Отражение расходов будущих периодов в учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения. Новости компании Счет 401.10 в казенном учреждении

В составе расходов будущих периодов (РБП) учитывают затраты, которые начислены в текущем, но относятся к будущим отчетным периодам. Данные расходы списывают постепенно в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Конкретного перечня таких расходов законодательство не содержит. Их примерный и открытый перечень дан в пункте 302 Инструкции. Так, к РБП могут относиться затраты:

По подготовительным к производству работам в связи с их сезонным характером;

По освоению новых производств, установок и агрегатов;

По рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий;

По добровольному страхованию (пенсионному обеспечению) сотрудников учреждения;

По приобретению неисключительного права пользования нематериальным активом в течение нескольких отчетных периодов;

По неравномерно производимому в течение года ремонту основных средств;

По иным аналогичным расходам.

Бухгалтеру нужно четко разделять расходы будущих периодов и суммы выданных авансов. Так, РБП - это расходы, которые уже понесены учреждением. Поэтому, например, те или иные контрагенты, которым данные расходы оплачены, не несут перед учреждением каких-либо обязательств. Так, что к «иным аналогичным расходам» можно отнести и затраты на сертификацию или лицензирование. В то же время затраты на подписку на периодические печатные издания расходами будущих периодов не признаются. При оплате таких затрат у издателя остается обязанность регулярно предоставлять компании экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Поэтому суммы, перечисленные издателю, отражают не как РБП, а как выданные авансы.

Сумму расходов будущих периодов отражают по дебету счета 0 401 50 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим аналитическим счетам). Обратите внимание: сумму РБП, учтенную по счету 0 401 50 000, отражают в строке 625 баланса учреждения со знаком «минус».

Если данные расходы понесены в рамках деятельности организации, не облагаемой НДС, то сумму «входного» налога по ним учитывают в составе этих затрат. Если РБП понесены в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, то налог принимают к вычету в общем порядке (то есть после их отражения в учете при условии, что данные затраты нужны для деятельности, облагаемой налогом, и при наличии счета-фактуры поставщика).

Сумму РБП в зависимости от их вида включают в состав текущих расходов учреждения (счета 0 109 60 000, 0 109 70 000 ... 0 401 20 000). Списание РБП на счета по учету текущих затрат происходит постепенно. При этом учреждение вправе самостоятельно определять, каким способом это будет осуществляться. Инструкция предлагает 2 варианта:

Равномерно в течение срока, к которому они относятся;

Пропорционально объему выпущенной продукции.

Перечень этих способов открыт. Учреждение вправе установить и другой экономически обоснованный вариант. Конкретный способ закрепляют в качестве элемента учетной политики организации.

Первый вариант самый простой. Поэтому его использует большинство учреждений. Для того чтобы его применять, нужно определить период, к которому РБП относятся. Например, при лицензировании это срок действия лицензии, при покупке неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности - срок, на который такие права были предоставлены. Подобный срок определяют на основании документов, которыми РБП были оформлены.

Пример

В конце декабря текущего года за счет субсидии на выполнение государственного задания учреждение приобрело неисключительные права на нематериальный актив (программу для ЭВМ). Стоимость прав - 276 120 руб. (НДС не облагается), срок предоставления - 18 месяцев. Для приобретения прав учреждение воспользовалось инфор мационно-консультационными услугами сторонней организации. На них было потрачено 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.). Программа используется в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Согласно учетной политике учреждения РБП списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не при водится.

Операции по приобретению неисключительных прав на программу для ЭВМ будут отражены записями:

– 276 120 руб. - отражены стоимость неисключительных прав и перед правообладателем;

– 276 120 руб. - оплачена стоимость неисключительных прав с лицевого счета учреждения в казначействе;

– 276 120 руб. - учтена стоимость неисключительных прав увеличением забалансового счета ;

Дебет 4 401 50 226 Кредит 4 302 26 730

– 17 700 руб. - отражены стоимость информационно-консультационных услуг, связанных с приобретением неисключительных прав, и кредиторская задолженность перед исполнителем (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 17 700 руб. - оплачена стоимость информационно-консультационных услуг, связанных с приобретением неисключительных прав с лицевого счета учреждения в казначействе.

Общая сумма расходов будущих периодов составила:

276 120 + 17 700 = 293 820 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус») баланса учреждения.

Указанные расходы будут включаться в текущие затраты учреждения в течение 18 месяцев (срока, на который предоставлены исключительные права). Соответственно, ежемесячно учреждению нужно списывать:

293 820 руб. : 18 мес. = 16 323,33 руб.

Списание РБП ежемесячно отражают записью:

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 401 50 226

– 16 323,33 руб. - списана сумма РБП, приходящихся на один месяц.

За 12 мес. отчетного года в состав текущих затрат учреждения будет включена сумма РБП в размере:

16 323,33 руб. × 12 мес. = 195 879,96 руб.

Сумма РБП, не списанная на конец года, составит:

293 820 – 195 879,96 = 97 940,04 руб.

Если из документов, которыми оформлены РБП, установить срок, в течение которого они должны быть списаны, невозможно, учреждение вправе определить его самостоятельно. Его утверждают приказом руководителя организации. При этом могут учитываться те или иные нормы гражданского законодательства. Например, в отношении неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности обычно он определяется в 5 лет.

