Консолидированный бюджет рф год таблица

Российские регионы в 2016 году свели свои консолидированные бюджеты с дефицитом. Из данных Росстата следует, что он превысил 12,6 миллиарда рублей.

Росстат подсчитывал исполнение консолидированных бюджетов регионов (казна субъекта Федерации совместно с бюджетами муниципалитетов). По итогам прошлого года в целом доходы превысили расходы только в Центральном федеральном округе, остальные семь округов оказались в дефиците.

Однако общий показатель совокупного бюджетного дефицита стал минимальным за последние девять лет, пишет в одном из обзоров директор центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. По его оценке, это произошло благодаря сдерживанию расходов регионами. "Регионы в своей бюджетной политике перестали реагировать на краткосрочные позитивные колебания доходов", - констатирует Дерюгин.

По мнению аналитика, улучшение этих параметров позитивно сказалось на динамике госдолга регионов: "Так, несмотря на некоторый рост его номинального объема с 2,32 триллиона рублей на 1 января 2016 года до 2,35 триллиона рублей на 1 января 2017 года, его отношение к объему доходов региональных бюджетов сократилось за тот же период с 36,5 до 33,8 процента, а к ВВП - с 2,8 до 2,7 процента". Несмотря на это, общий накопленный объем госдолга бедных регионов остается на высоком уровне, предупреждает он.

По данным Росстата, максимальный дефицит консолидированного бюджета (в денежном выражении) в 2016 году продемонстрировал Санкт-Петербург - 19,32 миллиарда рублей. Крупные дефициты бюджетов отмечены у Красноярского края, Крыма, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и Удмуртии (от 7,94 миллиарда до 15,2 миллиарда рублей).

По сравнению с доходами региональных бюджетов, у Санкт-Петербурга и ХМАО достаточно небольшие дефициты - только 4,2 процента доходов, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Александр Шураков. Кроме того, они отличаются невысоким уровнем долговой нагрузки и могут "позволить" себе дефицитный бюджет, считает он. При этом, например, у той же Удмуртии высокий дефицит бюджета (11,3 процента доходов) сопряжен с большим накопленным долгом в 48 миллиардов рублей, добавляет Шураков.

Безоговорочным лидером по профициту консолидированного бюджета в прошлом году стала Москва с результатом 115,6 миллиарда рублей, следует из данных Росстата. В Башкортостане, занявшем второе место по этому показателю, профицит в разы скромнее - 10,1 миллиарда рублей.

Также в лидеры по профициту консолидированных бюджетов в прошлом году выбились Московская область, Алтайский край и Вологодская область (от 4,68 миллиарда до восьми миллиардов рублей).

Профицит этим регионам (кроме Москвы) дал рост собственных доходов региональных бюджетов (поступления по налогу на прибыль, НДФЛ, акцизы), опередивший рост региональных расходов, рассказывает Шураков. "У Москвы существенная часть профицита обусловлена получением доходов от размещения на депозитах временно свободных средств (64 миллиарда при профиците 115 миллиардов рублей)", - говорит аналитик. По его словам, Башкортостан и Московская область также частично вышли в профицит этим способом.

Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Роман Маркелов

  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГИ
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

  • Налоговое планирование как метод минимизации налоговой нагрузки
  • Налоговый контроль и оценка его результативности на региональном уровне
  • Современные угрозы экономической безопасности в России
  • Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления налоговых преступлений
  • Роль автоматизированных программ в системе налогообложения

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 - 2016 гг.

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ.

Виды налогов

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

Налог на прибыль

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить - всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
  3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
  4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
  5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
  6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. сайт. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

В России был определён главным финансовым документом страны на 2016 год. Главными составляющими бюджета являются экономия бюджетных средств, индексации пенсий, адаптация к новой реальности мировой экономики, борьба с "Голландской болезнью".

Федеральный бюджет России на 2016 год запланирован с дефицитом 2,8% ВВП против 3,0% в 2015 году, а в абсолютном выражении - 2,2 трлн. RUR (34,4 млрд. USD). Доходы российской казны ожидаются на уровне 13,6 трлн. RUR (214,4 млрд. USD), расходы - 15,7 трлн. RUR (248,9 млрд. USD). Со следующего года российское правительство временно переходит на однолетний, а не трехлетний бюджет. Кроме того, отменяется бюджетное правило, которое предполагает привязку к средней цене на нефть за несколько лет.

Бюджет России на 2016 год рассчитан исходя из цены на нефть в 50 USD за баррель, среднегодового курса доллара 63,3 RUR, роста валового внутреннего продукта на 0,7%, а также годовой инфляции на уровне 6,4%.

Основным источником финансирования дефицита бюджета станет Резервный фонд, который формируется за счет доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти и газа и призван обеспечить выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов. Из данного фонда в 2016 году на покрытие дефицита планируется потратить около 1,9 трлн. RUR. По состоянию на 1 октября текущего года в нем находилось 4,67 трлн. RUR (70,5 млрд. USD).

Из 14 основных статей расходов федерального бюджета сокращение коснется 6. Так, по сравнению с 2015 годом ассигнования на образование уменьшатся на 7,9%, на здравоохранение - на 10,9%, оборону - на 7,2%. Незначительно сократятся расходы на физическую культуру и спорт, а также средства массовой информации. Но самое крупное урезание ожидает жилищно-коммунальное хозяйство - на 41,4%, следует из материалов Минфина РФ, которые приводят российские издания.

