Действующие и принимаемые расходные обязательства. Понятие расходов бюджетов и порядок их формирования. Классификация расходов бюджетов. Расходные обязательства и порядок их разграничения между бюджетами Расходные обязательства государства

Бюджет служит источником денежных средств для обеспечения оплаты расходных обязательств соответствующего публично-правового образования.

То есть расходное обязательство – это обязанность выплатить деньги из бюджета на определенные цели или за определенные услуги.

Основные виды расходных обязательств:

Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации)

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом , подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации , за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Гражданско-правовые обязательства – это расходные обязательства перед физическим, юридическим лицом, другим публично-правовым образованием, субъектом международного права, размер или порядок расчета которых указан в договоре (например, трудовом), государственном (муниципальном) контракте. Эти обязательства закреплены законами и положениями в виде полномочий и функций органов власти (казенных учреждений), однако объем обязательств этими законами и положениями не определен. Объем устанавливается через заключение государственных (муниципальных) контрактов и трудовых соглашений. Требования к объему, качеству, условиям, порядку и результату оказания услуг формулируются в государственном (муниципальном) задании. Для этого вида обязательств предварительно нужно определить возможности (лимиты) их принятия и исполнения, т.е. они могут и должны быть лимитированы бюджетной сметой.



К гражданско-правовым обязательствам относятся также все затраты, которые производятся для того, чтобы обеспечить предоставление государственных услуг. Например, ремонт, зарплата учителя. Ее, размер указан в трудовом договоре, а не в НПА.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), казенными учреждениями, иными юридическими лицами (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

ЭТАПЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ (В ЧАСТИ ВЫПЛАТ)

Любое расходное обязательство имеет несколько «жизненных» этапов. Эти этапы, согласно Бюджетному кодексу, считаются этапами исполнения бюджета по расходам.

Этапы исполнения бюджета по расходам (в части выплат) (статья 219 БК РФ «Исполнение бюджетов по расходам) :

o Принятие бюджетных обязательств;

o Подтверждение денежных обязательств;

o Санкционирование оплаты денежных обязательств;

o Подтверждение исполнения денежных обязательств.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Выплаты по расходным обязательствам запланированы в законе (решении) о бюджете. Расходное обязательство становится бюджетным с первого января, когда вступает в силу закон о бюджете.

1. Принятие бюджетных обязательств:

  • Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (за исключением публичных нормативных обязательств) в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств –гражданско-правовые обязательства ;
  • Получатель принимает бюджетные обязательства по исполнению публичных нормативных обязательств после предусмотрения в законе (решении) о бюджете, ином правовом акте, соглашении бюджетных ассигнований на исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Т.е. расходное обязательство превращается в принятое бюджетное обязательство после того, как в законе (решении) о бюджете, сводной бюджетной росписи предусматриваются средства для его исполнения, а также при заключении получателем бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой. «Момент превращения» зависит от вида расходного обязательства.

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»).

2. Подтверждение денежных обязательств - составление платежных и иных документов (документы исполнения: счет-фактура и пр.), необходимых для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, составление платежных документов.

Т.е. бюджетное обязательство переходит в денежное после того, как получатель бюджетных средств подтвердит свою обязанность уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства, в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки (подпишет документы исполнения) или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Например, составит платежное поручение на оплату услуг.

3. Санкционирование оплаты денежных обязательств. Составленные п/п должны быть проверены на соответствие плановым показателям, на наличие денег на счетах, на правомерность сделки. После всех этих проверок платежки могут быть санкционированы к оплате, то есть одобрены финансовым органом или Федеральным казначейством (в зависимости от того, кто выполняет полномочия по санкционированию). Санкционирование – это просто разрешительная подпись, которая разрешает дальнейшее движение документа.

  • Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств;
  • Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (т.е. без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, т.к. бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона).

Санкционированные к оплате платежные документы отправляются в банк. На основании этих документов банк списывает деньги с единого счета бюджета на расчетный счет получателя.

4. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Рис.3.1. Процедура исполнения бюджета по расходам в разрезе основных видов расходных обязательств

Выплаты из бюджета совершаются не только в рамках расходов бюджетов, но и в рамках выплат по кредитам и другим привлеченным источникам.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (в части выплат из бюджета) осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Санкционирование оплаты денежных обязательств подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (Статья 219.2. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета) .

