Стратегия индустриально-инновационного развития. Индустриальная инновационная политика рк В чем сущность стратегии индустриально инновационного развития

1.3.1. Цели и задачи Стратегии

Главной целью Стратегии является форсированное индустриально-инновационное развитие страны на основе новых прогрессивных технологий, создание промышленности, способной производить конкурентоспособную и экспортно-ориентированную продукцию.

В ходе реализации Стратегии предполагается осуществить структурные сдвиги в сторону расширения доли обрабатываю­щей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, в том числе высокотехнологичной и наукоемкой продукции. По оценкам экспертов, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающей отрасли в промышленном произ­водстве в 2015 г. может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 51-55%, против 31% и 25,6% в 2000 г. С учетом реализа­ции Стратегии горнодобывающие производства составят 46-47%. Качественные изменения должны произойти в структуре добав­ленной стоимости обрабатывающей промышленности. Стратеги­ей предусматривается к 2015 г. сокращение доли металлургии и обработки металлов с 40% от общего объема добавленной стои­мости обрабатывающей промышленности до 27-28 %. Ожидает­ся также существенное увеличение доли наукоемкой и высоко­технологичной продукции за этот период, которая должна соста­вить 9-11% против 0,6% в 2000 г.

Развитие многоотраслевых цепочек добавленных стоимостей должно коснуться широкого круга отраслей. Перспективной яв­ляется сфера углубления переработки стратегического сырья. Предполагается, что углубление переработки нефти и газа со­здаст возможности для производства около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически во всех отраслях экономики и в быту. Хорошие перспективы имеются в металлургической промышленности. В Казахстане есть запасы минеральных руд, содержащих около 100 элементов таблицы Менделеева. Во времена СССР продукция цветной металлургии Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высо­котехнологичных товаров - космических аппаратов, вооружения и электронной техники.

В целом, по имеющимся экспертным оценкам, свыше 600 предприятий обрабатывающего сектора экономики облада­ют необходимым потенциалом для выполнения заказов нефте­газодобывающей отрасли. При этом около 50 из наиболее круп­ных машиностроительных предприятий выпускают продукцию для нефтегазового сектора, а 29 из них имеют возможности для увеличения своих экспортных резервов.

Реализация целей индустриально-инновационной политики позволит повысить добавленную стоимость обрабатывающей промышленности не только путем роста объемов производства продукции, но и за счет существенной экономии человеческого и производственного капитала. Это окажет положительное влия­ние на процесс воспроизводства продукции и повышение уровня жизни населения. Кроме того, высвобождаемые трудовые ресур­сы, энергию и материалы можно будет направлять на создание новых производств.



Расширение доли обрабатывающей промышленности создаст предпосылки для диверсификации экспорта. Расширится выход страны на мировой рынок с готовой продукцией, углубится инте­грация экономики Казахстана в мировую хозяйственную систему.

Главное отличие принятой Стратегии индустриально-иннова­ционного развития Казахстана от ранее разрабатываемых доку­ментов в области промышленного развития заключается в том, что она направлена на активное сотрудничество государства с част­ным сектором на основе законодательно определенных мер государственного регулирования развития экономики. В то же время новая стратегия не предполагает диктат государства в вопросах того, что кому производить и где строить объекты. Основным двигателем индустриально-инновационного развития должен стать частный сектор, а государство должно выступать в качестве катализатора и инициатора в вопросах повышения кон­курентоспособности экономики и способствовать модернизации частных предприятий, вовлекая их в инновационные процессы.

Следует признать, что инновационное развитие, а фактически создание нового сектора экономики, изначально ориентирован­ного на экспорт продукции и существующего параллельно с сы­рьевым экспортом, возможно преимущественно за счет собствен­ных ресурсов. В решении этой проблемы чрезвычайно высока роль государства, которое должно перейти от пассивной инвести­ционной политики к активной и взять на себя функцию координа­тора инвестиций.