Мнение специалиста

Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, должны отражаться в бухгалтерском учете учреждения (лицензиата) в качестве расходов будущих периодов (списываться в дебет счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов»).

Последующее отнесение данных сумм в дебет счетов 0 401 20 000, 0 109 00 000 должно осуществляться в течение срока действия договора в порядке, установленном учетной политикой (например ежемесячно в равных суммах). В том случае, когда лицензионным договором (соглашением) не предусмотрен конкретный срок использования учреждением программного продукта, учреждение самостоятельно устанавливает этот срок, руководствуясь при этом положениями гражданского законодательства (такие рекомендации, в частности, даны Минфином России для целей учета расходов при налогообложении прибыли в письмах от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 № 03-03-06/2/88). В частности, в соответствии с п. 4 ст. 1235 ГК РФ срок, на который заключается , не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

А. Семенюк , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

В. Пименов , рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет суммы РБП, подлежащей списанию, можно вести исходя из количества не месяцев, а дней, в течение которых они должны быть списаны. Подобный порядок расчета является более точным. Однако бухгалтерское законодательство такого требования не содержит. Поэтому бухгалтер вправе установить более удобный для себя способ (подневный или помесячный) и закрепить его в качестве элемента учетной политики.

Второй вариант, как правило, используют крупные промышленные или сельскохозяйственные организации. Он предусматривает, что РБП списывают пропорционально выработке той продукции, для выпуска которой данные затраты были понесены. Например, по горно-подготовительным работам это предполагаемые объемы горных выработок, по подготовительным работам, связанным с сезонным выпуском продукции, - предполагаемый объем ее выпуска.

Отметим, что в составе РБП может учитываться тех или иных работников учреждения. При этом План счетов не предусматривает отражения как РБП взносов по обязательному социальному страхованию, которые с нее начислены. В связи с этим, по нашему мнению, сумма взносов может быть единовременно учтена в составе текущих расходов учреждения.

Пример

Учреждение занято производством продукции сельскохозяйственного назначения. В I квартале за счет приносящей доход деятельности в процессе подготовки к процессу выращивания и производства сельскохозяйственного сырья было израсходовано 1 163 635 руб. (без НДС), в том числе:

748 800 руб. - заработная плата работников, занятых в подготовке;

227 635 руб. - взносы на обязательное соцстрахование, начисленные с заработной платы работников, занятых в подготовке;

187 200 руб. - расходы на оплату услуг сторонних организаций.

Согласно учетной политике учреждения РБП списываются пропорционально объему выпущенной продукции.

При отражении данных расходов в учете учреждения сделаны записи:

Дебет 2 401 50 211 Кредит 2 302 11 730

– 748 800 руб. - отражены в составе РБП заработная плата работников, занятых подготовкой к производству, и задолженность перед ними;

Дебет 2 109 60 213 (2 109 70 213 ...) Кредит 2 303 02 730 (2 303 06 730 ...)

– 227 635 руб. - начислены взносы по обязательному социальному страхованию;

Дебет 2 401 50 226 Кредит 2 302 26 730

– 17 700 руб. - отражены в составе РБП стоимость услуг, связанных с подготовкой к производству, и кредиторская задолженность перед подрядчиками.

Предположим, учреждение планирует выпустить 40 000 т сырья. В течение года его фактический выпуск составил:

Во II кв. - 15 000 т;

В Ill кв. - 20 000 т;

В IV кв. - 2 000 т.

Сумма РБП, которая подлежит списанию в части заработной платы работников учреж дения, составит:

Во II кв.:

(15 000 т: 40 000 т) × 748 800 руб. = 280 800 руб.;

(20 000 т: 40 000 т) × 748 800 руб. = 374 400 руб.;

(2000 т: 40 000 т) × 748 800 руб. = 37 440 руб.

Сумма РБП, которая подлежит списанию в оплату услуг сторонних организаций, составит:

Во II кв.:

(15 000 т: 40 000 т) × 187 200 руб. = 70 200 руб.;

(20 000 т: 40 000 т) × 187 200 руб. = 93 600 руб.;

(2000 т: 40 000 т) × 187 200 руб. = 9360 руб.

Операции по списанию РБП будут отражены в учете учреждения записями:

– 280 800 руб. - списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на II квартал;

– 70 200 руб. - списана сумма РБП в оплаты услуг сторонних организаций, приходящихся на II квартал;

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 ...) Кредит 2 401 50 221

– 374 400 руб. - списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на III квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 ...) Кредит 2 401 50 226

– 93 600 руб. - списана сумма РБП в оплату услуг сторонних организаций, приходящихся на III квартал;

Дебет 2 109 60 211 (2 109 70 211 ...) Кредит 2 401 50 221

– 37 440 руб. - списана сумма РБП в части заработной платы, приходящихся на IV квартал;

Дебет 2 109 60 226 (2 109 70 226 ...) Кредит 2 401 50 226

– 9360 руб. - списана сумма РБП в оплату услуг сторонних организаций, приходящихся на IV квартал;

Сумма РБП, которая не будет списана за отчетный год, составит:

748 800 + 187 200 – 280 800 – 70 200 – 374 400 – 93 600 – 37 440 – 9360 = 70 200 руб.

