Участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения. Что такое негосударственное пенсионное обеспечение в рф. Как работает система

Т.Ю. Левадная ,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

1. Общие положения

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионные договоры) заключаются со специализированными некоммерческими организациями - негосударственными пенсионными фондами (НПФ), которые должны иметь лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).

По пенсионному договору вкладчик фонда уплачивает в НПФ пенсионные взносы , а НПФ обязуется выплачивать участнику или участникам фонда (если договор заключается в отношении нескольких физических лиц) негосударственную пенсию .

Участниками НПФ являются физические лица, которым в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом договором негосударственного пенсионного обеспечения должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.

Если вкладчик заключает пенсионный договор в отношении себя, то он выступает в договоре как участник НПФ. Если же вкладчик заключает договор в отношении другого физического лица, то участником НПФ признается лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор.

2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ по пенсионным договорам

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), установлен новый вид социальных налоговых вычетов в отношении расходов налогоплательщиков по негосударственному пенсионному обеспечению, предусмотренный вновь введенным подпунктом 4 п. 1 ст. 219 настоящего Кодекса.

На основании п. 3 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) по доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, налогоплательщики - вкладчики НПФ имеют возможность уменьшить свою налоговую базу на сумму социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 настоящего Кодекса.

Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком-вкладчиком в налоговом периоде (календарном году) пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с НПФ в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов [в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)], в размере фактически произведенных расходов, но не более 100 000 руб. в налоговом периоде (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Читателям журнала следует иметь в виду, что положения подпункта 4 п. 1 ст. 219 НК РФ распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, то есть в отношении тех сумм расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, оплата которых произведена налогоплательщиками - вкладчиками НПФ начиная с 1 января 2007 года.

При этом налогоплательщики - вкладчики НПФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, не вправе применять социальные налоговые вычеты, в том числе и предусмотренные подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ, поскольку согласно п. 3 ст. 224 настоящего Кодекса в отношении доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30%.

На основании п. 1 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с НПФ, не учитываются:

Суммы пенсий, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным физическими лицами - вкладчиками в свою пользу;

Суммы пенсионных взносов по пенсионным договорам, заключенным организациями и иными работодателями в пользу работников;

Суммы пенсионных взносов по пенсионным договорам, заключенным налогоплательщиками-вкладчиками в пользу других физических лиц - участников договоров.

В то же время согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по пенсионным договорам, заключаемым с НПФ, учитываются :

Суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным организациями и иными работодателями в пользу работников;

Суммы пенсий, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным физическими лицами - вкладчиками в пользу других физических лиц - участников договоров;

Денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом - вкладчиком в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями пенсионных договоров, заключенных с НПФ, в случае досрочного расторжения вышеуказанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий данных договоров в отношении срока их действия.

Эти суммы подлежат налогообложению у источника выплат, которым является соответствующий НПФ.

С 1 января 2008 года внесенные налогоплательщиком - вкладчиком по пенсионному договору суммы платежей (взносов), в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы [за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой НПФ].

При этом НПФ при выплате физическому лицу - вкладчику денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных налогоплательщиком по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

3. Порядок получения справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета

Форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета (далее - Справка) утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@. Для получения Справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче Справки, копии договора (договоров) негосударственного пенсионного обеспечения и платежных документов, подтверждающих уплату налогоплательщиком - вкладчиком пенсионных взносов по данному договору (договорам).

В заявлении указываются реквизиты заключенных налогоплательщиком договоров, а также сведения о налоговом агенте - НПФ, которому представляется Справка. Заявление и вышеперечисленные документы могут представляться налогоплательщиком лично, либо через доверенное лицо, либо по почте.

Справка подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, на ней указываются порядковый номер и дата выдачи. Справка заверяется печатью налогового органа. Если в ходе рассмотрения представленных налогоплательщиком заявления и документов установлено, что у налогоплательщика-вкладчика не имеется права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику направляется письменное сообщение с указанием причин отказа в выдаче Справки, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

4. Если участник пенсионного договора - близкий родственник вкладчика

Если согласно условиям пенсионного договора участником является кто-то из близких родственников вкладчика, право на получение выкупной суммы принадлежит тому участнику, в пользу которого заключен договор. Соответственно в случае досрочного расторжения пенсионного договора или изменения условий вышеуказанного договора в отношении срока его действия (за исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон или перевода выкупной суммы в другой НПФ) и возврата участнику договора выкупной суммы, подлежащей вы-плате согласно пенсионным правилам и условиям договора, заключенного вкладчиком с НПФ, полученный участником доход подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является соответствующий НПФ.

Для целей налогообложения выкупных сумм, получаемых физическими лицами - участниками договоров в связи с расторжением договоров негосударственного пенсионного обеспечения, статус налогового резидента/нерезидента Российской Федерации определяется на дату выплаты налогоплательщику - участнику договора выкупной суммы.