В этих целях в Казахстане, в отличие от мирового опыта, именно государство формирует специальные институты разви­тия . Помимо активизации работы уже действующего Банка раз­вития большие надежды возлагаются на такие институты, как Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта.

Дополнительно с целью создания целостного комплекса, обеспечивающего реализацию стратегии индустриально-инно­вационного развития, правительство приняло решение о созда­нии Центра маркетингово-аналитических исследований , Центра инжиниринга и трансферта технологий, а также Фонда науки . Через такие институты развития государство будет участвовать в проектах, которые ориентированы на создание целостной сис­темы производств, создающих конкурентоспособную продук­цию, последовательно развивая технологическую и экономиче­скую цепочку добавленных стоимостей. Это позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный про­дукт, отвечающий всем параметрам конкурентоспособной про­дукции.

В 2003 г. из средств государственного бюджета Банку разви­тия было выделено 80 млн долл. на пополнение уставного капи­тала (тем самым его размер достиг 250 млн долл.), Инвестицион­ному фонду - 150 млн долл., Инновационному фонду - 50 млн долл. В соответствии с бюджетом на 2004 г. уставной капитал Банка развития Казахстана пополнился еще на 80 млн долл., а Инновационный фонд - на 42,5 млн долл. Также было выделено Центру инжиниринга и трансферта технологий 2,6 млн долл., Центру маркетингово-аналитических исследований - 5 млн долл., на создание технопарков - свыше 7 млн долл. Средства для Казахстана значительные, но крайне необходимые для ре­шения такой сложной проблемы, как формирование инноваци­онной экономики с высокотехнологичными и наукоемкими про­изводствами.

Основной задачей Банка развития является финансовая под­держка инициатив частного сектора и государства в перерабатывающих отраслях и инфраструктуре (в части инвестиционно-ин­новационных проектов, обеспечивающих техническое перево­оружение и модернизацию производства) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также выдачи гарантийных обяза­тельств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредит­ными институтами. Таким образом, Банк, используя рыночные механизмы и инструменты, призван осуществлять реализацию инвестиционной политики государства совместно с другими фи­нансовыми институтами.

Вторым важнейшим институтом , призванным осуществлять реализацию государственной инвестиционной политики, явля­ется Казахстанский инвестиционный фонд, основная цель кото­рого - оказание финансовой поддержки инициативам частного бизнеса в несырьевом секторе экономики путем долевого учас­тия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом.

В качестве основных задач Инвестиционного фонда опреде­лены следующие:

Создание венчурных фондов с участием международных фи­нансовых институтов, частных инвесторов;

Инвестирование венчурных проектов, привлечение для част­ных инвесторов и кредиторов;

Предоставление грантов для прединвестиционной стадии проектов;

Приобретение акций или доли участия инвестируемых ком­паний;

Создание информационного банка данных по инвестицион­ным проектам и информирование частных инвесторов и кредито­ров о наличии перспективных проектов;

Привлечение внешних и внутренних инвестиций в венчурные проекты;

Управление акциями инвестируемых предприятий;

Вывод акций инвестируемых предприятий на фондовый рынок.

В целях содействия росту инновационной активности и раз­витию высокотехнологичных и наукоемких производств в стра­не сформирован Инновационный фонд . Этот институт развития призван стимулировать создание высокотехнологичных отрас­лей, таких как информационный сектор, электроника, биотех­нология и др.

