Акт выбора земельного участка оформление. Из чего состоит акт. Порядок предоставления земельного участка под строительство: Видео

Под актом выбора участка земли подразумевают комплекс текстового и графического документационного обеспечения, что предоставляет данные о месте расположения земли, где собираются проводить проектно-изыскательную работу. Предназначением акта выбора является определение места, где будет проводиться постройка здания, будут прокладываться трассы или возводиться коммуникации. При создании акта выбора участка пользуются документами с государственной кадастровой службы, а также документами, что касаются земельного устройства. Берут во внимание условия экологии, градостроительства и территориальное использование.

Оформление акта

Как правило, процесс оформление акта выбора участка земли проходит в трех этапах:

  • На базе отводного проектирования, на плане ситуаций указывают нужную часть земли. Как он расположен в отношении газового провода, электрических линий, зоны водной охраны и кабеля, обеспечивающего связь.
  • Далее составляют схему места участка на карточке кадастра. Указывают площади, цели и адреса, а также различную геодезическую информацию.
  • Затем происходит согласование акта выбора земельного участка в соответствующих организациях контроля. По результату согласований выдают постановления Администрации «Об утверждении акта выбора земельного участка».
  • Муниципальная администрация района;
  • Главное Управление Архитектуры и Градостроительства МО;
  • Управления лесхозяйства по московской области и в г. Москве (Мослесхоз);
  • Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» (ФУАД);
  • ОАО “Ростелеком”;
  • Министерство культуры (Минкультуры);
  • Министерство экологии и природопользования МО (Минэкологии);
  • Территориальный департамент Роспотребнадзора по МО;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
  • Максимально точные границы земельного участка.
  • Составляют копию пользования землей, указывают место расположения необходимой земли.
  • Рассчитывается земельная площадь и составляется экспликация земельных угодий.
  • Определяются размеры убытка пользователей земли.
  • Согласовываются с пользователями земли и хозяевами землеустроительное дело и получение заключения (протокола) общих собраний хозяев.
  • Составляется учетный кадастр земли.
  • Общее проектное согласование краткосрочной аренды. Далее оно предоставляется органу местного управления. Завершается все
  • Завершается все подписанием и оформлением договора по аренде земельного участка.

Ниже приведен список ведомств, с которыми проходят согласования, зависимо от разполажения и назначения земельного участка:

Шаги оформления договора

Обязательные данные, которые обязаны присутствовать в акте это: местоположение, назначение, точны размеры, координаты и границы земельного участка. При оформлении договора на краткосрочную аренду земельного участка во время строительства необходимо пройти следующие шаги:

Цена проведения подобных работ зависит от площади участка. Но нужно понимать, что выше перечислен ориентировочный список работ, и он может подлежать изменениям, зависимо от характера участка, задач, целей объектов и от многих других нюансов. Также необходимо понимать, что качество и положительный результат зависят только от уровня профессионализма квалификации людей, которые будет составлять акт выбора земельного участка. И именно поэтому стоит обращаться к настоящим профессионалам своего дела, у которых за плечами имеется огромный опыт земельных работ.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно — защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. 6.

Статья 31. утратила силу с 1 марта 2015 г.

Обратите внимание: согласования проводятся органом местного самоуправления, поэтому не могут быть возложены на заявителя (Постановление ФАС ЗСО от 05.06.2014 по делу № А46-13484/2013).Таким образом, на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта уполномоченный орган на основе анализа необходимых документов рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства конкретного объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка. Статьи 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном выборе земельного участка и оформлении соответствующего акта, если имеются препятствия для выбора земельного участка, обусловленные экологическими, градостроительными и иными условиями использования соответствующей территории.

Статья 31. выбор земельных участков для строительства. утратила силу

Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступает в силу после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердившего акт выбора земельного участка для строительства. В этом случае сохраняется возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (то есть без проведения торгов) (Постановление от 18.04.2014 по делу № А55-14237/2013).


Поступление заявлений о выборе земельного участка от нескольких лиц Президиум ВАС в Постановлении № 4224/10 отметил, что Земельным кодексом не урегулирован порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на него претендуют нескольких лиц.

Выбор земельного участка для строительства производственной базы

Выбор земельного участка делается:

  1. на основе документов государственного кадастра недвижимости;
  2. с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах, например, с соблюдением требований:
  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Постановление ФАС ВВО от 08.07.2013 по делу № А82-7452/2012);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А55-716/2013);
  1. посредством определения варианта размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими органами власти и муниципальными организациями.

Акт выбора земельного участка (образец)


С первого марта 2015 года, после изменения ряда положений Земельного кодекса, представление акта выбора земельного участка больше не требуется. Из новой редакции кодекса акт выбора исключен. Вместо предварительного согласования места строительства заявителю теперь нужно подготовить документацию по планировке территорий и образованию участков земли.
Без торгов участок больше передаваться не будет. Земли государственной и местной собственности теперь можно арендовать, в том числе для строительства, только на торгах в форме аукциона.

Акт выбора земельного участка

Вместо согласования места под строительство заказчику по новому законодательству РФ требуется подготовить документы по планировке и организации территории объекта недвижимости. Какая ситуация складывается на сегодняшний день Без торгов участки продаваться больше не будут.