При определении налоговой базы по НДФЛ в отношении выкупной суммы, полученной участником договора в случае досрочного расторжения пенсионного договора физическим лицом - вкладчиком, вычет сумм пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком-вкладчиком, не производится.

Таким образом, только при налогообложении выкупной суммы, выплачиваемой непосредственно самому вкладчику, НПФ обязан производить вычет сумм пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком-вкладчиком за каждый календарный год, в котором налогоплательщик либо еще не имел права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (то есть за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2007 года), либо не воспользовался вышеуказанным вычетом за 2007 год и последующие календарные годы, что подтверждается выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика Справкой.

5. Документальное подтверждение права на получение социального налогового вычета

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам, касающимся документального подтверждения налогоплательщиками права на получение социального налогового вычета по суммам уплаченных ими пенсионных взносов в НПФ, зарегистрированные на территории Российской Федерации, и в целях создания режима наибольшего благоприятствования при реализации налогоплательщиками вышеуказанного права ФНС России были подготовлены разъяснения, доведенные до налоговых органов письмом ФНС России от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@.

В данном письме, в частности, сообщается, что вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Для получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Такими документами являются:

Договор (договоры) негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым налогоплательщик-вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ в свою пользу и (или) в пользу другого участника договора;

Платежные документы, подтверждающие уплату пенсионных взносов налогоплательщиком-вкладчиком (в частности, платежные поручения, если уплата пенсионных взносов осуществляется с расчетного счета налогоплательщика);

Документы, подтверждающие родство с физическими лицами - участниками договоров, в пользу которых налогоплательщик-вкладчик уплачивал пенсионные взносы.

Письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876 "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов" предусмотрено, что налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками, с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии что подлинники вышеуказанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации формы 3-НДФЛ, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

Исходя из того что НПФ имеют право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, налогоплательщику-вкладчику необходимо представить в налоговый орган наряду с другими подтверждающими документами копию лицензии НПФ, заверенную подписью руководителя и печатью НПФ.

В то же время копия лицензии не представляется, если ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с НПФ.

В письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ предусмотрено, что если денежные средства в оплату услуг по лечению или в оплату обучения были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя) и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, то социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

С учетом этого ФНС России полагает возможным применение аналогичного порядка в случае, если денежные средства в уплату пенсионных взносов по заключенному налогоплательщиком - вкладчиком НПФ договору были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя) и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений.

В этом случае социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, может быть предоставлен именно за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком-вкладчиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в уплату пенсионных взносов, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

Если работниками предприятия (организации) заключены с НПФ договоры негосударственного пенсионного обеспечения, но при этом пенсионные взносы вносятся на счет фонда ежемесячно бухгалтерией предприятия (организации) одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, а необходимая для перечисления сумма удерживается непосредственно из заработной платы вкладчиков, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и о суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.

Если уплата пенсионных взносов осуществляется от имени налогоплательщика-вкладчика с расчетного счета, не принадлежащего самому налогоплательщику (например, с расчетного счета, открытого на имя супруги/супруга, одного из родителей или детей), то уплаченные таким образом пенсионные взносы не могут признаваться расходами самого налогоплательщика-вкладчика, в связи с осуществлением которых у него возникает право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

При этом выписка о состоянии пенсионного счета налогоплательщика - вкладчика НПФ не является документом, подтверждающим уплату пенсионных взносов самим налогоплательщиком. Следовательно, в целях получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, такая выписка не может заменять платежные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Пример.

Сотрудник коммерческой фирмы заключил в январе 2007 года с НПФ, имеющим лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, два договора негосударственного пенсионного обеспечения. В соответствии с условиями обоих договоров он выступает вкладчиком, уплачивающим пенсионные взносы в данный НПФ в пользу участника каждого из договоров.

Согласно условиям первого договора налогоплательщик как участник этого договора выступает вкладчиком в свою пользу.

Согласно условиям второго договора налогоплательщик выступает вкладчиком в пользу своей матери, являющейся участником этого договора.

Оба договора негосударственного пенсионного обеспечения предусматривают ежемесячное внесение вкладчиком пенсионных взносов в размере 10 000 руб., продолжительность уплаты пенсионных взносов установлена на срок пять лет.

В 2007 году вкладчиком были перечислены в НПФ пенсионные взносы в общей сумме 240 000 руб. По окончании 2007 года он представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию формы 3-НДФЛ за 2007 год, в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, произведенными в 2007 году, в размере 100 000 руб. Заявленный вычет был налогоплательщику предоставлен, в связи с чем в 2008 году ему был произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 000 руб. (100 000 руб. х 13%).

