Обязательные избыточные резервы банка формулы. Учимся решать экономические задачи. · Задачи на взаимосвязь денежных агрегатов. Денежно-кредитное регулирование. Монетаризм. Правило Фридмена

В процессе формирования предложения денег участвуют следующие субъекты: Центральный банк , коммерческие банки , вкладчики - субъекты, чьи депозиты хранятся в банках, заемщики - частные лица и организации, получающие кредиты в банках, а также организации, выпускающие облигации, которые приобретаются банками.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием. Резервы состоят из депозитов, размещенных коммерческими банками в Центральном банке, и наличных средств, которые физически находятся в банке. Резервы для банков являются активами, а для Центрального банка – пассивами, поскольку банки в любой момент могут потребовать оплатить их, и Центральный банк обязан удовлетворить это требование. Общая сумма резервов может быть разбита на две категории: резервы, которые банки держат по требованию Центрального банка (обязательные резервы ), и дополнительные резервы, которые банки держат по собственному усмотрению (избыточные резервы ) . Объем обязательных резервов определяется с помощью нормы обязательных резервов (r) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15% для разных стран и банков.

Центральный банк может увеличить резервы банковской системы и соответственно предложение денег двумя способами: предоставив коммерческим банкам кредит и скупив государственные облигации. Обе эти операции являются активными статьями баланса Центрального банка, и изменение их одновременно изменяет величину резервов банковской системы.

Кредитные операции коммерческих банков также изменяют объем денежного предложения: оно увеличивается, когда банки выдают ссуды и сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды. В этом случае происходит кредитная (депозитная) мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Рассмотрим этот процесс более подробно. Предположим, что депозиты банка «А» выросли на 1000 ден. ед. Для того, чтобы в любой момент можно было бы выдать деньги вкладчику, нет необходимости держать всю сумму вкладов в банке. Для этого достаточно только части, которая называется обязательными резервами. Возьмем для нашего случая резервную норму, равную 20%, тогда размер ссуды, которую данный коммерческих банк может выдать заемщику, будет определяться суммой избыточных резервов , которые получаются как разность между суммой депозитов и суммой обязательных резервов: 1000-200=800 (д.е.). Таким образом, банк «А» увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800+1000=1800 (д.е.). Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, т.е., банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличивать предложение денег.


Однако на этом процесс роста денежного предложения не заканчивается. Тот, кто взял деньги в ссуду, будет их тратить, покупая что-либо, а тот, кто продает, будет получать деньги и класть их в коммерческий банк, пусть в нашем примере это будет банк «Б». При резервной норме 20%, банк «Б» в обязательных резервах будет оставлять 160 д.е. (20% от 800 д.е.), а остальные 640 д.е. (это избыточные резервы банка «Б») использовать для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц. Банк «В», куда могут попасть эти деньги в процессе использования кредита заемщиком банка «Б», добавит еще 512 единиц (избыточные резервы банка «В») и т.д. Этот процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада (1000 ден. ед.) не будет использована банковской системой в качестве резервов. В нашем условном примере сумма новых денег будет равна:

1000 (1+(1–0,2)+(1-0,2)2+(1-0,2)3+…)=1/0,2 х 1000 (5.1)

В общем виде дополнительное предложение денег (D МS), возникшее в результате появления в банковской системе нового депозита, будет равно:

D МS = 1/r D, (5.2),

где r –обязательная резервная норма, D – первоначальный депозит.

Коэффициент 1/r называется банковским (депозитным) мультипликатором или мультипликатором денежной экспансии, который показывает, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему в расчете на одну денежную единицу.

Независимо от того, направляет ли банк свои избыточные резервы на предоставление кредитов, или на покупку ценных бумаг, его роль в процессе создания новых денег (депозитов) не меняется.

Существуют два вида изъятия денег у банков, которые уменьшают способность банковской системы к созданию денег:

1) Утечка наличных денег, т.е. далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются обратно в банки на депозиты, часть их продолжает циркулировать в форме наличных денег. Кроме того, клиенты банков могут брать наличные деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.

2) Избыточные резервы. Чем больше размер обязательных резервов, тем меньше суммарный потенциал банковской системы к расширению кредита, а, следовательно, и количество новых денег.

