Аудиторская проверка налогов. Налоговый аудит: виды, особенности. Каким организациям стоит воспользоваться проверкой

Аудит налоговой отчетности представляет собой проверку финансовой документации на ее соответствие положениям НК. Данное мероприятие может быть санкционировано как контрольными органами, так и руководителем предприятия. Рассмотрим далее его особенности.

Зачем нужно проведение налогового аудита

Руководитель предприятия может инициировать проверку, не дожидаясь ревизии контрольных органов. Налоговый аудит в этом случае позволит своевременно выявить недочеты в документации и исправить их. Это, в свою очередь, предупредит санкции за нарушения, а также исключит вероятность переплат в бюджет. Специалисты, выполняющие , выявляют ошибки, которые могут возникнуть не только вследствие недостаточного профессионализма лица, ответственного за составление документации, но и по причине достаточно частого внесения изменений в действующее законодательство.

Специфика проверки

Инициативный налоговый аудит зачастую оказывается необходимым. Это особенно актуально для крупных предприятий, поскольку позволяет существенно оптимизировать затраты. Налоговый аудит может выполняться не только перед официальной проверкой контрольных органов. Целесообразно организовать ревизию и при смене гл. бухгалтера либо иного специалиста, ответственного за оформление деклараций и отчисление обязательных бюджетных платежей. Следует отметить, что в случае выявления переплат по налогам, их можно будет вернуть только в течение 3-х лет после их совершения. В этой связи своевременность аудита имеет большое значение.

Классификация

Налоговый аудит может быть:

  1. Комплексным. Этот вид проверки потребует от руководителя больших временных и финансовых затрат. Процедура предполагает масштабную ревизию всей документации. Однако при такой проверке есть вероятность того, что определенные нюансы будут пропущены. Они могут быть и незначительными, но могут оказывать и существенное влияние на достоверность сведений в отчетности. Вместе с тем комплексный целесообразно выполнять перед плановой проверкой контрольных структур. Кроме того, такая ревизия позволит выявить направления расходования средств и оптимизировать их.
  2. Тематическим. Такой вид проверки подходит тем предприятиям, которые знают свои проблемные места. Тематический аудит налогового учета позволяет провести тщательное изучение конкретных элементов отчетности. Как правило, такая проверка занимает намного меньше времени, чем комплексная, что, несомненно, является еще одним его достоинством.
  3. Структурным. Такой налоговый аудит подойдет для предприятий, имеющих сеть подразделений. В ходе этой проверки будет охвачена вся система обложения. В ходе структурного аудита можно сравнить нагрузку разных подразделений и сбалансировать ее.

Методика

Налоговый выполняется в два этапа. На первом осуществляется предварительная оценка существующей на предприятии системы обложения, на втором - проверка правильности отчислений. В свою очередь, указанные этапы включают в себя различные мероприятия. На первой стадии:

  1. Выявляются факторы, оказывающие влияние на показатели отчетности.
  2. Проверяется методика начисления платежей.
  3. Осуществляется диагностика документооборота и работы отделов, несущих ответственность за отчисления.
  4. Рассчитываются налоговые показатели предприятия.

По итогам первого этапа специалисты получают представление о специфике деятельности компании и оценивают вероятные нарушения положений законодательства, намечают слабые зоны. Сроки выполнения указанных мероприятий будут зависеть от объема документооборота и величины самого предприятия.

Проверка правильности отчислений

На этом этапе анализируются декларации по налогам с прибыли, НДФЛ, НДС, справки по авансам и пр. Средняя продолжительность проверки, как правило, не более 5 дней на одно отчисление. Если предприятие имеет несколько подразделений или ведет деятельность на разных уровнях, то длительность анализа может увеличиться. В результате анализа специалисты формулируют выводы о структуре обложения, исправляют недочеты, предлагают разные варианты оптимизации.

Экспресс-проверка

Этот в определенной степени объединяет тематический и комплексный анализ. Экспресс-проверка предполагает изучение всей отчетности в сжатый срок. Ее выполняют тогда, когда у предприятия недостаточно времени для проведения других видов аудита, а объем документации достаточно большой. Экспресс-проверка незаменима и в случаях, когда намечается приобретение крупной компании или ее доли. В ходе аудита выполняется оценка или всех или определенной их части по конкретному направлению работы.

