Акт выбора земельного участка является официальным документом. Сроки и стоимость получения акта выбора участка. Выбор земельного участка для строительства производственной базы

Выбор земельных участков для строительства

Комментарий к статье 31 ЗК РФ:

1. Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.12.2007 по делу N А55-4257/2007). Заинтересованные в предоставлении земельного участка лица должны обратиться в орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным участком, с заявлением о выборе и предоставлении земельного участка. Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

В заявлении указывается, во-первых, назначение объекта, т.е. для каких целей будет использоваться возведенный объект. При определении назначения зданий, сооружений можно руководствоваться Классификатором назначений объектов технического учета, входящим в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденный Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 N П/0425. Информация о назначении объекта требуется для установления соответствия планируемого к размещению объекта требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства, обязательным нормам и правилам, а также для определения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка при принятии решения о предоставлении земельного участка. Во-вторых, указываются предполагаемое место размещения земельного участка и обоснование его примерного размера. В данном случае необходимо осуществить привязку к адресному или иному ориентиру, произвести расчет запрашиваемой площади земельного участка с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований, например содержащихся в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. В-третьих, указывается испрашиваемое право на земельный участок, которое зависит от субъекта - заинтересованного лица и определяется с учетом положений п. 3 ст. 30 ЗК.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка (см. Определение ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). По желанию заявителя возможно приложение к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи при рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта. В частности, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). Размер санитарно-защитных зон обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Соответственно, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, обязательно разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // РГ. 2008. N 28).

Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям. ЗК не устанавливает конкретный перечень органов и муниципальных организаций, согласующих место размещения объекта. Состав таких органов определяется исходя из положений иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Такое согласование проводится только в случаях, установленных в федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, осуществляется по согласованию с компетентным органом, который определяется на основании положений названного Закона.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Ввиду значительной стоимости работ по подведению коммуникаций к объекту возложение на органы местного самоуправления такой обязанности имеет большое значение. В настоящее время данные вопросы регулируются ст. 48 ГрК , Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920).

3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено право населения на информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков и соответствующая обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения. С учетом необходимости реализации положений подп. 4 п. 1 ст. 1 и абз. 2, 3 п. 3 комментируемой статьи ЗК, данные нормы должны применяться и в тех случаях, когда земельные участки расположены за границами поселений, например, в границах межселенных территорий. В этом случае соответствующая информация должна быть доведена до тех лиц, чьи интересы затрагиваются строительством (размещением) объектов. Чаще всего информирование проводится путем публикации сообщения в местном официальном средстве массовой информации.

Требования информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства имеет обязательный, а не рекомендательный характер. Как было указано по одному из дел, из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005).

Помимо обязанности информировать население комментируемая статья устанавливает обязанность органов, осуществляющих предоставление земельных участков, выяснить мнение граждан, общественных организаций и иных указанных в законе субъектов (общественности) по вопросу предоставления участка, если при этом затрагиваются их интересы. Формы участия общественности в принятии решения о предоставлении земельных участков различны (референдумы, сходы, общественные слушания и т.п.) и четко определены только для предоставления земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и этнических общностей (референдумы или сходы).

Для органов, принимающих решение о предоставлении земельных участков, мнение населения, общественности имеет лишь рекомендательный характер. В практике арбитражных судов можно встретить и иные решения. Так, при рассмотрении одного из дел было указано, что информирование граждан о предоставлении участка для строительства, целью которого является соблюдение их прав на благоприятную окружающую среду, не должно носить декларативный характер. Органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, обязаны учитывать мнение граждан и их объединений, касающееся возможности застройки конкретных участков, и не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора такого участка, а также о предоставлении участка для строительства при наличии мотивированных возражений граждан (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2007 N Ф08-5715/2006).

Нарушение требований законодательства об информировании населения и о необходимости выяснения мнения общественности о предстоящем или возможном предоставлении земельных участков для строительства должно служить основанием для отмены принятых решений о предоставлении земельных участков (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 2479/05; Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2004 N А55-4628/03-8; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005). Необходимо учитывать, что по смыслу ст. 198 АПК для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: 1) несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии со статьёй 247 ГПК - требуется нарушение прав и свобод обращающегося в суд лица).

