Современное состояние рыночной экономики. Современная рыночная экономика в россии. Специфика развития рыночной экономики в России

Слушать

Экономика любого государства представляет собой систему сложных взаимосвязанных процессов, институтов и управленческих решений, характеризующихся определёнными признаками и особенностями, которые определяют модель экономической системы.

Рыночная экономика – определение термина

Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно.

Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции. Издержки производства ложатся на самого производителя, но и цену производитель формирует на основании своего суждения. Полученные средства (доход) производитель также распределяет самостоятельно. В рыночной модели экономики роль государства как регулятора очень ограничена.

Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики. Также базой будет являться право собственности, гарантирующее свободу от вмешательства посторонних лиц.

Рыночная экономика – основные черты и признаки

Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:

  • Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.
  • Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.
  • Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.
  • Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.
  • При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.
  • Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.

Рыночная экономика – показатели развития

  1. Рост в пределах 2-3%.
  2. Низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий.
  3. Дефицит госбюждета в пределах 9%.
  4. Низкий уровень безработицы (до 6%).
  5. Положительное сальдо платежного баланса.

Экономика России ранее существовала в рамках административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием мощного регулятора в виде государственных органов, установлением цен на определенном уровне регулятором, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики из состояния спада.

Кардинальное изменение экономической модели развития не могло не отразиться на таких сферах, как политика, госрегулирование, социальная сфера.

Помимо затяжного спада в экономике, предпосылками перехода к рыночной системе стали:

  • наличие жесткого государственного регулирования экономики привело к образованию большой доли теневого сектора экономики;
  • малая экономическая активность субъектов экономики в связи с тотальным регулированием всех сфер деятельности;
  • формирование неверной структуры отраслей экономики, неориентированных на бытовое обслуживание, а на обслуживание и производство в сфере военной промышленности;
  • отсутствие условий свободной конкуренции, монополистические явления во многих отраслях привели к неконкурентоспособности производимых товаров;
  • совокупность данных факторов привела к кризису экономической системы, который, в свою очередь, затронул политическую, социальную систему.

Мероприятиями по переходу к рыночной экономической модели стали:

  1. Приватизация имущества, ранее монопольно принадлежащего государству.
  2. Возникновение самого стабильного слоя населения – среднего класса.
  3. Формирование связей с внешним миром на уровне политики и экономики.
  4. Создание организаций совместной формы собственности – между государственным и частным сектором, с привлечением внешнеэкономических инвестиций.
  5. Формирование устойчивых международных связей.

Рыночная экономика – способы перехода

Для окончательного формирования рыночной модели, следует определиться со стратегией перехода к ней:

  • Постепенное, последовательное проведение реформ и изменений, при котором происходит замена институтов. Характеризуется постепенным ослаблением регулирования ценообразования, экономики, социальной сферы государством.
  • Шоковая терапия – когда изменения не происходят поэтапно, а экономика отпущена «в свободное плавание», с минимальным госрегулированием. Рынок, как самый экономически эффективный инструмент, сам отрегулируется. Расходы государства резко снижаются, а ценообразование происходит рыночным методом.

Совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм , представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.  

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем две рыночные системы , в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.  

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них рыночная экономика , которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику , и административно-командная система.  

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе . Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции . Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики . По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.  

Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа чем государства меньше, тем лучше. Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о государстве как ночном стороже, выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве невидимой руки рынка. Эта модель была ошибочной даже в эпоху капитализма свободной конкуренции , в современной же экономике функции государства на порядок глубже и разнообразнее. Государство само стало крупнейшим предпринимателем. Так, в Китае госсектор дает свыше 50% валового общественного продукта , в Италии - 39-42%, в т. ч. в промышленности 30%. Во Франции госпредприятия производят треть ВНП. В США госсобственность составляет около 20% национального богатства . В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и 9% занятых в народном хозяйстве . Велик удельный вес государственного потребления, которое осуществляется через систему госзакупок. Государство регулирует деятельность частных предпринимателей с помощью законодательства и администрирования. Так, в США более двух десятилетий назад федеральные органы контролировали существенные параметры ценообразования, производства и продукта в отраслях, на которые приходилось около /4 ВНП (гражданская авиация, железные дороги , автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь и т. д.), т. е. те отрасли, которые в Западной Европе были национализированы.  

Материалистическое понимание цикла и его фаз выглядело достаточно достоверным при анализе домонополистического капитализма. Однако, современная картина экономических процессов , происходящих в странах развитой рыночной экономики , уже не может быть объяснена только воздействием материальной основы производства.  

Бурное развитие современных средств производства предъявляет и принципиально иное отношение к интеллекту и квалификации работающего человека. А это влечет за собой изменение оценки рабочей силы , т.е. постоянно увеличивающуюся цену жизненных условий для расширенного воспроизводства работающих людей в связи с повышением их квалификации и растущим интеллектом. Авторы теории марксизма из рассматриваемых социально-экономических реалий капитализма сделали вывод о понижательной тенденции стоимости рабочей силы . Они не смогли учесть повышения требований со стороны экономической жизни к квалификации и интеллекту работающих, что объективно влечет за собой повышения стоимости рабочей силы , и в денежном выражении - заработной платы . Общество с рыночной экономикой заинтересовано и стремится не только к постоянному расширению производства , но и постоянно растущему сбыту, определяемому платежеспособностью потребителей. Круг замкнулся - товаропроизводители и потребители заинтересованы в развитии и расширении активности друг друга , а не во взаимном разорении.  

