Московский государственный университет печати. Валютное регулирование Проблемы валютного регулирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Брянске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: “Валютный контроль и валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

Предмет: “ Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности

Преподаватель: Мельгуй Светлана Геннадьевна

Выполнила______________________________________

Студентка V курса группы 05Б экономического факультета

Брянск 2010

Введение

1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление

2. Осуществление валютного контроля при экспортных операциях

3. Проблемы валютного регулирования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям 12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", которая введена в действие в 1994 году.

Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам.

1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление

Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.

В настоящее время валютный контроль экспортных операций в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативных документов:

Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);

Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.);

Распоряжением ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров";

Приказом МВЭС РФ от 16 февраля 1994 г. N 78 "О порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров" (с изм. и доп. от 28 декабря 1994 г., 12 марта 1996 г.),

а также многочисленными распоряжениями, приказами и указаниями ГТК РФ и ЦБ РФ.

Объектом рассматриваемых отношений, как следует из определения целей валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса «валютный контроль экспортных операций» не совсем корректна. Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного контроля с объектом отношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях. Отношения валютного контроля при экспортных операциях корреспондируют с другой важной частью государственного контроля - экспортным контролем, цели и задачи которого определены Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле».

Определение понятия «валютные операции» содержится в упомянутом федеральном законе. В соответствии со ст. 1 Закона к валютным операциям относятся:

Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

При этом законодатель разграничивает текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с таким разделением строятся различия в регулировании.

Под экспортом товаров понимается режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Субъектами рассматриваемых отношений являются:

Органы и агенты валютного контроля;

Участники экспортных операций.

В соответствии со ст. 11 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации (в том числе и при экспорте), делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;

дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие.

2. Осуществление валютного контроля при экспортных операциях

Основным документом, регулирующим процедуру валютного контроля при экспортных операциях является Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 1999 г.).

Следует отметить, что утверждение рассматриваемой инструкции есть логическое окончание процедуры, связанной с признанием в конце 1998 года Верховным Судом РФ незаконной и не подлежащей применению Инструкции от 12 октября 1993 г. N 19, 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров». Следует отметить следующий факт: не смотря на то, что жалоба на незаконность инструкции была подана сразу по двум основаниям (отсутствие регистрации в Министерстве юстиции и наличие положений, ущемляющих права российских экспортеров при невозврате экспортной выручки по вине контрагентов), действие ее было отменено судом только по формальному обстоятельству (регистрация в Минюсте). Таким образом важный вопрос ответственности экспортеров так и остался не рассмотренным.

На первый взгляд изменения в инструкции 1999 года коснулись лишь формальной стороны документа и некоторых технических вопросов организации контроля. Однако Инструкция от 13 октября 1999 года привнесла ряд принципиально новых по сравнению с прежней Инструкцией положений, которые необходимо учитывать экспортерам. Эти положения особенно важны с точки зрения ответственности за непоступление валютной выручки, остающейся для экспортеров серьезной проблемой.

Инструкция определяет три основных стадии контроля при экспортных операциях:

оформление паспорта сделки - документа валютного контроля, содержащего необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации, оформляемого в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен Контракт;

таможенное оформление экспортируемых товаров - собственно получение разрешения на вывоз товаров;

банковский контроль за поступлением выручки от экспорта товаров.

Указанная инструкция подробно определяет все этапы взаимодействия органов валютного контроля, агентов валютного контроля и экспортера. Поэтому на самой процедуре останавливаться нет необходимости.

По иному, нежели в инструкции 1993 года, дано определение выручки: выручка за экспортируемые товары - это денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, валютно-экспортный контроль распространяется как на иностранную валюту, так и на рубли, а также на клиринговую валюту. Данное положение представляется обоснованным, поскольку как уже говорилось выше, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации относит к валютным операциям.

