Налоговый учет в медицинской организации. Учет в коммерческих медицинских организациях. Как препараты отпускаются по рецептам


Если налог приходится на товары и услуги, которые используются в не облагаемой НДС деятельности, то в этом случае «входной» НДС нужно включить в их стоимость. Если же наоборот – то «входной» НДС можно принять к вычету. Бывает, что одни и те же товары и услуги используются как в облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности. В этом случае «входной» НДС нужно делить между этими видами деятельности. Для этого используется удельный вес от оказания облагаемых НДС услуг к общему доходу и удельный вес от оказания не облагаемых НДС услуг опять-таки к общему доходу. Медицинские организации могут применять упрощенную систему налогообложения и могут быть переведены на ЕНВД. При этом они могут находиться на двух режимах налогообложения.

Организация учета в медицинских учреждениях

Система ЕНВД при ведении деятельности не применяется. Медицинские услуги не входят в состав бытовых видов, при оказании которых допускается применение ЕНВД. Выгодным вариантом налогообложения при оказании медицинских услуг является УСН при условии соответствия организации ограничениям, установленным для режима.


Положение ОСНО УСН Уплата налогов организациями Налог на прибыль, НДС, имущество Единый налог Уплата налогов ИП НДФЛ, НДС, имущество в качестве физлица Единый налог Отчисления в фонды организациями Суммы, начисленные на заработную плату работников Отчисления в фонды ИП В дополнение к суммам, начисленным на вознаграждения работников, отчисляются взносы на страхование предпринимателя Учет спецодежды и средств индивидуальной защиты Выдача средств индивидуальной защиты является обязанностью организации.

Налог на добавленную стоимость при оказании медицинских услуг

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н. Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога.

При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ. Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99.

Бухгалтерский учёт в медицинских организациях

Однако сумма вознаграждения за оказание посреднических услуг включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 250 НК РФ). Бухгалтерский учет Рассмотрим на примере порядок отражения операций в бухгалтерском учете у медицинских учреждений, заключивших агентский договор на оказание услуг. Пример 2.Медицинский институт заключил агентский договор с диагностическим центром сроком на полгода, по условиям которого последний должен направлять на ФГС своих пациентов.
Стоимость данной услуги составляет 300 руб., 150 руб. — оплата посреднических услуг института (в том числе НДС — 22,88 руб.). В конце месяца институт перечисляет сумму денежных средств, поступившую по агентскому договору. Стоимость лечения равна 3000 руб. В бухгалтерском учете института данные операции будут отражены следующим образом: T T T ¬¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб.

Бухгалтерский учет в медицине

Исходя из рассмотренных выше условий освобождения медицинских услуг от НДС, можно сделать выводы о том, какие медицинские услуги все-таки облагаются НДС. Так, аптекам придется начислять и уплачивать НДС с операций по изготовлению лекарств во всех случаях, кроме изготовления лекарств из сырья заказчика по договору с юридическим лицом. Начислять НДС будет и санаторно-курортное учреждение, если его услуги не оформлены путевками или курсовками, признаваемыми бланками строгой отчетности. Обратим внимание и на то, что освобождение, которое предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не распространяется на косметические услуги. Также придется платить НДС организациям и частнопрактикующим врачам, которые оказывают ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, если их деятельность не финансируется из бюджета.
Учетные документы Характеристика Товарная накладная ТОРГ-12 По данным документа определяется поставщик, покупатель, наименование, стоимость и другая важная информация Акт приемки-передачи ОС-1 Оформляется при оприходовании объекта. В акте устанавливаются данные амортизационной группы, инвентарного номера, срока использования, наличие драгметаллов, ответственное лицо Карточка ОС-6 Данные в карточку переносятся из акта с последующим дополнением информации в течение эксплуатации Предприятия, имеющие незначительное количество ОС на балансе, могут не вести карточки и вносить данные в журнале формы ОС-6Б. Пример оприходования оборудования Медицинский центр приобрел диагностическое оборудование стоимостью 625 000 рублей.
При доставке произведены транспортные расходы в размере 5 300 рублей. Оборудование поступило в разобранном виде, что потребовало проведение монтажа стоимостью 7 000 рублей.