4. Пункт 4 комментируемой статьи требует информировать правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия (выкупа) их земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Учитывая достаточную индивидуализацию в данном случае субъектов (в отличие от субъектов, указанных в п. 3 комментируемой статьи), информирование о возможном изъятии земельных участков в связи с их предоставлением для строительства должно иметь индивидуальный характер (письменное уведомление каждого правообладателя).

Правовое значение такого информирования заключается в том, что с момента информирования правообладатели земельных участков несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или иным его улучшением (п. 8 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении заявления в порядке п. п. 1 - 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются утвержденные схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Еще одним обязательным документом, прилагаемым к акту выбора земельного участка, если предполагается его изъятие для государственных или муниципальных нужд, является расчет убытков правообладателей земельных участков. Данные документы должны быть в наличии именно на момент оформления акта о выборе земельного участка (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2006 N Ф08-510/2006).

Схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории могут утверждаться органом местного самоуправления путем издания отдельного распоряжения или путем проставления подписи и печати на самой схеме. До 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Такие проекты границ земельного участка, утвержденные до 1 ноября 2008 г., признаются действительными и имеют равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, могут прилагаться к актам выбора земельного участка (см. ст. 21 ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251).

Только после проведения данных мероприятий и подготовки указанной документации органами местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом наличие предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке является основанием для отказа в утверждении акта выбора этого участка другому лицу.

6. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства (Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2006 N Ф09-5107/06-С6).

В п. 8 комментируемой статьи императивно установлен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - 3 года. Этот срок не может быть изменен нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления. Истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта лишает заявителя права требовать предоставления ему земельного участка на основании такого решения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2006 по делу N А26-6110/2005-17, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2007 N Ф03-А59/07-1/959).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Соответственно, само по себе данное решение не является нарушением прав и законных интересов правообладателей земельных участков в пределах выбираемого участка, поскольку не рассматривается законодателем в качестве основания изменения или прекращения уже существующих прав на землю частных лиц.

Незаконное решение органа местного самоуправления, органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта может быть отменено этим органом в целях обеспечения законности своей деятельности. Принятое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Данное право следует из положений ст. 48 ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом следует учитывать, что в силу ст. 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Положения комментируемой статьи о риске правообладателя земельного участка отнесения на него затрат и убытков, связанных с улучшением земельного участка, после информирования его о возможном изъятии участка во многом схожи с положением п. 3 ст. 63 ЗК. Пункт 8 комментируемой статьи указанный риск распространил и на тех правообладателей, земельные участки которых входят в состав зарезервированных земель. Такое ограничение имеет весьма существенный характер, поскольку срок резервирования может составлять до 7 лет (см. ст. 70.1 ЗК).

7. Заинтересованные лица могут не только заявлять требования о признании недействительными решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в принятии такого решения, но и вправе обжаловать незаконное бездействие исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии соответствующего решения по такому заявлению заинтересованного лица. Поскольку сама по себе подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не влечет обязательное предоставление земельного участка для строительства, незаконность бездействия уполномоченного органа, не принявшего решение по заявлению, не является достаточным основанием для удовлетворения судом требования о предоставлении земельного участка.

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен самостоятельно, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает субъективные права. Акт выбора является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении и согласовании с уполномоченными органами и организациями варианта размещения объекта. Оспаривание акта выбора земельного участка производится путем оспаривания решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утвержден этот акт.

Признание судом недействительным решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта предоставляет заинтересованному лицу право компенсации своих расходов, при условии их документального подтверждения и доказанности их необходимости для принятия такого решения.

8. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает специальное правило о выборе земельных участков для строительства на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которое вызвано особенностями организации местного самоуправления на данных территориях.

Одной из многих услуг, оказываемых компанией «ГеоСфера» является совокупность работ по подготовке и получению акта выбора земельного участка .

Согласно законодательству РФ, получение акта выбора земельного участка необходимо, в тех случаях, когда Вами запланировано строительство, Вы собираетесь проложить коммунальные трассы или инженерные сети. На основе Вашего заявления о своих планах в муниципальные административные органы, происходит выбор требуемого земельного участка, основанный на документах государственного земельного кадастра и землеустройства. Этот выбор также принимает во внимание, как экологические, так и градостроительные требования к эксплуатации выбираемых земель.