  • 7. Финансово-правовая норма: понятие, содержание, структура, виды, особенности.
  • 8. Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности.
  • 9. Субъекты финансового права.
  • 10. Финансовый контроль в Российской Федерации: понятие, виды, методы.
  • 11. Аудит как разновидность финансового контроля.
  • 12 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
  • 13 Аудиторская проверка: разновидности, порядок проведения.
  • 14 Правовой статус Центрального банка Российской Федерации как субъекта финансовой деятельности.
  • 15 . Правовое положение Министерства финансов Российской Федерации как субъекта финансовой деятельности.
  • 16 Правовое положение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как субъекта финансовой деятельности
  • 17 . Правовое положение Федерального казначейства.
  • 18 . Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
  • 19. Правовой статус Правительства Российской Федерации, как субъекта финансовой деятельности
  • 20 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере финансовой деятельности.
  • 23. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Принципы построения и функционирования бюджетной системы.
  • 24. Понятие и принципы бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса (общая характеристика).
  • 25. Общая характеристика стадии составления проекта федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса.
  • 26. Общая характеристика стадии утверждения проекта федерального бюджета и принятия закона о федеральном бюджете как составляющей части бюджетного процесса.
  • 27. Общая характеристика стадии исполнения федерального бюджета и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса
  • 28. Бюджетная классификация: понятие, содержание, значение.
  • 29. Общая характеристика Бюджетного кодекса Российской Федерации: структура, содержание.
  • 30. Понятие и виды доходов бюджета.
  • 1. По уровню бюджетной системы:
  • 31. Порядок осуществления расходов бюджета. Расходные и бюджетные обязательства.
  • 32 Вопрос Общая характеристика межбюджетных отношений в Российской Федерации. Межбюджетные трансферты
  • 33 Вопрос Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  • 37 Вопрос Сметно-бюджетное финансирование
  • 38 Вопрос. Налоги как экономическая категория. Понятие, сущность и функции налогов.
  • Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
  • Вопрос 40.Общая характеристика Налогового Кодекса Российской Федерации.
  • Вопрос 41.Налоговое право и налоговые правоотношения.
  • Вопрос42.Субъекты налогового права.
  • 54. Гос. И муниципальный долг. Субъекты управления гос. И муниципальным долгом
  • 55. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
  • 56. Понятие и содержание валютного регулирования
  • 57. Правила ведения валютных операций.
  • 58. Ответственность за нарушения валютного законодательства.
  • 31. Порядок осуществления расходов бюджета. Расходные и бюджетные обязательства.

    В структуре бюджетов бюджетной системы Российской Феде рации расходы занимают большую часть, чем доходы, поскольку выполнение многообразных задач и функций государства и местного самоуправления осуществляется в первую очередь посредством расходования денежных средств. Бюджетным кодексом Российской Федерации регламентируются общие положения о расходах бюджетов, которые включают основы формирования рас ходов бюджетов, виды бюджетных ассигнований, условия предоставления бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций, порядок создания резервных фондов и др., а также конкретизируются расходные обязательства федерального, региональных и местных бюджетов. Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

    Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

    1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения; 2) заключения Российской Федерацией или от имени РФ договоров (соглашений); 3) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета(внебюджетных фондов)

    Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в случае:

    принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений);

    Возникновение расходных обязательств муниципального образования происходит на основании:

    1) принятия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений законов и иных нормативных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

    Бюджетные обяз-ва

    Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего о его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

    Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

    Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

    Состав бюджетных ассигнований:

    1. Оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе оплата государственных (муниципальных) контрактов для государственных (муниципальных) нужд.

    2.Социальное обеспечение населения.

    Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения – это ассигнования на социальные выплаты гражданам, либо приобретение им товаров, работ, услуг в целях социальной поддержки.

    3. Предоставление субсидий юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг (здесь не учитываются субсидии государственным, муниципальным учреждениям).

    4. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

    5. Предоставление межбюджетных трансфертов.

    6. Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права.

    7. Обслуживание государственного (муниципального) долга.

    8. Исполнение судебных актов по искам и РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов, либо их должностных лиц.

    "

    Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий, исполнение которых должно происходить в очередном финн. году за счет средств соответствующих бюджетов.

    Бюдж. Расходы в зависимости от эк-го содержания делятся на 2 вида :1)Капитальные -бюдж.расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность гос-ва и муниципал. образований. В их состав входят:а) расходы, в результате которых создается или увеличивается гос-ное или муницип-ное имущество. Б)инвестиции гос-ва в действующие или вновь создаваемые юр.лица.в)бюджетные кредиты юр.лицам, предназначенные на инвестиционные цели.г)расходы на проведение капитального ремонта. 2)Текущие расходы – это бюджетные расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов гос.власти, органов местного самоуправления, бюджетных учереждений, оказание гос.поддержки др.бюджетам и отдельным отраслям эк-ки в форме дотаций, субсидий и субвенций.

    Формы бюджетных расходов:

    1.ассигнования на содержание бюджетных учреждений.