Объекты строительства в настоящее время можно арендовать только на аукционе (согласно ФЗ РФ № 171 новой редакции ЗК РФ и другой законодательной документации). Для получения земли под строительство потребуются документы по планировке и организации территории.

Внимание

Акт предварительного выбора земельного участка оформляется тогда, когда решение о передаче земли было принято до 01 мая 2015 г. Только в таком случае у заказчика будет шанс действительно получить этот документ на руки.


Оформление акта выбора земельного участка будет проводиться до 01 мая 2018 года.

Статья 31 зк рф. выбор земельных участков для строительства

К заявлению могут быть приложены технико-экономическое обос­нование проекта строительства и необходимые расчеты. В связи с этим требование об указании в заявлении цели, для которой испрашивается земельный участок, является обязательным для любого заявления о предоставлении земельного участка (Постановление ФАС ВВО от 03.06.2014 по делу № А79-14325/2011).

Важно

Обеспечение выбора земельного участка Этим занимается орган местного самоуправления по заявлению претендента или обращению исполнительного органа государственной власти, оказывающего услуги по предоставлению земельных участков. Отказаться от проведения процедуры выбора земельного участка орган местного самоуправления не вправе (Постановление ФАС УО от 18.03.2014 № Ф09-1307/14).

Земельный участок может быть предоставлен только одному из претендентов. Выбрать такое лицо по правилам предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта не представляется возможным.

Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги (независимо от того, является ли земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования). Выясним, в какой момент должен «объявиться» другой претендент, чтобы предприятие промышленности лишилось возможности получить земельный участок без проведения торгов.

Во-первых, следует учитывать, что такое возможно только в том случае, если иное лицо представило заявление о выборе того же самого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства.

Акты выбора земельного участка утратили силу

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Основанием для приобретения объекта недвижимости под строительство служит решение о предоставлении объекта недвижимости в собственность и договор купли-продажи. На каком основании выдаётся Акт предварительного выбора земельного участка вступает в действие с момента подписания документа.

Оформление его осуществляется по старому образцу согласно законодательству РФ. К основным документам, которые контролируют процедуру выбора и предоставления объектов недвижимости для строительства, относятся:

  • ЗК РФ нового образца.
  • ФЗ №137 от 2007 г.
  • ФЗ №221 от 2008 г.
  • Положение №667 от 2007 г.
  • Проект отвода земельного участка.

Стоимость услуги: от 20 000

Срок исполнения: от 2 недель

Образцы документов

Акт выбора земельного участка представляет собой ряд графической, а также текстовой документации, которая включает в себя описание, отражение месторасположения участка земли, где в будущем планируется провести какие-либо проектные изыскательные работы. Если на каком либо участке планируется возведение зданий, коммуникаций или, например, прокладка трасс, то необходим такой документ, именно он предназначен для выбора земельного участка.

Если необходимо осуществить возведение объекта капитального строительства, понадобится подготовка акта выбора земельного участка , он будет оформлен, основываясь на решении специальной административной комиссии, созданной в рамках органа местного самоуправления. Также положительное решение может быть принято исполнительным органом государственных властей субъекта Российской Федерации. Этим же органом будет утверждена и схема расположения участка земли.

Из чего состоит акт

  • Проект овода участка земли. В нем в обязательном порядке будут содержаться сведения о местонахождении участка относительно линий электропередач, водоохраной зоны, газопроводов, кабелей связи и прочих коммуникаций;
  • Схема размещения участка земли на кадастровой карте конкретной территории или же на кадастровом плане. В этой схеме указываются площадь участка, его адрес, полные геодезические сведения о координатах сторон, а также его целевое назначение;
  • Полный состав комиссии, которая проводила обследование отдельно взятого земельного участка.

Решение об утверждении данного документа будет служить основой для оформления межевого плана, для выполнения комплекса работ по межеванию границ вашего участка. Акт вместе с предварительным согласованием месторасположением объекта также необходим для проведения изыскательных работ, для дальнейшей постановки участка на кадастровый учет, для оформления права пользования этим участком на время возведения объекта, и, наконец, для принятия проектных решений. Другими словами акт выбора земельного участка, оформление которого вы можете осуществить с помощью нашей компании, крайне важен, без этого документа невозможно будет добиться желаемых результатов.

Согласно действующему законодательству, если вы хотите, чтобы вам предоставили участок под строительство, вы обязаны возместить землевладельцам либо же землепользователям абсолютно все убытки, которые могут быть напрямую связаны с прекращением прав, их изъятием, а также с возможными действующими ограничениями. Однако в то же время существует возможность получить участок земли на основании публичного сервитута, то есть другими словами это будут права ограниченного пользования. Помимо публичного сервитута также может быть заключено соглашение о частном сервитуте. Ограниченное использование участка при этом предполагает, что сам участок будет принадлежать другому лицу.

