К адаптационным мерам борьбы с инфляцией относятся. Классические методы борьбы с инфляцией. Борьба с кризисом в России

Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика одной из главных своих целей указывают на борьбу с инфляцией . Эффективность борьбы с ней во многом зависит от выяснения сущности, причин и форм инфляции.

В экономической литературе различают несколько видов инфляции:

1) Инфляция спроса , которая вызывается :

Ростом количества денег в экономике;

Ростом дефицита государственного бюджета;

Автономным изменением реального потребления; плановых инвестиций , государственных расходов и чистого экспорта.

Бороться с инфляцией спроса можно за счет сдерживающей фискальной политики и политики дорогих денег.

2) Инфляция издержек . Она вызывается :

Повышением уровня ожидаемых фирмами затрат на выпуск продукции;

Резкими нарушениями (шоками) предложения.

Восстановить ситуацию в экономики можно через понижение цен путем их замораживания или увеличением совокупного спроса.

3) Инфляция ожиданий .

Она вызывается опытом предшествующей инфляции, вызываемой спросом. Хозяйственные субъекты, основываясь на опыте прошлых лет, стараются заранее застраховать себя от роста цен, путем повышения цен на свои товары. Точно также, работники, стремясь обезопасить себя от обесценивания номинальных доходов в результате ожидаемой инфляции, требуют повысить свои номинальные доходы. В результате происходит повышение цен на товары и факторы производства, даже в том случае, когда в экономике не существует объективных условий для инфляции.

Особым явлением в экономике является инфляция, сопряженная с экономическим кризисом (стагфляция ) . Она развертывается в тех случаях, когда в экономике, под воздействием стимулирующей политики правительства (рост совокупного спроса с AD 1 до AD 2) развивается инфляция спроса одновременно с ростом объема производства (точка Е 2). В ответ на это предприниматели стараются вернуться в состояние долгосрочного равновесия (переход из точки Е 2).

Правительство, убедившись, что наблюдается рост цен (с Р 1 до Р 2), сворачивает стимулирующую политику, что замораживает совокупный спрос. Предприниматели, которые всегда действуют с опозданием, ввиду инерции производства, по-прежнему продолжают сокращать объемы производимых товаров (точка Е 3). Это вызывает дальнейший рост цен, которые стимулируются со стороны предложения (с Р 2 до Р 3) (Рис.20.926).

Рис. 20.9 22 Стагфляция

Наиболее радикальный метод борьбы с этой ситуацией - установление жестких ограничений на совокупный спрос. Это ведет за собой рост безработицы, уменьшение объема продаж и рост незапланированных запасов продукции. Все это вызывает необходимость пересмотра ожиданий пересмотра цен в сторону их уменьшения. Чаще всего правительство использует для решения данной ситуации политику «стой-иди». То есть, попеременно борется с инфляцией и безработицей.


Инфляция предполагает использование большого количества мер, которые обладают разной степенью эффективности.

Современная экономическая теория рассматривает инфляцию, в основном, как чисто денежный феномен. В результате роста предложения денег их оказывается слишком много, и цены растут. Поэтому для борьбы с инфляцией предлагают проводить политику " дорогих денег " и сократить расходы государственного бюджета и увеличивать налоги в рамках фискальной политики . Проводимая политика может сопровождаться высокой безработицей и падением реального объема производства в течение достаточно длительного периода времени.

Основным шагом в обуздании инфляции является устранение бюджетных проблем . Часто составляющей этого процесса является усиление независимости Центрального Банка. Но этого недостаточно, необходимо также улучшить состояние бюджета.

Для этого нужно:

Повысить цены государственных товаров и услуг, которые в ходе инфляции, как правило, снижаются в реальном выражении;

Увеличить налоговые поступления (отчасти это происходит автоматически, когда цены перестают расти после стабилизации обменного курса, т.е. эффект Оливера - Танзи действует в обратном направлении) и провести налоговую реформу;

Отменить прямые дотации и налоговые льготы.

Часто с инфляцией борются с помощью политики таргетирования . В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.

При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой (например, долларами, как в России). В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, то есть на уровне, который может быть защищён Центральным Банком. Но устойчивость обменного курса требует жёсткой фискальной политики, которая смогла бы освободить правительство от сеньоражного финансирования. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и столкнётся с кризисом платёжного баланса.

Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция теоретически может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.