Кроме того, для развития высоких технологий и наукоем­ких производств государством создан Центр инжиниринга и трансферта технологий , призванный оказывать предприятиям инжиниринговые услуги, осуществлять трансферт передовых зарубежных технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

Отсутствие инновационной направленности характерно и для действующих в Казахстане бизнес-инкубаторов. Одной из причин этого является то, что до недавнего времени в Республи­ке отсутствовали единый подход к формированию инновацион­ный инфраструктуры и нормативная база, регламентирующая порядок создания бизнес-инкубаторов и технопарков, а также проведения аттестации существующих структур с целью опреде­ления их соответствия требованиям, предъявляемым к подоб­ным субъектам.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 2001 г. Программы инновационного развития Республики Казахстан, а также в 2002 г. - Закона об инновационной деятельно­сти Республики Казахстан. Согласно Закону, при непосредст­венном участии государства предусматривается создание специ­ализированных субъектов инновационной деятельности: техно­полисов, технологических, промышленных парков, технологи­ческих инкубаторов, инновационных фондов, основная деятель­ность которых должна быть направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управ­ления обществом.

Дальнейшую детализацию проблема формирования нацио­нальной инновационной инфраструктуры Казахстана нашла от­ражение в Стратегии индустриально-инновационного развития страны до 2015 г. На финансирование этих мероприятий в бюдже­те 2003 и 2004 гг. впервые было выделено 1,2 млрд тенге, из ко­торых около 500 млн предназначалось для организации трех но­вых технопарков, а оставшиеся деньги - для создания парка ин­формационных технологий 45 .

Предполагается активизировать деятельность государства в создании и управлении технопарками, что позволит расширить и усовершенствовать практику применения со стороны государства рыночных механизмов в управлении хозяйствующими субъекта­ми, а также сформировать эффективные модели технопарков. Цели и задачи последних будут во многом определяться специфи­кой региона, в котором они создаются. В соответствии с мировой практикой на территории технопарков введен особый режим на­логообложения для стимулирования развития наукоемких и вы­сокотехнологичных производств.

Таким образом, технопарки и бизнес-инкубаторы должны сформировать своеобразный «инновационный пояс» вокруг базо­вых отраслей промышленности, к которым относятся нефтегазо­вый и горно-металлургический сектора промышленности, а так­же строительная и агропромышленная сферы.

В целях дальнейшей конкретизации задач промышленной политики по поручению Президента в 2010 г.Правительством разработана Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) на 2010-2020 гг.

Основные задачи Программы :

Повышение производительности труда за счет внедрения инноваций;

Диверсификация экономики;

Развитие агропромышленного комплекса;

Создание эффективной НИС;

В соответствие с ПФИИР предусмотрена реализация 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.

В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощный газохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, ряд крупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.

К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.

В сфере АПК важнейшая задача – реализация экспортного потенциала, в первую очередь выход на рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

Для решения этой задачи ведется строительство железнодорожных линий «Жетыген-Коргас» и «Узень - государственная граница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ казахстанской продукции на рынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога «Западный Китай - Западная Европа», которую мы начнем строить - важная магистраль для товаров.

Реализация ПФИИР позволит к 2020 году достичь следующих результатов:

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна составить 13% (в 2009 – 9,0%);

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна возрасти с 27 до 45%;

Производительность труда в обрабатывающей промышленности должна быть повышена в 2 раза, в с/х – в 4 раза;

Энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее, чем на 25%;

Доля инновационно-активных предприятий должна вырасти с 4 до 20%;

Внутренние потребности строительства на 80% должны обеспечиваться отечественными стройматериалами;

Контрольные вопросы:

1.Что является предметом курса «Экономика предприятия»?

2.Какие объекты изучает экономика предприятия?

3.Какая система показателей определяет развитие экономики?

4.Что такое реальный сектор экономики? Какие сферы экономики входят туда?

5.Что относится к важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении? Каковы объемы их производства в 2009 г.?

6.Цель Стратегии индустриально-инновационного развития

7.Какие отрасли реального сектора вносят наибольший вклад в ВВП страны?

8.Главная задача стратегии

9.Главное отличие Стратегии от ранее разработанных документов

10.Какие институты развития созданы в Казахстане?

11.Задачи БР, Инвестиционного фонда

12.Каковы основные задачи ПФИИР?

