Какие налоги платили предприятия в советское время. Налоги на физлиц в российской империи и ссср. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Пополнение государственной казны путем сборов известно нашему государству еще со времен существования Киевской Руси. Дойдя до наших дней, законодательство значительно изменилось. в СССР, сколько процентов составляла его ставка, зависело от рода деятельности, а также получаемого плательщиком дохода.

Появление налога на доходы в Советском Союзе датируется апрелем сорок третьего года. Именно эта дата закреплена за указом ПВС СССР. Данный документ определял следующее:

  • кто уплачивает ПН
  • в связи с чем можно не платить
  • размеры ставки для лиц разного рода деятельности
  • как и кем осуществляется налоговый контроль

Именно он стал основой для сегодняшнего НДФЛ, который отображен в 23 главе действующего кодекса.

Кто являлся плательщиком

ПН, используемый в СССР, взимался с доходов, которые превышали 70 рублей. Но, помимо этого, была назначена налоговая льгота для отдельных граждан. Среди них:

  • рабочие и служащие, получающие оплату в пределах лимита
  • работники сельского хозяйства, получающие доход в колхозах
  • военные, проходящие срочную службу или призванные на учения и сборы

В связи с тем, что первоначальный вид этот закон увидел еще в 1943 году, когда непосредственно шла война, в него не была внесена одна весьма важная категория лиц, освобождаемая от ПН. К ним относятся герои Союза, а также обладатели орденов Славы 3 степеней и участники войны, получившие инвалидность. Данная правка была внесена в 1984 году. Как известно, присутствует она и в сегодняшнем законодательстве.

Помимо этого, в 1987 году данный налог не уплачивался пенсионерами. Также от налога освобождались деятели культуры, получающие минимальный доход.

Сколько процентов составлял подоходный налог в СССР

Исчисление ПН несколько отличалось от знакомой нам сегодня системы. Ставка определялась в форме фиксируемой суммы. Она зависела от двух основных факторов:

  • источник получения дохода (род деятельности налогоплательщика)
  • размер дохода

В таблице ниже вы можете более подробно ознакомиться с размерами ставок.

Величина зарплаты, рублей

Размер удержания

Рабочие и служащие

25 копеек

7 рублей 77 коп.

0т 92 до 100

7 рублей 77 коп. + 12% свыше лимита

От 101

8 рублей 20 коп. + 13% свыше лимита

Доход от предприятий и организаций, полученный по совместительству

До 15

1,5% от суммы дохода

15–20

22 копейки + 5,5% от лимита

От 101

8 рублей 20 копеек + 13% свыше лимита

Деятели науки и творчества, получающие доход с собственных работ

До 180

1,5% от дохода

От 180

2 рублей 70 копеек +5,5% от разницы с 180 рублей (и выше)

От 1201

98 рублей 40 коп. + 13%

В таблице вы можете найти не все величины, но даже исходя из этого, можно определить систему подоходного налогообложения в СССР.

Разница в начислении подоходного налога в СССР и РФ

Сегодня подоходный налог получил название «Налог с доходов физических лиц». Положения о его взыскании зафиксированы в главе 23 НК РФ. Он значительно отличается от первоначального варианта.

Первое, в чем различие между нормами СССР и РФ, это определение лица, которое оплачивает налог. НДФЛ уплачивают все субъекты, получающие доход на территории Российского государства, за исключением лиц, получающих налоговую льготу.

Согласно законодательству :

  • семьи с большим количеством детей
  • нетрудоспособные лица
  • участники ВОВ
  • ветераны-интернационалы
  • обладатели наград «Герой»

Также налог не взимается с социальных выплат, включая пенсии.

В отличие от первоначального варианта закона, НДФЛ не распространяется на доход, получаемый за пределами Российской Федерации лицами, проживающими на ее территории.

Немаловажным отличием является система расчета налога и величина ставки. Она была досконально изменена. Сегодня на величину взыскания влияет не род деятельности плательщика, а природа происхождения доходов. Ставка является фиксированной и взимается по ставке, на величину которой не влияет зарплата и другие доходы.

В таблице ниже представлены источники доходов и величина ставок.

Если плательщик получает несколько видов доходов, то налог считается отдельно по каждому из них.

Итак, система налогообложения в СССР была очень проста. Для категории, выполняющей схожий вид работ, устанавливался максимальный заработок, облагаемый по минимальной ставке, а все превышающие суммы облагались большими взысканиями, плюс процент за превышение суммы.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:

  • Различие формулы налога на имущество для физических…

  • Что является прямыми налогами в экономической среде…

  • Какие плюсы и минусы УСН, процедура перехода, подача…

  • Исчисленная, удержанная, перечисленная сумма налога…

  • Система налогообложения для сельскохозяйственных…

Тема данной статьи, заданная названием, практически бездонная, ведь всем известна способность государства изобретать налоги. Но здесь все будет очень сжато и коротко, а за подробностями милости просим в "источники".

Российская Империя.

В середине 19 века основной груз налогов несли крестьяне и городские жители (мещане), а дворянство, духовенство, казаки и еще ряд категорий были освобождены от уплаты налогов. Подушная подать составляла в среднем по империи 95 коп. с человека в год, однако к ней присоединялись целый ряд дополнительных налогов: земский сбор, натуральные повинности, налог на соль, рекрутские сборы, сборы на удовлетворение общественных и мирских надобностей, питейный налог и т.д. В итоге общая сумма налогов увеличивалась примерно до 4,55 руб. в год, а иногда и больше.

Тяжелым грузом для крестьян стали выкупные платежи, составлявшие во 2-й половине 19 века большую часть их расходов на уплату налогов. По форме они являлись погашением (с процентами) выданной казной ссуды за выкуп земли у помещиков. Объем выкупных платежей составлял 6-7 руб. в год. В конце века из-за роста недоимок правительство несколько раз частично списывало долги крестьян по выкупным платежам. Выкупные платежи были полностью отменены, а недоимки списаны с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы.

В 1863 подушная подать с мещан была фактически заменена налогом на недвижимость, который составлял 0,2% стоимости недвижимости в год. В 90-х годах в результате реформ С.Ю.Витте основное бремя налогов было переведено с физлиц на предпринимателей. Поземельный налог был значительно снижен, а в 1898 подушная подать была отменена окончательно по всей стране. По данным на 1909 год, государственный поземельный налог на крестьянские земли составлял в среднем 13 копеек с десятины, земские сборы - 60 копеек с десятины, мирские и страховые сборы - 40 копеек с десятины.

Уровень прямого обложения плательщиков земельного налога в России в 1913 году (в % к доходу). С частных владельцев земли: госналог - 1, местные налоги - 6, всего - 7. С крестьян землепользователей: госналог - 1, местные налоги - 13, всего - 14. С владельцев городской недвижимости: госналог - 5, местные налоги - 11,7, всего - 16,7.