В июне 2008 года вкладчик после перечисления в НПФ пенсионных взносов в размере 20 000 руб. вынужден был в силу возникших у него финансовых проблем досрочно расторгнуть заключенные им пенсионные договоры. В июле 2008 года НПФ произвел вкладчику возврат выкупных сумм, подлежащих в соответствии с условиями каждого из договоров выплате при расторжении договора.

Согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ в случаях досрочного расторжения договора негосударственного пенсионного обеспечения (за исключением случаев досрочного расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий вышеуказанного договора в отношении срока его действия и возврата физическому лицу - вкладчику выкупной суммы, подлежащей в соответствии с условиями пенсионного договора выплате при расторжении такого договора, полученный вкладчиком доход за вычетом внесенных налогоплательщиком в свою пользу сумм пенсионных взносов учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является НПФ.

Кроме того, в случае расторжения пенсионного договора (за исключением вышеуказанных случаев) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные по этому договору физическим лицом - вкладчиком суммы пенсионных взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Следовательно, НПФ при выплате вкладчику выкупных сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме пенсионных взносов, уплаченных физическим лицом по заключенным договорам, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Продолжение примера.

Таким образом, в данном случае НПФ должен удержать НДФЛ с суммы дохода, равной сумме пенсионных взносов, перечисленных вкладчиком в 2007 году по обоим заключенным им договорам, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 100 000 руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 000 руб.

Для этого налогоплательщику-вкладчику необходимо представить в НПФ справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, за 2007 год, на основании которой НПФ исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ.

На этот раз поговорим о негосударственном пенсионном обеспечении. Мне предстоит разобраться, что за зверь такой и что с ним делать.

Сегодня в России, наверное, практически нет людей, которые не слышали о проводимой государством пенсионной реформе.

Безусловно, в основу этой реформы заложены благие намерения. Но при всех положительных аспектах существующей пенсионной системы, она не в состоянии обеспечить людям, выходящим на пенсию, достойный уровень жизни.

Мы часто слышим расхожую фразу о том, что с выходом на пенсию жизнь только начинается. Однако, на практике получается, что пенсионеры на свою пенсию не живут, а выживают. И получаемая большинством пенсия скорее напоминает пособие, чтобы человек не умер с голода.

Поэтому никого уже не удивляет то, что наша российская пенсионная система переживает одну реформу за другой. И основная мысль, к которой приходят будущие пенсионеры — их будущая пенсия все больше зависит от степени их собственного участия в том, сколько они готовы выделить на будущий пенсион. И одним из способов такого воздействия на размер предстоящей пенсии является участие гражданина в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Что такое негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Сейчас есть две системы обеспечения собственной пенсии:

  • обязательное (государственное)
  • добровольное (негосударственное).

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой добровольное накопление гражданином денежных средств. В результате этого накопления гражданин приобретает право на получение дополнительной, негосударственной пенсии. Эта пенсия формируется за счет самостоятельных отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию, специально созданную для социального обеспечения населения.

Особенности негосударственного пенсионного обеспечения

А отличается тем, что в обычном обязательном пенсионном страховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негосударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

С кем заключается договор:

  • с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии;
  • с работодателем, который действует в интересах своих работников.

В чем выгода негосударственного пенсионного обеспечения

Как говорят сами негосударственные пенсионные фонды, выгода негосударственного пенсионного обеспечения очевидна. Оно дает человеку возможность формировать для себя дополнительную пенсию, находясь в активном трудоспособном возрасте. А при достижении трудоспособного возраста эта пенсия может стать весьма существенным источником дохода. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий.

Так же, как и в обязательном пенсионном обеспечении, в негосударственном происходит увеличение размеров накоплений, за счет прибыли, получаемой от их инвестирования.

Другими словами, как я понял, после заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, вы доверяете ему свое будущее. И это реальный риск, потому что вы доверите ему свое нетрудоспособное будущее, когда по судам может сил не остаться ходить.

Эта особенность негосударственного пенсионного обеспечения, которая является довольно существенным минусом. Прогори пенсионный фонд и все денежки по ветру, как говорят.
Мда-а-а.

Функции негосударственного пенсионного обеспечения

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. После этой стадии негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Помимо этого негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием, как ПИФы, к приму, кто знает, что это такое.

Затем, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конце концов, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Порядок заключения договора гражданина и НПФ

Когда гражданин заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения, он имеет возможность самостоятельно определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Необходимо отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного периода или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Предусмотрено также право гражданина в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его расторжении получить обратно уплаченные взносы вместе с начисленным на них инвестиционным доходом.

Порядок внесения взносов в НПФ

Пенсионные взносы могут вноситься гражданином каждый месяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самостоятельно. Внесение денежных средств может осуществляться почтовым или банковским переводом, а также путем внесения налом через кассу фонда.