В странах с переходной экономикой и развивающихся странах используется практика валютного комитета . В этом случае фиксируется курс национальной валюты к иностранной или корзине валют. Дополнительная эмиссия денег осуществляется только в том случае, если растут валютные резервы Национального банка. Это позволяет ограничить темпы роста денежной массы в стране и сделать деньги «более дорогими».

Поэтому основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.

Денежная реформа: введение новой денежной единицы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в “отбрасывании нулей” сильно обесценившейся денежной единицы.

Старые деньги меняются на новые по определённому курсу:

а) без изменения,

б) с изменением уровней заработной платы и цен.

Второе - чисто косметическое средство. Первое же приведёт к значительному сокращению реальных денежных остатков и сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того, чтобы позволить им резко возрасти.

Одной из мер является контроль за зарплатой и ценами . Принимается решение о верхней границе цен и о фиксировании зарплаты (зарплата меняется не более чем на определенную величину). Первоначально удается снизить темп роста цен. Такая политика вызывает изменение ожиданий в экономике, так как рабочие не смогут требовать повышения зарплаты, а владельцы товаров - повышения цен на свои товары. В результате цены стабилизируются.

Вместе с тем, такая политика имеет отрицательные моменты, так как в долгосрочном плане политика замораживания цен и заработной платы может привести к товарному дефициту и дефициту рабочей силы (СССР в 80-х). Поэтому названная мера эффективна, когда она входит в комплексный пакет с другими мерами, в частности с мерами по оживлению производства.

С 1992 года правительством Российской Федерации использовались методы частичного замораживания цен:

а) Установление фиксированных железнодорожных тарифов и даже их снижение.

б) Установление фиксированных цен на энергию и энергоносители и даже снижение цен на энергоносители.

Фактически, такими мерами борются с внешними проявлениями инфляции, а не с причинами, которые ее порождают. Одновременно возникают случаи, когда правительство вместо контроля над ценами и зарплатой фактически начинает ликвидировать методы воздействия на совокупный спрос, вызывая тем самым спад в экономике и безработицу.

Применяется такой метод как индексация . Под ней понимают корректировку номинальных денежных доходов в соответствии с уровнем инфляции. По мнению ряда экспертов индексация может сдерживать инфляцию, так как уменьшается ожидание роста цен и связанные с ними негативные последствия. Если все долгосрочные контракты, заключенные в экономике, предусматривают их индексацию на определенную величину, от уровня инфляции, то это сдерживает рост цен и совокупного спроса, в результате чего производство быстрее начинает реагировать на изменение реальных доходов и ожиданий в экономике и оказывается в состоянии равновесия. Этот метод индексации эффективен только при инфляции спроса. Если в экономике инфляция предложения, то он ухудшает ситуацию.

С точки зрения теории индексация борется с внешними проявлениями, не устраняя причин инфляции, но она может содействовать созданию благоприятной ситуации для решения данной проблемы.

Еще одним методом является изменение режима экономической политики . Суть этого метода заключается в том, что когда инфляция выходит из-под контроля правительства, то необходимо сменить состав правительства, который начнет проводить новую экономическую политику. И если население поверит, что данное правительство разработало, и действительно будет проводить эффективную политику борьбы с инфляцией, то изменятся ожидания населения в отношении инфляции и создадутся условия для ее снижения.

Еще одним методом является концепция предложения . Она утверждает, что если в стране инфляция спроса, то необходимо разработать такие меры правительству, которые бы содействовали увеличению совокупному предложению в краткосрочном и долгосрочном периодах. В результате этого растущий спрос столкнулся бы с увеличивающимся объемом производства и цены стабилизировались бы (Рис. 20.1027). Этого можно добиться снижая налоги на прибыль предпринимателям, предоставляя льготы на инвестиционные кредиты, при одновременном уменьшении вмешательства государства в экономику, расширения частной инициативы и предпринимательства. Одновременно необходимы реформы социального обеспечения, чтобы усилить трудовую мотивацию для отдельных слоев населения.

Рис. 20.10 27 Борьба с инфляцией в рамках экономики предложения

В процессе перехода от краткосрочной ситуации к долгосрочной возможны следующие сценарии развития:

1) При любом заданном положении совокупного спроса, которое определяется количеством денег в обращении и другими экономическими параметрами и при любом заданном положении совокупного предложения в долгосрочном периоде, который определяется естественным уровнем реального производства, существует равновесный уровень цен на конечные товары, который определяется пересечением этих двух кривых и если цена в краткосрочном периоде соответствуют уровню цены в долгосрочном периоде, то в экономике наблюдается стабильность уровня цен.