    Бюдж.учереждения имеют право расходовать ср-ва только на: оплату труда работников; перечисление страх.взносов в гос. Внебюджет.фонды;трансферты населению; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплату ТРУ по заключенным гос-х Или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами без заключения гос-х Или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных ср-в бюджет.учереждениями на иные цели не допускается.

    2.средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам. Все закупки ТРУ на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляется исключительно на основе гос-ных или муниц-ных контрактов. Гос-ный и муниципал-ный контракт-это договор, заключенный органом гос-ной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждениям с физ. И юр. Лицами в целях обеспечения гос-ных и муниципальных нужд. Данные контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении условий контракта. Гос-ный или муниципальный заказ-это совокупность заключенных гос. или муниципальных контрактов ан поставку товаров, пр-во работ, оказание услуг за счет ср-в соответствующего бюджета.Бюдж.учереждения, органы гос.власти и местного самоуправления, осуществляющие закупки ТРУ на сумму свыше 2000 МРОТ за 1 контракт, ведут реестры закупок, в которых д.б. указано: наименоване закупаемых ТРУ, наименование и местонахождение поставщиков, цена и дата закупки.

    3.трансферты населению- это бюджет.расходы по финансированию обязательных выплат анселению (пенсий, стипендий, пособий и т.д.)

    4.бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства); 2 вида: А)бюджет.кредиты юр.лицам, не явл-ся гос-ным или муниципальным унитарными пред-ями.Б)Бюджет.кредиты гос-ными и муниц-ными унитарными предприятиями. Ср-ва от возврата бюджет.кредитов отражаются в составе расходов бюджетов со знаком минус.

    5.субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; Субвенции – это бюджетные ср-ва, предоставляемые бюджету др.уровня или юр.лицу на безвоздмездной основе и безвозвратной основе на осуществление определенных целей. Субсидия – это бюдж.ср-ва, предоставляемые бюджету др.уровня, физ. Или юр.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В случае нецелевого использования субсидий и субвенций, а также в случае их неиспользования в установленные сроки они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

    6.инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц. Предоставление бюджетных инвестиций юр.лицам, не являющимся гос. И муниц-ми унитарными пред-ми, возможно только при 2 условиях: А)При возникновении права гос. Или муниц-ной собственности на эквивалентную часть УК этих лиц и оформлении участия гос-ва и муниципальных образований в УК этих орг-ций. Б) При наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта и проектно-сметной документации.

    7.бюджетные ассигнования: А)на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством; Б) осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; В) компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    8.Межбюджетные трансферты;

    9.кредиты иностранным государствам;

    10.средства на обслуживание долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

    11. Кредиты и займы внутри страны за счет гос-ных внешних заимствований.

    В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание разервных фондов органов исполнительной власти и местного самоупраления. Запрещается создание резервных фондов законодательных органов власти. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 % утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

    Средства направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и др. чрезвычайных ситуаций

    Резервный фонд Президента РФ:не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета; не допускается использование на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.

    Бюджетный кредит

    Бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства); 2 вида: А)бюджет.кредиты юр.лицам, не явл-ся гос-ным или муниципальным унитарными пред-ями.Б)Бюджет.кредиты гос-ными и муниц-ными унитарными предприятиями. Ср-ва от возврата бюджет.кредитов отражаются в составе расходов бюджетов со знаком минус. Отличие 2 видов кредитов:

    Характеристика:

    Обеспечение исполнения кредита . А: Предоставляются только при условии обеспечения в виде банковских гарантий, поручительства или залога имущества в размере на менее 100 % предоставляемого кредита. Б: Обеспечения исполнения кредита не требуется

    Возмездность кредита. А: Только на возмездных условиях, Б: Предоставляются как %-ные ставки, так и бес%-ные кредиты

    Предварительная проверка финн.состояния . А: Только после предварительной проверки фин.состояния. Б: Не производится проверка фин.состояния

    Порядок утверждения бюджетных кредитов . А: При утверждении бюджета на очередной фин.год указывают цели, на которые м.б. предоставлен бюджетный кредит, условия, порядок и лимиты их предоставления. Б: При утверждении бюджета на очередной фин.год указываются условия и лимиты предоставления бюджетного кредита

    Отчетность. А: К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Б: Получатели бюджетного кредиты обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет


    Похожая информация.


    Целью и задачами работы является изучение расходов бюджетов в свете последних изменений законодательства Понятие и формы расходов бюджета Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов. Категорию расходы бюджета можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном экономическом и юридическом. В материальном аспекте расходы бюджета определяются БК РФ как выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Расходы бюджетов

    Введение

    Развитие рыночных отношений обусловливает стремительное развитие финансово-правовых механизмов управления обществом.

