Правильно учитываем резерв средств на непредвиденные работы и затраты. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело. Банк экспертных заключений Что такое непредвиденные затраты 2

4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

Уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

Ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;

Изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета

4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:

4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

по внутриквартирным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. - пропорционально потребности объектов;

по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков;

в других случаях - пропорционально общей площади зданий (сооружений).

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений рекомендуется приводить в составе пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости строительства.

4.100. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".

В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.

Сторонам следует определить в договоре размер суммы резерва, находящейся в распоряжении каждой из сторон. Возмещение затрат подрядчика из средств резерва на непредвиденные работы и затраты производится при наличии документального подтверждения понесенных расходов.

Обоснование:

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). По общему правилу в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения, в том числе путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. (ст. 709 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3.5.9.1 "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)", в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв определяется от итога глав 1-12 в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен в каждом конкретном случае по согласованию с Госстроем России.

Указанные средства показываются отдельной строкой с распределением по графам 4 - 8. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

Следует отметить, что в сметно-нормативной базе как 1984 года, так и 1991 года предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты был существенно выше — до 10%.

И хотя в данном пункте "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)" оговорена возможность увеличения предельного размера средств на непредвиденные работы и затраты, но лишь по уникальным и особо сложным объектам, да и то только по согласованию с Госстроем России в каждом конкретном случае.

Думается, что установленный порядок может привести к резкому увеличению количества объектов и строек, финансируемых из бюджета, представленных на переутверждение и на это всегда

Будут находиться уважительные причины, поскольку далеко не всегда стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений можно определить с точностью до 2-3 пунктов.

Если взять материалы американской сметной фирмы "Миш" (в переводе фирмы "Ко-инвест", Москва), то там сказано, что смета есть не что иное, как уникальная догадка. Но догадаться с точностью до 2 — 3 процентов удается далеко не всегда. И не случайно в материалах той же фирмы "Минз" точность счета при определении стоимости строительства на разных стадиях даётся от 30% до 5%. 30% — при экспертном определении стоимости строительства, которое делается примерно за 1 час, 5% — при определении стоимости строительства на основе смет к рабочим чертежам, на которое определен срок три недели.

Бог с ними, с американцами. Но ведь и у нас порядок прежде был примерно такой же. На объекты типового жилищного строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты составлял 2%, т. е. столько же, сколько и сейчас. Но уже по объектам жилищно-гражданского строительства, возводимым по индивидуальным проектам размер средств на непредвиденные работы и затраты составил уже 3% и даже 5%, а по особо сложным и уникальным объектам строительства — 10%.

По объектам и стройкам промышленного назначения размер средств на непредвиденные работы и затраты составлял от 3% до 10%.

При этом существовала некоторая градация размера средств на непредвиденные работы и затраты при определении стоимости строительства на различных стадиях:

При определении стоимости строительства на ранней стадии, когда стоимость строительства определялась на основе укрупненных показателей, размер средств на непредвиденные работы и затраты был наиболее высоким.

При определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей по объектам индивидуального строительства, размер средств на непредвиденные работы и затраты был несколько меньше.

При определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей по индивидуальным проектам повторного применения, размер средств на непредвиденные работы и затраты был еще меньше.

И наконец, при определении стоимости строительства на стадии рабочих чертежей на основе типовых проектов, размер средств на непредвиденные работы и затраты был наименьшим, как уже говорилось выше и не превышал 2%.

При этом при определении стоимости строительства типовых жилых и общественных зданий и инженерных сетей и коммуникаций на основе прейскурантов на строительство (а это — как ни говори — укрупненный показатель), размер средств на непредвиденные работы и затраты был не наибольшим как по укрупненным показателям, а наименьшим, как для типового строительства.

При таком порядке чувствовался определенный здравый смысл и этот порядок, апробированный временем и просуществовавший несколько десятков лет, думается, оправдал себя. В установленном же порядке, когда размер средств на непредвиденные работы и затраты установлен в пределах 2-3 процентов как для типовых объектов, так и для объектов, стоимость которых определяется по аналогам, УПСС, прейскурантам на потребительскую единицу строительной продукции и другими усредненными показателями, здравый смысл искать сложно.