Заключение

Налоговый аудит практически на всех предприятиях осуществляется по приведенной выше схеме. Те или иные особенности выполнения проверки могут обуславливаться спецификой работы предприятия. Например, добыча ископаемых облагается разными налогами, порядок и размер выплаты которых отличается в зависимости от сырья (минералы, нефть, металлы и пр.). Нарушения при отчислениях с прибыли, как правило, связаны с неправильным определением базы обложения, использованием льгот либо математическими неточностями. При этом ошибки при расчете НДС обуславливаются неверным применением налога к вычету. В некоторых случаях предусмотренная в законе схема используется для уклонения от уплаты его в бюджет.

Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.

Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.

Что нужно знать

Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.

Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.

Основные понятия

Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.

Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.

Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.

Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.

Выполняемые задачи

Налоговый аудит проводят, чтобы:

  • снизить налоговые риски;
  • выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
  • сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
  • определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
  • предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:

Действующие нормативы

На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при .

Стоит учитывать положения таких документов:

  1. Определение Президиума ВАС №ВАС-12510/12 от 8 ноября 2012.

Налоговый аудит предприятия

Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности ().

Проверка обязательна для:

  • акционерных обществ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховых предприятий;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитными компаниями.

Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:

  • если фирма подает консолидированные отчеты;
  • если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
  • если размер активов баланса более 60 млн.;
  • если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.

Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.

Кто осуществляет процедуру?

Налоговый аудит проводит:

  • работник компании;
  • специальная подрядная компания.

Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.

Но более частая ситуация, когда предприятие составляет , что специализируется на проведении проверки.

Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами ( , —).

Выбирая аудитора, стоит убедиться:

  • что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
  • что компания является независимой.

Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.

Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.

Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.

Нужно ли заключать договор?

Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.

Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.

По какой программе?

В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.

Инициативную проверку осуществляют с целью:

Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:

  • существующей системы и вида деятельности фирмы;
  • , сделок, документооборота;
  • принципов использования базы налогообложения;
  • расчетов налоговых платежей;
  • оформления налоговой декларации;
  • своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.

При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы . Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.

Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.

Этапы проведения

Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.

Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:

  • проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
  • проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
  • оформляют результаты осуществления налогового аудита;
  • выдают рекомендации.

Первый этап включает такие мероприятия:

  • осуществляется анализ;
  • изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
  • определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
  • проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
  • оценивается документальный оборот;
  • изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
  • оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.

На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.

А это говорит о том, что проведение полноценного является не всегда оправданной процедурой.

К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным , если фирма продает товар за границу, с , поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.

При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:

  • исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по ;
  • проверяют правомерность применения льгот;
  • проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
  • анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
  • оценивают корректность учетов налогов.

При оформлении результатов:

  • производится оценка результатов проверки;
  • готовятся соответствующие документы.

Формирование отчета

Результат обязательного аудита – или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.

Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.

Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:

  • характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
  • обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
  • сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
  • сумма недоплаченного или переплаченного налога;
  • список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
  • информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.

Особенности проведения и оформления результатов

При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.

Налоговой политики аудируемого лица

Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.

Задачи:

О понятии учетной политики сказано в . Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.

Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:

  • кто проводит налоговый учет в компании;
  • как составляются формы первичных документов;
  • какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
  • как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
  • устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.

В учетной политике по обложению налогами выясняют:

Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.

Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.

Основные нарушения:

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых .

Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.

Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.

Имеют в виду:

  • постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
  • консультации относительно налоговых платежей;
  • анализ деятельности организации и ИП;
  • консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
  • автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
  • оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
  • разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
  • проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
  • обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
  • предоставление иных услуг.

Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.

Сопутствующие услуги делятся на такие группы:

Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.

Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.

Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей

Субъекты ответственны:

  • за выполнение норм законодательства;
  • полноту и юридическую подготовку документации;
  • точность подачи документов и данных.

Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.

При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.

Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.

Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.

Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Каждая аудиторская фирма располагает собственными способами и методами проведения аудита.

В целом, налоговый аудит можно определить как реализацию аудиторской организацией конкретного аудиторского задания по рассмотрению налоговых и бухгалтерских отчетов экономического субъекта для выражения мнения о соответствия нормам и степени достоверности, установленным законодательством, а также порядке формирования и отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и иных платежей во внебюджетные фонды и бюджеты разных уровней. Суворова С. П., Парушина Н.В. Международные стандарты аудита: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 85 с.

Как процесс налоговый аудит включает в себя несколько этапов, представленных на рисунке 1.2 Кеворкова Ж.А. Международные стандарты аудита. - М.: Юрайт, 2014. -- 291 с. :

Рисунок 1.2 - Этапы налогового аудита

На каждом из этапов, представленных на рисунке 1.2, аудиторы осуществляют определенные проверочные действия.