13.Каких результатов позволит достигнуть реализация ПФИИР?

Для обеспечения стратегии инновационного развития региона необходимо создание развитой инфраструктуры и, самое главное, разработка основных направлений эффективной национальной инновационной стратегии, новых механизмов ее стимулирования. К последней, относятся специальные целевые фонды, государственные гранты, кредитование и финансирование на льготных условиях, амортизация и льготное стимулирование инновационных разработок, инициирование инновационных программ.

Одним из основных направлений новой редакции Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 , является обеспечение дальнейшей индустриализации Казахстана, как государства, отвечающего критериям международного рынка.

Реализация 1-го этапа (2003-2005 годы) создала платформу для дальнейшего технологического развития региона. Решены системные вопросы развития факторов производства, сформирована новая институциональная основа (институты развития, СПК «Онтустик», холдинги, Фонд науки и другие), начата реализация пилотных проектов и строительство обеспечивающей инфраструктуры, создана законодательная база.

2-й этап реализации Стратегии (2006-2010 годы) должен реализовать структурные преобразования в экономике региона, стабилизировать ее.

В этой связи, стратегическими целями инновационного развития региона являются:

  • ориентирование и поддержка научных исследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития;
  • стратегическое планирование;
  • финансовая поддержка, размещение ресурсов;
  • образование и подготовка кадров;
  • организация передачи технологии;
  • лицензионно-патентное право;
  • мониторинг и оценка инноваций.

Принятая Указом Президента РК Система государственного планирования в Республике Казахстан, ориентирована на результат. Указ устанавливает основные принципы и механизмы функционирования системы государственного планирования в Республике Казахстан, которая позволит выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны.

Таким образом, программно-целевое управление обеспечивает своевременное выявление важнейших задач научно-технического развития региона.

На основе выявленных проблем необходимо разработать механизм управления инновационной деятельностью региона. При проведении анализа ситуации региона, усилия экспертов должны быть направлены на выявление слабых и сильных мест в двух направлениях: - внешняя среда-среда окружения, т. е. изучить шансы и факторы риска на рынке и внутренняя.

Проявление условий внешней среды характеризуется следующими факторами как: политическое и правовое окружение; экономическое; технологическое, социально-культурное; экологическое. Анализ внешней среды предприятия показывает, каковы его шансы и факторы риска на рынке. Анализ внутренней среды выявляет сильные и слабые места и показывает, что предприятие должно делать достаточно ли у предприятия собственного капитала, оценка своих ресурсов с позиции возможности их использования для принятия решений.

Стратегия инновационного развития Жамбылской области основана на принципах «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года , и взаимосвязана с государственной промышленной политикой РК. В ней учитываются: природно-ресурсный, кадровый, научно-технический потенциал области, современное состояние региональной экономики и инвестиционная политика государства.

Главной задачей дальнейшего подъема экономики региона является усиление конкурентоспособности отечественного производства, в т.ч. химической отрасли, производство потребительских товаров, горнохимической продукции и производство фосфорной продукции и в том числе фосфорных минеральных удобрений.

Успешное развитие производства Жамбылской области, особенно той части, которая выпускает продукцию фосфорной подотрасли, во многом зависит от уровня связи и взаимодействия промышленности с другими отраслями и сферами экономики региона. Являясь производителем продукции для всех отраслей и сфер, промышленность и, в частности химическая, сама потребляет их продукцию, работы, услуги.

В сфере производства горнохимической продукции решение данной задачи направлено на предоставление потребителю продукции фосфорной отрасли с достаточным уровнем качества. Это позволит вытеснить с внутреннего рынка региона аналогичные импортные товары из Китая, России и других стран, которые поставляют минеральные удобрения и другую продукцию, в том числе и товары потребительского спроса к использованию.