В соответствии с п.2.2 Инструкции экспортер вправе без разрешения Банка России уплачивать нерезиденту неустойку (штраф, пеню) при определенных условиях (наличии в контракте соответствующих положений, неисполнение экспортером условий о качестве, количестве и сроках поставки и т.п.). Экспортер вправе также осуществлять без дополнительного разрешения переводы в некоторых случаях (например, в случае, если товары оказались безвозвратно утерянными в момент, когда риски несла российская сторона). В данном случае имеется в виду возврат авансов или иные аналогичные платежи. Необходимо отметить, что экспортер не вправе уплачивать нерезиденту штрафные санкции и делать переводы в иных случаях, не предусмотренных п.2.2 Инструкции от 13 октября 1999 г., например, если договором предусмотрен штраф за иные нарушения договорной дисциплины, не связанные с качеством, количеством и сроками поставки товаров. Указанное разрешение не распространяется на выплату штрафных санкций по договорам на импорт товаров: выплатить штраф за просрочку оплаты импортного товара можно только в рублях (Инструкция ЦБ РФ от 16 июня 1993 г. N 16) или в иностранной валюте по разрешению Банка России.

Неустойки и платежи должны оплачиваться с валютного счета экспортера за счет валютной выручки, оставшейся после обязательной продажи части валютной выручки. Данный вывод можно сделать на том основании, что в Инструкцию Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" изменения не внесены (в инструкции ЦБ предусматривается исчерпывающий перечень платежей, осуществляемых с транзитного валютного счета, т.е. до обязательной продажи валютной выручки).

В соответствии с п.2.3 Инструкции 1999 года при неполучении (несвоевременном получении) экспортной выручки решение о привлечении экспортера к ответственности принимают таможенные органы. Это означает, что с 1 января 2000 г. привлечение к ответственности осуществляется только на основании ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации. Ранее экспортеров нередко штрафовала либо Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (на основании п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), либо таможенные органы (на основании ст.273 ТК РФ), либо эти два органа одновременно. Привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение на основании разных норм является не только неправомерным, но даже абсурдным. Повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение недопустимо - такие действия государственных органов незаконны.

С 1 января 2000 г. неопределенность в данном вопросе устранена: за непоступление выручки от экспорта товаров штрафовать будут только таможенные органы, а за непоступление выручки от экспорта работ и услуг - налоговые органы. Этому в определенной степени поспособствовало и письмо ГТК России от 23 декабря 1999 г. N 11-15/32225 "О разграничении компетенции органов валютного контроля".

В отличие от Инструкции №19, банк может отказать в подписании паспорта сделки, например, в случае несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям нормативных актов. В таком случае можно либо внести необходимые изменения в контракт, либо обжаловать действия банка в суде, если экспортер считает, что валютные операции соответствуют законодательству, либо получить положительное разъяснение от учреждений Банка России по возникшему вопросу. Однако целесообразнее до заключения контракта провести предварительные консультации с обслуживающим банком.

С 1 января 2000 года экспортер также вправе самостоятельно распределять поступающую выручку по произведенным отгрузкам либо предоставить банку право распределять полученную выручку исходя из более ранних отгрузок.

Инструкцией от 12 октября 1993 г. устанавливалось, что зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России. В действующей в настоящее время Инструкции поступление выручки на иной счет рассматривается как вполне допустимая ситуация, не приводящая к нарушению. Вместе с тем поступившая выручка в целях контроля перечисляется на счет в банке, оформившем паспорт сделки.

Инструкцией 1999 года предусмотрено автоматическое закрытие паспорта сделки по истечении установленного срока. Ранее паспорт сделки закрывался либо в случае полного поступления выручки, либо в случае предоставления документов, подтверждающих обоснованность ее непоступления. Необходимо иметь в виду, что согласно рассматриваемой Инструкции закрытие паспорта сделки не означает прекращения таможенно-банковского контроля за поступлением выручки. Поэтому в случае непоступления или просрочки поступления выручки необходимо принять все меры к зачислению выручки или обоснованию ее непоступления (направить претензии, иски, получить заключение соответствующего подразделения Министерства торговли и т.п.).

С этого года срок в 90 дней для зачисления валютной выручки отсчитывается не с момента принятия решения о выпуске товаров и не с даты отгрузки товаров, а с даты фактического пересечения товаром российской границы. Тем самым срок зачисления выручки увеличивается на срок перевозки товара по территории России, нахождения товара на складе временного хранения и т.д. Порядок подтверждения даты фактической отправки предусмотрен для экспортеров, использующих льготу по НДС в связи с экспортом товаров. Поскольку иной порядок в настоящее время не предусмотрен, отметки пограничных таможенных органов на ГТД или иных документах могут быть использованы и для предъявления их в банк, оформивший паспорт сделки. Доказательствами могут служить ответы пограничных таможенных органов на запросы экспортера.