Подготовка акта выбора земельного участка представляет собой получение определенного набора документов:

  1. Проект отвода земельного участка. В нем в форме ситуационного плана отображен запрашиваемый участок земли и местонахождение относительно него зоны кабелей, газопровода, линии электропередач, в совокупности, составляющие охранную зону.
  2. Схему местоположения границ земельного объекта на кадастровом плане. В этой документации также указываются все остальные параметры и целевое назначение территории.
  3. Состав комиссии по изучению земельного объекта. Ее состав может меняться, в зависимости от расположения обследуемого участка.

Акт выбора земельного участка для строительства оформляется в 3 этапа:

  1. На основе проекта строительства, на ситуационном плане фиксируется требуемая территория и ее расположение относительно различных инженерных сетей.
  2. Создается схема расположения выбранного участка на кадастровом плане с перечислением всех его характеристик.
  3. Получение акт выбора земельного участка проходит после согласования в контролирующих учреждениях. В результате проведенных действий выдается Постановление Администрации.

При подготовке акта выбора земельного участка большое значение играет профессионализм сотрудников геодезической организации, которая в минимальные сроки исполнит все необходимые инженерно-геодезические исследования, обработку полученных материалов, но и проведет все требуемые согласования в необходимых инстанциях. В связи с тем, что акт выбора земельного участка для строительства имеет определенный срок согласования и срок действия, то выполнение этой работы лучше доверить фирме, имеющей практический опыт работ такого рода. Доверив исполнение этой услуги нашей компании, Вы останетесь довольны, как отличным качеством работы, так и сроками выполнения.

Сроки и стоимость получения акта выбора участка

Кто не хочет в наше время выгодно приобрести в собственность землю для строительства? В государстве созданы благоприятные условия для развития частной собственности. Документы на земельный участок устанавливают наступление юридических прав, которые предоставляют возможность собственнику владеть или пользоваться объектом недвижимости, осуществлять различные сделки с землёй (куплю-продажу, дарение, и т. д.).

Важным документом при передаче любого объекта недвижимости является акт выбора земельного участка. Что собой представляет этот документ? Для чего он предназначен? Как он оформляется? В нашей статье читатели получат ответы на многие интересующие их вопросы.

Назначение

Акт выбора земельного участка относится к документам, устанавливающим точное местонахождение земельного участка, размещение объектов строительства или инженерных коммуникаций. В документе собраны точные данные о площади, регистрации в ГКН, целевом использовании объекта недвижимости, а также сведения о границах, смежных землепользователях. На каждый объект недвижимости составляется индивидуальный акт выбора земельного участка. Образец документа рассматривается в нашей статье.

Состоит из нескольких составных частей, взаимосвязанных между собой. До 01 мая 2015 года его можно было оформить в муниципальной, административной службе любого региона РФ. В настоящее время по некоторым причинам он выдаётся государственными органами или службами местного самоуправления. Почему сложилась такая ситуация?

Юридический статус

Согласно новому образцу ЗК РФ, который вступил в действие 01 мая 2015 года, предоставлять этот документ для получения собственности на землю больше не нужно. Из новой редакции ЗК РФ он изъят. Вместо согласования места под строительство заказчику по новому законодательству РФ требуется подготовить документы по планировке и организации территории объекта недвижимости.

Какая ситуация складывается на сегодняшний день

Без торгов участки продаваться больше не будут. Объекты строительства в настоящее время можно арендовать только на аукционе (согласно ФЗ РФ № 171 новой редакции ЗК РФ и другой законодательной документации). Для получения земли под строительство потребуются документы по планировке и организации территории. Акт предварительного выбора тогда, когда решение о передаче земли было принято до 01 мая 2015 г. Только в таком случае у заказчика будет шанс действительно получить этот документ на руки.

Оформление акта выбора будет проводиться до 01 мая 2018 года. Такие объекты около трёх лет не могут быть предоставлены другим гражданам. Земельные участки защищаются от торгов. Они не могут быть переданы в аренду или проданы через аукцион. Форма акта выбора земельного участка не изменилась.