Более общая модель изменения предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Хотя Центральный банк в состоянии контролировать денежную базу (сумма наличных денег в обращении и резервов коммерческих банков, другими словами это деньги повышенной мощности и обозначаются как МВ), он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домашние хозяйства и фирмы решают, какая часть МВ должна существовать в виде наличности. Кроме того, Центральный банк заинтересован в управлении не резервами как таковыми, а скорее совокупной денежной массой (М1, М2 и другими денежными агрегатами). Поэтому уместней пользоваться мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором (m), который связывает денежную базу с денежным агрегатом (например, М1):

m = М1(МS)/МВ (5.3),

т.е. денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе. Его можно представить как отношение суммы «наличность-депозиты» и суммы «наличность-резервы»:

m= C+D/С+R (5.4)

Разделим числитель и знаменатель правой части уравнения (5.4) на D (депозиты) и получим:

m= c +1 /c +r (5.5),

где c – C/D, r - R /D

Величина «c» - отношение «наличность-депозиты» - определяется, главным образом, поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Величина «r» -зависит от нормы обязательных резервов и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как:

MS =(c + 1 / c + r) MB (5.6)

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.

Важным свойством денежного мультипликатора является то, что он меньше банковского. Данное обстоятельство связано с тем, что при превращении какой-либо части прироста денежной базы в наличные деньги, она не будет участвовать в процессе многократного расширения депозитов, т.е. только часть прироста денежной базы будет участвовать в данном процессе. Прирост денежного предложения при заданном увеличении денежной базы будет меньше, чем в простой модели.

Центральный банк контролирует предложение денег, прежде всего, путем воздействия на денежную базу, что в свою очередь оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

1) Первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

2) Последующее изменение предложения денег через процесс мультипликации в системе коммерческих банков.

К факторам, определяющим величину денежного мультипликатора и соответственно предложения денег, относятся следующие: норма обязательного резервирования и коэффициент «с» – отношение «наличность-депозиты». Эти показатели и денежное предложение находятся в обратной зависимости, а также незаимствованная денежная база (разность между денежной базой и объемом кредитов, выданных Центральным банком, это наиболее контролируемая часть денежной базы) и объем рефинансирования . Эти показатели оказывают прямое влияние на денежное предложение.

Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект.

Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Опреации на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резервов

Инструменты денежно-кредитной политики, они же методы воздействия Центрального банка на объем и структуру денежного предложения, позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. К ним относятся:

1. Лимиты кредитования, прямое ограничение процентных ставок – инструменты прямого регулирования,

2. Операции на открытом рынке ценных бумаг,

3. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента,

4. Манипулирование нормой обязательных резервов.

Пункты 2, 3, 4 – это инструменты косвенного регулирования. Эффективность их использования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В трансформационной экономике используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми в процессе перехода к рынку. Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами государственной политики. Промежуточные и операционные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и достигаются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов. Рассмотрим их подробнее.

Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичных рынках, т.к. деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации, либо Казначейские векселя.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от того, в какой пропорции прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Операции на открытом рынке можно разделить на два типа: динамические, направленные на изменение объема резервов и денежной базы, и защитные операции, цель которых – ослабление влияния, оказываемого на денежную базу другими факторами, например изменением объема средств правительства на счетах в Центральном банке и некоторыми другими. Иногда операции на открытом рынке сводятся непосредственно к покупке или продаже ценных бумаг. Но, как правило, осуществляются два типа сделок другого характера: соглашения об обратном выкупе (репо), когда Центральный банк покупает ценные бумаги и при этом оговаривает, что продавцы выкупят их обратно через некоторое время, обычно не более чем через неделю. Репо является временной операцией покупки и считается наиболее эффективным способом проведения тех защитных операций, которые предполагается в скором времени обратить. Если Центральный банк стремится осуществить временную продажу на открытом рынке, то он прибегает к компенсирующим операциям купли-продажи (обратные репо), в рамках которых Центральный банк продает ценные бумаги, оговаривая свое право их выкупа в ближайшем будущем.

Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики:

· Центральный банк может полностью контролировать объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков.

· Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах.

· Операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, Центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку.

· Операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно дать лишь указания дилерам рынка ценных бумаг и торговая операция будет осуществлена.

Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента получило название дисконтной политики. Учетная (дисконтная) ставка – это процент, по которому Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под учет их векселей. Центральный банк может влиять на объем рефинансирования, воздействуя на стоимость кредитов(величину учетной ставки). Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд субъектам хозяйствования. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Политика предоставления банкам кредитов по учетной ставке носит название политики дисконтного окна. Центральный банк может воздействовать на объем рефинансирования,воздействуя на количество предоставляемых кредитов через управление дисконтным окном. Кредиты по учетной ставке для банков бывают трех типов: корректирующий (к нему прибегают банки для решения краткосрочных проблем с ликвидностью в результате временного уменьшения объема депозитов), сезонный (предоставляется в определенное время года ограниченному числу банков, работающих в сельскохозяйственной отрасли), расширенный (выдается банкам, испытывающим серьезные проблемы с ликвидностью). Поскольку учетная ставка процента бывает ниже рыночной, у банков возникает стимул брать дешевые кредиты по учетной ставке и далее использовать эти средства с более высоким уровнем доходности. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования и Центральный банк устанавливает правила, которые исключают возможность частого заимствования по учетной ставке.