Резюме

В результате ознакомления с негосударственным пенсионным обеспечением я понял несколько вещей, если понял неправильно или неточно, то поправьте меня в комментариях:
— негосударственное пенсионное обеспечение облегчит государству жизнь, для того и придумано. Цель: поставить пенсионную систему на самостоятельный баланс. Как вы уже знаете, по опыту приватизации, после которой приняли решение вверить собственникам делать капремонт домов самим (подробнее говорил об этом « «) — самостоятельность имеет, как хорошие, так и плохие стороны. Теперь надо как минимум заморачиваться тем, чтобы определиться — в какой негосударственный пенсионный фонд нести свою будущую пенсию;
— негосударственное пенсионное обеспечение имеет несколько существенных недостатков — негосударственный пенсионный фонд может прогореть или его инвестиции на ваши деньги, могут быть неудачными и пока что делать с этими рисками я не выяснил.

Конечно, придется прояснить ситуацию с выбором фонда и выяснением рисков негосударственного пенсионного обеспечения, в следующих статьях, поэтому следите за их появлением — подписывайтесь на рассылку блога.

Сегодня мы узнали о негосударственном пенсионном обеспечении, его сущности, функциях и предварительно о рисках, следующий разговор будет о критериях выбора негосударственного пенсионного фонда.

Остальное продолжим выяснять в следующих статьях, ведь мне это тоже интересно!

Государственное пенсионное обеспечение базируется на финансировании из средств федерального бюджета. Данная пенсия выплачивается определённым категориям лиц в соответствии с законодательством РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие «обязательное пенсионное страхование» известно многим гражданам. Работодателей обязуют делать отчисления на своего работника в ПФР. Так формируются его права.

В рамках ОПС существуют два вида пенсий: страховая и накопительная. Обычно размер таких выплат сравнительно небольшой. Достойно прожить на данные деньги затруднительно.

Именно поэтому задуматься над своим будущим следует заблаговременно. В целях улучшения финансового положения после выхода на пенсию граждане заключают договор НПО.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных взносов вкладчиков, в роли которых выступают физические и юридические лица.

Отношения между ними и негосударственным пенсионным фондом регулируются договором.

Организации могут заключать такие соглашения в пользу своих работников, например, это предусмотрено в Положении о негосударственном пенсионном обеспечении Газпрома.

Основные моменты

Итак, любой гражданин может вступить в отношения с НПФ и после выхода на пенсию получать дополнительные выплаты.

Данные действия производятся в добровольном порядке. Граждане сами выбирают порядок формирования пенсии, ее размер и пр.

Популярность НПФ объясняется тем, что в нынешней ситуации, сложившей в нашей стране, гражданин должен позаботиться о благосостоянии своей жизни после окончания активной трудовой деятельности.

Впервые НПФ стали функционировать в России в 1992 году. В настоящее время их деятельность урегулирована .

Определения

Когда речь идет о пенсионном обеспечении, необходимо определиться с двумя понятиями «государственное пенсионное обеспечение» и «негосударственное пенсионное обеспечение».

Под первым термином подразумеваются выплаты из бюджета РФ, которые производятся отдельным категориям граждан. Полный перечень таких лиц утвержден в законе РФ.

Сама система базируется на социальном страховании. Работодатели совершают платежи в ПФР за своих сотрудников. Это их обязанность ( ).

Негосударственное пенсионное обеспечение предусматривает выплату негосударственных пенсий, которые начисляются в соответствии с договором, заключенным с НПФ.

Они получают финансирование за счет взносов работодателей и работников в свою пользу.

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии со ст. 2 ФЗ №75 от 1998 года представляет собой организацию, которая занимается только негосударственным пенсионным обеспечением.

Такая компания вправе осуществлять свою деятельность на основании лицензии, полученной в порядке ФЗ №75.

Каково ее назначение

Зачем вступать в НПФ? Данные фонды созданы с целью максимально выгодного использования накопительной части пенсии.

Будящая пенсия получателя складывается не только из тех суммы, которые были получены от его работодателя, но и из начисленных процентов, полученных от инвестирования.

При обязательном пенсионном обеспечении этим занимается государство. Ставки, предлагаемые им, невысоки, но и риски минимальны.

НПФ будут использовать накопленные средства более эффективно. В этом и заключается суть деятельности подобных фондов. Сегодня функционирует огромное количество НПФ.

Среди них есть крупные и надежные компании, которые стабильно развиваются на данном поприще.

Из недостатков НПФ следует отметить отсутствие гарантии в получении стабильного дохода. Но взамен участникам НПО представляется надежная защита средств от инфляции и высокий доход.

Актуальность данной темы

Вопросы пенсионного обеспечения актуальны на сегодняшний момент. Постоянные преобразования законодательства, внесение всевозможных изменений и дополнений остаются непонятными для простых граждан.

Негосударственные пенсионное обеспечение также претерпевает различные преобразования, данная система развивается не только в России, но и во всем мире.

Актуальность данного способа обеспечения связана с самой ситуаций в стране.