Тем самым, учитывая опыт развитых стран, как США, стран Западной Европы, мы предлагаем на региональном уровне с участием местных органов власти, создание фондов рискового (венчурного) капитала. Также региональные венчурные фонды необходимо сформировать из средств местного бюджета, частных компаний, фирм, корпораций, общественных организаций, добровольных пожертвований, пенсионных накопительных фондов.

Список использованной литературы

1. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы \ Государственные программы развития РК [Электронный ресурс] http://www.kazembassy.by/econom/transport.html.

2. Постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Указа Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» Астана, Акорда, 2009 .

3. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года об утверждении Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи Правительства при разработке индустриальной программы. Государственная инновационная политика Республики Казахстан. Стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики. Экономический рост Казахстана и его регионов.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подходы к определению понятия инновации, ее виды и характерные черты. Признаки классификации инноваций. Принципы инновационной политики в реализации инновационного развития предприятия, этапы ее разработки. Задачи государственной инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на современном этапе (в том числе в региональном аспекте), общие рекомендации и направления по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Сущность, принципы и формирование государственной инновационной политики. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Общая характеристика ООО "Ключ – Агро", экономические и организационные условия освоения новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Сущность, основные методы и направления государственной инновационной политики. Цели, задачи, органы управления и основные проблемы развития государственной инновационной политики России. Система финансирования инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Формирование благоприятной конкурентной среды как фактор успешной реализации индустриально-инновационных проектов. Степень развития конкурентной среды Казахстана в 2012 г. Реформирование электроэнергетической отрасли. Размер платы за тепловую энергию.

    В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

    Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

    Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

    Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

    Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

    Повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

    Создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

    Стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

    Диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

    Развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

    Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

    На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

    В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

    В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

    На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

    Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

    На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

    Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

    Реализация Стратегии позволит:

    Увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

    Повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

    Замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

    Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

    Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

    Документом, определяющим долгосрочные приоритеты в области образования, является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года», разработанный в целях реализации долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». На основе этого документа были составлены две государственные среднесрочные программы развития образования, первая из которых была утверждена в 2000 году (на период 2000-2005 гг.), вторая – в 2004 году (на период 2005-2010 гг.). Государственная программа развития образования в РК до 2010 года была разработана на базе Концепции развития системы образования РК до 2015 года, одобренной правительством в феврале 2004 года.

    В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики. Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы

    Развитие образования, науки и культуры в современном Казахстане Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
    – формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
    – социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
    – воспитание гражданственности и любви к Родине;
    – обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

    В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

    "Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".

    Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, за последние 10 лет казахстанской наукой достигнуты результаты, некоторые из которых имеют мировой уровень.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоёмких производств.В 2003 году в Республике Казахстан научные исследования и разработки выполняли 267 организаций. Среди специалистов-исследователей 942 работника имеют учёную степень доктора, 2688 - кандидата наук.

    Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. При этом следует отметить, что как ни в какой другой сфере социального развития в Казахстане, в области культуры национальное выступает в наиболее индивидуальном, можно сказать "чистом" виде, впитывая все лучшее из инонационального. В то же время, культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны.

    177)Реформы в системе образования Республики Казахстан.

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение о проведении глубоких реформ в системе образования в рамках национальной кампании по вхождению в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран в мире. Наряду с этим предложением, президент дал поручение диверсифицировать основанную на нефти экономику этого среднеазиатского государства, а также использовать некоторую часть государственных нефтедолларов на оказание помощи социально уязвимым слоям населения.

    «Почти все преуспевающие современные государства, которые активно интегрировали в международную экономическую систему, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания нам, прежде всего, следует развивать свой собственный человеческий капитал», - заявил Назарбаев на заседании парламента 28 февраля в Послании народу Казахстана.

    В частности, Назарбаев указал на потребность в современных методиках образования - включая интерактивное обучение и образовательное телевидение – для обеспечения Казахстана кадровыми ресурсами, способными развивать «основанную на инновациях» экономику.