    Финансы обеспечивают прозрачность деятельности государства, дают возможность осуществлять слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе 1 . Финансы пронизывают все стороны государственной деятельности, позволяют сохранять федеративную форму государственного устройства.

    Используя финансово-правовые механизмы, государство реализует не только экономическую, но и иные публичные функции. Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и международных рынков капиталов, способствует обеспечению и поддержанию экономической безопасности государства.

    Новые реалии российского государственного строительства требуют дополнительного осмысления сущности современного финансового права с учетом опыта, накопленного правовой наукой. Выявление сферы финансово-правового регулирования позволяет отграничить финансовое право от иных отраслей российского права и тем самым усовершенствовать законодательный и правоприменительный процессы. Именно этим и обуславливается актуальность темы данной работы.

    Целью и задачами работы является изучение расходов бюджетов в свете последних изменений законодательства

    1 Понятие и формы расходов бюджета

    Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов. Категорию «расходы бюджета» можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном, экономическом и юридическом.

    В материальном аспекте расходы бюджета определяются БК РФ как «выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета» (ст. 6).

    В экономическом аспекте расходы бюджета проявляются через отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований по различным направлениям. В свою очередь, эти отношения проявляются через конкретные виды бюджетных расходов, многообразие которых обусловлено различными факторами: природой и функциями государства и местного самоуправления, уровнем социально-экономического развития страны, методами бюджетного регулирования, территориальным устройством государства и т. п. Взаимодействие названных факторов предопределяет различные системы расходов каждого бюджета как на определенный финансовый год, так и на более длительный период.

    Каждый вид бюджетных расходов имеет качественную и количественную характеристики. Качественная характеристика отражает экономическую природу явления и позволяет установить назначение бюджетных расходов, а количественная — их величину.

    Юридический аспект бюджетных расходов обусловлен тем, что они являются составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поэтому несут в себе все общие особенности финансовой деятельности государства и имеют отличительные особенности, свойственные процессу использования государственных (муниципальных) централизованных денежных фондов. Особо следует отметить, что данное направление финансовой деятельности связано и находится во взаимодействии с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; ее неотъемлемым элементом также является бюджетный контроль.

    Расходы бюджета имеют следующие юридические признаки:

    • расходы бюджета — публичная категория, так как они идут на покрытие основных направлений государственной и муниципальной деятельности, необходимы всему государству в целом и обеспечивают общие потребности. Публичные расходы приоритетны для государства. Данные предпосылки обусловлены предметом финансового права, которое регулирует публичные финансы и в качестве исходного института опирается на государственные (муниципальные) расходы;
    • расходы бюджета, как правило, не подлежат возврату, они не создают и не погашают финансовых требований. Государство или муниципальные образования производят отпуск денежных средств из бюджета на свои потребности на безвозвратной основе, выделенные средства не нуждаются в возмещении, поэтому возникшие здесь правоотношения не означают появления или прекращения каких-либо финансовых обязательств у сторон. Расходы государства в основном направлены на оплату труда государственных служащих, социальные программы и обслуживание государственного долга;
    • расходы бюджета осуществляются государством или муниципальным образованием непрерывно. Выполнение государством своих функций и задач требует бесперебойного, регулярного и повседневного финансирования. С другой стороны, расходы бюджета являются одной из сфер финансовой деятельности государства и неразрывно связаны с аккумулированием денежных средств в централизованные фонды. Вышеназванные посылки и обусловливают наличие у бюджетных расходов признака непрерывности;
    • расходы бюджета являются финансово-правовой категорией, выражающей урегулированными правовыми нормами экономические отношения по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств. Общественные отношения, складывающиеся в процессе распределения и использования централизованных фондов денежных средств, будучи урегулированы нормами финансового права, становятся правоотношениями и строятся только в соответствии с законодательством;
    • расходы бюджета призваны на строго правовой основе обеспечить бесперебойное финансирование задач и функций государства или муниципальных образований. Регулярное поступление денежных средств является одним из важнейших условий эффективного выполнения как отдельных государственных программ, мероприятий, так и государственной политики в целом. Все действия государства, его органов и должностных лиц связаны с материальными затратами, которые выражаются в денежной форме. Объем и направления государственных расходов определяются государственными программами и конкретными задачами, решаемыми конкретно в каждом финансовом году. Существование бюджетных расходов именно в правовой форме позволяет государству защищать свои интересы, связанные с расходованием денежных средств 2 .

    Таким образом, расходы бюджетов — это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований).