Аудиторы в первую очередь должны понимать, каким образом и чем в действительности занимается проверяемая организация. Практически любая организация в определенной степени и масштабах совершает сделки, в которых сущность отношений полностью не соответствует их юридическому оформлению.

Наиболее распространенным примером данной ситуации является обналичивание денежных средств. Многие организации с целью документального оформления подобной сделки заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операций может привести к серьезным последствиям при неграмотном юридическом оформлении. Со своей стороны, аудитор не должен оставлять все проблемные и рисковые (с позиции налогообложения) сделки проверяемой организации без внимания, следовательно, руководство предприятия и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора как формальной, так и фактической информацией о своей деятельности.

На этапе предварительной оценки (экспертизы) существующей системы налогообложения экономического субъекта необходимо:

  • -провести комплексный анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • -проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
  • -определить влияющие на налоговые показатели основные факторы;
  • -провести налоговую и правовую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
  • -проанализировать организацию документооборота;
  • -изучить полномочия и функции служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • -осуществить превентивный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Рогуленко Т.М. Аудит. Учебник. - М.: КноРус, 2014. -- 113 с.

Выполнение процедур на этапе экспертизы позволяет проанализировать такие существенные факторы, как соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта, а также существующие объекты налогообложения и оценить уровень потенциальных налоговых нарушений и налоговых обязательств.

На этапе проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов и сборов экономическим субъектом в бюджет и во внебюджетные фонды следует определить, на каких участках налогового учета необходима глубокая проверка. Так, аудиторы могут диагностировать проблемные моменты в налоговой системе организации.

В организациях со сложной системой налоговых обязательств, располагающих обособленными подразделениями и дочерними компаниями, использующих различные режимы налогообложения, данный этап налогового аудита должен быть проведен сплошным методом.

При проведении второго этапа осуществляется также проверка представленной экономическим субъектом налоговой отчетности по установленным формам и правильности исчисления налогов, их сроков уплаты и др. Следует отметить, что методы и способы проверки каждого отдельного налога имеют свои особенности. Новоселов К.А. Налог на прибыль. Руководство по формированию налоговой базы, исчислению и уплате налога. - М.: АйСиГрупп, 2016. - 327 с.

В процессе налогового аудита осуществляется проверка правильности формирования налоговой базы, а также заполнения налоговых деклараций предприятия. На сегодняшний день практически все налоги (за исключением налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и некоторых иных, исчисляются согласно данным бухгалтерского учета.

Аудиторы проводят экспертизу налогового и бухгалтерского учета за весь подлежащий проверке период. Данная экспертиза включает:

  • -анализ первичных документов;
  • -получение разъяснений о показателях и методиках от руководства, лежащих в основе налогового расчета.

В ходе проверки аудиторы должны тесно взаимодействовать с юридической и бухгалтерской службами предприятия, а также с руководством.

Необходимость тесного взаимодействия проверяемой и проверяющей сторон в ходе налогового аудита также вызвана тем, что бухгалтерия предприятия в ходе проверки обязана стремиться оперативно исправить максимально допустимое количество ошибок, обнаруженных аудиторами. Следовательно, главной целью налогового аудита выступает не обнаружение максимального количества ошибок и внесение их в отчет, а коррекция уже обнаруженных ошибок совместно с сотрудниками организации.

В том случае, если ряд ошибок невозможно исправить по определенным причинам, аудиторы вносят их в отчет с соответствующими рекомендациями о том, каким способом избежать аналогичных ошибок в дальнейшем. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит: учебник. -- М.: Юрайт, 2015. -- 419 с.

На заключительном этапе оформления и представления результатов проведения налогового аудита производятся результаты аудита, оформленные аудиторским заключением. В данном заключении следует выразить мнение по следующим аспектам:

  • -о степени правильности и полноты отражения и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды экономическим субъектом;
  • -о правильности применения налоговых льгот экономическим субъектом. Лебедева Е.М. Аудит: учебник. - М.: Академия, 2013. -- 176 с.

Заключение по своей сути не несет рекомендательной и аналитической информации. Следовательно, заказчик аудита должен потребовать отчет об аудиторской проверке, в котором будут подробно проанализирован весь комплекс выявленных ошибок и даны соответствующие рекомендации по их исправлению.

В свою очередь, проверяющая организация несет ответственность за полноту и правильность отражения данных в отчете и (или) заключении аудитора об искажениях, выявленных им.

Аудиторская фирма также может представлять интересы хозяйствующего субъекта в его отношениях с налоговыми органами, общение с которыми в ходе и по результатам проведения налогового аудита проводится:

  • -для получения детальных разъяснений по проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта актам проверок;
  • -при оказании консультаций (бухгалтерских, юридических, налоговых и т.п.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами, а также в других необходимых случаях.