После того, как в России стала развиваться рыночная экономика, система государственного пенсионного обеспечения проявляется себя, как непригодная для обеспечения достойного уровня доходов для граждан, вышедших на пенсию.

Это было связано с новыми видами рисков, в том числе безработицей, инфляционным обесцениванием.

Негосударственные пенсионное обеспечение призвано отчасти решить данные проблемы. Пока рано говорить о достаточном уровне развития данного вопроса.

Тем не менее, даже в таком виде НПФ способны помочь своим вкладчикам получать достойный уровень доходов после выхода на пенсию.

Нормативное регулирование

Мы уже упоминали ФЗ № 75 от 1998 года. С момента издания в него неоднократно вносились изменения (последний в июле 2019 год).

Данный ФЗ содержит в себе основные нормы, которые касаются правового положения НПФ.

В частности, в нем предусмотрено понятие НПФ, субъекты и участники отношений по НПО, порядок создания и деятельности фондов.

Для формирования НПФ необходимо прохождение двух этапов:

  • регистрация;

Фонд не может осуществлять свою деятельность без лицензии. Работа данной компании будет нелегальна, если данный документ отсутствует.

Законодатель предъявляет жёсткие требования к размеру уставного фонда (не менее 120 млн. рублей), органам управления и , а также организации внутреннего контроля.

Гарантиями исполнения обязательств фонда посвящена глава 5 ФЗ №75. Например, данная организация должна иметь страховой резерв.

Его размер утверждается Банком России (). Вопросам размещения и инвестирования средств посвящена глава 6 данного ФЗ.

В этом нормативно-правовом акте предусмотрен порядок заключения договора НПО (ст. 36.4), его изменения и прекращения (ст. 36.5) и т.д.

Характеристика программы негосударственного пенсионного обеспечения

Различные фонды предлагают неодинаковые программы пенсионного обеспечения. В ст. 11 ФЗ №75 определены основные требования к пенсионным схемам.

Более подробно данный вопрос освящен в . Этот подзаконный акт был разработан во исполнение положений ФЗ.

В пункте 2 постановления №1385 определено, что пенсионная схема определяет порядок НПО. Именно на ней базируется договор, который заключают участник фонда и сам фонд.

При изучении основных характеристик схемы следует обратить внимание на следующие моменты:

  • порядок внесения взносов, их сумма, периодичность и продолжительность выплаты;
  • порядок получения пенсий (размер, периодичность, продолжительность);
  • способ расчета обязательств фонда перед участниками;
  • метод расчета выкупной суммы;
  • возможность наследования пенсионных накоплений;
  • порядок ведения счетов.

Название схемы всегда отражает ее отличительные особенности – это то же требование законодателя.

Обычно в рамках одного НПФ действуют различные программы. В таком случае у участника может быть выбор той, которая подходит ему больше, нежели другие.

Виды такого обеспечения граждан

Существуют следующие виды пенсионного обеспечения граждан:

Как работает система

Итак, мы уж говорили об общей схеме работы системы НПО. Вкладчики вносят собственные средства согласно условиям, предусмотренным в договоре, а затем получают выплаты.

Их размер определяется не только суммарным числом средств, но и теми деньгами, которые были получены в процессе .

НПФ обладают сравнительной свободой действия при управлении пенсионными ресурсами.

Инвестированием фонд может заниматься самостоятельно или же привлекать управляющую компанию.

Средства могут быть размещены в ценных бумагах, в объектах недвижимости или (ст. 24.1 ФЗ №75).

Для вложения денег в другие активы требуется обязательное участие управляющей компании, которая имеет соответствующую лицензию.

В такой ситуации средства могут быть вложены в акции, облигации или паи. Законодатель определяет свои требования к инвестиционной деятельности НПФ.

Так, он требует проводить диверсификацию рисков. В ФЗ устанавливаются нормативы по удельному весу средств, которые размещаются в определённом активе.

Цель такого инвестирования – увеличение размера пенсии участников НПФ.

Получаемый доход распределяется в соответствии с положениями пенсионного договора (обычно, пропорционально размеру взносов).

Заключение договора

Индивидуальный пенсионный договор – это соглашение, которое заключено между Вкладчиком и НПФ в пользу Участника.

Данный договор может быть оформлен для себя или третьего лица. Таким образом вкладчик и участник могут быть как одним лицом, так и разными лицами.

Видео: что такое негосударственное пенсионное обеспечение

Оформляя такое соглашение, вкладчик обязуется уплачивать в фонд определённый размер взносов, а тот в свою очередь выплачивать добровольную пенсию при наступлении пенсионных оснований.

Вкладчик, который желает вступить в отношения по негосударственному пенсионному обеспечению обращается к сотрудникам фонда, которые помогут подобрать подходящую пенсионную схему и оформить необходимые документы.