В итоге почти десятилетнего опыта современного переходного периода следует сделать вывод, что трагедия России состоит в том, что ей уже во второй раз под девизом правильных идей навязывают экономическую модель антисоциальной ориентации. Если в первом случае это оказалась система социализма тоталитарно-государственного, эксплуататорского типа, имевшая отдаленное отношение к самой идее социализма, то во втором - эксперимент повторяется в обратном порядке. Под лозунгом в общем-то правильной идеи рыночной экономики страну втянули в создание устаревшей ее модели - дикого, стихийно-разнузданного эксплуататорского капитализма. Трагедия усиливается тем, что такое развитие со всеми вытекающими последствиями рассматривается как объективно обусловленный процесс, а не как сознательно осуществляемый эксперимент руководителей страны. При этом в результате ошибок и просчетов возникают новые проблемы, которые накапливаются и присоединяются к старым, удлиняя время переходного периода . Для исправления создавшегося положения необходим один сценарий, который пока остается декларацией - построение в России социально ориентированной экономики, обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития личности , общественной справедливости, занятости и востребованности каждого на основе наконец-то разработанной и принятой к исполнению программы с учетом этапности и контролируемости.  

В годы перестройки стало обычным явлением и в науке, и в практике апеллировать к опыту стран с развитой рыночной экономикой , пытаться использовать этот опыт на российской почве. Покажем общее состояние современной России путем сравнения условий, определяющих уровни развития стран с рыночной экономикой и реальной демократией и нашей страны. Сравнение имеет целью показать в общих чертах состав и характеристику системообразующих факторов политического , экономического и социального характера. Степень их совпадения в двух разных системах определяет правомерность, обоснованность экстраполяции закономерностей, методов управления , моделей, схем и прогнозов развития одной системы на другую. Поскольку речь идет об общепризнанных факторах развития капиталистических стран, допустимо некоторое абстрагирование от специфики отдельных стран. Конечно, как считал известный немецкий социолог В. Зомбарт, нет общих моделей капитализма или других хозяйственных укладов, поскольку они развиваются в различных социокультурных, политических и экономических средах и, в силу уникальности многих факторов развития, имеют и уникальный же онтогенез. К тому же неравномерность развития различных субъектов социально-экономической среды не позволяет говорить о многих явлениях как об имеющих постоянный и всеобъемлющий характер, но применительно к странам с развитым рынком и демократией можно говорить о четко обозначившихся тенденциях, о движении в определенном направлении, причем это движение осуществляется при высокой степени консолидации усилий государства и общества.  

На 2-м подходе к определению сущности заработной платы базируется современная западная экономическая наука . Представители этой точки зрения исходят из того, что многие процессы, которые происходят сегодня в экономике, отличны от тех процессов, которые были присущи ранним стадиям развития капитализма. Поэтому учесть их в то время было невозможно. В частности, исходя из теории К. Маркса, потребность в рабочей силе определяется затратами капитала . Другими словами, если поставить вопрос "сколько должно привлечь предприятие (фирма) работников для своего производства, то казалось бы ответ простой "столько, сколько надо производству". Однако в условиях рыночных отношений ответ будет более сложным. Как известно, в рыночной экономике каждое предприятие (фирма) функционирует ради получения максимальной прибыли. Поэтому дополнительные рабочие будут наниматься лишь в том случае, если их труд будет отвечать этому условию. Мерой максимального выигрыша от найма рабочей силы является предельный доход от продажи продукта, произведенного с ее помощью.  

Прямая противоположность социалистической экономики - рыночная капиталистическая экономика . Оговорюсь, что это только в теории - при их рассмотрении, так сказать, в чистом виде. На самом деле, как централизованная система планирования и управления менялась во времени, так и капитализм бывает разный в разные эпохи и в разных странах. К этому мы еще вернемся, но нагляднее всего сущность современной капиталистической экономики отражена в следующем отрывке из всемирно известного учебника Экономика профессора П. Самуэльсона, лауреата Нобелевской премии .. возьмем город Нью-Йорк. Без непрерывного потока товаров, движущихся в город и из города, он за неделю оказался бы на грани голода. Этот поток должен включать множество товаров - именно нужных видов и в нужных жителям города количествах. Из ближайших округов, из 50 штатов и из самых дальних уголков земного шара товары совершают путешествие, длящееся дни и месяцы, чтобы попасть в Нью-Йорк.  

Проблема спроса всегда была ахиллесовой пятой рыночной экономики или, если называть вещи своими именами, капиталистического способа ведения хозяйства. Все известные противоречия капитализма никуда не делись. Безмерное стремление капитала к расширению производства наталкивается на ограниченный спрос потребителей, т.е. непосредственных производителей, поскольку капитал стремиться увеличить прибыль, в первую очередь, за счет снижения затрат на воспроизводство рабочей силы . Отсюда кризисы перепроизводства, которые перерастают в определенных условиях в мощные социальные конфликты, ставящие под вопрос само существование капитализма как экономической системы . Так продолжалось до тех пор, пока капиталистический мир не осознал, что опора только на свободные рыночные отношения или, выражаясь современным языком, только на либеральную экономическую политику (апологетом  

Поэтому проблема современного капитализма состоит в том, чтобы сохранить конкурентное поле. Большую роль в этом направлении играет государство, принимая антитрестовские, антимонопольные законы. И все это делается потому, что конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме. Итак, чистый капитализм - это свободная, или конкурентная, рыночная экономика.  

Первый тип господствовал во всех досоциалистических формациях и получил наиболее яркое выражение в рыночной стихии капиталистического общества. Закон стоимости , внутри- и межотраслевая конкуренция регулируют общественное разделение труда в капиталистическом хозяйстве, определяют пропорции в экономике, которые постоянно нарушаются и стихийно устанавливаются вновь. Однако уже в недрах капиталистического общества зреет необходимость перехода ко второму типу механизма управления . Крупное машинное производство , дальнейшая специализация, разделение и кооперирование труда обусловливают всевозрастающую потребность в централизованном управлении. По образному выражению Ф. Энгельса, массовые производительные силы ... ждут того, что их возьмет в свое владение организованное для совместной планомерной работы общество... 2 Но даже на его высшей, империалистической, стадии развития капитализм в силу своей объективной природы не в состоянии обеспечить сознательного управления хозяйством в целом. В области частичного управления буржуазное общество, как неоднократно отмечали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, способно достичь больших высот, используя научно обоснованные методы и новейшие технические средства (классическими примерами этого стали системы Г. Форда, Ф. Тейлора, а в современных условиях - применение ЭВМ во внутрифирменном управлении). Однако даже самые совершенные методы управления в условиях капиталистических производственных отношений не только не ослабляют, но и усиливают антагонистическое противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов. В силу господства частной собственности стихия законов остается главной управляющей силой капиталистического производства, ставящей непреодолимый барьер на пути тенденций к сознательному, научному управлению экономикой.  