На сегодняшний день, практика принятия на себя ответственности в полном размере аудитором при проведении налогового аудита не получила развития. Размер ответственности аудитора, как правило, ограничивается суммой, указанной в договоре. Однако, при принятии на себя и данной ограниченной ответственности аудитору требуется дополнительная поддержка, так как риск допустить ошибку имеется в любом случае.

Данную поддержку может гарантировать страхование. Необходимо учитывать, что по общему аудиту страхования ответственности, которое обязаны по законодательству иметь аудиторы, при налоговом аудите недостаточно.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов клиента в результате некачественно проведенного налогового аудита от страховой компании, аудитор должен дополнительно застраховать услуги, сопутствующие аудиту, а именно налоговое консультирование. Следовательно, аудитор, обязан организовать проверку таким образом, чтобы свести возможные налоговые риски своего клиента к минимуму.

Налоговый компонент аудита на сегодняшний день слабо регламентирован действующими нормативно-правовыми документами. Также не урегулирован ряд существенных вопросов, которые предопределяют технологию налогового аудита, а также отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита. Кроме того, отсутствуют методические разработки по организации и осуществлению налогового аудита, что придает высокую степень актуальности разработке методологических, правовых и методических основ налогового аудита.

В современной отечественной практике до конца не решен ряд методических и организационных вопросов аудиторской проверки налоговой отчетности, а также не определена сущность аудита налоговой отчетности и его принципы проведения, критериальная область оценки, цель и задачию. Нет единого мнения в подходах к осуществлению проверки налоговой отчетности, отсутствует подробное и детализированное описание этапа планирования, а также проверка расчетов по налогам и сборам исследуется с позиций аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Очевидно, что для качественного проведения налогового аудита предприятий, необходима методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения и учитывала специфику деятельности аудируемого субъекта.

Таким образом, методика проведения налогового аудита включает следующие этапы:

  • -экспертиза существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • -проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • -оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На первом этапе аудиторы осуществляют анализ всех аспектов системы налогообложения предприятия и выявляют те проблемные стороны, которые требуют более подробного изучения.

Далее специалисты проводят проверку правильности составления налоговой отчетности, а также заполнения налоговых деклараций, и осуществляют анализ налоговых баз по каждому отдельному виду проверяемых налогов.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

С каждым годом ужесточается контроль исполнения налоговых обязательств со стороны государства. Помочь выявить и исправить все недочеты по расчетам с бюджетом, призван налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит – простым языком о сложных вещах

Налоговым называется услуга, оказываемая аудиторской организацией, в части проведения проверок начисления и уплаты всех видов налогов и сборов организации заказчика. В результате оказания данной услуги, аудитор выражает мнение о правильности и достоверности налогового учета и соответствии требованиям законодательных актов.

Аудит налогов может проводиться как по одному выбранному виду налога, так и по нескольким видам, включая налоги, установленные специальными режимами, например, единый сельскохозяйственный налог или налог, уплачиваемый при применении юридическим лицом упрощенной системы налогообложения.

Главные задачи проверок – почему они так важны?

В преддверии проведения налогового аудита и создания определенной методологической основы, необходимо составить список задач, определяющих основное направление деятельности проверяющего состава. Как правило, эти задачи имеют общие черты и характеристики у большинства аудиторов, проводящих проверку налогов:

Изучаем виды проверок и их характеристики

Различают два вида налогового аудита: комплексный и тематический. Комплексный аудит предполагает полную проверку всей отчетности предприятия по налогам и сборам за определенный период времени. Тематический аудит проводится по одному или нескольким выборочным видов налогов, согласованных при заключении договора с заказчиком.

Кроме вышеуказанных видов налогового аудита, специалисты выделяют еще один – структурный. Его особенностью является проверка расчетов налоговых выплат экономического субъекта относительно структурных подразделений.

Такой вид аудита особенно востребован в крупных компаниях, имеющих несколько филиалов, но не ведущих централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Что касается самого аудита налогов, то он может проводиться как отдельно взятое задание, так и в составе общей аудиторской проверки предприятия как сопутствующая услуга.

Как проходит проверки на предприятии?

Методология аудита налогов и сборов в разных случаях может отличаться в зависимости от того, на какой системе налогообложения находится предприятие, и какие виды налогов подлежат аудиторской проверке.

Сам процесс проведения аудита налогов можно распределить на несколько этапов:

Первоначальное ознакомление с системой налогообложения, действующей на предприятии заказчика

На этом этапе происходит исследование всех основных показателей, оказывающих непосредственное влияние на формирование базы для расчета налога, и дается общая оценка состояния налогового учета.