Типы сервитутов и их особенности

Сервитут может быть заключен только между собственником участка земли, находящемуся по соседству, и лицом, которое требует установления подобного соглашения. Если оно достигается, то права на недвижимость регистрируются в существующем порядке. В противном случае заинтересованному лицу необходимо будет подать иск в суд, чтобы возникший спор разрешился в судебном порядке. Лицо, которое является собственником участка земли, имеет право требовать плату за использование этого участка, если иное не было предусмотрено в действующем законодательстве. Сервитут может быть установлен для того, чтобы обеспечить проезд на соседний участок земли, проезд через него. Также такой документ может предполагать эксплуатацию линий электропередач, их прокладку, использование трубопроводов, водоснабжения и прочих нужд, которые могут понадобиться заинтересованному лицу и не могут быть обеспечены без наличия самого сервитута.

Как уже упоминалось ранее, сервитут может быть частным или публичным. Оба сервитута, а точнее процедура их заключения, четко регламентируются законодательством, при этом есть существенные отличия. Для установления публичного сервитута должно быть проведено общественное слушание, сервитут будет установлен по его результатам. Также важно различать постоянный либо срочный сервитут.

Помощь юристов, получение, оформление Акта выбора земельного участка

Из сказанного выше следует, что согласование Акта выбора земельного участка, оформление этого документа; процесс трудоемкий, содержащий массу законодательных нюансов и требований. Получить такой документ самостоятельно, не имея юридического образования, практически невозможно. Именно поэтому мы предлагаем услуги юристов, имеющих большой опыт в сфере земельных отношений. С помощью специалистов компании House Country вы сможете грамотно подготовить и оформить все необходимые документы, обеспечить их наличие, а соответственно сделать процедуру оформления и получения решения об утверждении акта выбора участка более быстрым и эффективным.

Со своей стороны мы готовы гарантировать корректное составление и быстрый сбор полного пакета документов, это позволит значительно ускорить процедуру. Также мы предоставим исчерпывающую информацию по интересующим вас вопросам, индивидуально решим поставленную перед юристами задачу. Отдельно отметим стоимость на услуги компании; получая высококвалифицированную и эффективную помощь в вопросах земельного права, вы платите приемлемые деньги, будучи уверенным в результате. Опытные специалисты будут рады ответить на вопросы заинтересованных клиентов. Ждем ваших звонков.


Акт выбора земельного участка для строительства объекта оформляется при наличии положительного решения административной комиссии органа местного самоуправления, которые имеют на это полномочия.

Подготовка и согласование Акта выбора земельного участка должны включать в себя работы по оформлению акта, по рассмотрению нескольких вариантов мест размещения объекта. Кроме того, необходимым условием является получение всех требуемых ФЗ согласований от членов комиссии, заключений, технических условий, предварительной оценки убытков заинтересованных лиц для объекта нового строительства или реконструкции.

Обязательным приложением к Акту выбора земельного участка является схема расположения участка на кадастровой карте территории с отображением границ кадастрового квартала.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены две формы предоставления земельных участков для строения:

1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (земельные участки предоставляются в собственность, аренду либо в безвозмездное срочное пользование, на основании заявления заинтересованного лица, по результатам проведения открытых торгов, конкурса либо аукциона);

Процедура предоставления (отвода) земельного участка для строительства, без предварительного согласования места размещения объекта включает:

1.1 Определение (формирование) границ земельного участка;

1.2 Установление вида разрешенного использования земельного участка;

1.3 Получение Технических условий подключения к инженерным коммуникациям;

1.4 Принятие решения о проведении торгов (конкурса, аукциона);

1.5 Публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов);

1.6 Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).

2. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства (земельные участки предоставляются на срок строительства во временное пользование (аренду либо постоянное (срочное/бессрочное) пользование) на основании заявления заинтересованного лица, с обязательным рассмотрением нескольких возможных вариантов размещения объекта и подготовкой акта выбора земельного участка);

Процедура предоставления (отвода) земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в два этапа:

1 этап - предварительное согласование места размещения объекта;

2 этап - изъятие (выкуп) либо предоставление (отвод) земельного участка;

Процедура предоставления (отвода) земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает:

2.1 Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2.2 Выполнение кадастровых работ по формированию границ земельного участка, государственный кадастровый учет;

2.3 Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

Порядок оформления разрешений на производство строительных работ

53. Выдача разрешений на производство строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также индивидуальными застройщиками, производится районными инженерами - инспекторами государственного архитектурно - строительного контроля или районными архитекторами.

54. Для получения разрешения на производство строительных работ государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации обязаны представить:

в) план земельного участка и документ, удостоверяющий право на земельный участок;

г) регистрационную карту объекта;

д) титульный список на строительство объекта;

е) проектно - сметную документацию на строительство, утвержденную в установленном порядке;

ж) стройгенплан (на крупные объекты или комплексы зданий);

з) карточку учета работников, осуществляющих руководство строительством;

и) договор с проектной организацией на ведение авторского надзора за строительством объектов;

к) выписки из приказов застройщика и строительной организации о назначении ответственного лица по технадзору и производителя работ;

л) журнал производства работ.

55. Для получения разрешения на производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру - инспектору государственного архитектурно - строительного контроля или районному архитектору:

а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ;

б) решение о предоставлении земельного участка под застройку;

г) план застройки земельного участка, проект оформления фасадной части зданий (дома, гаража, хозпостроек), согласованные с районным архитектором;

д) документ, удостоверяющий право на земельный участок;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 119)

е) разрешение на специальное водопользование при устройстве на приусадебном участке копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых сооружений.

Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут внести изменения в проект жилого дома только с разрешения районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения органа, предоставившего земельный участок.

56. Обеспечение проектами жилых домов и планами застройки усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков производится хозрасчетными производственными группами при районных архитекторах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 119)

57. При предоставлении документов, предусмотренных в пунктах 54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок.

2.Деревянные здания.

Деревянные дома, в соответствии с особеннос­тями конструкции, можно разделить на несколько основных типов:

  • Из строганного вручную бревна
  • Из бруса естественной влажности
  • Из оцилиндрованного (калиброванного) бревна
  • Каркасный
  • Из клееного бруса
  • Из строганного лафета

Различаются они в основном способами возве­дения стен и используемыми для этого материала­ми. Попробуем коротко охарактеризовать каждый из вышеперечисленных типов.

Дом из строганного вручную бревна

Строительство является наиболее трудоемким и длительным по времени. Естественно, такой дом обойдется дороже чем из оцилиндрованного бревна, как и любое произведение ручной работы дороже машинной штамповки. Если современные технологии позволяют производить отделку стен из оцилиндрованного бревна сразу после его сборки, то срубленному вручную дому необходимо выстоятся не менее года. Да и сама рубка занимает намного больше времени и сил, чем складывание «конструк­тора» из оцилиндрованных бревен. А время - это деньги. Да и зарплату за это время надо платить. Хо­роший профессионал-плотник достоин хорошей зарплаты. Для изготовления сруба из строганного бревна берут свежеспиленные бревна естественной влажности диаметром от 260 до 320 мм - получается оптимальная для наших климатических условий толщина стен. Бревна протесывают, выбирают чашки-пазы, шлифуют, обрабатывают рубанком - все вручную. При ручной обработке топором и специальной киркой верхний, наиболее мягкий слой дерева (заболонь) снимается щадящее, в некоторых случаях строго по годовым кольцам, что дает возможность максимально сохранить природную прочность, теплостойкость и структуру дерева. Приверженцы этого метода утверждают, что таким образом удается снизить образование трещин и избежать других дефектов древесины, которые появляются в процессе эксплуатации. Затем деревянный сруб маркируют, "раскатывают" по бревнышку, перевозят на участок и ставят на уже полностью готовый фундамент, где производится сборка сруба. Строганное бревно само по себе хорошо, поэтому не нужна никакая дополнительная отделка, как снаружи, так и внутри. Но год после установки сруба выждать придется: проблемы у строганного бревна такие же стародавние, как строения ручной рубки - это страшное слово Усадка.

Кроме классического остро отточенного топора современные плотники применяют бензопилы, электрорубанки и прочий высокотехнологичный инструмент. Тем не менее, изготовление сруба ручной рубки гораздо более трудоемкое, нежели дома, стены которого изготавливаются путем машинной штамповки.

Иногда бревна сруба после острожки шлифуются вручную, есть другая модификация - ошкуренные, покрытые лаком, но не остроганные бревна. Кстати сказать, на Руси бревна ни в коем случае не обтесывали, а только ошкуривали поверхность, боясь повредить подкорьевую оболонь, защищающую бревно от гниения.

И помните, в природе нет прямых линий. Издревле прямая линия считалась "от дьявола". Потому вас не должны беспокоить такие разные бревна при сборке сруба, наоборот, старайтесь, чтобы выпуски бревен по углам постройки были спилены не по прямой, а образовывали слегка волнистую линию, словно бы живой рукой прорисованную. Не превращайте живое дерево в просто бездушный и мертвый материал.

Собирается в основном на паклю или мох, норвежская рубка и рубанками может собираться на льнополотно. Дополнительная конопатка после высыхания – обязательна.

Красить первые год-два «дышащими» красками.

Достоинство:

Достаточно легко собрать самому, если сруб хорошо сделан.

Недостатки:

Происходит усадка примерно 12-15см.

Возможно появление синевы.

Появление трещин на бревне естественной влажности, за исключением норвежской рубки (там практически все трещины на боках). Дома из оцилиндрованного (калиброванного) бревна Если рассмотреть строительство из наиболее популярного на сегодняшний день материала – оцилиндрованного бревна, проявляются некие проблемы. Поскольку специально в нашей стране не выращивается лес под производство «оцилиндровки», в процессе обработки практически весь защитный смоляной слой снимается. В итоге, деревянный конструктор, идеально гладкий сначала, после года проживания приобретает внешний вид строения, трещины которого образовывались не одно десятилетие.

Дом из бруса естественной влажности Деревянный дом из бруса быстро возводим и экологичен, он сочетает в себе сравнительно низкую стоимость с высокими эксплуатационными характеристиками. Естественная красота дерева и фантазия архитектора позволяют создавать из этого материала по-современному комфортные коттеджи. Все вышеперечисленное сделало котееджи очень популярными как за рубежом, так и у нас в стране.