Эта сумма будет учтена в строке 620 и отражена по строке 625 (со знаком «минус») баланса учреждения на конец отчетного года.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений "
под редакцией В.Верещаки

10 октября

При ведении бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений бухгалтерам необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Счет 101 00 «Основные средства» - в настоящее время по дебету счета 101 00 подлежат учету все материальные объекты имущества в качестве основных средств:

  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг (используемые в эксплуатации );
  • для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения;
  • находящиеся в запасе учреждения на основании соответствующих организационно-распорядительных документов уполномоченного органа учредителя;
  • переданные на консервацию на срок более 3 месяцев на основании распоряжения руководства учреждения;
  • переведенные на восстановительные работы (реконструкция, модернизация, достройка и дооборудование) по распоряжению руководства учреждения (вышестоящего органа) на срок более 12 месяцев;
  • сданные в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление на основании соответствующих договоров и распоряжения руководителя учреждения (уполномоченного органа учредителя);
  • полученные в лизинг на основании договора лизинга, при условии передачи лизингового имущества на баланс лизингополучателя (учреждения).

Таким образом , по дебету счета 101 00 «Основные средства» учитываются все объекты основных средств учреждения, в определенное время и требующие расходы по их содержанию.

При помощи раздельного учета (открытие аналитического учета следующих порядков) следует обеспечить разделение объектов основных средств на категории: эксплуатируемые и неэксплуатируемые . Это связано с тем, что по категории «неэксплуатируемые объекты основных средств» расходов по их содержанию и эксплуатации в экономическом обосновании на стадии планирования не допускается. При этом также необходимо помнить, что категория «неэксплуатируемые объекты основных средств» должна подтверждаться оправдательными документами. В противном случае при отсутствии соответствующих документов органы финансового контроля вправе трактовать, как неэффективное использование в деятельности учреждения объектов основных средств.

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом  - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Министерство финансов Российской Федерации уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - т.е. изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений,
  • тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - т.е. вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы оформляются через уполномоченные органы учредителя по управлению имуществом бюджетной собственности (департамент, комитет, отдел и т.п.). На основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

Счет 103 00 «Непроизведенные активы» - в соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства).

Поскольку земельный налог, уплачиваемый всеми государственными и муниципальными учреждениями признается расходными обязательствами, обоснование которых покрывается для казенных учреждений за счет бюджетной сметы - лимитами бюджетных обязательств, для бюджетных и автономных учреждений за счет плана финансово-хозяйственной деятельности - субсидиями на иные цели, поэтому земельные участки в качестве актива учреждения должны подлежать учету по дебету счета 103 11 «Земля» по кадастровой стоимости. При этом в настоящее время в целях формирования достоверного годового отчета за 2014 год необходимо произвести следующую корректировку на бухгалтерском учете на основании оформленной Справки ф. 0504833:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в следующей корреспонденции:

* для казенных учреждений:

* для бюджетных и автономных учреждений:

  • поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:
  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля»:

* для казенных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

* для бюджетных и автономных учреждений в корреспонденции счетов:

Дебет 4 103 11 330 Кредит 4 210 06 660

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

По итогам 2014 года после сдачи годового отчета в целях ведения бухгалтерского учета всем государственным и муниципальным учреждениям следует уточнить :

  • если земельные участки разграничены, но не переданы на право оперативного управления учреждениям, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки разграничены, не переданы на право оперативного управления учреждениям, а переданы в аренду на основании договоров, то данные земельные участки должны учитываться на балансе уполномоченных органов учредителя (КУИ и т.п.) по счету 108 51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • если земельные участки находятся на основании Свидетельства на право безвозмездного пользования в казенных, бюджетных и автономных учреждениях, то они должны учитываться на балансе этих учреждений по счету 103 11 «Земля».

Счет 106 01 «Вложения в основные средства» уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. Счет 106 01 «Вложения в основные средства» учитывает расходы на капитальные вложения и является собирательно-калькуляционным счетом, который собирает все расходы, связанные с капитальными вложениями и формирует первоначальную (инвентарную) стоимость объекта основного средства для целей принятия к учету объекта в виде имущества на счет 101 00 «Основные средства». Таким образом , на счете 106 01 «Вложения в основные средства» объект имущества отсутствует, так как отсутствуют имущественные права на объект основного средства.

В настоящее время бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений . При этом финансирование капитальных вложений в объекты недвижимости основных средств осуществляется для бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на цели осуществления капитальных вложений (18 разряд код 6). В этом случае бюджетные и автономные учреждения исполняют функции заказчика.

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Объекты завершенного строительства могут быть переданы бюджетным и автономным учреждением, исполняющим функции заказчика в казну соответствующего бюджета, а затем данный объект может быть передан на право оперативного управления учреждениям по следующей схеме счетов бухгалтерского учета:

Бюджетное (автономное) учреждение - заказчик

счет 106 01

Комитет по управлению имуществом (казна)

счет 108 51

Казенное, бюджетное, автономное учреждение

счет 101 10

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Необходимо учитывать, что обязанность регистрации имущества существовало не всегда (Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действует с 1997 г.), поэтому не зарегистрированное имущество приобретенное учреждением до ввода в действие данного закона можно учитывать по счету 101 10 «Основные средства недвижимое имущество учреждения» без регистрации.