С этого года также не предусматривается ответственности за непредоставление информации о внесенных в контракт изменениях. В связи с этим штраф в размере 10 руб., в том числе наложенный до 1 января 2000 г., с экспортеров не взыскивается.

В паспорте сделки, оформляемом в соответствии с Инструкцией №86П, не указывается валюта платежа. Это позволяет сторонам определять денежные обязательства в соответствии с п.2 ст.317 ГК РФ, а валюту платежа в случае необходимости уточнять (заменять на иностранную) непосредственно перед оплатой. Особенно это актуально в связи с тем, что, как следует из п.5 «Положения о порядке применения Инструкции…» от 22 декабря 1999 г., «в случае, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, оформление ПС производится уполномоченным банком без представления экспортером специального разрешения». Поскольку превышение срока в 90 дней при расчетах в рублях не является неправомерным, можно сделать вывод, что экспортер не может быть оштрафован за непоступление рублевой выручки от экспорта товаров в срок, предусмотренный контрактом (полгода, год и т.д.). Значит, если в экспортном контракте в качестве валюты платежа были указаны рубли и при этом произошла просрочка расчетов, независимо от того, в какой валюте поступит плата, экспортер не может быть оштрафован за непоступление валютной выручки или просрочку поступления валютной выручки. Следует подчеркнуть, что у таможенных органов по данному вопросу может быть иная позиция.

В паспорт сделки введена новая графа, содержащая информацию о наличии или отсутствии в контракте штрафных санкций. В случае отсутствия штрафных санкций в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» сделка рассматривается как подозрительная, поэтому в контракте желательно предусматривать штрафные санкции иностранного покупателя.

Пунктом 6 Положения от 22 декабря 1999 г. подтверждается, что при наличии у собственника товара договора комиссии именно комиссионер является экспортером для целей валютного контроля (для целей использования льготы по НДС экспортером признается собственник товара). Ответственность за непоступление выручки несет данный комиссионер. Этот момент производители продукции (как правило, крупные предприятия) могут использовать с целью минимизации рисков ответственности за непоступление экспортной выручки, заключив экспортные контракты через комиссионеров, дочерние организации.

В соответствии с п.11 Положения от 22 декабря 1999 г. уполномоченные банки вправе издавать внутрибанковские инструкции по осуществлению валютного контроля, которые не могут изменять правила, установленные Инструкцией от 13 октября 1999 г. Как правило, такие инструкции предусматривают порядок взаимодействия с клиентами банка по вопросам оформления паспортов сделок (предварительное консультирование, анализ контракта на соответствие законодательству, оперативное информирование и т.п.).

Плата за выполнение уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, возможность взимания которой предусмотрена п.11 Положения от 22 декабря 1999 г., по своей природе является платой за гражданско-правовые услуги банка клиенту. Инструкцией от 12 октября 1993 г. был предусмотрен верхний предел такой платы - не более 0,15% от суммы контракта. Инструкция от 13 октября 1999 г. не предусматривает такой платы и не устанавливает ее размер. Размер такой платы должен быть связан с предоставлением клиенту реальных услуг (консультации, информирование и т.п.). Одно лишь оформление паспорта сделки, по моему мнению, не является основанием для взимания платы, поскольку осуществляется исключительно в целях государственного контроля. Выполнение банками функций агентов валютного контроля должно финансироваться не за счет экспортеров, а за счет государства.

3. Проблемы валютного регулирования

Нет смысла оспаривать мнение о том, что внешняя торговля играет позитивную роль в экономике. Считается, что заниженный курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам объективно играет на руку российским экспортерам, увеличивая их доходы от внешнеэкономической деятельности. И действительно, до кризиса 1998 года объем экспорта постоянно рос, не смотря на меры государственного валютного контроля, явно ущемляющие права экспортеров.