Бухгалтерский и налоговый учет медицинских услуг

В учете центра произведены записи:

  1. Отражено поступление оборудования к установке: Дт 07 Кт 60 на сумму 625 000 рублей;
  2. Отражена стоимость доставки: Дт 07 кт 76 на сумму 5 300 рублей;
  3. Произведена оплата поставщику за оборудование и доставку: Дт 60 Кт 51 на сумму 625 000 рублей;
  4. Произведена оплата услуг перевозчика: Дт 76 Кт 51 на сумму 5 300 рублей;
  5. Отражена стоимость монтажных работ: Дт 07 Кт 60 на сумму 7 000 рублей;
  6. Произведена оплата подрядчику: Дт 60 Кт 51 на сумму 7 000 рублей;
  7. Сформирована стоимость оборудования: Дт 07 Кт 08 на сумму 637 300 рублей;
  8. Отражена постановка основного средства на учет: Дт 01 Кт 08 на сумму 637 300 рублей. При постановке на учет определяется метод начисления амортизации.

Налогового кодекса РФ). Кроме того, оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией и объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). В этом случае налоговая база определяется исходя из рыночной цены на безвозмездно оказанные медицинские услуги. Бухгалтерский учет затрат по безвозмездно оказанным услугам осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списание этих затрат оформляется следующими проводками: Дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму списанной фактической стоимости безвозмездно оказанных услуг; Дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму начисленного НДС по безвозмездно оказанным услугам.

Бухгалтерский и налоговый учет мед услуги

Налоговым периодом по НДС у медицинской организации может быть как месяц, так и квартал. Все зависит от выручки. Если она меньше 1 000 000 руб. (без учета НДС) за квартал, тогда налоговый период равен кварталу, в ином случае – месяцу (ст. 163 НК РФ). При этом в выручку не нужно включать сумму арендной платы, которую организация перечисляет арендодателю.
Выручка у ООО превышает 1 000 000 руб., поэтому налоговый период по НДС – месяц. В платежном поручении на перечисление НДС с арендной платы в поле 101 обязательно нужно указать код 02. Если организация укажет код 01, то она перечислит налог за себя, а не за арендодателя. Перечислив арендную плату и НДС с этой суммы, следует зарегистрировать составленный ранее счет-фактуру в книге продаж. Принять к вычету «входной» НДС по арендной плате ООО не может.
ФГС ¦ ¦ ¦ ¦+ + + + +¦Начислено вознагражде-¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 09 730 ¦ 127,12 ¦¦ние институту за выпол-¦ ¦ ¦ ¦¦нение обязанностей аге-¦ ¦ ¦ ¦¦нта по реализации со-¦ ¦ ¦ ¦¦путствующих медицинских¦ ¦ ¦ ¦¦услуг диагностическим¦ ¦ ¦ ¦¦центром ¦ ¦ ¦ ¦+ + + + +¦Начислен НДС ¦ 2 210 01 560 ¦ 2 302 09 730 ¦ 22,88 ¦+ + + + +¦Выплачено диагностичес-¦ 2 302 09 830 ¦ 2 201 01 610 (226) ¦ 150 ¦¦ким центром вознаграж-¦ ¦ ¦ ¦¦дение институту за¦ ¦ ¦ ¦¦реализацию сопутствую-¦ ¦ ¦ ¦¦щих медицинских услуг ¦ ¦ ¦ ¦L + + + Из приведенных примеров следует, что первый из предлагаемых методов оптимизации налогообложения сопутствующих медицинских услуг позволяет медицинскому учреждению не облагать стоимость данных услуг НДС, а также относить на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль свои затраты по оплате данных услуг организациям-партнерам.

Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта.

В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности. Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на . В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Медицинскими организациями являются юридические лица или ИП, имеющие лицензирование на право оказания услуг по предоставлению амбулаторной, неотложной, стационарной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения. В статье расскажем про бухучет в медицине, порядок начисления налогов и оформления документов.

Лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Отзыв лицензии осуществляется при ненадлежащем хранении, реализации медикаментов и отсутствии документов, подтверждающих законность их поступления. В связи со строгостью норм законодательства важным условием ведения деятельности является налаженный учет, контроль и правильно организованный документооборот.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации определяет основные направления ведения учета при возможности выбора способов применения законодательных норм. При составлении документа учитываются основные моменты:

  • Учетная политика утверждается руководителем, о чем в организации издается приказ.
  • Формирование политики производится однократно, при создании компании.
  • Изменения в документ вносятся при возникновении существенных изменений в порядке ведения деятельности внутреннего или внешнего свойства.

Документ хранится отдельно от других учетных форм и предъявляется при проверке. Важность документа состоит в том, что форма позволяет закрепить и сделать законными правила ведения учета, не утоненные законодательством, применять их и не иметь возражений от налоговых органов.