    Он обратился к правительству с поручением открыть 100 новых школ и запросом на разработку системы аттестации преподавания и обучения, а также метода аккредитации образовательных учреждений в соответствии с международными стандартами.

    В начале сентября прошлого года правительство одобрило госпрограмму образования на 2011-2020 годы. Планируется, что 14% вузов в Казахстане пройдут международную специализированную аккредитацию, все вузы внедрят европейскую систему перевода кредитов, а 20% вузов будут осуществлять двухдипломное образование совместно с зарубежными вузами. Государственная образовательная накопительная система позволит гражданам Казахстана осуществлять накопления средств на обучение своих детей с выделением премий от государства. Механизм уже отработан, ведутся расчеты.
    В ближайшие три года планируется построить 90 детсадов. До 2015 года будет открыто 615 мини-центров и 163 частных детсада, возвращено 118 ранее приватизированных детсадов, 154 за счет высвобождения зданий коммунальной собственности. А дошкольным воспитанием предусмотрено охватить 100% детей. С целью перехода на 12-летнее образование будет построено 522 общеобразовательные школы, на что из бюджета выделят 167,4 млрд тенге. Программу реализуют в два этапа: первый - 2011-2015 годы, второй - 2016-2020 годы.

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу вхождения страны в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, согласно рейтингу Всемирного экономического форума. Стратегия исполнения предполагает усиление роли государства во всех значимых отраслях экономики. И хотя декларируется создание равных условий хозяйствования, на деле государство всегда может включить административный ресурс, подминая свободную конкуренцию.

    17 мая 2003 года Указом главы государства была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, что стало, по существу, началом нового этапа экономических преобразований.

    Для обеспечения поэтапной реализации поставленных задач Правительством утвержден План мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, который охватывает 2003-2005 годы. В соответствии с ним предстоит сформировать необходимую вспомогательную базу и обеспечить деятельность финансовых и инновационных институтов развития с целью последующего перехода к основным ключевым преобразованиям, которые планируется провести на втором (2006-2010 гг.) и третьем (2011-2015 гг.) этапах реализации Стратегии.

    В частности, будут определены те производства, которые имеют наибольшие конкурентные преимущества в цепочке добавленных стоимостей. При этом процесс развития базовых отраслей экономики должен усиливаться за счет инициатив частного сектора, которые станут основной движущей силой.

    Предприятия страны должны стремиться к максимизации своей прибыли, в первую очередь за счет внедрения новых технологий и инновационных разработок. Для того чтобы обеспечить развитие основных отраслей казахстанской экономики на базе крупных системообразующих предприятий, необходимо создавать сопутствующие производства, что даст возможность широкому развитию субъектов малого и среднего бизнеса.

    В целях систематизации информационных потоков будет сформирована база данных по инициативам частного сектора (инновационным и инвестиционным проектам, предложениям иностранных и отечественных инвесторов), база данных по всем имеющимся в стране, научным разработкам, а также база данных по патентам.

    При реализации задач Стратегии и переносе их в практическую плоскость основную роль должны играть местные исполнительные органы. Правительство, в свою очередь, создаст для этого нормативно-правовую основу. Следует отметить, что проводимая им политика должна быть понятна и доступна каждому реальному производителю и потенциальному инвестору.

    Алгоритм, по которому Правительство выстраивает свою работу по реализации подготовительного этапа Стратегии, таков:

    • 1) проведение конъюнктурных, маркетинговых исследований отраслей экономики в целях определения их конкурентоспособности;
    • 2) подготовка, переподготовка кадров и формирование нового формата менеджеров;
    • 3) обеспечение системной работы созданных институтов развития;
    • 4) создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.

    Институциональное обеспечение, на наш взгляд, является одним из первоочередных вопросов любой реформы.