Например, гражданин Андрей Воронин, который проживает в Самаре, решил купить участок для строительства гаража. Что для этого потребуется? В первую очередь нужно обратиться в службу местного самоуправления. Процедура выбора земли в настоящее время упрощена. Согласно нововведениям, сначала осуществляется планирование и организация территории, а затем передача объекта в собственность согласно его целевому назначению. В результате проведения работ оформляется схема расположения границ земельного участка и проект межевания территории. Основанием для приобретения объекта недвижимости под строительство служит решение о предоставлении объекта недвижимости в собственность и договор купли-продажи.

На каком основании выдаётся

Акт предварительного выбора земельного участка вступает в действие с момента подписания документа. Оформление его осуществляется по старому образцу согласно законодательству РФ. К основным документам, которые контролируют процедуру выбора и предоставления объектов недвижимости для строительства, относятся:

  • ЗК РФ нового образца.
  • ФЗ №137 от 2007 г.
  • ФЗ №221 от 2008 г.
  • Положение №667 от 2007 г.

Документ состоит из нескольких частей. Законодательный акт содержит определённый перечень текстовых и графических документов. К ним относятся:

  • Проект отвода земельного участка. Этот документ отображает все существующие ограничения по его использованию (расположение по отношению к водоохранной зоне, газопроводу, линии электропередач и т. д.). На нём точно указывается размещение земельного участка в отношении других объектов недвижимости, инженерных коммуникаций.
  • Схема расположения границ земельного участка. На ней отображаются следующие данные отводимого объекта недвижимости: адрес, площадь, координаты точек поворота, целевое использование, границы, сведения по смежным землепользователям.
  • Состав комиссии, которая занималась обследованием объекта.

Вот что собой представляет акт выбора земельного участка. Образец даёт представление о прямом назначении документа.

Проект отвода земельного участка

Законодательный акт составляется на основании решения государственного органа или службы местного самоуправления, а также договора на проведение работ в тех случаях, когда объект передаётся в пользование, собственность или аренду, совершаются сделки с землёй. Проект отвода земельного участка включает необходимую текстовую и графическую информацию об объекте, которая отображает местоположение, конфигурацию, размещение объекта относительно охранной зоны.

Схема расположения границ земельного участка

Любой объект недвижимости на территории РФ должен быть учтён и оформлен в соответствующей документации. Схема расположения границ земельного участка представляет собой документ, на котором отображено схематическое расположение объекта на Кадастровом плане. В нём приводится точная характеристика участка. В документе содержатся сведения о границах объекта, данные о его целевом использовании, информация о смежных землепользователях.

Состав комиссии

Подготовка акта выбора земельного участка - трудоёмкий процесс, который может сопровождаться различными неожиданностями и для заказчика, и для исполнителя. Вот почему выбор места под строительство проводится комиссией, которая занимается обследованием объекта недвижимости. В законодательном акте перечисляется состав членов комиссии, приводятся все должности, фамилии и другие реквизиты. Все члены комиссии принимают участие в подписании документа.

Кто занимается оформлением

Оформлялся документ до 01 мая 2015 года муниципальной административной службой после утверждения решения о предоставлении земли. Заказчик подавал заявление о предварительном урегулировании размещения территории для строительства. Между исполнителем и заказчиком заключался договор на проведение работ. Муниципальная административная служба назначала который занимался сбором, утверждением, согласованием документов. В результате проведения работ выдавался акт выбора земельного участка (оформление каждого документа требует индивидуального подхода к любому объекту). В настоящее время предоставлением законодательного акта занимаются государственные органы и службы местного самоуправления РФ.

Сегодня работы по предоставлению акта выбора земельного участка занимают около 30 рабочих дней. Процедура платная. Стоимость документа в Москве и Московской области составляет около 30 тысяч рублей. Цены в других регионах РФ зависят от разных факторов: удалённости, транспортной доступности и т. д.

Как получить

Предоставление документа осуществляется в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства РФ. Он содержит важную информацию о технических характеристиках участка, необходимых для строительства любого объекта недвижимости. Получение акта выбора земельного участка до 01 мая 2015 года проводилось по этапам:

  • Заказчику требовалось подать заявление в муниципальную, административную службу о своём намерении, на основании чего заключался договор на проведение работ по предоставлению земельного участка.
  • Муниципальная, административная служба на основании документов землеустройства, а также сведений ГКН учитывала градостроительные, экологические и прочие требования, выбирала объект, проводила утверждение акта выбора земельного участка.
  • Заказчик оплачивал услуги государственных проектных организаций, осуществлял необходимые изыскания на территории объекта, получал технические требования на подключение к инженерным коммуникациям, оформлял документацию по предоставлению земли согласно законодательству РФ.
  • Проводилось согласование документа во всех инстанциях.