2) Если уровень цен на конечные товары в краткосрочном периоде находится в точке, ниже уровня равновесия долгосрочного периода, то цены будут расти до уровня равновесия долгосрочного периода. Инфляция будет развиваться тем быстрее, чем больше расстояние между этими точками.

3) Уровень цен долгосрочного периода находится ниже уровня цен краткосрочного периода. В этом случае в экономике будет наблюдаться тенденция снижения уровня цен. Такая ситуация характерна для тех случаев, фактический объем ВНП меньше объема потенциального ВНП.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общиеполитико-экономические условияили предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия:

Приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом ни популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием;

Потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам, наживающимся на инфляции и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления;

Помощь международных финансовых организаций или наличие договоренности о реструктуризации существующего долга с кредиторами;

Относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;

Доверие большинства населения правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;

Обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения с целью исключения крупных социально-политических потрясений;

Использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;

Умение исполнительной власти "договориться" о поддержке его экономической политики; со всеми наиболее влиятельными силами в стране: профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями;

Психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией.

Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готовы мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно, как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и иностранной валюте.

Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.

Под функциональными экономическими системами понимается совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.

Структурообразующими элементами функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования как:

Уровень процентной ставки Центрального банка;

Политику обязательных резервов;

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование коммерческих банков.

В связи с тем, что инфляция несет в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

Мониторинг- это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть управления.

Проблема макрорегулирования экономики и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической науке и практике. Условно всю государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:

Бюджетная;

Социальная;

Налоговая;

Ценовая;

Кредитно-финансовая;

Промышленно-инвестиционная;

Внешнеэкономическая;

Эмиссионная.

Бюджетная политика - это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

Налоговая политика - это, законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

Ценовая политика - это политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.

Кредитно-финансовая политика - это политика регулирования посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.

Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

Внешнеэкономическая политика - это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

Эмиссионная политика - это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.

Поскольку инфляция влияет на все стороны экономической жизни, то основной целью макроэкономического регулирования в первую очередь является преодоление социально-экономических последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы.

Номинальный (денежный) доход - это конкретно выраженное количество денежных единиц, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые потребитель может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г. - около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г. стоила 20коп., а в 2002г. стала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 5000руб. в 2002г. можно было купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.

Еще одной особенностью инфляции является ее способность перераспределять доходы. Например, если денежная ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда в результате инфляции на эту сумму можно купить гораздо меньше, то фактически должники обогащаются за счет своих кредиторов. В условиях инфляции выигрывают те, кто взял кредит, допустим, на освоение дачных участков, или предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции может выиграть и правительство, которое выпустило на большую сумму государственные ценные бумаги, так как инфляция дает ему возможность оплатить большой государственный долг рублями, имеющими значительно меньшую покупательную способность, чем на момент эмиссии. Следовательно, чем несбалансированнее ситуация в экономике, тем она может быть лучше для одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инфляция, по сути, является инструментом перераспределения доходов, так как всегда имеют место зафиксированные на какой-то срок договоренности (будь то зарплата или ставка процента за кредит). Теряют при этом те экономические субъекты, которые по данным договоренностям вкладывают свои средства. Особенно много теряют те, кто в период инфляции продает недвижимость, так как рост цен, с одной стороны, увеличивает номинальную стоимость недвижимого имущества, а с другой - сохраняет реальную покупательную способность и стоимость вложенных средств. В силу этого экономические субъекты, которые имеют крупные вложения финансовых ресурсов в недвижимость, сохраняют их от обесценения.

Поскольку в период сильной инфляции растут цены и на товарно-материальные ресурсы, то экономические субъекты стремятся как можно быстрее вложить свои стремительно обесценивающиеся финансовые средства в запасы. Но это автоматически приводит к нехватке денежных средств и у населения, и у предприятий, что в результате усиливает инфляцию спроса. Для того чтобы предотвратить ее, нужна адекватная ситуации кредитно-денежная политика правительства, например, контроль за ценами в секторах производства, где предприятия являются монополистами. Здесь возможны два подхода к управлению экономическим механизмом в условиях инфляции: поиск адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики - от домохозяйства, фирмы до государства - в своих действиях учитывают инфляцию, прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.

Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и к повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Одновременно в условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы руководство вынуждено увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

Приведенные примеры показывают серьезность проблемы инфляции и в связи с этим необходимость и возможность ее решения, причем набор методов здесь достаточно широк - от прямого (через эффективную ценовую политику) до косвенного (ограничение денежной массы в обращении) регулирования.

Борьба с инфляцией в России

Активная борьба с инфляцией (дефляционная политика) может привести к падению темпов роста валового национального продукта и его сокращению, что крайне нежелательно. Поэтому методы регулирования инфляции зависят от постановки верного диагноза, то есть определения в каждом конкретном случае характера инфляции, основных и второстепенных факторов, раскручивающих инфляцию.

Так, в России имеет место особая инфляция, порожденная особенностями переходного периода и связанная с большой скоростью перехода от командной к либеральной экономике. Этот новый, российский тип инфляции отличается от существовавших в других странах форм и требует новых методов и подходов.

Регулирование инфляции в России сводится к попытке вывести страну из затяжного инфляционного шока. Особенности хозяйственной ситуации у нас таковы. Прежде всего, это отсутствие конкурентной среды между производителями из-за узкого спроса на многие товары.

Во-вторых, свободные цены ведут к перекосам и диспропорциям и не улучшают производственную структуру. Непредвиденные скачки цен наносят серьезный вред таким важным для потребителей отраслям, как машиностроение, легкая, пищевая промышленность.

Цены практически невозможно согласовать с изменениями спроса. Еще один нюанс - инфляция издержек - зло, которое оказывает решающее влияние на рост цен. Доходы населения падают, поэтому создается не избыток денежной массы, как должно быть при инфляции, а как раз, наоборот, ее дефицит.

Имеет место кризис неплатежей. Также серьезной проблемой для России стало длительное сокращение государственных расходов на социальную сферу, что привело к катастрофическим последствиям по многим аспектам. И только сейчас правительство меняет политику в этой отрасли. Кроме того, требуется очень взвешенная осторожная политика по регулированию курса рубля, по снижению темпов инфляции.

Эти и ряд других проблем ограничивают в нашей стране применение стандартных методов регулирования инфляции. Преодоление инфляции у нас будет возможно тогда, когда хозяйственный механизм полностью перейдет на рыночные регуляторы. А для этого нужна политическая стабильность, согласие и поддержка населением проводимой политики регулирования.

Таким образом, главным приоритетом в денежно-кредитной политике нашей страны должен стать контроль за инфляционными явлениями. Инфляция - это самая основная проблема экономической политики в РФ. Не секрет, что наша экономика работает не так эффективно, как бы хотелось. Приведение в порядок денежного обращения и противостояние инфляции требует работающих гибких методов и решений, которые бы внедрялись во время и доводились до конца.

Основные способы борьбы с инфляцией

Для каждой отдельно взятой экономики страны может применяться свой индивидуальный комплекс средств и методов борьбы с инфляцией. Экономисты выделяют три наиболее распространенных подхода (рис. 1):

Рисунок 1. Наиболее распространенные подходы в борьбе с инфляцией. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Активная бюджетная политика : государство сокращает расходы и увеличивает налоговое бремя. Такие меры способствуют минимизации бюджетного дефицита и снижению совокупного спроса. В свою очередь, уменьшается деловая активность и понемногу стихают темпы инфляции. «Обратной стороной медали» такого рода мероприятий, может оказаться снижение инвестиционной активности, что в большинстве случаев служит причиной падения объемов производства. Как следствие, в экономике могут начать развиваться застойные явления, влекущие за собой сокращение кадров и рост безработицы.

Регулирование кредитов, заработной платы и цен . Государство таким образом оказывает влияние на объем монетарного предложения, сводя, при этом, к минимуму дефицит госбюджета. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что подобные жесткие административные меры, непременно усиливают социальное напряжение, поскольку много людей остаются недовольными сокращениями заработной платы и «оптимизацией» рабочих мест.

Денежно-кредитное (монетарное) регулирование . Его должен осуществлять полностью независимый от правительства Центральный банк страны. Именно ему принадлежит ключевая роль в регулировании объема денежного предложения. В частности, Центральные банк устанавливает ключевую ставку и норму обязательного резервирования что оказывает мощное влияние на объем монетарной массы в обращении, на кредитную активность и на финансовый рынок в целом.

Методы борьбы с инфляцией

Замечание 1

Методы борьбы с инфляцией можно также подразделить на прямые и косвенные. Имеет место следующая закономерность: чем глубже кризис, тем актуальнее прямые методы воздействия Центрального банка и правительства на экономику и монетарную массу, в частности.