    Тесное переплетение науки и производства - определяющий фактор индустриально-инновационного развития. Инструментами таких отношений должны стать помимо уже созданных финансовых институтов развития Центр маркетинговых и аналитических исследований, Фонд науки, Центр инжиниринга и трансферта технологий, деятельность которых позволит сформировать благоприятные условия для трансферта и последующего внедрения передовых зарубежных технологий, отечественных разработок и иных инновационных продуктов.

    Определен принцип взаимодействия государства с институтами развития, частным сектором и научно-исследовательскими организациями.

    До полного становления всех институтов развития этот процесс будет координировать формируемая в настоящее время проектная группа, вплоть до проведения переговоров по крупным системообразующим проектам. Уже началось формирование портфеля перспективных проектов и бизнес-инициатив. После проработки они будут передаваться в финансовые институты в соответствии с их направлениям. Из более 200 проектов, которые в настоящее время проходят анализ, наиболее готовые к реализации будут отобраны для оказания им государственной поддержки.

    Вместе с тем нам необходима квалифицированная помощь в создании и развитии инновационной инфраструктуры, включая подготовку кадров, разработку принципов управления технопарками и планов их развития. Уже проведены переговоры с международными финансовыми институтами об оказании технической, а также финансовой помощи в реализации инновационных проектов и в создании инновационной инфраструктуры путем долевого участия в уставном капитале.

    В Казахстане в настоящее время действуют 15 технопарков и 16 бизнес-инкубаторов. Однако ввиду отсутствия тесных связей с наукой и производством они не соответствуют целям и приоритетам индустриально-инновационной политики, одним из которых является выпуск высокотехнологичной продукции.

    В связи с этим, на первоначальном этапе государство примет активное участие в создании и управлении технопарками, что позволит расширить и усовершенствовать практику применения со стороны государства рыночных механизмов в управлении хозяйствующими субъектами, а также сформировать эффективные модели технопарков. Цели и задачи последних будут определяться прежде всего, исходя из специфики региона, в котором они создаются и состава их учредителей.

    Таким образом, технопарки и бизнес-инкубаторы должны сформировать своеобразный “инновационный пояс” вокруг базовых отраслей промышленности, к которым относятся, в том числе и нефтегазовый сектор промышленности.

    Принимая во внимание, что отечественные предприятия и инновационные институты в большинстве своем не готовы выпускать продукцию на уровне международных стандартов, среди них будут отобраны те, производство и разработки которых окажутся наиболее эффективными. Для чего в ближайшее время будет проведено анкетирование промышленных предприятий на предмет выявления наиболее готовых к решению задач по обеспечению базовых отраслей промышленности необходимой продукцией.

    В качестве примера можно отметить один из основных базовых секторов экономики - нефтегазовую индустрию.

    Только для реализации проекта “Курмангазы” отечественные предприятия, с учетом степени их готовности, могут сегодня приступить к производству цемента специального, тампонажного, электрооборудования и электрокабелей, буровых установок, фонтанной арматуры, оборудовании связи и контроля, морских судов.

    Между тем в республике отсутствует производство по 16 из заявленных позиций для морских нефтяных проектов, что диктует необходимость создания мощностей по производству труб нефтяного сортамента, скважинного оборудования, специальных печей подогрева, нагревателей, охладителей, дегидраторов и обессоливающих установок, оборудования по контролю конденсации и по стабилизации газа, компрессоров, оборудования по закачке воды, реагентов и другой продукции.

    Более того, углубление переработки нефти и газа позволит уже на первом этапе производить около 200 разновидностей полимерных изделий, которые могут быть использованы практически не только во всех отраслях экономики, но и в быту.

    В результате проведенного анализа выяснилось, что сегодня свыше 600 предприятий обрабатывающего сектора экономики страны обладают необходимым производственным и кадровым потенциалом для выполнения заказов нефтегазодобывающей отрасли. При этом около 50 из наиболее крупных машиностроительных предприятий выпускают продукцию для нефтегазового сектора, а 29 из них имеют возможности для увеличения своих экспортных резервов.