Брусовые постройки до недавнего времени были одним из наиболее распространенных типов деревянных строений. Несмотря на распространенное мнение об их относительной дешевизне, фактическая стои­мость коттеджа, построенного «под ключ», часто на 10-15% превышает стоимость подобного дома, построенного из оцилиндрованного бревна. Мно­гих вводит в заблуждение тот факт, что сам брус сто­ит дешевле. Однако они забывают, что простой брус не имеет теплового замка. Из-за этого его очень трудно утеплить, т. к. коэффициент продувания все­гда будет в несколько раз выше, чем у стены, сло­женной из правильно изготовленного бревна. Для того чтобы уменьшить теплопотери в брусовом доме приходится применять дополнительное утепление и обшивать его снаружи и изнутри евровагонкой, сайдингом, либо другим материалом. Все эти меро­приятия полностью поглощают экономию, произ­веденную при приобретении самого бруса, и еще добавляют дополнительные затраты. Как цыплят считают по осени, так и стоимость коттеджа определя­ется после того, как в него можно будет заселяться. Несмотря на вышесказанное, дома из бруса очень хорошо зарекомендовали себя в условиях нашего климатического пояса. Ведь дерево само по себе от­личается очень низкой теплопроводностью. Дере­вянная стена в 35 см., эквивалентна по теплосбережению кирпичной, толщиной 1,5 метра.

Отдельно отметим, что выполнение работ с материалом, дающим усадку, каковым является брус естественной влажности, следует доверять только мастерам очень высокой квалификации. В итоге получается коттедж внешне красивый, но по существу, в экологическом плане вы построили квартиру железобетонном здании.

Если использовать сырой профилированный брус, от некоторых недостатков можно избавиться. В частности, от необходимости дальнейшей отделки, поскольку профилированный брус имеет строгую геометрическую форму, а его поверхности обработаны специальным инструментом до первого класса чистоты, то есть до уровня евровагонки. Но, поскольку этот материал тоже объемный, остается риск того, что во время высыхания брус может «повести». Профессиональные технологии сушки позволяют получить сухой профилированный брус, который менее всего из цельных строительных материалов подвержен короблению и деформациям. Однако полное решение проблемы возможно только в случае использования клееного профилированного бруса. Дом каркасный На сегодняшний день для дачного и коттеджного строительства наибольшим спросом пользуются деревянные каркасные постройки ввиду их невысокой стоимости, быстрых сроков возведения и ряда других преимуществ.

Каркасные коттеджи изготавливаются по различным технологи­ям (канадская, финская и т. д.). Разница между ними заключается только в использовании различ­ных материалов и составе так называемого «пирога» стены, а суть одна: брусовый каркас, облицованный каким-нибудь материалом (вагонка, сайдинг гипсокартон и т. д.) с утеплителем внутри. Они, как правило, несколько дешевле других типов домов (здесь и в дальнейших сравнениях между разными типами следует учитывать, что сравнивать можно только строения одного класса комфортности). Они получаются очень теплыми, однако, чаще все­го, уступают стенам из бревна и бруса по комфорт­ности и экологичности за счет присутствия в стенах синтетических материалов, а так же затрудненного воздухообмена и влагообмена.

Главная особенность конструкции каркасного дома - разделение функций несущей способности (ее выполняет каркас) и утепления (современные теплоизоляционные, звукоизоляционные, ветрозащитные материалы).

Каркас – это система линейных элементов, обеспечивающих зданию пространственную жесткость и отвечающих планировке и архитектуре проекта.

Основа каркасной конструкции – рама. Залог прочности коттеджа – в геометрической жесткости каждой рамы. Рама образует внутри себя естественную воздушную полость, которая заполняется утеплителем и используется для прокладки коммуникаций.

Рамы собираются из доски сечением 50х150 мм (стойки и раскосы);

для верхней и нижней обвязок используется брус сечением 150х150 мм;

для устройства стропильной системы, полов и перекрытий – доска 50х150 мм.

Все деревянные элементы каркаса обработаны специальными составами:

Антисептиком (против вредителей и гниения);

Антипиреном (противопожарная безопасность).
Между собой элементы каркаса крепятся оцинкованным крепежом. Связка исключает последующий контакт металлических частей с компонентами наружной отделки.

Основными элементами каркаса являются несущие стойки, принимающие на себя вертикальную нагрузку, раскосы, придающие каркасу дома устойчивость, нижняя и верхняя обвязки. Стойки каркаса устанавливаются строго вертикально на нижнюю обвязку, которая опирается через прокладки из гидроизолирующего материала на фундамент и крепится к нему анкерами. Каркас снаружи обшивают «дышащей» ветроизоляционной мембраной, которая не продувается, но при этом обеспечивает воздухообмен стены (отсутствие конденсата, плесени и промерзания). Затем между рёбрами жёсткости прокладывается утеплитель. Благодаря уникальной конструкции каркаса, утеплитель лишен возможности усадки. Далее прокладывается пароизоляция, которая предназначена для защиты конструкции стены от внутреннего влажного воздуха.

На стадии проектирования можно предусмотреть монтаж скрытой электропроводки. Так как весь кабель тщательно изолируется (монтируется в стальном патрубке) исключается возможность возгорания при возникновении короткого замыкания или обрыва цепи.

Таким образом, обеспечиваются все необходимые «обменные процессы» деревянного каркасного дома, что позволяет зимой и летом поддерживать необходимый комфортный микроклимат внутри помещения.