В 1913г. средний заработок рабочего составлял 37 рублей в месяц. Распределялся он у мужчины-холостяка примерно следующим образом:
Расходы на питание - 16,79 руб.
Аренда жилья - 5,43руб.
Одежда - 5,52 руб.
Гигиена тела - 1,55 руб.
Посылка денег - 1,20 руб.
Духовные и общие потребности - 1,70 руб.
Врачебная помощь - 0,61 руб.
Табак и алкоголь - 2,04 руб.
Сборы и налоги - 0,03 руб.
Прочие расходы - 1,47 руб.
Всего: 36,34 руб.
По данным доктора исторических наук Петрова Ю.А., в целом российские рабочие на рубеже ХIХ-ХХ вв. на уплату прямых налогов расходовали всего 0,5% годового бюджета. Любопытно сравнить уровень налогообложения в РИ с развитыми странами. В 1912г. налогов на душу населения в рублях платили в России - 11,23; в Германии - 27,38; Англии - 48,54; Франции - 41,60.

Для налогообложения граждан в СССР с 1922 существовал подоходно-имущественный налог, с 1924г. переименованный в подоходный. Шкала подоходного налога в СССР изменялась много раз и всегда являлась прогрессивной. Кроме прямого подоходного налога существовали косвенные: акцизы; патентная и судебная пошлины; патентный, прописочный, канцелярский, гербовый сборы. В 1930 эти сборы заменили госпошлиной. Кроме подоходного граждане периодически выплачивали разные сборы (фактические налоги): сбор на коллективизацию, покупка гособлигаций и т.п.

Налоги на крестьян: с 1923 крестьян выплачивали единый сельхозналог, в начале 30-х его размер составлял примерно 15-30 руб. с личного хозяйства колозника, а с единоличников - в несколько раз больше. С 1935 ставка с/х налога стала прогрессивной и значительно росла. Если в 1940 году в денежном выражении валовый сельхозналог составил 1,9 млрд. рублей, то в 1951 году - ужк 8,3 млрд. рублей. С 1939г. этот налог исчислялся с личного подсобного хозяйства колхозников исходя из размеров доходности, полученной от скота, от посевов на приусадебном участке, от фруктовых деревьев, кустарников и т.д. В 1950 и 1951 гг. правительство повысило ставки налога с посевов зерновых культур на приусадебных хозяйствах, а в 1952 г. сельхозналог был повышен еще на 15,6 %. После смерти Сталина размеры сельхозналога и других видов налогов на крестьян были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили около трети от уровня 1951 года. Кроме сельхозналога крестьяне периодически выплачивали еще ряд фактических налогов: так называемое "самообложение", культналог, страховые платежи и принудительная покупка гособлигаций.

Об уровне доходов советского крестьянства в 40-50-е годы можно судить по следующей таблице

Кроме денежных налогов советские крестьяне были обложены еще и натуральным налогом, размер которого также постоянно увеличивался. Например, если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники – в 2 раза больше), то в 1948 году – уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. Если молока не было, то налог брался по эквиваленту другими продуктами - мясом, маслом и т.п. Примерная норма обязательных бесплатных поставок с личного хозяйства до 1949 г.: 40 кг мяса, 280 л молока, 100 шт. яиц с хозяйства, картошки с 0,4 га – 350 кг, и т.д. Нормы варьировались в зависимости от региона.

С 1972 на доход менее 70 рублей у совграждан налога не было. При доходе от 71 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб. У бухгалтеров была специальная таблица подоходных налогов. При зарплате от 92 до 100 руб. - 7,12 руб. + 12% с суммы, превышающей установленную. Выше 101 руб. - 8,20 руб. +13%. Существовали отдельные ставки подоходного налога на гонорары от написанных книг, на кустарные промыслы. Налог за бездетность составлял 6%, этим налогом облагались мужчины 20-50 лет и замужние бездетные женщины 20-45 лет.

И сегодня в мире.
Таблица, говорят, не точная, но общее представление дает, одновременно разбивая старые иллюзии и внушая новые:)

Источники:
Шацилло М. "Эволюция налоговой системы России в ХIХ веке"

Налоги являются обязательными платежами, которые государство взимает с физических и юридических лиц. Возникли они давно. Платить налоги стали с периода появления государства и разделения общества на классы.

Как используются полученные суммы? Они направляются на финансирование расходов государства.

В дореволюционный период бюджет Российской империи в большем объеме пополняли различные косвенные налоги. В их числе находились отчисления из доходов от винной монополии. Их сумма от всех поступлений в бюджет (1909-1913 гг.) была равна 28,6%. Довольно крупные доходы получало государство и от введенных акцизов на сахар и некоторые другие предметы, необходимые для массового потребления.

Меньшая роль в бюджете дореволюционной России отводилась прямым налогам - поземельному, промысловому и др. Все дело в том, что царским режимом была разработана целая система льгот, воспользоваться которыми могли лишь помещики и буржуазия. Что касается широких масс крестьянства, то на них такие налоги ложились тяжелым бременем. Интересно, что в те времена в России полностью отсутствовал подоходный налог. Его введение не поддерживали богатые слои общества. Однако с 1 января 1917 г. подоходный налог все же стали исчислять благодаря давлению, оказанному революционным движением.

Продразверстка

После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.

Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена - все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.

Когда ввели налоги в СССР? Уже в январе 1918 г. вышел Декрет Советской власти, по которому на всей территории страны ее жители должны были платить сбор. Он являлся натуральным и назывался «продовольственная разверстка». Согласно этому документу, крестьяне обязаны были сдавать государству излишки хлеба и прочих продуктов по твердым ценам. Все продовольственные запасы, остающиеся у семьи, должны были соответствовать специально разработанным минимальным нормам, предусматривающим удовлетворение хозяйственных и личных нужд.

Введением продразверстки Советская власть возобновила политику по принудительному изъятию продуктов питания, которая ранее применялась царским, а после Временным правительством с целью поддержания жизнедеятельности промышленных центров в условиях хозяйственной разрухи и войны.

Однако в течение некоторого периода казна по существу не получала налогов от деревни. При этом власти также производили отчисления на деятельность сельских и волостных Советов. Последние делали все, чтобы изыскать средства на месте и облагали контрибуциями всех крестьян, у которых был хоть какой-нибудь достаток. Скот, хлеб и деньги подлежали конфискации у жителей деревень и за их отказ от выполнения любых распоряжений новой власти. Отбирались они у крестьян и за участие в выступлениях против нового строя.

Налоги с буржуазии

Практически сразу же после прихода к власти молодое правительство приняло решение о взимании контрибуций. Это был чрезвычайный налог, о котором Ленин в апреле 1918 г. высказался как о мере, заслуживающей пролетарского одобрения. В июле этого же года была принята первая Конституция страны. Согласно этому документу, основная цель финансовой политики СССР состояла в экспроприации буржуазии. При этом Советская власть оставляла за собой право вторгаться в частную собственность.

Сколько благодаря таким контрибуциям было изъято денежных средств? Общая сумма, поступившая в государственную казну, составила 826,5 млн руб. В том числе с крестьянских хозяйств - 17,9 млн руб.

Единовременный чрезвычайный налог

Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.

Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.

Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.

Доходы с частного бизнеса

Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.

Помимо этого, власти существенно повысили установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.

В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.

Еще один декрет, касающийся пополнения государственной казны, был издан 14.08.1918 г. Согласно его положениям ОНК ввел единовременный сбор, необходимый для обеспечения семей красноармейцев. Он стал разновидностью целевого налога, заменившего собой контрибуции. Размер необходимой к выплате денежной суммы исчислялась исходя из данных специальной ведомости и расчетов. Налог вносили частники, владеющие торгово-промышленными предприятиями, на которых трудились наемные рабочие. Отмечено, что данный налог ожидаемых результатов не дал. Именно поэтому его отменили в марте 1919 г.

Продовольственный налог

Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов - как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.

Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.

Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины - 10.5%, а при трех - 21,2%.

С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).

Период НЭПа

Разработка новой экономической политики была жизненно необходима молодому государству. Благодаря переходу к НЭПу получила свое возрождение и налоговая система. В этот период в СССР налоги платили самые разные. Причем система взимания платежей в бюджет отличалась многогранностью обложения различных направлений торгово-промышленной сферы.

Рассмотрим кратко налоги в СССР периода НЭПа. Прямые платежи в казну государства включали в себя:

  1. Промысловый налог (1921 г.). В него входил патентный сбор, уплачиваемый исходя из существующих твердых ставок (5% для торговых и 12% для промышленных предприятий, с учетом поясов местности) и уравнительного сбора в размере определенного процента с оборота.
  2. Подворный денежный налог. Ввели его в 1922 г. как основной вид сбора в личном хозяйстве. Отменили подворный налог в 1923 г. после введения сельскохозяйственного сбора.
  3. Натуральный единый налог (1922 г.). Это особые сборы, которые взимались с населения сельской местности в период ведения Гражданской войны. Ставки для этого налога соответствовали пуду пшеницы или ржи.
  4. Подоходно-имущественный налог. С 1922 г. он стал прямым сбором с имущества и доходов как юридических, так и физических лиц.
  5. Общегражданский единовременный налог. Его ввели в 20-е годы для получения финансовых средств, необходимых для борьбы с эпидемиями, для оказания помощи голодающим, а также для детей, которые находятся на гособеспечении.
  6. Военный налог. С 1925 г. его должны были платить мужчины, возраст которых находился в пределах от 20 до 40 лет, и которые не подлежали призыву в Красную Армию.
  7. Налог на сверхприбыль. С 1926 г. его обязаны были отчислять частнокапиталистические элементы, получившие доход от назначения спекулятивных цен.
  8. Квартирный налог. С середины 20-х годов его вносили владельцы промышленных и торговых предприятий, сооружений в городах и помещений, находящихся в сельской местности и сдаваемых внаем.
  9. С 1926 г. начало облагаться имущество, переходящее в собственность в результате дарения и наследования. Шкала ставок при этом была резкой прогрессивной и в зависимости от полученного объекта могла быть от 1 до 90%.
  10. Налог для кулацких хозяйств. С 1929 г. им стали облагаться доходы от любых заработков этой категории граждан.

Одним из прямых сборов являлся в СССР и подоходный налог. Его начали исчислять в 1924 г. из доходов юридических и физических лиц (с зарплаты, прибыли и т.д.).

Рассмотрим косвенные налоги в СССР, когда страна находилась на этапе новой экономической политики. Их взимали в виде акцизов, которые увеличивали стоимость потребительских товаров. Стоит отметить, что такие поступления составляли от 11 до 20 процентов от суммы всех доходов государственной казны. К таким сборам относились:

  1. Введенные с 1921 г. акцизы на спички и вино, табак и спирт, гильзы и мед, сахар и соль, галоши и кофе подлежали оплате предприятиями, производившими данные товары.
  2. Начиная с 1922 г. она являлась платой за использование изобретений.
  3. Налог, взимаемый с 1922 г. на демонстрацию кинофильмов. Базой для его исчисления была сумма реализованных билетов.
  4. Судебная пошлина. С 1930 г. этот сбор уплачивали за получение судебных документов.
  5. Канцелярский сбор. Был введен в 1922 г. Налог оплачивался гражданами СССР, желающим получить документы и их копии у предприятий.
  6. Прописочный сбор. С 1921 г. определенные денежные суммы уплачивались за прописку.
  7. С 1922 г. его начали взимать с юридических и физических лиц за работу по оформлению гражданско-правовых сделок.

Налоги в СССР взимались налоговыми комиссиями, далее поступая в Народный комиссариат финансов. Благодаря продуманной государством политике суммы поступлений в бюджет неуклонно росли. При этом основной задачей налогов в СССР было не только пополнение казны, но и постепенное вытеснение из экономики частного капитала.

Период с 1930 по 1941 гг.

Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.

В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:

  • налог с оборота;
  • подоходный налог, взимаемый с кооперации;
  • платежи из прибыли;
  • налог с оборота, полученного кинотеатрами;
  • налог с совхозов;
  • налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
  • единая пошлина и т.д.

Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:

  • сельхозналогом;
  • единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
  • налогом на сверхприбыль;
  • сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.

Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.

Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. - 57,8 млрд рублей.

В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.

Налог на деревья

Был одним из самых необычных в СССР. Его кабальные условия привели к тому, что население страны было вынуждено своими руками вырубать яблони. Впервые налог на плодовые деревья в СССР ввели в 1931 г. После этого его ставки повышали в 1945 г., а также во времена правления Хрущева.

Что стало причиной введения столь необычного налога на плодовые деревья в СССР? Те непорядки, которые имели место в колхозах Северного Кавказа. Здесь полученный урожай делили не по количеству едоков, а по числу трудодней.

Несколько позже налог на деревья в СССР был введен и на те растения, которые находились на личных подворьях. Вместе с этим была обложена налогом и домашняя живность. Считалось, что если семья имеет две яблони или две головы скота, то это можно расценить как мелкий бизнес. За это и нужно платить.

Разумеется, на сегодняшний день этот налог кажется нам совершенно нелепым, ведь для того чтобы избежать его, люди вырубали свои плодовые деревья. Делали они это, даже несмотря на то, что бдительные члены специальной комиссии вполне могли оштрафовать их за подобное самоуправство.

Военное время

Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.

Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.

В 1949 г. ставки налога повысили для сельского населения. Бездетные жители сельской местности должны были ежегодно вносить в бюджет 150 руб., воспитывающие одного ребенка - 50 руб., а двоих - 25 руб. Подобное правило действовало вплоть до 1952 г.

Сколько налог на бездетность в СССР платили мужчины и женщины? Более пятидесяти лет. Отменили этот сбор с 1.01.1992 г.

В годы войны была проведена реформация подоходных платежей. С апреля 1943 г. эти сборы на доходы стали уплачивать не только советские граждане, но и иностранцы, находящиеся на территории СССР и получающие здесь заработную плату.

В период Великой Отечественной войны в бюджет страны поступило 111,7 млрд рублей. Платежи, произведенные кооперативными и государственными предприятиями, при этом составили 84,7 млрд руб.