С 1 января 2014 года появилась новая форма субсидий - субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств. После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов.

Недопустимо производить реконструкцию зданий - объектов негосударственной собственности, находящихся в аренде бюджетных и автономных учреждений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений. При этом допускается реконструкция арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями, но при условии дальнейшего компенсирования арендодателем понесенных этими учреждениями расходов по реконструкции в одном отчетном периоде . Ремонт арендованных зданий бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий бюджета (код 225) возможен при условии, если это прописано в договоре.

Счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам» уточняется применение в бухгалтерском учете в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

Таким образом , при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с контрагентом совместно с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, банковская гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные, бюджетные и автономные учреждения желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанных с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» , который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами, т. е. дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» .

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим п. 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 20500 «Расчеты по доходам» учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов.

Таким образом , бюджетные и автономные учреждения при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) и ведении бухгалтерского учета в доходной части в рамках приносящей доход деятельности должны учитывать следующее:

  • приносящая доход деятельность - это деятельность, направленная на постоянное извлечение доходов, которые признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130, но возможно код 120), связанные с уставной деятельностью учреждения, являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов. Данные доходы должны утверждаться ПФХД учреждения (например, в образовательных учреждениях все доходы от оказания образовательных услуг, в медицинских учреждениях - доходы от оказания медицинских услуг и т.п.). Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные, с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, продажа активов, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т. п.) признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств, и их не следует учитывать при формировании ПФХД учреждения, так как они не являются объектом планирования. В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бухгалтерскому учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Счет 401 40 «Доходы будущих периодов» используется для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В настоящее время данный счет в соответствии с пунктом 301 новой редакции Инструкции № 157н применяется также в следующем порядке:

  • при отражении доходов по операциям реализации имущества казны, в случае если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • при отражении доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели;
  • при отражении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • при отражении доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • при отражении иных аналогичных доходов .

Таким образом , в настоящее время счет 401 40 «Доходы будущих периодов» необходимо использовать для отражения права на получение субсидии бюджета бюджетными и автономными учреждениями.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности. При этом под утвержденные в годовом объеме субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии в следующем порядке:

  • если заключено (подписано) Соглашение в текущем периоде (декабре месяце) под государственное (муниципальное) задание и объем финансового обеспечения (субсидии) следующего финансового года или в первых числах января текущего финансового года, то последним числом декабря отчетного года (2014 г.) произвести начисление субсидии (Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180 );
  • отразить остатки по состоянию на 1 января 2015 года по счетам 205 80 актива и 401 40 пассива в балансе (ф. 0504730).

Необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила, то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный финансовый результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие в силу законодательства Российской Федерации о при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • возникающие в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Таким образом , в пассиве баланса бюджетного и автономного учреждения раскрывается информация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов», а в активе баланса раскрывается информация счета 201 11 (21) «Денежные средства учреждения на лицевых счетах» как обеспечение денежными средствами.

Финансово-экономическое обоснование некоторых управленческих решений должно учитываться на стадии планирования деятельности учреждения через начисление на бухгалтерском учете в установленном порядке следующих резервов:

  • резерв предстоящих расходов и отложенных обязательств (например, под будущую процедуру реорганизации учреждения). В этом случае предусматриваются (прогнозируются) предстоящие расходы, связанные с процедурой реорганизации и обосновываются все социальные выплаты (пособия) на основе принятого решения учредителем. Таким образом, на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» оценивается процедура реорганизации учреждения и на момент принятия решения о реорганизации фиксируется риск;
  • резерв на оплату отпусков работникам учреждения с целью начисления оплаты очередного отпуска, а также будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников. Цель создания данного резерва: сумму по неиспользованным отпускам прошлых лет необходимо обосновывать и заявлять бюджету. В противном случае при увольнении работников учреждения компенсация за неиспользованный отпуск прошлых лет может значительно уменьшить фонд оплаты труда учреждения текущего периода. Таким образом , необходимо по состоянию на 1 января создавать фонд оплаты труда прошлых лет в виде резерва на оплату отпусков с целью начисления будущей компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников учреждения.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» резервируются суммы компенсирующих выплат за неиспользованный отпуск при увольнении работников, а также фиксируется право на ежегодный оплачиваемый отпуск в виде ежемесячного начисления резерва на отпуск на текущие расходы учреждения.

С целью создания резерва на оплату отпусков в обязательном порядке всеми учреждениями необходимо по состоянию на 1 января 2015 года исчислить объем компенсации за неиспользованные отпуска прошлых лет и среднюю заработную плату для отпусков 2015 года. Данная хозяйственная операция в бухгалтерском учете подлежит отражению на расходах учреждения следующем порядке:

Дебет 1 401 20 211, 213 - для казенных учреждений,

0 109 60(80) 211, 213 - для бюджетных и автономных учреждений

Кредит 0 401 60 211, 213

По состоянию на 1 января 2015 года в балансе бюджетных и автономных учреждений (ф. 0504730) необходимо показать кредитовое сальдо счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом , создание резерва на оплату отпусков, в том числе компенсации за неиспользованные отпуска - это необходимость фиксации рисков хозяйственной деятельности учреждений. При этом способ начисления резерва на оплату отпусков устанавливается самостоятельно учреждением в рамках принятой им учетной политики.