Ладно, оставим в покое здравый смысл, хотя не хочется. Но и в правовом отношении установленный порядок определения размера средств на непредвиденные работы и затраты выглядит далеко не блестяще. Дело в том, что существует известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 г. №328. И в приложении к этому Постановлению приводятся предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты по объектам реконструкции и технического перевооружения. Так вот, предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты, приведенные в этом документе колеблются от 6% до 10%. И пусть давно уже нет не то, что ЦК, но и самой КПСС, но ведь Постановление подписано не только руководством правящей тогда партии, но и Правительством страны. А Россия объявила, что она является преемником СССР и законы СССР, и Постановления Правительства этой страны действительны до тех пор, пока не вышли другие законы, другие Постановления Правительства России по этим вопросам. Но других Постановлений не было. Ни Правительства СССР, ни Правительства России. Значит указанное Постановление от 13 марта 1986 года №328 не утратило своей силы и поныне. А статус Правительства намного выше статуса одного из подразделений этого Правительства. Поэтому, до сих пор, пока Правительство России не пересмотрит предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты, приведенный в Приложении и Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1986 года №328, этим документом следует руководствоваться. И никаких оговорок, что, мол СССР давно уже нет, тут быть не может.

Более того, в Гражданском кодексе России, в статье 744 п. 1. сказано, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Следовательно, должны быть предусмотрены и источники покрытия дополнительных расходов. А как же тогда быть, если право на внесение изменения дано в размере аж до 10%, а предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты — всего 2-3%? Каждый раз бегать в

Госстрой России за разрешением? Не набегаешься.

И ведь на этот раз документ не бывшего СССР. Гражданский кодекс России. И статус этого Гражданского кодекса России будет повыше даже чем статус Постановления Правительства России.

Более того. В той же статье 744 Гражданского кодекса РФ, в пункте 3 сказано, что "подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего кодекса пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее, чем на десять процентов."

Получается, что при внесении заказчиком изменений в техническую документацию, влекущих за собой увеличение сметной стоимости на 10,5 %,подрядчик имеет право требовать пересмотра сметы, а если увеличение стоимости составило 9,5 %- не имеет. У заказчиков появилась возможность наживаться за счет подрядчиков совершенно законным образом. Хорошо ли это?

Такое положение сложилось в результате того, что предельный размер средств на непредвиденные работы и затраты длительное время был определен в размере 10 %. Вот/ уже и законодательную базу к этому подвели. А потом Госстрой России норму резерва средств на непредвиденные работы и затраты резко уменьшил. Что же делать с законодательством?

Этот и другие вопросы такого рода подробно будут рассматриваться в книге 5 планируемой к выпуску серии под рубрикой "В помощь сметчику" — "Контракты и цены в строительстве ". Здесь же можно сказать одно — наилучший способ устранить все эти несоответствия и состыковать не стыкующееся — изменить предельные размеры средств на непредвиденные работы и затраты в большую сторону, восстановив норму предельного размера средств на непредвиденные работы и затраты в размере десяти процентов.

Думается, что по объектам внебюджетного финансирования так и будут делать. Ведь это заказчику в первую очередь средств не хватит.

И еще один вопрос нельзя не затронуть.

В последнем абзаце пункта 3.5.9.1 "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)" сказано: "Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика".

Тут вообще ничего не ясно, что имеется в виду. Всегда считалось и в Методических указаниях по определению и применению договорных цен в строительстве это оговорено, что та часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая включалась в договорную цену, передавалась подрядчику, а оставшуюся часть заказчик расходовал, так сказать, по своему усмотрению. Здесь же вроде бы и в договорную цену включается и подрядчику не передается.

Однако, вопрос здесь более серьезен. Это не просто казус. Дело в том, что на протяжении многих лет, начиная со сметно-нормативной базы еще 1969 года, а возможно и раньше, существовал порядок деления резерва средств на непредвиденные работы и затраты на резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты на резерв заказчика на непредвиденные работы и затраты. Резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты устанавливался в виде процентной нормы, начисления на объектные сметы и в виде всё той же процентной нормы (как правило 1-2 процента, но не менее 1 %} начислялся (без расшифровок) на стоимость выполненных работ в актах приёмки выполненных работ, подписываемых заказчиком и подрядчиком ежемесячно. Этот резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты был предназначен для компенсации подрядчику его дополнительных затрат и потерь в процессе производства работ, связанных с деятельностью подрядчика, изменения технологии строительного производства, замены механизмов против учтенных единичными расценками, замены материалов без согласования с заказчиком и проектной организацией на более дорогие, изменение транспортных схем доставки материалов и т. д. и т. п. Нет у подрядчика крана (или другого механизма), учтенного единичными расценками, есть более дорогой — разница компенсируется из резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты; нет у подрядчика сию минуту арматуры нужного диаметра, а надо срочно бетонировать конструкции и приходится устанавливать арматуру несколько большего диаметра — разница оттуда же; нет возможности доставки кирпича по железной дороге из-за не комплектации вагонной нормы либо из-за отсутствия самих вагонов, приходится везти автотранспортом, что значительно дороже — разница компенсируется опять же из того же резерва. И много других примеров на ту же тему. И, что очень важно, все эти компенсации непредвиденных затрат подрядчика осуществлялись без расшифровки практических затрат, одним лишь начислением резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты. Так было удобно. Но к резерву подрядчика на непредвиденные работы и затраты не относились следующие виды работ:

Затраты, связанные с уточнением объемов работ по рабочим чертежам при утверждении сметной документации на более ранней стадии

Сметные ошибки, выявленные уже после утверждения сметной документации, включая арифметические ошибки

Дополнительные затраты, вызванные изменениями проектных решений в рабочих чертежах против проектных решений в ранее утвержденном проекте (а к ним можно было относить и большинство сметных ошибок, поскольку проработка проектной документации в утверждаемой части проекта была неглубокой и зачастую в утверждаемой части проекта просто не было тех или иных проектных решений, подпольных каналов, например, а в рабочих чертежах все это появилось)

Указания заказчика о необходимости выполнения тех или иных дополнительных работ, не учтенных проектно-сметной документацией

Указания приёмной комиссии о том же при оформлении актов приемки объектов в эксплуатацию.

Получается, что все дополнительные затраты, связанные с изменением объемов работ или с уточнением расценок компенсировались из резерва заказчика на непредвиденные работы и затраты. На эти непредвиденные затраты составлялась сметная документация и они отдельной строкой оформлялись в актах приемки выполненных работ как выполненные работы. А из резерва подрядчика на непредвиденные работы и затраты компенсировались, как уже говорилось выше, дополнительные затраты подрядчика, связанные с изменением подрядчиком технологии строительного производства, заменой механизмов против предусмотренных единичными расценками, заменой материалов по инициативе подрядчика и на более дорогие, изменением схемы доставки материалов и т. д. То есть, дополнительные затраты, связанные с изменением физических объемов к резерву подрядчика на непредвиденные работы и затраты не относились.

С переходом на договорные цены в строительстве в нашей стране, было определено, что в договорную цену включается резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты в обязательном порядке и часть резерва заказчика на непредвиденные работы и затраты — по усмотрению сторон, заказчика и подрядчика, как договорятся.

С 1994 года, с введением "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" Госстрой России ввел серьезные изменения в существующее положение. Не только был резко снижен размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты, практически был ликвидирован резерв подрядчика на непредвиденные работы и затраты, который начислялся на стоимость выполненных работ в виде процентной нормы.

В этом "Порядке…" Госстрой России указал, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты (уже без распределения на непредвиденные подрядчика и непредвиденные заказчика) предназначен для компенсации подрядчику дополнительных физических объемов работ, выявленных в процессе строительства. На эти дополнительные физические объемы работ должны составляться дополнительные сметы на непредвиденные работы и затраты. Эти дополнительные физические объемы работ должны включаться поименно в акты приемки выполненных работ и подписываться заказчиком и подрядчиком. О резерве подрядчика на непредвиденные работы и затраты, а также о компенсации тех затрат подрядчика, которые компенсировались из этого резерва, о чем говорилось выше, в данном документе не было сказано ни слова, как будто с умалчиванием об этих затратах они перестали существовать. И большинство заказчиков (и контролирующих органов, конечно) стали так буквально все и понимать и пропускать за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты только дополнительные физические объемы, в крайнем случае — корректировку расценок.

Но ведь такое положение методологически неверно. Оказался неучтенным целый ряд затрат подрядчика.