Период с 1945 г. по 1985 г.

Вплоть до 1953 г. налоговая система СССР оставалась неизменной. При этом были ведены льготы для участников войны, а также пересмотрен минимум необлагаемой суммы подоходных отчислений для некоторых граждан.

В 60-х годах государство начало проводить хозяйственную реформу с целью повышения эффективности работы и прибыльности деятельности предприятий. В это время был введен налог на фонды и рентные платежи, а также подверглась реформации система подоходного обложения в колхозах.

До 1966 г. организации отчисляли из полученной прибыли до 10% финансовых средств. После этого вместо них ввели:

  • плату за нормируемые ОС и производственные фонды;
  • рентные (фиксированные) платежи.

В 1965 г. правительство СССР внесло изменения в систему сборов с колхозов. Удельный вес этих налогов в общем поступлении в бюджет составил 1-1,5%.

Государственные объединения, входящие в отрасль, а также торговые предприятия в этот период облагались сбором, уплачиваемым с оборота. Что касается подоходного налога, то взимался он, как и ранее, не только с советских, но и с иностранных граждан.

Согласно проведенной реформе, с 1.07.1981 г. вместо ренты был введен земельный налог. Его взимали с физических лиц и предприятий. Исчислялся такой налог исходя из площади земельного участка.

Государство стало взимать сбор и с тех предприятий и физических лиц, в собственности которых имелись автомобили, моторные лодки, мотосани и мотоциклы. Определенную сумму в копейках необходимо было платить за каждую лошадиную силу или киловатт мощности.

Претерпевал определенные изменения и подоходный налог. Его фискальная значимость постепенно была сведена к минимуму благодаря внедренной централизованной системе оплаты труда и разработанному механизму отчислений из фонда зарплаты предприятия и его прибыли.

Реформы в период перестройки

После 1985 г. система налоговых платежей претерпела кардинальные изменения. Основные нововведения этого периода касаются установления:

  • платы за патент;
  • сбора на право заниматься индивидуальной и трудовой деятельностью.

В последующие годы было издано множество законодательных актов, касающихся налогообложения. Относились они к отдельным сферам экономической деятельности. Впоследствии все они были систематизированы и нашли отражение в законе о налогах СССР, который был принят 26.03.1991 г. В него вошли сборы на экспорт и импорт, на прибыль, отчисления с оборота и т.д. Несколько позже закон был дополнен налогами на прирост средств и на доходы.

Постоянно подвергались изменениям и те сборы, которые взимались с физических лиц. Так, 23.04.1990 г. был установлен самостоятельный режим налогообложения индивидуальной трудовой деятельности и доходов, полученных от ведения личных крестьянских хозяйств.

Большое внимание правительство СССР уделяло вопросу социальной защищенности малообеспеченных граждан. К концу 80-х годов намечалась разработка системы льгот, прожиточного минимума и установка части дохода, не облагаемая подоходным налогом. В это же время предполагалось повысить минимум получаемой заработной платы с 70 до 90 рублей. В тот период это был крупный шаг вперед, ведь подобная мера затрагивала доход 35 млн граждан.

В рассматриваемый период налоговое законодательство стремилось создать условия для предпринимательской деятельности. Это нашло свое выражение в снижении ставок подоходного налога для данной категории плательщиков.

Правительство СССР намечало упразднить налоги с продаж и с оборота, перейдя полностью на акцизы и НДС. Также планировалось ввести налог, который включался бы в издержки производства. Планировалось, что он станет одним из элементов для формирования бюджета страны, однако реализация указанных мер не состоялась из-за распада СССР.

Введение


Налог (ст. 8 НК РФ) - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Рассмотрение темы «Налогообложение СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1917-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи «военного коммунизма» и новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.

Таким образом, основной целью моей работы является - Изучение налоговой системы СССР от «военного коммунизма» до перестройки.

Задачи работы:

Выявление основных этапов налогообложения в истории СССР в период с 1917 по 1991 г.г.

Дать характеристику системы налогообложению на каждом этапе.

1. Налоги периода «Военного коммунизма»


До прихода к власти Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) предполагала провести следующие основные мероприятия в сфере налогообложения: введение поимущественного и прогрессивно подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости м установление высоких косвенных налогов на предметы роскоши, однако финансовый кризис, усилившийся после октября 1917 г., не позволил осуществить эти преобразования. Основным источником бюджета становится эмиссия бумажных денег, а также осуществление на уровне местных органов власти контрибуций, т.е. принудительных денежных или натуральных поборов .

Издание декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) от 30 октября 1918 г., гласило о введение «Единовременного чрезвычайного десятимиллиардного революционного налога», который дополнял собой систему регулярных прямых налогов. Цель налога: Изъятие денежных средств и их обращение на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны. Налог взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем - по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы вся часть налога пала бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян, а городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались невысокими ставками. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд. руб. .

Одним из основных источников доходов местных бюджетов был «Разовый сбор за торговлю», первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. Этот налог позволял местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогам продажу товаров в разнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

После Октябрьской революции 1917 г. существенно повышаются ставки «Акцизов» на предметы массового потребления. Сборщиками акцизов выступали собственники предприятий, производящие облагаемые товары или услуги, а его плательщиками - потребители при оплате товаров или услуг. В дальнейшем к концу 1918 г. акцизы были заменены на прямое начисление к ценам товаров, но их эффективность резко снизилась в результате натурализации хозяйства. В феврале 1920 г. взимание акцизов было приостановлено, поскольку а 1917 г. они обеспечили 17% всех доходов бюджета, то в 1918 г. только лишь 8,8%.

Результатом декрета СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. послужило введение одного из косвенных налогов, такого как «Особый пятипроцентный сбор». Целью взимания этого налога являлось помощь всему кооперированному населению. Налог взимался с кооперативных и частных торговый предприятий, который снабжали население предметами личного потребления и домашнего обихода. Размер сбора составлял 5% их оборота. Стимулирующим фактором вступления граждан в члены потребительских обществ, служил тот факт, что сумма сбора которая ими была уплачена в своих кооперативах возвращалась после утверждения годового отчёта общества. В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ый сбор был убран. Также стоит отметит, что данный вид налога бал прообразом налога на добавленную стоимость (НДС).

В соответствии с декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится «Единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев», представлявшего разновидность целевого налога который был введён взамен контрибуций. Этот налог определял сумму сбора и современность перечисления ее в бюджет. Размер этого сбора определялся на основании расчётов и данных ведомости установленной формы. Плательщиками такого налога являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, которые имели рабочих. Результатом такого обложения стала его отмена после 11 месяцев (он просуществовал до матра 1919 г.), поскольку он не дал ожидаемых результатов. .