Использование резерва на оплату очередных отпусков и для начисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников в течение финансового года отражается в учете в следующем порядке:

Дебет 0 401 60 211, 213 Кредит 0 302 11 730, 0 303 02….730;

  • резерв на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах , так как обязательство по судебным искам к юридическим лицам должно создаваться (планироваться) не на момент его исполнения. В бухгалтерском учете данная операция отражается в следующем порядке:
  • начисление резерва:

Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 401 60 290

  • использование резерва:

Дебет 0 401 60 290 Кредит 0 302 91 730;

  • резерв на возмещение ущерба, причиненного физическому лицу , включая судебные издержки, государственную пошлину и т. п. Отражение в учете операции, связанной с данным резервом, производится аналогично по резерву на расходные обязательства по оспариваемым делам в судах;
  • резерв на расходы по утилизации имущества учреждения создается на момент приобретения имущества и используется, например, при ликвидации объектов основных средств, при захоронении материалов, потребленных в медицинских учреждениях и т.п.

При создании данного резерва возникает проблема в оценке резерва на утилизацию имущества, поэтому при необходимости данный резерв должен индексироваться и по окончании года корректироваться.

Операции, связанные с движением резерва по утилизации имущества учреждения отражаются на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • начисление резерва в момент приобретения имущества на первоначальную стоимость основного средства и материальных запасов:

Дебет 0 106 01 310, 0 105 01 340 Кредит 0 401 60 226

  • использование резерва на утилизацию имущества на момент его выбытия с учета:

Дебет 0 401 60 226 Кредит 0 302 26 730

  • по окончании финансового года произведена корректировка (индексация) в сторону увеличения резерва на утилизацию имущества:

Дебет 0 401 10 171 Кредит 0 401 60 226

При необходимости бюджетные и автономные учреждения в рамках формирования учетной политики могут создавать другие резервы (например, для компенсации по проезду в отпуск, для оплаты вознаграждений за служебные изобретения и т.д.).

Счет 502 00 «Принятые обязательства» в настоящее время данный счет применяется в целях учета учреждениями принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы и бюджетными (автономными) учреждениями принятых обязательств за счет ПФХД (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). В настоящее время принятие бюджетных (плановых) обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов). В связи с этим новая редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств, бюджетными и автономными учреждениями плановых обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т.е. до заключения договоров (контрактов) , связанными со сделками.

Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются отложенными обязательствами и подлежат отражению на бухгалтерском учете по счету 502 11 «Принятые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128, ф. 0503738).

Счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» в настоящее время должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета.

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета в следующем порядке:

  • для учета учреждениями сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам);
  • для учета сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных в установленном порядке;
  • для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).

Таким образом , счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» должен применяться при ведении бухгалтерского учета:

- бюджетными и автономными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 при отражении плановых назначений доходов (поступлений) в годовом объеме согласно утвержденному Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- казенными учреждениями по кредитовому обороту счета 504 10 должны отражаться прогнозные назначения по доходам бюджета.

Новой редакцией Инструкции № 157н уточняется применение в бухгалтерском учете учреждений следующих забалансовых счетов:

Счет 03 «Бланки строгой отчетности» может использоваться также в целях учета санаторно-курортных путевок. Подчеркивается также, что при определенных условиях бланки строгой отчетности могут разрабатываться и утверждаться в рамках формирования учетной политики учреждением самостоятельно.

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» - уточняется иной срок списания данной задолженности в случае ликвидации дебитора. Также на данном счете фиксируется задолженность перед бюджетом, установленная главным администратором доходов бюджета. В соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству РФ.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» - уточняется процедура списания запасных частей, учитываемых на данном счете. Новая редакция п. 349 Инструкции № 157н уточняет, что при выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.

В соответствии с новой редакцией п. 365, 367 Инструкции № 157н счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» должны открываться ко всем аналитическим счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в том числе к счетам 201 03 «Денежные средства учреждения в пути», 201 34 «Касса» .

При этом надо учитывать, что информация счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» раскрывает потребность в этих остатках денежных средств.

В соответствии с новой редакцией п. 381, 383 Инструкции № 157н счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» должны использоваться в бухгалтерском учете уполномоченных органов государственной власти, органов самоуправления (Комитет, отдел по управлению имуществом бюджетной собственности).

При отсутствии информации о стоимости данных объектов основных средств имущество подлежит учету в сумме арендных платежей.

Редакцией Инструкции № 157н введен новый забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» , который предназначен для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Введен новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» , который предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).

Таким образом , данный счет должен использоваться для отражения начисленных, но не полученных физическими лицами компенсаций и пособий Фонда социального страхования и социальной защиты.


Дебет 0.104.00.410, 0.401.10.172 Кредит 0.101.00.410 - отражена ликвидация основного средства.

Разукомплектация ОС:

Дебет 0.401.10.172 Кредит 0.101.00.410 - списано рзукомплектованное основное средство по первоначальной (балансовой) стоимости;

Дебет 0.104.00.410. Кредит 0.401.10.172 - списана амортизация по разукомплектованному основному средству.