Думается, что в такой ситуации подрядчик вправе будет предъявлять заказчику для компенсации из резерва средств на непредвиденные работы и затраты не только дополнительные физические объемы и корректировку расценок, а все свои дополнительные затраты, выявленные в процессе строительства, в том числе:

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с занижением норм расхода материалов в элементных сметных нормах

См. книгу I из серии "В помощь сметчику" — "Сметы на строительные работы", гл. 2;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций при отличии технологии строительства на объекте от технологии, принятой и учтенной сметными нормами и единичными расценками — см. ту же книгу, гл. 2;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций при превышении фактических размеров затрат на временные здания и сооружения по сравнению с предельными нормами, вследствие того, что в перечень титульных временных зданий и сооружений включены дополнения, а предельные нормы затрат на временные здания и сооружения не увеличены — см. главу 4 данной книги;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с изменением способов доставки и расстояний перевозки местных строительных материалов, поскольку сметными ценами на местные строительные материалы, изделия и конструкции как в базе 1984 года, так и в базе 1991 года учтены транспортные затраты из условия кратчайшего расстояния их перевозок и наиболее экономичные способы доставки (в основном по железной дороге);

Компенсация дополнительных затрат подрядчика в связи с перекрытием автомобильных дорог на просушку в осенне-весенний периоды и необходимостью направлять автотранспорт в объезд либо платить за приобретение пропусков для грузового автотранспорта большой грузоподъемности;

Компенсация дополнительных затрат подрядных организаций в связи с необходимостью замены механизмов, учтенных элементными сметными нормами и единичными расценками на те, которые имеются у подрядчиков. (Это не только замена кранов, это и применение штукатурных станций вместо растворонасосов и многое другое);

Компенсация затрат подрядных организаций при применении кирпича и раствора более высоких марок, чем усредненно учтено расценками;

Компенсация затрат подрядных организаций при необходимости замены материалов на более дорогие;

Компенсация дополнительных затрат подрядчика по перебазировке тяжелой строительной техники (краны, экскаваторы, сваебойные агрегаты) тягачами на трейлерах, при небольшом объеме работ, выполняемых с применением этой техники, в связи с чем затраты на перебазировку, учтенные в стоимости машиносмен, а следовательно, и в единичных расценках, будут недостаточны.

И т. д. и т. п.

Но правильнее было бы, наверное, вернуться к порядку, при котором часть средств резерва на непредвиденные работы и затраты выделяется подрядчику в процентной норме, и предусматривается на те же цели, что и прежде и расходуется в прежнем порядке.

Думается, что по объектам бюджетного финансирования заказчики и подрядчики смогут решить этот вопрос самостоятельно, чтобы избежать впоследствии, при строительстве объекта, множество мелких споров,

В соответствии с пунктом 3.5.9.2. "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС (81-1.99)", дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию, а по проектам строек, финансируемых из федерального бюджета, - в порядке, устанавливаемым Госстроем России.

Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33 указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены.
В этом случае передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена для покрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением в период строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц, ростом оплаты труда и т.п.

Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене расшифровка расхода подрядчиком части резерва, включенного в твердую договорную цену, не требуется. Расчеты по отдельным лимитированным затратам должны осуществляться в соответствии с принятыми договорными условиями.

В случае, если расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за фактически выполненные работы, то весь резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете, остается в распоряжении заказчика и в цену выполненных работ не включается.

В случае, если государственным (муниципальным) контрактом на строительство не предусмотрено условие использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты для оплаты дополнительных работ или затрат, возникших в процессе строительства объекта, и не предусмотренных проектно-сметной документацией (твердой договорной ценой), то резерв средств на непредвиденные работы и затраты учтенный в твердой договорной цене, в соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05/03/2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

При необходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объем предусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметная документация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнение дополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельного контракта или дополнения к основному контракту.

ВОПРОС: Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств на непредвиденные работы и затраты?

ОТВЕТ:

В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от 29.12.1993 №12-349 " О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ" п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148).

Согласно п. 3.5.9.1 "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349) часть резерва на непредвиденные работы и затраты передается Заказчиком Подрядчику только в случае твердой договорной цены. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные работы весь резерв остается в распоряжении заказчика. При этом сообщаем, что в связи с выходом "Порядка..." письмо Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12 утратило силу. (Извлечение из письма Минстроя РФ от 30.08.1995 №12-251 " О РЕЗЕРВЕ НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ").


ВОПРОС: Непредвиденные затраты 2% можно ли применить к ремонтным работам (капитальный и текущий ремонт)? Есть ли документальное обоснование кроме МДС 81-35.2004 ? Как применять в смете, где вставлять и на что считается? Что входит в непредвиденные затраты, кроме того что написано в МДС 81-35.2004 ?