В дальнейшем система налогообложения заменяется системой «Продовольственной разверсткой». Смысл продразверстки заключался в следующем: Все крестьянские хозяйства подлежали обязательной сдачи государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В дальнейшем в период Гражданской войны (1918 - 1920 г.г.) данный вид налогообложения являлся чрезвычайной мерой взимания, который собирался при тяжёлых военных и экономических положениях страны. Данный вид налога взимался только с отдельных губерний, но в дальнейший сбор производится по декрету СНК от 11 февраля 1919 г. «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства», который распространяется на всю территорию страны. При сборе учитывались посевные площади под отдельными сельскохозяйственными культурами, их урожайность, установлены государством нормы потребления сельскохозяйственных продуктов для сельского населения, а также потребности крестьянских хозяйств в семенах и фураже для скота. Продразверстка подлежала обязательному выполнению в установленный срок. К тем кто не сдал поставки в срок, при обнаружении ресурсов применялась такая санкция как изъятие излишек. При взимании соблюдался кассовый принцип: максимально высокому обложению подвергались кулацкие хозяйства, меньшему - середняцкие, частично или полное освобождение от продразверстки бедняки .

В дальнейшем 3 февраля 1921 г. Президиум ВЦИК принимает принципиальное постановление о приостановке взимания всех действующих налогов, как общегосударственных, так и местных, поскольку во-первых политика «военного коммунизма» достигла своего апогея и во-вторых государство решило перейти к новой экономической политике. Первые шаги к НЭПу получили своё проявление в замене продразверстки - продналогом).


2. Налогообложение в период НЭПа. Прямые и косвенные налоги


Начало данного периода связано с введением новой экономической политики (нэп), которая была разработана В. И. Лениным. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1)прямые налоги - основной налоговый источник доходов государства. Доля поступлений в бюджет в 1922 г. составило 43%, в 1924 г., а к 1926 достигала 83% всего бюджета.

Они включали в себя:

а) промысловый налог (1917), который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда (торговые 5, промышленные - 12) предприятия, а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около? всех налоговых поступлений. Налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также все граждане, которые имели доходы от занятий промыслами.

б) денежный подворный налог (1922), являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог (1922) представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. Исчислялся по единой весовой мере - пуд ржи или пшеницы в зависимости от района. Льготы для инвалидов Гражданской войны и семей красноармейцев. Устанавливается по 3 критериям: количество пашни и сенокоса, едоков, от урожайности. Отменён в 1923 г.

г) подоходно-имущественный налог (1922), представлявший собой прямой налог, взимавшийся с доходов и имущества физических и юридических лиц.

д) единовременный общегражданский налог (20-е годы) был введен для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.

е) военный налог (1925), которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

ж) квартирный налог (середина 20-х), который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

з) налог на сверхприбыль (1926) вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен.

и) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (1926). Им облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества.

к) индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (1929). Данным налогом облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков.

л) единый сельскохозяйственный налог (1923), предназначен для упорядочивания налогообложения в деревне. При взимании учитывается: размер пашни, урожайность, количество рабочего скота. Льготы, примерно 20% крестьян не уплачивали налог. Уплачивался натурой или деньгами, с 1924 - только деньгами.

к) подоходный налог (1924) - один из основных прямых налогов, который взимается с доходов физических и юридических лиц (заработная плата, прибыль и т.д.).

2)косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы (1921), уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов (1922), уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы.

) пошлины и сборы.

а) патентная пошлина (1922) представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.

б) судебная пошлина (1930), являвшаяся платой за различные судебные документы.

в) патентный сбор (1921) - платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятия промыслами.

г) прописочный сбор (1921) взимался в виде платы за прописку документов.

д) канцелярский сбор (1922) - плата за выдаваемые гражданам СССР предприятиям документы и копии.

е) гербовый сбор (1922) взимался с отдельных лиц и организаций в качестве платы при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документова) патентная пошлина представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом .

Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий. Налоговые комиссии - общественные органы создающихся с помощью финансовых (налоговых) инспекторов и исполнительных комитетов местных Советов с целью наиболее полного учёта плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. Состав комиссии следующий: представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по 2 рекомендованных исполнительным комитетом плательщика. В 1921-1923 г.г. были образованы налоговые комиссии по подоходно-поимущественному налогу, промысловому и сельскохозяйственному налогу. В 1926 г. по промысловому и подоходному налогам были учреждены объединенные комиссии (участковые, уездные, окружные губернские), они также рассматривали налог на сверхприбыль и гербовый сбор. Комиссия определяла оклады налогов, также они налагали штрафы за нарушение налоговых правил, разрабатывали нормы для исчисления доходов при отсутствии прямых данных об их размерах, рассматривали жалобы трудящихся по вопросам налогообложения. В дальнейшем были закрыты комиссии по подоходному и промысловому налогу (1929 г.) и по сельскохозяйственному налогу (1937 г.) .

Созданная в годы НЭПа налоговая система при всех ее недостатках позволила решить стоявшие перед государством задачи. Суммы налоговых поступлений в бюджет неуклонно возрастали (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Налоговые доходы бюджета в 1922/1923-1927/1928 гг. (млн. руб.)

Название налогов1922/231923/241924/251925/261926/271927/28Всего налогов584,0991,11603,42192,93000,63522,8в том числе: сельскохозяйственный налог176,5231,0326,2251,2357,9354,2промысловый налог118,2233,6323,5482,9675,8703,9подоходный налог12,775,9113,3185,9246,4295,6акцизы103,5240,6507,8841,61209,91491,2таможенный доход 66,867,4101,9150,6189,4259,7бюджет коммунизм налогообложение военный

В первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14 % в 1922/1923 г. до 48,13 % в 1927/1928 г., а поступления неналоговых доходов возрастала.

В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному - вытеснению частного капитала.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства .


3. Налоговая система СССР (1930 - 1941 гг.)


Налоговая реформа, осуществлявшаяся в СССР в 1930-1932 гг., представляла собой преобразование взаимоотношений предприятий, организаций обобществленного сектора народного хозяйства (государственных и кооперативных предприятий) с государственным бюджетом. Реформа проводилась в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в комплексе с политическими, экономическими и организационными мероприятиями, обеспечившими завершение процесса преобразования системы государственных финансов и денежно-кредитной сферы.

Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет; реорганизации налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства. Около 60 видов прежде существовавших налогов и сборов в обобществленном секторе были заменены двумя основными платежами: для государственных предприятий и организаций устанавливаются налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог.

Общие итоги реформы по упразднению и объединению различного рода налоговых изъятий представляются в следующем виде:

) в обобществленном секторе введенный реформой налог с оборота заменил прежде существовавшие 53 платежа, отчисления от прибыли госпредприятий включили в себя 5 ранее существовавших платежей, сохранились подоходный налог с кооперации и единая пошлина, два платежа были отменены реформой, при этом сохранили самостоятельность 24 ранее существовавших платежа;

) в частном секторе промысловый налог объединил 32 существовавших до реформы платежа, подоходный налог - 3, единая пошлина - 9, сохранился налог на сверхприбыль, 3 платежа были отменены, сохранили свою самостоятельность после реформы 28 платежей.