    Расходы бюджетов осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

    • принцип федерализма. Основу этого принципа составляет законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ, так как именно разграничение компетенции определяет объем расходной ответственности каждого уровня власти и объем по финансированию тех или иных расходов со стороны соответствующего бюджета;
    • принцип приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов. Он является одним из основных критериев в разграничении публичных и частных финансов. Финансирование государственной деятельности зависит от сферы охватываемых публичных расходов, которые являются первостепенными и необходимыми для общества в целом. Приоритетность тех или иных потребностей государство устанавливает, исходя из экономической политики и имеющихся бюджетных ресурсов. Определяя приоритетность бюджетных расходов, государство регламентирует в законодательном порядке процесс их удовлетворения;
    • принцип целевого направления средств. Бюджетные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах;
    • принцип безвозвратности (как правило) расходования государственных и муниципальных бюджетных ресурсов. Это означает, что средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не подлежат возмещению. Однако безвозвратность государственных ресурсов не означает бесцельное и бесконтрольное их использование, поэтому данный принцип должен органически входить в систему целей и задач финансовой деятельности государства. Исключением можно считать предоставление бюджетных кредитов;
    • принцип соблюдения режима экономии. Наличие этого принципа способствует достижению наибольшей эффективности в процессе осуществления государственных бюджетных расходов. Режим экономии — это система форм и методов последовательного снижения затрат относительно получаемого результата при условии повышения эффективности от государственного инвестирования. Соблюдение режима экономии не всегда означает сокращение расходов бюджета, но обязательно предполагает максимально целевое их применение;
    • принцип максимальной эффективности использования бюджетных средств. Он означает финансовое обеспечение публичных интересов при минимальных затратах;
    • принцип осуществления бюджетного контроля в целях обеспечения соблюдения финансовой дисциплины;
    • принцип единства порядка использования расходов бюджетов. Независимо от доходных источников все государственные и муниципальные бюджетные расходы имеют единые принципы их использования, т. е. распределение на основе социально-экономических государственных программ, утвержденных в законодательном порядке. Этот принцип определяет реальность расходов бюджетной сферы;
    • принцип законности осуществления государственных и муниципальных бюджетных расходов. Этот принцип устанавливает, что расходы бюджета производятся на основе действующего законодательства и в течение определенного периода. Обязательным условием выделения бюджетных денежных средств является включение их в соответствующий бюджет 3 .

    2 Распределение расходов бюджетов

    Основой разграничения бюджетных расходов является распределение компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, что в конечном итоге определяет соотношение объемов доходных и расходных частей каждого бюджета в бюджетной системе.

    Распределяются расходные полномочия между бюджетами на основе:

    • соответствия состава расходов компетенции органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления (по принадлежности);
    • учета подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
    • учета значения определенных мероприятий, предприятий, организаций, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в бюджет другого уровня;
    • определении направлений и состава расходов своих бюджетов. Следует обратить внимание, что самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований ограничивается рамками Конституции РФ и федеральным законодательством, поэтому бюджетные нормативные акты субъектов РФ или муниципального образования не должны содержать расходных статей, финансирование которых не входит в компетенцию субъекта РФ или местного самоуправления 4 .

    Конечная цель распределения расходных функций состоит в закреплении за каждым уровнем власти тех расходных полномочий, которые будут надлежащим образом выполняться.

    Конкретизация бюджетных расходов определена БК РФ, в соответствии с которым представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления ежегодно утверждают суммы расходов каждого бюджета.

    В соответствии со ст. 69 БК РФ расходы бюджетов осуществляются форме ассигнований на:

    • оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
    • социальное обеспечение населения;
    • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
    • предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
    • предоставление межбюджетных трансфертов;
    • предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
    • обслуживание государственного (муниципального) долга;
    • исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

    Самостоятельной формой расходов выступают бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг. Согласно ст. 691 БК РФ к ним относятся ассигнования на:

    • обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;
    • предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
    • предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
    • закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
    • разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
    • закупки товаров в государственный материальный резерв 5 .

    Основная сумма государственных и муниципальных денежных средств расходуется путем финансирования. Бюджетное финансирование — это урегулированное правовыми нормами предоставление государственных или муниципальных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете. Выделение бюджетных средств характеризуется специфическими формами их предоставления и основано на принципах:

    • плановости, что означает предварительную разбивку годовых назначений на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;
    • целенаправленности, что означает выделение бюджетных средств строго по целевому назначению на основе закона (решения) о соответствующем бюджете;
    • финансирования по мере выполнения работ и услуг, т. е. выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками;
    • соблюдения финансовой дисциплины;
    • безвозвратности и безвозмездности выделения основной части бюджетных средств.

    В зависимости от субъектов, использующих бюджетные средства, можно выделить две основные формы бюджетного финансирования:

    • финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения;
    • финансирование государственных или муниципальных некоммерческих учреждений и организаций, состоящих на бюджете и действующих на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

    Каждая форма финансирования обладает рядом отличительных правовых признаков по источнику финансирования, содержанию и порядку утверждения финансовых планов, целевому и пообъектному направлению средств, правовому статусу организаций и учреждений, осуществляющих расходование государственных или муниципальных бюджетных средств. Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом.

