в частности смешанной системе, к которой и относится страна Южная Корея.

Вторая глава прослеживает стратегию экономической политики этого государства.

Отдельной главой я выделила банковскую систему Южной Кореи. Банки были первой помощью государства. На них опиралась вся инфраструктура страны.

В заключении подведен итог моей курсовой работы. Здесь представлен перечень вопросов, рассмотренных мной, и найденных ответов на них.

Глава 1. Типы экономических систем.

1.1 Смешанная система и ее модели.

Под экономической системой мы понимаем совокупность экономических отношений и форм хозяйствования, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена потребления материальных и духовных благ и услуг.

В экономической науке различают несколько типов экономических систем. Среди них: традиционная экономика, рыночная, административно- командная и смешанная. На последней мне бы и хотелось остановиться.

Смешанная модель, как правило, сочетает в себе регулирующую роль государства и экономическую свободу производителей. Она диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную и другие экономические политики, способствующие экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Современный мир показывает большое разнообразие форм. Самые наглядные из них - шведская, японская, американская, южнокорейская модели.

Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, составляющий более 50% ВНП. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает высокий экономический рост с высоким уровнем благосостояния населения и с обеспечением полной занятости.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит индикативный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие мобилизирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что необходимо для развития страны. Это позволяет создавать системы управления и организации производства, дающие большой эффект в условиях Японии.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Южнокорейскую модель экономического развития также относят к одним из значимых моделей смешанной системы. Эта модель подразумевает стратегию, ориентирующую производство страны на экспорт. Она успешно сочеталась с большим притоком иностранного капитала, ростом денежных сбережений населения и интенсивным внедрением в производство передовых достижений научно-технического прогресса.

Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.

2.1 Восстановление экономики: 1953-1961 гг.

Послевоенная Корея представляла собой аграрную страну с закрытой экономикой. Промышленная база была полностью разрушена войной. Быстрый рост населения, ускоренная урбанизация, безработица осложняли ситуацию переходного периода. В условиях дефицита основных потребительских товаров правительство ориентировало производителей на выпуск товаров повседневного спроса, замещающих соответствующий импорт. Однако политика импортозамещения вскоре натолкнулась на ограниченность инвестиций и недостаточную емкость внутреннего рынка.

Правительство правело земельную реформу, направленную на увеличение числа землевладельцев за счет перераспределения земельных ресурсов. Число фермеров-арендаторов земли снизилось с 42,1% в 1947 г. до 5,2% в 1964 г. Таким образом удалось нарастить объемы производства основных сельскохозяйственных продуктов., существенно ослабив остроту проблемы насыщения внутреннего рынка продовольствием.

Вторым шагом к восстановлению южнокорейской экономики явилась реформа, направленная на максимальное использование людских ресурсов. Корея обеспечила 265%-ый рост охвата населения средним образованием по сравнению с предыдущими годами. Уровень неграмотности сократился с 78% до 28%. Наличие относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы стало основным конкурентным преимуществом.

В целом за рассматриваемый период экономика страны, пройдя путь ошибок и проб в поиске эффективной стратегии развития, подошла к началу 60-х гг. с относительно невысокими темпами роста ВНП - 3,7% , а ВНП на душу населения - 1,7%.

2.2 Становление системы централизованного экономического планирования.

Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным “мозговым центром”, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивый экономический рост. Ведущая роль государства в экономике Южной Кореи была отражена в ее конституции: “Государство регулирует и координирует экономическую жизнь”, что фактически закрепило государственное вмешательство во все без исключения сферы народного хозяйства.

Госпланирование в Республике Корея началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.

2.3 Усиленная поддержка экспорта: 1962-1971 гг.

Пришедшее к власти новое правительство в 1962 г. страны начало разработки серии пятилетних планов экономического развития. Для реализации этой политики было учреждено Министерство экономического планирования(МЭП).

Основой разработанной стратегии экономического развития стали ориентация промышленности на внешние рынки, стимулирование и государственная поддержка экспорта. Практические меры включали в себя: выделение прямых экспортных субсидий, налоговые и таможенные льготы производителям экспортной продукции, обеспечение упрощенного порядка прохождения таможенных процедур и др.

Интенсивное наращивание промышленного производства требовало значительного объема инвестиций, приток которых в условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов мог быть обеспечен за счет привлечения в страну иностранного капитала. Для этого был принят закон “О поощрении иностранных инвестиций”, в котором иностранным инвесторам гарантировалась защита капитала и страхование от некоммерческих рисков. В результате суммарный приток иностранного капитала возрос в 8 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.

Итак, после выполненного ряда реформ результаты превзошли ожидания. ВНП в реальном исчислении увеличился более чем вдвое при среднегодовом темпе роста в 9,5% (13,8% по душевому ВНП). Объем внешнеторгового оборота составил в 1971 г. 3,4 млрд. долл. (по сравнению с 447 млн. долл. в 1962 г.), в том числе экспорт - 1,1 млрд. долл.

2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг.

В данный период наблюдается перестройка отраслевой структуры промышленности и экспорта в соответствии с изменившимися условиями развития мирового хозяйства. В это время Корея начала терять конкурентные преимущества в экспорте трудоемких товаров (фанера, обувь, текстиль), которые обеспечивались использованием дешевой рабочей силы невысокой квалификации. Вследствие был сделан упор на дальнейшее усиление политики импортозамещения и создание собственных мощностей тяжелой и химической промышленности.
Правительство последовательно осуществляло курс на ускоренное развитие металлургических, химических и нефтехимических производств. Созданные в те годы такие мощные комплексы, как Югонг (нефтеперерабатывающий завод), ПОСКО (металлургический комбинат) и др., составляют сегодня основу индустриального сектора национальной экономики.
Осуществление крупномасштабных индустриальных проектов в условиях нефтяного кризиса 1973-1974 гг., нанесшего сильнейший удар по платежным балансам, для Кореи было облегчено за счет осуществления программы экспорта строительных услуг в страны Ближнего Востока.
Форсирование роста производства, большая доля которого обслуживала потребности экспорта (а не внутреннего рынка), неизбежно привело к “перегреву” экономики: рост уровня инфляции, дисбаланс в развитии отдельных секторов экономики и регионов, дисбаланс в распределении доходов.



Похожие публикации