После выхода нового издания ЗК РФ процедура предоставления законодательного акта была несколько упрощена. Документ выдаётся только тем заказчикам, которые получили решение муниципальной административной службы до 01. 05. 2015 г.

Например, Виктор Пуговкин захотел купить землю для строительства дома и обратился в муниципальную административную службу, которая рассмотрела заявление гражданина. Решение по отводу земли государственным органом было принято до 01. 05. 2015 г. По семейным обстоятельствам Виктор Пуговкин не смог оплатить работы по отводу земли.

Однако он ещё может заказать и провести процедуру. Что ему для этого потребуется?

  • сделать копию решения о предоставлении объекта недвижимости в собственность;
  • оплатить услуги проектных организаций;
  • осуществить необходимые изыскания на земельном участке;
  • получить технические требования на подключение к инженерным коммуникациям;
  • оформить документацию согласно требованиям РФ;
  • согласовать документ во всех инстанциях.

Утверждение

Процедура с 01. 05. 2015 г. не проводится. Утверждение акта выбора земельного участка осуществлялось муниципальной административной службой бесплатно. Основным документом, по которому проводилось мероприятие, считался регламент. Акт выбора земельного участка предоставлялся согласно ФЗ РФ № 131 от 2003 г., который точно устанавливал сроки и порядок проведения работ. Услуга оказывалась лично, по телефону, почтой, онлайн. Результатом процедуры считалось подписание решения о передаче земли.

Изыскания

Исполнитель на основании всех собранных документов проводит топографические, геодезические и другие изыскания. Специалист осуществляет съёмку границ объекта недвижимости, закрепление точек поворота межевыми знаками, вычисление площади и координат. Изыскания проводятся в два этапа: в полевых и камеральных условиях. С этой целью используется современное оборудование и новое программное обеспечение.

Специалист по земельным вопросам уточняет кадастровый номер объекта, его целевое использование, собирает сведения обо всех смежных землепользователях, решает возникшие земельные споры между соседями. На этом полевые работы заканчиваются. Вся информация обрабатывается в камеральных условиях: проводятся все расчёты, вычисляются необходимые показатели, обрабатываются статистические данные.

Согласование

Важной процедурой считается согласование акта выбора земельного участка. Законодательный акт удостоверяется и подписывается членами комиссии, принимавшими участие в отводе объекта недвижимости. В нём указываются все необходимые реквизиты участников мероприятия. Согласование акта выбора земельного участка проводится в присутствии заказчика и исполнителя работ, который назначается государственными органами. При необходимости документ подписывается и другими инстанциями. Результатом процедуры считается выбора земельного участка.

Заключение

Согласно законодательству РФ, акт выбора земельного участка будет выдаваться на руки гражданам до 2018 года. Для оформления документа следует обращаться в государственную службу. С целью получения необходимых сведений рекомендуем пользоваться услугами специалистов. Юридические консультации даются по телефону и онлайн. Государство заинтересовано в защите прав граждан РФ. Все нововведения были приняты для того, чтобы усовершенствовать процедуру предоставления земли и специфику градостроительного регулирования. Однако что ни делается, всё к лучшему. Только время покажет, пойдут ли на пользу новые реформы.

Стоимость услуги: от 20 000

Срок исполнения: от 2 недель

Образцы документов

Акт выбора земельного участка представляет собой ряд графической, а также текстовой документации, которая включает в себя описание, отражение месторасположения участка земли, где в будущем планируется провести какие-либо проектные изыскательные работы. Если на каком либо участке планируется возведение зданий, коммуникаций или, например, прокладка трасс, то необходим такой документ, именно он предназначен для выбора земельного участка.

Если необходимо осуществить возведение объекта капитального строительства, понадобится подготовка акта выбора земельного участка , он будет оформлен, основываясь на решении специальной административной комиссии, созданной в рамках органа местного самоуправления. Также положительное решение может быть принято исполнительным органом государственных властей субъекта Российской Федерации. Этим же органом будет утверждена и схема расположения участка земли.