К. Макконнелл и С. Брю отметили важные качественные различия между первоначальной стадией капитализма (названной чистым капитализмом - микроэкономикой, развивавшейся без вмешательства государства) и его современной стадией В отличие от чистого капитализма , с характерной для него рассредоточенностью экономической власти среди множества мелких единиц, американский, капитализм породил могущественные в форме крупных корпораций и профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать рыночной системой и искажать ее нормальную работу в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику .  

В системе современного капитализма хозяйственная жизнь общества регулируется не столько государством, сколько рынком. Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен трехуровневый (трехслойный) хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни (он опирается на те его фундаментальные элементы, которые были рассмотрены в гл. 4). Исторически эти три уровня сформировались не одновременно.  

С учетом достижений мировой цивилизации и социального прогресса утверждения о современном переходе России к капитализму свидетельствуют о примитивности подхода, согласно которому рыночная экономика отождествляется только с капитализмом. Исторический опыт показал, что с учетом изменившихся условий почти все страны традиционной рыночной экономики перешли к более совершенной ее модели - смешанной экономике , предполагающей активную роль государства. Особенно интенсивно этот процесс пошел после великой депрессии , когда монетаристские и классические теории пополнились кейнсианс-кими рекомендациями, предлагающими активное участие государства в регулировании экономических процессов. Главная особенность современной смешанной экономики состоит в том, что в ней успешно сочетаются два механизма координации экономических процессов сознательный (регулирование) и стихийно-рыночный, нуждающийся в серьезной корректировке.  

Но, с другой стороны, длинный список того, чем в реальности занимается государство, регулируя рыночную экономику , показывает, что дело не так просто. Это только в книжках невидимая рука рынка (термин, введенный великим английским экономистом Адамом Смитом) направляет индивида, стремящегося исключительно к своей собственной выгоде ... к результату, который не входил в его намерения. Этим результатом, по Смиту, является удовлетворение интересов общества. Но, как остроумно сказано в одном из известных экономических словарей, современный взгляд на эту проблему сводится к тому, что хотя рука, без сомнения, действует, она, скорее всего, страдает артритом 6. Отсюда - необходимость и важность регулирующего вмешательства государства (точнее, нанятых обществом управляющих - например, правительства) в экономику. Мера, степень такого вмешательства - предмет постоянных дискуссий между разными политическими течениями и разными направлениями экономической науки в современном мире. Обычно тех, кто выступает за более активное вмешательство государства в экономику, называют дирижистами или активистами, тех же, кто настаивает, что вмешательство должно быть лцшь минимально необходимым - либералами. В разных странах, в разные периоды, этот вопрос решается по-разному. Поэтому в мире существуют не одна, а несколько разных капиталистических экономических систем. Они в какой-то мере соперничают, соревнуются между собой в эффективности, в способности обеспечивать лучшую жизнь населению своих стран. Может быть, ярче других это выразил французский экономист и публицист М. Альбер в нашумевшей в 90-е годы книге с примечательным названием Капитализм против капитализма . Противопоставляя американскую (более либеральную) и шведскую или рейнско-европей-скую модели капитализма, Альбер, как истинный европеец, стоит на стороне второй. Однако признает, что в Великобритании Маргарет Тэтчер и в Соединенных Штатах Рональдом Рейганом была выиграна...внутренняя битва против государственного интервенционизма, который грозил размыть самые устои капитализма 7.  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет мировой экономики и финансов

Кафедра экономики развития

Курсовая работа

на тему:

«Современное рыночное хозяйство: состояние, проблемы, тенденции»

Выполнила:

Проверил:

Волгоград-2005

Введение.. 3

ГЛАВА I. Рынок как наиболее развитая форма организации хозяйства. 5

1. 1. Сущность структура и функции рынка. 5

1.2. Преимущества и недостатки рыночной организации. 12

ГЛАВА II. Современное рыночное хозяйство: российская специфика. 16

2.1. Основные характеристики и принципы рыночной системы хозяйствования. 16

2.2.Специфика развития рыночной экономики в России.. 21

Заключение.. 25

Список использованной литературы... 27

Приложение А1 . 28

Приложение А2 . 2

Введение

Мною была выбрана тема «Рыночное хозяйство и принципы его функционирования» потому что меня заинтересовала проблема выбора наиболее оптимальной системы хозяйствования в современных условиях. Меня заинтересовало, как функционирует рыночная система в настоящее время, и насколько эффективно складываются рыночные отношения в России.

Выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна для нашей страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе хозяйствования. Для формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо изучение рыночного хозяйства и принципов его функционирования, использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что применительно и можно использовать в России.

Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

2. Как производить , или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

3. Для кого производить – это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта , его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков.

ГЛАВА I. Рынок как наиболее развитая форма организации хозяйства.

1. 1. Сущность структура и функции рынка.

Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок. Существуют различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.

Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

4. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и другие), банки и государство.

Становление рынка – это следствие длительного исторического развития. Основными условиями его возникновения являются разделение труда, экономическая обособленность и самостоятельность предприятий, свобода предпринимательства и выбора. В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов – рынок ценных бумаг , валюты, денежных средств и другие), рынок факторов производства (рынок земельных и природных ресурсов, рынок капиталов или рынок средств производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все эти элементы рынка не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиций). Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и являются основой производства.

Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок (векселей , ценных бумаг и тому подобное) и рынок капиталов (акций, облигаций и тому подобное). Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за различные услуги.

Условия возникновения рынка.

Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

3) защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.

2.2.Специфика развития рыночной экономики в России

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника, "Экономикс": "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество . Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим...сторонникам.

Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок". Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?

Приложение А2

Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990. с. 54

Брю: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 77

Приложение 1

Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. с. 25

Экономикс. М., Республика. 1990 с. 236

Брю: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 91

Рыночная экономика на современном этапе развития: преходящая болезнь или системный кризис?

А.И. Бельчук

УДК 338.242 ББК 65.050 Б-444

В многочисленных публикациях, появившихся после начала мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году и последовавшего за ним периода стагнации или замедленного развития развитой части мира, главной проблемой является оценка влияния этих процессов на последующее глобальное развитие, выявление основных черт нового периода, а также поиск ответа на коренной вопрос: не означают ли эти процессы вступление мировой рыночной системы в завершающую стадию своего роста, в стадию исчерпания потенциала своего дальнейшего развития как определённой социально-экономической системы?

В любом случае стало очевидным, что новый после-кризисный период мирового развития будет существенно отличаться от предшествовавшей картины, а какой будет эта картина в дальнейшем, не очень ясно. Можно констатировать, что пока в подавляющем большинстве оценок перспектив экономического развития мира, прежде всего его развитой части, доминирует весьма сдержанный, если не сказать пессимистический, подход. Ожидается, что, по крайней мере, до конца текущего десятилетия, а скорее всего - ещё дольше, общие темпы роста в Европе, США и Японии будут более чем скромными: 2-2,5% в год с периодами кризисного падения производства. Положение в развивающихся странах, прежде всего в локомотивах роста: Китае, Индии, Бразилии - ожидается существенно более благоприятным: 4-6% среднегодового роста ВВП. Соответственно упадут и темпы развития мировой торговли и экспорта производительного капитала.

В качестве главных источников этих оценок выступают международные организации, многие ведущие экономисты и политики (1). Это, конечно, авторитет-

ные источники, но в большинстве оценок очевиден недостаток объяснения новых механизмов развития, от которых и будут зависеть результаты. Объяснения, как правило, частичные и не всегда убедительные. Пока доминируют авторитеты, а не аналитический подход.

Важной в общих течениях экономической жизни является позиция международных экономических организаций «семейства ООН», в особенности МВФ, Всемирного Банка, региональных экономических комиссий, ЮНКТАД. Позиции этих организаций совпадают не по всем вопросам, но, тем не менее, имеется определённая общая основа, которая разделяется в большей или меньшей степени большинством межправительственных организаций. Как общая исходная позиция все согласны с положением, что в основе сложившейся ситуации лежит глобальная нехватка спроса, хотя объяснение причин такого явления различное, а нередко эти причины вообще глубоко не анализируются.

Из теоретических положений особое внимание привлекает начавшаяся активная критика центрального тезиса в теориях экономического либерализма об автоматическом саморегулировании рыночной системы, делающем ненужным активное вмешательство государства в экономику, поскольку рынок делает всё лучше, чем государство. «Сегодня, уже после того, как крах произошёл, почти все заявляют, что регулирование необходимо; по крайней мере, подобные утверждения мы теперь слышим гораздо чаще, чем до кризиса»1 (2). Эти слова нобелевского лауреата Д. Стиглица в его последней книге говорят о начавшемся процессе отхода от безусловного доминирования либерализма в экономике и политике, установившегося после прихода к власти М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейгана в США. В экономической теории и практике последних лет это является важнейшим изменением, хотя многие сторонники дерегулирования пока ещё не собираются отказываться от своих позиций.

Поскольку по всеобщему убеждению центральная роль в мировых кризисных и посткризисных процессах несомненно принадлежит финансовым факторам, все учёные и политики обращают на них особое внимание, но, разумеется, объяснение их роли различается у экономистов и практических политиков, в зависимости от теоретической ориентации и конкретных условий, сложившихся в различных странах. Стало очевидным, что безудержное расширение финансовой сферы, изобретение всё новых финансовых инструментов, создававших иллюзию стабильности у банков и вкладчиков, лежит в основе многих кризисных процессов, хотя конкретный механизм воздействия разбухания денежной сферы на экономику и представления о необходимых контромерах в политике существенно различались. Одни предлагали рубить гордиев узел проблем мечом, другие рассчитывали ре-

1 Стиглиц Д. Крутое пике, М.: ЭКСМО, 2011, с.41

шать проблемы лечением, убирая очевидные несоответствия, но оставляя всю конструкцию в целости. Многие указывают на такие факторы, как «жадность банкиров», чрезмерную секьюритизацию компаний и несбалансированность американской экономики - привычку многих жить не по средствам.

Ещё один аспект, который нашёл особую поддержку во многих международных организациях, необходимость существенного усиления глобального экономического регулирования. Глобализация и интенсификация международных экономических отношений потребовали повышения уровня согласования экономической политики, прежде всего, ведущих стран. Но это наталкивалось на различие национальных интересов, на нежелание руководства большинства государств передавать свои управленческие полномочия на наднациональный уровень из-за опасений, что принимаемые на этом уровне решения будут отвечать преимущественно интересам других стран. Руководство ооновских организаций указывает на то, что именно ООН, при всех своих недостатках, является наиболее подходящей системой для выполнения данных функций в связи с глобальным характером своей деятельности, традициями постоянных поисков компромиссов, большим и разнообразным опытом работы. Однако руководство большинства стран пока не проявляет особого желания идти по этому пути.