Помимо влияния на денежную базу и предложение денег, дисконтная политика очень важна для предотвращения банковской и финансовой паники, т.е. она является наиболее эффективным способом предоставления банковской системе резервов во время банковского кризиса, поскольку дополнительные резервы немедленно поступают в банки, которые более всего нуждаются в них. В этом смысле Центральный банк выполняет функцию кредитора в последней инстанции и это очень важное преимущество дисконтной политики. Однако, выполнение Центральным банком данной функции создает проблему недобросовестного поведения банков и небанковских финансовых учреждений: они берут на себя больший риск и связанные с ним возможные убытки, зная, что при возникновении проблемной ситуации всегда смогут получить кредит у Центрального банка. Следовательно, Центральный банк должен принимать меры, чтобы не становиться кредитором в последней инстанции слишком часто.

Дисконтная политика имеет ряд недостатков, которые не дают основания рекомендовать ее в качестве эффективного инструмента контроля над денежным предложением. Во-первых, фиксация учетной ставки при изменениях рыночной ставки процента, может привести к резким колебаниям спрэда – разницы между рыночной ставкой процента и учетной ставкой, что ведет к незапланированным изменениям объемов рефинансирования и соответственно предложения денег. И во-вторых, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке, поскольку объемы рефинансирования не полностью находятся под контролем, как объемы купли-продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк может изменить учетную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.

Изменение учетной ставки рассматривается как индикатор денежно-кредитной политики. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками коммерческих банков. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной (жесткой) денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки по ссудам коммерческих банков, предоставляемым ими небанковскому сектору. Таким образом дисконтная политика имеет эффект сигнала для субъектов хозяйствования о намерениях Центрального банка.

Манипулирование нормой обязательных резервов. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. В современных условиях обязательные резервы служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов. Чем выше установленная Центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.

Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, т.к. небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования. Еще одним недостатком использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что ее увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.

В последние годы Центральные банки многих стран мира снижали либо полностью отказывались от резервных требований. Из-за того, что Центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческим банкам, банки ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы, например, выдавали эти деньги в ссуду. Издержки, с которыми связано обязательное резервирование, говорят о том, что стоимость привлечения средств для банков выше, чем для других финансовых посредников, на которых не распространяются резервные требования. По этой причине банки оказываются менее конкурентоспособными, и Центральные банки снижали нормы обязательных резервов для того, чтобы повысить конкурентоспособность коммерческих банков. Тем не менее, полностью отказываться от обязательного резервирования не имеет смысла, поскольку его существование обеспечивает большую стабильность денежного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предложением денег.

5.4. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Политика "дешевых денег". Политика "дорогих денег"

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на организацию и функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, то есть реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. Структура трансмиссионного механизма состоит из цепочек макроэкономических переменных, по которым передаются изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от конкретных условий, особенностей поведения экономических субъектов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитной политики. Существуют теоретические разногласия между кейнсианцами и монетаристами относительно трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Кейнсианский подход : Общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо. Предложение денег – некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной (см. рис.5.4).

Рис. 5.4. Денежный рынок

Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При r* предприятиям выгодно инвестировать I* (см. рис.5.4). Изменение процентной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент общих расходов, чем на изменение расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.

Рис. 5.5. Спрос на инвестиции

Рис. 5.6. Равновесный ВНП

На рисунке 5.6 представлена простая доходно-расходная модель частной закрытой экономики для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*.

Какие варианты денежно-кредитной политики могут применяться:

· Если равновесному ВНП на уровне Y* сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то Центральный Банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рот инвестиций и ВНП.

· Если равновесному уровню ВНП (Y*) соответствует инфляция спроса, то Центральный банк прибегает к политике дорогих денег , которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

Изменение величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем сильнее будет влияние изменения предложения денег на процентную ставку (см. рис.5.4). Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем более пологой будет кривая спроса на инвестиции (см. рис.5.5).

Существует проблема обратной связи, которая усложняет результативность денежно-кредитной политики.Надо признать, что уровень ВНП также может определять равновесную ставку процента (движение от рис.5.6 к рис.5.4). Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП. Рост ВНП, вызванный политикой дешевых денег, в свою очередь увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот.