По остальным статьям бюджета ожидается рост. В частности, расходы на национальную экономику увеличатся на 11,7%, социальную политику - на 5,2%, межбюджетные трансферты вырастут на 6,1%.

Дефицит консолидированного бюджета России (включает федеральный, региональные, местные бюджеты и внебюджетные фонды) в 2016 году ожидается на уровне 3,8% ВВП против 4,6% в текущем году. Его доходы запланированы в размере 27,5 трлн. RUR, или 35,1% ВВП (35,8% в 2015 году), расходы - 30,5 трлн. RUR, или 38,9% ВВП (40,4% в 2015-м). Функционально расходная часть бюджетной системы - 2016 в сравнении с 2015 годом практически не изменится.

Для сдерживания трат регионов финансовое ведомство npeдлагает со следующего года законодательно ограничить размер их бюджетного дефицита не более 10% доходов без учет трансфертов. Чтобы территории не увлекались заимствованиями в Бюджетный кодекс предлагается ввести их обязанность формулировать долговую политику на срок не менее трех лет и предоставлять этот документ Минфину.

ДЛя пенсионеров в целом по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2016 год установлен в бюджете на уровне 8 803 RUR (139 USD), что на 22,9% выше прежнего значения.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов при подготовке бюджета стала индексация пенсий. Минфин предложил проиндексировать пенсии россиян в следующем году один раз на 4% (в феврале 2016 года) и отказаться от повышения выплат работающим пенсионерам, а также чиновникам, судьям и военнослужащим. В свою очередь, социальный блок правительства настаивал на индексации пенсий в полном объеме - на уровень инфляции, которая по итогам 2015 года ожидается в пределах 12,2%. В результате, судя по всему, был выбран компромиссный вариант: провести две индексации пенсий на 4%. Хотя этого все равно будет недостаточно для компенсации роста цен, что, как ожидается, приведет к снижению уровня жизни пенсионеров.

Также в 2016 году вновь будет продлен мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. В результате 342 млрд. RUR (около 5,4 млрд. USD) «замороженных» средств будут зарезервированы в федеральном бюджете и пойдут на текущее потребление (т.е. «залезание в карман» будущим пенсионерам, чтобы заплатить нынешним).

Министр финансов РФ Антон Силуанов считает, что в России сейчас не кризисная ситуация, а новая экономическая реальность, а поэтому необходимо думать о том, как жить в новых условиях. «Произошли структурные изменения в мировой экономике, и на это Россия также должна отвечать структурными изменениями и адаптацией к новой реальности», - отметил А. Силуанов на правительственном часе в Госдуме 23 сентября 2015 года. При этом именно бюджет, по его мнению, должен стать инструментом, который задает инвестиционную повестку всей экономике. И для этого необходим ряд мер.

В ближайшие три года Минфин РФ намерен снизить бюджетный дефицит до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями в объеме, не приводящем к вытеснению частных инвестиций. Нынешний размер дефицита (на уровне около 3,0% ВВП), по мнению А. Силуанова, является очень высоким для российской экономики в условиях внешних ограничений и закрытости финансовых рынков. Сохранение дефицита на сегодняшних значениях угрожает ростом инфляции -так называемого налога на бедных - и сохранением высокого уровня процентных ставок - налога на будущий экономический рост, считает глава финансового ведомства.

Также Минфин намерен постепенно сократить долю текущих бюджетных трат. Эффективность социальных расходов, которые занимают наибольший удельный вес в структуре консолидированного бюджета РФ, остается низкой, считает А. Силуанов. Не применяется принцип нуждаемости, пенсионные выплаты перестали быть платежом, связанным с утратой трудоспособности человеком, а стали фактически играть роль социальной выплаты по достижению определенного возраста. В связи с этим, по мнению главы Минфина РФ, нужно срочно решать вопрос повышения пенсионного возраста. Это позволит не только лучше балансировать пенсионную систему без повышения страховых взносов, но и сгладить последствия от слабой демографии на численность экономически активного населения. От такого решения российская экономика получит двойной положительный эффект.

По прогнозу Минфина РФ, цены на нефть в ближайшие годы останутся на низком уровне. Так, в 2017 году ведомство ожидает, что стоимость черного золота будет на уровне 52 USD за баррель, в 2018-м - 55 USD. В сентябре глава Минфина РФ высказал мнение, что цена на нефть в 100 USD за баррель «вряд ли когда-нибудь вернется». В связи с этим Россия как страна с сырьевой экономикой должна, по мнению А. Силуанова, строить бюджетные правила, исходя из новых условий: направлять в резервы дополнительные доходы от цен на нефть свыше 50 USD за баррель, а тратить данные средства при снижении цен ниже этой отметки, главная задача новых бюджетных правил - обеспечить долгосрочную устойчивую динамику бюджетных расходов, экономики, реального курса рубля, а также низкий и устойчивый уровень процентных ставок, подчеркнул глава Минфина.

По его словам, бюджет РФ уже отреагировал на новые реалии: в следующем году доля нефтегазовых доходов упадет до 43% всех доходов бюджета с 52% в этом году.

Снижение цен на нефть - хоть и горькое лекарство, но излечивает экономику от «голландской болезни», которой болела российская экономика в последние годы, считает А. Силуанов.



Похожие публикации