Прямые методы включают следующие меры:

Для более-менее развитой экономической системы гораздо предпочтительнее будут являться косвенные («мягкие») методы, которые включают следующее:

  • валютные интервенции, проводимые Центральным банком, оказывающие краткосрочное влияние на курс национальной валюты;
  • операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных облигаций на внутреннем рынке);
  • регулирование величины ключевой ставки Центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков и т. д.

Стоит отметить, что косвенные методы в отечественной экономике могут оказаться не столь эффективными, поскольку рыночный механизм все еще не достиг достаточного уровня развития. Так, к примеру, все еще недостаточно развит финансовый рынок и, в частности, рынок государственных облигаций. Соответственно, государство, осуществляя операции на открытом рынке все еще не может в достаточной мере влиять на объем денежного предложения.

Замечание 2

Наиболее радикальная и в то же время, действенная мера в борьбе с высокой инфляцией – это, пожалуй, денежная реформа.

Все денежные реформы, по методам их проведения можно разделить на три основных типа:

  1. Конфискация и обмен денег по дефляционному курсу. Подобные меры имеют основную общую для всех цель – резкое уменьшение денежной массы в обращении;
  2. Временное (частичное или полное) замораживание банковских счетов предпринимателей и населения;
  3. Комбинирование первого и второго методов.

Замечание 3

Все вышеперечисленные методы относятся к так называемой «шоковой терапии», а потому применяются крайне редко, когда ситуация в экономике близка к катастрофической.

Кроме того, денежные методы могут быть следующих видов:

  • нуллификация. Она представляет собой аннулирование обесцененной национальной денежной единицы и введение новой валюты;
  • ревальвация – восстановление прежнего курса национальной денежной единицы;
  • девальвация (противоположна ревальвации) – подразумевает снижение официального курса денежной единицы. Чаще всего осуществляется в целях стимулирования экспорта;
  • деноминация («метод зачеркивания нулей») – представляет собой укрупнение масштаба цен.

Часто центральные банки стран для борьбы с инфляцией прибегают к режиму инфляционного таргетирования. В данном случае ставятся конкретные целевые ориентиры по уровню инфляции и объему денежного предложения в экономике, которые государство стремится достигнуть, не взирая даже на циклические колебания экономической конъюнктуры.

Существует также концепция предложения, которая утверждает, что если имеет место инфляция спроса, то правительству следует разработать такие меры, которые содействовали бы увеличению совокупного предложения. В результате этого, растущий спрос сталкивается с растущим объемом совокупного производства. Впоследствии достигается макроэкономическое равновесие, которое и стабилизирует уровень цен в экономике. Этого можно добиться благодаря проведению эффективной стимулирующей государственной экономической политики (снижение налогов, предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях, уменьшение вмешательства государства в работу рыночного механизма, стимулирование малого и среднего предпринимательства и т. д.).

Высокая инфляция (как и дефляция, выражающаяся в снижении общего уровня цен и, следовательно, деловой активности) служит серьезным препятствием экономическому развитию, снижает реальные доходы населения, оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в стране, а борьба с ней требует значительный усилий и затрат.

У каждого из вышеперечисленных подходов есть свои достоинства и недостатки, а потому ни один из этих методов нельзя считать универсальным и на все времена. Все дело в том, что инфляция – это на самом деле очень сложное и многоаспектное явление, несмотря на то что его внешнее проявление (повышение среднего уровня цен) кажется, на первый взгляд, предельно простым и понятным даже простому обывателю. Умеренную инфляцию (несколько процентов в год) вовсе не следует рассматривать как нечто крайне негативное – наоборот, она лишь стимулирует динамичность экономического развития.

Когда темп инфляции начинает возрастать, то необходимо применение определенных методов борьбы с инфляцией. Скорость выздоровления экономики в большей степени будет зависеть от профессионализма руководства государства. Для того чтобы успешно бороться с инфляцией, необходимо действовать в нескольких направлениях в комплексе. В первую очередь нужно принять срочные меры против инфляции. Во вторую очередь необходим методический курс на рост экономики.

Суть этого метода заключается в том, что срочные меры снижают темп роста инфляции, а сильная экономика будет способствовать эффективному противостоянию будущим инфляционным атакам.