Для нас основная цель данной публикации заключается в попытке выявить главные новые факторы, влияющие на характер развития рыночной экономики, включая циклические аспекты, и соответственно - на общие перспективы её развития.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Инфляция изменила циклический характер движения цен. Большую часть времени существования рыночной экономики как доминирующей системы, а именно до эпохи, начавшейся после окончания второй мировой войны, цены всегда падали в фазе кризиса, и это явление, с одной стороны, усугубляло течение кризиса, но, с другой стороны, облегчало выход из него. При более низком уровне цен увеличивался спрос и удешевлялось обновление основного капитала, что давало толчок выходу из кризиса, хотя одновременно падение цен осложняло процесс воспроизводства и нередко приводило к банкротству предприятий. Отсутствие существенного падения цен является принципиальным изменением в базисном механизме развития рыночной экономики, прежде всего в циклическом характере её движения.

Общее падение цен в течение хотя бы нескольких кварталов года практически исчезло как значимый феномен экономического развития уже после 50-х годов прошлого столетия. Правда, общее падение годового индекса цен (в качестве главного показателя, как правило, используется индекс потребительских цен) впервые

за послевоенный период появилось в 2009 году в ряде развитых стран в фазе последнего мирового финансово-экономического кризиса, но это падение было весьма скромным (как правило, в пределах 1%-2% в год), неустойчивым и большинство стран не затронуло. Конечно, падение цен на индивидуальные товары и на отдельные отраслевые индексы цен сохранилось. Это, прежде всего, касалось цен на топливо, сырьё и продовольствие, а также цен на электронику, где отмечались достаточно значительные колебания цен, но на данные товарные группы приходится меньшая часть товарной массы.

Эти явления породили ещё один важный феномен в механизме воспроизводства: они изменили и затруднили процесс переноса результатов научно-технического прогресса из областей, где он имел место, на другие производства и отрасли. Раньше этот перенос действовал в том числе с помощью удешевления продукции, затронутой научно-техническим прогрессом, что снижало издержки производства в смежных отраслях и облегчало поддержание потребительских расходов населения. Когда общее снижение цен исчезло, механизм переноса технического прогресса стал более сложным и длительным. Вместо снижения цен эффект переноса возникал из-за различных темпов повышения цен на отдельные виды продукции. По нашему мнению, это стало одним из факторов общего замедления научно-технического прогресса в рыночной экономике в настоящее время.

Резко уменьшились кредитные лимиты в процессе воспроизводства и ограничения на рост других составных частей денежной массы. Особенно это типично для США в связи с ролью доллара как ключевой (резервной плюс расчетной) мировой валюты. Условно говоря, Федеральная резервная система США может «напечатать» столько долларов, сколько нужно. (Конечно, речь идёт не только о наличных деньгах.) Кредитная политика, как известно, - один из важнейших инструментов борьбы с кризисом. Первое, с чего началась антикризисная политика в большинстве стран - накачивание банковской системы деньгами. На это были потрачены сотни миллиардов и даже триллионы долларов. В частности, в США в соответствии с аудитом, проведённым конгрессом США, в американскую, а также в мировую экономику, через Федеральную резервную систему было вброшено примерно два триллиона долларов в течение 2007 - 2010 гг. Было принято решение, что в случае необходимости денежная масса может быть расширена на 16 триллионов долларов (3)2. Кредитные учреждения Китая и России получили от государства в период кризиса примерно по 600 млрд долл. и т.п. Конечно, деньги достались не всем. Кое- кто даже из «великих» разорился3, уже не говоря о «мелочи».

Но так или иначе исчез всеобщий дефицит денег, типичный для фазы кризиса в прежние времена. Дефицит остался для некоторых, менее «привилегированных» компаний. К тому же политика учетных ставок центральных банков - также один

2 Касатонов В. «Аргументы и факты», 2013 г., № 5, с.20

3 см. Lehman Brothers, а также ипотечные гиганты Fanny Mae and Freddy Mac

из важнейших инструментов антикризисной политики - была вообще удивительной: ставка рефинансирования ЦБ нередко устанавливалась на невероятно низком уровне, близком к нулю. В Японии она вообще была нулевой в течение некоторого времени. Одним словом - бери кредитов столько, сколько душа захочет! Кажется, что в этих условиях, о каком кризисе перепроизводства может идти речь? Ведь кризис всегда означал, что товаров и услуг на рынке слишком много по сравнению с платёжеспособным спросом, представленным прежде всего объёмом денежной массы. Отсюда и затруднения со сбытом и всё, что с этим связано. Сейчас же лимиты роста денежной массы стали носить условный характер, хотя сторонники монетаризма с их трепетным отношением к контролю за денежной массой по-прежнему занимают весьма прочные позиции в структурах экономической власти большинства развитых стран.

Однако реакция экономики на сверхнизкие процентные ставки была удивительной: никакого заметного оживления инвестиционной активности не наблюдалось в затронутых данными процессами странах. Это важное обстоятельство, которое свидетельствует о принципиальных изменениях в эффективности различных инструментов антикризисной политики в последнем периоде развития.

Россия здесь является исключением. Некоторое снижение учётных ставок в стране также произошло, но их общий уровень по-прежнему является высоким и безусловно оказывает серьёзное сдерживающее влияние на капиталовложения. Можно ожидать, что в случае существенного снижения стоимости кредита в России, пусть даже не до экстремального «европейско - японского» уровня 2009-х -2010-х годов, инвестиционная активность в стране намного бы выросла.

Возникло явное противоречие между уровнем интернационализации мировой экономики и преимущественно национальным характером антициклической политики, о чём уже упоминалось ранее. Это особенно характерно для двух крупнейших экономик мира: США и Китая. Даже в ЕС механизм единой антициклической политики не полностью согласован и отработан. Международный валютный фонд и Мировой банк не имеют достаточных полномочий, чтобы претендовать на выработку главных обязательных направлений мировой финансово-экономической политики, а если бы такие полномочия у них бы и были, вряд ли их можно было бы широко использовать в условиях, когда существуют серьёзное расхождение в интересах между рядом ведущих мировых держав и соответственно в том, какой должна быть такая политика. По-видимому, в принципе было бы возможным достижение больших договорённостей о гармонизации мировой экономической политики на международном уровне, чем это имеет место в настоящее время, хотя определённое согласование политики (явно недостаточное) имело место. К этому подталкивают очевидные общие негативные последствия из-за несогласованности экономический политики многих стран. Но существующие противоречия между государствами ставят весьма узкие рамки таким договорённостям. Положение,

очевидно, могло бы измениться в случае, если бы возник новый, ещё более глубокий и разрушительный мировой экономический кризис, который бы заставил пойти на более серьёзные договорённости.