Для налога с оборота в эпоху СССР была характерна множественность налоговых ставок: в середине 1933 г. существовало свыше 400 ставок, в 1937 г. их число достигло 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444.

Доходы государственного бюджета формировались за счет поступлений от «социалистического хозяйства» и платежей населения (налоговых платежей). Основным источником доходов бюджета были денежные накопления государственных объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы: 1) в обобществленном секторе - налог с оборота, платежи из прибыли, подоходный налог с кооперации, налог с нетоварных операций предприятий обобществленного сектора, налог с оборота кинотеатров, налог с совхозов, единая пошлина и другие платежи; 2) в частном секторе - промысловый налог, подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов, самообложение, единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, поимущественные налоги, единая пошлина и др. платежи. Кроме того, в 1930-1941 гг. существовала система таможенных платежей .

В период (1933-1937) роль доходов от социалистического хозяйства - основного источника пополнения государственного бюджета СССР все более возрастала. Доходы бюджета росли, прежде всего, за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли и организаций. Так налог с оборота в 1935 г. дал 44,9 млрд.руб., в 1936 г. - 53,1 г., в 1937 г. - 57,8 млрд. руб., а отчисления от прибыли за те же годы составили 3,3; 5,3; 9,3 млрд. руб. соответственно .

В 1937 г. учреждаются приходные кассы по налогам - структурные подразделения районных финансовых отделов. Приходные кассы по налогам принимали налоговые и страховые платежи от сельского населения. Кассы открывались непосредственно при районных финансовых отделах и принимали налоговые платежи в районном центре, выездные кассы - в селах и колхозах (обычно в периоды массовой уплаты платежей). В селениях, находившихся на значительном расстоянии от районных центров, действовали приходно-расходные кассы, в функции которых помимо приема денег от населения входило кассовое исполнение сельских бюджетов. В связи с введением должности налоговых агентов приходно-расходные и выездные кассы были упразднены в 1938 г., а кассы районных финансовых отделов - в 1939 г. .

В основе серии налоговых реформаций 1930-х годов лежал поиск действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс ускорения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.

Быстрое создание по экономическим районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного центра, позволило включить деревню в единую систему директивного планирования.

Продолжается создание наиболее благоприятных условий при взимании подоходного налога для граждан, занятых в общественном производстве, на государственных и кооперативных предприятиях, с одной стороны, и ограничение доходов от частной предпринимательской деятельности, с другой.

В этот период появляются элементы социальной направленности подоходного налогообложения посредством развития системы налоговых льгот, предоставляемых рабочим и служащим в зависимости от наличия детей и иждивенцев в семье.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой .

4. Налогообложение в военное время (1941-1945 г.г.)


В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период, но дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения и увеличением размеров налогов.

В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 29 декабря 1941 г. вводится военный налог, который уплачивался по твердым ставкам в размере от 150 руб. до 600 руб. в зависимости от района .

В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 29 декабря 1941 г. вводится военный налог, который уплачивался по твердым ставкам в размере от 150 руб. до 600 руб. в зависимости от района. Производится также реформирование системы подоходного налогообложения населения в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». Его уплачивали советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики в зависимости от них подразделялись на несколько групп. Объектом обложения являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии и т.д. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. Была установлена 100%-ная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Необлагаемый минимум доходов не устанавливался. Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров доходов. В годы Великой Отечественной войны в связи с ростом цен были увеличены ставки сельскохозяйственного налога. Введен сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак, единый налог со зрелищ (Указ Президиума ВС СССР от 10 сентября 1942г.) . В городах и поселках местными Советами вводится сбор с владельцев скота (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1942г.). Некоторые платежи в государственный бюджет были заменены или объединены с другими. Единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1942г.) - денежными суммами, взимавшимися специально уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов. Был отменен налог с наследств и дарений (за предоставление данного вида услуг взималась госпошлина). В 1943 г. был отменен сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства (этот сбор был объединен с подоходным налогом). В годы Великой Отечественной войны были широко распространены добровольные взносы - сборы средств населения в Фонд Обороны и Фонд Красной Армии .

За все годы Великой отечественной войны (1941-1945) в бюджет было мобилизовано 111,7 млрд. руб., при этом платежи от государственных и кооперативных предприятий составил 84,7 млрд. руб. .


5. Налоговая политика в 1945-1985 гг.


В послевоенный период (до 1953г.) налоговая система оставалась практически неизменной. В 1946г. был отменен военный налог. В связи с этим поступления от населения сократились примерно на 5,5% по сравнению с последним годом Великой отечественной войны. Несмотря на это, был установлен ряд налоговых льгот для воевавших в Отечественной войне. Был также увеличен необлагаемый минимум по подоходному налогу для некоторых категорий граждан.

С целью увеличения темпов развития колхозных хозяйств в 1953г., была проведена реформа сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственный налог представлял собой разновидность подоходного обложения, после реформы налог стал исчисляться по твердым ставкам с 0,01 га площади земельного участка. Плательщиками налога были хозяйства членов колхозов, а также хозяйства других граждан, которым выделены приусадебные земельные участки и наделы. В расчет принимались только пахотные земли, не занятые постройками, лесом, дорогами и так далее. Налог не взимался с земли меньше 50 кв.м. Для каждой союзной республики устанавливалась средняя ставка налога, а для автономных республик, краев и областей - предельные отклонения от средних ставок по республике (т.е. наибольшие и наименьшие ставки): по РСФСР средняя ставка составляла 85 коп., наименьшая - 30 коп., наибольшая - 1 руб. 40 коп. При определении ставок налога также учитывалось использование земельных участков под посевы отдельных сельскохозяйственных культур и наличие рынков сбыта. Также в 1953 году были снижены ставки по разовому сбору на колхозных рынках, от его уплаты были освобождены колхозы, колхозники и граждане, торгующие определенным видом продуктов .

В середине 60-х годов планировалась хозяйственная реформа, направленная на повышение прибыльности и эффективности работы предприятий. В сфере налогообложения важнейшими мероприятиями стали: изменения порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение налога на фонды, рентных платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов.

До 1966 года, платежи от прибыли в бюджет производились в виде отчислении от прибыли в размере ее свободного остатка сверх потребностей предприятия, но не менее 10%. В связи с реформой вместо них ввелись следующие платежи:

плата за производственные фонды и нормируемые оборотные средства;

фиксированные (рентные) платежи;

взнос свободного остатка прибыли;

Предприятия, не переведенные на новую систему планирования и экономического стимулирования, вносили в бюджет традиционные отчисления от прибыли. С проведением реформы, платежи из прибыли возросли с 30,9 млрд. рублей в 1965 году, до 70,6 млрд. рублей в 1976 году, а их удельный вес в доходах государства повысился с 30,2% до 30,4% .