Технические параметры и срок службы современного каркасного дома часто оставляют далеко позади традиционное домостроение. Новые материалы и изобретения позволяют создать в каркасном доме такой же внутренний климат, как и в традиционном деревянном доме, а затраты на отопление сократить в несколько раз. В деревянном каркасном доме изначально удается заложить хорошие теплотехнические и влажностные характеристики. Такой дом менее инертен, в нем отсутствует сырость, он менее подвержен негативным воздействиям окружающей среды.

Каркасный дом - экологически чистый, комфортный и энергоэффективный.

Получается не очень дешёвым, приблизительно как дом из обычного бруса, а то и из оцилиндрованного бревна естественной влажности. На цену влияет большое количество утеплителя и отделочных материалов, которые, разумеется, стоят денег.

Не садится.

Большая возможность отделки.

Снаружи:
облицевать кирпичом или плиткой под кирпич и камень;
сайдинг;
блок-хауз (под бревно);
ленд-хауз (под брус);
вагонка;
«рыбья чешуя» и т.д.
Внутри: все то же, что и снаружи, но можно ещё добавить гипсокартон и фанеру под обои или покраску.

Намного лучше, по сравнению с другими домами, тепло - и звукоизоляция (при условии, что Вы не будете экономить на утеплителе).

Требует тщательного подхода к утеплению и пароизоляции.

Необходима система вентиляции.

ТЕХНОЛОГИЯ

1. Самой ответственной и трудоемкой частью дома является фундамент. Каркасные дома легки - в 5…6 раз легче, кирпичных, им не нужен массивный фундамент, что сокращает их стоимость и сроки строительства. Фундамент может выполняться как монолитной, так и столбчатой конструкции. Столбчатый строится при помощи бура двустороннего действия и в 4 …6 раз дешевле железобетонного монолитного (патент России № 96119216).

2. Основу стен составляет несущий деревянный каркас, обшитый ориентированностружечными плитами OSB. По расходу материала и трудоемкости каркасные стены самые экономичные. Они требуют в 1,5…2 раза меньше древесины, чем бревенчатые и брусчатые, и при использовании эффективного утеплителя во столько же раз легче их. Каркасные стены не подвержены усадке и могут быть отделаны сразу же после установки.

3. Снаружи стены покрываются ветрозащитной мембраной.

4. В наружных стенах внутреннее пространство заполняют утеплителем. Дополнительное заполнение утеплителем межкомнатных перегородок и перекрытий, уменьшает теплопотери и снижает шум, сохраняя микроклимат в каждом отдельном помещении. Тепло уходит практически только через окна и двери.

5. Внутреннюю отделку обычно выполняют гипсокартоном, которая крепится к каркасу или OSB поверх парозащитной пленки служащей для предотвращения отсыревания утеплителя и деревянных конструкций.

6. Облицовка может быть любой – окраска, сайдинг, цементно-песчаная плитка, фасадная штукатурка, кирпич, теплоизолирующие панели, блокхаус. Каркасное строительство можно сочетать со щитовым. Щит обшивается с двух сторон досками или водостойкой фанерой, внутри прокладывается утеплитель, а затем он устанавливается между деревянными элементами каркаса. Использование щитовых элементов заметно ускоряет строительство. С появлением новых высокоэффективных утеплителей, а также новых звукоизолирующих материалов технология щитового строительства усовершенствовалась. Кроме того, взяты на вооружение так называемые сэндвич-панели, которые по своим свойствам аналогичны бревну, но при этом тоньше и легче.
Панельный способ - это уже нечто другое, поскольку в данном случае в заводских условиях изготавливается целый элемент дома из дерева - с окнами, дверями, коммуникациями, который затем доставляется на стройплощадку и монтируется. Дом вырастает прямо на глазах, и потому такая технология обретает все большую популярность.

Дом из клееного бруса Основными преимуществами домов из клееного бруса по сравнению с другими видами деревянных домов (оцилиндрованное бревно, каркасные дома) являются следующие:

1. Стены из клееного бруса "дышат", т.е. обеспечивают в доме постоянный микроклимат с влажностью 55 – 65%. Это называется эффектом автокондиционирования.
В каркасных деревянных домах, где в стенах заложен утеплитель с паро-влагоизоляцией, такого эффекта не наблюдается.

2. В отличие от оцилиндрованного бревна, которое производится из древесины естественной влажности (20÷30%), клееный брус проходит длинный технологический цикл изготовления: отбор заготовки, камерная сушка заготовки до 10-12% влажности, выторцовка дефектов древесины с последующим склеиванием заготовки по длине и ширине на специальные клеи повышенной влагостойкости. Вследствие чего, стена из клееного профилированного бруса не дает трещин, не теряет свою геометрическую форму и профиль во время эксплуатации готового дома Заказчиком.

3. Построенный из клееного бруса дом даёт усадку не более 1%, что связано с уплотнением межрядового утеплителя. Таким образом, в отличие от домов из оцилиндрованного бревна, которым надо "выстаиваться" перед отделкой минимум полгода, дома из клееного бруса можно отделывать сразу после установления в них теплового контура (вставляются окна, двери и запускается отопление) и въезжать в них сразу же после обработки.

Достаточно большое количество размеров, но, например, размер 240х240мм придётся поискать.