    Для полного использования потенциала, имеющегося у местных производителей, при реализации нефтегазовых проектов, особенно освоения Каспийского шельфа, будут приняты меры по увеличению доли казахстанского участия или преимущественного использования товаров и услуг наших производителей.

    Безусловно, в Казахстане не так много производств, работающих по самым высоким стандартам качества, имеющих квалифицированный персонал и обладающих высокими технологиями. Задача состоит в том, чтобы не только стимулировать казахстанские предприятия работать по мировым стандартам качества, но и помочь им найти сильных зарубежных партнеров, которые привнесут в нашу страну технологии и капитал, обучат наших предпринимателей высоким стандартам корпоративного управления.

    Важное место занимают вопросы реформирования национальной системы стандартизации, сертификации и метрологии. В этом контексте помимо разработки широкомасштабных программ по повышению качества и развитию эталонной базы предусматривается развитие и законодательной базы. В настоящее время разрабатывается законопроект “О техническом регулировании”, который будет основываться на принципах рыночной экономики и обеспечит переход от обязательной стандартизации к добровольной.

    Вопросами содействия при заключении контрактов между иностранными компаниями и отечественными производителями будет заниматься специально созданное Казахстанское контрактное агентство. Помимо этого, оно на льготных условиях будет оказывать консультационные услуги местным предприятиям для повышения качества их продукции и эффективности управления производством.

    С учетом приоритетов Стратегии, в целом будет пересмотрена торговая политика, которая будет направлена на создание инфраструктуры по продвижению экспорта, на экспансию отечественных товаров на рынки стран СНГ, близлежащих развивающихся стран и на либерализацию таможенно-тарифного режима страны.

    Первый этап Стратегии предусматривает активизацию переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, поскольку вопросы взаимодействия нашей страны в рамках ВТО имеют немаловажное значение для осуществления структурных преобразований по формированию конкурентной среды и вхождения республики в качестве равноправного участника в мировую торговую систему.

    Для того чтобы отечественная продукция могла конкурировать как по качеству, так и по цене с импортными аналогами, уже сейчас должны быть предприняты меры по повышению ее конкурентоспособности и соответствию мировым стандартам качества.

    Для определения возможных сценариев экономического развития Казахстана на средне- и долгосрочный периоды проводится детальный анализ последствий вступления Казахстана в ВТО. При этом внимание регионов и предприятий акцентируется на проведении целенаправленной работы по подготовке экономики областей к условиям предстоящего членства в ВТО, адаптированию предприятий и предпринимательских структур к условиям жесткой конкуренции, внедрению новейших технологий и инновационных разработок для производства конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.

    Безусловно, для обеспечения эффективности реализации Стратегии требуется создание эффективного механизма по взаимодействию с местными исполнительными органами, деловыми и научными кругами. Для этого акимы областей и городов Астана и Алматы до конца текущего года должны утвердить региональные планы по реализации первого этапа Стратегии. При информировании общественности о задачах и приоритетах Стратегии немаловажное значение будет уделяться проведению выездных региональных семинаров-совещаний, презентаций, встреч.

    Такие мероприятия позволят совместно обсуждать ход ее реализации и принимать оптимальные меры по повышению инновационной активности предпринимателей, улучшению инвестиционной привлекательности обрабатывающих предприятий и развитию трансферта технологий. Соответствующие информационные материалы будут размещены в средствах массовой информации.

    Все это будет стимулировать малый и средний бизнес на создание современных производств и перспективных инвестпроектов, а научные круги - на разработку новой техники и технологий.

    Таким образом, ожидаемыми результатами реализации первого этапа Стратегии должны стать качественное улучшение использования достижений науки в повышении конкурентоспособности отраслей промышленности, создание методологических баз для отслеживания эффективности принимаемых мер по индустриально-инновационному развитию, а также снижение рисков для притока иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор.



Похожие публикации