Плата за фонды была введена в целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных фондов и оборотных средств. Плата вносилась в бюджет независимо от выполнения плана по прибыли, поэтому этот платеж был наиболее устойчивым источником доходов Госбюджета СССР. Но стимулирующее воздействие данного платежа было незначительным, так как сэкономленные на нем средства поступали в бюджет в виде свободного остатка прибыли. Свободный остаток прибыли, оставшийся после вычета за производственные фонды, рентных платежей, а также отчислений в фонды экономического стимулирования и покрытия плановых затрат, являлся обязательным платежом в бюджет государства.

Фиксированные (рентные) платежи представляли собой форму отчисления в доход государства части прибыли предприятий, получение которой было обусловлено благоприятными природными, технико-экономическими, транспортными условиями, благодаря которым уровень себестоимости продукции был ниже. В 1975 году, рентные платежи составили около 5% балансовой прибыли промышленности и примерно 8% платежей из прибыли в бюджет. Основную массу уплачивали предприятия нефтедобывающей (свыше 40%), легкой (свыше 25%) и газовой (свыше 20%) промышленности .

В 1965 году были внесены изменения в колхозное обложение. Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 году, был введен подоходный налог с колхозов, которым облагались сельскохозяйственные и рыболовецкие колхозы.

Подоходным налогом облагались:

чистый налог колхоза, полученный от сельскохозяйственного производства, оказания услуг и от подсобных предприятий и промыслов, за вычетом части дохода, соответствующей рентабельности хозяйства в 25%;

часть фонда оплаты труда колхозников в размере, превышающем необлагаемый минимум, определяемый исходя из установленного Правительством СССР необлагаемого среднемесячного заработка в сумме 70 рублей на одного, работающего в хозяйстве колхозника.

Чистый доход колхоза определялся как разность между выручкой от реализации продукции, оказания услуг и стоимостью продукции по государственным закупочным ценам, определенной к выдаче в порядке оплаты колхозников и лиц, привлеченных для работы в колхозе со стороны, и себестоимостью этой продукции и оказанных услуг. Смысл налога можно определить как форму изъятия части сверхнормативных денежных средств колхозов в государственный бюджет. Удельный вес налогов, взимаемых с колхозов, составлял в бюджете СССР от 1 до 1,5 % .

Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения, предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из 11общей суммы налога, поступающего в бюджет, 78% вносили промышленные предприятия и 22% оптово-сбыточные базы. Налог исчислялся в виде разницы по продаже товаров в розничных ценах и оборотом в оптовых ценах предприятий, по твердым ставкам .

Подоходный налог с населения, взимался с физических лиц (советских, иностранных граждан), имевших на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника доходов подразделялись на несколько групп.

Земельный налог был введен 1 июля 1981 года. Этот налог заменил ранее существовавшую земельную ренту. Налог взимался с предприятий и физических лиц по выделенным им земельным участкам. Исчисление налога производилось с квадратного метра земельной площади.

Налог с владельцев транспортных средств взимался с физических лиц и предприятий за принадлежавшие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки. Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности мотора в зависимости от вида транспортного средства и от значения местности, в которой проживает владелец.

Фискальная значимость подоходного обложения постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Ее заменила централизованная система нормирования оплаты труда, а через механизм отчислений от прибыли и из фонда оплаты труда осуществлялось практически доналоговое изъятие части заработной платы .


6. Реформы связанные с перестройкой (1985-1991 г.г)


В связи с перестройкой, начавшейся в 1985 г., система платежей в бюджет была подвергнута коренному реформированию. К основным мероприятиям налоговой реформы этого периода следует отнести установление платы за патент на право занятия индивидуальной и трудовой деятельностью и принятие Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»

Этот закон был призван усилить централизованное начало развития народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Предполагалось, что изменения, вносимые указанным законом, позволят реформировать заторов реформы, активное использование товарно-денежных отношений, финансово-кредитных рычагов, системы экономических стимулов могло быть осуществлено при сохранении централизованного планового руководства (с преобразованием его функции) народного хозяйства.

В последующие годы издается целый ряд актов законодательства по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в едином законодательном акте - Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт (впоследствии в связи с принятием Закона СССР от 26 марта 1991 г. «О таможенном тарифе» налог на экспорт и импорт был заменен на таможенные пошлины, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы).

Постоянные изменения вносятся в налоги, взимаемые с граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить на рассмотрение ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан. Этот этап был нацелен на переход к единым принципам налогообложения личных доходов граждан на основе полного учета их совокупной годовой суммы расходов на содержание детей, иждивенцев и иных социально оправданных расходов. .

Большое внимание правительство уделяло социальной защищённости малообеспеченных слоев населения: намечалась разработка научно обоснованного прожиточного минимума, определение системы льгот, а также установка необлагаемого налогом часть дохода. Предлагалось повышение необлагаемого минимума заработной платы с 70 до 90 руб., что для того времени было крупным шагом вперёд. Эта мера затрагивала интересы 35 млн. человек, которые получали дополнительно 2 млрд. руб. Необлагаемый минимум для военнослужащих устанавливался в 350 руб. Менялась прогрессия обложения, которая к 1990 г. с заработков, превышавших 100 руб., оставалась неизменной - 13%. При среднем заработке рабочих и служащих 240 руб. Взимание с заработков устанавливалось со следующими процентными ставками: 100 руб. - 2,4%; 120 руб. - 6%; с 750 руб. - 12,5%; с 1000 руб. - 13,62%; с 2000 руб. - 22,31%; с 3000 руб. - 34,8%; с 5000 руб. и более - 60%.

Налоговые льготы предоставлялись инвалидам I и II групп, она заключалась в том, чтобы снизить размер уплаты подоходного налога до 50%. Также полностью освобождались от уплаты подоходного налога участники Великой Отечественной войны .

Налоговое законодательство рассматриваемого периода было нацелено на развитие предпринимательской деятельности граждан, ее поддержку, что выразилось в установлении более низких ставок подоходного налога для этой категории налогоплательщиков в сравнении с другими. Так, максимальная ставка подоходного налога в РСФСР для них была установлена в размере 35%, тогда как для плательщиков налога с других видов доходов, в том числе с заработной платы рабочих и служащих, - в размере 50%.

Все это происходило в условиях обострявшейся кризисной экономической и политической ситуации в стране, несогласованности республиканскими и межнациональных отношений. Но правительство искало решение в стабилизации экономики и переходе к рыночным отношениям, об в деятельности союзных и республиканских органов власти, осложнившихся взаимоотношений союзной власти с этом нам свидетельствует постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 7 декабря 1990 г. «О мерах стабилизации экономики и пере. ходу к рыночным отношениям в РСФСР». Дальнейшие меры правительства заключались во внесении Верховным Советом СССР поправок к принятому им ранее, 23 апреля 1990 г. Закону «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Была упрощена шкала ставок налога и установлена в одинаковой пропорции для всех налогоплательщиков, понижен до 30%. Также в 1991 г. Указом Президента СССР вводится налог с продаж, вносимый юридическими лицами и взимавшийся в конечном итоге с потребителей через соответствующую надбавку к цене товара.