Сильнейший рост государственной задолженности в большинстве стран. Лидером здесь является Япония, где государственный долг превысил 200% от ВВП страны, в США он достиг отметки примерно в 100% ВВП, в странах ЕС он колеблется в пределах 60-80% ВВП, уже не говоря о Греции, Испании и Португалии - главных кандидатах на дефолт, где этот уровень приближается к 130-150% ВВП.

Задолженность накапливалась постепенно, но после масштабных госрасходов на борьбу с кризисом в 2008 - 2009 годах государственная задолженность повсеместно вышла на уровень, вызвавший всеобщую озабоченность, а кое -где (в Европе) даже панику. Начались массовые ограничения государственных расходов и попытки в других формах уменьшить рост госдолгов.

Пока не очень ясно, какими будут успехи по ограничению роста государственной задолженности, но очевидно одно - такая политика весьма сильно уменьшит антикризисные потенции государства в будущем. Похоже на то, что укрепление финансовой стабильности, которая ныне сделана приоритетом экономической политики, будет достигаться за счёт снижения темпов экономического роста и уменьшения иммунитета от кризисов.

Если даже стагнация экономики заставит отойти от жёсткой финансовой смирительной рубашки, то неизбежным следствием этого станет усиление инфляции, симптомы чего уже появились с 2012 года. Старая дилемма, которая уже давно была сформулирована американским экономистом Хансеном: «Сцилла кризиса или Харибда инфляции» будет становиться всё более актуальной.

Как следует оценить баланс влияния ТНК и конкуренции на процесс рыночного воспроизводства на совремённом этапе и соответственно - на циклический характер экономического развития? Как известно, конкуренция - главный генератор научно-технического прогресса в рыночной экономике. Лишённая конкуренции рыночная система неизбежно потеряет большую часть своей эффективности. Поэтому В.И. Ленин в начале 20-го столетия пришел к выводу о переходе капитализма к своей завершающей фазе - эпохе монополистического капитализма на основе установившегося господства крупных компаний, которые он назвал монополиями, что привело к ослаблению конкуренции. Эта эпоха, по его мнению, должна была завершится относительно скоро социалистическими революциями.

Как показало последующее развитие, Ленин поторопился. Во-первых, в большинстве случаев крупные компании не превращались в монополии. Это, как правило, были олигополии, т.е. доминирование нескольких крупных компаний, между которыми существовала конкуренция («монополистическая конкуренция»), хотя и в изменённом виде. Во-вторых, сохранились широкие слои мелких и средних предприятий, обычно зависимых от крупных, но не терявших своих базисных

«рыночных добродетелей». В-третьих, усилилась международная конкуренция с «соратниками по оружию», транснациональными корпорациями из других стран. Таким образом, конкуренция сохранилась, но она видоизменилась, хотя на некоторых рынках действительно ослабла. Как показала история, научно-технический прогресс продолжался и после того, как тенденции к монополизации в экономике стали очевидными уже с последней четверти 19-го столетия. Но количественные и качественные изменения в системе накапливались. Глобализация способствовала резкому усилению концентрации капитала и производства, вовлечению буквально всех стран в систему мирового хозяйства, ставшую единой после краха мировой соцсистемы, расширению масштабов и влияния ТНК. Они стали распоряжаться гигантскими средствами в сотни миллиардов и триллионы долларов и воздействовать в сильной степени на политику правительств многих стран. Завершился процесс экстенсивного расширения мирового хозяйства в результате вовлечения в систему бывших социалистических государств и оставшихся «неохваченными» ранее развивающихся стран. Позитивный рыночный эффект такого расширения к настоящему моменту оказался в основном исчерпанным. Всё это не могло не подействовать на циклическое и воспроизводственное развитие отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Циклические процессы всё больше синхронизировались; периферия мирового хозяйства перестала светить только «отраженным светом» от её развитого ядра и частично приобрела самостоятельные системообразующие функции.

ФАКТОРЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Переход развитых стран к новому, уже шестому, технологическому укладу. Одним из главных сторонников такого подхода в России является академик С.Ю. Глазьев. Главное содержание этого подхода - центр тяжести мирового экономического развития смещается в направлении медицины, биологии, борьбы с дефицитом и удорожанием энергии, экономии и создании новых материалов как реакция на обостряющийся ресурсный кризис. Мировой продовольственный кризис недопроизводства, который обозначился относительно недавно, должен способствовать появлению новых, более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и животных, новой сельскохозяйственной техники и технологий, активизации научных исследований в этих областях. По-видимому, ослабеет борьба против генно-модифицированного продовольствия, которая весьма активна в Европе, Японии и России. Голод и недоедание заставят многих изменить позицию.

Подход сторонников перехода наиболее развитых стран к новому технологическому укладу - в конце концов наиболее оптимистический для мировой рыночной системы в целом. Фактически признаётся, что сбои в функционировании этой системы преходящие, и они аналогичны той картине, которая уже неоднократно возникала в ходе развития рыночной экономики в Европе, США и Японии. Утвержда-

ется, что в настоящее время экономика оказалась в нисходящей фазе длительного («кондратьевского») цикла. Придёт время и понижательная фаза сменится повышательной, и «всё вернётся на круги своя». Главное для России - вовремя «оседлать» факторы движения к новому технологическому циклу, «чтобы не отстать в очередной раз». Никаких фундаментальных изменений в механизме капиталистического воспроизводства, которые бы сигнализировали об исчерпании рыночной системой потенций развития, при таком подходе не наблюдается.