Одновременно:

Дебет 0.101.00.310 Кредит 0.401.10.172 - приняты к учету новые объекты, полученные после разукомплектации (по сформированной стоимости);

Дебет 0.401.10.172 Кредит 0.104.00.410 - принята к учету сумма ранее начисленной амортизации

Основание: пункт 12 Инструкции №174н.

3.3.12 После завершения НИОКР спецоборудование, приобретенное в рамках выполнения работ, безвозмездно передается на баланс университета, если условиями договора не предусмотрено иное.

Дебет 0.101.00.310 Кредит 0.401.10.180 - отражены в составе ОС объекты, полученные по результатам НИОКР.

Одновременно за балансом отражается:


  • списание специального оборудования, не возвращенного заказчику, - уменьшение забалансового счета 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками»;

  • списание объектов, использованных при изготовлении различных экспериментальных устройств (например, установок, образцов машин и приборов, стендов для испытания), - уменьшение забалансового счета 13 «Экспериментальные устройства»
3.3.13 Учет вложений в нефинансовые активы, если объект приобрели (создали) за счет разных КФО:

Дебет 4.106.00.000 Кредит 4.304.06.730 - приняты к учету вложения в нефинансовые активы по КФО 4, если объект приобретают (создают) за счет разных источников финансового обеспечения;

Дебет 0.304.06.830 Кредит 0.106.00.000 - переданы вложения в нефинансовые активы в целях принятия объекта к учету по другому КФО, если он приобретается (создается) за счет разных источников финансового обеспечения.
3.4. Нематериальные активы

3.4.1. Принятие к учету нематериальных активов, изготовленных собственными силами, производится на основании выданного документа о патентах (свидетельства) и акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф.0504101), который сохраняется в электронном виде в программе «1С Предприятие 8, конфигурация Бухгалтерия государственного учреждения», акта приема патентов.

Формирование затрат на объекты интеллектуальной собственности осуществляется на основании акта о расходовании средств на уплату патентных пошлин.

3.4.2. Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным способом в соответствии со сроками полезного использования.

Основание: пункт 93 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4.3. Срок полезного использования нематериальных активов устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов (приложение №3) исходя из следующих сроков:

– в течение которого учреждению будут принадлежать исключительные права на объект. Этот срок указывается в охранных документах (патентах, свидетельствах и т. п.), или он следует из закона;

– в течение которого учреждение планирует использовать объект в своей деятельности.

Если по объекту нематериальных активов срок полезного использования определить невозможно, то в целях расчета амортизации он устанавливается

равным десяти годам.

Основание: статья 1335 Гражданского кодекса РФ, пункт 60 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4.4. Выбытие нематериальных активов осуществляется в случаях, перечисленных в п.65 Инструкции к Единому плану счетов № 157н., и одновременным списанием балансовой стоимости объекта с учетом накопленной амортизации на основании акта о списание объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф.0504104).
3.5. Непроизведенные активы

Земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (в т. ч. расположенные под объектами недвижимости), учитываются на счете 4.103.11.000 «Земля недвижимое имущество учреждения».

Дебет 4.103.110 Кредит 4.401.10.180 - принят к учету земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Основание для постановки на учет – свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учет ведется по кадастровой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Основание: пункты 23, 71, 78 Инструкции к Единому плану счетов №157н., пункт 20 Инструкции №174н.
3.6. Материальные запасы

3.6.1. К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Оценка материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. Единицей учета материальных запасов является номенклатурный номер.

Основание: пункты 99, 100, 101 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.6.2. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.6.3. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества определяется исходя из следующих факторов:


  • их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;

  • сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.
3.6.4. Списание мягкого инвентаря производится, согласно нормам, утвержденным внутренним распоряжением №108-р от 04.12.2008г. (Приложение №22).
3.7. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов

Безвозмездно полученные объекты нефинансовых активов, а также неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и инвентаризаций, принимаются к учету по их текущей оценочной стоимости, определенной на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Текущая оценочная стоимость определяется комиссией по поступлению и выбытию активов (приложение №3), исходя из текущих рыночных цен на аналогичные материальные ценности.

Основание: пункты 25, 31 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем. При возникновении затруднений при определении текущей оценочной стоимости комиссией стоимость определяется специализированной организацией (оценщиком) на основании договора (контракта).
3.8. Затраты (расходы) учреждения

3.8.1. Расходы подразделяются на прямые, накладные и общехозяйственные, с отражением на счетах:

0.109.61.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

0.109.71.000 «Накладные расходы»

0.109.81.000 «Общехозяйственные расходы»

Себестоимость услуги (работ, продукции) - это стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг, работ (производства продукции) трудовых ресурсов, сырья, материалов, энергии основных фондов и других затрат.

Себестоимость выполненных работ, оказания услуг и производства готовой продукции формируется за счет прямых, накладных и общехозяйственных расходов. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (выполнения работ, оказания услуг). Накладные, общехозяйственные расходы распределяются пропорционально прямым расходам и относятся ежемесячно на счет 0 10961 000 (по элементам КОСГУ) (Приложение №7).