ОТВЕТ:

Непредвиденные в размере 2% применяются при капит а льном ремонте. В МДС (п. 4.96) всё описано.

В смете начисляется на итог перед НДС (т.е. на стоимость СМР с учетом затрат на временные здания, зимнее удорожание, перевозку рабочих (если вы их берете) .

Для обоснования непредвиденных затрат, при составлении КС , дела ется отдельный расчет на работы (стоимость должна быть не менее резерва, предусмотренного сметой), которые не предусмотрены сметой к договору, не являются дополнительными работами, возникшими в процессе выполнения работ, но являются необходимыми (допустим, ошибка в проектной документации на ремонт, если таковая имеется).

Непредвиденные затраты - лимитированная сумма. И если ее не хватает, значит надо вносить изменения в проектно-сметную документацию и учитывать затраты именно на непредусмотренные работы, которые возникли в процессе строительства. А если твердая договорная цена с учетом лимита непредвиденных не покрывает расходов на возникшие работы, то подрядчик должен разложить "непредвиденные затраты" все по "полочкам" (составить смету, калькуляцию и т.д.) для заказчика, и заказчик должен определить нужно ли это, т.к. это его дополнительные расходы. И это прописывается в договоре подряда обязательно т.е. " форс-мажорные обстоятельства". При определении дополнительных затрат все прописывать нужно в договоре подряда ОБЯЗАТЕЛЬНО .


ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет стоимости строительства.

ОТВЕТ:

На основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 п. 4.96), а также приказа Минрегиона РФ № 220 от 01.06.2012 г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ» в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных нормативными документами. Вышеуказанные документы включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Постановлением Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключены вышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением Правительства РФ №1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимости строительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).


ВОПРОС: Государственная экспертиза исключает резерв из сводного сметного расчета, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. Правомерно ли замечание экспертизы?

ОТВЕТ:

Учитывая, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение) предназначено для установления требований к разделам и содержанию проектной документации, а не к порядку учета в сметной документации отдельных видов затрат, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 628 пункты 31 (1) и 31 (2) указанного Положения были исключены.

Согласно пункту 30 Положения сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов).

Порядок составления сметной документации установлен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр сметных нормативов.

Пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220) установлен порядок учета в сметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, резерв средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, определяется в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.


ВОПРОС: При составлении последней редакции МДС 81-35.2004 в п.4.96. был убран последний абзац из предыдущей редакции, а именно: «при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены». Допускает ли новая редакция МДС:

- включать резерв на непредвиденные работы в полном объеме (3,0% для объектов производственного назначения) при формировании твердой договорной цены,

- включать в акты приемки выполненных работ и оплачивать по норме, согласованной при формировании договорной цены.

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета для объектов капитального строительства производственного назначения в размере, не превышающим 3-х процентов.

При этом возможность учета части резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон) цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

Учитывая изложенное, необходимость подтверждения подрядчиком резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включенного в твердую договорную цену, устанавливается государственным контрактом и в случае отсутствия такого подтверждения цена государственного контракта может быть снижена.


ВОПРОС: При прохождении экспертизы проектно-сметной документации ФГУ «Главгосэкспертиза», ссылаясь на приказ Минрегиона России от 01.06.2012 №220, потребовала согласовать с заказчиком размер средств на непредвиденные работы и затраты. Заказчик ответил, что согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2012 №628 «О признании утратившими силу пунктов 31(1) и 31(2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет не включается, а приказ Минрегиона от 01.06.2012 №220 отменен.

ОТВЕТ:

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 № 220 внесены изменения в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденную постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика), в том числе в пункт 4.96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, объем средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом и включается в сводный сметный расчет стоимости строительства.


ВОПРОС: В настоящее время нашей организацией проводится проверка и согласование аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство.

По данному объекту имеется в наличии проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, приказ о ее утверждении, выделены лимиты средств федерального бюджета для производства работ по строительству на 2010 год.

В целях исключения возможных неточностей при расчете начальной (максимальной) цены контракта просим:

1. Пояснить порядок учета резерва средств на непредвиденные расходы при расчете начальной (максимальной) цены контракта. Цена государственного контракта является твердой.

2. Уточнить порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с указанием регламентирующего документа по данному виду расчета.

3. Уточнить порядок оплаты резерва средств на непредвиденные расходы при строительстве объекта.