Из чего состоит акт

  • Проект овода участка земли. В нем в обязательном порядке будут содержаться сведения о местонахождении участка относительно линий электропередач, водоохраной зоны, газопроводов, кабелей связи и прочих коммуникаций;
  • Схема размещения участка земли на кадастровой карте конкретной территории или же на кадастровом плане. В этой схеме указываются площадь участка, его адрес, полные геодезические сведения о координатах сторон, а также его целевое назначение;
  • Полный состав комиссии, которая проводила обследование отдельно взятого земельного участка.

Решение об утверждении данного документа будет служить основой для оформления межевого плана, для выполнения комплекса работ по межеванию границ вашего участка. Акт вместе с предварительным согласованием месторасположением объекта также необходим для проведения изыскательных работ, для дальнейшей постановки участка на кадастровый учет, для оформления права пользования этим участком на время возведения объекта, и, наконец, для принятия проектных решений. Другими словами акт выбора земельного участка, оформление которого вы можете осуществить с помощью нашей компании, крайне важен, без этого документа невозможно будет добиться желаемых результатов.

Согласно действующему законодательству, если вы хотите, чтобы вам предоставили участок под строительство, вы обязаны возместить землевладельцам либо же землепользователям абсолютно все убытки, которые могут быть напрямую связаны с прекращением прав, их изъятием, а также с возможными действующими ограничениями. Однако в то же время существует возможность получить участок земли на основании публичного сервитута, то есть другими словами это будут права ограниченного пользования. Помимо публичного сервитута также может быть заключено соглашение о частном сервитуте. Ограниченное использование участка при этом предполагает, что сам участок будет принадлежать другому лицу.

Типы сервитутов и их особенности

Сервитут может быть заключен только между собственником участка земли, находящемуся по соседству, и лицом, которое требует установления подобного соглашения. Если оно достигается, то права на недвижимость регистрируются в существующем порядке. В противном случае заинтересованному лицу необходимо будет подать иск в суд, чтобы возникший спор разрешился в судебном порядке. Лицо, которое является собственником участка земли, имеет право требовать плату за использование этого участка, если иное не было предусмотрено в действующем законодательстве. Сервитут может быть установлен для того, чтобы обеспечить проезд на соседний участок земли, проезд через него. Также такой документ может предполагать эксплуатацию линий электропередач, их прокладку, использование трубопроводов, водоснабжения и прочих нужд, которые могут понадобиться заинтересованному лицу и не могут быть обеспечены без наличия самого сервитута.

Как уже упоминалось ранее, сервитут может быть частным или публичным. Оба сервитута, а точнее процедура их заключения, четко регламентируются законодательством, при этом есть существенные отличия. Для установления публичного сервитута должно быть проведено общественное слушание, сервитут будет установлен по его результатам. Также важно различать постоянный либо срочный сервитут.

Помощь юристов, получение, оформление Акта выбора земельного участка

Из сказанного выше следует, что согласование Акта выбора земельного участка, оформление этого документа; процесс трудоемкий, содержащий массу законодательных нюансов и требований. Получить такой документ самостоятельно, не имея юридического образования, практически невозможно. Именно поэтому мы предлагаем услуги юристов, имеющих большой опыт в сфере земельных отношений. С помощью специалистов компании House Country вы сможете грамотно подготовить и оформить все необходимые документы, обеспечить их наличие, а соответственно сделать процедуру оформления и получения решения об утверждении акта выбора участка более быстрым и эффективным.

Со своей стороны мы готовы гарантировать корректное составление и быстрый сбор полного пакета документов, это позволит значительно ускорить процедуру. Также мы предоставим исчерпывающую информацию по интересующим вас вопросам, индивидуально решим поставленную перед юристами задачу. Отдельно отметим стоимость на услуги компании; получая высококвалифицированную и эффективную помощь в вопросах земельного права, вы платите приемлемые деньги, будучи уверенным в результате. Опытные специалисты будут рады ответить на вопросы заинтересованных клиентов. Ждем ваших звонков.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно — защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. 6.

Статья 31. утратила силу с 1 марта 2015 г.