Таким образом, кейнсианский трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики можно представить следующим образом:

Изменение денежно-кредитной политики – изменение резервов коммерческих банков – изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение номинального ВНП.

Если первоначально экономика работает не на полную мощность, изменения в инвестициях влияют на номинальный ВНП посредством изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ВНП через изменение уровня цен.

По мнению кейнсианцев, в цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев, в результате чего денежно-кредитная политика является ненадежным средством стабилизации по сравнению с фискальной политикой. Она будет неэффективной в случае, если:

· кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута (см. рис.5.4, рис.5.5).

· возможно нестабильное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменений процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет (см. рис.5.5).

· Если коммерческие банки не будут отвечать, к примеру, политике дешевых денег выдавать ссуды, а население не проявит желания брать кредиты.

Монетаристский подход к определению трансмиссионного механизма: Монетаристы видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Они утверждают, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов – реальные и финансовые, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной, в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменения самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ВНП.

Монетаристы полагают, что, хотя изменение денежного предложения (М) может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к таким изменениям, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаристы считают экономику внутренне устойчивой и стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Конкретный уровень этого объема зависит от таких реальных факторов, как количество и качество труда, земли, капитала и технологий. Здесь важно отметить, что если объем производства в условиях полного использования мощностей постоянен, то изменения М приведут только к изменениям цен (Р).

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.



Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено. Для этого используются следующие приемы:

· покупки на открытом рынке;

· снижение нормы обязательного резервирования;

· снижение учетной ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег. Применяются следующие меры:

· продажи на открытом рынке;

· повышение нормы обязательного резервирования;

· повышение учетной ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП. Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

(График не приводится)

С середины 1999 года средний уровень банковских резервов в форме остатков на корреспондентских счетах в Банке России по отношению к привлеченным средствам с учетом сезонных колебаний устойчиво составляет 13 - 14 %.

Это свидетельствует, с одной стороны, о сформировавшемся у банков спросе на необходимый размер свободных резервов в текущих условиях функционирования платежной системы и рисковых оценок, а с другой - о том, что Банк России через депозитные операции связал, по существу, всю относительно избыточную банковскую ликвидность без какого - либо риска для появления проблем с расчетами, действенно используя при этом процентную политику по своим операциям.

Сохраняющийся рост резервов банковской системы, в том числе свободных, вследствие все еще слабого механизма денежной трансмиссии предопределил тенденцию снижения денежного мультипликатора в первом полугодии 2000 года и едва наметившийся его рост в третьем квартале.

В 2000 году Банк России ставил своей целью опосредованно через свои операции воздействовать на снижение процентных ставок денежного рынка до уровня, стимулирующего спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора. Денежно-кредитная политика Банка России содействовала плавному понижению процентных ставок, а наличие свободных ресурсов в банковском секторе, постепенное снижение кредитных рисков и общее улучшение экономической ситуации обусловили сокращение за 9 месяцев 2000 года средневзвешенных ставок по кредитам, предоставленным юридическим лицам коммерческими банками на все сроки до года, с 34 до 20,9 %. Снизилась также и маржа по операциям с юридическими лицами (с 21,1 % в январе до 8,5 % в сентябре), но ее уровень еще достаточно высок, так же как и риски кредитования. В то же время понижение общего уровня процентных ставок особенно сказывается на сокращении ставок по депозитам физических лиц, которые в течение 9 месяцев 2000 года в реальном выражении оставались отрицательными.

Депозиты в иностранной валюте возросли за январь - сентябрь 2000 года на 36,9 % (в долларовом исчислении). Динамика указанных депозитов была неустойчивой. Высокие темпы прироста депозитов в иностранной валюте в отдельные месяцы (до 10 %) чередовались с абсолютным сокращением их размеров. В результате денежный агрегат М2Х возрос за 9 месяцев 2000 года на 40 %, что не превышало темпов прироста денежной массы М2.

В 2000 году развитие российской экономики находилось под влиянием благоприятной конъюнктуры, сложившейся на мировых рынках сырьевых товаров. Имел место устойчивый приток иностранной валюты, превысивший прогнозные оценки. Сформировались условия, которые позволяли либо существенно номинально укрепить рубль, либо форсированно накапливать валютные резервы с необходимой стерилизацией свободной ликвидности.

Следуя линии на долгосрочную стабильность национальной валюты и учитывая временный характер факторов, лежащих в основе улучшения платежного баланса, Банк России не стремился ускоренными темпами укреплять рубль, а использовал тактику накопления резервов, имея в виду аккумулирование международной ликвидности в объемах, достаточных для противостояния чрезмерному девальвационному давлению в период будущего вероятного снижения мировых цен на энергоносители и роста потребности в валюте во время крупных выплат по внешнему долгу.