Однако если рассмотреть структуру российского экспорта, то легко заметить, что львиная доля экспорта приходится на топливно-энергетический комплекс: нефть и газ. Кроме того, практически вся остальная доля также приходится на сырье.

Нельзя не отметить, и это продемонстрировал 2000-ый год, рынок сырья очень чувствителен к конъюнктуре мирового рынка и зависим от него. Глубокая сырьевая зависимость от конъюнктуры мирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его резкоменяющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности страны.

Проследив историю развития валютного контроля и контроля при экспортных операциях, можно отметить следующие моменты:

До 1998 года государственная политика в этой области была направлена, в первую очередь, на ограничение утечки капитала заграницу. Была поставлена задача по обязательному возвращению валютной выручки и по недопущению использования фиктивных контрактов в экспорте и импорте. Действительно, принятые правительством меры дали некоторые результаты.

С 1998 года приоритеты в области валютного контроля поменялись. Главной задачей в самом начале кризиса стало поддержание курса рубля. И все последующие документы, принимаемые Правительством, Президентом, ЦБ РФ были направлены на достижение этой цели. Здесь можно упомянуть Инструкцию №80-И, которая устанавливает обязательную продажу валютной выручки в размере 50% резидентами, осуществляющими возврат кредитов; Указание ЦБР №500-У, по которому ужесточился контроль уполномоченных банков за правомерностью осуществления клиентами валютных операций и усиливается контроль над самими уполномоченными банками; Положение №57-П, в котором говорится, что экспортная выручка продается только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Эти и другие документы были призваны получить максимально возможный объем валюты, причем быстро. Так же в целях увеличения сбора таможенных платежей Правительство РФ приняло меры по временному введению вывозных пошлин на основные товары российского экспорта, что в определенной степени должно было восполнить нехватку средств в результате изъятия части сверхприбыли экспортеров, образовавшейся в результате резкого подорожания доллара относительно рубля в 1998 году.

В настоящий момент за счет высоких цен на нефть на мировом рынке и заниженного курса рубля по отношению к доллару США экспорт является не просто привлекательной сферой деятельности, но, более того, источником к существованию страны в целом. Получив валютную выручку, экспортеры продают ее через уполномоченные банки на специальной сессии, на которой, кроме ограниченного числа импортеров валюту покупает ЦБ РФ. За счет данных операций на протяжении всего 2000-го года Центробанк успешно пополнял валютный и золотой запас, и одновременно за счет этого ЦБ погашал внешний долг. Однако данные шаги призваны решить лишь конкретные сиюминутные задачи, стоящие перед правительством и ЦБ РФ.

Главной же проблемой, на мой взгляд, следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортном и в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики в целом.

Издание Инструкции от 13 октября 1999 г., безусловно, создает благоприятные условия для изменения практики применения ответственности за непоступление валютной выручки с целью приведения этой практики в соответствие с принципами справедливой и обоснованной административной ответственности. Однако необходимость в совершенствовании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных актов валютного законодательства в части ответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, с другой - надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала.

Заключение

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность перекачивать капитал заграницу.

В настоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступлением выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки на счета в иностранные банки без лицензии Банка России; незачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ.

Исторически сложилось, что наша страна обладает большими природными ресурсами, поэтому экспорт России в основном является ресурсным, до 90% приходится на них. В основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные и цветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается, что необходимо развивать новые приоритетные направления в экспорте, такие как торговля машинами и оборудованием, оружием, технологиями. Это позволит не только получить больше прибыли и экспортной выручки, но и поднять и развить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге, превратить Россию в действительно сильное государство.

Список используемой литературы

1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.)

2. Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)"

3. Распоряжение ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"

4. Письмо ГТК РФ от 14 марта 2000 г. N 13-15/6194 "Об информационном обмене документами валютного контроля"

5. Федеральный Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.

6. Гражданский Кодекс российской Федерации. Часть 4.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 448 с.

7. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2004. - 32с.

8. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М., 2004. - 392 с.

9. Мескон М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. - М: Высшая школа, - 588 с.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 366 с.

11. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2005. -№ 5. -с.88 - 99.

12. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. - М.: БЕК, 2003. - 288 с.

13. Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. Инфра - М.: Москва 2001. - 397 с.

14. Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.: ЮНИТИ, 2004. - 178 с.

15. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Издательство: Приор, 200. - 246 с.

Подобные документы

    Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля РФ. Методология осуществления валютного регулирования в России. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютных отношений в России. Основные направления валютного контроля в РФ.

    реферат , добавлен 14.06.2015

    Сущность валютного регулирования. Органы и агенты валютного регулирования и контроля, их полномочия. Объекты валютных отношений. Виды валютных операций. Разрешенные валютные операции между резидентами. Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств.

    презентация , добавлен 23.11.2016

    Анализ процесса валютного регулирования, обзор его форм и методов. Исследование и систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений в Российской Федерации и на воздействие государственного валютного контроля на экономику государства.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

    Сущность и основные направления валютного регулирования. Рыночное и государственное валютное регулирование. Особенности осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь, направления и принятые меры по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Цель валютного контроля. Характеристика органов валютного контроля. Валютное регулирование Российской Федерации. Ответственность за нарушение валютного законодательства. Различие национального и межгосударственного регулирования валютных курсов.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2010

    Понятие валюты и валютных ценностей. Государственная валютная монополия. Денежное регулирование в Российской Федерации. Свободноконвертируемая валюта. Валютный контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства. Валютные операции.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Валютное регулирование: понятие, процесс, формы, методы, нормативно-правовая база. Главные задачи валютной политики. Уровни регулирования валютных отношений. Основные направления валютного контроля. Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2012

    Принципы и задачи валютного регулирования, регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Организация валютного контроля за поступлением выручки от экспорта и импорта товаров.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    реферат , добавлен 19.05.2007

    Реализация валютной политики государства. Обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Либерализация внешнеэкономической деятельности и выход предприятия на внешний рынок.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

  • 1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
  • 2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;
  • 3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

  • а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • в) осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.

Валютные операции, связанные с движением капитала, представляют собой:

  • а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям относятся, в частности, переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней (п. 9 “а” Закона).

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 “а” Закона).

Операции с иностранной валютой регламентированы законодательством. Особенностями правового режима операций резидентентов т иностранной валютой являются:

  • 1. Ввоз, перевод и пересылка валютных ценностей (в состав которых входит иностранная валюта) в Россию может осуществляются без ограничений.
  • 2. Вся иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, под которыми в соответствии с п. 11 Закона о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций.
  • 3. Запрещение реализации товаров гражданам за иностранную наличную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия. Которые заключаются в том, что ряду предприятий предоставлена право вести торговлю за наличную валюту. Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными актами (письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. № 67).
  • 4. Обязательная продажа части валютной выручки. Основным правовым актом, установившим такой порядок, является Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валют ной выручки и взимания экспортных пошлин”. Указ установил обязанность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, продажи через уполномоченные банки по рыночному валки ному курсу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

Валютное регулирование касается также операций с национальной валютой. Законодательством установлено, что вывоз и пересылка из России, а также ввоз в ее пределы национальной валюты осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в отношении российской валюты (п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона о валютном регулировании).

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов валютного контроля. Эта система подразделяется на органы валютного контроля и их агентов. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании к органам валютного контроля отнесены ЦБ РФ и Правительство России, а агентами валютного контроля, как указывается в п. 3 этой же статьи, являются организации, на которые законодательством могут возлагаться функции валютного контроля.

В частности, в качестве агентов выступают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ (п. 4 ст. 11 закона).

Для реализации функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган -- Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. Контролирует выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, осуществляет контроль за поступлением средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняет еще целый ряд различных функций в сфере контроля за осуществлением валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В соответствии с предложением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в целях реализации на местах единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных, импортных и иных внешнеэкономических операций Правительство РФ приняло постановление об образовании территориальных органов по валютному контролю.

Функции контроля, как уже упоминалось, осуществляют уполномоченные банки, а также таможенные органы.

В целях защиты государственных интересов по укреплении экономики принят ряд законодательных и нормативных актов, направленных на обеспечение репатриации валютной выручки полученной от экспорта.