Обратите внимание: согласования проводятся органом местного самоуправления, поэтому не могут быть возложены на заявителя (Постановление ФАС ЗСО от 05.06.2014 по делу № А46-13484/2013).Таким образом, на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта уполномоченный орган на основе анализа необходимых документов рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства конкретного объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка. Статьи 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном выборе земельного участка и оформлении соответствующего акта, если имеются препятствия для выбора земельного участка, обусловленные экологическими, градостроительными и иными условиями использования соответствующей территории.

Статья 31. выбор земельных участков для строительства. утратила силу

Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступает в силу после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердившего акт выбора земельного участка для строительства. В этом случае сохраняется возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (то есть без проведения торгов) (Постановление от 18.04.2014 по делу № А55-14237/2013).


Поступление заявлений о выборе земельного участка от нескольких лиц Президиум ВАС в Постановлении № 4224/10 отметил, что Земельным кодексом не урегулирован порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на него претендуют нескольких лиц.

Выбор земельного участка для строительства производственной базы

Выбор земельного участка делается:

  1. на основе документов государственного кадастра недвижимости;
  2. с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах, например, с соблюдением требований:
  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Постановление ФАС ВВО от 08.07.2013 по делу № А82-7452/2012);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А55-716/2013);
  1. посредством определения варианта размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими органами власти и муниципальными организациями.

Акт выбора земельного участка (образец)


С первого марта 2015 года, после изменения ряда положений Земельного кодекса, представление акта выбора земельного участка больше не требуется. Из новой редакции кодекса акт выбора исключен. Вместо предварительного согласования места строительства заявителю теперь нужно подготовить документацию по планировке территорий и образованию участков земли.
Без торгов участок больше передаваться не будет. Земли государственной и местной собственности теперь можно арендовать, в том числе для строительства, только на торгах в форме аукциона.

Акт выбора земельного участка

Вместо согласования места под строительство заказчику по новому законодательству РФ требуется подготовить документы по планировке и организации территории объекта недвижимости. Какая ситуация складывается на сегодняшний день Без торгов участки продаваться больше не будут.

Объекты строительства в настоящее время можно арендовать только на аукционе (согласно ФЗ РФ № 171 новой редакции ЗК РФ и другой законодательной документации). Для получения земли под строительство потребуются документы по планировке и организации территории.

Внимание

Акт предварительного выбора земельного участка оформляется тогда, когда решение о передаче земли было принято до 01 мая 2015 г. Только в таком случае у заказчика будет шанс действительно получить этот документ на руки.


Оформление акта выбора земельного участка будет проводиться до 01 мая 2018 года.

Статья 31 зк рф. выбор земельных участков для строительства

К заявлению могут быть приложены технико-экономическое обос­нование проекта строительства и необходимые расчеты. В связи с этим требование об указании в заявлении цели, для которой испрашивается земельный участок, является обязательным для любого заявления о предоставлении земельного участка (Постановление ФАС ВВО от 03.06.2014 по делу № А79-14325/2011).

Важно

Обеспечение выбора земельного участка Этим занимается орган местного самоуправления по заявлению претендента или обращению исполнительного органа государственной власти, оказывающего услуги по предоставлению земельных участков. Отказаться от проведения процедуры выбора земельного участка орган местного самоуправления не вправе (Постановление ФАС УО от 18.03.2014 № Ф09-1307/14).

Земельный участок может быть предоставлен только одному из претендентов. Выбрать такое лицо по правилам предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта не представляется возможным.

Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги (независимо от того, является ли земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования). Выясним, в какой момент должен «объявиться» другой претендент, чтобы предприятие промышленности лишилось возможности получить земельный участок без проведения торгов.

Во-первых, следует учитывать, что такое возможно только в том случае, если иное лицо представило заявление о выборе того же самого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства.

Акты выбора земельного участка утратили силу

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Основанием для приобретения объекта недвижимости под строительство служит решение о предоставлении объекта недвижимости в собственность и договор купли-продажи. На каком основании выдаётся Акт предварительного выбора земельного участка вступает в действие с момента подписания документа.

Оформление его осуществляется по старому образцу согласно законодательству РФ. К основным документам, которые контролируют процедуру выбора и предоставления объектов недвижимости для строительства, относятся:

  • ЗК РФ нового образца.
  • ФЗ №137 от 2007 г.
  • ФЗ №221 от 2008 г.
  • Положение №667 от 2007 г.
  • Проект отвода земельного участка.


Похожие публикации