Длина бруса профилированного – до 12м (у некоторых фирм – до 18м).

Не требует дополнительной конопатки.

Отсутствуют трещины (хотя совсем маленькие иногда бывают).

Достаточно большое количество фирм, которые занимаются клееным брусом.

Снаружи желательно, красить «плёночными» красками.

Можно заказать как «конструктор», так и погонаж.

Дома из строганного лафета Лафет – представляет собой опиленное и простроганное с двух противоположных сторон бревно, то есть форму, сочетающую в себе положительные качества бревна и бруса. Лафет (полубрус) - это ствол толстой северной сосны, со срубленными до идеально плоской поверхности 2-мя противоположными сторонами. Обычно в строительстве домов из лафета используются брёвна диаметром 30-40 см.
- Качества бревна. За счет того, что верхние и нижние грани остаются полукруглыми есть возможность для контакта между лафетами произвести рубку, как и в случае с бревном. Это дает преимущество перед брусом в том, что рубка более технологичный процесс, чем обычное прикладывание одного бруса к другому и более тепло-сберегающее.
- Качества бруса. Это качество рассчитано на любителей плоских стен. Для примера: при ширине лафета 220 мм (норвежский стандарт) высота будет в пределах 240 – 300 мм, что придаст сооружению эффектный и основательный вид.

Недостатки: Если мы намереваемся оставить стены открытыми для баланса естественной влажности и природной энергетики дерева, но нам нравится прямые, а не полукруглые стены, тогда следует выбрать дом из строганного лафета. Здесь проблемы начинаются после запуска отопления. Такой гладкий и ровный вначале материал, выкручивая древесину по волокнам, образует трещины, доходящие порой до 10 см. Причина таких изменений – технология изготовления лафета: у любого бревна есть наружный смоляной, или так называемый защитный слой – это прослойка уплотнённой древесины, составляющая 5-10 см, которая при обработке в лафет снимается. В результате, по мере усыхания материала, происходит разрыв бревна в самом слабом и незащищённом месте. В итоге, вместо ровной и гладкой поверхности получается стена, отвечающая запросам лишь поклонников брутального стиля.

Основные используемые породы дерева при строительстве дачи или бани из лафета – это сосна и лиственница. Главный параметр, характеризующий лафет – это его толщина. Наиболее используемые размеры – от 150 мм для внутренних стен и до 240 мм для наружных. Стандартной длинной лафета считается – 6,1 м. Стена длинной более 6 м стыкуется, а стык «прячется» в чаши. Стены деревянного коттеджа собираются на деревянных нагелях, что дает жесткость конструкции, обеспечивает отсутствие продольного смещения. Дом рубится «без единого гвоздя».

Выбор земельных участков для строительства

Комментарий к статье 31 ЗК РФ:

1. Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.12.2007 по делу N А55-4257/2007). Заинтересованные в предоставлении земельного участка лица должны обратиться в орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным участком, с заявлением о выборе и предоставлении земельного участка. Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

В заявлении указывается, во-первых, назначение объекта, т.е. для каких целей будет использоваться возведенный объект. При определении назначения зданий, сооружений можно руководствоваться Классификатором назначений объектов технического учета, входящим в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденный Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 N П/0425. Информация о назначении объекта требуется для установления соответствия планируемого к размещению объекта требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства, обязательным нормам и правилам, а также для определения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка при принятии решения о предоставлении земельного участка. Во-вторых, указываются предполагаемое место размещения земельного участка и обоснование его примерного размера. В данном случае необходимо осуществить привязку к адресному или иному ориентиру, произвести расчет запрашиваемой площади земельного участка с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований, например содержащихся в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. В-третьих, указывается испрашиваемое право на земельный участок, которое зависит от субъекта - заинтересованного лица и определяется с учетом положений п. 3 ст. 30 ЗК.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка (см. Определение ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). По желанию заявителя возможно приложение к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи при рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта. В частности, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). Размер санитарно-защитных зон обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Соответственно, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, обязательно разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // РГ. 2008. N 28).

Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям. ЗК не устанавливает конкретный перечень органов и муниципальных организаций, согласующих место размещения объекта. Состав таких органов определяется исходя из положений иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Такое согласование проводится только в случаях, установленных в федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, осуществляется по согласованию с компетентным органом, который определяется на основании положений названного Закона.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Ввиду значительной стоимости работ по подведению коммуникаций к объекту возложение на органы местного самоуправления такой обязанности имеет большое значение. В настоящее время данные вопросы регулируются ст. 48 ГрК , Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920).

3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено право населения на информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков и соответствующая обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения. С учетом необходимости реализации положений подп. 4 п. 1 ст. 1 и абз. 2, 3 п. 3 комментируемой статьи ЗК, данные нормы должны применяться и в тех случаях, когда земельные участки расположены за границами поселений, например, в границах межселенных территорий. В этом случае соответствующая информация должна быть доведена до тех лиц, чьи интересы затрагиваются строительством (размещением) объектов. Чаще всего информирование проводится путем публикации сообщения в местном официальном средстве массовой информации.

Требования информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства имеет обязательный, а не рекомендательный характер. Как было указано по одному из дел, из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005).