ОТВЕТ:

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по вопросу применения положений Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе по вопросам о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (включение в твердые цены тех или иных затрат, в том числе и резерва средств) и порядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственным контрактам с твердой договорной ценой, рекомендуется обращаться в Минэкономразвития России.

При этом согласно п. 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2. 1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 статьи 6 указанного Федерального закона определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.

По мнению Минрегиона России по решению заказчика часть резерва на непредвиденные работы и затраты, как правило не более 50% от норматива средств, может быть включена в начальную (максимальную) стартовую цену торгов (аукциона).

Кроме того, Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.


Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.
В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них в цены «эталонной» базы выпуска 2008-2010 гг.
На момент комплексной сдачи ПСД в ФГУ «Главгосэкспертиза», по состоянию на 01.10.2010 г., все временные мосты были построены и находятся в фактической эксплуатации. Стоимость выполненных объемов работ определена по сметам, разработанным на стадии «РД», а выполненные подрядчиком работы сданы в полном объеме по ПСД выпуска 2001-2007 гг. с уплатой всех бухгалтерских и налоговых платежей.
Данное положение дел соответствует «Требованиям к составлению сметной документации при разработке проектной и рабочей документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением средств Федерального бюджета», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД». Согласно указанным «Требованиям...», нормы и расценки утвержденной «эталонной» базы СНБ-2001/2008-2009 могут применяться при составлении ПСД, выпускаемой после 18 августа 2009 года, и ранее выпущенная ПСД с применением норм и расценок СНБ-2001/2007 пересчету не подлежит.
Необходимо отметить, что пересчет базовой стоимости в текущий уровень выполнен по индексу пересчета Минрегиона за 3 квартал 2010 года по Краснодарскому краю для вида строительства «прочие объекты». В расчетном индексе на «прочие объекты» не учтена специфика строительства мостов и тоннелей, а также номенклатура соответствующих материалов и механизмов (например, применение усиленного шпунта с поставкой из Нижнего Тагила, конструкции мостов и тоннелей импортного производства, импортная тоннельная и буровая техника и т.д.). Следует отметить, что в соответствии с договором строительство велось как в 2008, так и в 2009 годах. При этом стоимость выполненных объемов работ определялась с учетом индексов пересчета действующих на момент выполнения работ, например: индекс в уровне 3 квартала 2009 года составлял -5.5; в уровне 4-го квартала 2009 года -5.58; ФГУ «Главгосэкспертиза» для определения текущей стоимости предлагает применить индексы 3 квартала 2010 года в размере 4,84. Считаем, что индексы пересчета не должны быть ниже тех, по которым было принято выполнение и оплачены налоги. Предлагаем для определения стоимости в текущем уровне цен принять индексы 4 квартала 2009 года.
Кроме того, считаем, что требования ФГУ «Главгосэкспертиза», предъявляемые к Генпроектировщику и Заказчику в части пересчета ПСД, основываются на неправильном толковании существующей нормативной базы в строительстве, в частности:
- занижается стоимость металлических пролетных строений, высокопрочных болтов и опорных частей, которая была принята по отраслевым (ОАО «РЖД») сборникам сметной стоимости материалов и конструкций, как на материалы и конструкции, стоимость которых отсутствовала в Федеральных сборниках сметных цен на материалы и конструкции;
- незаконно исключены затраты на железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки свыше 30 км со ссылкой на то, что стоимость перевозок учтена в стоимости материалов по ФССЦ-2001 (при этом указываются нормы, приведенные в сборнике ТСЦ-2001, что противоречит п. 4.24 МДС 81-35.2004);
- занижены транспортные и заготовительно-складские расходы до 3% на общестроительные материалы, что не может быть принято, поскольку явно противоречит п. 4.60 МДС 81-35.2004, в котором прямо указано: при невозможности определения транспортных расходов по калькуляциям (даже для оборудования), эти расходы могут определяться по укрупненным показателям, т. е. по проценту от отпускной цены;
- исключены из сводного сметного расчета затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями, что противоречит требованиям письма Минрегиона РФ от 13 августа 2008 г. № 20070-СМ/08;
- исключена из состава сводного сметного расчета премия за ввод объекта в эксплуатацию, что явно противоречит п. 9.8 Приложения № 8 МДС 81-35.2004;