Антиинфляционная политика

Методы борьбы с инфляцией характеризуются антиинфляционной политикой государства. Антиинфляционную политику можно разделить на активную и адаптивную. Активная политика концентрирует причины, которые вызывают инфляцию, и предусматривает применение монетарной политики.

Для активной политики характерны следующие процедуры:

  1. контроль денежной эмиссии,
  2. недопущение эмиссионного финансирования бюджета государства,
  3. текущий контроль денежной массы через операции открытого рынка,
  4. пресечение обращения денежного суррогата,
  5. внедрение денежной реформы инфляционного характера.

Адаптивная антиинфляционная политика

Адаптивная антиинфляционная политика является приспособлением в условиях инфляции и смещением ее отрицательных воздействий. Методы борьбы с инфляцией с помощью адаптивной политики включают в себя следующие меры:

  1. сдержать рост факторных цен доходов,
  2. провести борьбу с монополизмом в экономике и развить рыночные институты,
  3. стимулировать производственную политику, которая направлена против увеличения факторного дохода и цен.

Формирование и реализация регулирования цен и доходов может осуществляться через сложное взаимодействие государственной политики и интересов предприятий. Непосредственное воздействие реализуются через замораживание заработной платы, последующее ограничение увеличения заработной платы и цен. Этот шаг предусматривает введение дополнительных налогов на увеличение зарплаты или договорное регулирование зарплаты при заключении коллективных соглашений.

Методы борьбы с инфляцией

Активная политика предусматривает соглашение с предпринимателями и профсоюзами в сфере увлечения цен и заработной платы, а также индексации. Индексацию доходов можно определить уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины. Она должна быть согласована с динамикой индекса цен.

Индексация характеризуется тем, что налоги и долговые обязательства, а также процентные ставки нечувствительны к инфляции. Это происходит, если в ответ на изменение осуществляются и корректируются номинальные денежные платежи. Иногда индексацию применяют для получателей фиксированных доходов.

Теория борьбы с инфляцией

Определенные методы борьбы с инфляцией будут зависеть от постановки правильного диагноза, то есть определения характера инфляции, выделения основных и связанных факторов, которые подчеркивают раскручивание инфляционного процесса.

Так, кейнсианцы в основу ставили обеспечение стабильного экономического роста через умеренную инфляцию. С точки зрения кейнсианцев инфляция выгодна для правительства, так как рост номинального дохода дает возможность увеличивать налогообложение и налоговые поступления. В этом случае правительство может провести политику денежно-кредитных ограничений при чрезмерном перегреве экономики для недопущения галопирующей инфляции.

Если рассматривать мнение представителей монетаристов, то они пытались достигать стабильности через борьбу с инфляцией. Монетаристами отвергалась политика регулярного государственного вмешательства в экономику. Они проповедовали политику поддержки стабильного роста предложения и спроса.

Монетаристы полагали, что инфляция представляет собой долгосрочный денежный феномен, борьба с которым может проводиться только через временный спад производства. Если рассматривать методы, предлагаемые монетаристами, то стоит выделить таргетирование или регулирование темпов прироста денежной массы в определённом пределе, а именно, в зависимости от темпа роста ВНП.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика “стоп - вперед”, т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий “структурной инфляции” и “экономики предложения” в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Антиинфляционные меры

Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.

Посмотрим на основные экономические меры, предпринятые в Соединенных Штатах Америки в период президентства Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образом, “рейганомика” сочетала методы и концепции “экономики предложения”, монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда.

Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

Особенности противодействия инфляции в современных условиях

В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в свою очередь, "дозволяется" динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг.

Однако регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.

По данным департамента статистики Международного валютного фонда (МВФ), в 23 промышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.

Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного спроса населения) при развитой системе регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфляции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоёмких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства)

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 гг, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля.

России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.

Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.

Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия решений по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.

Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.

Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В.мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей.

Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

Заключение

В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Отметим кратко некоторые из них:

1. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

2. Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать“ деньги у населения.

3. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях повышения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий.

4. Инфляция ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов.

5. Инфляция ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений.

6. Инфляция приводит к потере у производителя заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.

7. Инфляция ограничивает размеры продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

8. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.

Список использованной литературы

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.

2. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. М.: Деньги и кредит, 2003.

3. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. М., 2005.

4. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 2003.

5. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи, 2004.

6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 2001.

7. Р.Макконел, С.Л.Брю Экономикс. М.: Дрофа, 2002.

8. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей. М.: Экономист, 2005.

9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2006.

10. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 2001.



Похожие публикации