Не допуская существенного укрепления рубля, Банк России при проведении интервенций на валютном рынке выбирал такой уровень валютного курса, который позволял регулировать и темп роста денежной массы с учетом растущего спроса на деньги. При принятии решений Банк России учитывал действие очень большого спектра экономических факторов и тенденций.

Рост денежной массы в 2000 году происходил в условиях замедления темпов инфляции. Банк России воздействовал на денежное предложение для приведения его в соответствие с установленной целью по уровню инфляции. При этом радикальных мер по ограничению темпов роста денежной массы с целью обязательного выхода на установленную в конце 1999 года траекторию динамики денежной массы не предпринималось, поскольку динамика целого спектра экономических индикаторов и постоянно проводимые расчеты последствий такого ускоренного роста денежной массы свидетельствовали о том, что непосредственной инфляционной угрозы этот процесс не содержал. Удовлетворительное состояние государственных финансов даже с учетом обслуживания внешнего долга страны не оказывало расширяющего влияния на рост денежного предложения, эмитированная рублевая масса поступала в распоряжение главным образом реального сектора экономики. Кроме того, высокий уровень активного сальдо текущего счета платежного баланса, а также достаточно умеренный рост потребительских расходов, отстающий по своим темпам от роста производства, не свидетельствовали о чрезмерном спросе и, соответственно, «избыточности» денежной массы.

ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ

ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ

превышение минимального уровня резервных запасов, которые банки в обязательном порядке должны держать в виде наличности в собственных хранилищах или в виде вкладов в центральном банке страны.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ" в других словарях:

    - (excess reserves) Имеющиеся у банка резервы, превышающие установленные их объемы. Эта нежелательная ситуация возникает в результате малого спроса на ссуды или высоких процентных ставок. Банки часто продают излишние резервы друг другу. Финансы.… … Финансовый словарь

    избыточные резервы - Имеющиеся у банка резервы, превышающие установленные их объемы. Эта нежелательная ситуация возникает в результате малого спроса на ссуды или высоких процентных ставок. Банки часто продают излишние резервы друг другу.… … Справочник технического переводчика

    Избыточные резервы - (EXCESS RESERVES) резервы, которые депозитное учреждение (или банковская система в целом) имеет сверх обязательных резервов; суммарные резервы за вычетом обязательных … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

    Избыточные резервы - Любое превышение размеров существующих резервов по сравнению с требуемыми резервами … Инвестиционный словарь

    избыточные резервы - превышение минимального уровня резервных запасов, которые банки в обязательном порядке должны держать в виде наличности в собственных хранилищах или в виде вкладов в центральном банке страны … Словарь экономических терминов

    - (см. ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Конвертируемость (обратимость) национальной валюты - свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в качестве обязательного посредника обслуживают развитие форм внешнеэкономической деятельности, выступают во всех сферах международного обмена. Через механизм конвертируемости валют решаются проблемы международного платежного средства, использования валюты одного государства на территории других государств.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

а) свободно конвертируемая (резервная);

б) частично конвертируемая;

в) замкнутая.

Свободно конвертируемая валюта неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Конвертируемую валюту наиболее развитых стран называют резервной валютой, т.к. в ней Центробанки накапливают и хранят резервы для международных расчетов и обеспечения своей национальной валюты.

Частично конвертируемая валюта , как правило, обменивается только на некоторые иностранные валюты.

Замкнутая валюта национальная валюта, которая обращается и функционирует только в пределах своей страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Цели валютных ограничений: - выравнивание платежного баланса; - поддержание валютного курса; - концентрация валютных ценностей в руках государства.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

8.Обязательные и избыточные резервы банка, их формирование и назначение

Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет Центральный банк. Обязательные резервы – это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет отделения Центрального банка. По разным вкладам (до востребования, срочным и т.д.) устанавливается своя резервная норма – процент от суммы депозитов. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно (доля резерва в активах банка колеблется от 3 до 20%) и являютсяинструментом регулирования количества денег в стране.

Избыточные резервы – это разность между общими резервами банка и обязательными резервами, их называют ссудным потенциалом банка . Ссудный потенциал банковской системы равен сумме избыточных резервов всех коммерческих банков, деленной на норму обязательного резервирования.

Формирование обязательных резервов несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов. Избыточные резервы банк может использовать дляприращения денег.

Формирование обязательных резервов носит обязательный характер и включается всебестоимость оказываемых банковских услуг. В отдельных случаях средства обязательных резервов формируются за счет прибыли.Объем обязательных резервов определяется спомощью нормы обязательных резервов (r ) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15 % для разных стран и банков.



Похожие публикации