- в части изменения норматива непредвиденных расходов по замечанию экспертизы с 10% на 3%. В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к технически сложным объектам, мосты с пролетами более 100 м и заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м относятся к уникальным объектам. Все эти параметры свойственны объектам, в связи с чем в сводные сметные расчеты стоимости строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты должен быть включен в размере 10%, что не противоречит п.4.96 МДС 81-35.2004г.
- выдвинуто незаконное требование об учете стоимости возвратных сумм по общему индексу пересчета СМР. Так как в возвратных суммах учитывается стоимость возвращаемых материалов, следовательно, и учитывать возвратные суммы необходимо по индексам на материалы, что будет соответствовать письму Минрегиона РФ от 02 февраля 2009 года № 2486-СМ/08, где требование об учете возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным;
- -исключены из локальных смет затраты на ремонт и содержание временных землевозных дорог, что противоречит п. 1.1.10 технической части ФЕР-2001-01;
- при корректировке ПСД в базисном уровне цен, по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза», проектные институты применяют понижающий коэффициент 0,4 к стоимости единичных расценок на устройство б/н свай, опубликованных в сборнике «Дополнения и изменения к ФЕР-2001/2008-2009» выпуск 2, что противоречит смыслу письма Минрегиона РФ от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08. В связи с этим Генпроектировщик продолжает выпуск ПСД в базисном уровне цен с учетом применения коэффициента 0,4, занижая таким образом общую стоимость строительства объекта на 60 % по локальной смете, что неизбежно влечет за собой снижение затрат по главам 8-12 сводного сметного расчета в базисном и текущем уровне цен. По состоянию на 10.12.2010 г. получено разъяснение Минрегиона РФ от 26.11.2010 г. № 39988-КК/08, в части применения коэффициента 0,4(в базисном уровне цен указанный коэффициент не применяется).
Коэффициент пересчета по стоимости работ с использованием импортной высокопроизводительной техники рассчитывается Заказчиком (ОАО «РЖД») и составляет мизерную величину - от 2,58 до 2,82, в том числе индекс на механизмы 1,94 - до 1,86 (III квартал 2010 г.). Таким образом, может быть создан прецедент, когда лимит стоимости б/н столбов в текущем уровне с коэффициентом 0,4 будет ниже лимита стоимости выполненных работ при расчете по видам и комплексам работ;
- ФГУ «Главгосэкспертиза» требует исключения из локальных смет затрат по устройству технологических укрытий, ссылаясь в своем решении на то, что данный вид затрат учтен нормами зимних удорожаний. Однако данное замечание не может быть принято во внимание ввиду того, что затраты, учитывающие зимние удорожания в размере 0,14-0,28 %, не покрывают расходы по сооружению технологических укрытий, предусмотренных ПОС. Согласно примечанию к п. 1 общих положений ГСН 81-05-02-2007 затраты на устройство специальных технологических укрытий необходимо определять дополнительно в соответствии с проектными решениями. Следовательно, требование ФГУ «Главгосэкспертиза» об исключении коэффициента 1,1, применяемого на основании технической части п. 3.8 ФЕР-2001-30 к стоимости работ, выполняемых в технологических укрытиях, не правомерно и не может быть принято;
- требования ФГУ «Главгосэкспертиза» о включении в локальные сметы оборачиваемости ж/б плит не правомерны, так как противоречат МДС 81-35.2004 и п. 3.7 ГСН 81-05-01-2001;
- стоимость строительства временных мостов в сводных сметных расчетах безосновательно занижена на 50% против локальных сметных расчетов;
- замечание ФГУ «Главгосэкспертиза» об учете возвратных сумм по стоимости разбираемого грунта, камня, ПГС строительных площадок, временных подъездных автодорог не может быть принято. Повторное применение грунтов невозможно. В связи со сжатыми сроками строительства объектов, работы по отсыпке дамб, подъездных дорог, площадок выполняются одновременно на всех объектах, и применение одного и того же грунта на нескольких участках физически невозможно.
Необходимо заметить, что разработка сметной рабочей документации и определение стоимости выполненных работ осуществляется по сметной нормативной базе 2001/2007, в соответствии с «Требованиями...» ОАО «РЖД».
Исходя из вышеизложенного, необоснованные замечания ФГУ «Главгосэкспертиза» и последующие исключения из ПСД затрат приведут к искусственному снижению сметной стоимости строительства объектов. Это, в свою очередь, станет причиной убытков, а в дальнейшем может вызвать банкротство подрядных организаций и, как следствие, срыв сроков строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги.
Просим разобраться в сложившейся ситуации.

Похожие публикации