Основание: пункты 134–136 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.8.2. Себестоимость, сформированная на счете 0.109.61.200, ежеквартально списывается на финансовый результат по доходам на счет 0.401.10.000

Отнесение общехозяйственных расходов в части не распределяемых на себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на финансовый результат текущего финансового года отражается на основании Бухгалтерской справки (ф.0504833) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040110100 "Доходы текущего финансового года" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010980200 "Общехозяйственные расходы учреждений"

Основание: пункты 67, 153 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.8.3 Расходы по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых является субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим объектам учета по дебету счета 440120200 "Расходы экономического субъекта" (440120223-440120226, 440120290)

Все остальные расходы, формирующие себестоимость услуги за счет данной субсидии, учитываются на счете 410900000 с классификацией на прямые, накладные и общехозяйственные расходы (Приложение №8).

3.8.4. Расходы, источником финансового обеспечения которых является субсидия на иные цели (пожертвования, гранты) относятся на финансовый результат текущего финансового года на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета по дебету счета 040120200 "Расходы экономического субъекта" (по элементам КОСГУ) (Приложение №8).

3.8.5. Расходы на выполнение работ по НИР и ОКР классифицируются на прямые и накладные. Накладные расходы для выполнения НИР и ОКР относят на счет 210971200 (по элементам КОСГУ), а затем распределяются пропорционально прямым расходам счет 210961200 (по соответствующим КОСГУ). Общий порядок норматива отчислений на организационно-техническое сопровождение для научно-технической, инновационной деятельности производится на основании решения Ученого совета или приказа ректора университета в размере, предусмотренном данными документами на каждый календарный год.

3.8.6. К готовой продукции относится издательско-полиграфическая продукция. Затраты на изготовление готовой продукции делятся на прямые, накладные и общехозяйственные расходы. Учет готовой продукции ведется по нормативно-плановой себестоимости на основании представленного ежемесячно отчета, утвержденного проректором. Реализация готовой продукции осуществляется по договорной стоимости. Списание реализованной продукции производится по нормативно-плановой себестоимости. Отклонение нормативно-плановой себестоимости от фактической себестоимости относится пропорционально выпущенной готовой продукции: по реализованной на сторону продукции на счет 240110130 «Доходы от оказания платных услуг», по готовой продукции для внутреннего потребления на увеличение (уменьшение) нереализованной продукции, учитываемой на счете 210537000 «Увеличение стоимости готовой продукции, работ, услуг» нереализованной продукции (Приложение №9).
3.9. Расчеты с подотчетными лицами

3.9.1. Денежные средства выдаются под отчет на основании заявления, согласованного с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем:


  • выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм сотрудникам производятся в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;

  • перечисления на зарплатную банковскую карту.
3.9.2. Выдача средств под отчет производится штатным сотрудникам, не имеющим задолженности за ранее полученные суммы, по которым наступил срок представления авансового отчета, на основании письменного заявления, содержащего назначение аванса и срок на который выдается аванс.

3.9.3. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет на хозяйственные расходы устанавливается в размере 10 000 (Десять тысяч) руб. На основании распоряжения руководителя в исключительных случаях сумма может быть увеличена, но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами в соответствии с указанием Банка России.

3.9.4. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней.

3.9.5. При направлении сотрудников учреждения в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в размере, установленном Порядком оформления служебных командировок (Приложение №10). Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный указанным Порядком, производится по фактическим расходам за счет средств от деятельности, приносящей доход, с разрешения руководителя учреждения (оформленного соответствующим приказом).

3.9.6. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

3.9.7. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:

В течение 10 календарных дней с момента получения;

В течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.

Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности (Приложение №11).

3.9.8. При удержании из зарплаты сотрудника не возвращенных в срок подотчетных сумм делаются проводки:

Дебет 0.302.ХХ.830 Кредит 0.304.03.730

Дебет 0.304.03.830 Кредит 0.304.03.830 - погашена задолженность подотчетного лица

Если зарплата удержана по КФО, отличному от того, на котором числится задолженность, то погашение задолженности отражается через счет 0.304.06.000 «Расчеты с прочими кредиторами»:

Дебет 4.302.ХХ.830 Кредит 4.304.06.730 - удержана из зарплаты сотрудника не возвращенная в срок подотчетная сумма

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.208.ХХ.660 - уменьшена дебиторская задолженность подотчетного лица при удержании из зарплаты, начисленной по другому КФО

Основание: пункты 106, 139-140 ,подпункт «б» пункта 3.91 Инструкции №174н

3.9.9. Расходы при направлении студентов для участия в мероприятиях (конкурс, конференция, фестиваль и т.п.), предусмотренных учебным планом, компенсируются Вузом. Оформляется приказ и направление студента, составляется смета. Возмещаются расходы на проезд, найм жилого помещения, суточные и прочие расходы. За счет средств субсидии на государственное задание возмещается:


  • расходы на проезд в плацкартном вагоне (включаю оплату постельных принадлежностей), а также другими видами транспорта (исключая самолет);

  • 50% от размера суточных, гарантированных действующими нормативно-правовыми актами, сотрудникам университета (50 руб. в сутки);

  • расходы на найм жилого помещения в размере не более 550 руб. в сутки.
Расходы сверх установленных норм компенсируются с разрешения ректора вуза за счет средств от приносящей доход деятельности.

Контроль за эффективностью и обоснованностью расходов возлагается на планово-финансовое управление.