Отношения во многом регулируются именно с помощью такого акта. Он подписывается сторонами соглашения.

В договоре должна быть отражена следующая информация:

  • процесс внесения взносов, срок для совершения данных действий и сумма платежа;
  • процесс выплаты пенсии (сроки, суммы и пр.);
  • права и обязанности сторон;
  • вид пенсионной схемы;
  • пенсионные основания;
  • порядок внесения изменений в соглашение;
  • порядок расторжения отношений между сторонами.

Обычно, НПФ имеют типовые соглашения, которые они предоставляют на подпись вкладчику.

Необходимо внимательно ознакомиться с каждым условием и положением, которое включено в договор, чтобы избежать спорных моментов в будущем.

Прежде чем подписывать договор клиент должен определиться с ответами на следующие вопросы:

Ответив на данные вопросы, клиент сможет определиться с пенсионной схемой.

Недостатки негосударственной пенсии

Данный вид пенсионного обеспечения имеет свои преимущества (некоторые мы рассмотрели выше) и недостатки. Остановимся более подробно именно на минусах НПФ.

Главный недостаток – слишком долгое ожидание. Заплатить в НПФ необходимо сегодня, а средства будут получены только через значительный промежуток времени.

Многие граждане не доверяют НПФ и не уверены в их стабильности. Постоянные реформы в данной сфере и серьезные преобразования только увеличивают опасения людей.

Второй недостаток – невысокая инвестиционная доходность. Процент прироста капитала составляет около 10% в месяц. Иногда сумма меньше.

Таким образом доходность НПФ находится на уровне банковских вкладов. При этом открыв счет в банке, клиент имеет доступ к своим средствам.

В случае с НПФ – это проблематично. Не всегда вкладчик может беспрепятственно провести досрочное снятие средств, которые размещены в фонде.

В любом государстве, Россия не является исключением, предусмотрена социальная поддержка граждан преклонного возраста и других категорий населения, не способных по той или иной причине обеспечивать себя материально. Однако существуют и другие возможности предоставления подобных выплат, к которым относится и негосударственное пенсионное обеспечение.

В этой статье пойдет речь о порядке оказания такой поддержки, кому, какими структурами и на каких условиях она может оказываться.

Негосударственным дополнительным пенсионным обеспечением называют материальную поддержку людям пожилого возраста. Оно предусматривает:

  • уплату отчислений на добровольной основе;
  • предоставление выплат, когда страховой стаж отсутствует;
  • досрочное назначение пособий.

У любого гражданина, достигшего совершеннолетия, имеется возможность самостоятельно позаботиться о таком обеспечении. Для этого нужно заблаговременно определиться с и перечислять туда определенные суммы, чтобы формировалась дополнительная пенсия.

На некоторых крупных предприятиях и организациях это осуществляется корпоративно. Организация, таким образом, сама оказывает поддержку своим работникам, путем перечисления в НПФ дополнительных взносов за время работы сотрудников в фирме. Работодатель заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своего сотрудника, благодаря чему, при завершении трудовой деятельности, ему начисляется соответствующее пособие.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения определяется порядок образования такого пособия, и как будут производиться выплаты.

Внимание! Работодатель может побеспокоиться о социальной защищенности работника, самостоятельно заключив в его пользу договор НПО с соответствующей организацией.

Регулирование прав и обязанностей всех сторон, задействованных в данном процессе, регламентируется ст. 13, 14 ФЗ №75 о негосударственном пенсионном обеспечении, принятым в мае 1998 года.

В РФ актуальность темы негосударственного пенсионного обеспечения особенно важна, поскольку государственная пенсия далеко не всегда в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни.

По причине разных финансовых возможностей граждан стратегия вкладов в НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению должна учитывать индивидуальные особенности того или иного лица. В соответствии с заключенным договором, определяется, как и в каком размере будут производиться перечисления.

В соответствии со ст. 12 указанного выше законопроекта, для договора обязательным условием является включение следующих сведений:

  • основных данных сторон;
  • информации по существу соглашения;
  • прав и обязанностей участников договора;
  • как будут вноситься взносы;
  • пенсионных схе;
  • каким образом будут производиться выплаты;
  • меры ответственности участников договора за нарушение исполнения обязанностей;
  • по какой срок будет действовать договор;
  • как будут решаться спорные вопросы;
  • реквизитов сторон.

Существует несколько схем НПО с учетом:

  • величины заработка;
  • возрастной категории;
  • наличия индивидуальных особенностей;
  • различных размеров выплат, соответственно, предусматривающих разную величину взносов.

Выделяют следующие схемы:

  • солидарная (когда счет открывается не на одно, а на группу лиц). При этом взносы выплачиваются для нескольких граждан одновременно, но впоследствии перечисление пособия осуществляется по личному счету;
  • индивидуальная, когда изначально договор рассчитан на одно лицо.