Обязательным условием является проверка методологии расчета налогов и соответствие показателей данным, указанным в налоговой декларации, а также уделяется пристальное внимание особенностям документооборота и хранения информации;

Проверка учетной политики

Анализ учетной политики предприятия в целях налогообложения позволяет аудитору наиболее эффективно осуществить план мероприятий по выявлению ошибок и несоответствий, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. На этапе изучения учетной политики также проверяются такие документы, как приказ о создании учетной политики, утвержденный план счетов, применяемый в бухгалтерском учете, перечень утвержденных форм первичной документации.

Проверка правильности начисления и сроков оплаты налоговых сумм

На третьем этапе проверки данные, содержащиеся в отчетных документах по налогам, соотносятся с данными в бухгалтерском учете. В отдельных случаях, проверке подвергаются первичные документы, например, счета-фактуры, при аудите налога на добавленную стоимость;

Правомерность применения налоговых вычетов

На данном этапе аудита налогов проводится оценка правовой деятельности юридического лица, оцениваются его договорные отношения с контрагентами, проверяется оформление всех документов, подтверждающих право на вычет. Особое внимание уделяется правильности заполнения строк налоговой декларации и соответствию требованиям нормативных документов.

Формирование мнения, подготовка и выдача аудиторского заключения

По окончании проведенной проверки налогового учета в лице руководителя, либо аудитора, ответственного за выдачу заключения, обязана выдать организации заказчика аудиторское заключение, содержащее мнение о полноте и достоверности налогового учета.

Каким организациям стоит воспользоваться проверкой?

Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Скорее его можно охарактеризовать как услугу, сопровождающую общий аудит хозяйственной деятельности предприятия.

Повышенный интерес к данному виду аудита объясняется тем, что аудит налогов, проходящий в составе общего аудита, не охватывает всей полноты процесса налогового учета и не всегда может достоверно отразить ситуацию по налогам, что может повлиять на возникновение налоговых рисков и привлечение руководства предприятия к налоговой ответственности.

Как правило, аудиторская проверка налогов проводится по инициативе руководителя в случае, когда на предприятии ожидается проверка налоговой инспекции. Чтобы избежать налоговых рисков и своевременно выявить и устранить все возможные ошибки в расчетах, начислении и уплате налогов, компании заключают договор с аудиторской организацией, имеющей в штате аудиторов, специализирующихся в области налогового учета.

Наиболее часто за оказанием услуг по аудиту всех видов налогов обращаются крупные торговые, производственные и промышленные предприятия, имеющие большую организационную структуру и крупные оборотные активы. Таким предприятиям зачастую становится более выгодно провести аудит налогообложения и минимизировать риск начисления штрафных обязательств, так как в случае проверки налоговыми органами и выявления ими ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджет, обязательства по выплате могут стать в разы больше, чем стоимость услуг аудитора.

Также услугами аудиторов в проведении проверки ведения учета налогов могут воспользоваться организации, в которых сменилось руководящее лицо. По понятным причинам, пришедший на новое место руководитель должен удостовериться в отсутствии негативных факторов в учете и отчетности, способных повлечь за собой привлечение к налоговой ответственности путем начисления пеней и штрафов, а также снизить вероятность возможности появления этих факторов в будущем.

поможет вам правильно провести все расчеты по налоговым вычетам.

Вы узнаете, как получить бесплатную выписку из ЕГРЮЛ совершенно бесплатно.

Нередко многие путают такие понятия, как прибыль и выручка. вы узнаете, что это такое и в чем особенности налоговых вычетов с выручки.

Несколько слов про отчетную документацию

По итогам проводимой аудиторской проверки налогов заказчику выдается заключение, которое хоть и является официальным документом, но, по сути, не содержит никакой полезной информации для пользователя.

По этому, к аудиторскому заключению обязательно должен прилагаться подробный отчет о результатах проведенного налогового аудита, в котором содержится информация обо всех выявленных ошибках и нарушениях в учете организации, а также замечания с рекомендациями по их устранению и оптимизации налогового учета.

В результате проведенного налогового аудита руководство компании заказчика вместе с официальным заключением получает уверенность в правомерности всех начислений и выплат за проверенный период, предложения и рекомендации по принятию мер в целях повышения качества расчетов по налогам и сборам, например, создание системы налогового планирования с учетом предстоящих изменений в налоговом законодательстве.

В конечном итоге, налоговый аудит – это отличный инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства.

Вконтакте



Похожие публикации