Какое влияние окажет смещение центра мирового экономического развития из нынешнего ядра мировой экономической системы в «возвышающиеся» государства, прежде всего в Китай, Индию, Бразилию, «азиатские тигры»? Многие рассматривают эти процессы как главную мину под всю нынешнюю мировую экономическую систему, предсказывая различные катаклизмы вплоть до военной конфронтации, прежде всего по линии США - Китай.

Конечно, трудно предвидеть, что произойдёт в переменчивой политической сфере. Раньше такие ситуации всегда кончалось «большим мордобоем». Но не будем сейчас спекулировать на эту тему, всё же ситуация в мире изменилась с появлением ядерного оружия, что внушает определённую надежду на большую осмотрительность политического руководства. Ведь насколько сильны были противоречия между Советским Союзом и США после второй мировой войны, но до фронтального столкновения дело не дошло. Уж больно страшными стали бы последствия таких конфликтов. Для многих на Западе превращение ряда стран бывшего третьего мира в локомотив мирового развития затмевает собою всё остальное. Другие аспекты их волнуют гораздо меньше. Для тех, кто привык к военно-политическому и экономическому доминированию Запада в мире в течение последних примерно 500 лет, любые фундаментальные подвижки в этой области выглядят как катастрофа. Однако в данном случае нас гораздо больше волнует влияние бурного роста производительных сил в ряде развивающихся стран на исторические судьбы рыночной экономики как социально-экономической системы, чем проблемы соотношения сил в рамках этой системы.

На наш взгляд, выдвижение указанных стран на авансцену мировой экономики является главным стратегическим резервом дальнейшего существования и развития мировой рыночной системы. Некоторые из этих стран, уже не говоря о бывшем третьем мире в целом, ещё только становятся относительно развитыми рыночным экономиками. Потенции рыночной системы в этой группе стран выглядят, как нам кажется, ещё явно неизрасходованными. Если пороки «общества потребления» уже в достаточной степени проявились в странах «золотого миллиарда» и исторические пределы этого пути развития становятся всё более очевидными, то в сознании населения развивающихся государств, большинство которого относится к «обществу недопотребления», плюсы «общества потребления», которое ассоциируется с развитыми рыночными экономиками, безусловно превалируют над минусами.

Тот факт, что мировая экономика физически не в состоянии выдержать уровень потребления развитых стран для всех нынешних семи миллиардов населения земли, к тому же продолжающих расти, не имеет решающего значения для состояния менталитета населения развивающихся стран. Невозможность такого развития в целом должна ещё выявиться, на что уйдёт не один десяток лет, тем более что для ряда государств это уже становится возможностью.

Возникает вопрос: в какой мере ускоренное развитие ряда стран этой группы государств может стать фактором укрепления мировой рыночной экономики? Ведь рыночная экономика в развивающихся странах очень часто отличается от стандартов развитых стран. Следует ли ожидать, что она постепенно «дозреет до образа и подобия» системы, ныне доминирующей развитом мире, или она всё же будет эволюционировать в направлении, отличном от этих рыночных стандартов, что не даст основания для сделанного ранее вывода о том, что выдвижение ряда развивающихся стран в качестве лидеров мирового экономического развития в конечном счёте укрепит фундамент рыночной экономики как мировой социально-экономической системы?

Особого разговора здесь заслуживает Китай - страна с самым успешным экономическим развитием в мире за последние три десятилетия, самая населённая и весьма влиятельная по потенциалу воздействия своего «демонстрационного эффекта» на другие страны. По оценкам большинства специалистов, Китай, скорее всего, выйдет на первое место в мире по общему объёму валового продукта к середине 20-х годов текущего столетия. Всё это придаёт китайскому феномену исключительное значение. Как следует расценить китайский эксперимент?

Идеологическая борьба вокруг оценок китайской модели развития в последние годы идёт с нарастающей ожесточённостью, поскольку ставки очень высоки. Если китайская модель в конечном счёте окажется одним из вариантов рыночной экономики, это чрезвычайно усилит общий потенциал рыночной экономики во всём мире, если же китайская модель будет чем-то другим, может быть, искомой многими конвергентной социально-экономической моделью, картина будет принципиально другой. Значительная часть экономистов и особенно политиков во многих странах стремятся представить китайскую модель как своеобразный путь Китая к рыночной экономике. Конечно, в настоящее время отличий от нормальной рыночной экономики немало, говорят они, но это всё издержки переходного периода. Трудно ожидать, что такая огромная и во многом уникальная махина, как китайская экономика и общество в целом, быстро приобретут характеристики нормального рыночного механизма. Но со временем, может быть, даже достаточно продолжительным, основная часть различий исчезнет, и китайская экономика превратится в «добропорядочную» капиталистическую (будем называть вещи своими именами) рыночную экономику.

Пожалуй, одним наиболее ярких примеров утверждений о том, что китайская экономическая модель уже сейчас вполне рыночная, служит статья А.Н. Илларионова в журнале «Вопросы экономики» в его бытность экономическим советником президента России, посвященная экономическому развитию Китая (4). Хотя с момента её опубликования уже прошло немало времени, используемая автором аргументация типична для сторонников этой позиции. Илларионов сравнивает рыночные реформы в России и Китае, отдавая безусловный приоритет в этой области Китаю. Именно последовательная «рыночность» китайских реформ, по его мнению, и является главным фактором китайских успехов, а недостаточная рыноч-ность российских реформ - главной причиной её проблем и неудач. Не вдаваясь в детальный разбор уровня рыночности китайской экономики - это отдельная, очень большая проблема - хотелось бы задать А.Илларионову такой вопрос: «Стран с гораздо более рыночной экономикой, чем китайская, огромное количество. Почему же никто из них даже близко не демонстрирует таких же впечатляющих успехов, как Китай?». Значит дело не только в этом.