Помимо обязанности информировать население комментируемая статья устанавливает обязанность органов, осуществляющих предоставление земельных участков, выяснить мнение граждан, общественных организаций и иных указанных в законе субъектов (общественности) по вопросу предоставления участка, если при этом затрагиваются их интересы. Формы участия общественности в принятии решения о предоставлении земельных участков различны (референдумы, сходы, общественные слушания и т.п.) и четко определены только для предоставления земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и этнических общностей (референдумы или сходы).

Для органов, принимающих решение о предоставлении земельных участков, мнение населения, общественности имеет лишь рекомендательный характер. В практике арбитражных судов можно встретить и иные решения. Так, при рассмотрении одного из дел было указано, что информирование граждан о предоставлении участка для строительства, целью которого является соблюдение их прав на благоприятную окружающую среду, не должно носить декларативный характер. Органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, обязаны учитывать мнение граждан и их объединений, касающееся возможности застройки конкретных участков, и не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора такого участка, а также о предоставлении участка для строительства при наличии мотивированных возражений граждан (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2007 N Ф08-5715/2006).

Нарушение требований законодательства об информировании населения и о необходимости выяснения мнения общественности о предстоящем или возможном предоставлении земельных участков для строительства должно служить основанием для отмены принятых решений о предоставлении земельных участков (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 2479/05; Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2004 N А55-4628/03-8; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005). Необходимо учитывать, что по смыслу ст. 198 АПК для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: 1) несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии со статьёй 247 ГПК - требуется нарушение прав и свобод обращающегося в суд лица).

4. Пункт 4 комментируемой статьи требует информировать правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия (выкупа) их земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Учитывая достаточную индивидуализацию в данном случае субъектов (в отличие от субъектов, указанных в п. 3 комментируемой статьи), информирование о возможном изъятии земельных участков в связи с их предоставлением для строительства должно иметь индивидуальный характер (письменное уведомление каждого правообладателя).

Правовое значение такого информирования заключается в том, что с момента информирования правообладатели земельных участков несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или иным его улучшением (п. 8 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении заявления в порядке п. п. 1 - 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются утвержденные схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Еще одним обязательным документом, прилагаемым к акту выбора земельного участка, если предполагается его изъятие для государственных или муниципальных нужд, является расчет убытков правообладателей земельных участков. Данные документы должны быть в наличии именно на момент оформления акта о выборе земельного участка (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2006 N Ф08-510/2006).

Схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории могут утверждаться органом местного самоуправления путем издания отдельного распоряжения или путем проставления подписи и печати на самой схеме. До 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Такие проекты границ земельного участка, утвержденные до 1 ноября 2008 г., признаются действительными и имеют равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, могут прилагаться к актам выбора земельного участка (см. ст. 21 ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251).

Только после проведения данных мероприятий и подготовки указанной документации органами местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом наличие предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке является основанием для отказа в утверждении акта выбора этого участка другому лицу.

6. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства (Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2006 N Ф09-5107/06-С6).

В п. 8 комментируемой статьи императивно установлен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - 3 года. Этот срок не может быть изменен нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления. Истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта лишает заявителя права требовать предоставления ему земельного участка на основании такого решения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2006 по делу N А26-6110/2005-17, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2007 N Ф03-А59/07-1/959).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Соответственно, само по себе данное решение не является нарушением прав и законных интересов правообладателей земельных участков в пределах выбираемого участка, поскольку не рассматривается законодателем в качестве основания изменения или прекращения уже существующих прав на землю частных лиц.

Незаконное решение органа местного самоуправления, органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта может быть отменено этим органом в целях обеспечения законности своей деятельности. Принятое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Данное право следует из положений ст. 48 ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом следует учитывать, что в силу ст. 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Положения комментируемой статьи о риске правообладателя земельного участка отнесения на него затрат и убытков, связанных с улучшением земельного участка, после информирования его о возможном изъятии участка во многом схожи с положением п. 3 ст. 63 ЗК. Пункт 8 комментируемой статьи указанный риск распространил и на тех правообладателей, земельные участки которых входят в состав зарезервированных земель. Такое ограничение имеет весьма существенный характер, поскольку срок резервирования может составлять до 7 лет (см. ст. 70.1 ЗК).

7. Заинтересованные лица могут не только заявлять требования о признании недействительными решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в принятии такого решения, но и вправе обжаловать незаконное бездействие исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии соответствующего решения по такому заявлению заинтересованного лица. Поскольку сама по себе подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не влечет обязательное предоставление земельного участка для строительства, незаконность бездействия уполномоченного органа, не принявшего решение по заявлению, не является достаточным основанием для удовлетворения судом требования о предоставлении земельного участка.

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен самостоятельно, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает субъективные права. Акт выбора является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении и согласовании с уполномоченными органами и организациями варианта размещения объекта. Оспаривание акта выбора земельного участка производится путем оспаривания решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утвержден этот акт.

Признание судом недействительным решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта предоставляет заинтересованному лицу право компенсации своих расходов, при условии их документального подтверждения и доказанности их необходимости для принятия такого решения.

8. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает специальное правило о выборе земельных участков для строительства на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которое вызвано особенностями организации местного самоуправления на данных территориях.



Похожие публикации