    3 Расходные обязательства: понятие и разграничение в бюджетной системе

    Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета, государственного внебюджетного фонда или территориального государственного внебюджетного фонда.

    Ранее действовавшие редакции ст. 84—87 БК РФ устанавливали открытые перечни расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, совместно финансируемых из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов РФ и исключительно из муниципальных бюджетов. Эти перечни не совпадали с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, на что обращалось внимание в научной литературе 6 .

    Действующая редакция ст. 84—87 БК РФ корректно отражает правовой статус бюджетных расходов.

    Каждый территориальный субъект бюджетного права имеет свои расходные обязательства, обусловленные его предметом ведения и полномочиями.

    Расходные обязательства всех территориальных образований консолидируются в специальные реестры, вести которые обязаны соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Согласно п. 2 ст. 87 БК РФ реестр расходных обязательств — это свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

    Перечень расходных обязательств Российской Федерации и юридические факты, на основе которых они возникают, установлены в ст. 84 БК РФ. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

    1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

    2) заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

    3) заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;

    4) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:

    • субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
    • субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

    Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации могут исполняться за счет средств государственных внебюджетных фондов.

    Правовой режим расходования средств региональных бюджетов установлен ст. 85 БК РФ, согласно которой расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате:

    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;
    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
    • заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями этого региона;
    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;
    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации.

    Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются

    региональными органами государственной власти самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита регионального бюджета.

    В отдельных случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, или принимаемыми в соответствии с ними региональными законами, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.

    Кроме отмеченных юридических фактов, основанием возникновения расходных обязательств субъектов РФ является принятие нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении региональными органами государственной власти полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления таких субвенций определен ст. 133 БК РФ.

    Расходные обязательства муниципального образования регулируются ст. 86 БК РФ и возникают в результате:

    • принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета;
    • принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Названные расходные обязательства исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ.

    Заключение

    Учитывая конституционные принципы разграничения предметов ведения и полномочий, бюджетное законодательство запрещает органам государственной власти субъектов РФ устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Исключение могут представлять случаи, установленные федеральными законами.

    В свою очередь органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными или региональными законами.

    Вместе с тем органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств регионального бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

    Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами, только при наличии собственных финансовых средств.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года), СПС Гарант.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, СПС Гарант.
    3. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2008 г.
    4. Гусева С.В. Изменения в бюджетном законодательстве // "Менеджер здравоохранения", N 2, февраль 2008 г.
    5. Кирилова О.С. Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - № 10.
    6. Крохина Ю. Л. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2007. С. 234-236
    7. Максимова Л. Санкционирование расходов - 2008 // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 3, 4, март, апрель 2008 г.
    8. Николаев И.А. Бюджетные расходы до 2010 года // "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2007 г.
    9. Романовский М.В. и др. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2008.

    1 Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2008. С. 61.

    2 Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 720 с.

    3 Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2008 г

    4 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 568 с.

    5 Король Е.А. Об осуществлении расходов федерального бюджета в 2008 году // Ваш бюджетный учет", N 1, январь 2008 г.