Учет медикаментов и расходных материалов

Поступление, расходование медикаментов, лекарственных средств, расходных материалов учитывается в составе МПЗ (ПБУ 5/01). Читайте также статью: → “ ». Поступление на учет производится по стоимости затрат на приобретение. Источником для получения показателей служат накладные от поставщика. В учете используется счет 10.

Данные отражаются в разрезе номенклатуры. Для списания запасов в производство одним из способов требуется закрепление метода в учетной политике. Выбранный способ в отношении группы актива не меняется на протяжении всего времени ведения учета. Используемые способы списания МПЗ:

Метод Особенности применения Характеристика
По стоимости единицы Списание каждой единицы товара осуществляется самостоятельно от других поступлений Используется при наличии активов, учитываемых в особом порядке
ФИФО Списание осуществляется в порядке очередности, начиная со стоимости первых поступлений Наиболее часто используемый способ в учете
По средней стоимости Списание осуществляется по стоимости, определенной расчетным путем с учетом остатков на момент поступления на склад Применяется редко, но позволяет исключить учет в разрезе партий медикаментов

В учете медикаментов особое значение имеет списание просроченных лекарств. В организации назначается ответственное лицо, производящее выявление медикаментов, срок годности которых подходит к концу. Группа препаратов отражается в акте с указанием уникальных свойств лекарств – наименования, номера, серии, срока. В документе определяются дальнейшие действия с препаратом – возврат поставщику, утилизация.

Контроль препаратов особого назначения

Предприятия, оказывающие медицинские услуги, обязаны вести контроль наличия медикаментов и расходных материалов. Порядок проведения инвентаризации медикаментов обычных видов не отличается от стандартного мероприятия контроля МПЗ. Особенности возникают при проведении инвентаризаций наркотических и психотропных веществ. Читайте также статью: → “ ». При контроле препаратов особого значения порядок проведения инвентаризации должен соответствовать ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ:

  • Инвентаризация осуществляется ежемесячно.
  • При выявлении расхождения учетных данных о нарушении сообщается в МВД в течение 3 дней.
  • К проведению инвентаризации допускаются лица, имеющие допуск к работе с наркотическими препаратами.

Запись о проведении инвентаризации вносится в журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных средств.

Пример расходования медикаментов

Медицинский центр приобрел медикаменты номенклатуры № 356 в количестве 250 штук на сумму 25 000 рублей. На момент поступления на складе числились остатки номенклатуры № 356 в количестве 190 штук стоимостью 20 000 рублей. Отпуск средств для осуществления лечения произведен в количестве 20 штук. В организации установлен способ списания по средней стоимости. В учете производятся записи:

  1. Отражается поступление на склад: Дт 10 Кт 60 на сумму 25 000 рублей;
  2. Осуществляется расчет стоимости единицы с учетом остатка на складе: Ц = (20 000 + 25 000) / 440 = 102,27 (руб.);
  3. Определяется стоимость отпуска: 102,27 х 20 = 2 045,40 (руб.);
  4. Отражается отпуск медикаментов: Дт 20 Кт 10 на сумму 2 045,40 рублей.

Передача медикаментов и расходных материалов в производство (для осуществления лечения) осуществляется по внутренним накладным.

Учет поступления оборудования

Организации медицинского профиля используют для оказания услуг оборудование, учитываемое в качестве инвентарного объекта. Номер присваивается при поступлении оборудования, прием на учет которого оформляется рядом документов.

Учетные документы Характеристика
Товарная накладная ТОРГ-12 По данным документа определяется поставщик, покупатель, наименование, стоимость и другая важная информация
Акт приемки-передачи ОС-1 Оформляется при оприходовании объекта. В акте устанавливаются данные амортизационной группы, инвентарного номера, срока использования, наличие драгметаллов, ответственное лицо
Карточка ОС-6 Данные в карточку переносятся из акта с последующим дополнением информации в течение эксплуатации

Предприятия, имеющие незначительное количество ОС на балансе, могут не вести карточки и вносить данные в журнале формы ОС-6Б.