Среди мер, призванных преодолеть данные негативные явления, предполагалось использовать и систему налогообложения с внесением в нее значительных изменений (упразднить налог с оборота и налог с продаж и вместо них перейти к налогу на добавленную стоимость и акцизы, более полно использовать стимулирующие начала при взимании налога на прибыль, ввести особый - федеральный налог, включаемый в издержки производства, для формирования союзного (федерального) бюджета).

Реализация намеченных мер не состоялась в связи с распадом СССР. Прекращение существования Союза ССР констатировали руководители Белоруссии, России и Украины, подписавшие 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании СНГ .

Заключение


В данной работе было рассмотрено Налогообложение СССР в период от «военного коммунизма» до перестройки. Таким образом можно сделать следующие выводы, что налоговые реформы не всегда сопровождались успехом, налоговый гнет на население то усиливался, то ослаблялся. Множественность налогов и сборов и запутанная система их взимания нередко приводили к тому, что объекты налогообложения подвергались ему не один раз. Учитывая ошибки прошлых лет, руководство страны пыталось изменить налоговую систему в лучшую сторону путем отмены налогов и снижения их ставок, а иногда все происходило наоборот, то есть вводились новые налоги и увеличивались их ставки. Перед верхними эшелонами власти даже стоял вопрос отмены налоговой системы как таковой.

Еще можно отметить тот немаловажный факт, что изучение всей истории налогообложения, а не только периода существования СССР, очень актуально во все времена. Это позволяет на основе достижений и просчетов предыдущих периодов, их анализа и учета создавать более совершенные налоговые системы, которые будут эффективно работать в конкретный период времени. После распада СССР образовавшемуся государству - Российской Федерации - пришлось разрабатывать новую налоговую систему именно с ориентацией на существовавшие ранее налоговые системы.

Список литературы


1.Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.: Юристъ, 2001г. - 431 с.

2.Ушанк Н.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. - М: КНОРУС 2009. - 336 с.

Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX - XX вв.: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. -416 с.

Романовский М. В., Врублевская О. В. Налоги и налогообложение. - СПБ: Питер, 2000. - 528 с.

Майбуров И. А. Теория и история налогообложения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

Румянцев. А.М. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. -М.: Советская энциклопедия. 1979г.т.3 - 625с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В середине 1960-х гг. в СССР была сделана попытка проведения коренной хозяйственной реформы, целью которой было повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Важнейшим документом, определившим цели и задачи хозяйственной реформы, было постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства" от 4 октября 1965 г.

В сфере налогообложения указанное постановление предполагало следующие важнейшие изменения :

  • изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий;
  • введение платы за фонды;
  • введение фиксированных (рентных) платежей;
  • реформирование подоходного обложения колхозов.

При этом в 1960-е гг. фактически неизменной осталась система взимания налога с оборота.

Плата за фонды (плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства) была введена с 1966 г. и представляла собой форму распределения прибыли. Нормативы платы за фонды устанавливались на длительный период. В промышленности ставка равнялась 6%, однако в отраслях с низким уровнем рентабельности она составляла 3%, а в высокорентабельных отраслях (табачная, развесочная и ряд других) доходила до 10%.

Фиксированные (рентные ) платежи были введены с 1967 г. и представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли предприятий, не зависящей от деятельности коллектива. Применение фиксированных рентных платежей позволяло выравнивать рентабельность предприятий в пределах отраслей. Размеры платежей в твердых ценах, в процентах к стоимости реализованной продукции устанавливались и пересматривались Государственным комитетом по ценам для каждого плательщика на ряд лет. При этом предприятиям обеспечивалась рентабельность не ниже среднеотраслевой.

В 1976 г. плата за фонды в промышленности составляла 23% полученной прибыли, а рентные платежи – 5% балансовой прибыли предприятий . Рентные платежи давали в 1975 г. около 8% платежей от прибыли в бюджет. При этом 2/3 рентных платежей поступало от добывающих отраслей промышленности.

Подоходный налог с колхозов, установленный указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г., взимался с чистого дохода и части фонды оплаты труда колхозников, превышающей необлагаемый минимум.

Колхозы уплачивали подоходный налог с облагаемого чистого дохода за каждый процент рентабельности, превышающий 25%, по прогрессивным ставкам от 0,1 до 0,5%.

Налоги, вносимые колхозами и кооперативными организациями по сравнению с платежами, поступающими от государственных предприятий, составляли незначительную часть от 1,1 до 1,5% всех доходов бюджета .

Главным достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансовых ресурсов. Платежи из прибыли возросли с 30,9 млрд руб. в 1965 г. до 70,6 млрд руб. в 1976 г., а их удельный вес в доходах повысился с 30,2 до 30,4 .

Доля налога с оборота в структуре бюджета сократилась с 40,7% в 1960 г. до 30,4% в 1975 г. Наибольшие поступления по налогу с оборота давали отрасли пищевой и легкой промышленности.

В рассматриваемый период (1965–1985 гг.), несмотря на уменьшение относительного вклада налога с оборота в бюджет страны, абсолютные его поступления постоянно росли с 31,3 млрд руб. в 1961 г. до 74,6 млрд руб. в 1977 г. .

В 1975–1980 гг. была продолжена работа по совершенствованию налога с оборота, который играл важную роль в укреплении хозяйственного расчета, так как позволял регулировать уровень рентабельности.

В табл. 7.3 приведена динамика доходов государственного бюджета СССР в 1960-1985 гг. .

Таблица 7.3

Структура доходов государственного бюджета СССР в 1960–1985 гг. по основным разделам, %

Как видно из приведенных данных, доходы от социалистических предприятий продолжали быть основой бюджета СССР, составляя более 90% его доходов.

В первой половине 1970-х гг. возобновился курс на снижение налогов с заработной платы рабочих и служащих, приостановленный в 1962 г. С января 1973 г. Указом Президиума ВС СССР было отменено взимание подоходного налога и налога с холостяков, получающих заработную плату менее 70 руб. в месяц, а также снижались ставки налога с заработной платы от 71 до 90 руб. Налоги с населения и далее постепенно снижались и составляли около 8–9% всех доходов бюджета страны в 1980–1985 гг.

В табл. 7.4 приведена структура поступлений налогов с населения в 1980-1985 гг. .

Таблица 7.4

Структура налогов с населения в СССР в 1980–1985 гг., (в млрд руб. и в % к общей сумме доходов)

Поступления от подоходного налога и налога на холостяков в 1985 г. составили 29,4 млрд руб. или 7,4% всех доходов бюджета страны (в сравнении с 8,5% в 1960 г.).

В 1970–1980-е гг. существенно возросли взносы предприятий по социальному страхованию, что объяснялось ростом внимания государства к развитию социальной сферы: социального обеспечения, медицины и здравоохранения. В 1985 г. эти взносы составили почти 30% всех доходов бюджета. Для сравнения: взносы предприятий по социальному страхованию в 1945 г. составляли всего 3,3% всех поступлений в бюджет , а в 2012 г. в Российской Федерации поступления от социальных взносов в консолидированный бюджет составляли 19,5%.



Похожие публикации