Срок предоставления аудиторского заключения. Срок сдачи аудиторского заключения в статистику. Возможен ли добровольный аудит

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита - обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

  • государственных компаний (п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • государственных корпораций (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • жилищных накопительных кооперативов (ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ );
  • застройщиков (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ );
  • некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • саморегулируемых организаций (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ ).

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Налоговым органам сложно работать корректно без информации, поступающей из разных источников. По закону данные в инспекцию обязаны передавать сами налогоплательщики, их контрагенты, коммерческие структуры, с которыми они взаимодействуют, банковские учреждения, где открыты счета. К этому перечню с 2019 года добавили аудиторов. Давайте разбираться, какие данные о своих заказчиках будут обязаны передавать налоговикам аудиторские компании.

Предписания, поступившие из ОЭСР

С начала 2019 года Налоговый кодекс РФ ждет множество изменений. Одно из них касается работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. О чем же идет речь? Дело в том, что ОЭСР, а в эту организацию входит 35 государств, направила рекомендации, касающиеся предоставления в налоговые органы аудиторами документов о деятельности клиентов.

На основании проведенного исследования отечественной системы налогообложения ОЭСР выработала рекомендации о внесении изменений, на основании которых и был принят ФЗ № 231. Стоит отметить основные предписания этой организации:

  • обеспечить доступ налоговых органов к данным, которые касаются проведения аудиторских проверок, в том числе сведений, относящихся к аудиторской тайне;
  • предоставить налоговикам право требовать информацию о собственниках и структуре собственности зарубежных предприятий, работающих в России;
  • закрепить в законе положение, которое касается передачи в налоговую инспекцию данных, обеспечивающих идентификацию участников совместной деятельности (форма – простое товарищество);
  • внести изменения, направленные на утверждение и использование общепринятых стандартов, устранение двойного налогообложения.

Стоит отметить одну важную деталь: Россия в ОЭСР не входит, но рекомендации, которые оставила по отношению к нашей стране эта организация, власти учли и внесли изменения в налоговое законодательство.

Особенности предоставления в налоговую документации аудиторами

С начала 2019 года налоговым органам разрешается требовать предоставления документации от аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Порядок предоставления информации регулирует ст. 93.2 НК РФ. Естественно, что с внесением изменений у заинтересованных сторон возникает много вопросов. Стоит предоставить ответы на самые распространенные из них:

  • Какие документы имеют законное право запросить налоговики? Речь идет о данных, являющихся основанием для начисления и уплаты разных налогов.
  • Может ли аудитор проинформировать клиента, деятельность которого заинтересовала налоговиков? Да, аудитор имеет такое право.
  • На каком основании идет запрос из налоговой? Руководитель территориальной налоговой инспекции принимает решение. Именно оно направляется аудиторам.
  • Кто обязан предоставлять документы? В соответствии с законом с 2019 года обязаны отправлять информацию в налоговую инспекцию и аудиторские фирмы, и индивидуальные аудиторы.
  • Какой срок предоставления документов от аудитора в налоговую? В законе четко указано, что аудитор должен предоставить информацию не позднее 10 дней с даты получения требования.

Налогоплательщики, оформляющие заказ на аудит, и сами аудиторы должны понимать, что налоговики имеют право послать запрос на предоставление документов только в трех случаях. Первый из них связан с ситуацией, когда в ходе выездной налоговой проверки плательщик не предоставил документацию. Второй случай касается того, что налоговики могут запросить документацию о сделках между взаимозависимыми лицами. Их цель – проверка уплаты обязательных сборов, платежей, налогов.

Еще один случай, который закреплен законом, относится к тем ситуациям, когда согласно международным договорам в отношении компании, где проводился аудит, имеется официальный запрос из компетентного органа.

Пришло ли время делать выводы

Эксперты сходятся во мнении, что принятые изменения негативно отразятся на аудиторской сфере. Скорее всего, клиенты будут отказываться от проведения инициативного аудита, не полностью раскрывать коммерческую информацию. Время покажет. Изменения внесены, и пока обратного пути нет. Если информации, которая изложена в статье, недостаточно, то данные о принятых с 2019 года изменениях можно получить у ГК «Аудит А». Эксперты, оказывающие услуги по проведению обязательного и инициативного аудита, обслуживанию налогового и бухгалтерского учета, готовы ответить на любые вопросы.

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг : как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

(№402-ФЗ от 06.12.2011) внесены важные изменения. С 1 января 2020 года отменена обязанность представлять отчетность в Росстат. Вся годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговые органы только в виде электронного документа через операторов электронного документооборота.

Для субъектов малого предпринимательства (среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб.) обязанность представлять отчетность только в электронном виде через оператора электронного документооборота предусмотрена с 2021 года, а в 2020 году – отчитываться можно как в электронном виде, так и на бумаге.

С 1 января 2020 года, начиная с отчетности за 2019 год, ФНС России становится оператором Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Это общедоступный ресурс, содержащий данные о годовой бухгалтерской отчетности организаций, за исключением госсектора. Планируется, что форматы и порядок предоставления бухгалтерской отчетности не претерпят существенных изменений по сравнению с действующими. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена не позднее 31 марта следующего года.

В отчетность могут вноситься корректировки:

Остальные организации до 31.12.

Аудиторское заключение можно сдать вместе с отчетностью (для ООО до 30 апреля и для АО до 30 июня) или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.

На что обратить внимание при составлении бухгалтерской отчетности?

Вся отчетность составляется только в тысячах рублей;

На первой странице необходимо указать подлежит ли отчетность обязательному аудиту, наименование аудиторской организации, проводившей аудит отчетности.

Внесены изменения в строки отчета о финансовых результатах в соответствии с приказом Минфина России от 19.04.2019 №61н.

Если налогоплательщик допустил ошибку в отчетности, ему придет уведомление от оператора электронного документооборота с кодом ошибки, и налогоплательщик сможет представить скорректированную отчетность.

На портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если налогоплательщик увидел ошибку по своей компании, можно подать электронное обращение, после рассмотрения которого, в случае необходимости, данные будут быстро исправлены.

Справочник аудиторов будет доступен в крупнейших учетных системах (1-С и другие). Вся бухгалтерская отчетность будет размещена в открытом доступе на сайте ФНС России. Найти организацию можно будет с помощью гибкого поиска (по названию, ИНН, адресу и т.д.). Отчетность любой организации можно скачать с электронной подписью ФНС России, с той же юридической значимостью, что и синяя печать. Ходить в инспекцию больше не нужно! Все нормативные документы и ответы на ключевые вопросы будут размещены в открытом доступе (форматы и порядок представления отчетности, контрольные соотношения и т.д.).



Похожие публикации