    6 Крохина Ю. Л. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2007. С. 234-236.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    8340. Общая характеристика доходов бюджетов российской федерации 15.6 KB
    Доходы бюджетов как установлено в Бюджетном кодексе РФ – это денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов рис. Состав доходов бюджетов Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и...
    8525. Расходы бюджета 461.84 KB
    Многие отрасли социальнобытовой инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Это средства предоставляемые в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров работ и услуг выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов...
    11297. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ 51.09 KB
    Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размера. Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров. Экспертам переводчикам и свидетелям возвращаются расходы которые они производили на проезд наем жилья и выплачиваются суточные. Судебные издержки по уголовным делам включают денежные суммы выплачиваемые: потерпевшим свидетелям понятым в возмещение расходов по явке и или в качестве вознаграждения за отвлечение от работы; специалистам экспертам и...
    9831. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на социальное обеспечение 221.41 KB
    С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности
    15781. Государственные расходы Беларуси 544.95 KB
    Выступая базовым средством мобилизации и расходования ресурсов государства дает возможность политической власти регулировать экономику финансировать ее структурную перестройку стимулировать развитие приоритетных секторов экономики обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Для...
    8318. Доходы и расходы предприятия 47.45 KB
    Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категорий и ее виды Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие вкладывает денежные средства в производственные ресурсы. Понятие расход используют и применительно к количественному натуральному выражению того или иного ресурса необходимого для производства продукции: расход nго количества т кг сырья для выпуска единицы продукции и т. По экономическому содержанию затраты предприятия подразделяются на три группы: 1 затраты на производство и реализацию продукции;...
    16835. Бюджетные расходы социального назначения в РФ и других странах 61.1 KB
    При моделировании финансирования социальной сферы РФ реализованного в комплексной многоуровневой системе НДП Население доходы потребление ЦЭМИ РАН были в частности получены – по данным Росстата Федерального казначейства Казначейства России и зарубежной статистики – оценки динамики общего объема расходов консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия. Это не соответствует мировой тенденции возрастания роли социальных проблем и...
    9756. Местные налоги и их роль в формировании местных бюджетов. Права органов местного самоуправления в области налогообложения 43.14 KB
    Местными налогами признаются налоги которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.1 Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Согласно Налоговому кодексу РФ к...
    18020. Роль налога на доходы физических лиц при формировании доходной части федерального и региональных бюджетов Российской Федерации 205.33 KB
    Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах. Формирование доходов федерального и региональных бюджетов Российской Федерации на примере НДФЛ. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в России и пути их решения. Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение поскольку через механизм налогообложения государство контролирует доходы граждан сглаживает различия между уровнем доходов населения а следовательно вытекающие из этого имущественное неравенство и причины...
    19695. Роль местных налогов и сборов в формировании доходов бюджетов территорий (на примере Мендыкаринского района Костанайской области) 71.06 KB
    2Эволюция налоговой системы в Республике Казахстан: переход от социализма к рыночной экономике Как известно налоги действовавшие в бывшем СССР в 1990 году явились шагом вперед по сравнению с предыдущими периодами когда прибыль изымалась волюнтаристски или распределялась нормативным методом. Не отвечали экономическим условиям и ставки прогрессивного подоходного налога введенного в 1990 году. Особенно разительные изменения произошли в связи с принятием в 1991 году закона о налоговой политике в Республике Казахстан. После реформы в 1995...

    Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исходя из уже существующих расходных обязательств. Федер.бюджет формируется исходя из расходных обязательств РФ, бюджет Sов РФ – исходя из расходных обязательств Sа РФ, бюджет м.о. – исходя из расходных обязательств м.о.

    Расходные обязательства – это обязанности РФ, Sов РФ, м.о. предоставить средства соотв.бюджета физ.и юр.лицам, органам гос.власти и м.с.у. и т.д. согласно законам, иным н.п.а., договорам и соглашениям (ст.6 БК РФ). Расходное обязательство предполагает, что между РФ (Sом или м.о.) и Sом-получателем средств соотв.бюджета- возникает материальное ПО, где у РФ есть обяз-сть предоставить средства бюджета, а у Sа-получателя – право требовать предоставления этих средств.

    Расходные обязательства и расходы бюджета – это не одно и то же . Р.о. должны быть учтены при составлении бюджета, для этого органы гос.власти и м.с.у.обязаны вести реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соотв.бюджетов. После утверждения бюджетов все включенные в бюджет и проект закона (решения) о бюджете расходные обязат-ва составляют расходы бюджета, на базе которых образуются бюджетные обязательства.

    Расходы, заложенные в бюджет и закон (решение) о бюджете (бюдж.обязательства) создают надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до принятия закона (решения) о бюджете и предусматривающих расходные обязательства.

    Виды расходов:

    - текущие – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос.власти, м.с.у., бюдж.учреждений, оказание гос.поддержки др.бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование, а также др.расходы, не включенные в капитальные расходы. Основная часть текущих расходов бюджета – расходы на оплату труда гос.служащих, командировочные расходы и т.д. Текущие расходы бюджета Sа РФ и местного бюджета не должны превышать объем доходов соотв.бюджета, т.е. не должны осуществляться за счет источников финансирования дефицита бюджета.

    - капитальные – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную, инвестиционную деят-сть. В их числе расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и создаваемые юр.лица в соотв-и с инвестиц.программой; бюдж.кредиты на инвестиц.цели юр.лицам; иные расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в собств-сти РФ, Sа РФ или м.о. С составе капитальных расходов м.б. образован бюджет развития.

    Формы расходов бюджетов (ст.69 БК-бюдж.ассигнов-я):

    Оказание гос. (муниц) услуг, в т.ч.ассигнов-я на оплату гос.(муниц.) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос.(муниц.) нужд;

    Соц.обеспечение населения;

    Предоставление бюдж.инвестиций юр.лицам, не являющимся гос.(мун.) учреждениями;

    Предоставление субсидий юр.лицам (за искл.субсидий госу.(мун.) учреждениям), ИПредприним., физ.лицам - производителям товаров, работ, услуг;

    Предоставление межбюджетных трансфертов;

    Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений Sам междунар. права;

    Обслуживание гос.(мун.) долга.