В зависимости от сроков:

  • срочная, когда пенсия выплачивается на протяжении срока, указанного в договоре;
  • пожизненная. В этом случае начисление осуществляется с даты начала выплат и до конца жизни.

В зависимости от количества участников:

  • когда выплату взносов осуществляет одно лицо;
  • паритетная схема, когда накопление производится как работодателем, так и сотрудником.

Выделяются общие правила, применимые к такому обеспечению:

  • в любое время возможно расторжение соглашения и возврат выкупной суммы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
  • программа негосударственного пенсионного обеспечения может быть изменена вкладчиком в любое время.

В 2017 году введены новые правила НПО для работников соответствующих рабочих мест. Это определено пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 в Законе «О страховых пенсиях». Юридическое основание этого – ст. 1 ФЗ №410, утвержденного в 2013г.

Должна проводиться специальная оценка рабочих мест, предусматривающая отнесение работ к вредным или опасным.

В результате осуществляется выделение следующих классов опасности:

  • оптимального;
  • допустимого;
  • вредного;
  • опасного.

При наличии последних двух пенсионное обеспечение работодателем должно осуществляться ранее общих установленных сроков, при этом допускается как обязательное страхование, так и НПО.

Условия производства напрямую влияют на величину взносов:

  • для вредного класса они должны быть не менее двух процентов от размера зарплаты работника;
  • для опасного – не менее четырех, с учетом премий и других дополнительных выплат.

Это может выполняться путем включения в трудовое соглашение пунктов о подобной возможности или подачей заявления работником о таком обеспечении.

Возможны два варианта определения размера такого пособия. Вкладчик может устанавливать его лично, когда заключается договор, в зависимости от этого назначается величина взносов. Также сумма подобных ежемесячных выплат может рассчитываться фондом при наступлении срока начисления.

Плюсы и минусы негосударственного пенсионного обеспечения

К преимуществам негосударственного пенсионного обеспечения в РФ относится:

  • возможность самостоятельной уплаты взносов;
  • установление периодичности и сроков выплат;
  • возможность расторжения соглашения, когда это потребуется, с возвратом накопленных сбережений;
  • правопреемники имеют возможность наследования.

Если подобное негосударственное пособие организовывается работодателем, и при этом гражданин также является участником данной программы, взносы учитываются отдельно один от другого. Поэтому, по достижению преклонного возраста, у работника появляется возможность получения нескольких выплат.

Для предприятия, в свою очередь, имеется несколько преимуществ:

  • льготы по налогообложению;
  • увеличиваются рабочие места для молодых;
  • повышается лояльность сотрудников;
  • привлекаются ценные кадры;
  • появляется приоритет выхода на международные рынки, возрастает возможность привлечения инвестиционных средств;
  • не важен страховой стаж.

К недостаткам такого обеспечения относятся недостаточные гарантии выплат, поскольку любая коммерческая структура, каковыми являются и НПФ, характеризуется некоторыми факторами риска. В отличие от государства, такие фирмы не могут гарантировать полной надежности, поэтому всегда существует опасность потерять свои деньги.

НПО имеет некоторые проблемы, которые возникают по следующим причинам:

  • многие не думают о своем будущем;
  • неграмотности людей в финансовой и инвестиционной области;
  • недоверию к долгосрочному инвестированию;
  • финансовой необеспеченностью некоторых категорий граждан, в связи с чем люди не могут себе позволить такую возможность.

Как стать участником пенсионного обеспечения?

Чтобы стать участником НПО, необходимо:

  • обратиться в соответствующую организацию и заключить договор, на основании которого будут уплачиваться взносы, а позже начисляться пенсия;
  • специалистами НПФ предлагается выбор подходящей схемы;
  • с учетом выбранного варианта, осуществляется заключение договора, по которому определяется порядок начисления дополнительного пособия;
  • начинается уплата взносов в соответствии с установленными сроками;
  • когда достигнут определенный возраст или выполняются другие условия, начинается перечисление пенсии.

Еще одна особенность: предусмотрена возможность такого обеспечения не только для себя, но и других лиц.

Внимание! Допускается возможность заключения договора НПО и для других лиц.

Вывод

Кратко подводя итоги, можно заметить, что НПО – неплохая возможность обеспечить себе нормальный уровень жизни. Требования к нему устанавливаются государственными законодательными нормами.

Налогообложение НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Об этих особенностях мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Для начала рассмотрим, что представляет собой негосударственный пенсионный фонд, договор негосударственного пенсионного обеспечения и договор об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственным пенсионным фондом (далее – фонд) признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (статья 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее – Закон № 75-ФЗ)).