Экспортеры тоже несут ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за нарушение положений упомянутой инструкции с экспортеров взыскиваются в бесспорном порядке штрафы. Ответственность экспортеров предусмотрена и в Таможенном кодексе.

За сокрытие валютной выручки экспортеры в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 отвечают в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или ее рублевом эквиваленте. Никакие ходатайства об освобождении от уплаты штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках не рассматриваются.

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования. В научной экономической литературе под внешнеэкономическими связями (ВЭС) понимается система межгосударственных внешнеэкономических отношений, а ВЭД ограничивается рамками функционирования субъектов хозяйствования. Это мнение справедливо теоретически, а практически понятие ВЭД присуще как для субъектов хозяйствования, так и для государства.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности организаций

ТЕМА 9. ФИНАНСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности

организаций

2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных фондов организации

Таким образом, ВЭД является формой реализации внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, выступают характеристикой внешнеэкономических отношений.

Понятие внешнеэкономическая деятельность организации (хозяйствующего субъекта) включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятель­ность: производственную кооперацию в области между­народного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительные права на них (интеллекту­альная собственность). ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:

Способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового);

Осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства;

Реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения пе­рехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропей­ских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран пока­зывают, что производство на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.



Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

Во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

В-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Выход организаций на мировой рынок позволяет обеспе­чить их реальное участие в международных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преиму­ществ международного разделения труда. Согласно действу­ющему законодательству она имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности организации постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности организаций являются составной частью и одним из источников доходов государ­ственных финансов в данной сфере деятельности.

Как особая сфера функционирования финансы ВЭД обладают специфическими чертами. Область их существо­вания ограничивается сферой внешнеэкономической деятельности. Они воплощаются в ресурсах, формирующих­ся не только в национальной, но и иностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду с национальными юридическими и физическими лицами являются также зарубежные партнеры в лице иностранного госу­дарства, международной организации, иностранные юри­дические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходит под влиянием сложившейся системы междуна­родных валютно-кредитных и расчетных отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций выражают систему экономических отношений, возни­кающих в ходе формирования и использования фондов де­нежных средств, полученных от внешнеэкономической де­ятельности в иностранной и национальной валюте. Они включают специфические отношения:

Между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;

Организациями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления;

Организациями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальной валюты; а в части иностранной валюты - по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;

Организациями и кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов за кредит в иностранной и национальной валюте;

Партнерами совместных организаций, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов и др.;

Государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

Общегосударственный - Парламент, Президент, Правительство;

Функциональный - органы государственного планирования финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

Хозяйственный - субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

Создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

Разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

Анализ и прогноз, тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

Участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;

Разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

Реализация таможенной политики;

Обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;

Своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, фор­мирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне организации управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством: внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера организации, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешне­экономических связей).

Важной составляющей в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного конт­роля. Валютное законодательство представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих порядок осущест­вления валютных операций, сделок с валютными ценностя­ми между организациями и гражданами другой страны, по­рядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к следующим основным мерам:

Лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;

Проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;

Предоставление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;

Обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах;

Регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам;

Регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;

Определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования; осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций, связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.

Согласно национальному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности, получающие ва­лютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банках республики или в предусмотренных законодательством случаях - на счета в иностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования по обеспече­нию поступления:

Выручки от продажи продукции по экспортному контракту - не позднее 180 календарных дней со дня отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг - не позднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;

Товара по импортному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня проведения получателем платежа за товар;

Товара по импорту согласно бартерному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня выполнения экспортной части данного контракта.

Оплата или поставка товара за третьих лиц или третьи­ми лицами, по внешнеэкономическим сделкам, допускается при наличии договора об уступке требования либо переводе долга, заключенного в соответствии с законодатель­ством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступает иностранная ва­люта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.

Поскольку в Беларуси еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между произ­водителями и другими субъектами хозяйствования, осно­ванный на валютном курсе, такое перераспределение осу­ществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной вы ручки на валютном рынке. Все организации, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валют­ном рынке, обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) 30 % этих средств в тече­ние 5 дней после поступления на счета белорусских или иностранных банков, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством.