    Расходы бюджета осуществляются на основе принципа адресности и целевого характера бюдж.средств (ст.38 БК). Ст.70 БК –направления (цели), на которые могут расходоваться средства, полученные бюдж.учреждениями из бюджетов:

    Оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание работников органов гос.власти, органов м.с.у., лиц, замещающих гос.должности РФ, гос.должности субъектов РФ и мун.должности, гос.и мун.служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами;

    Оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для гос.(мун) нужд;

    Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюдж.систему РФ;

    Возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деят-сти.

    Правовые основы страхования: понятие, виды. Гос.регулирование и надзор за страховой деят-стью.

    Страхование - отношения по защите интересов физических и юри­дических лиц, РФ, Sов РФ и м.о. при наступлении оп­ред.страховых случаев за счет ден.фондов, форми­руемых страховщиками из уплаченных страховых премий (стра­ховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. (Законом РФ "Об органи­зации страхового дела в РФ" от 27.10.92 №

    Задачами организации страхового дела являются:

    Проведение единой гос-й политики в сфере страхо­вания;
    - установление принципов страхования и формирование меха­низмов страхования, обеспечивающих экономическую безо­пасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

    Характерными чертами страхования являются:

    1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений.

    2. Возвратность средств.

    3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспредели­тельных отношений.

    4. Целевое использование создаваемого фонда.

    Формы страхования:

    1.Добровольное – осущ.на основании дого­вора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединени­ем страховщиков самостоятельно всоответствии сГК РФ и Законом "Об организации страхового де­ла в РФ" и содержат положения о Sах страхования, об объектах страхования, о страх.случаях, о страх.рисках, о порядке определения страховой суммы, страх.тарифа, страх.премии (страховых взносов), о по­рядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхо­вания, о правах и об обяз-стях сторон, об опред-и раз­мера убытков или ущерба, о порядке опред-я страховой вы­платы, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

    2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются ФЗаконами о конкретных видах обязательного страхования – напр.ФЗ «О пожарной безопасности»-противопожарное страхование имущества. ФЗ о конкретном виде обязат.страхования должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; min раз­мер страховой суммы или порядок ее определения; срок и по­рядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; иные положения.
    В России существуют различные виды страхования. При клас­сификации страхования могут быть использованы разнообраз­ные критерии.
    Если в основу классификации положен организационный при­знак * то страхование подразделяется на: внутреннее (ограничен­ное), внешнее исмешанное.
    При классификации страхования по объекту страхования стра­ховые отношения подразделяются на:
    - имущественное страхование (страхование материальных цен­ностей);
    - личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
    - страхование отв-сти;
    - страхование предпринимательского риска.

    Обязательное личное го­с.страхование (прокурорских работников, судей, сотрудников полиции), так и обязательное имущественное гос.страхование.

    Понятие бюджетного регулирования и его методы. Межбюджетные трансферты: понятие и формы.

    Бюдж.регулирование – закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня, т.е. доп.порядок распределения доходов гос.бюджета (частичное перераспределение фин.ресурсов между бюджетами разных уровней).

    Выдел. 4 группы методов бюдж.регулирования:

    1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета – определяются (утвержд-ся) предст.органами власти территорий вышестоящего уровня. Распределение регулир-х источников доходов между бюджетами осущ-ся посредством утверждаемых нормативов отчисления от этих доходов;

    2) перераспределение самих бюдж.источников:

    Закрепление вышестоящими предст.органами власти за бюджетами соотв.нижестоящего территор.уровня полностью или в твердо фиксированном %те на долговременной основе (не менее чем на 5 лет) любых регулирующих доходов,

    Передача вышестоящими предст.органами власти в бюджет соотв.нижестоящ.уровня своих закрепленных доходов.

    3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих бюджетов:

    Дотация (предоставл-е средств вышест.бюджетом в нижест.бюджет)

    Субвенция (участие федер.бюджета в финансиров-и мероприятий нижест.бюджета на возвратной основе)

    Субсидия (участие вышестоящ.бюджетов в проведении мероприятий нижест.бюджетом –целевой характер).

    4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

    Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюдж.системы РФ другому бюджету бюдж.системы РФ.

    Формы межбюдж.трансфертов (ст.129 БК):

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Sов РФ;

    Субсидий бюджетам Sов РФ;

    Субвенций бюджетам Sов РФ;

    Иных межбюджетных трансфертов бюджетам Sов РФ (дотации, субвенции и субсидии предоставл.на безвозмездной и безвозвратной основах);

    Межбюджетных трансфертов бюджетам гос.внебюджетных фондов.



    Похожие публикации