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения является соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (статья 3 Закона № 75-ФЗ).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения должен содержать (статья 12 Закона № 75-ФЗ):

– наименование сторон;

– сведения о предмете договора;

– положения о правах и об обязанностях сторон;

– положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

– вид пенсионной схемы;

– пенсионные основания;

– положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

– положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

– сроки действия и прекращения договора;

– положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

– положения о порядке урегулирования споров;

– реквизиты сторон.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пенсионными основаниями в договорах негосударственного пенсионного обеспечения являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации (абзац 1 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Договорами негосударственного пенсионного обеспечения могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии (абзац 2 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании установлены в статье 36.3 Закона № 75-ФЗ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом на сегодняшний день утверждена Приказом Минтруда России от 3 июня 2013 года № 238н.

Договор об обязательном пенсионном страховании может быть изменен сторонами не иначе как в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании или Законом № 75-ФЗ (пункт 1 статьи 36.5 Закона № 75-ФЗ).

Пенсионными основаниями в договорах об обязательном пенсионном страховании являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Форма заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 12 мая 2015 года № 158п "Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений и инструкций по их заполнению". Заметим, что указанным постановлением также, в частности, утверждены:

– форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение № 3);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение № 4);

– форма заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 9);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 10);

– форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 11);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 12).

– Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, уведомления застрахованного лица, о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомления (Приложение № 15).

Следует отметить, что субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи (статья 3.1 Закона № 75-ФЗ).

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации (пункты 1 и 2 статьи 7.1 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Законом № 75-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, договором негосударственного пенсионного обеспечения и договором об обязательном пенсионном страховании (пункт 1 статьи 13 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 7 статьи 13 Закона № 75-ФЗ).

В целях соблюдения требований Закона № 75-ФЗ, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России (пункт 1 статьи 34 Закона № 75-ФЗ).

Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 36 Закона № 75-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В статье 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Согласно пункту 1 указанной статьи при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

l страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

l накопительная часть трудовой пенсии;

l суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

l суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

Минфин России в письме от 31 октября 2014 года № 03-04-06/55341 со ссылкой на вышеуказанное положение (абзац 5 пункта 1 статьи 213.1 НК РФ) разъяснил, что суммы пенсии, выплачиваемой в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ независимо от того, что указанные пенсии выплачиваются не только за счет поступивших пенсионных взносов, но также за счет начисленного фондом дохода.

Для целей обложения НДФЛ не имеет значения, какой вид пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения (именной или солидарный) используется для аналитического учета в фонде.

Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду в целях подтверждения уплаты НДФЛ с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до 1 января 2005 года по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

По мнению Минфина России, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие сумму уплаченного НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 "Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов" НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 1 января 2005 года с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 1 января 2005 года без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со статьей 213.1 НК РФ;

l суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

l суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (пункт 2 статьи 213.1 НК РФ):

l суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце 5 пункта 1 статьи 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письме от 23 января 2015 года № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них организации и иные работодатели.

В связи с изложенным, в статье 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

l суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц (письмо Минфина России от 20 мая 2015 года № 03-04-05/28898);

l денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров, а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия. Исключением могут быть случаи их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

В соответствии со статьей 3 Закона № 75-ФЗ выкупная сумма – это денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой фонд при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения. То есть выкупная сумма – это сумма денежных средств, фактически выплачиваемых фондом при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения. С учетом вышеизложенного, налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 НК РФ как разница между фактически полученной физическим лицом при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения выкупной суммой и суммой платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 12 октября 2012 года № 03-04-06/4-301.

Обратите внимание, что указанные выше суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 213.1 НК РФ, внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы. Исключением являются случаи досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

Напомним, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством) – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде). Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

При выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 11 ноября 2013 года № 03-04-06/48064, от 23 декабря 2008 года № 03-04-06-01/385, ФНС России от 13 августа 2009 года № 3-5-02/1252@, УФНС России по городу Москве от 31 декабря 2008 года № 18-14/4/000039@.

Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, утверждена Приказом ФНС России от 12 ноября 2007 года № ММ-3-04/625@ "О форме справки". Рекомендации по порядку выдачи справок налоговыми органами содержатся в письме ФНС России от 19 мая 2008 года № ШС-6-3/368@. Так, для получения справки физическое лицо подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства заявление с приложением соответствующих документов (смотри раздел 2 Рекомендаций по порядку выдачи налоговыми органами налогоплательщикам справок и Приложение 1 к указанным Рекомендациям, письма ФНС России от 26 ноября 2008 года № 3-5-04/728@, УФНС России по городу Москве от 31 декабря 2008 года № 18-14/4/000039@).

По мнению чиновников, при отсутствии у налогоплательщика указанной справки негосударственный пенсионный фонд при выплате денежных (выкупных) сумм должен удержать НДФЛ в размере, соответствующем сумме полученного социального налогового вычета (письма Минфина России от 10 ноября 2011 года № 03-04-06/7-302, УФНС России по городу Москве от 17 мая 2010 года № 20-15/3/050869).



Похожие публикации