Существуют некоторые льготы по обязательной прода­же валютной выручки. Не подлежат обязательной продаже суммы конвертируемой валюты и российских рублей:

Приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

Поступившие в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %, а также в уставные фонды банков от резидентов Республики Беларусь;

Поступившие в виде привлеченных средств (кредитов, депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;

Поступившие в качестве возврата основной суммы кредита (займа, депозита);

Поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи, при условии использования ее по назначению;

Поступившие в рамках целевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов;

Поступившие на счета Фонда социальной защиты населения для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а так­же поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;

Поступившие энерго-, газо-и нефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средств в иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей от экспорта продукций (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь; выступающим в качестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащие, и на праве собственности (полного хозяйственного ведения оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектами хозяйствования;

Взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет в течение 5 дней со дня поступления.

Все расчеты, используемые во внешнеэкономической деятельности предприятий, регулируются государственными органами в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль компетентных органов государства и их агентов за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, составная часть финансового контроля и таможенного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, агентами - уполномоченные банки и другие организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Как составная часть таможенного контроля валютный контроль означает совершение таможенными органами необходимых действий, направленных на соблюдение физическими и юридическими лицами установленного законом и иными нормативно-правовыми актами порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу РФ.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст.11 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Так Центральный банк РФ:

    определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

    издает нормативные акты;

    проводит все виды валютных операций

    устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ

    устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ

    устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии

    устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления

    готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам

    выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

    физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ

    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ

    дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ

    находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами

В число нерезидентов входят

    физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ

    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ

    находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства

    находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

На уровне предприятий валютное регулирование осуществляется в рамках валютно-финансовых условий внешнеэкономических контрактов, которые включают:

    валюту цены и способ ее определения,

    валюту платежа,

    курс пересчета валюты цены в валюту платежа при их несовпадении,

    различные оговорки, защищающие стороны от валютных рисков в результате изменения курса валют,

    условия расчетов (наличный расчет или в кредит),

    форму расчетов,

    средства платежа (векселя, чеки и т.д.)

Среди основных форм расчетов во внешнеэкономической деятельности предприятий инкассо, аккредитив, банковский перевод, открытый счет, авансовые платежи. Большое значение имеют и активно используются при проведении сделок инкассо и аккредитив, предполагающие гарантирование платежей по договору банками, участвующими в проведении расчетов.

Схема расчетов по инкассо

    В соответствии с заключенным договором экспортер отправляет товар импортеру

    Передача банку документов и поручения выдать на инкассо

    Документы направляются банку получателя

    Банк получателя информирует получателя, что документы прибыли и что он выполнил условия инкассо

    Выполнение условия инкассо покупателем, передача ему документов

    Перевод денег банку продавца

    Деньги поступают на счет экспортера

Схема расчетов по аккредитиву

    Импортер поручает своему банку открыть аккредитив

    Банку экспортера пересылаются инструкции

    Банк информирует экспортера, что получил инструкции об открытии аккредитива

    Экспортер отправляет товар импортеру

    Экспортер использует аккредитив - передает документы банку

    После проверки документов банк выплачивает сумму аккредитива экспортеру

    Документы направляются банку импортера

    Документы проверяются и отправляются импортеру

Еще одной распространенной формой проявления валютных отношений являются операции международного кредитования.

Кредитование во внешнеэкономической деятельности – временная передача денежных средств, товаров и других ценностей на условиях срочности, возвратности, платности, как правило, в виде процента за пользование.

В международной практике выделяют следующие виды валютных кредитов:

    фирменные или коммерческие - банковские

    правительственные - брокерские

    предоставляемые международными организациями

Фирменный (коммерческий) кредит - традиционный инструмент кредитования, предоставляемый экспортером иностранному покупателю в виде отсрочки платежа.

Виды фирменного (коммерческого) кредита:

    вексельный, - при инкассовой форме расчетов,

    по открытому счету, - покупательские авансы.

Банковский кредит – кредитование банками внешнеэкономической деятельности предприятий

Виды банковского кредита:

    акцептный, - факторинг

    акцептно-рамбурсный, - форфейтинг

    кредиты покупателю



Похожие публикации