3.9.10 При направлении в командировку группы сотрудников (студентов на мероприятия, предусмотренные учебным планом), когда аванс выдан одному из них, оформляется ведомость (Приложение №15).

3.10. Расчеты с дебиторами и кредиторами

3.10.1. Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов.

Дебиторская задолженность, признанная нереальной для взыскания в порядке, установленном законодательством РФ, списывается на финансовый результат на основании данных проведенной инвентаризации. Списанная с балансового учета задолженность отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» до момента:

Истечения срока, в который можно возобновить процедуру взыскания согласно законодательству РФ (в т. ч. изменения имущественного положения должника);

Погашения задолженности контрагентом: когда он внесет деньги или погасит долг другим способом, не противоречащим законодательству РФ. В этом случае задолженность нужно восстановить на балансовом учете.

Дебиторская задолженность списывается отдельно по каждому обязательству (дебитору).

Основание: пункты: 339, 340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, по которой срок исковой давности истек, списывается на финансовый результат на основании данных проведенной инвентаризации. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством РФ.

Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами».

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения (Приложение №4):

По истечении 5 лет отражения задолженности на забалансовом учете;

По завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

При наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.

Кредиторская задолженность списывается отдельно по каждому обязательству (кредитору).

Основание: пункты 371, 372 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.10.2. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц – получателей социальных выплат.

3.10.3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры

Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении являются важной частью бухгалтерского учета. В данной статье мы попробуем разобраться в правильном учете затрат на заработную плату в организациях, относящихся к бюджетным.

Нормативно-правовая база

Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении регулируются несколькими законодательными актами, в частности:

  • Единым планом счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н);
  • Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н).

Что относить к зарплате сотрудников согласно действующему законодательству, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ — вопросы и ответы» .

Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.

В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:

  • 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
  • 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
  • 610 — «Выбытие со счетов бюджета».

О том, как номер счета бюджетного учета увязан со значением КОСГУ, читайте .

Проводки по зарплате в бюджетном учреждении

На основании вышеприведенных нормативных документов составим основные проводки по заработной плате в учете бюджетной организации.

1. Начислена зарплата, отпускные, премия.

При этом затраты по заработной плате могут быть отнесены на несколько различных счетов бухгалтерского учета:

  • Дт 0 401 20 211 «Расходы по зарплате» Кт 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате»
  • Дт 0 109 61 211 «Затраты на зарплату в себестоимости готовой продукции» Кт 0 302 11 730
  • Дт 0 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по заработной плате» Кт 0 302 11 730
  • Дт 0 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг по зарплате» Кт 0 302 11 730

2. Начислен НДФЛ:

Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»

3. Отражено начисление по исполнительному листу:

Дт 0 30211 830 Кт 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по удержаниям из выплат по оплате труда»

4. Из кассы выплачена зарплата:

Дт 0 30211 830 Кт 0 20134 610 «Денежные средства кассы бюджетного учреждения»

5. Заработная плата перечислена на банковские карточки:

Дт 0 302 11 830 Кт 0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

6. Депонированы невыданные суммы:

Дт 0 30211 830 Кт 0 30402 730 «Увеличение кредиторской задолженности перед депонентами»

7. Начислены взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.

Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу сотрудников.

Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:

  • Кт 0 303 10 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на ОПС»;
  • Кт 0 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по взносам на обязательное соцстрахование»;
  • Кт 0 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»;
  • Кт 0 303 07 730 «Увеличение кредиторской задолженности на ОМС».

8. Выдана заработная плата подотчетному лицу, осуществляющему раздачу зарплаты, из кассы:

Дт 0 20811 560 «Расчеты с подотчетными лицами по зарплате» Кт 0 20134 610 «Денежные средства в кассе учреждения».

9. Получена зарплата сотрудником от раздающего лица:

Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 20811 660 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда».

Пример отражения в учете бюджетной организации начисления зарплаты

Рассмотрим проводки для начисления зарплаты в бухгалтерском учете предприятия на конкретном примере.

Пример

Должностной оклад работника больницы составляет 24 000 руб. Сотрудник не имеет детей, следовательно, у него отсутствует право на стандартный вычет.

Начислен доход за март 2018 года — 24 000 руб.

Проводки по отражению операций, связанных с начислением и выплатой зарплаты, будут такими:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата работнику

0 401 20 211

0 302 11 730

Начислен НДФЛ

0 302 11 830

0 303 01 730

3 120 (24 000 × 13%)

Выдана заработная плата из кассы

0 302 11 830

0 201 34 610

20 880 (24 000 - 3120)

Начислены страховые взносы в ПФР — 22%

0 401 20 213

0 303 10 730

5 280 (24 000 × 22%)

Начислены страховые взносы в ФСС — 2,9%

0 401 20 213

0 303 02 730

696 (24 000 × 2,9%)

Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев — 0,2%

0 401 20 213

0 303 06 730

48 (24 000 × 0,2%)

Начислены страховые взносы в ФФОМС — 5,1%

0 401 20 213

0 303 07 730

1 224 (24 000 × 5,1%)

Итоги

Применение действующих инструкций для бюджетных учреждений и кодов КОСГУ немаловажно для формирования проводок по заработной плате. Правильное отражение заработной платы на счетах бухгалтерского учета позволит без ошибок распределить движение государственных денежных средств по статьям расходов.



Похожие публикации