По нашему мнению, китайская социально-экономическая модель - это не исправленный и приспособленный к китайским условиям вариант советской модели (на что тайно надеются российские коммунисты) и не промежуточный продукт рыночной экономики (как это представляется многим рыночным фундаменталистам), а самостоятельный, особый путь развития, который объединяет в себе черты рыночной экономики и некоторые несущие конструкции советской плановой системы. Сами китайцы считают её «социалистической рыночной экономикой». Поскольку проблем с рыночным содержанием китайской модели обычно не возникает, рыночные элементы очевидны и, что называется, видны невооружённым взглядом, остановимся на том, что её отличает, причём речь идёт об отличиях фундаментального характера.

Главными такими отличиями, на наш взгляд, является роль компартии в китайском экономическом механизме и сохраняющиеся определённые функции планирования в разных формах. Наибольшее значение имеют экономические функции компартии. Они весьма велики даже на частных предприятиях, уже не говоря о частно-государственных и государственных предприятиях. Последние две категории играют ведущую роль в Китае. Партийно-государственные власти фактически имеют очень широкие возможности вмешательства в работу предприятий всех форм собственности, вплоть до прямой подмены управленческих функций на предприятии. Особенно это касается смены руководства и определения направления развития предприятия (5)4. Напоминаем, что речь идёт не только о государственных или частно-государственных предприятиях, но и о частных.

Можно ли тем самым утверждать, что нынешняя китайская экономическая система представляет собою один из вариантов советского «партийного государ-

4 См., в частности, обстоятельную монографию британского журналиста и политолога Richard McGregor The Party. Penguin Books, L. 2011

ства» в том смысле, что фундаментальной особенностью советской системы было параллельное существование партийной системы, дублировавшей государственные органы власти по своей структуре и выполнявшей государственные функции управления? При этом полномочия партийных органов в целом доминировали над государственными структурами. Именно в этом смысле такую систему можно назвать «партийным государством». Ни в каких других бывших социалистических странах, кроме Китая и частично Вьетнама, не наблюдалось столь всеобъемлющего превращения органов компартии в органы прямого госуправления, включая низовой уровень.

Наличие безусловного сходства между обеими системами в этой ключевой области не вызывает сомнения, хотя различия, разумеется, имеются, и они существенные. Другие страны вряд ли смогут воспроизвести китайский и российский опыт создания «партийного государства», даже если бы кто-то этого очень захотел. Возникновение этих систем было следствием специфических исторических условий, сложившихся в обеих странах, глубоких всеохватывающих революций, безусловным лидером которых были компартии, их господством в обществе, распространившемся на функции непосредственного государственного управления. Такие политические системы могут быть только однопартийными (по существу, не обязательно по форме).

Что касается директивного централизованного планирования в Китае, то ныне оно охватывает ограниченное число показателей. Однако обеспечение зафиксированных в планах целей с помощью имеющихся в распоряжении государства инструментов, прежде всего финансовых, осуществляется весьма последовательно и жёстко. Пока Китай не собирается целиком отказываться от планирования, в том числе директивного, хотя общая тенденция к ограничению сферы его применения несомненна.

На наш взгляд, Китай вряд ли откажется в принципе от своей нынешней модели развития, которая принесла столь впечатляющие результаты, при том что частичные изменения и реформы обязательно будут. Зачем резать курицу, которая несёт золотые яйца? Но если модель перестанет работать, то коренные изменения станут неизбежными.

Какие же общие выводы можно сделать на основании анализа изложенных нами факторов развития?

Вряд ли в ближайшие годы можно ожидать существенных позитивных изменений в общем не очень благоприятном характере развития мировой экономики, который сложился после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Скорее всего, по крайней мере в течение ближайшего десятилетия, он останется примерно таким же - с низкими темпами экономического роста, острыми финансовыми проблемами и высокой безработицей в наиболее развитой части мира. Китай, Индия и ряд других развивающиеся государства с «растущими рынками»

останутся локомотивами роста с постепенным увеличением их экономического и политического значения. Возможности присоединения России к этой группе стран по критериям экономического развития будут зависеть в первую очередь от адекватности политики российского руководства. Возможности такого развития объективно имеются.

Анализ проблемы границ дальнейшего существования мировой рыночной системы в связи с исчерпанием потенциала её развития на основании проявившихся в последнее время базисных недостатков, не даёт основания для подобных выводов. Такие перспективы пока не проглядываются, во всяком случае в обозримом будущем. Развитие рыночных механизмов в развивающимся мире «вширь и вглубь», возможности перехода к новому технологическому укладу в ядре мировой экономики создадут условия для общего повышательного тренда, хотя возврат к высоким темпам роста маловероятен. Что последует за этим временем «тощих коров», пока сказать невозможно. Найдутся ли какие-нибудь пути вдохнуть новую жизнь в уже изрядно потускневший имидж рыночной экономики или это время станет прологом к переходу к принципиально новой системе - остаётся коренным вопросом мирового развития. Конечно, история показывает, что ни одна социально-экономическая система не является вечной. Все они со временем уходят. С этим все согласны в теории, но мало кто соглашается на практике, когда речь идёт о существующих системах, которые нам «нравятся». Когда-нибудь уйдёт и рыночная система. Но когда и как и что придёт взамен? Вопросов больше, чем ответов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Архангельский В.Н., Кушлин В.И., Бударина А.В., Буланов В.С. Государственное регулирование рыночной экономики. Издательство: РАГС. 2008 - 616 с.

2. Илларионов А. Секреты китайского экономического чуда. // Вопросы экономики, 1998, №4, сс. 15-25.

3. МакГрегор Р. Партия: тайный мир коммунистических властителей Китая. (The party. The Secret World of China’s Communist Rulers). Научно-популярное издание. Перевод с английского И.Судакевича. М.: Эксмо, 2011. - Подлинная история. - 410 с.

4. Стиглиц Дж. Крутое пике. М.: ЭКСМО. 2011 - 304 с.



Похожие публикации