Пример оприходования оборудования

Медицинский центр приобрел диагностическое оборудование стоимостью 625 000 рублей. При доставке произведены транспортные расходы в размере 5 300 рублей. Оборудование поступило в разобранном виде, что потребовало проведение монтажа стоимостью 7 000 рублей. В учете центра произведены записи:

  1. Отражено поступление оборудования к установке: Дт 07 Кт 60 на сумму 625 000 рублей;
  2. Отражена стоимость доставки: Дт 07 кт 76 на сумму 5 300 рублей;
  3. Произведена оплата поставщику за оборудование и доставку: Дт 60 Кт 51 на сумму 625 000 рублей;
  4. Произведена оплата услуг перевозчика: Дт 76 Кт 51 на сумму 5 300 рублей;
  5. Отражена стоимость монтажных работ: Дт 07 Кт 60 на сумму 7 000 рублей;
  6. Произведена оплата подрядчику: Дт 60 Кт 51 на сумму 7 000 рублей;
  7. Сформирована стоимость оборудования: Дт 07 Кт 08 на сумму 637 300 рублей;
  8. Отражена постановка основного средства на учет: Дт 01 Кт 08 на сумму 637 300 рублей. При постановке на учет определяется метод начисления амортизации. Выбранный метод не меняется в течение всего срока использования средства.

Амортизация медицинского оборудования

Отнесение стоимости оборудования к расходам производится равномерно в течение всего срока эксплуатации, установленного для группы ОС. Порядок определения амортизации установлен в ПБУ 6/01. Читайте также статью: → “ ». При постановке на учет определяется норма отчислений, применяемая ежемесячно в последний день периода. Для учета данных используется счет 02, начисление по которому производится с месяца, следующего за месяцем постановки на учет.

Пример определения амортизации

Организация приобрела оборудование, первоначальная стоимость которого составила 325 000 рублей. Срок эксплуатации – 5 лет (60 месяцев). В учетной политике установлен линейный способ начисления амортизации. В учете организации производятся записи:

  1. Произведен расчет нормы амортизации в месяц: А = 1/60 х 100% = 1,67%;
  2. Определим сумму списания: А = 325 000 х 1,67% = 5 427,5 (рублей);
  3. Произведем запись в учете: Дт 02 Кт 01 на сумму 5 427,5 рублей;
  4. Отразим стоимость в расходах: Дт 20 Кт 02 на сумму 5 427,5 рублей.

Величина суммы последнего списания определяется остатком суммы. В связи с округлением показателя сумма может отличаться от величины ежемесячной нормы списания.

Ремонт и списание основного средства

Ремонт оборудования, произведенный в процессе эксплуатации, отражается в составе прочих расходов или остаточной стоимости основного средства. Если в процессе дооборудования произошло увеличение стоимости, сумма включается в величину остаточной стоимости. При замене частей, не увеличивающих стоимость, расходы на ремонт не отражаются на величине остатка.

Выбытие объекта путем списания осуществляется по истечении срока использования или до его окончания. Для списания оборудования в связи с выходом из строя и утратой потребительских свойств необходимо наличие экспертного заключения. Списание сопровождается составлением акта формы ОС-4. Остаточная стоимость имущества, не полностью амортизированного, учитывается в составе прочих расходов.

Налогообложение медицинских учреждений

Организации медицинского профиля имеют стандартные обязательства по уплате налогов. Некоммерческие предприятия, оказывающие медицинские услуги за плату, должны учитывать полученную от потребителей плату в составе выручки для налогообложения. Предприятия имеют возможность применять режимы ОСНО или УСН при ведении деятельности.

Система ЕНВД при ведении деятельности не применяется. Медицинские услуги не входят в состав бытовых видов, при оказании которых допускается применение ЕНВД. Выгодным вариантом налогообложения при оказании медицинских услуг является УСН при условии соответствия организации ограничениям, установленным для режима.

Положение ОСНО УСН
Уплата налогов организациями Налог на прибыль, НДС, имущество Единый налог
Уплата налогов ИП НДФЛ, НДС, имущество в качестве физлица Единый налог
Отчисления в фонды организациями Суммы, начисленные на заработную плату работников
Отчисления в фонды ИП В дополнение к суммам, начисленным на вознаграждения работников, отчисляются взносы на страхование предпринимателя

Учет спецодежды и средств индивидуальной защиты

Выдача средств индивидуальной защиты является обязанностью организации. Законодательные акты, определяющие порядок оказания услуг в медицине, распространяется на все организации вне зависимости от наличия бюджетного финансирования или ведения коммерческой деятельности.

При определении порядка обеспечения работников мягким инвентарем, обувью и другими средствами руководствуются нормами, принятыми в отрасли. Для учреждений здравоохранения действуют нормы, установленные Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 №65.

Предоставление спецодежды осуществляется бесплатно при условии возврата средств защиты по истечении срока использования (в ином случае стоимость спецодежды определяется как доход, облагаемый НДФЛ). Выдача компенсации или средств на пошив взамен положенного инвентаря не производится. В процессе эксплуатации расходы на уход за спецодеждой осуществляет организация. О предметах, предоставленные работникам, производится запись в личную карточку учета формы № МБ-6.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как компенсируется ущерб, выявленный при инвентаризации наркотических и психотропных препаратов?

Недостача, выявленная при инвентаризации препаратов особого назначения, покрывается за счет виновного лица в размере, увеличенном в 100 раз от величины ущерба.

Вопрос №2. Начисляется ли амортизация по основным средствам медицинского учреждения, принадлежащим некоммерческим предприятиям?

Не начисляется. Определяется износ основных средств, информация о котором учитывается за балансом.

Вопрос №3. Как поступить, если при списании оборудования медицинского назначения были сняты элементы, содержащие драгметаллы и впоследствии реализованы?

Продажа лома металлов, снятых при демонтаже оборудования, является доходом организации.

Вопрос №4. Изменяется ли норма амортизации при дооборудовании основного средства?

Норма амортизации пересчитывается и применяется в увеличенной сумме с месяца, следующего за документальным оформлением дооборудования.

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

«Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгатерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:

«Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации

и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

Причем в пункте 2 Приказа Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н указано, что до 1 октября 2005 года все бюджетные учреждения обязаны перейти на новый План счетов.

Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Обратите внимание!

Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсем новые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути».

Таким образом, с 1 октября 2005 года бюджетные медицинские учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов по специальным средствам.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам - так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетными учреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены.

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №70н.

1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета и переход на более прогрессивную журнальную форму.

Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход к использованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивных бухгалтерских программ.

Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению, новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих специфику современного бюджетного учета.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призвано разрешить ряд проблем.

Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников.

Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.

Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной (предпринимательской) деятельности. Это также усложняло ведение учета.

Применение нового плана счетов разрешит эти проблемы.

3. Новая Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемые бюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В частности это:

В отношении учета основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимости основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы».

4. Новой Инструкцией №70н введен счет «Амортизация».

Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результаты медицинской деятельности (для объектов нематериальных активов).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболее важных проблем бухгалтерского учета.

Рассмотрим на конкретном примере применение Инструкции №70н.

Пример.

Учреждение оказало медицинские услуги, не облагаемые НДС, заказчику на сумму 1500 рублей.

Себестоимость данной услуги составила 1 000 рублей.

Акт приемки-передачи выполненных медицинских услуг подписан, работы приняты заказчиком и оплачены.

Итак, проводки будут выглядеть следующим образом:

Окончание примера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средств присутствуют в деятельности только государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Коммерческие учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

Государственные и муниципальные учреждения в выборе направлений расходования относительно не самостоятельны.

Во-первых, они используют их строго согласно смете по специальным средствам, во-вторых, они в обязательном порядке представляют отчетность об объемах вырученных средств (если объем таких средств значителен, то финансирующие органы вполне могут если не отказать, то задержать финансирование на неопределенное время).

Полученные средства государственными и муниципальными учреждениями после уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и амортизационных отчислений, связанных с функционированием структурного подразделения медицинского учреждения, оказывающего платные медицинские услуги и других обязательных платежей, направляются в обычном порядке на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе на увеличение расходов на оплату труда, приобретение медицинского оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, оплату работ по капитальному, среднему и текущему ремонту.

Распределение же прочих средств осуществляется строго в соответствии со сметой доходов и расходов по специальным средствам (приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, материалов, на оплату труда персонала учреждения и так далее).

Использование средств на оплату труда работников учреждений осуществляется на основании разработанных положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг. При этом средства направляются, в том числе, и на выплату премий управленческому и обслуживающему персоналу.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую, квартальную и месячную.

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далее главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность (далее - бюджетная отчетность) по формам документов согласно приложению №1 Инструкции №70н.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:

  • месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным:
  • квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеют право вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

При ведении бюджетного учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, либо специализированной организацией, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в общеустановленном порядке.

Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Согласно пункту 8 Инструкции №70н:

«Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек».

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов (пункт 9 Инструкции №70н):

  • Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);
  • Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140);
  • Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150);
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);
  • Пояснительная записка (форма 0503160);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
  • Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127);
  • Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);
  • Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);
  • Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129);
  • Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);
  • Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126).
Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.

Формы регистров бюджетного учета для органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, а также рекомендации по применению регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их "специального" учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной, наркотические лекарственные средства - 3-дневной, все остальные - 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ ( Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по "специальному" учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица - старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, "медикаменты на посту". Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) - отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) - отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Похожие публикации